» » Вхождение украинских земель в состав речи посполитой. Украина под властью Речи Посполитой Украинские земли в составе речи посполитой кратко

Вхождение украинских земель в состав речи посполитой. Украина под властью Речи Посполитой Украинские земли в составе речи посполитой кратко

Страница 1

В соответствии с Люблинской унией 1569 г. большая часть украинских земель оказалась под властью Речи Посполитой. Началось насильственное ополячивание украинского народа. Повсеместно насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи. В обширные и плодородные области Малой Руси устремилась польская шляхта. Территория Украины была разделена на воеводства во главе с польскими воеводами. Сауны города воронежа все 223 сауны воронежа.

Власть польских магнатов и шляхты приняла грубые формы. Земли находившиеся в пользовании крестьян, казаков, мещан захватывались польскими магнатами и шляхтой. Барщина достигала 5-6 дней в неделю. Крестьяне были превращены в бесправных крепостных, их имущество и сама жизнь полностью зависели от произвола пана. Владения польских и украинских магнатов достигали огромных размеров и превращались в государство в государстве.

В тяжелом положении находилось и население городов. Польская шляхта, по мимо земель, пользовалась монополиями на мельницы, пивоварни, сосредотачивала в своих руках промыслы и торговлю.

Католическое духовенство поставило своей целью присоединение православного населения к католической церкви. В 1596 г. в Бресте состоялся Церковный собор, на котором было принято решение о соединении церквей. Польское правительство признало законным постановление униатского собора, король издал манифест о состоявшемся соединении церквей. Православие официально перестало существовать. Большинство православной знати Украины приняло католицизм и ополячилось. Запрет православной церкви на Украине привел к разделу украинцев на два лагеря, что положило начало отличиям, развившимся между западными и восточными украинцами.

Таким образом, установленный польскими феодалами тягчайший крепостнический и национальный гнет являлся сильнейшим тормозом экономического и культурного развития Украины. Коренным вопросом национального существования украинского народа, исторической необходимостью для него становилось освобождение от гнета Польши.

В таких условиях с XVI в. украинский народ поднялся на массовую освободительную борьбу против чужеземных поработителей. Одной из самых распространенных форм протеста крестьянства против крепостнического гнета было бегство. Бежали в города, заселяли Поднепровье, Левобережную Украину. Бежали на юг, в степи; здесь беглые объединялись в отряды, занимались промыслами: охотой, рыбной ловлей, в пограничных местах беглые начинали заниматься сельским хозяйством, ремеслами, торговлей. Так беглые превращались в казаков, то есть в вольных людей.

«Казак» - слово тюркского происхождения, означает «степной разбойник», «вольный человек». (источник: Советская историческая энциклопедия, под ред. Е.М.Жукова, М.-изд. «Советская энциклопедия», 1973 г., т.14, стор.835).

Первые сведения об украинских казаках относятся к 1480 г., когда по свидетельству польского летописца М.Бельского, они сопровождали польское войско в походе на крымских татар. В середине XVI в. предводитель казачества – староста Дмитрий Вшиневецкий объединил казаков. Казаки основали за днепровскими порогами укрепленные поселения, получившие название Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь – это свободное военное братство, во главе с кошевым атаманом. Каждый казак был обязан за свой счет нести военную службу. В Сечь принимали любого, кто приходил добровольно, не спрашивали, кто он, как и чем жил до этого, лишь бы не был католиком или евреем. Женщины в Сечь не допускались. Сечь непрерывно пополнялась выходцами из Московской Руси и Речи Посполитой. (источник «Обзор русской истории», С.Г.Пушкарев, Санкт-Петербург, 1999 г., изд. «Лань», стр.368).

Иван Грозный и борьба за укрепление централизованной власти. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. В июне 1547 г. в Моск...

Замыслы и идеи
«Более 50 лет тому назад группа студентов по рекам страны догребли до Сталинграда». За этим событием следила вся страна. Этому подвигу дали название «Спортивный подвиг». На набережной в память этому подвигу Александр Сергеевич хотел сделать памятник под названием «В честь перехода». На памятнике должна была стоять дата перехода, 1954 го...

Общий характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века.
Политическое объединение восточных славян, совершившееся в конце IX и в Х веке, как уже было указано в своем месте, на первых порах было чисто внешним, лишенным внутренней сплоченности. Это был, в сущности, конгломерат многочисленных городских и сельских миров под верховным водительством великого князя Русского. Это соединение могло с т...

