» » Что представляет собой терроризм как общественное явление. Терроризм как опасное социальное явление

Что представляет собой терроризм как общественное явление. Терроризм как опасное социальное явление

Терроризм относится к одному из самых опасных и сложных, трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все разнообразные формы и угрожающие масштабы. Акты терроризма чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушения материальных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными, религиозными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Составляющие явлений "терроризм" и" международный терроризм " - акты насилия, отличаясь громадным разнообразием как по средствам и методам совершения, так и по субъектам, для Российской Федерации и для многих других стран феномены относительно новые. Эти преступления выходят за рамки обычных (уголовных) деяний, которые главным образом покушаются на безопасность и благосостояние личности. Терроризм и международный терроризм, наряду с иными формами преступности - врагами любой государственности, являются угрозой для безопасности личности - общества - государства - международного сообщества, воздействуя не только на правопорядок, но и на экономическую, политическую, государственную, жизнь народов, государств, национальных и международных регионов.

Терроризм -- политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова "террор" (лат. terror -- страх, ужас) являются слова "насилие", "запугивание", "устрашение". Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (УК, ст.205), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США -- как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества. В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма -- международный терроризм.

Виды терроризма

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

· Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) -- в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

· Организованный, коллективный -- террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм -- наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

· Националистический -- преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

· Религиозный -- может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);

· Идеологически заданный, социальный -- преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский "левый", экологический терроризм и др.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Примерно в середине 90-х годов Россия - вплотную столкнулась с проблемой терроризма. В 1995-1996 гг. самыми крупными террористическими актами в России были: набеги на г. Буденовск и г. Кизляр чеченских боевиков, взрыв на Котляковском кладбище в г. Москве, когда 13 человек погибло и 80 человек получили ранения, мощный взрыв в жилом доме в дагестанском городе Каспийске, когда погибло 68 человек. 31 декабря 1996 г. газета "Сегодня" подвела итог террористическим проявлениям в 1996 г., зафиксировав 33 факта. По данным газеты, примерно 90% таких фактов связаны со взрывом или попытками взрывов. В 1999 году взрывы в жилых домах в г. Москве и г. Волгодонске унесли сотни жизней. 11 сентября международная исламская террористическая организация Аль Каида произвела атаку на Пентагон (Вашингтон), и здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Террористы пытаются воздействовать, прежде всего, на общество и общественное мнение. Они, в первую очередь, хотят запугать людей. При этом угроза насилия или само насилие сопровождаются акциями устрашения, направленными на частичную или полную деморализацию общества в целом, и, как следствие, государственного аппарата. В конечном итоге количество жертв для террористов не имеет особого значения. Более важна демонстрация миллионам людей самого факта страдания людей, осуществляемая посредством СМИ.

29 марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро "Лубянка", во втором (по другой версии в третьем) вагоне. Ещё один взрыв в 8:37 произошёл на станции "Парк Культуры". В результате терактов погибло 40 человек, 85 ранено. Сотрудники правоохранительных органов установили личность одной из смертниц, устроивших теракты в московском метро. Взрыв на станции "Парк Культуры" произвела 17-летняя уроженка Хасавюртовского района Дагестана Джанет Абдурахманова -- вдова главаря дагестанских боевиков Умалата Магомедова по прозвищу Аль-Бара. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер "Кавказского эмирата" Доку Умаров. Так же уходящий 2011 год запомнится нам всем терактам в Домодедово. 24 января в Москве в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло (включая террориста), ранения разной степени тяжести получили 130 человек. Отдельные террористические преступления, в том числе прошлых лет, были раскрыты, и виновные привлечены к уголовной ответственности, но в целом наказуемость за столь опасные деяния находится на весьма низком уровне. 26 февраля 2006 Госдума приняла закон "О противодействии терроризму". Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму -- в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти. Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны. Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для "пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами" -- вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом. В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом. 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.

терроризм религиозный идеологический власть

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Замковой В., М. Ильчиков. Терроризм. - глобальная проблема современности. М., 2007.

4. Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 2006.

5. http://www.chaskor.ru/article/terakty_v_metro_novye_dannye_16340

6. http://ru.wikipedia.org/

Терроризм, как социальное и правовое явление

Введение

Терроризм относится к одному из самых опасных и сложных, трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все разнообразные формы и угрожающие масштабы. Акты терроризма чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушения материальных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными, религиозными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Составляющие явлений «терроризм» и» международный терроризм " – акты насилия, отличаясь громадным разнообразием как по средствам и методам совершения, так и по субъектам, для Российской Федерации и для многих других стран феномены относительно новые. Эти преступления выходят за рамки обычных (уголовных) деяний, которые главным образом покушаются на безопасность и благосостояние личности. Терроризм и международный терроризм, наряду с иными формами преступности – врагами любой государственности, являются угрозой для безопасности личности – общества – государства – международного сообщества, воздействуя не только на правопорядок, но и на экономическую, политическую, государственную, жизнь народов, государств, национальных и международных регионов.

Проблема терроризма и международного терроризма велика, актуальна и очень сложна. Соответственно актуален и насущно важен контроль над терроризмом и международным терроризмом.

Выбор темы дипломного исследования обусловлен интересом к данной проблеме. В условиях современной России она из абстрактной научной и теоретической конструкции превратилась в угрожающую всем и каждому реальность.

В ходе настоящей работы были поставлены следующие задачи:

а) определение понятия и соотношения между актом терроризма, терроризмом и международным терроризмом в стране, регионе, мире;

б) исследование аспектов (причин) терроризма и международного терроризма, исходя из социально-экономического состояния и положения личности – общества – государства – международного сообщества; политики государства, групп государств, сообщества государств; насильственных антигуманных и антиконституционных идей (идеологий) лица, группы лиц, объединений лиц; проблем формирования гражданского общества;

в) определение политических, правовых и институционных основ предупреждения терроризма и международного терроризма и борьбы с ними;

г) анализ уголовно-правовых аспектов терроризма.

