» » Составить сложный план внутренним политика екатерины 2. Конспект Внутренняя политика Екатерины II

Составить сложный план внутренним политика екатерины 2. Конспект Внутренняя политика Екатерины II

К мо-менту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в каз-не. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в сво-бодную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, на-растание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма», а другие направлены на усиление репрессивных мер.

Рис. 1. Императрица Екатерина II ()

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне.

Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица вслед за французскими просветителями выступила с идеей передачи в государственное управление мона-стырских и церковных земель (секуляризации ). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных зе-мель и переводе 2 млн монастырских крестьян в ка-тегорию государственных. Основными мероприятиями Екате-рины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

Учреждение дворянского Вольного экономического обще-ства (1765 г.);

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (при-балтийских) губерниях;

Предоставление права открытия предприятий без разреше-ния правительства (1775 г.);

Секуляризация церковных владений на Украине (1786 г.);

Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767 г.);

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771 г.);

Разрешение создания вольных типографий (1783 г.);

Начало проведения школьной реформы (1786 г.) и др.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв ко-миссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уло-жение 1649 г. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительствен-ных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Де-путаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясач-ных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провин-ции). От духовенства был лишь один представитель от Сино-да. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53 % всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (счи-талось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сиби-ри. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. 30 июля 1767 г. в Московском Кремле для работы в ко-миссии собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. 40 % депутатов составляли дворяне. В дворянских наказах им-ператрицу просили упростить куплю-продажу имений, уси-лить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах ор-ганы дворянского самоуправления. Купечество выступало за получение монополии на торговлю в городах и лишение дво-рян и крестьян права торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: освобождении от телесных наказаний, владении крепостны-ми крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфак-турах. Депутаты от государственных крестьян жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и за-водчиков, высокие налоги. Представители нерусских народов требовали уравнения их в правах с русскими. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, комиссия была «временно» распу-щена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на дворян в течение всего царствования. В их ин-тересах был проведен ряд важных мероприятий:

1. Указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог устанавливать сам помещик. Ссылкой на катор-гу карались теперь попытки крепостных жаловаться на сво-его помещика.

Рис. 3. Гравюра Х. Гейслера (XVIII в.). Наказание батогами дворового в присутствии помещика ()

2. Продолжилось начатое при Елизавете генеральное межева-ние земель, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание принесло дворянам 50 млн десятин земли).

3. За 1762-1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

4. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на предприятиях.

5. В 1782 г. был отменен указ о «горной свободе», согласно которому право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

6. В 1763 г. Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

7. В 1783 г. на Украине был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому. Это означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было.

В апреле 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянам после смерти Петра I. Кроме того, Екатерина II разрешила создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице.

Тогда же была обнародована «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой все население городов делилось на шесть разрядов, определялась структура городского самоуправления (собрание городского общества, городской голова, городская дума и др.). Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Эта реформа привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сами помещик). Были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине (1775 г.). Революция во Франции привела к введению строгой цензуры и закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней сибирской ссылкой. Известного издателя и писателям Н. И. Новикова Екатерина приказала заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Все это свидетельствовало о завершении политики «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер, проводилась в интересах дворянства — социальной опоры самодержавия.

Список литературы для изучения темы "Внутренняя политика Екатерины II ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. — М., 1998

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — М., 1991

Домашнее задание для закрепления материала о политике Екатерины II:

1. Какие факторы оказали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?

2. Какие начинания Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Для чего создавалась Уложенная комиссия? Каковы результаты работы Уложенной комиссии?

4. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?

Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины дворцовых переворотов

а. отсутствие чёткого порядка престолонаследия.

б. народные волнения.

в. высокая роль гвардии при дворе.

г. мятежи в армии.

д. недовольство дворян петровскими реформами.

е. борьба за власть среди высшей знати.

