» » Причины деградации главного героя ионыч. Тема духовного падения человека в рассказе А

Причины деградации главного героя ионыч. Тема духовного падения человека в рассказе А

Тема: Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: 1. Образовательная: изучить рассказ А. П. Чехова «Ионыч» методом целост­ного анализа, дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловлен­ность художественной формы произведения его содержа­нием, непосредственно ознакомить их с особенностями ху­дожественного метода писателя, наблюдая вместе с ними посте­пенное углубление характеристики героя, раскрытие основных идей произведения в хо­де развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отноше­ние писателя к герою. Сосредоточить внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) .

2. Развивающая : развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие сп особности, монологическую речь.

3 . Воспитательная : вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный, лингвистический анализ текста.

Формы работы: беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

Ход урока:

    Вступительное слово. .

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

Сообщение ученика «История создания рассказа »

    Определение темы урока.

(сл.6) Тема: «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

Цель:

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

( Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.)

Для этого обратимся к композиции

    Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)

«Найдите соответствия»

    Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности - от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании - дви­жение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх - к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз - к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы по­казать постепенное превращение интеллигента в обывателя, докто­ра Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, по­терявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью.

(Беседа)

Как развиваются отношения Старцева и Котика?

Выстроим цепочку из ключевых фраз.

«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

Вывод

В) Анализ эпизода.

- Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище?

Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)(черный фон, выход: «Я устал…» жить(?)

Вывод:

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого чело­века в стяжателя, довольствующегося тусклой, обы­денной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

    Проблемное задание.

Что же является причиной этой духовной деградации?

(Беседа. Устный монологический ответ. Лингвистический анализ текста).

А) Среда .(Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин,

Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал

любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых

генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна,

худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно

читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь

свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои

таланты весело, с сердечной простотой <…>» (X, 24). Однако при более

близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что

это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович

Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене

затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского

права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из

фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет

фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную

естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» (Х, 28).

Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его

поведение. 1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна

говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив,

это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не

заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и

читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также

игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все

слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле

Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять,

и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь

рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что

она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван

Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из

какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все

захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов,

музыки, поступков.

Так, постепенно узнавая членов этой семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Читателю сразу становится не по себе в обществе этой «умной, интересной, приятной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни и никчёмности существования. Закономерно возникает вопрос: если таковы самые талант­ливые люди во всем городе, то каков же должен быть город? За Туркиными - губернский город, они его олицетворение, та среда, которая обступает Ионыча, на­ступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле. Не утрачивая реальных житейских и бытовых масштабов и очертаний, семья Туркиных как-то незаметно вырастает до боль­шого обобщения, до символа, не теряющего при этом образной конкретности. Это своеобразный мирок - со своим собственным театром, конферансом, литературой, музыкой и даже трагедией, низведенной до кривляния лакея перед расходящимися по домам гостями.

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Жители города С. как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько одно­образно, скучно, обыденно, что оно несовместимо с понятием «жизнь».

Вывод: Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.

Б) Внутренний конфликт.

Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных.

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему .

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.

«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует .

В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя про­винциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» - считать получен­ные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает день­ги, полученные от больных.

    Заключение.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общест­венника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким обра­зом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Рассказ «Ионыч» - не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопро­тивляться окружающей обывательской среде и перестал быть че­ловеком.. Виновата в этом среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению. Его губит стремление к сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота.. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).

1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.

Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво...
А. С. Глинка

Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» — это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча — молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», — пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» — ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.

Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это — типичная обывательская семья.

Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение — все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех.

Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще — Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора — он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном — уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.

Уязвленное самолюбие и стыд — вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.

У него была большая практика в городе — результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы — среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли — он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка — как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город...». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него — «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы — тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека - все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества?! Но проходят годы, и иной человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он всеми силами старается быть полезным людям. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Впрочем, сам же Чехов как-то заметил, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города; его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов мастерски рисует нам эту “талантливость”. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра на рояле дочки Катерины и надуманные романы, которые сочиняет ее мать, понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах у Туркиных и ни о чем не думать. Скоро Старцев влюбляется в Катерину, которую в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий готов на все ради нее, но Котик лишь кокетничает с ним, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично слоняться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Однако он получил отказ. Впрочем, доктор недолго переживал это. Ему было всего лишь “немного стыдно”, что все так глупо и пошло закончилось. Раньше в городе Старцева звали “поляк надутый”, тем самым подчеркивая, что он чужой здесь. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда доктор пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Горожане действительно ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно встречает эту весть, но с этого времени он теряет интерес к работе, несмотря на то что в городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. По вечерам он любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются “безобидные” страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая “лучшую” семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делать с деньгами, он, по-видимому, просто ради удовольствия скупал недвижимость. Чехов нас предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но даже не пытается с этим бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Ионыч уже давно умер, и ничто не может вывезти его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Название этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили не только его современники, но и писатели XX века. Алексей Николаевич Толстой, например, говорил: “Чехов - это Пушкин в прозе”, а его однофамилец - Лев Толстой - утверждал: “Какой превосходный язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я - не могли бы так писать”.