Указанными задачами обусловлена структура настоящей работы.

Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные и специальные методы – исторический, метод сравнительного анализа, структурного анализа и другие.

Теоретическую базу работы составили исследования таких ученых как Ю.А. Антонян, В.П. Емельянов, Е.Г. Ляхов, А.В. Попов, С.С. Беляев, В.В. Мальцев, В.Е. Петрищев, Л.А. Моджорян, Г.М. Миньковский, В.П. Ревин, К.Н. Салимов и др.

Нормативную основу работы составили международно-правовые акты, посвященные проблеме терроризма в целом и отдельным его аспектам, а также законодательство Российской Федерации – Конституции, ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ» О безопасности», ФЗ» Об оружии», Уголовный кодекс Российской Федерации, Указ Президента РФ» О мерах по усилению борьбы с терроризмом». Только анализ статей УК РФ, в которых рассматриваются преступления террористического характера, позволяет утверждать, что возможности их дальнейшего законодательного совершенствования отнюдь не исчерпаны. Поскольку многие понятия ФЗ» О борьбе с терроризмом " не согласуются со многими действующими федеральными законами, и в частности с УК РФ, это, в свою очередь, создает на практике значительные трудности в применении норм и привлечении преступников к уголовной ответственности.

1. Терроризм как социальное и правовое явление

1.1 Исторический аспект

Примерно в середине 90-х годов Россия – вплотную столкнулась с проблемой терроризма. В 1995–1996 гг. самыми крупными террористическими актами в России были: набеги на г. Буденовск и г. Кизляр чеченских боевиков, взрыв на Котляковском кладбище в г. Москве, когда 13 человек погибло и 80 человек получили ранения, мощный взрыв в жилом доме в дагестанском городе Каспийске, когда погибло 68 человек. 31 декабря 1996 г. газета «Сегодня» подвела итог террористическим проявлениям в 1996 г., зафиксировав 33 факта. По данным газеты, примерно 90% таких фактов связаны со взрывом или попытками взрывов. В 1999 году взрывы в жилых домах в г. Москве и г. Волгодонске унесли сотни жизней. По сравнению с предыдущими годами заметно снизилось число случаев захвата заложников, не было захватов самолетов. 11 сентября международная исламская террористическая организация Аль Каида произвела атаку на Пентагон (Вашингтон), и здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Отдельные террористические преступления, в том числе прошлых лет, были раскрыты, и виновные привлечены к уголовной ответственности, но в целом наказуемость за столь опасные деяния находится на весьма низком уровне.

Для сравнения приведем некоторые данные о терроризме в зарубежных странах, которые столкнулись с этой проблемой значительно раньше России.

По свидетельству западных исследователей и средств массовой информации, терроризм приобретает угрожающие масштабы, характер его ужесточается, а методы становятся все более разнообразными.

В.В. Князев и Б.М. Самохин в своем обзоре проблем терроризма (1996 г.) отмечают, что политика террора проявляет себя повсюду, даже в странах, отличавшихся ранее относительно стабильной внутриполитической обстановкой. Уже в 70-е годы отмечается рост количества террористических актов в странах Европы, в частности в ФРГ и Италии. Методы терроризма простирались от убийств и похищений политических и государственных деятелей, захватов заложников, взрывов в государственных учреждениях и общественных местах до нападений и захватов воздушных и морских судов, массовых убийств мирного населения (как, например, в Индии, Шри Ланке), угроз и попыток захвата или повреждения ядерных устройств.

Двадцать процентов нападений террористов было направленно в последние годы против граждан или учреждений США за границей. В 1988 г. погибло 192 американских граждан и 40 было ранено. Для сравнения с нашей страной можно указать, что от террористических акций за границей в том же году было убито четыре гражданина тогдашнего СССР и трое было ранено. Хотя это незначительный показатель по сравнению с США, однако, следует заметить, что количество террористических нападений на граждан СССР за границей в течении 80-х годов увеличилось. В период с 1985 по 1989 гг. против граждан и учреждений СССР за границей было совершено 68 взрывов, обстрелов, поджогов и 32 покушения, в результате погибло десять человек.

За рубежом утверждают, что имеются данные об угрозах или попытках отдельных лиц или групп совершить нападение на ядерные объекты. Последним фактам такого рода, по которому проводилось расследование, был взрыв заряда, установленного в автомобиле, припаркованном рядом со зданием атомной лаборатории в г. Ливермоле (Министерство энергетики США) в ноябре 1987 г. В 90-е годы, хотя и происходили колебания в статистике терроризма, в целом она показывает тенденцию роста.

Об интенсивности географической распространенности терроризма свидетельствует хронология любого из периодов последних лет. Например, за 1991 год в мире было зарегистрировано 64 случая терроризма. В 1994 году в мире было совершено 314 террористических актов.

В наибольшей степени поражены терроризмом азиатские страны, особенно мусульманские (выходцы из нее, часто выступают организаторами и исполнителями международного терроризма), а также Индия с ее крайне пестрым обществом в этническом и религиозном аспектах.

1.2 Понятие терроризма

Несмотря на обилие литературы по проблемам терроризма, международного терроризма, террора, соответствующие понятия пока не имеют, по мнению большинства исследователей, точных и общепринятых определений.

В русском языке «террор» определяется как устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм – это практика террора .