ж. ограничение дворянских привилегий.
2) I вариант: Укажите последовательность царствования русских монархов с 1725-1762 гг. (одно имя лишнее)
а. Елизавета Петровна

б. Екатерина Алексеевна

в. Анна Леопольдовна

г. Пётр Алексеевич

д. Иван Антонович

е. Пётр Фёдорович

ж. Анна Ивановна

II вариант: 2) Восстановите хронологическую последовательность событий:
а. воцарение Елизаветы Петровны.

б. попытка ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета.

в. свержение регента Бирона.

г. освобождение дворян от обязательной службы.

д. смерть Екатерины I.

3) Соотнесите родственные связи преемников Петра I :

А.Екатерина I.

Б. Анна Иоанновна.

В. Пётр II.

Г. Елизавета Петровна.

Д. Пётр III.

1.дочь ПетраI; 2. племянница ПетраI; 3.жена ПетраI; 4.внук ПетраI.

4) I вариант: По завершению Семилетней войны Россия:

А. захватила часть территории Пруссии.

Б. вернула захваченные территории Пруссии.

В. Заключила союз с Пруссией.

Г. Поделила с Австрией территорию Польши.


II вариант: Семилетняя война состоялась в года правления:

А. Елизаветы Петровны.

Б. Петра II.

В. Елизаветы Петровны и Петра III.

Г. Екатерины I.

Д. Петра III.

Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств.

Записываю тему урока на доске:

Внутренняя политика Екатерины II

1762-1796.

На доске записываю план.

План:


  1. Приход Екатерины II к власти.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Екатерины II .

  3. Итоги и значение внутренней политики Екатерины .
Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем . Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которрму она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия.

Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей:


  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.
На основе этих идей в Европе сложилась . Запишите основные пункты данной политики:

  • Покровительство национальной промышленности .

  • Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян).

  • Усовершенствование налоговой системы.

  • Централизация государства.

  • Кодификация законов.

  • Просвещение народа.

  • Борьба с церковью.
Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции.

Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Внутренняя политика Екатерины II делится на 2 этапа.


В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннею политику. Скажите дети, почему?
Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.

Но начала свою внутреннюю политику Екатерина II с создания нового законодательства.

Скажите дети, почему?

Правильно, потому что прежнее уложение 1649 года уже устарело и надо было создать новое. Для этого Екатерина созывает учредительное собрание. Давайте посмотрим с вами «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» и посмотрим основные идеи Екатерины II.

Какие идеи здесь представлены?
Правильно дети, главными идеями в «Наказе» были:

Неограниченная власть монарха.

Идея секуляризации церковных земель.

Провозгласила естественное право каждого на свободы.

Против применения пыток в ходе следствия.

Против крепостного права.

Запишите дети, уложенная комиссия - специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Давайте посмотрим, как работала Уложенная комиссия: Итак, в работе участвовали не только чиновники, но и выборные депутаты от сословий. Состав комиссии составлял 564 делегата, от государственных учреждений (чиновники), Дворяне, Купечество, Духовенство, Государственные крестьяне, ясачные люди, казаки, кочевые племена. С мест было привезено 1765 наказов, в которых содержались требования от населения. Давайте посмотрим эти требования (на экране выходит таблица):



Дворянские

наказы


Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.

Купеческие

наказы


Монополия на торговлю, лишить этого права крестьянства, дворянства. Требовали дворянских привилегий.

Наказы от государственных крестьян

Жаловались на нехватку земли, на притеснения со стороны помещиков, заводчиков, на высокие налоги.

Инородцы, национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Проработала комиссия только полтора года, не приняв никаких решений, так как в самой комиссии кипели ожесточенные споры, и депутаты не могли договориться. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года. Следующим шагом во внутренней политике Екатерины II была секуляризация церковных земель в 1764 году. Запишите понятие секуляризация: это обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

согласно этой реформе монастырские крестьяне стали экономическими, казна пополнилась церковными землями, большая часть из них была дарована дворянству, часть монастырей была закрыта.

Необходимость реформ чувствовалась и в государственных органах, так как за время дворцовых переворотов государственный аппарат очень сильно увеличился и плохо функционировал. Так в 1763 году была проведена реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв при этом законодательные функции, он стал главным контрольным и судебным органом. Благодаря этому центральный аппарат сдал действовать более эффективно. Во главе его был назначен ставленник Екатерины - обер-прокурор А.А. Вяземский. (На экране выходи его изображение).

