» » Введение. Что изучает история Средних веков? Временные рамки и важнейшие события Средневековья Что помогает изучать историю средних веков

Введение. Что изучает история Средних веков? Временные рамки и важнейшие события Средневековья Что помогает изучать историю средних веков

Урок № 1. Введение. Что такое история Средних веков?

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

Сформировать представление об эпохе Средневековья как об одном из этапов развития человеческой цивилизации, связывая различные исторические факты, понятия в целостную картину мира.

3 ЛР. Историческое мышление .

Выявить варианты причин и следствий перехода человеческой цивилизации от Древности к Средневековью.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение .

Создать условия для осознания обучающимися роли Средневековья в историческом процессе.

Обязательный минимум содержания :

Цивилизация как ступень развития и как общность людей. V –XV вв. Средние века.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Придумайте, пожалуйста, словосочетания с определением «средний». 2

Какое значение часто вкладывается в это слово?

Посмотрите на название учебника, которым мы начинаем учебный год. Как он называется?

Прочитайте текст, с. 6, 1–2-й абзацы.

Сравни главные мысли абзацев, в чём главное противоречие? 1 2

Странное название, не правда ли?

Какая оценка Средних веков (положительная или отрицательная) содержится в первом абзаце (докажите, опираясь на текст)?

Исходя из этого, изучение Средних веков имеет смысл?

На доске фиксируем:

Средние века надо изучать.

Средние века – важное время.

Исходя из второго абзаца, какая оценка (положительная или отрицательная) даётся тому, что называют средним?

Исходя из этого, Средние века нужный или малоинтересный период?

Фиксируем на доске:

Средние – малоинтересный. Название «средний» – малозначительный.

Сравните два утверждения – в чём они противоречат друг другу?

Посовещайтесь в парах и предложите формулировки проблемного вопроса, который у нас возникает в начале изучения данного курса . 1 2

а) «Зачем изучать Средние века?» Нужно ли изучать Средние века»?

Это ожидаемое, если мы написали на доске: «надо» и «малоинтересно» .

б) «За что Средние века так назвали – средние?»

Ожидаем, только если мы написали такое противоречие: «Ср. века – значительны»; «Название «средние» – малозначительный». 2 4

Представьте, что про наше время потомки будут говорить: «Средние века!» – согласимся ли мы с такой формулировкой?

Как вы думаете, а люди того времени были бы согласны с определением «средние»?

Какой возникает вопрос?

Какую проблему урока мы будем с вами решать? 1

На доске фиксируем тему урока и проблему урока.

Учащиеся придумывают словосочетания .

Это слово означает промежуточный, посредственный.

Учебник называется «история Средних веков».

Ученик читает вслух текст.

Положительная (жизнь и труд 40 поколений, «великие памятники»). 2

Да.

Отрицательная – посредственные, неинтересны.

Малоинтересный.

Изучать надо, это жизнь стольких поколений, но название говорит, что это малоинтересно, незначительно.

Ученики совещаются 30 с. Слушаем разные варианты разных пар.

Мы не согласимся с формулировкой, так как в наше время происходит много интересного. 2

Нет.

Зачем изучать эпоху Средневековья? Что она принесла в современный мир?

Учащиеся вписывают тему урока и проблему в рабочую тетрадь, с. 4.

Регулятивные УУД

    Определять цель, проблемув учебной деятельности.

    Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

3 . Планировать деятельность в учебной ситуации.

4 . Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, карта).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

II. Версии.

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? 2

Под учебной проблемой записываем ключевые слова, выделенные самими авторами версий:

1) это переходное время;

2) понять, что заставило отнести эти века к средним, не выдающимся временам;

3) Средние века – мрачные времена, ничем не отличились?

Так ли это? 4 3

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). 2 3

III . Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы знаем из истории Древнего мира. Откройте схему в рабочей тетради на с. 4, задание 1. Впишите в схему ключевые слова:

расслоение, первобытное общество, государство, города, письменность, цивилизация.

