» » Южный федеральный университет. Южный федеральный университет Входит в состав

Южный федеральный университет. Южный федеральный университет Входит в состав

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.


Профессиональные интересы :

Социология личности, личность и идеология, гуманистическая идеология.



Исследовательские проекты :

2007 г. - Российский государственный научный фонд: «Этнократии на Северном Кавказе: механизмы формирования и пути трансформации в региональную элиту» (совместно с А.В. Лубским, В.В. Черноусом и др.); Южный федеральный университет (внутренний грант) «Молодежь Юга России: проблемы самоорганизации, технологии социального управления и профилактика экстремизма» (совместно с Г.И. Герасимовым, В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.).
2006 г. - Межрегиональный институт общественных наук: Ислам в России: Научный семинар «Радикальное направление в исламской идеологии».
2005 г. - Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области «Изучение жилищных проблем молодых семей Ростовской области» (совместно с В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.);
2004 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Глобальные и социокультурные факторы конфликтогенности и стабильности на Юге России» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В. Черноусом и др.); Межрегиональный институт общественных наук: «Кавказ после холодной войны: пути стабилизации»; Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации: «Динамика общественного мнения молодежи Ростовской области по проблемам экстремизма и терроризма»;
2003 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Федеративные отношения на Юге России: состояние и пути развития» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В.Черноусом и др.).
1996 г. - Фонд «Культурная инициатива»: «Легитимность политической власти» (совместно с А.В. Лубским и др.).
1995 г. - Фонд Сороса: «Философия»; Фонд фундаментальных исследований: «Социология» (совместно с И.В. Мостовой).



Учебные курсы :

«Многомерный мир современного человека», «Идеология и личность», «Социология личности», «Современные идеологии», «Ключевые понятия социологии», «Гуманизм - идеология для России».



Публикации :

2007 г.:
Обществознание: Учеб. пособие М., (в соавт.).
Социология: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
Социология: Учебник. Изд-е 3-е. Ростов н/Д..
Социология: история и современность. Изд. 2-е. Ростов н/Д.,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).

2006 г.:
Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М..
Трансформация системы ценностей современного российского общества. М..
Социология: Учебник. М.
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д.. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.
Социология: Курс лекций. Изд. 2-е. перераб. и доп. Ростов н/Д..
Профессиональная переподготовка: Учеб.-метод. указания. Ростов н/Д., (в соавт.).

2005 г.:
Региональная политика и идеология в современной России. Ростов н/Д,.
Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д.
Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М.

2004 г.:
Идеология и гуманизм. М., (в соавт.).
Социология: Учебник. Ростов н/Д,.

2003 г.:
Дополнительное профессиональное образование в Ростовском государственном университете. Ростов н/Д.
Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). Ростов н/Д.

2001 г.:
Обществознание: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, (в соавт.).
Идеология гуманизма и современный мир. М., (в соавт.).

2000 г.:
Молодежь современной России: Условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.,(в соавт.)
Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д.
Проблемы формирования идеологий регионального развития. Ростов н/Д, (в соавт.).
Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее Росси). М..

Дополните информацию о персоне

Биография

Специалист по социальной философии и социологии.

Директор Института по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, Директор Южнороссийского филиала Института социологии РАН, Заведующий кафедрой социологии, политологии и права ИППК ЮФУ.

Научные интересы

  • социология личности
  • личность и идеология

Волков разрабатывает концепцию целостной личности и интегральной природы человека; теорию взаимодействия об-ва и личности в трансформируемом социуме.

Им обосновываются идея гуманистической идеологии, положение о рационализации политики и управления в совр. росс. условиях;

Исследуется процесс форм-ия ценностных ориентации населения в переходный период, а также факторы оптимального функционирования новых образовательных ин-тов.

Публикации

Всего более 150 трудов, ряд работ переведен на английский, немецкий и сербский языки. Опубликовано более 10 учебников и учебных пособий с грифом Минобразования РФ.

2007

  • Обществознание: Учеб. пособие М., (в соавт.).
  • Социология: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
  • Социология: Учебник. Изд-е 3-е. Ростов н/Д..
  • Социология: история и современность. Изд. 2-е. Ростов н/Д.,(в соавт.).
  • Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).

2006

  • Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М..
  • Трансформация системы ценностей современного российского общества. М..
  • Социология: Учебник. М.
  • Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д.. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.
  • Социология: Курс лекций. Изд. 2-е. перераб. и доп. Ростов н/Д..
  • Профессиональная переподготовка: Учеб.-метод. указания. Ростов н/Д., (в соавт.).

