» » Эссе "роль образования в жизни современного человека". Роль и значение образования в современном мире Образование в современном мире характеризуется процессом

Эссе "роль образования в жизни современного человека". Роль и значение образования в современном мире Образование в современном мире характеризуется процессом

В современном мире важны навыки, а высшее образование дается лишь теория. На сколько актуально сейчас отдать 5 лет, чтобы получить диплом о высшем образовании?

Оценка высшего образования

Для того чтобы понять цену высшего образования в настоящем времени необходимо понять всю его важность в прошлом.

Раньше, подобные специалисты признавались людьми необходимыми: ценными, как сотрудники предприятий и уважаемыми, как члены общества. Считалось, что такой человек является истинно мастером своего дела! Диплом специалиста являлся прямым доказательством наличия особых навыков, таланта и ума у человека. Впрочем, учёба в высших учебных заведениях была также прихотью для богатых людей. В современном мире ощущается, что обучение в институтах стремится к обесцениванию. Диплом об окончании высшего учебного заведения стал необходимым приложением каждого человека. Одновременно с этим на рынке труда наблюдается сильная нехватка рук в рабочих специальностях. Страна выпускает огромное количество педагогов, экономистов, юристов и менеджеров, в то время как ей необходимы совершенно иные специалисты: электрики, продавцы, сантехники, строители. Для того чтобы компенсировать образовавшийся дисбаланс на рынке труда работать на эти должности вынуждены устраиваться упомянутые выше менеджеры, юристы и экономисты. Получается, что из-за нехватки рабочих мест и рук высшее образование этим людям по их профилю не пригодилось.

Причины, по которым высшее образование нет смысла получать

Ряд причин указывают на то, что высшее образование не всегда выступает в роли преимущества будущего специалиста. Первой причиной являются схожие учебные программы. Каждый студент при обучении может встретить дисциплину, которая едва ли сможет пригодиться ему в будущем, как специалисту, но которую он должен обязательно знать при обучении. При трудоустройстве же, в случае необходимости данной дисциплины, обычно возможен инструктаж прямо на рабочем месте. Второй причиной является качество преподавания. В некоторых вузах экзамен или зачёт можно получить, дав взятку преподавателю, что снижает полезность процесса обучения. Третья причина – большое количество коммерческих институтов, имеющих низкие проходные баллы и качество обучения, в очередной раз ведущие к обесцениванию диплома об их окончании. Четвёртой причиной является отсутствие гарантии на трудоустройство. Многие работодатели требуют иметь опыт работы, что зачастую невозможно после окончания вуза.

Обучение в престижном вузе может являться полезным источником знаний для будущего специалиста, однако, следует понимать, что на работу принимают в первую очередь человека с опытом, внимательного, которому можно доверить рабочую задачу. И в этом случае неважно сколько институтов окончил кандидат. Важно чтобы он был умел и ответственен. А для этого достаточно иметь и среднее образование.

В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы: Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.Четвертый этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем .

Американская модель включает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.

Французская модель включает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.

Немецкая модель : общая школа – реальное училище, ги­мназия и основная школа – институт и университет – аспиран­тура.

Английская модель : объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.

В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:

1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;

2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;

3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;

4) повышение эффективности работы начальной школы посредством пересмотра ее программы и содержания образования;

5) происходит перестройка основной (базовой) школы - обеспечение основы базовых знаний и умений + учебно-профессио­нальная ориентация. Сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки в стенах школы;

6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;

7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;

8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;

9) разрастание рынка образовательных услуг;

10) образование становится приоритетным объектом финансирования;

11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;

12) расширение спектра учебно-организаци­онных мероприятий;

13) развитие многоуровневой системы образования;

14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;

16) появление университетских комплексов, научно-об­разовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;

17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;

18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;

19) межгосударственное сотрудничество в области образования;

20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.

Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.

Ведущие тенденции современного образования :глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.

Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.

Гуманизация образования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.

Технологизация предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.

В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.

Вопрос 46.Педагогическая концепция В.А.Сухомлинского: учение о гармоничном развитии личности, идеи в области воспитания и развития личности, дидактические идеи. Сухомлинский о школьном коллективе. Деятельность педагога в Павлышской средней школе. Соц-пед. значение трудов и деят-ти.

В. А. Сухомлинский родился в 1918 году в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

В центре воспитательной системы, созданной Сухомлинским, находится ребенок с его интересами, активностью, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогов - создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, - это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего.