При определении понятий террор и терроризм некоторые авторы различие проводят по характеру действий: террор – это открытые, демонстративные действия, а терроризм реализуется в конспиративных, нелегальных действиях . Очень часто эти понятия употребляются как синонимы. Представляется, что более правы те авторы, которые считают, что терроризм – это преступление, а террор – способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха . В.П. Емельянов сравнивает понятия «террор» с такими, как «агрессия», «геноцид», считая террор массовым насилием, применяемым субъектами власти, и в связи с этим рассматривает понятия» белый террор»,» красный террор»,» судебный террор»,» административный террор «.

В работе «стратегия терроризма», отражая его противоречивость, польских ученый А. Бернгард пишет:» Террор является насилием и устрашением, используемым объективно более сильным в отношении более слабых; терроризм – это насилие и устрашение, используемое более слабым в отношении более сильного» .

На первый взгляд, придание этому явлению как противозаконному насилию юридической формы (конструирование состава преступления) не должно представлять особых трудностей. Однако при ясном понимании на уровне бытового и правового сознания, что такое терроризм, в чем сущность возрастающей даже в международном масштабе его опасности, мировое сообщество и внутренние законодательства отдельных стран не смогли выработать единого подхода и общепризнанного правового понятия терроризма.

- 91.00 Кб

Введение

«Терроризм – это ненависть.

Человека к человеку.

Человека к человечеству.»

М. Болтунов

Терроризм как политическое явление уходит своими корнями в глубокое прошлое. По своему происхождению латинский термин «терроро» означает «страх, ужас». Он был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки народного восстания и свержения «с помощью устрашения и приведения в ужас» кабинета министров при короле Людовике XVI.

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. А за последние несколько лет проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштабы и имеет тенденцию к устойчивому росту.

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.

Противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач.

Важнейшие направления деятельности в этой сфере:

  • совершенствование правовой базы;
  • усиление взаимодействия между федеральными органами;
  • оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм;
  • увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, и их технической оснащенности.

Краткая история терроризма

Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев действовала в Палестине в 66 - 73 гг. нашей эры.

В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чье название и доныне считается синонимом коварного убийства, основал Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Его называли гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации - террористическое государство, в котором существовала четкая иерархия подчинения и не было единых границ, четко очерченной территории. Владения аль-Саббаха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники кочевали из крепости в крепость.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии.

Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим террором. Начиная со второй половины XIX века, террористические акции в Европе приняли систематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века.

Особый вопрос - развитие террористического движения в России. Среди многочисленных террористических организаций выделяется «Народная воля». Всего за три года своего существования народовольцы совершили немало терактов. В этом ряду убийство генерал-губернатора Петербурга, шефа третьего отделения генерала Мезенцева, царя Александра II. В рядах террористов были Вера Засулич, Степан Халтурин, Софья Перовская и другие. Идеи народовольцев вдохновляли не одно поколение террористов, как в России, так и за рубежом.

Преемниками террористических идей и традиций народовольцев стали эсеры. Практически все убийства в России первого десятилетия XX века с 1901 по 1911 г совершили террористы-эсеры. Среди исполнителей были Степан Балмашев, Григорий Гершуни, Евгений Шуман и другие. А всего за эти годы проведено 263 террористических актов.

В июне 1918 года эсер Сергеев убил комиссара по делам печати, пропаганды и агитации Володарского, в июле эсер Блюмкин стрелял в посла Германии в России графа Вильгельма Мирбаха, в августе от руки эсера Каннегисера погиб председатель Петроградской ВЧК Моисей Урицкий. В тот же день эсерка Фанни Каплан стреляла в Ленина. В ответ на это в сентябре 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о красном терроре как чрезвычайной мере защиты молодого советского государства.

Западная и восточная цивилизации тоже не отставали в этом плане от России. В Америке террористами были убиты президенты США Мак-Кинли и Гарфилд. Предприняты покушения на Бисмарка, германского кайзера. В 1894 г. был убит президент Франции Карно, в 1987 г. премьер-министр Испании Кановас, в 1898 г. австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900-м король Италии Умберто.

В XX веке до Первой мировой войны терроризм рассматривался исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бенгальские террористы не имели никакого отношения к социализму.

После Первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистки настроенных групп. Например, хорватские усташи получали помощь от Италии и Венгрии. Терроризм культивировался и на периферии многочисленных фашистских движений. Примером тому служила румынская «Железная гвардия».

В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет».

Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка «Бхагат Сингх».

После Второй мировой войны действия террористов ушли как бы на второй план. Их вытеснили так называемые конфликты малой интенсивности - война в Корее, во Вьетнаме. Террористические группы стали теперь частью партизанского движения или армейских подразделений.

Однако уже в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы - особый рубеж в истории терроризма.

Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в моменты наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 г. 5 сентября 1972 г. боевики террористической группировки «Черный сентябрь» захватили в заложники спортсменов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.

В последнее тридцатилетие терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Он прибегает к различным видам насильственных актов. Особенно популярным стало использование автомашин, начиненных взрывчаткой.

История показывает, что все главные террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться в интернациональные «бригады», ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористские «ноу-хау».

Современный терроризм

Нелегко дать определение терроризму, так как порой в это понятие вкладывается разный смысл. Современное общество столкнулось со многими видами терроризма, и этот термин лишился четкой смысловой нагрузки. Под терроризмом подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и интересов граждан.

Главное средство достижения цели для любого террориста – это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

На современном этапе расширению социальной базы терроризма способствуют следующие условия:

  • рост масштабов участия в социально-политической борьбе различных, часто не обладающих высокой культурой слоев и групп населения, подверженных в сильной степени влиянию политического экстремизма;
  • обострение во многих странах или районах мира противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма;
  • продолжительная борьба экстремистских групп при поддержке значительной части населения национально- территориальных образований за выход из состава государства;
  • обострение во многих странах мира борьбы за изменение межгосударственных границ.

Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые в основном квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.

В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей.

2000 год ознаменовался существенными изменениями в формах и способах осуществления террористических акций, которые обусловливаются в первую очередь целями и задачами терроризма. Самый проверенный способ достижения своих целей - похищение людей и захват заложников. Преимущественно похищение людей и захват заложников осуществляется террористическими структурами в целях принуждения органов власти, общественных организаций, должностных лиц к удовлетворению требований террористов под угрозой расправ с похищенными лицами и заложниками. Раньше этот способ применялся главным образом в рамках воздушного терроризма. В последние годы широкое распространение получил захват заложников в наземном общественном транспорте, в различного рода учреждениях.

Современный терроризм можно характеризовать по уровню его развития в настоящее время.

Во-первых, произошла трансформация тактики терроризма. Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и на высокопоставленных чиновников. В настоящее время ситуация кардинально изменилась.

Во-вторых, усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности. Террористы стали во многих случаях действовать малочисленными подразделениями, ужесточили проверку новых членов. В рамках террористических организаций практикуется специализация подразделений по их предназначению: финансирование, разведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполнение терактов.

В-третьих, произошло ужесточение форм и методов террора. Использование террористическими организациями крайне жестких форм и методов борьбы повышает опасность совершения актов так называемого технологического терроризма. К ним в первую очередь относятся использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ, а также попытки захвата экстремистами ядерных и иных промышленных объектов.

В-четвертых, современными террористами взят курс на использование достижений НТП. Развитие прогресса порождает новые виды терроризма, разрушительная сила которых постоянно растет. Так, жизнь современного общества зависит от электронных баз данных и передаваемой информации. От этого зависит также оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа жизнеобеспечивающих систем городов и т. д. В этой связи жизненно важные сферы деятельности любого государства стали открытыми для компьютерных пиратов. А их согласованные действия могут не только парализовать всю страну, но и привести к многочисленным человеческим жертвам. Поэтому угроза нового вида терроризма - информационного или электронного - сегодня приобретает особое значение.

Описание работы

Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает терроризм. В наше время терроризм представляет большую угрозу жизненно важным интересам любого государства, в том числе и Российской Федерации. Поэтому люди должны понимать, что представляет собой такое явление, как терроризм, и знать, как с ним бороться.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

В последнее время значительную угрозу для России приобретает международный и государственный терроризм, превращающий мирное население в объект силового воздействия с целью дестабилизации обстановки, запугивания людей, лишения их способности оказывать организованное противодействие.
Совершенно ясно, что терроризм – явление не новое, но еще не изученное до конца. Очевидно и то что общество и государство в различных условиях могут проявлять себя по разному, в зависимости от масштабов угрозы и действий со стороны террористических групп и объединений.

В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 г. определены основные понятия, что такое терроризм и террористическая акция:

терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, содержащие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

террористическая акция – непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применеия ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

К основным особенностям терроризма в России, отражающим сущность как социально-политического явления, относится:

  • применение насилия и устрашения, которое достигается использованием особо острых форм и методов;
  • направленность на достижение политических или социальных целей;
  • повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей, нелигитимность;
  • использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий.

Терроризм на пороге ХХI веке стал реальной угрозой для общества и государства и способен в своих преступных целях использовать новейшие научно-технические достижения, угрозы применения средств массового поражения в качестве средств террористического воздействия вполне реальны, а возможные последствия террористических актов могут иметь характер крупномасштабных катастроф.

Социально-политическая обстановка в России, имеющее место расширение круга лиц и групп, потенциально готовых совершить акты терроризма, а также условий, способствующих этому, отсутствие пока реальных возможностей стабилизировать в ближайшее время ситуацию дают основания полагать, что степень вероятности роста террористических воздействий остается достаточно высокой.

В связи с этим необходима единая государственная система противодействия терроризму, обеспечивающая осуществление не только силовых, но и соответствующих правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, защиты населения при террористических актах, а также объединение усилий всех заинтересованных органов государственной власти, проведение единой государственной политики в этой области, подготовку сил и средств для предотвращения террористических актов, уменьшение и ликвидацию их последствий.

Следует отметить, что в России проделана значительная работа, направленная на борьбу с терроризмом. В марте 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации “О мерах по усилению борьбы с терроризмом”.

В июне 1998 года принят Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”. В законе, в частности, изложены основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом, а также вопросы управления и руководства действиями сил и средств при контртеррористических операциях. В сентябре 1999 года вышло постановление Правительства Российской Федерации “О мерах по противодействию терроризму”.

Осуществление системы мер по борьбе с терроризмом предусмотрено также в Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации 10 марта 1999 года, и дополненном правительственным постановлением от 9 февраля текущего года.

В целом можно констатировать, что в России на сегодня в основном создана необходимая нормативная правовая база для организации работы по противодействию террористической деятельности
В соответствии с вышеуказанными документами, во всех заинтересованных ведомствах и на всех уровнях исполнительной власти ведется определенная работа.
В январе 1997 года Советом Европы была принята конвенция о борьбе с терроризмом в которой предусмотрено расширение сотрудничества между подписавшими ее государствами. Конвенция определяет терроризм как “любой серьезный акт насилия, направленный против свободы, жизни и здоровья граждан”.

Борьба с терроризмом, как определено в Федеральном законе “О борьбе с терроризмом” представляет собой “деятельность по предупреждена выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности”, то есть борьбу с насилием или угрозами его применения отношении физических лиц или организаций, осуществляемых в целях обеспечения общественной безопасности, устранение воздействия на принят органами власти решений, выгодных террористам.