Давайте посмотрим, как функционировал органы управления при Екатерине II:


Как видите, все высшие органы подчинялись непосредственно императрице.

Часто правление Екатерины называют «золотым веком российского дворянства». Почему?


Правильно! Давайте посмотрим, что же получили дворяне:

1762

утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г: дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

1765

ссылка крестьян на каторгу, срок устанавливал помещик.

1762-1796

продолжение генерального межевания земли, закрепление за помещиками всех захваченных ими раннее земель.

1762-1796

дворянам пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

1782

Отменен указ о «горной свободе». Теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1785

Жалованная грамота дворянства.

Дворяне, как видите, увеличили свои привилегии. Давайте, дети поработаем с источником. Разберем мы с вами «Жалованную грамоту дворянству», и ответим на вопрос, что поучили дворяне согласно этой грамоте?
Правильно! Дворяне получили: свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах.

В том же году вышла «Жалованная грамота городам», целью которой было формирование в России сословия мещан. В результате этой реформы богатые купцы освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, городское население было поделено на 6 разрядов, сформировано сословие мещан(цеховые работники, ремесленники), создано градское общество (орган городского самоуправления).

С 1775 года начинается второй этап внутренней политики Екатерины II, характеризующийся ужесточением политики, и связано это с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Так в ответ на восстание Е.Пугачева в 1775 г. была проведена губернская реформа. Основная цель: большая централизация государства, для быстрого подавления любых восстаний. Так, согласно указу об «Учреждении для управления губерний» вводилось новое административно-территориальное деление на губернии и уезды. Вся территория страны делилась на 50 губерний, в которых проживало 300-400 тыс. человек, во главе губерний стоял губернатор. Губернии делились на уезды, в которых проживало 30-40 тыс. человек, во главе уезда стоял капитан-исправник. В результате реформы была достигнута большая централизация государства.

Проведение реформ во внутренней политике Екатерины, подавление восстания Е.Пугачева, активная внешняя политика, требовали больших затрат, а для этого нужны были преобразования в экономике. Давайте посмотри основные направления преобразований в экономике:


  1. В 1765 г. Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного Экономического общества, которое занималось оказанием помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта введения с/х., изданием «Трудов» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество также выступило инициатором решения крестьянской проблемы.

  2. Преобразования в сельском хозяйстве: колонизация Северного Причерноморья. При этом предоставлялись льготы при освоении новых территорий: от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. В результате смогли не только увеличить урожайность хлеба, его стали продавать за границу.

  3. Преобразования в промышленности: Увеличение числа мануфактур, рост производства в металлургии: выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, появились предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов, золота, платины, получила развитие новая отрасль - хлопчатобумажное производство.

  4. Преобразования в торговле: увеличение числа торжков и ярмарок (Нежинская, Коренная.) Торговля в городах стала ежедневной. Основными центрами торговли стали: Москва, Петербург, Рига. Однако, внешняя торговля в основном велась при посредничестве иностранных купцов.

  5. Финансовая политика: необходимость увеличения денег в казне, и для этого увеличили налоги и внешние займы, переплавлены серебряные и медные деньги. Также созданы новые банков: 1769-дворянский и купеческий банки. В 1786 году основан Единый государственный заемный банк. Также начали выпускать бумажные деньги.
Итак, дети все эти преобразования в экономике позволили казне пополниться деньгами, столь необходимыми для проведения внутренней политики и активной внешней политики.
Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

  • Централизация государства, органов управления.

  • Обогащение дворянства, богатого купечества.

  • Ухудшение положения крестьян, работных людей.

  • Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков.

  • Открытие новых школ, развитие культуры.

  • Развитие новых отраслей в промышленности.

  • Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.
Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

А теперь дети ответьте на поставленные в начале урока вопросы:

1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.