В 1569 г. между Польшей и Литвой была подписана Люблинская уния, в соответствии с которой:

Полонизация и окатоличивание усложнили религиозную жизнь на украинских землях в составе Польши и Литвы и привели к упадку православной церкви, которая уже не могла сохранять украинский язык и культуру

Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую;

главой нового государства становился один правитель, который титуловал себя королем польским и великим князем литовским;

высшая государственная власть принадлежала королю и сейму, в который входили магнаты, шляхта и высшее католическое духовенство;

устанавливалось единое государственное устройство и общая денежная система

Люблинская уния имела отрицательные последствия для Украины От Литвы к Польше перешли земли Восточной Галиции, Подолья, Волыни, Киевщины, на которых были образованы Русское, Белзкое, Во- лынское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства Появление в Украине польских магнатов и шляхты привело к усилению феодально- крепостнического гнета, который узаконивали Литовские статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В XV-XVI в на юге Украины возникло казачество Слово «казак» означает «свободный человек», «воин- всадник» . Основными причинами возникновения казачества были:

колонизация свободных земель Поднепровья и Дикого поля вследствие недостатка собственной пахотной земли;

усиление феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Польши и Литвы;

необходимость защиты своих земель от постоянных нападений Турции и Крымского ханства

Казаки происходили из разных сословий: крестьян, мещан, мелкой шляхты. Занимаясь «уходничеством», они оседали на островах Большая и Малая Хортица, Томаковка, Базавлук за порогами Днепра Для защиты от турок и татар казаки объединялись в небольшие ватаги и сооружали укрепленные городки - сечи. Первой известной Запорожской Сечью считается крепость, возведенная в 1556 г. на острове Малая Хортица князем Дмитрием Вишневецким (Байдой) .

Запорожская Сечь имела свою территорию (Земли войска Запорожского), которая делилась на паланки (Кодацкая, Кальмиуская, Самарская и др) во главе с полковниками

Вся полнота власти принадлежала Сечевой (Военной) раде, на которой право голоса имел каждый запорожец. Рада определяла внутреннюю и внешнюю политику, вершила суд, избирала военную старшину, к которой принадлежали кошевой атаман, судья, есаул, писарь и куренные атаманы

Запорожская Сечь имела свои символы - клейноды (хоругвь, бунчук, булаву, печать с гербом)

Войско запорожцев состояло из куреней (Каневский, Корсуньский, Батуринский, Переяславский и др.) во главе с атаманами.

Запорожская Сечь была казацкой республикой, о чем свидетельствуют казацкое самоуправление, право казаков владеть землями, принимать участие в военных радах и выборах старшины

В конце XV в начались грабительские набеги на украинские земли турок и татар, которые разрушали города и села, забирали людей в плен Отбивая турецко- татарские набеги, казаки нередко сами ходили походами в Крым и Турцию, освобождали пленных, захватывали военную добычу Первую четверть XVII в, когда казаки одержали блестящие победы над турками и татарами, называют «порой героических походов»

В 1599 г казацкий предводитель Самойло Кошка поднял на турецкой галере восстание невольников-гребцов и вернулся в Украину после 25 лет плена.

В 1614, 1615, 1616 гг. запорожский гетман Петр Конашевич-Сагай- дачный возглавил морские походы украинских казаков на Крым и Турцию, а в 1621 г.

Помог Польше разгромить турецкую армию под Хотином

Казацкие походы осложняли отношения Польши с Турцией и Крымским ханством В 1572 г польский король Сигизмунд II Август издал универсал о принятии на государственную службу 300 казаков В 1578 г польский король Стефан Баторий провел казацкую реформу и принял на службу 600 казаков, внесенных в специальный список - реестр Предоставление реестровым казакам определенных прав и привилегий (право на земельные владения, разрешение на промыслы и торговлю, освобождение от государственных налогов и повинностей, кроме военной, независимость от польской местной администрации) означало признание польским правительством украинского казачества как сословия

Дальнейшее усиление феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета привели к казац- ко-крестьянским восстаниям

В 1591 - 1593 гг. на территории Подолья, Волыни и Киевщины произошло восстание реестровых казаков под предводительством запорожского гетмана Кришто- фа Косинского

6 гг на Брацлавщине, Киевщине, Волыни и Подолье вспыхнуло восстание во главе с казацким предводителем Севери- ном Наливайко.