2005

  • Региональная политика и идеология в современной России. Ростов н/Д,.
  • Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д.
  • Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М.

2004

  • Идеология и гуманизм. М., (в соавт.).
  • Социология: Учебник. Ростов н/Д,.

2003

  • Дополнительное профессиональное образование в Ростовском государственном университете. Ростов н/Д.
  • Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). Ростов н/Д.

2001

  • Обществознание: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
  • Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, (в соавт.).
  • Идеология гуманизма и современный мир. М., (в соавт.).

2000

  • Молодежь современной России: Условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д,(в соавт.).
  • Социология: Учебник. М.,(в соавт.)
  • Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д.
  • Проблемы формирования идеологий регионального развития. Ростов н/Д, (в соавт.).
  • Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее Росси). М..

1999

  • Идеология и гуманистическое будущее России. Ростов н/Д.
  • Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
  • Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. Ростов н/Д, (в соавт.).
  • Социология: История и современность: Учеб. пособие. Ростов н/Д, (в соавт.).
  • Человек. Энциклопедический словарь. М., (в соавт.).
  • Политология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., (в соавт.).

1998

  • Личность и хуманизам. Београд.
  • Многомерный мир современного человека. М.
  • Социология: Учебник. М., (в соавт.).

1997

  • Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов н/Д, (в соавт.).

1996

  • Легитимность политической власти (методологические проблемы и российские реалии). М., (в соавт.).

1995

  • Ноmо Нumanus. Личность и гуманизм. М.

1994

  • Интегральная природа человека. Ростов н/Д, (в соавт.).

1993

  • Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д, (в соавт.).

1985

  • Целостная личность: Сущность, пути формирования. Ростов н/Д.

1984

  • Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности. М.

Достижения

  • Доктор философских наук
  • профессор
  • Заслуженный деятель науки РФ

Награды

  • Лауреат премии им. И.Г. Петровского (за цикл научно-педагогических работ по социологии)
  • серебряная медаль им. П. Сорокина (за вклад в развитие социологии в России)

Членство в академиях и научных обществах

  • Вице-президент Академии гуманитарных наук РФ
  • член ВАКа России
  • председатель докторского диссертационного совета по философским и социологическим наукам
  • иностранный член Сербской академии образования
  • Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия
  • Заслуженный деятель науки Республики Адыгея
  • член редколлегии журналов «Социологические исследования» «Научная мысль Кавказа» «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион» «Социально-гуманитарные знания».

Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология

Предисловие

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
§ 1.1. Социология как наука
Социология и другие науки
Определения предмета социологии

§ 1.2. Развитие социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Становление социологии как науки
Классические социологические теории
Русская социологическая мысль
Современные социологические теории

§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Уровни анализа
Социологические парадигмы

§ 1.4. Теоретические подходы в социологии

Функционализм
Теория конфликта
Символический интеракционизм

§ 1.5. Социологическое исследование

Основные понятия
Этапы социологического исследования
Методы исследования
Исследовательская этика
Социологическая перспектива
Социологическое воображение

Глава 2. КУЛЬТУРА
§ 2.1. Определения культуры

§ 2.2. Компоненты культуры

Нормы
Ценности
Символы и язык

§ 2.3. Культура и миф

Основные теории
Идеология

§ 2.4. Единство и разнообразие культур

Культурные универсалии
Культурная интеграция
Этноцентризм
Культурный релятивизм
Субкультуры и контркультуры
Культурная эволюция

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
§ 3.1. Основы социализации
Значение социализации
Природа и воспитание
Социальная коммуникация
Определение ситуации

§ 3.2. Личность

Характеристики личности
Самость
Теория “зеркального Я”
Понятие “обобщенного другого”
Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла

Жизненный цикл в разных культурах
Детство
Подростковый возраст
Ранняя зрелость, или молодость
Средний возраст, или зрелость
Пожилой возраст, или старость
Смерть

§ 3.4. Ресоциализация

Глава 4.