  1. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Правильно! Дворянство помогло Екатерине придти к власти, и Екатерина II вынуждена была опираться на них в своей политике, постоянно увеличивая их права и привилегии.

А особенностью просвещенного абсолютизма Екатерины являлось его двойственность, с одной стороны Екатерина проводила реформы в духе этой политики, а с другой ужесточала политику, что вело к ухудшению положения крестьян, работных людей, горожан.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

В конце урока даю домашнее задание : прочитать параграф 12-ый, ответить на вопросы 1, 4, 5, на стр. 136.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II .

цель:

усвоение уч-ся характеристики внутренней политики Екатерины II и закономерностей его формирования. - Характеристика личности Екатерины II. Раскрыть ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике.

задачи:

Образовательная – способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра 1.

Воспитательная – сформировать у уч-ся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК

ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, секуляризация, Уложенная Комиссия.

ТИП УРОКА: комбинированный

ПЛАН УРОКА: Краткое содержание время

1. Проверка дом задания. Тестовые задания 10 мин

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Изучение нового материала.

4. Обобщение и систематизация знаний уч-ся.

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

1.орг.момент.(Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Сегодня прекрасная солнечная погода. Надеюсь она соответствует вашему настроению? На прошлых уроках мы с вами изучали темы «эпоха Петра 1 и эпоха дворцовых переворотов» сейчас мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили темы. На ваших столах лежат тесты на выполнение тестов 5 минут)

2.УСТНЫЙ ОПРОС. (а сейчас давайте с вами устно проверим ваши знания) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме Эпоха Петра Великого и дворцовых переворотов.

1. Как были названы первые меры Петра I , направленные на перемены в России?

(СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПЕТРА, которые внесли изменения в жизнь русских людей.

обучение юношей – недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам.

Указ Петра I 19.12.1699 г о смене летоисчисления

начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы)

2. Чего хотел добиться Петр I в международной политике? Зачем?

(Петр I стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись.

Стремился для этого создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны со Швецией.)

3. Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра Великого после его смерти?(эпоха дворцовых переворотов)

1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет. 1725 – 1727 г.

2. Петр II, внук Петра I, 1727 – 1730 г.

3.Анна Ивановна,

4. Иван 6 Антонович, 1740 – 1741 г

5. Елизавета Петровна, дочь Петра I . 1741 – 1761

6. Петр 3,1761 – 1762 г.

7. Екатерина II , жена Петра III

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ .(Слово учителя: Сообщение темы, проблем изучения.)

Случилось так, что из 75 лет, прошедших со дня смерти Петра1 и до 18 века на русском престоле перебывало семь человек, из них четыре женщины и трое мужчин. так вот на время правления мужчин пришло 8 лет, в то время, как женщины правили 67 лет. Польский историк Казимир Валишевский назвал этот период «царством женщин» а из 67-ми лет «царства женщин» ровно половину 33.5 года заняло правление Екатерины 2.

Наша задача сегодня на уроке - выяснить какую внутреннюю политику проводила Екатерина 2?

-Давайте с вами вспомним как Екатерина 2 пришла к власти?

Екатерина сказала: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать.»

Давайте сейчас выясним в каком состоянии ЕкатеринеII досталась российская империя? Для этого мы с вами объединимся в группы и поработаем с историческим документом (работа с документам №1)

Период правления Екатерины 2 историки называют «просвещенным абсолютизмом».

Давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.

( Просвещённый абсолютизм - политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине рядом европейских , принявших идеи философии XVIII века.)

Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении сохранить существующий строй путем укрепления позиций дворянства, используя либеральные методы управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи. Екатерина 2 стремилась выглядеть для всей Европы мудрым справедливым просвещенным монархом.

Ради этого она переписывалась с просветителями Европы 18 века- Вольтером, Дидро и д.р.

Правовое обеспечение политики «пр.абсолютизма» содержится в «Наказе», который написала сама императрица. Это достаточно объемный труд. Главный вывод «наказа» заключался в том, что законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.