В 1630 г произошло восстание нереестровых казаков под предводительством гетмана Запорожской Сечи Тараса Федоровича (Трясила)

В 1637 г. началось крестьянско-казацкое восстание под предводительством запорожского гетмана Павла Бута (Павлюка) .

Вследствие этих событий в 1638 г польский сейм утвердил «Ординацию войска запорожского реестрового, которое находится на государственной службе», которая ограничивала права и привилегии реестровых казаков «Ординация» вызвала новое казацкое восстание 1638 г во главе с гетманом Запорожской Сечи Яковом Острянином.

В середине XVI в. на Прикарпатье началось партизанское движение опришков, которые внезапно спускались с гор, нападали на помещичьи имения, забирали имущество и раздавали его бедным

Национально-освободительная борьба в конце XVI - в начале XVII в. не принесла победы украинскому народу. Причины поражения крестьян- ско-казацких восстаний заключались в том, что они имели стихийный, неорганизованный характер; силы повстанцев оставались разрозненными, не сплоченными, плохо вооруженными. Однако, несмотря на поражение, восстания объединяли силы украинского народа для дальнейшей борьбы против гнета Речи Посполитой.

Еще по теме Украинские земли под властью Речи Посполитой (вторая половина XVI - первая половина XVII в.):

  1. Глава 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (вторая половина XVI - первая половина XVII в.)
  2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV - первая половина XVI в.)

В 1569 г. между Польшей и Литвой была подписана Люблинская уния, в соответствии с которой:

Полонизация и окатоличивание усложнили религиозную жизнь на украинских землях в составе Польши и Литвы и привели к упадку православной церкви, которая уже не могла сохранять украинский язык и культуру

Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую;

главой нового государства становился один правитель, который титуловал себя королем польским и великим князем литовским;

высшая государственная власть принадлежала королю и сейму, в который входили магнаты, шляхта и высшее католическое духовенство;

устанавливалось единое государственное устройство и общая денежная система

Люблинская уния имела отрицательные последствия для Украины От Литвы к Польше перешли земли Восточной Галиции, Подолья, Волыни, Киевщины, на которых были образованы Русское, Белзкое, Во- лынское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства Появление в Украине польских магнатов и шляхты привело к усилению феодально- крепостнического гнета, который узаконивали Литовские статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В XV-XVI в на юге Украины возникло казачество Слово «казак» означает «свободный человек», «воин- всадник» . Основными причинами возникновения казачества были:

колонизация свободных земель Поднепровья и Дикого поля вследствие недостатка собственной пахотной земли;

усиление феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Польши и Литвы;

необходимость защиты своих земель от постоянных нападений Турции и Крымского ханства

Казаки происходили из разных сословий: крестьян, мещан, мелкой шляхты. Занимаясь «уходничеством», они оседали на островах Большая и Малая Хортица, Томаковка, Базавлук за порогами Днепра Для защиты от турок и татар казаки объединялись в небольшие ватаги и сооружали укрепленные городки - сечи. Первой известной Запорожской Сечью считается крепость, возведенная в 1556 г. на острове Малая Хортица князем Дмитрием Вишневецким (Байдой) .

Запорожская Сечь имела свою территорию (Земли войска Запорожского), которая делилась на паланки (Кодацкая, Кальмиуская, Самарская и др) во главе с полковниками

Вся полнота власти принадлежала Сечевой (Военной) раде, на которой право голоса имел каждый запорожец. Рада определяла внутреннюю и внешнюю политику, вершила суд, избирала военную старшину, к которой принадлежали кошевой атаман, судья, есаул, писарь и куренные атаманы

Запорожская Сечь имела свои символы - клейноды (хоругвь, бунчук, булаву, печать с гербом)

Войско запорожцев состояло из куреней (Каневский, Корсуньский, Батуринский, Переяславский и др.) во главе с атаманами.