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».

В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе – Туркиными.

Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» - самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» - как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…

Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?

Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.

Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»

Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку...» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…

Котик отказала герою – у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции – оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, – думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»

И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата – у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя – из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

(по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки,
И стайкою, наискосок
Уходят запахи и звуки.
Б. Ахмадулина

Чехову свойственно показывать героев уже сформировавшимися людьми, ничего не говоря об их прошлом — о путях и трудностях становления и развития. Но так же, как по срезу взрослого дерева можно судить о его возрасте и условиях жизни, так в человеке можно увидеть его прошлое.

Доктор Старцев трудолюбив, умен, полон надежд. Значит, в прошлом он много думал, работал, общался с умными и добрыми людьми, окончил курс какого-то высшего учебного заведения, где витало множество мыслей и идей. Начало его работы земским доктором многообещающе: он увлечен своим делом, трудится много и охотно, он здоров душевно и физически, он счастлив сознанием этого здоровья. Но ведь он молод. И эта энергия — плод юности. Кто из людей не был счастлив в юности хоть миг, кто не смеялся, засыпая! Это не заслуга и не достоинство — это закономерность. Новый возраст — всегда переоценка ценностей. К сожалению, лишь немногим дано с уходом юности сохранить ее дары. И самый бесценный из них — интерес к жизни. И вот те люди, которые способны жить до конца дней своих полнокровно, делятся, по-моему, на две категории.

Одни — те, в ком зажжен некий негасимый факел. Они в любых условиях — в обществе ли, в одиночестве — всегда будут неуклонно стремиться к чему-то, искать чего-то. Другим нужно постоянно черпать силы у кого-то, в одиночестве их запас истощается, огонь гаснет. Старцев принадлежит к последним. Он еще живет, еще действует, но подсознательно чувствует истощение своего запаса. И поэтому ищет поддержки. Чехов тонко показывает неосознанность этого влечения. Старцеву «как-то само собой пришло… на память приглашение ». Позже он сочтет глупостью предложение Котика посетить ночью кладбище, безоговорочно решит не идти. А вечером он «вдруг взял и поехал на кладбище». Эта видимая внезапность подготовлена внутренне. Посещение кладбища — последний порыв Старцева к другому человеку, последняя вспышка его души. Если бы Котик пришла, резерв Старцева был бы на время пополнен, но ее нет — «опустили занавес «, погас огонь, «вдруг все потемнело кругом». Одна фраза объясняет весь мгновенный переворот в душе Старцева. Он еще долго будет жить, но здесь, у ворот кладбища, — начало агонии.

А на другой день Старцев по инерции едет делать предложение, видит тех же Туркиных, слышит то же «прощайте, пожалуйста», но он сам уже не тот — и в спектакле произошла перемена декораций («Когда изменяемся мы — изменяется мир»).

Знает, что любая болезнь поддается лечению в начальной стадии, иначе можно опоздать. Поэтому он так тщательно описывает все, что усугубляет болезнь: и неизменную тупость Туркиных (одна «инородность» фамилии чего стоит), и театральный отказ Екатерины Ивановны.

Диагноз: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце». Это — следующая стадия омертвения души. Чехов избрал для своего героя самую мучительную смерть — постепенную, медленную и неотвратимую. Вот приезжает Котик. Казалось бы, спасение возможно. Но слишком поздно, болезнь прогрессирует, и медицина уже бессильна. Что может быть ужаснее участи больного, который знает, что он обречен? А Старцев знает: «Как мы поживаем тут? Да никак», — говорит он Котику. Правда, Котик на мгновение оживляет его. «Он вспомнил все, что было. В душе затеплился огонек». Но это — «выздоровление» чахоточного больного перед смертью. Тут же он вспомнил про симптомы болезни — «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас».