» » Авиация россии. Среднемагистральный пассажирский самолет Договор и самолёты

Авиация россии. Среднемагистральный пассажирский самолет Договор и самолёты

Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1 .

Ту-214ОН
Тип самолёт комплексной разведки
Разработчик ОАО «Туполев»
Производитель КАПО имени С. П. Горбунова
Главный конструктор Игорь Кабатов
Первый полёт 1 июня 2011 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
Годы производства с 2011 года
Единиц произведено 2
Базовая модель Ту-214
Медиафайлы на Викискладе

Ту-214ОН - первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» . В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер - 30 см, инфракрасных - 50 см .

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами , расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС - от 4,7 до 25 км, зона обзора - до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности - 4,6h (где h - высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 - от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу , однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1

Соответствующий всем нормам лётной годности, отличающийся высокой экономичностью и малошумностью. Отличная аэродинамика планера в совокупности с богатой механизацией крыла позволяют осуществлять безопасный полёт и выполнять посадку на малых скоростях.

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и , то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец .

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210 пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Лётно-технические данные самолёта-разведчика Ту-214

  • Экипаж – 3чел
  • Пассажировместимость – 210 чел
  • Размах крыла – 41,8 м
  • Длина самолёта – 46,14 м
  • Высота самолёта – 13,88 м
  • Максимальный взлётный вес – 110,7 т
  • Максимальный запас топлива – 35,7 т
  • Крейсерская скорость – 850 км/ч
  • Практический потолок – 12100 м
  • Наибольшая дальность – 6890 км

В 2009 году был построен самолёт-разведчик . Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2015 года перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на /214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42 , футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами /214 , зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2016 году, использовал в съёмках самолёты российского производства /214 .

Видео: взлёт Ту-214

«Самолет Ту-214ОН предназначен для реализации международного Договора по открытому небу. Он является первым среди самолетов 34 государств – участников договора, оборудованным всеми разрешенными договором средствами наблюдения: четырьмя аэрофотоаппаратами, тремя телевизионными камерами, радиолокатором с синтезированной апертурой антенны и инфракрасным устройством линейного сканирования»,


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Ту-214ОН представляет собой модификацию серийного пассажирского самолета Ту-214, конструкторская документация которого доработана ОАО «Туполев» для установки аппаратуры наблюдения.
на стоянке

Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения вместе с наземным комплексом анализа полученной в наблюдательных полетах информации, комплектом необходимых для проверки соответствия требованиям договора тест-объектов и учебно-тренировочными средствами для обучения операторов и обслуживающего самолет персонала разработан головной организацией – ОАО «Концерн «Вега».

После проведения летно-конструкторских испытаний самолета ОАО «Концерн «Вега» приступит к проверке аппаратуры наблюдения и набору материалов, необходимых для проведения международной сертификации самолета перед проведением наблюдательных полетов.
демонстрационный полет

Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами – участниками ОБСЕ.

Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга.

К настоящему времени договор подписали 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года.
подъем передней стойки

Самолеты Ту-214ОН заменят лайнеры Ту-154 и Ан-30, которые сейчас выполняют инспекционные полеты.

Ту-214ОН на КАПО предстоит пройти летно-конструкторские и сертификационные испытания, а также испытания бортового комплекса авианаблюдения. После завершения этих работ самолет будет передан на госиспытания.
Передача самолета заказчику запланирована на конец 2011 года.
отрыв

Ту-214ОН стал первым самолетом, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения.
подъем

проходил окраску на предприятии "Спектр-авиа".

Ту-214 впервые поднялся в воздух 21 марта 1996 г. Ту-214 - усовершенствованный вариант среднемагистрального лайнера Ту-204 (в связи с чем ранее носил обозначение Ту-204-200). По основным экономическим и ЛТХ машина соответствует Boeing 757 и Airbus А-320!!!. Лайнер оснащен двумя ТРДД ПС-90А и способен брать на борт до 212 пассажиров. Крейсерская скорость самолета составляет 810-850 км/ч, практическая дальность полета - 7200 км, удельный расход топлива - 18,3 г на пассажиро-километр - весьма высокий на сегодня показатель.

Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25.200 кг позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать Ту-214 на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности.

Ту-204 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Стреловидное крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены вертикальные законцовки. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и предкрылков вдоль всей передней кромки. Шасси - убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.

Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А. Кабина экипажа оснащена цветными дисплеями и центральными Y-образными ручками с малыми ходами. Система управления самолётом и двигателями - электродистанционная. По словам председателя Совета директоров ЗАО "Двигатели «Владимир Климов - Мотор Сич» генерал-полковника А. П. Ситнова - единственный самолёт такого класса в мире, который можно посадить без двигателей

на фоне облака

Стоимость единицы $35 млн (в 2007)

ЛТХ:
Модификация Ту-214
Размах крыла, м 42.00
Длина самолета,м 46.20
Высота самолета,м 13.90
Площадь крыла,м2 182.40
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 59000
максимальная взлетная 110750
Внутреннее топливо, л 32000
Тип двигателя 2 ТРДД ПС - 90А
Тяга, кгс 2 х 16140
Крейсерская скорость, км/ч 810-850
Практическая дальность, км 6500
Дальность с полной загрузкой, км 4340
Практический потолок, м 12100
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 210 пассажиров или 25200 кг груза

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.



Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.


До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:



Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.


Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:


«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Продолжение следует.

Ту-214 ОН – флагман флотилии «Открытого неба»

В России создана лучшая в мире авиационная система наблюдения для реализации международного договора

Владимир ВЕРБА

Договор допускает наличие у каждого государства-участника специального «самолета наблюдения», оснащенного аппаратурой наблюдения, состав и характеристики которой ограничены. С помощью этого самолета можно совершать наблюдательные полеты над территорией других стран, подписавших ДОН, и наблюдать за перемещениями войск, состоянием портов и крупных железнодорожных узлов, т.е. контролировать деятельность вооруженных сил другого государства. Перед допуском к наблюдательным полетам, самолет и аппаратура наблюдения проходят международную сертификацию. Во время полета маршрут самолета и работа аппаратуры контролируются представителями наблюдаемой стороны.

На первом этапе реализации договора (до 1 января 2006 г.) полеты проводились с использованием только аэрофотоаппаратов. Государства-участники оборудовали самолеты различных классов, состоящие на вооружении собственных ВВС. Так, США выделили для этих целей самолет специального назначения OS-135 (на базе Boeing 707), Германия –

Ту-154М (к сожалению, погиб в 1997г.), Великобритания – Andover. Страны Западной Европы выбрали один и тот же тип самолета (С-130 различных модификаций), объединившись в так называемую «контейнерную группу» (общая аппаратура наблюдения размещена в контейнере, подвешенном под левым крылом самолета). Государства Восточной Европы оснащали аппаратурой наблюдения самолеты советского производства типа Ан-30Б или Ан-26. Один из лучших сегодня самолетов наблюдения на базе испанской платформы Casa создала Турция.

России приходится иметь два типа самолетов. Один – для длительных транзитных перелетов и больших по протяженности наблюдательных полетов над территорией США и Канады (Ту-154М ЛК-1), второй – для полетов над небольшими по территории странами Западной Европы (Ан-30Б).

С 1-го января 2006 г. стартовал второй этап реализации ДОН. На нем, согласно ранее достигнутой государствами-участниками договоренности, возможно использование всего спектра аппаратуры наблюдения, разрешенной договором. Это обстоятельство пробудило интерес к аппаратуре, не являющейся фотоаппаратами. Стала возможной цифровая форма записи информации на борту самолета наблюдения.

Создание авиационной системы наблюдения (АСН) в России специальным постановлением правительства РФ поручено ОАО «Концерн «Вега» совместно с рядом предприятий-соисполнителей. Работа проводится во взаимодействии с Национальным центром по уменьшению ядерной опасности (верификационным центром) Минобороны РФ.

Со стороны МИД России в разработке активное участие принимает департамент по вопросам безопасности и разоружения, оперативно решая все международно-правовые вопросы, связанные с созданием самолета. Весь комплекс работ по проектированию и строительству Ту-214 ОН постоянно находится в сфере внимания Совета безопасности России и лично контролируется президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Автоматизированное рабочее место оператора.

Высшие органы государственного управления страны оказывают существенную поддержку создателям авиационной системы наблюдения «Открытое небо», считая ее важным элементом в системе международных договоров, заключенных Россией и направленных на повышение безопасности и сотрудничества в области контроля над военной активностью стран-участниц ДОН.

Договор ограничивает конфигурацию аппаратуры наблюдения не только ее четырьмя типами, но и максимальной разрешающей способностью на местности каждого типа аппаратуры наблюдения. Все ограничения примерно соответствовали разрешению аппаратуры, применявшейся на спутниках.

Аэрофотоаппараты самолета (панорамный и кадровые) с разрешением 30 см позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Достижение договоренности о применении цифровых аэрофотоаппаратов (видеокамер) увеличило возможности фотографирования. К ним добавилась спектрозональная и цветная фотография. Видеокамеры особенно полезны при полетах на малых высотах под облаками.

Применение бортовых ИК-систем с допустимым разрешением 50 см позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры земной поверхности и решать задачи, которые не могут быть эффективно решены традиционными методами аэрофотосъемки. При небольших высотах полета ИК-системы обеспечивают всепогодность контроля.

Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности. Радиолокационная информация находит самостоятельное применение в ряде задач, кроме того, она может использоваться совместно со съемкой в ИК и видимом диапазонах.

1-го июня этого года совершил первый полет самолет наблюдения Ту-214 ОН, построенный в ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» совместно с ОАО «Туполев» под общим руководством ОАО «Концерн «Вега». В настоящее время самолет проходит летно-конструкторские испытания и его планируется показать на МАКС-2011. Это первый в истории ДОН самолет, оснащенный всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения. Таким образом, Россия выходит на передовые позиции среди государств-участников договора.