Самые важные события её правления были:

1.секуляризация земли(обращение государством церковной собственности в светскую)

2.уложенная комиссия(всесословное совещательное учреждение 18 века)

Властная и энергичная императрица сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Роль Сената была сведена на нет. Практически непосредственно ей подчинялись коллегии и местные правители. Все важные вопросы внутренней и внешней политики решались по её повелению.

При их обсуждении Екатерина 2 приглашала на совет, лишь узкую группу особо доверенных лиц. В большинстве случаев это были умные, образованные и деятельные сановники. Отличаясь любвеобильностью, Екатерина до глубокой старости держала при себе меняющихся Фаворитов. Но лишь один из них- Г.А.Потемкин, талантливый и своенравный деятель, оказал серьезное влияние на решение императрицы. Впрочем даже в период наивысшего расцвета могущества Потемкина решающее слово было за Екатериной. Таким образом, самодержавие снова было доведено до высшей точки.

ФИЗМИНУТКА(а сейчас, давайте мы с вами проведем физ.минутку. давайте встанем поднимем руки, опустим, глубоко вдохнем и выдохнем)

Сейчас мы с вами займемся исследовательской деятельностью .(групповая форма работы)

Перед вами исторические документы и указы Екатерины Великой. Проанализируйте их, раскройте суть внутренней политики Екатерины.

Указ 11 января 1765 года о предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу

Секуляризация церковно-монастырского землевладения.26 февраля 1764год.

Из жалованной грамоты дворятству.1785год.

Из жалованной грамоты городам.1785 года.

Т.О. какой вывод о внутренней политики мы с вами можем сделать?

(Вывод: (делается сильными учениками)т.о. внутренняя политика Екатерины 2, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызывать недовольства бедных слоев населения.)

Действительно внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах дворян, а бедные слои населения бели недовольны. Впоследствии все это привело к восстаниям одним из самых ярких это восстание Пугачева о котором мы будем говорить на следующем уроке.

4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ

Обобщающая беседа:

а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.(дворянство самое привелегировонное сословие)

б) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Девочки понравился вам урок?

Что вам особенно запомнилось на уроке?

Дом.Задание: Вопросы и задания к п. 47.

Творческое минисочинение “роль Екатерины II в истории России”

Доклад на тему: восстание Е.Пугачева.

МБОУ «Криволесская ОШ»

Открытый урок по истории России в 7 классе

Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II

Урок провела: учитель истории и обществознания

Панасенкова Галина Владимировна

2016-2017 уч. год

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II

Раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;

Показать его специфику в российских условиях;

Привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;

Дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.

Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом.

Развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии (ФГОС):

1) технология критического мышления – ведущая технология;

2) технология сотрудничества (парная);

3) коммуникативные технологии;

4) здоровье сберегающие технологии.

Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». Рабочая тетрадь к учебнику

История 7 класса.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Внутренняя политика Екатерины II.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Т ест. Слайд №1.

1. Соотнесите годы правления и имена монархов:

1) 1725 - 1727 гг. а) Петр 2

2) 1727 – 1730 гг. б) Петр 3

3) 1730 – 1740 гг. в) Екатерина 1

4) 1740 – 1741 гг. г) Анна Иоановна

5) 1541 – 1761 гг. д) Иван Антонович

6) 1761 – 1762 гг. е) Елизавета Петровна

2 . Соотнесите монархов и их фаворитов:

1) Екатерина 1 а) Алексей Разумовский

2) Петр 2 б) Александр Меньшиков

3) Анна Иоановна в) Иван Долгорукий

4) Елизавета Петровна г) Эрнст Бирон

3. Соотнесите монархов и органы власти, которые играли важную роль во время их правления:

1) Петр 2 а) Верховный тайный совет

2) Анна Иоановна б) Сенат

3) Елизавета Петровна в) Кабинет министров

4. Дайте определения понятий «фаворит», «кондиции»,«привилегии».

5. Документ, сделавший российское дворянство самым привилегированным сословием назывался … и был издан в … году.

6. Соотнесите войны, которые вела Россия в 1725 – 1762 гг. и их хронологические рамки:

1) Русско – турецкая война а) 1756 – 1762 гг.

