» » Значение главы сон обломова кратко. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

Значение главы сон обломова кратко. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

В тысяча восемьсот пятьдесят девятом году Иван Александрович Гончаров дописал роман «Обломов». Центральным моментом в произведении является сон Обломова, после которого читатель понимает, почему герой ведет такой образ жизни.

Во сне Обломова не присутствуют ни моря, ни горы, а лишь его родная деревня Обломовка. Даже в сновидении герою не нужны какие-то интересные и необычные пейзажи, он тянется к обыденному. В этом месте живут добрые, но очень ленивые люди, которые лишний раз ничего не будет делать. Здесь же сейчас растет маленький семилетний Илья Ильич. Как и все дети в этом возрасте, мальчик стремится все познать, сам все испытать.

Только вот чрезмерно заботливые родители не позволяют ему это сделать, ведь ему может напечь голову и вообще случиться множество других страшных вещей. Но все же этот маленький мальчик находит время, когда может заняться исследованием. В деревне принято спать днем, в это время засыпают все, включая няню ребенка. Тогда-то Илюша начинает бегать по тем местам, куда ему было не позволено ходить: голубятня, канавы и многие другие опасные, по мнению родителей, места. Ему всегда удавалось вернуться до того, как проснется няня, поэтому никто так и не узнал, чем занимался маленький мальчик.

В следующем эпизоде сна Илье уже тринадцать-четырнадцать лет и пора начинать учиться. Поступив в пансион, он познакомился со своим лучшим другом Андреем Штольцем, с которым даже в нынешнем возрасте поддерживает очень хорошие отношения. Новый знакомый всегда помогал ленивому Обломову с домашним заданием. Только вот его родители считают, что учеба не принесет ничего хорошего, поэтому по любой причине стараются оставить сына дома.

Порой предлоги бывают чересчур смехотворны и не правдивы: слишком жарко или холодно, приезжают гости или какой-то праздник. И таким образом юноша перестал толком заниматься и обленился еще больше. Но это было еще далеко не все, что сделало из бодрого и интересующегося всем ребенка ленивого мужчину, который большую часть времени просто лежит на диване.

Обломов ничего не мог сделать самостоятельно, потому что к нему приставили слугу по имени Захар, который делал абсолютно все, даже одевал мальчика и удовлетворял все его капризы. Именно так Илья стал все быстрее превращаться в вялого и несамостоятельного мужчину, который ничего не добился в жизни.

Таким образом, эпизод «Сон Обломова» был написан Иваном Александровичем Гончаровым, чтобы показать, что Илья не всегда был таким ленивым и безрадостным человеком, когда-то и он был полон жизни и надежд, но именно родители загубили все дело. В итоге Обломов вырос таким же, как и все в его родной деревне, из-за чего не смог добиться ничего, в отличие от своего друга Андрея Штольца. Возможно, если бы Илья Ильич рос в других условиях, под присмотром других людей, он смог бы стать достойным членом общества, но, к сожалению, узнать это невозможно.

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя - Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз!.. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» - спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов - старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», - с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя - знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной - яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова - этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его


План: 1. «Благословенный уголок земли»

2. Семилетний И. И. Обломов в родительском доме:

Распорядок дня ребёнка

Восприятие окружающей действительности ребёнком

Занятия воспитанием и обучением мальчика

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. И. И. Обломов в возрасте 13-14 лет.

Образование

Взгляды жителей Обломовки на существование

Сон играет особую роль в жизни героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так как он позволил увидеть и понять, как воспитание и рост юного героя, что влияло на формирование личности. Сон - литературный прием, с помощью которого автор хотел показать мысленные терзания героя. В то же время это своего рода отражение мечты об идеальной жизни главного персонажа: спокойствие, беззаботность, естественность, гармония с природой, мир и согласие с окружающим миром.

Через сон мы узнаем распорядок дня героя, так он вставал, одевался с помощью своего слуги. Потом молился не очень религиозно. Потом пил чай с матушкой, его ласкают, кормят. Весь день проходит одинаково: гуляет, отдыхает и иногда учится.

Обломов был иногда шаловлив, хотел познать мир, но родители не давали такой возможности.