Серьезная озабоченность расширением масштабов терроризма бы высказана и на январском саммите лидеров стран СНГ. На нем было отмечены, что сегодня терроризм – это не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм – это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Пример Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни н стоящих за ними мощных покровителей показывают, что террористические группировки способны вест диверсионно-террористичсские действия, участвовать в масщтабных вооруженных конфликтах, типа чеченского. В этой связи на саммите было принято решение о разработке Межгосударственной программы по борьбе с терроризмом и создании в рамках Содружества Независимых Государств единого антитеррористического центра.

Для нашей страны вопросы противодействия терроризму, особенно в связи с последними событиями, стали крайне актуальными. Террористические акты в Москве, Буйнакске, Буденновске, Волгодонске, Каспийске, выступление вооруженных террористов в Дагестане и Чечне получили резонанс не только в нашей стране, но и приобрели мировое значение.

Современная социальная и общественно-политическая обстановка в России характеризуется ростом криминальных тенденций, распространением политического экстремизма, усилением угрозы терроризма. Эффективная борьба с терроризмом приобретает все более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности. Терроризм является одной из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма и носит острый криминальный характер.

Как социально-политическое явление терроризм представляет собой единство таких элементов, как:

– социально-политические концепции и установки (национал экстремистские, неофашистские, левоэкстремистские, религиозно-экстремистские, криминальные и др.), предусматривающие использование насилия или угрозы его применения в целях устрашения и вынуждения объектов терроризма (властных структур, общественных и частных организаций, граждан) к принятию решений и совершению определенных действий, невыгодных и даже неприемлемых для них в интересах субъектов терроризма;

– военизированные, боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры (как правило, нелегальные или полулегальные), существующие автономно или в составе партий, иных общественно-политических организаций, коммерческих структур, преступных сообществ и т.д.;

– террористическая деятельность – насильственные и демонстративные действия террористического характера (взрывы, поджоги, захват заложников, убийства политических и общественных деятелей, должностных лиц, предпринимателей и других объектов террористических устремлений, акции психологического давления, техногенного терроризма и др.).

Выявление и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет собой необходимую предпосылку для осуществления системного противодействия ему, требующего обязательного воздействия на каждый из упомянутых элементов, и определения комплекса мер, адекватного характеру, содержанию и опасности конкретной террористической угрозы. Игнорирование этого требования влечет за собой значительное снижение эффективности борьбы с терроризмом.

Основными разновидностями современного терроризма, прояления которых к настоящему времени фиксируются правоохранительными органами России, являются политический терроризм (неофашистский, левацкий и др.), националистический, религиозный. уголовный терроризм, которые различаются главным образом по пропагандируемым субъектами терроризма целям. Эти цели нередко не совпадают с реальными устремлениями лидеров терроризма, заключающимися в стремлениях к противоправному переделу политической власти, собственности, национального богатства.

В условиях политизации социальных отношений в России грань между упомянутыми разновидностями терроризма нередко оказывается весьма зыбкой. Независимо от их направленности и мотиваций исполнителей террористических акций эти разновидности терроризма наносят тяжкий ущерб национальной безопасности.

Вышеуказанная классификация терроризма имеет серьезное практическое значение, поскольку идеологические окраски терроризма влияют на социальный состав и базу соответствующих террористических структур, мотивацию действий их участников и оказывают существенное влияние на организацию и тактику борьбы с терроризмом. Выявление расхождений между провозглашенными и реальными целями террористических организаций должно быть активно использовано для идейно-политического и морально-психологического противодействия терроризму и отрыва от него рядовых участников. Этот аспект борьбы с терроризмом нередко недооценивается, о чем свидетельствуют недостатки в противодействии терроризму в Чечне при проведении операций по восстановлению конституционного порядка.

Специфической разновидностью терроризма является уголовный терроризм, в мотивационной основе которого находится система криминальных антиценностей. При его изначальной направленности на обслуживание конкурентной борьбы преступных кланов в сфере экономики в целях обогащения криминальным путем и на подавление сопротивления общества преступности он характеризуется все более широкими негативными последствиями для политической стабильности и прямым использованием для обслуживания целей политической борьбы организаций и групп экстремистской направленности.

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны, все более приобретая значение одного из основных факторов, препятствующих стабилизации социально-политических отношений в стране- Специфика механизма террористического воздействия обусловливает многоплановость разрушительного влияния терроризма на всю систему общественных отношений, а также его повышенную опасность, особенно в связи с возрастанием угрозы развития массового терроризма к использования его субъектами средств массового поражения.

Таким образом, исходя из основных сущностей терроризма, защита населения от чрезвычайных ситуаций террористического характера, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с проведением комплекса социальных мероприятий направленных на снижение материальных и людских потерь.

Итак на современном этапе необходимо проанализировать вопросы защиты объектов и людей на территории России при террористических акциях.

Квалифицирующие признаки терроризма аналогичны, как правило, признакам других насильственных преступлений: по предварительному сговору группой лиц, неоднократно, с применением огнестрельного оружия.

В п. 2 ст. 35 УК РФ дается определение преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, из которого можно сделать вывод, что этому квалифицирующему признаку свойственны три обязательные условия: наличие двух и более субъектов преступления (вменяемых и достигших 14летнего возраста), которые заранее, т.е. на стадии приготовления, вступили в сговор о совершении акта терроризма и которые полностью или хотя бы частично выполнили действия, входящие в объективную сторону терроризма (взрывали, поджигали, блокировали и т.д.).

Неоднократность, согласно ст. 16 УК РФ, означает совершение двух или более актов терроризма. Для признания терроризма неоднократным не имеет значения, был ли террорист уже осужден за предыдущий терракт или привлечен впервые к ответственности за два и более террористических действия. Несомненно, неоднократность отсутствует, если снята судимость за террористический акт, совершенный в прошлом.