§ 4.2. Классификация социальных групп

Социальные связи
Первичные и вторичные группы
Внутренние и внешние группы
Референтные группы

§ 4.3. Групповая динамика

Размер групп
Лидерство
Социальное манкирование
Социальные дилеммы
Групповое мышление
Конформизм

§ 4.4. Социальные организации

Характерные черты организации
Формальные организации
Типы формальных организаций
Бюрократия
Веберовская концепция бюрократии
Недостатки бюрократии
Управление в организациях
Неформальные организации

Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 5.1. Природа девиации
Социальные характеристики девиации
Социальный контроль
Социальные эффекты девиации

§ 5.2. Социологические теории девиации

Изучение девиантного поведения
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации

§ 5.3. Преступление и система правосудия

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 6.1. Модели социальной стратификации
Социальная дифференциация
Открытые и закрытые системы стратификации
Измерения стратификации

§ 6.2. Системы социальной стратификации

Рабство
Касты
Кланы
Классы
Гендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. Теории социального неравенства

Функционалистская теория стратификации
Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. Классовая система современных обществ

Социальные классы
Стратификация современного российского общества
Идентификация социальных классов
Значение социальных классов
Средний класс
Бедность в России
Депривация

§ 6.5. Социальная мобильность

Формы социальной мобильности
Социальная мобильность в индустриальных обществах
Процессы достижения статуса

Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация
Расы, этнические группы и меньшинства
Предубеждения и дискриминация
Политика доминирующей группы
Функционалистская и конфликтологическая теории
Национально-этнический состав России

§ 7.2. Гендерная стратификация

Женское меньшинство
Гендерные роли и культура
Гендерная самоидентификация
Гендерные роли в России и западных странах

Глава 8. СЕМЬЯ
§ 8.1. Структура семьи
Роль семьи
Типы семьи
Формы брака
Функционалистский подход к проблеме семьи
Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. Брак и семья в России и США

Выбор партнера для брака
Детность семьи
Статус родителей
Работающие матери
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
Динамика браков и разводов в России
Семьи с неродным отцом или матерью
Забота о пожилых

§ 8.3. Альтернативные жизненные стили

Причины разнообразия жизненных стилей
Холостяцкая жизнь
Незарегистрированные пары
Семьи с родителями-одиночками

§ 9.2. Образование

Обучение и образование
Функционалистский подход к образованию
Конфликтология об образовании
Образование в современной России

§ 9.3. Здравоохранение

Функционалистский подход к здравоохранению
Конфликтологический подход к здравоохранению
Система здравоохранения
Здоровье населения России

ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
§ 10.1. Экологическая среда
Экосистема
Эффекты перенаселения

§ 10.2. Народонаселение

Рост населения в мире
Факторы, влияющие на изменение численности населения
Демографические процессы в России
Структура населения
Мальтус и Маркс
Теория демографического перехода
Демографическая политика
Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. Городская среда

Зарождение и эволюция городов
Модели роста городов
Российские города

§ 11.2. Коллективное поведение

Разнообразие моделей коллективного поведения
Предпосылки коллективного поведения
Объяснения поведения толпы

§ 11.3. Социальные движения

Типы социальных движений
Социальная революция
Терроризм
Причины социальных движений
Социальные проблемы

Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Изменения в мире
Многополярный мир
Место России в мировом сообществе

Словарь специальных терминов

Литература

МОСКВА
2003

Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”

Рецензенты:
член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В.Дмитриев, доктор философских наук, профессор Н.С.Слепцов

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.
Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности.
В предлагаемом учебнике последовательно излагаются принципы, законы и закономерности возникновения и функционирования человеческих обществ, организованные в систему наукой, которую ее основатель О. Конт назвал социологией.
Учебный курс социологии ставит целью дать студентам достаточно полный компедиум знаний о специфике социологии и ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.
Расположение материала и данные социологических исследований, примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.
В этом учебнике главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов.
Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.
Многие ключевые темы – теория и практика социологических исследований, культура, социализация, группы и организации, девиация и социальный контроль, социальная стратификация, раса, пол, семья, религия, общество и социальные изменения – рассмотрены здесь более полно, чем в большинстве учебников по социологии.
В конце учебника приводится перечень ключевых терминов и определений. Наиболее важные социологические термины выделены шрифтом, их определения приводятся в учебнике по мере появления указанных терминов в тексте.
Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Настоящая книга опирается на материалы лучших зарубежных и отечественных учебников социологии – Э. Аспа, Э. Гидденса, А. Джонсона, Дж. У. Вандер Зандена, Р. Лэмма и Р. Шефера, А. Мендра, Н. Смелзера, Дж. Ритцера, Дж. М. Хинслина, а также многих научных статей.
Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Мы убеждены, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и именно поэтому мы написали эту книгу.
Авторы

М.: 2012. - 400 с.

В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению "Социология" (квалификация - магистр социологии), рассматриваются роль социологии в обеспечении познания общественных явлений и научной ориентации практической деятельности, социальная реальность с позиций социологических подходов, относящихся к явлениям политической жизни и управленческой деятельности, на основе концептуальных положений. Для магистрантов (магистерские программы "Методология современного социального познания", "Социология управления", "Социология политики и международных отношений"), аспирантов, соискателей (подготовки к экзамену кандидатского минимума), а также преподавателей высших учебных заведений.

Формат: pdf

Размер: 1,6 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ 14
1.1. Базисные и производные проявления социальности и их отражение в категориях социологической науки 15
1.2. Социальные системы и современные подходы к анализу социальной структуры общества 46
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДА 66
2.1. Сущность труда. Современная концепция 66
2.2. Социологические аспекты разделения труда, его содержания и характера 84
2.3. Институциональные формы организации коллективного труда и трудовая среда 124
2.4. Формирование субъекта трудовой деятельности и его включение в эту деятельность 151
2.5. Отношение работников к труду. Трудовое поведение 179
2.6. Социальная мобильность в сфере труда 204
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 214
3.1. Социальное взаимодействие и политика 218
3.2. Социологический анализ связей политики с экономической и духовной сферами общественной жизни 248
3.3. Взаимодействие власти и человека 264
4. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 291
4.1. Управление как вид социальной деятельности, необходимость повышения его научного уровня в современных условиях 291
4.2. Специфика социологического подхода к анализу управления в общественных системах 316
4.3. Социальное управление как вид управленческой деятельности в обществе 334
5. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 367
5.1. Самоуправление как системный механизм и социальный институт. Сущность и основные признаки 367
5.2. Проблемы становления местного самоуправления в современной России 382
ЛИТЕРАТУРА 395

ВВЕДЕНИЕ
Теперь уже вряд ли требуется приводить пространные доказательства в обоснование того, что социология - это не эмпирическая прикладная дисциплина или, более того, совокупность эмпирических методов исследования общественных явлений, как официально считалось сравнительно недавно, а что это прежде всего теоретическая наука. Ее смысл и главная значимость в том, чтобы давать теоретическое объяснение сущности, структуры, взаимозависимости и т. д. общественных явлений - от простейших типа эпизодических социальных контактов до самых крупномасштабных и сложных, вплоть до строения и закономерностей функционирования и развития общества в целом.
Правда, при этом возникает вопрос, который, хотя и затрагивался многократно в научной литературе, остается пока не имеющим до конца убедительного разъяснения: как соотносится социология, претендующая на рассмотрение под каким-то своим углом зрения широчайшего круга общественных явлений, относящихся к самым разным сферам жизни общества, с науками, специально предназначенными для изучения различных по своей природе, по "принадлежности" к той или иной из этих сфер явлений, - экономических, политических и др. Иначе говоря, какова роль социологии в теоретическом осмыслении этих явлений, специально изучаемых экономической наукой, политологией и т. д., в чем заключается тот специфический угол зрения в подходе к ним, который присущ социологии. Не ставя целью дать исчерпывающую трактовку по этому довольно не простому и дискуссионному вопросу, что не входит в круг задач настоящего исследования и требует самостоятельного и весьма обстоятельного рассмотрения, выскажем лишь некоторые исходные положения, на которые опирается подход настоящего исследования к кругу проблем, отобранных в качестве его предмета.
Первое, из чего мы будем исходить, - широко распространенное в отечественном обществоведении, хотя и не являющееся общепризнанным, а потому дискуссионное представление, что в общественной жизни можно вычленить четыре основные - социальные, используя понятие, мало применяемое у нас, но распространенное в мировой социологии, - сферы: экономическую, социальную, политическую и сферу духовной жизни. Следовательно, социальные явления, отношения и т. д. не являются просто выражением каких-то особых "аспектов", характеристик экономических, политических, духовных явлений, как считают некоторые ученые, а образуют в своем системном единстве особую сферу общественной жизни - социальную, находящуюся "в одном ряду" с тремя другими названными социальными сферами. К этому, однако, следует добавить положение, к сожалению, не учитываемое авторами, даже исходящими из указанного и вполне разделяемого нами представления, что названные социетальные сферы не следует смешивать с системой также различных областей человеческой деятельности: производственной, потребительской, бытовой, досуговой и др. В отдельных случаях одним и тем же понятием, в частности термином "политическая", обозначаются и определенная область жизнедеятельности общества, и одна из социальных сфер. Но даже и здесь можно выявить несовпадение обозначаемых этим одним словом областей реальности.