1 2 3 4 6

По итогам выполнения задания предлагаем провести алгоритм самооценки 4 . ТОУУ

Обсудите в парах, в каком значении слово «цивилизация» используется в данной схеме, дорисуйте схему так, чтобы было использовано и второе значение. Обратитесь к словарю на с. 287 учебника. 1 2

Учащиеся выполняют задание .

По итогам выполнения заслушиваем 1–2 пары учащихся .

IV. Планирование деятельности.

Прежде чем делать поспешные выводы, давайте попробуем разобраться, а что же вообще скрывается за словами «Эпоха Средневековья». Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы?

Откройте учебник на с. 3. Попробуйте определить, что нового мы можем узнать о движении человечества от прошлого к настоящему?

С какими средневековыми сюжетами вы уже встречались в своей жизни, какие фильмы видели, читали книги, играли в компьютерные игры?

Предлагают свои версии.

V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Сравните карты на форзацах учебника. Найдите черты сходства и отличия.

Можно ли сказать, что в Средние века ничего не происходило?1 2

На доске рисуем ленту времени.

Учитель, обращая внимание на ленту времени и схему учебника на с. 10–11, выясняет временные рамки Средних веков . 6

Какое событие считается концом Древнего мира?

Могло ли разрушение Рима варварами повлиять на появление названия «Средние века»?

Дети рассматривают форзацы, в парах готовят ответы на вопросы. Выполнение задания ведётся коллективно. 1 2

Разница в картах большая, Средние века изменили политическую карту мира. Вывод: Средние века полны событий.

События V века считаются финалом истории Древнего мира. Падение Рима, гибель великой римской цивилизации привели к тому, что жизнь в Европе стала менее значительной. События привели к упадку. 2

VI . Выражение решения проблемы.

Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4

Разрушение варварами Рима привело к значительным трудностям, людям казалось, что пришли мрачные времена. Но Средние века – следующая ступень мировой цивилизации, в это время возникают новые государства, меняется политическая карта мира, главными становятся христианские ценности. Вывод: Средние века нельзя назвать мрачными и серыми, они насыщены событиями.4

VII . Домашнее задание.

Рассмотрим иллюстрации на с. 12–26. О чём говорят эти иллюстрации? 2

О новом мире варваров. Прочитайте. Ещё раз обращаю ваше внимание на с. 7 учебника, рассмотрите и повторите условные обозначения, знаки-символы, они вам уже известны из истории 5-го класса. 1

© ООО «Баласс», 2013 7

История Средних веков – это вторая часть всемирной истории, которая следует за историей древнего мира, и охватывает период с конца античности до момента начала Нового времени. Так как период Средневековья в разных странах начинался и заканчивался в разное время, мы не можем установить четкие временные его границы.

Для большинства Европейских стран начало Средневековья следует сразу после падения Западной Римской империи в V веке, а конец связан с началом Английской буржуазной революции в XVII веке. История Средних веков состоит из трех частей: история Раннего, Среднего и Позднего Средневековья.

Предмет изучения истории Средних веков

Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества. Изучение истории Средних веков является очень важным для современного человека, ведь не смотря на то, что нас со Средневековьем разделяет целое тысячелетие, следует знать, какое влияние этот период оказал на становление современного общества. Это период зарождения множества современных национальных культур и характеров.

История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру. История Средневековья дает нам возможность наблюдать за жизнью обычного человека, как части общества данной исторической эпохи.

Что дало человечеству Средневековье?

До наших времен сохранилось множество произведений искусства, письменных документов, монет, орудия труда этого периода. В некоторых Европейских городах сохранились средневековые дома и площади. А благодаря существованию таких знаменитых соборов, как Нотр-Дам де Пари во Франции, Винчестерскому собору в Англии, мы имеем возможность на наглядном примере буквально считывать Средневековье с их удивительных витражей и замысловатых архитектурных форм.

Благодаря изучению истории мы узнаем о тех тяжелейших испытаниях, которые выпали на судьбу современников этого периода. Это и ужасающая церковная инквизиция, пучина черной чумы, непрекращающиеся войны и противостояния, голод и стихийные бедствия (Осень Средневековья). Люди в прямом смысле героически боролись за свое существование.

Средневековье подарило миру ряд научных открытий, завораживающие своей эстетической насыщенностью предметы искусства. В эту эпоху творили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Пуссен. Потрясали мир своими научными открытиями Никола Коперник и Галилео Галилей, которые чуть не поплатились жизнью за свои идеи. Влияние церкви направило философию и искусство Средневековья в состояние непрерывного поиска божественного проявления в окружающих вещах. Одним из важнейших элементов искусства была живопись, в своих полотнах художники отображали все идеологические принципы того времени.

Изучение истории Средневековья является неотъемлемой частью образовательного процесса, ведь без этого мы не сможем иметь полноценное представление о возникновении последующих исторических периодов: Нового и Новейшего времени. Средневековье стало своеобразным катализатором в истории общественного развития. Это время, когда человеческая жизнь не имела абсолютно никакой ценности, она погибала под гнетом церкви и феодалов, но все - таки в будущем смогла воскреснуть и преобразится с наступлением эпохи Ренессанса.

Что изучает история Средних веков? Чтобы сформировать представление о сути вопроса необходимо ознакомиться с предметом её изучения, периодизацией основных событий, произошедших в этот отрезок истории человечества, и различных точек зрения на рассматриваемый период.

Термин «Средние века»

Этот термин (а если ещё точнее, «Средний век») возник в Италии. Придумали его гуманисты в конце XV-начале XVI вв. нашей эры. Историки XVII-XVIII веков окончательно закрепили и поделили историю человечества на древние века, средние и новое время. По их глубокому убеждению, и с их подачи, пошло кочевать мнение, которое иногда поддерживают некоторые современные учёные о том, что это была эпоха культурного и духовного упадка, мракобесия, а человечество сделало шаг назад. Верно ли это утверждение, рассмотрим далее в статье.

Сейчас необходимо осветить вопрос о том, зачем учёные нового времени ввели этот термин. Тут всё очень просто. Они превозносили до небес Античность - эпоху, по их мнению, расцвета науки, искусства и культуры. Потом Великая Римская империя рухнула, и Европа погрузилась на века в хаос.

Войны, эпидемии, религиозная нетерпимость и фанатизм негативно сказались на человечестве. Но вот началась эпоха Нового времени, а далее сменяющиеся друг за другом эпохи Возрождения и Просвещения дали человечеству новую надежду на воцарение разумных, гуманных и оправданных законов.

К вопросу о периодизации

Временные рамки Средневековья историками разных стран рассматриваются по-разному. И это не удивительно, так как в разных уголках земного шара имелись свои особенности и специфика. Впрочем, начало Средневековья не вызывает споров и разногласий.

Считается, что эта эпоха вступила в свои законные права с крушением Римской империи и это произошло 4 сентября 476 года. Сенат Рима под давлением объявил, что Западной империи больше не нужен император и в Константинополь уехали диадема и скипетр. Символы императорской власти и величия Рима.

Когда речь зашла о том, где закончить этот значимый период в истории человечества, то тут мнения разделились. Каждая сторона предлагала свою версию и давала обоснованную аргументацию. Это и (1455), и начало Реформации (1517) и множество других не менее значимых и уникальных событий.

История, к сожалению, используется как один из важнейших инструментов идеологического воздействия. Забывается при этом её важнейшая и главная задача - изучение и анализ опыта человечества с целью не допустить обидных и страшных ошибок. Поэтому разногласия в хронологии, а самое главное то, что термин «Средневековье» практически неприменим к истории всех народов мира, закрепили его условность.