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основыванную на признании

    Личности ребёнка высшей ценностью процесса обучения и воспитания;

    Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников;

    Утверждал, что воспитание независимо от государственных установок, что воспитывать надо только добром и без жёстких наказаний, что коллектив не должен доминировать над личностью;

    В основе воспитания лежит удовлетворение потребностей и интересов ребёнка в ситуации «здесь и теперь»

    Рассматривал общие гуманистические ценности как доминанты воспитания.

Принципы , на которых была основана педагогическая система В. А.Сухомлинского :

    доверие к детям,

    учение без принуждения,

    воспитание без наказаний,

    сотрудничество детей и взрослых,

    творческий труд и нравственная свобода,

    возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

    принятие ответственности за свой выбор.

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов , которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Среди средств воспитания воспитание красотой - на 1 месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи.

Главная цель воспит-я – гражданско-патриотическое формирование личности. Другая важнейшая воспитательная задача - чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деят-ти: важнейшие задачи учителя : дать уч-ся определенный запас знаний и научить постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания. Сферой развития духа является нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Особая проблема – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского представлена следующими методами обучения:

приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний ;

самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке (выполнение упражнений, расчетов, задач);

исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов, как в естественной обстановке, так и в лаборатории);

наблюдения за естественными источниками (природные явления, предметы окружающего мира, трудовые процессы); наблюдение, предшествующее изучению нового материала.

Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на каждого индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий коллетив, и так до бесконечности.

Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Разнообразные интересы и увлечения, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, помогает в учении, а ведь учение - главный совместный труд в школьном коллективе.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, воспитательные воздействия определяются атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции.

Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В 1948 г. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы. Начинать было трудно, т.к. прихолдилось всё восстанавливать, помогали и дети и родители. В школе училось примерно 500 детей. В ней был создан неповторимый уклад, который сделал её непохожей на другие ОУ. ВС Сухомлинского имела следующую структуру: структурообразующие мероприятяия, коллективные дела, традициооные праздники. Они определяли разнообразные формы воспитательной работы. Уклад также определяли и ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Напрмер, он складываляс в процессе ухода за садом,как собирали библиотеку вечности, что выставляли в своём уголке красоты и т.д. дети воволекалисьв совместную деятельность живым примером старших и своим желанием самореализации. Этот школьный мир создавался неформально, как единство интересов взрослых и детей.

Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд - деятельность, направленнаю на создание общественного богатства.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли науки о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологии, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

Большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности.

Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным

материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.

Школа Сухомлинского складывалсь из нескольких взаимосвязанных направлений совместной деятельности:

    Школы мышления

  • любознательности.

Все эти школы не имели чётких границ, скорее они были неформальным пространством общения с детьми.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для

«начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

Т.е. в Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания.

Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар для учителей. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

В Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

Т.о, вся образовательно-воспитательная система, руководимой В. А. Сухомлинским Павлышской школы, была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

Плодоносный сад, в прямом и переносном смысле, - сердцевина педагогики Сухомлинского, т.е. в основе лежит философия сада – сочетание первозданной красоты природы с красотой, созданной руками.

Вопр. 47.Ушинский – основоположник отечественной педагогики и пед-ой антропологии. Ушинский об общих основах педагогики. Разработка Ушинским проблем дидактики. Труды Ушинского, их значение.

К.Д. Ушинский родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юрид. факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. Но вскоре покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело".

Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий. В1855 г. У. поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогическою литературою и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями.

В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, которые обвинили Ушинского в неблагонадежности. Ушинский был вынужден оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностьью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности.

Ушинский внёс особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Для Ушинского педагогика – прежде всего наука о воспитании, а воспитание – целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания , коим является растущий человек. Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный трудУшинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" . Т.О., Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на новый качественный уровень.

Другой ведущей идеей, положенной в основу пед. системы Ушинского явилась выдвинутая им концепция народности воспитания - педагогическая наука должна быть построена с учётом национальных особенностей русского народа, должна отражать специфику национальной культуры воспитания.

В статье " О народности в общественном воспитании " Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа . Отсюда и требования:

    воспитание должно быть самобытным, национальным;

    дело народного образования должно находиться в руках самого народа;

    народ определяет содержание и характер воспитания;

    все население должно быть охвачено просвещением и воспитанием;

    воспитание женщин наравне с мужчинами;

    подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово" . В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно.

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, эстетического отношения к жизни . Все эти качества исходят от народа.

Принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики . Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности . Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности и активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека.К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс "управления личностью" цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека.

Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю.

Средствами нравственного воспитания , по Ушинскому, являются:

1) обучение;

2) личный пример учителя («это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);

3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения и

6) поощрения и взыскания.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики .

Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества". Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать,

Вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения.

И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы:

Доступность обучения (природосообразность) - содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, если оно будет соблюдать основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Принцип научности обучения . Связь образования с естественнонаучными знаниями.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания).

Систематичность и последовательность в обучении . К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в логической связи и последовательности с другими его элементами.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения . К.Д. Ушинский считал, что: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении .

Взгляды Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи«О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в«Журнале для воспитания» . В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи«Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово» . В 1861 году он производит на свет хрестоматию«Детский мир» , в 1864 году –«Родное слово» , книгу для классного чтения.

«Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык и расширение запаса их представлений об окружающей жизни;«Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем сообщются детям первоначальные сведения по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся.

Психолого-педагогическое наследие К.Д. Ушинского огромно, богатство его идей далеко еще полностью не осмыслено с точки зрения современной педагогики и психологии. И нет никаких сомнений в том, что из его научного наследия многое может быть использовано и для школы будущего.

Образование является очень важной частью культурного развития общества. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм утверждал, что главной целью образования является передача ценности господствующей культуры. Поскольку каждой нации на разных этапах ее развития присущи свои культурные особенности и традиции, содержание образования в разных странах в разные эпохи существенно различалось. В Древнем Риме главной целью образования являлась подготовка военачальников и государственных деятелей. В эпоху Средневековья в Европе основной задачей образования было приобщение учеников к христианской религии. В эпоху Ренессанса образование было направлено на изучение всех направлений искусства. Образование с течением времени изменяло свое направление, дополнялось новым содержанием, при этом сохранялись научные и культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями.

Характерной особенностью современного образования в развитых странах является то, что начальное образование является обязательным и бесплатным, поскольку современный уровень развития цивилизации требует наличия элементарной грамотности в основах фундаментальных наук. Последующее обучение в разных странах организовано по-разному. Некоторые развивающиеся страны пошли по пути дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности учеников. В российских школах сохранились традиции общеобразовательной школы, которая считалась лучшей в мире, однако некоторые современные тенденции педагогики все же проникли в российскую систему образования, в частности, личностный подход к обучению и воспитанию. При этом прогрессивные российские педагоги придерживались мнения о необходимости всестороннего развития личности, которое совершенно невозможно при ранней специализации учеников и свободном посещении занятий фундаментальных предметов.

Этапы образовательного процесса

В настоящее время процесс образования включает в себя следующие этапы.
Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.
Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.
Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.
Четвертый и заключительный этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Долгое время в американских школах существовала так называемая американская модель образования, в которой существовало строгое разделение учащихся по расовым, религиозным и этническим признакам. К концу XIX века по всей стране, включая колонии, католическими миссионерами были созданы сети частных школ, которые по большей части существовали на пожертвования прихожан и меценатов. В этих школах образование было доступно всем без исключения, совершенно независимо от принятых ограничений, однако уровень образования в них был значительно ниже, чем в школах для белых. С отменой рабства и падением колониального режима в американских школах наравне с белыми стали учиться дети всех рас и национальностей, а любые расистские выпады карались законом. К сожалению, не во всех странах соблюдается подобная политкорректность, и многие дети другой расы, национальности или вероисповедания вынуждены учиться отдельно.

Особенности современной школы

Современная школа по сравнению со школой прошлых времен более бюрократизирована. Педагогам приходиться обрабатывать тонны бумаг для составления планов, выполнения упражнений и подготовки отчетов. Составлены методики обучения, которым обязаны придерживаться в своей преподавательской деятельности все педагоги. Это накладывает определенные ограничения на творческую деятельность учителя. С другой стороны эти же ограничения являются своего рода гарантией учителям и учащимся от дискриминации и необоснованного исключения и увольнения.

В свете культурного развития общества и всестороннего развития личности определенные условности в системе образования позволяют поддерживать динамику развития технологии обучения и воспитания, сохраняя при этом лучшие культурные традиции, накопленные этой системой всеми предыдущими поколениями.

Любовь Карпенко
Доклад «Роль образования в современном обществе»

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Это и является актуальностью очередного этапа развития страны в интересах детей.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование ", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты : учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная

кампания по противодействию жестокому обращению с детьми , введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании : почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Современное общество сложное , динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества . Информация становится «фундаментальным социальным фактором» , который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни .

С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности . Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий» , со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры , способный осмыслить свое место в жизни.

«Образование должно создавать условия для развития человека как такового : и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ . Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.

Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество , ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования . Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.

«Если мы посмотрим на общественную жизнь России , то увидим, что у нас вся страна расслоена, есть два полюса : на одном полюсе – люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе – люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью , добиваются необычайных практических успехов». Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности современного человека , который был бы одновременно и высококультурным, с собственным мировоззрением, и деловым человеком, а не бездушным «винтиком» в системе общественных отношений .

Советская образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества , для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования , способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования » , в которой самообразование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер : изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества , социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек , способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное , личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества , взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе .

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества , науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков, а также и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет особенностей конкретного учебного процесса.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях предполагает согласованность следующих составляющих обучения : теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения обучаемыми общечеловеческой культуры . Гуманитарное образование направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в социальной практической деятельности. Гуманитарная культура – это гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации образования предполагает осознание обучающимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности . При этом обучение является не только способом получения знаний, умений и навыков, но и средством вооружения обучающихся методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности является следствием реализации принципов гуманизации и фундаментализации содержания общего образования .

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона об образовании . В нем определены следующие принципы государственной политики в области образования .

1. Гуманистический характер образования , приоритет общечеловеческих ценностей , жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства , защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования , адаптированность системы образования к особенностям развития и подготовке обучающихся.

4. Светский характер образования в государственных , муниципальных образовательных учреждениях .

5. Свобода и плюрализм в образовании .

6. Демократический государственно-общественный характер управления образованием , автономность образовательных учреждений .

В соответствии с Законом об образовании процесс обучения и воспитания должен осуществляться в интересах общества , государства, человека. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого. Гуманизация образования рассматривается как важней ший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения системы образования . От педагога гуманизация образования требует всеми возможными способами способствовать развитию своеобразия и самобытности личности каждого обучаемого.

В педагогической теории сложились два пути учета личностных особенностей обучающихся : индивидуальный подход, когда учебная работа проводится по единой программе со всеми учениками при индивидуализации форм и методов работы с каждым из них, и дифференцированный подход, т. е. разделение обучаемых на однородные группы по способностям, интересам и др., и работа с ними по разным программам.

Образование ребенка неразрывно связано с его обучением и воспитанием,

являясь основным средством социализации и развития личности. Сфера

образования до недавнего времени являлась приоритетной в социальной

политике России и признавалась одной из лучших в мире.

Право каждого на образование закреплено в ст . 43 Конституции РФ,

гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного

общего и среднего профессионального образования в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Право на

получение бесплатного высшего образования возможно только на конкурсной

основе. Основное общее образование является обязательным и его получение

должно обеспечиваться родителями или лицами, их заменяющими.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. ст. 28 и 29 устанавливает

право ребенка на образование и определяет основные направления образования :

Развитие личности во всех проявлениях;

Воспитание уважения к правам человека, основным свободам и уважения к

родителям, окружающей природе, культуре своей страны и других государств;

Подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в духе понимания , мира,

терпимости, равноправия и дружбы между всеми людьми и народами.

государство взяло на себя обязательства по ее выполнению, в том числе и в

сфере образования .

Право ребенка на воспитание своими родителями и всестороннее развитие

предусмотрено ст. 54 СК РФ. В ст. 63 СК РФ сказано, что родители имеют

право и обязаны воспитывать своих детей, отвечая за их воспитание и развитие,

а также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования .

Ребенок попадает в систему воспитательных отношений с самого рождения, в семье закладываются его индивидуальные качества и развиваются

способности, определяющие всю дальнейшую жизнь.

В ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании » сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В системе дошкольных образовательных учреждений обеспечивается воспитание, обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, их интеллектуальное и физическое развитие, коррекция отклонений в развитии и т. д.

права, обязанности, полномочия и ответственность субъектов отношений в

области образования .

Государство возлагает на себя обязанности по обеспечению права граждан на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования , гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего , основного общего , среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования , а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях , в пределах государственных образовательных стандартов , если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются правом :

Конституционные отношения – Конституция РФ в ст. 43 устанавливает право каждого человека на образование ;

Педагогические отношения – отношения по воспитанию и обучению;

Трудовые отношения – возникают между образовательным учреждением (работодателем) и наемным работником.