Запорожская Сечь была казацкой республикой, о чем свидетельствуют казацкое самоуправление, право казаков владеть землями, принимать участие в военных радах и выборах старшины

В конце XV в начались грабительские набеги на украинские земли турок и татар, которые разрушали города и села, забирали людей в плен Отбивая турецко- татарские набеги, казаки нередко сами ходили походами в Крым и Турцию, освобождали пленных, захватывали военную добычу Первую четверть XVII в, когда казаки одержали блестящие победы над турками и татарами, называют «порой героических походов»

В 1599 г казацкий предводитель Самойло Кошка поднял на турецкой галере восстание невольников-гребцов и вернулся в Украину после 25 лет плена.

В 1614, 1615, 1616 гг. запорожский гетман Петр Конашевич-Сагай- дачный возглавил морские походы украинских казаков на Крым и Турцию, а в 1621 г.

Помог Польше разгромить турецкую армию под Хотином

Казацкие походы осложняли отношения Польши с Турцией и Крымским ханством В 1572 г польский король Сигизмунд II Август издал универсал о принятии на государственную службу 300 казаков В 1578 г польский король Стефан Баторий провел казацкую реформу и принял на службу 600 казаков, внесенных в специальный список - реестр Предоставление реестровым казакам определенных прав и привилегий (право на земельные владения, разрешение на промыслы и торговлю, освобождение от государственных налогов и повинностей, кроме военной, независимость от польской местной администрации) означало признание польским правительством украинского казачества как сословия

Дальнейшее усиление феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета привели к казац- ко-крестьянским восстаниям

В 1591 - 1593 гг. на территории Подолья, Волыни и Киевщины произошло восстание реестровых казаков под предводительством запорожского гетмана Кришто- фа Косинского

6 гг на Брацлавщине, Киевщине, Волыни и Подолье вспыхнуло восстание во главе с казацким предводителем Севери- ном Наливайко.

В 1630 г произошло восстание нереестровых казаков под предводительством гетмана Запорожской Сечи Тараса Федоровича (Трясила)

В 1637 г. началось крестьянско-казацкое восстание под предводительством запорожского гетмана Павла Бута (Павлюка) .

Вследствие этих событий в 1638 г польский сейм утвердил «Ординацию войска запорожского реестрового, которое находится на государственной службе», которая ограничивала права и привилегии реестровых казаков «Ординация» вызвала новое казацкое восстание 1638 г во главе с гетманом Запорожской Сечи Яковом Острянином.

В середине XVI в. на Прикарпатье началось партизанское движение опришков, которые внезапно спускались с гор, нападали на помещичьи имения, забирали имущество и раздавали его бедным

Национально-освободительная борьба в конце XVI - в начале XVII в. не принесла победы украинскому народу. Причины поражения крестьян- ско-казацких восстаний заключались в том, что они имели стихийный, неорганизованный характер; силы повстанцев оставались разрозненными, не сплоченными, плохо вооруженными. Однако, несмотря на поражение, восстания объединяли силы украинского народа для дальнейшей борьбы против гнета Речи Посполитой.

Еще по теме Украинские земли под властью Речи Посполитой (вторая половина XVI - первая половина XVII в.):

  1. Глава 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (вторая половина XVI - первая половина XVII в.)
  2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV - первая половина XVI в.)

(вторая пол. XVI – первая пол. XVII ст.)

После Люблинской унии 1569 года Большое княжество Литовское потеряло не только свои земли, но и государственное значение.Но наибольшие потери понесла национальная жизнь и традиции украинского народа. Последнюю надежду на свое возрождение похоронила украинская государственность: польское административно-территориальное деление, язык, католическая вера были распространены на всю Украину.До конца XVI ст. большинство украинских земель очутилось под властью магнатов Вишневецких, Заморских, Конецпольских, Тарновских.

Основные черты права

Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинские земли административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было сложнее.

В Польше на данное время не существовало единственной правовой системы. Ни Устав Лацкого 1516 года, ни „Артикулы” Генриха Валуа 1573 года не решали проблему кодификации права. Правительство создавало сборники, которые охватывали выданные раньше уставы и конституции, а также нормы польского обычного права, роль которого в регуляции общественных отношений была достаточно значительной.Литва, а следовательно и украинские земли, имела достаточно развитую систему права. С формированием казацкого республиканского строя возникла своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия Уставов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, „словесным правом и здравым смыслом”. Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-дминистративную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно с уверенностью утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию.