Если один из неоднократных актов терроризма представляет оконченное преступление, а другой – покушение на терроризм, то такие действия должны квалифицироваться по правилам совокупности преступлений, согласно ст. 17 УК РФ.

Применение огнестрельного оружия при совершении террористического акта повышает его общественную опасность.

Применение огнестрельного оружия означает использование его поражающих свойств для причинения вреда здоровью или уничтожения людей как с реальными последствиями, так и при покушении на жизнь и здоровье людей, а также использование огнестрельного оружия в целях психического воздействия, когда оно только демонстрировалось, но при этом возникала опасность причинения вреда людям.

Организованная группа определена в п. 3 ст. 35 УК РФ как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Устойчивость преступной группировки означает ее существование в течение более или менее значительного промежутка времени в целях подготовки преступления.

Об устойчивости говорит относительно стабильный численный состав преступной группы. Устойчивость может проявляться и в неоднократности однородных преступных действий. В таких группах существуют внутренние связи между их членами, наличествует распределение ролей между преступниками не только в момент террористических актов, но и в период между ними, когда группа существует как структура.

Согласно п. 5 ст. 35 УК РФ организатор или руководитель преступной группировки несет ответственность за все преступления, совершенные террористической группой, если они охватывались его умыслом.

Участники группировки несут ответственность за те террористические акты, в которых они участвовали, или принимали участие в их подготовке. Если выполнялись действия по подготовке террористического акта, но сам терракт еще не был совершен, то его приготовление квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ.

Наступление смерти пострадавших от терроризма людей или наступление иных тяжких последствий, причиненных по неосторожности, по тяжести составляет, по мнению законодателя, равноценный квалифицированный вид терроризма, как и совершение его организованной группой.

Разграничение терроризма и смежных с ним преступлений представляет собой значительную сложность.

Законодатель выделяет несколько составов преступлений, смежных с терроризмом:

  • терроризм и убийство при отягчающих обстоятельствах;
  • терроризм и захват заложника;
  • терроризм и бандитизм;
  • терроризм и диверсия;
  • терроризм и посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и др.

Борьба с терроризмом, проявлением его в различных формах стали насущной задачей, проблемой для всех органов МЧС России.

Главными задачами этих органов и формирований являются:

  • разработка и осуществление мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;
  • несение предложений по формированию системы мер по антитеррористической защите населения;
  • осуществление контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления существующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом, политическим, национальным и религиозным экстремизмом;
  • организация безопасности и бесперебойного функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения;
  • оказание помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органам управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении ЧС. обеспечении их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий терактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения;
  • координация органов исполнительной власти по разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • привлечение для этой работы широких масс населения и. проводится работа по усилению охраны подведомственных объектов, недопущению несанкционированного проникновения на территорию и объекты органов управления по делам ГО ЧС посторонних лиц, попадания неизвестных предметов, по обеспечению работоспособности охранных систем и автоматической пожарной сигнализации. Так в пунктах постоянной дислокации подразделений МЧС в Чеченской Республике, в лагерях вынужденных переселенцев, на объектах жизнеобеспечения ежедневно проводится работа по обеспечению безопасности военнослужащих и населения от террористических актов, предотвращению заминирования объектов и территории, отравления водоисточников и продуктов питания, другие мероприятия.

В соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и с целью выполнения указания МЧС РФ от 29 сентября 1999 года №33-2957-5 на территориях муниципальных образований (в районах, микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) для осуществления контрольно-предупредительных функций, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, организовано привлечение населения в гражданские организации гражданской обороны (ГОГО).

С созданием ГОГО хаотичная деятельность населения по охране своих жилых домов превратилась в ежедневную организованную работу постов, опорных пунктов под руководством жилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временных оперативных штабов при органах управления по делам ГО ЧС. В тесном взаимодействии с правоохранительными органами они контролируют состояние зданий и сооружений жилого сектора, систем тепло-электро-водоснабжения, выявляют взрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового пребывания людей, у дорог и транспортных коммуникаций, осуществляют контроль за состоянием запорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживают общественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории. ведут учет жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, которым необходимо будет оказывать помощь при экстренной эвакуации.

Реализуются мероприятия по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов энергетики, предприятий, использующих в своем производстве радиационные, взрыве- н пожароопасные материалы, агрессивные химически опасные вешества, других объектов повышенной опасности.

Разработан и осуществляется комплекс неотложных мер по усилению безопасности жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования, здравие хранения, культуры и спорта.
Для МЧС встали задачи о необходимости организации выполнения долгосрочных мероприятий по охране жилых массивен и объектов экономики от возможных террористических актов. Обеспечение безопасности функционирования объектов экономики республики, особенно с потенциально- опасным для населения и территории производством, систем жизнеобеспечения начинается с выполнения комплекса превентивных мероприятий, закладываемых на стадии проектирования строительства и реконструкции объектов повышенной опасности, жизнеобеспечення и массового скопления людей.

В целях совершенствования организации противодействия терроризму на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения на территории Северо-Кавказского региона необходимо сосредоточить усилия на решении следующих проблемных вопросов:

1.Организация нормативного, социального, финансового обеспечения и стимулирования подразделений ГО ГО, призванных выполнять внезапно возникающие задачи по борьбе с терроризмом.
2. Четкое определение и нормативное закрепление функций МЧС России, структурных подразделений по организации выполнения мероприятий по защите населения и территорий от террористических актов и ликвидации их последствий.
3. В целях предупреждения поступления ложной информации о готовящихся террористических актах оснастить все дежурные службы системами определения номеров и записи телефонных сообщений.
4. Внедрение в органах управления и силах МЧС министерствах, ведомствах, организациях цифровых (электронных) карт геоинформационной системы и типовых программ по их использованию в целях оперативной оценки обстановки и принятия обоснованных решений на проведение не только антитеррористических операций, но и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
5. Оснащение специальных подразделений и спасательных служб, привлекаемых к выполнению мероприятий по пресечению терактов, современными специальными средствами связи, инструментом, оргтехникой и т.д.