2) Русско – шведская война б) 1735 – 1739 гг.

3) Семилетняя война в) 1741 – 1743 гг.

7. Основными направлениями внешней политики России в 1725 – 1762 гг. являлись:

а) усиление борьбы за выход к Черному морю;

б) вмешательство в польские дела для воссоединения украинских и белорусских земель с Россией;

в) сохранение позиций России в Прибалтике;

г) продвижение на Восток;

д) установление союзнических отношений с Англией.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание проблемной ситуации:

Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы? Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали ее Софья Фредерика Августа. Дома ее называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая. За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза.

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

План:

1. Особенности внутренней политики Екатерины II.

2. Политика «просвещенного абсолютизма».

3. «Золотой век» российского дворянства.

4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.

Проблема. В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?

1. Особенности внутренней политики Екатерины II.

Работа со схемой «Особенности внутренней политики Екатерины II».

Слайд №4.

Комментарии. Каковы были предпосылки внутренней политики Екатерины2?

Екатерина 2 пришла к власти в результате дворцового переворота. Для укрепления своих позиций российские императоры эпохи дворцовых переворотов сделали немало для укрепления позиций дворянства, сделав его привилегированным сословием.

- Какие указы подтверждающие это вам известны?

(Екатерина 1 – денежные пожалования, земли, крепостные; Анна Иоанновна – ограничение срока службы до 25 лет, отмена указа о единонаследии, запись в полки с младенчества; Елизавета – освобождение от наказаний розгами и кнутом, право ссылать крепостных в Сибирь; Петр 3 – «Манифест о вольности дворянской», 1762 год, освобождал дворян от обязательной службы). Все это привело к упадку экономической жизни и нарастанию народного недовольства.

Екатерина, как могла, пыталась бороться с экономическими трудностями в стране. Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Слайд 5. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чем проявилось это противоречие?

Вывод: С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.

2. Политика «просвещенного абсолютизма».

Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещенный монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Слайд №6. Запись в рабочей тетради задание 2 с.64.

Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий. Слайд №7.

Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 года.

Привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Слайд №8.

Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей.

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.

Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.

Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

О крепостном крестьянстве – дворянин Григорий Коробьин.

Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.

3. «Золотой век» российского дворянства.

Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она повела немало мероприятий. Слайд №9.

«Жалованная грамота дворянству» стала главным документом, где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 1. Согласно ей дворяне могли создавать дворянские общества в губерниях и уездах, один раз в 3 года собирать дворянские собрания, обращаться к императрице с ходатайствами.

Тогда же была издана «Жалованная грамота городам», подтверждающая права и привилегии городского населения. Слайд №10.

4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.

Крестьянская война в России и революция во Франции заставили императрицу пересмотреть внутреннюю политику. Была проведена губернская реформа, передававшая власть на местах в руки дворян и приведшая к усилению контроля властей над населением страны. Впервые создавались сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (кто судил крепостных?)

Была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.

Вводилась строгая цензура, закрывались вольные типографии. Слайд№12. Русские просветители Н.И.Новиков и А.Н.Радищев за пропаганду свободолюбивых идей строго наказывались. Радищев за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорен к смертной казни, заменена 10-годами сибирской ссылки. Новиков был заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.

Все это говорило о том, что политика «просвещенного абсолютизма» завершилась.

V. Первичная проверка понимания изученного.

1. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины II?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление знаний.

1. Охарактеризуйте политическую обстановку в России и в Европе в тот период, когда Екатерина II пришла к власти.

2. Была ли Екатерина II представителем просвещённого абсолютизма?

VII. Применение, обобщение знаний. Работа в парах.

Выполним задание 1, 4 на стр. 64. Выделив либеральные и репрессивные стороны внутренней политики Екатерины II , мы сможем ответить на вопрос: «В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?» Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерин II бала попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к укреплению привилегированному положению дворянства.