Во сне Обломова появляется «Чудесна страна», о которой рассказывала ему няня. Это прекрасный мир спокойствия, который стал идеалом для героя.

Становится очевидным, что Илья Ильич не сразу родился лентяем, а его так воспитали. Бездельником маленький мальчик не был, он отличался подвижностью и живостью. Он озорничал, был шалунишкой. Ограничивая свободу Ильи, родители не давали открыться желанию Ильи. Они заботились о своем любимом сыночке, воспитывали в традициях своего рода. Столкнувшись с реальной жизнью Обломов, вспоминал об Обломовке. Одни из взглядов на жителей Обломовки - спокойствие и миротворство, так их образ жизни был размеренным и всегда одинаковым. Образованием занимали плохо, так, например, родители поощряли лень Обломова и часто оставляли его дома, не пуская на учёбу.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова - олицетворение мещанского быта. Это молодой человек, помещик, ведущий "созерцательный" образ жизни, что подразумевает под собой совершенное бездействие. Герой тяготится таким положением дел, однако на борьбу

с самим собой он не способен. В первой части романа, в 9 главе, автор рассказывает о становлении мировоззрения Обломова, о его жизненных идеалах. Глава называется краткое содержание ее таково: Илья Ильич заснул, и во сне ему привиделись эпизоды далекого детства: родное поместье, деревня Обломовка. Деревня располагалась в глуши, до ближайшего города было около двадцати верст, и поэтому обломовцам были чужды всякие веяния прогресса, веками люди жили патриархальным строем, всерьез верили в приметы и сказки. Жизнь текла сонно, своим чередом, крестьяне жили беззаботно, как дети, ни к чему не стремясь, и не знали и не хотели другой жизни.

Хозяин поместья, Обломов-старший, ничем не отличался от своих крепостных, был ленивый и вялый. Его ежедневные занятия - прогулки или сидение у окна. Все интересы семейства -

вкусно поесть и крепко поспать, в перерывах неторопливо занимаясь домашними делами. Родители запрещали Илюше заниматься какими-либо делами самому, что впоследствии сформировало в нем ту неистребимую черту характера, с которой Обломов безрезультатно боролся - лень. В родительском доме не придавали никакого значения воспитанию и образованию наследника, в школу Обломов ходил неохотно, домашние задания ему помогал делать его самый близкий друг - Андрей Штольц, сын учителя.

"Сон которой приведено выше, является ироничным описанием "рая на Земле". В этой главе автор беспощадно высмеивает самодовольный, бездействующий образ жизни большинства помещиков того времени.

Вместе с тем Гончаров изобразил своего героя отнюдь не отрицательным персонажем. Отношение автора к нему, конечно, местами резкое, однако вместе с тем жалостливое. В Обломове были все задатки для развития деятельной и образованной личности. В главе "Сон Обломова", краткое содержание говорит об этом, упоминается о том, что Илья Ильич в детстве был очень любознательным ребенком, с поэтическим складом ума, однако родительское воспитание

погубило в нем все данные природой таланты и оставило лишь возможность наблюдать за водоворотом жизненных событий с удобного дивана. Реальную жизнь героя можно описать теми же словами из главы "Сон Обломова". Текст, краткое содержание которого дано выше, полностью характеризует образ жизни повзрослевшего Илюши, изменилось лишь место действия. Он не раз предпринимал попытки изменить свой характер, преодолеть апатичность, заняться самообразованием, однако все его намерения таковыми и оставались. Заказанные книги так и лежали на полках, ни разу не открытые, чистота комнаты целиком зависела от слуги Захара, визит в родную Обломовку все откладывался на неопределенный срок.

"Сон Обломова", краткое содержание которого дает представление об окружавшей маленького мальчика атмосфере, многие критики считают увертюрой романа, так как в этой главе вкратце описывается вся будущая жизнь главного героя, иной его судьбы даже представить невозможно. В отличие от Обломова описана в романе скупо, наверное потому, что самое худшее в его жизни уже свершилось. Это была даже не смерть, а лишь конец существования, "будто в один прекрасный день забыли завести часы".

Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.



Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.

В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.

От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.

Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.



Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.

Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.

Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.