Проведение комплексных обследований объектов жизнеобеспечения, потенциально-опасных объектов по проверке режимноохранпых мероприятий, соблюдению технологии производства, режима хранения взрывчатых, радиоактивных, отравляющих и других веществ повышенной опасности.

Основной проблемой создания ГО ГО среди населения в муниципальных образованиях является отсутствие нормативно-правовой базы по этому вопросу на федеральном уровне. В соответствии с нормативными документами формирования ГО создаются для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий задачи предупреждения чрезвычайных ситуаций на них не возлагаются. Вследствие этого возникает острая необходимость проработки на федеральном уровне нормативных документов, в том числе и «Положения о гражданских организациях гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 06.1999 г. № 620, регламентирующего порядок создания и действия формирований ГО.

Слабо организована охрана гидротехнических сооружений в сельских районах из-за отсутствия денежных средств.
Не на должном уровне проводится работа по проверке граждан, прибывших из Северо-Кавказского региона, вернувшихся из мест лишения свободы, выявлению лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от регистрации, иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории области, граждан, имеющих в незаконном владении оружие, других лиц, представляющих оперативный интерес.
Не в полном объеме проводятся проверки складских помещений, расположенных в жилых домах, пустующих и сдаваемых в наем квартир, чердаков и подвалов, автотранспорта и грузов на дорогах области.
В работе по организации противодействия терроризму в городах и на объектах экономики мы стоим в начале пути и основной задачей является то, чтобы работа по всем направлениям была бы не кампанией, а носила систематический плановый характер.

В этих целях для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в условиях возможных террористических проявлений, главными управлениями по делам ГО ЧС:

  • уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения как наиболее вероятные для проведения на них террористических актов;
  • на объектах экономики разрабатываются мероприятия по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; декларирование опасных производственных объектов и прогнозирование возможных ЧС на них в случае террористических актов;
  • внедрение системы обязательного страхования объектов и производств от возможных аварий в результате террористических актов;
  • осуществление лицензирования опасных производств с учетом их готовности к локализации и ликвидации ЧС, защите при возникновении аварий в результате террористических актов;
  • подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, применяемых террористическими группами:
  • определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

В ходе ликвидации последствий обрушения жилых зданий в результате взрывов силами РСЧС были выполнены следующие основные виды аварийно-спасательных и других неотложных работ:

  1. Разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий. территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации).
  2. Ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации.
  3. Оказание медицинской помощи пострадавшим.
  4. Поисково-спасательные работы.
  5. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей.
  6. Организация управления и связи.
  7. Обеспечение общественного порядка.
  8. Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
  9. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах.
  10. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий- сооружений на путях движения и в местах работ.
  11. Работы по инженерном и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих площадок в зоне чрезвычайных ситуаций, освещение рабочих мест.
  12. Проведение взрывных работ я зоне чрезвычайной ситуации. Оперативные группы ЛГЭ на отведенных участках спасательных работ занимались в основном разблокированием пострадавших путем последовательной разборки завала сверху.

Основными технологическими операциями при этом были следующие:

  • укрепление неустойчивых конструкций на месте работ:
  • извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;
  • дробление крупногабаритных обломков в теле завала.
  • подбор и извлечение из завала мелких обломков и вынос их в отвал;
  • извлечение пострадавших из завала;
  • вынос пострадавших на пункт сбора.

Органы управления и силы РСЧС успешно справились с поставленными задачами. Оперативно были решены вопросы привлечения и ввода сил в зоны ЧС. выделения необходимого количества автокранов большой грузоподъемности и с большим вылетом стрелы. погрузочной техники и автотранспорта для вывоза обломков. Своевременно были отключены коммунально-энергетические сети, организовано ограждение, оцепление и освещение рабочих мест были отведены помещения для межсменного отдыха и организовано горячее питание.

В ходе ликвидации последствий террористических актов в городах по линии МЧС выявились следующие недостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС:

  • отсутствие четкого разграничения в полномочиях и функциях различных органов управления на месте ЧС;
  • недостаток своевременной информации о районе работ (в начальный период не было схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещении органов управления, мест сбора ценностей и пострадавших):
  • при ликвидации ЧС по обрушению поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий на верхних этажах были проведены с запозданием, что могло вызвать травмирование работающих внизу спасателей;
  • отсутствие оперативных методик расчета привлечения необходимых сил и средств на подобные ЧС.

Опыт показывает, что в наибольшей степени террористическим актам подвержены объекты компактного пребывания людей (стадионы, вокзалы средства пассажирского транспорта, многоэтажные жилые дома и т.п.)
Наряду с этим объектами терроризма могут быть объекты экономики повышенной опасности и объекты коммунального хозяйства, на которых повреждения технологического оборудования приводят к возникновению вторичных поражающих факторов, значительно превышающих по своим масштабам и тяжести последствий поражающие факторы, являющие следствием первичного воздействия на объект. К таким объектам, прежде всего, следует отнести объекты ядерной энергетики и ядерно-топливно цикла, химически опасные объекты, предприятия нефтедобычи нефтепереработки, магистральные нефте-, газо-, продуктопроводы, склады боеприпасов и взрывчатых веществ, гидротехнические сооружения.