VIII. . Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Мини – тест

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

А) политика «сильной руки»

Б) «следование западному образцу»

В) политика «просвещенного абсолютизма»

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество

Б) дворянство

В) окружение императрицы

6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):

А) отмена прежних привилегий дворян

Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

Ответы:

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

IX . Домашнее задание.

& 24. зад. 2,3 стр. 64-65.

X. Рефлексия.

Ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?

Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II
  • раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;
  • показать его специфику в российских условиях;
  • привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;
  • дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
  • развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины II»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II
  • раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;
  • показать его специфику в российских условиях;
  • привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;
  • дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
  • развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение:учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». Рабочая тетрадь к учебнику истории 7 класса.

Ход урока.

1.Повторение изученного материала

Объясни новые слова:

1) Кондиции - (условия)

2) Фаворит - (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).

3) откуп - (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа каких либо товаров).

4 ) подряд - (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны(заказчика))

5) ассамблея - (собрание- бал с участием женщин в домах российской знати).

Объясни даты: (Дворцовые перевороты)

1725 - 1727 гг. (царствование Екатерины I)

1725-1730 гг. (царствование Петра II)

1730 - 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)

1740 - 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)

1741 - 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)

Постановка цели урока .

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

Особенности внутренней политики Екатерины П.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Уложенная комиссия

- «Золотой век» русского дворянства.

Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XVIII.

Кто же такая Екатерина II?

В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника внука Петра 1 Петра Федоровича. (Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась в Германии).

В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

Изучение нового материала.

. После смерти Елизаветы Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он был убит в пьяной драке. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав , характер у Екатерины был сильный, волевой, она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

  1. Каковы же особенности проводимой Екатериной II внутренней политики?

К моменту воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно, рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне. Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Аламбера, пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи. Она во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне. В годы царствования Екатерины разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело кужесточению политики.

Главными решениями в рамках «просвещенного абсолютизма» были: секуляризация церковных земель, учреждение дворянского Вольного экономического общества, упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях, предоставления права открытия предприятий без разрешения правительства, разрешение создания вольных типографий, начало проведения школьной реформы и др.

2. В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?

Работа с учебником.

Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171-172.

Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)

Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).

Вывод: Можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.

Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения.

Работа с учебником .

Каковы же были основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете, познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии» (с. 177).

Для принятия нового свода законов Екатерина II созвала в Москве в Кремле 564 депутата от разных сословий: дворян, купцов, крестьян, казаков, кочевых племен. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей (всего1465 наказов). Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян и местное самоуправление. Государственные крестьяне жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств просили уравнять их в правах с русским населением.

Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства.

Работа в тетради.

Выпишите в тетрадь мероприятия, по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

Указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

Указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».

Вы согласны с этим мнением?

- Камнем преткновения в деле реформирования страны стало восстание Е.И. Пугачева, которое привело к ужесточению внутренней политики Екатерины II. Губернская реформа, проведенная в 1785 году, усиливала контроль властей над населением страны. Затем были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине.

После революции во Франции, чтобы не допустить революционные идеи в России, Екатерина IIустановила строгую цензуру и ликвидировала вольные типографии.

Все это свидетельствовало о запрещении политики «просвещенного абсолютизма».

Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Если оценивать результаты деятельности Екатерины II, то в этом помогут нам мнения историков и современников о царствовании императрицы.

Закрепление изученного материала.

Мини-тест.

1. Ведущей отраслью экономики России было:

1) сельское хозяйство;

2) мануфактурное производство;

3) промысловое хозяйство;

4) заводское производство.

2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:

1) эпоха просвещенного абсолютизма;

2) имперская эпоха;

3) "бироновщина";

4) эпоха великих перемен.

3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:

1) десятина и отходничество;

2) барщина и оброк;

3) месячина и отработки;

4) подушная подать и барщина.

Итог урока .

1. В чем вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политик Екатерины?

2. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

3. Какие из них, на ваш взгляд, были самыми яркими?

Вы познакомились с основными направлениями внутренней политики Екатерины II. Узнали, что внутренняя политика носила противоречивый характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения

Домашнее задание : прочитать параграф 24, ответить на вопросы/