Периодизация

Однако, несмотря на условность периодизации, все же необходимо выделить три основных периода, которой придерживаются в российской историографии и в большинстве западных государств:

Раннее Средневековье

Высокое, развитое, или классическое Средневековье

Это середина XI века - время возникновения средневековых городов и начало Крестовых походов и завершается этот отрезок истории эпохой развитой европейской торговли, расцвета ремесла и искусства.

Позднее Средневековье, или Раннее Новое время

Конец XIV-XVI вв. - самый расцвет эпохи великих географических открытий.

Необходимо сделать небольшую оговорку. На Западе существуют иные временные рамки Средневековья. Оно благополучно завершается после знаменитого открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году.

Средневековье: предмет изучения

Что изучает история и что является предметом её изучения? Это особенности, закономерности и условия развития общества того периода. В первую очередь это зарождение, становление и развитие феодальных отношений. Именно они и стали тем основным фактором, который повлиял на социальные отношения в обществе и его культурное развитие. Благодаря феодальным отношениям перекраивалась политическая карта того времени. Зарождались известные в современности национальные культуры и характеры.

Классификация источников

Отвечая на вопрос "что изучает история Средних веков", будет уместно охарактеризовать и дать классификацию источников, которые используются при изучении этого вопроса. Это пять типов источников, которые отличаются по способам фиксации информации. Перечислим эти источники:

  • Природно-географические (благодаря его изучению можно получить все необходимые данные об окружающей среде: климат, почва, ландшафт и т. д. Это необходимо для понимания природной специфики изучаемого региона.).
  • Этнографические (изучается фольклор, обычаи, традиции, национальные костюмы, жилища и т. д.).
  • вещественные (сюда входят объекты материальной культуры. Это оружие, утварь, украшения и т. д. Всё то, что в виде материальных предметов дошло до наших дней из прошлого.).
  • Художественно - изобразительные (картины, памятники архитектуры, различные скульптуры, мозаики и т. д.).
  • Письменные (это тексты, причем неважно, чем они записаны - нотами, буквами, иероглифами, клинописью или цифрами.).

Классы письменных источников по изучению истории Средневековья

Письменные источники, в свою очередь, для удобства делятся на классы. Необходимо кратко описать каждый из них. Вот как они выглядят:

  • Нарративные, или повествовательные (повествуют о событиях в произвольной форме, используя иногда вымысел).
  • Документальные (такой класс источника формализованным языком освещает узкие и отдельные моменты в социально-экономической, юридической или политических сферах).
  • Законодательные (данный класс источника затрагивает вопросы по истории Средних веков сугубо в юридическом поле. Но тут одна интересная особенность - они очень часто отражают не только законодательную практику. По ним очень чётко можно проследить, как законодатель пытается её изменить, иногда под конкретную ситуацию.).

Средневековье на Руси

Как уже было сказано, периодизация эпохи Средневековья - условность, поэтому понимание этого феномена и создаёт условия, когда необходимо учитывать историческую специфику региона. Неслучайно средневековая Русь рассматривается историками как территория, где феодальные отношения зарождались медленнее, исходя из тех данных, которыми располагает современная наука. Поэтому здесь периодизация выглядит следующим образом:

  • IX-XII вв. - Киевская Русь, во главе с Киевом - «матерью городов Русских».
  • XII-XIII вв. - эпоха междоусобицы между отдельными княжествами и начало установления татаро-монгольского ига на некоторых русских землях.
  • XIV-XVII вв. - объединение русских земель под властью Москвы.

Почему средневековая Русь проводила общества гораздо позже своих европейских соседок - тема дополнительных исследований. И окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена.

Феодализм

Зарождающийся феодализм и установление всеобщей власти Церкви вступили в явный антагонизм с существующим на тот момент, но постепенно отмирающим античным рабовладельческим строем. Происходила смена новой социально-экономической формации. Что и повлекло за собой в итоге огромный всплеск насилия и жестокости.

Это выражалось не только в крушении Западной Римской империи, на её обломках возникали новые игроки в виде варварских королевств. А Великое переселение народов, длившееся с IV по VII вв., добавляло неразберихи. Изменения произошли, в первую очередь, в самой среде варварских племён.

Зарождение варварских королевств, укрепление власти их королей неизбежно приводили к расслоению внутри их общества. Феодальные отношения и были тем инструментом, укрепляющим власть «сюзерена». За это вассалы получали не только земли, но и людей их обрабатывающих. Постепенно этот статус получили и их потомки, с правом дальнейшей передачи по наследству.

Закрепощение крестьянства

Необходимо кратко коснуться основных событий в истории человечества, которые не только повлияли на жизненный уклад средневекового общества, но и создали предпосылку для дальнейшего развития. Учебник по истории Средних веков дает краткую хронологию тех событий, произошедших более чем в тысячелетнем отрезке истории.

В конце V-начале VI вв. (481-511) среди франков выдвигается жесткий и амбициозный король Хлодвиг. Он не только стал родоначальником династии Меровингов. При нем, возможно, по его прямому указанию, была оформлена «Салическая правда». Благодаря ей, можно изучить и проанализировать существовавшие архаические порядки. А самое главное - это зарождающееся имущественное и социальное неравенство. Хлодвиг и его преемники упорно завоевывали земли на территории современной Франции.

Но сменилась династия и Карл I создал огромную империю, впрочем, она просуществовала недолго. Но при нем окончательно оформилось обезземеливание и закрепощение крестьянства.

Христианская религия способствовала этому процессу. Церковь получила огромные наделы и богатства и настолько окрепла, что сама вмешивалась в дела европейских правителей и даже санкционировала грабительские Крестовые походы, прикрываясь благовидным предлогом. Важнейшие события средневековья включают в себя множество эпизодов, так или иначе, повлиявших на ход современной истории.

Города и торговля

Если бесстрастно исследовать историю человечества, то можно прийти к выводу, что основой любого конфликта являются экономические интересы. Это потом оформляется необходимая идеология, подталкивающая порой целые народы к взаимному истреблению. Средневековые войны, да и современные это прекрасно иллюстрируют. Но также верно, что именно экономическая выгода есть тот необходимый двигатель, который не только меняет общество, но и движет его к прогрессу. Торгово-экономические связи неизбежно приводят к культурному и техническому заимствованию.

Города, образовывающиеся на крупных торговых путях и вокруг укрепленных крепостей (бургов) - стали центрами торговли, ремесла, науки и культуры. Порой люди отправлялись в другие страны, чтобы научиться и преуспеть в своей области или привезти экзотических товаров.

В заключение

Что изучает история Средних веков? Принято считать упадка и разложения. На первый взгляд с этим можно частично согласиться. Средневековые войны, антисанитария, сжигание людей и прочие «прелести» не внушают оптимизма. Однако следует понимать, что это был необходимый путь человечества при смене социально-экономической формации. История становления прошла долгий и тернистый путь, но от истории нельзя отказываться: какие бы горькие и страшные уроки она бы ни давала.

Что вам предстоит изучить по истории средних веков?
История средних веков - вторая после древней истории часть всемирной истории. Она охватывает 10 столетий (с конца V и до конца XV), период между древним временем и новой историей.

Итальянские гуманисты предложили изучать историю человечества, поделив ее на периоды: «древняя история», и «новая история». Термины «Древняя история» и «Серединная история» они применяли к прошедшим до них периодам, а «Новой историей» называли время, когда жили сами. Под «Серединной историей», прежде всего понимали «Историю средних веков». Вы изучали древний период Всемирной истории, узнали как в древности жили люди, о возникновении, развитии и кризисе государств Древнего Востока, Греции и Рима. Сейчас вы приступаете к изучению периода средних веков, в котором появилось феодальное общество, узнаете, как оно развивалось, о жизни и труде народных масс, о том как они боролись за свою свободу и вели войны за свою независимость.

О средневековом обществе. Средневековое общество в Европе называется феодальным, а в Азии - обществом, основанным на землевладении. Термин «феодал» происходит от латинского слова «феод». «Феодом» называлась земля, которую король дарил за определенные заслуги (чаще всего за военную службу), и которая постепенно стала превращаться в наследственную. Феодальное общество является обществом, основанным на землевладельческих отношениях.

В Европе владелец земельного надела назывался феодалом. Феодал часть своей земли сдавал в аренду крестьянам. За это крестьяне платили хозяину налоги в виде части урожая и должны были отработать определенные дни на землях феодала. Таким образом в Европе крестьяне в пользу феодала несли двойную повинность.

У разных народов феодальные отношения возникали в разные периоды их истории. В Западной Европе условной датой между древностью и средневековьем считается 476 год, когда под ударами варварских племен пала Западная Римская империя. У других народов развитие феодальных отношений начиналось раньше или позже этого события. Продолжительность существования феодального общества по времени также различается.

Феодальное общество в Азии. В Азии (в том числе и в Узбекистане) формы земельного владения отличались от существовавших в Европе. В Азии верховным владельцем земли считался правитель страны. Часть земель непосредственно являлись государственными. Государственные и крупные частные земли, поделенные на более мелкие участки, сдавались в аренду крестьянам. Из выращенного урожая земледелец платил определенный налог (долю) хозяину земли. В отличие от Европы в Азии не практиковалась такая регулярная повинность крестьян, как отработка на поле хозяина (барщина).

Европа входит в зону обильных осадков, что облегчало труд крестьян. В Азии в зоне засушливого климата таких возможностей не было. В данных условиях о ведении земледелия без искусственного орошения с привлечением на эти работы массы населения не могло быть и речи.

В результате крупным землевладельцам в Азии было выгоднее сдавать свои земли крестьянам в аренду.

Таким образом, строительство, ремонт и очистка ирригационных сооружений ложились на плечи крестьян.
Периодизация истории средних веков.

История средних веков делится на два крупных периода:

1. Конец V в. н. э. — середина XI вв.:
Переход к новому феодальному обществу;
Формирование новых видов землевладения (крупные землевладельцы-феодалы и слой зависимых крестьян);
Широкое распространение в Западной Европе нового религиозного воззрения - христианства;
Возникновение ислама на Востоке и его распространение;
возникновение крупных феодальных государств.

2. Середина XI — конец XV вв.:
Рост земельно-производственных отношений;
Переход от натурального хозяйства - к хозяйству, производящему товары для рынка;
Возникновение и развитие средневековых городов и ремесленных цехов;
Рост торговли: международная торговля, ринки, ярмарки и биржи;
Освобождение европейских городов от сеньориальной зависимости;
Свободные города, города-республики и формирование крупных централизованных государств;
Повышение роли центральной власти;
Возникновение сословных органов власти (парламент, Генеральные штаты);
Христианская церковь и крестовые походы;
История стран Европы, Азии, Африки и Америки;
Наука и культура народов мира.

Источники по истории средних веков.
Два основных вида исторических источников.

1. Письменные:
Исторические летописи и хроники;
Официальные документы, связанные с налогами, штрафами, судом, куплей-продажей, долговые обязательства;
Указы императоров, королей и султанов.
В средневековые все документа и книги были рукописными. В XI в. в Китае, а с середины XV в. в Европе были изобретены печатные станки.

2. Материальные:
Художественно-изобразительные произведения: скульптуры, картины, образцы прикладного искусства
Орудия труда и оружие в музеях истории;
Монеты;
Одежда и украшения;
Жилище и интерьер;
Дворцы, крепости и храмы.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.