В 2010 г. на обзорной конференции по «Открытому небу» сообщение российской делегации о ходе работ по созданию самолета Ту-214 ОН вызвало большой интерес участников, особенно со стороны США. Информация о первом испытательном полете на заседании консультативной комиссии ДОН была положительно воспринята всеми участниками встречи. Ряд ведущих международных экспертов проявил желание более полно ознакомиться с его возможностями во время демонстрации самолета на авиасалоне МАКС-2011.

Отсек аэрофотоаппаратуры.

Экипаж самолета состоит из 5 человек: командира экипажа, второго пилота, бортинженера, штурмана и радиста-переводчика. В кабине экипажа предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии вместе с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны занимают отдельный салон. Они имеют возможность наблюдать за работой аппаратуры с помощью двух выносных дисплеев, аналогичных дисплеям операторов.

Пять автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных локальной сетью, размещаются в отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое АРМ имеет два монитора, на одном из которых показана карта, местоположение самолета и зона наблюдения работающей в данный конкретный момент аппаратуры, информация об условиях полета и другая рабочая информация, а на втором – получаемое аппаратурой изображение в реальном масштабе времени. АРМ также ведет постоянную цифровую запись видеоинформации и полностью управляет аппаратурой наблюдения. Работа оператора находится под контролем представителя наблюдаемой стороны.

Сама аппаратура наблюдения расположена в двух багажных отсеках. Аэрофотоаппараты и видеокамеры – в переднем отсеке со специальными иллюминаторами, которые при взлете и посадке защищены сдвигающимися в полете при включении аппаратуры шторками. В заднем отсеке размещен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, ИК аппаратура и специальная навигационная система аннотирования получаемой информации. Под самолетом расположена антенна радиолокатора, защищенная радиопрозрачным обтекателем.

Система жизнеобеспечения включает в себя купе для отдыха сменного экипажа, кухни и туалеты. Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете – 56 человек.

ОАО «Концерн «Вега» создал самую полную и самодостаточную на сегодняшний день АСН в мире. Она включает в себя не только самолет с аппаратурой, но и наземный комплекс обработки полученных данных, контрольные тест-объекты для проверки характеристик аппаратуры наблюдения (и их ограничений) в полете и учебно-тренировочные средства. Последние позволяют обучать обслуживающий персонал самолета, бортовой и наземной аппаратуры. Эта система может применяться не только для реализации ДОН, но и для патрулирования пограничных районов, а также в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Создание самолета стало крупным успехом всей кооперации предприятий-разработчиков, авиастроителей, органов государственного управления. Концерн «Вега» как головной разработчик АСН ОН выражает глубокую благодарность всем специалистам и организациям, принимающим участие в этой работе, и уверен, что в дальнейшей деятельности по эксплуатации и усовершенствованию системы будет сохранен высочайший уровень организационного и технического взаимодействия участников проекта.

ОАО «Концерн «Вега»

ОАО «Концерн «Вега» – курс на инновации!

Концерн радиостроения «Вега» (ОАО «Концерн «Вега») – предприятие, ориентированное на инновационный путь развития. Концерн представляет собой интегрированную структуру (20 предприятий), создающую широкий спектр радиоэлектронных изделий и систем военного, гражданского и двойного назначения. Целью инновационной деятельности Концерна является повышение конкурентоспособности и коммерциализации результатов за счет осуществления технического перевооружения, внедрения новых, прогрессивных технологий, продуктов, решений, материалов и комплектующих.

Основные направления реализации поставленной цели определены в утвержденной «Программе инновационного развития ОАО «Концерн «Вега» на 2011-2017 годы». В ней предусмотрено формирование новых и реорганизация существующих структур Концерна, нацеленных на инновационное развитие всей интегрированной структуры и достижение намеченных ключевых показателей эффективности:

Создание инновационного комитета;

Модернизация корпоративных подразделений для обеспечения управления полным инновационным процессом (от инвестирования и разработки до маркетинга и коммерциализации);

Модернизация структур предприятий Концерна, для обеспечения реализации полного инновационного процесса в тесной кооперации;

Организация корпоративного инвестиционного фонда;

Организация центра по инноватике;

Организация корпоративного торгового дома для коммерциализации результатов деятельности;

Создание структур по взаимодействию с институтами развития, ВУЗами.

В настоящее время Концерн уже активно работает над исполнением программы:

Одно из предприятий Концерна – ОАО «ИМЦ Концерна «Вега» – выделен в качестве Центра по инноватике и содержит ряд профильных инновационных центров компетенции;

В Концерне создан научно-образовательный центр «Авиационно-космические радиоэлектронные системы», который дополняет и развивает существующие взаимодействия с ВУЗами;

Концерн вошел в четыре технологические платформы как профессиональный и компетентный участник;

Концерн совместно с МГУ им. Ломоносова учреждает малое инновационное предприятие (МИП), которое позволит привлекать разработчиков различных инноваций в области медицинской техники. Незамедлительность активизации работ в этом направлении следует из выступлений председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, в которых 2011 г. назван «Годом медицины»;