Управленческие отношения – между образовательным учреждением и органом управления образованием , местным органом самоуправления, государственным органом;

Имущественные отношения – между работниками образовательных отношений , между работодателем и наемным работником, между образовательным учреждением и другими организациями, гражданами;

Социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий;

Семейные отношения – между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Закона РФ «Об образовании » предусматривает такую форму, как семейное образование . В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

Финансовые отношения – между учредителем и образовательным учреждением , отношения между государством и образовательным учреждением , отношения между Министерством и органами управления образованием .

Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования , где главное событие – это вступивший в силу новый ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ » - определивший новые “правила игры” для всех участников образовательного процесса , исходя из этого принят курс на создание единого образовательного пространства нашей страны, также стремительное вхождение России в единое европейское пространство высшего образования , а также существенные изменения, вносимые в смежные отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права РФ . Известна закономерность – чем выше базовый уровень образования граждан , тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ :

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. и опубликованная 25.12.1993 г. в «Российской газете» .

2. «Конвенция о правах ребенка» -принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Проблема образования пока не стала столь же традиционной темой в учебной литературе по мировой политике, как экономические или правовые аспекты. Хотя именно человек с его знаниями и умениями все с большей очевидностью становится главной движущей силой в политическом развитии мира, а значит, и мировой политики. Подобно тому как в свое время экономический фактор потеснил военный, сегодня развитие человеческого потенциала выходит на передний план, опережая другие приоритеты. И это понятно: человек вносит решаю­щий вклад в современное производство, экономику, культуру, науку. От того, каким будет он сам и его образовательный уровень, зависит будущее. В этом смысле образование становится политикообразующим фактором современного мира.

Впрочем, знание всегда было движущей силой социального про­гресса. Еще английский философ конца XVI - начала XVII в. Фрэн­сис Бэкон заметил, что сила заключается во владении информацией. И был абсолютно прав. Однако с еще большим основанием его слова можно отнести к современному периоду с той лишь поправкой, что силой является не сама по себе информация, а умение анализировать, использовать ее.

12.1. Роль и значение образования в современном мире

Постиндустриальная эпоха - с новыми технологиями и связан­ными с ними информационными, коммуникационными отраслями, а также биотехнологиями - предъявляет качественно новые требова­ния к человеку. Не случайно довольно много об образовательном фак­торе в политике пишут авторы, которые ориентируются на идеи, раз­рабатываемые в рамках постиндустриального, или информационного, общества. В частности, Д. Белл обратил внимание на то, что формиру­ющееся новое информационное общество основано на знаниях - «ин­теллектуальной технологии». Другой автор, один из наиболее извест­ных специалистов в области мировой экономики глобальных проблем, JI. Туроу назвал эти новые отрасли «искусственными интеллектуаль­ными отраслями».

Ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала изменения образовательной сферы. Существенные сдвиги в этой об­ласти произошли во второй половине XX столетия вследствие про­цессов глобализации и связанных с ними измененных, повышенных требований к человеку. Главным ресурсом становятся знания, а также умения применять их и создавать новые.

Знания, в отличие от сырья, не являются исчерпаемым ресурсом. Они, наоборот, постоянно приращиваются: одни влекут за собой дру­гие, новые. По оценкам Всемирного банка, в настоящее время на тра­диционный, «физический» капитал приходится лишь 16% общего объе­ма мирового богатства, 20% - на природный, а остальные 64% составляет человеческий капитал, который включает в себя прежде всего уровень квалификации, а значит, и образование.

Возросшая роль знаний особенно четко прослеживается в разви­тых странах. Различия в уровне образованности становятся главным критерием в получении будущих доходов. Если в СШАс 1978 по 1987 г. доходы в среднем выросли на 17%, то у выпускников колледжей - на 48%. При этом у лиц с незаконченным высшим образованием дохо­ды снизились на 4%. Таким образом, человек, получивший хорошее образование, не только обретал высокий социальный статус, но и зна­чительно улучшал свое благосостояние. Не случайно в США еще в 1990 г. на 10 тыс. человек приходилось 559,1 студента, что составило самый большой показатель в мире. Лидерство США в области высше­го образования продолжает сохраняться.

Аналогичная тенденция наблюдалась и продолжается в других развитых и новых индустриальных странах. По этой причине образо­вание становится там одним из жизненных приоритетов. Так, в конце XX столетия в Японии и Южной Корее почти все молодые граждане посещали школу, в то время как в Индонезии - 45-50%, Таиланде - менее 40%.

В целом же за свою жизнь выпускник университета в конце XX - начале XXI в. может заработать на 600 тыс. с лишним долларов боль­ше, чем его сверстник со средним образованием. Это в немалой степе­ни обусловило резкое возрастание в мире спроса на высшее образова­ние. Все большее число выпускников средних школ устремляется в высшие учебные заведения. В развитых странах эта цифра составля­ет примерно 50%, в то время как, например, в Малайзии - менее 15%.

На этом фоне тревожной выглядела ситуация, которая наблю­далась в начале 1990-х гг. на постсоветском пространстве, включая

Россию, где произошло резкое снижение доходов лиц с высшим об­разованием и оказались невостребованными их знания по специаль­ности. Одновременно в социологических опросах снижалась и оцен­ка значимости образования. По данным А.А. Овсянникова, если в 1989 г. 58% полагали, что для выхода России из кризиса необходи­мо прежде всего повышение уровня образования, то в 1999 г. таких было только 27%. В результате Россия столкнулась в 1990-е гг. с про­блемой «утечки умов», т.е. эмиграцией высококвалифицированных кадров в США, Канаду, страны Западной Европы. Ситуация стала улучшаться лишь к началу 2000-х гг., когда в стране вновь возрос престиж высшего образования и увеличилось число студентов выс­ших учебных заведений.

С ростом значимости образования повышаются и затраты на его приобретение, как временные, так и материальные. Все больше ценит­ся не просто высшее образование, а наличие магистерской и докторс­кой степени, т.е. востребованными оказываются лишь люди, которые могут не только применять уже имеющиеся у них знания, но и порож­дать новые. Как следствие этой тенденции, человек дольше учится и больше платит за то, чтобы получить качественное образование. Со­гласно данным В.Л. Иноземцева, за 20 лет (1970-1990) стоимость обу­чения в частных университетах США возросла на 474%, в то время как средний потребительский рост цен увеличился менее чем на 248%. В целом же, по оценкам американских авторов, затраты на образова­ние к началу XXI в. значительно превосходили другие расходы семьи (приобретение жилья, питание и т.п.). Доля средств, выделяемых на образование из семейного бюджета, по-видимому, будет расти и в на­ступившем столетии.

Приобретение новых знаний сегодня не только является стиму­лом для повышения доходов, но имеет и собственную мотивацию. На этот аспект особое внимание обращает, в частности, В.Л. Инозем­цев. Он пишет, что если на первоначальном этапе оказывались довле­ющими, побуждающими к получению новых знаний материальные сти­мулы, то в конце 1990-х - начале 2000-х гг. образование и знания приобретают мотивационную силу сами по себе. Человек учится не столько для того, чтобы много зарабатывать: образование и знания ста­ли нужны ему также для самореализации и дальнейшего самосовершен­ствования.

В связи с этим современная эпоха ставит целый ряд новых про­блем в сфере образования. Так, быстрое «старение» знаний, необходи­мость пользоваться новыми технологиями во всех сферах, независимо от профессии, заставляют человека на протяжении всей жизни приобретать все новые знания, ко­торые позволяют быть конкурентоспособным на рынке труда, легко «подстраиваться» к требованиям времени; овладевать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, а также уметь совершенствовать их, независимо от специализации.

Поскольку в современных условиях необходимо получать знания постоянно, все более актуальной становится сфера предоставления услуг для образования взрослых. На рынке появляется множество про­грамм и специальных курсов в самых разнообразных областях знаний, предназначенных для этой категории лиц. Например, по овладению компьютерными знаниями, ведению переговоров, изучению иностран­ных языков, управлению персоналом, по психологии и т.п.

Внедрение новых технологий особенно сильно меняет облик со­временного образовательного процесса. Интернет оказывается важней­шим источником получения информации для различных категорий - абитуриентов, студентов, преподавателей, лиц, которые заняты самооб­разованием, повышением квалификации и т.п. Становится нормой ис­пользование ссылки на интернет-ресурсы в учебной литературе. Все крупные университеты имеют свои интернет-сайты, где размещают ин­формацию о правилах приема, программах курсов и многообразной де­ятельности своего учебного заведения. Практикуется проведение видео­конференций и видеосеминаров, на которых студенты и преподаватель общаются с помощью интернет-технологий в реальном режиме времени.

Новые технологии открывают и много иных возможностей. Так, видеоаппаратура позволяет студентам медицинских специальностей наблюдать уникальные операции, а физикам - сложнейшие эксперименты, для которых требуется уникальная аппаратура. Видеотренинг дает возможность овладеть навыками общения, ведения переговоров и т.п. При этом образование становится все более интерактивным. Иными словами, студент не только заучивает предлагаемый матери­ал, но и принимает самостоятельные решения в той или иной конкрет­ной ситуации, которая часто моделируется преподавателем с помощью новых технологий. В результате выпускники обладают не только зна­ниями, но и умениями.

Другими характеристиками современного образования, обуслов­ленного применением высоких технологий, являются его интенсифи­кация, т.е. возможность больше изучить за ту же единицу времени, и усиление междисциплинарности. Последнее достигается во многом благодаря ресурсам Интернета, которые значительно облегчают поиск информации в соседних областях знания.

Технологические инновации все больше внедряются в повседнев­ную практику. И те, кто их не знает, не умеет использовать, оказыва­ются неконкурентоспособными. В этом смысле показателен опыт но­вых индустриальных стран, где произошло бурное развитие фирм, связанных с использованием новых технологий. Соответственно и образование здесь в значительной степени ориентировано на них. В ре­зультате общий уровень овладения новыми технологиями оказался до­вольно высоким, а сами страны стали развиваться быстрыми темпами.

Использование новых технологий накладывает, правда, и огра­ничения на образовательный процесс, в том числе предполагает дос­туп к этим средствам, необходимость постоянного совершенствования знаний по их применению в учебном процессе и т.п. Кроме того, воз­никают медицинские и психофизиологические проблемы, обусловлен­ные длительной работой с компьютером. Интенсификация образо­вания, информационные перегрузки, длительное использование компьютера нередко сказываются на здоровье негативно. Особенно серьезна эта проблема для школьников и студентов.

При использовании новых технологий ощущается также недоста­ток индивидуального контакта преподавателя и обучающегося, что ведет к обезличиванию образовательного процесса, потере его «чело­веческой» составляющей. В ряде случаев появляется и так называе­мый «культ технологии», когда, например, использование Интернета, компьютерных технологий возводится в некий абсолют.

В целом же в современном мире наблюдается переход от произ­водства товаров к оказанию услуг, организации системы образования, проведению исследований и т.п. Это ведет к резкому спросу на высо­коквалифицированных специалистов и снижению потребности в не­квалифицированных кадрах.

Изменения в требованиях к знаниям и умениям влекут за собой серьезные политические последствия. Например, Ф. Фукуяма подчер­кивает, что в настоящее время развивается резкая поляризация обще­ства в зависимости от полученного образования на тех, кто знает и уме­ет, и всех остальных. При этом получить знания, несмотря на то, что они представляют собой наиболее «демократичный» ресурс, оказыва­ется далеко не просто. Действительно, теоретически они могут быть приобретены всеми. Более того, право на образование закреплено в за­конодательстве многих стран, а также во Всеобщей декларации прав человека, ст. 26 которой гласит, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». Однако суще­ствует проблема доступа к получению образования, что во многом оп­ределяется наличием хорошей школы, вуза, возможностью пользовать­ся библиотеками, Интернетом и т.п.

Значительное увеличение расходов на образование в современ­ном мире означает, что хорошее образование все больше становится доступным лишь для лиц из высшего и среднего социальных слоев. Дети из бедных семей не могут себе позволить не только оплачивать высшее образование, но и тратить многие годы на его приобретение, в то время как их ровесники из той же социальной группы зарабаты­вают деньги на содержание семьи. Кроме того, обычно с детства фор­мируются соответствующие установки и ценности на знания, а зави­сят они от семьи и социальной среды, в которой человек воспитывается.

В целях получения качественного образования, а также в поис­ках более квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы после защиты дипломной работы в Европу и Северную Америку устремля­ются потоки из регионов Восточной Европы, Азии и т.д. В итоге обра­зование напрямую оказывается связанным с другими проблемами мирового развития: миграцией населения и поляризацией по линии «богатый Север - бедный Юг». Складывающаяся диспропорция в уровне образования между развитыми и развивающимися странами вызывает тревогу и усиливает экономическое и социальное неравен­ство населения различных государств.

Для того чтобы частично снять возникающие проблемы, сделать образование более доступным, независимо от уровня доходов, прово­дится соответствующая политика на национальном и международном уровнях.