Нам представляется, что одним из важнейших направлений повышения устойчивости к террористическим актам таких объектов являет совершенствование ИТМ ГО и предупреждение чрезвычайных ситуаций на них.

В современных условиях одним из способов террористического нападения на объекты повышенной опасности может бы п. применение высокоточного оружия по предварительно разведанным зданиям, сооружениям, техноло гическим блокам и другим элементам объекта.

В связи с этим существенно возрастает роль ИТМ по обеспечению комплексной маскировки и снижению заметности указанных объектов и их элементов в оптическом, инфракрасном пловом и сверхвысокочастотном (радиолокационном) диапазонах;электромагнитного спектра.

Результаты исследований и разработок, выполненных к настоящему времени, показывают, что перечисленные мероприятия могут быть выполнены с применением радиопоглощаюших и теплопоглощающих покрытий, маскировочных сетей и завес (аэрозольных, дымовых, водно-пенных и др.), имитацией реальных объектов с использованием надувных макетов элементов объектов, уголковых отражателей, инфракрасных и лазерных ложных целей (ловушек).
Анализ содержания разрабатываемых в настоящее время разделов. Мероприятия предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства предприятий, зданий и сооружений показывает свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98, светомаскировочные и другие мероприятия по маскировке объектов в подавляющем большинстве ограничены только действиями по светомаскировке (СНиП 2.01.53-84).
По вопросам же комплексной маскировки объектов строительные нормы и правила отсутствуют.

Это вызывает значительные затруднения как у специалистов органов управления по делам ГО ЧС при разработке и обосновании правомерности требований по комплексной маскировке объектов, так и у специалистов проектных организаций при разработке и обосновании технических решений, направленных на реализацию указанных требований.

Разработка СНиП, регламентирующих мероприятия по комплексной маскировке предприятий, зданий и сооружений представляется крайне необходимой. Ввод в действие указанных СНиП и реализация их будут способствовать повышению устойчивости маскируемых объектов как в условиях возможных террористических актов, так и при боевых действиях с применением современных средств разведки и высокоточного оружия.

Необходимо обратить особое внимание на то, что основной, фигурой, или основным субъектом террора всегда был человек, или группа людей. А более точно – их безопасность. Главной фигурой, обеспечивающей защиту населения во всех случаях и во всех обстоятельствах, является глава администрации на территории и его менеджеры и управленцы, руководитель предприятия или организации. При этом ни одна силовая структура, ни одно специальное ведомство не способно решить все без исключения вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей. Это совершенно очевидно. Кроме того, надо заметить, что в настоящее время наше общество, в первую очередь управленческий аппарат, в том числе в городах, районах и других территориях, находятся на очень низком уровне профессиональных знаний, особенно в части управления борьбой с терроризмом. Как правило, управленцы не готовы качественно и оперативно выполнять эту работу. Мало того, нет четкого государственного механизма управления этим процессом.

Нет ни правил, ни руководств по обучению управленцев, нет их аттестации на предмет способности управлять процессами борьбы с терроризмом. Нет механизма отстранения от обязанностей, не справляющихся руководителей с решением этой задачи.

Нет эффективной зашиты для людей от некомпетентности управленцев. Таким образом, мы имеем условия, когда задачи по борьбе с терроризмом не могут быть выполнены эффективно, когда компетентность управленцев может существенно повлиять на защиту населения от любых видов чрезвычайных ситуаций, в том числе и от терактов.

Руководители часто не изучают документов по защите городов и поселков от паводков и других чрезвычайных ситуаций, не используют имеющиеся ресурсы для борьбы со стихией (взрывчатку и т.п.), не имеют аттестованных подрывников. Слабо охраняются взрывчатые вещества при выполнении работ по борьбе с заторами, а это источник приобретения ВВ для террористов.

Как бы четко не работали спецслужбы, все равно нельзя полностью исключать актов терроризма. Тем более, если местные управленцы на территориях не будут должным образом подготовлены в части своих функций и не будут нести ответственности перед обществом. Мы не исключаем ошибок. Конечно, они могут быть, право на ошибку существует у каждого. Но когда организатор не хочет знать правила игры, это совсем другая ситуация, он не может применить эффективные способы и методы спасательных работ в чрезвычайной ситуации.

Для МЧС России важно рассматривать проблему терроризма в комплексе, так как для наших сил нет большой разницы в проведении спасательных работ, а именно – от чего возникла чрезвычайная ситуация. Другое дело, с обеспечением ресурсами для наших формирований, для обеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. Нам ресурсов и средств не хватает, а ведь от этого зависит, насколько мы ограничим потери людей и минимизируем ущербы.

Таким образом должны быть определены основные задачи органам управления РСЧС, к таковым относятся:

  • на основе проведения анализа терроризма необходимо прогнозировать и быть в готовности к предупреждению ЧС, вызываемых террористической деятельностью;
  • быть в готовности к локализации и ликвидации последствий ЧС, инспектирующих территорий;
  • проводить комплекс ИТМ ГО, в том числе и по защите объектов особой важности и населения.

Без выполнения данных задач на современном этапе в России безопасность человека будет затруднительна.

Безопасность человека очень емкое понятие. По этому вопросу проведена масса исследований и научных разработок. В МЧС России подходят к этой проблеме со своих позиций что безопасность человека рассматривается с одной стороны, как обеспечение защиты от природных и техногенных угроз, вследствие которых могут возникать чрезвычайные ситуации, влияющие на социальную сферу, нарушающие жизнедеятельность людей, угрожающие их жизни и т.д., с другой стороны, тоже, но в процессе вооруженной борьбы, когда люди также подвергаются угрозам, рискам и лишениям, обусловленными военными действиями.