После Люблинской унии 1569 года украинские земли входят к объединенному государству и теряют остатки автономии. Это привело к последующему усилению социального и национально-религиозного гнета. Польские магнаты и католическая Церковь грабили украинские земли и закрепощали крестьянство. Экспансия католицизма, которую осуществлял через польское правительство Ватикан, попытки полонизации украинского народа вызывали широкое общественно-политическое движение, оппозицию со стороны православных магнатско-благородных слоев. Значительно ослабили эту оппозицию измена части украинской шляхты и духовенства, которая перешла в католическую веру. С целью массового окатоличивания украинского народа Ватикан вместе с правительством Вещи Посполитой и верхушкой католической Церкви, опираясь в поддержку части православного духовенства, провели в Бересте в 1596 году церковную унию, которая привела к созданию униатской Церкви.



Характерным для данного периода было то, что народно-освободительное движение в Украине направлялось не только на освобождение от национального, социального и религиозного гнета, но и на создание нового общественно-политического строя.

Период литовско-польских суток принес в Украине новые структурные изменения в обществе. Прежде всего украинская господствующая верхушка, которая окатоличилась, особенно после Берестейской церковной унии 1596 года, оформляется в новое состояние. Города достают законодательство и систему самоуправления – так называемое магдебургское право, что гарантировало мещанам независимость от королевской власти. Украинцы приспосабливались к тем законам, к той системе управления, которая существовала на Западе. Осознания своих прав, ответственности и обязанности перед законом было определяющим в общественном сознании общества.

Такое общественное бытие связывало украинское население с западной политической и правовой культурой. Интересно, что соседнее восточное государство – Московское царство развивалась в противоположном общественном направлении. В результате более длительного господства монголо-татар ее населения еще долго не могло ознакомиться с принципами уважения законов и выполнения определенных общественных долгов. Это задерживало формирование и развитие правильного гражданского общества, цивилизованной политической культуры, что проявилось в будущем.

В то же время нужно сказать, что с исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая сливалась с господствующим классом Речи Посполитой, исчезает и идея возрождения независимого украинского государства.

Главным фактором создания государства стало украинское казачество, которое вступило в третий этап своего существования. На Запорожье была создана военная организация, которая спустя некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются фундаменты республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.

Принятие Люблинской унии мало для Украинской фатальные последствия. Если в 1569 положение украинских и белорусских земель в составе Литвы было сносным, то теперь ситуация в корне изменилась: начался повсеместный наступление польско-литовской администрации на права украинского населения. Он охватывал прежде всего экономическую сферу, где правительство вновь Речи Посполитой всячески поддерживал магнатство, в руках которого даже король оставался марионеткой. Резко усилился национальный, религиозный и культурный гнет. Как свидетельствовала судьба Галичины, с переходом украинских земель от Литвы к Польше было поставлено под сомнение само существование украинского как отдельной этнической общности. Историк Н.Половська-Василенко по этому поводу отмечала: "С половины XVI в. Положение меняется. Отдельные эпизодические случаи заменяет уже систематически подчеркивания презрение к украинскому народу, для которого используется термин" холопы ", а с того мужицкая речь, мужицкая вера.. . Эту "хлопску" веру... поляки называют "еретическую", "схизматических" и в понятиях Украинская православная вера идентифицируется с украинской народностью ».

Согласно новым административно-территориальным устройством, украинские земли, оказались в составе Польши, были разделены на 6 воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзское (Белз), Подольское (Каменец), Волынское (Луцк), Брацлавское (Брацлав), Киевское (Киев). В 1635 г.. Было образовано Черниговское воеводство с центром в Чернигове. Каждое воеводство имело свои сеймики и посылало своих депутатов в Варшаву на сейм. Сначала на Киевщине, Брацлавщине и Волыни хранились Литовский статут и правительственная украинский язык, но вскоре они уступают общегосударственном праву и латинском и польском языках.

Ново присоединены территории отличались между собой по экономическому положению. Процветающими считались Волынь, Северная Киевщина, Юго-Восточное Подолье было меньше заселено и Левобережья было очень опустошен. На юге сильнейшими городами были Канев и Черкассы. Переяславщина начала быстро возрождаться с монгольской руины во второй пол. XV в., Но ее процветания продолжалось недолго. Опустошительные набеги крымских татар начиная с 1482р. снова превратили этот край в пустыню. Сиверщина меньше терпела от набегов кочевников. Еще когда она была в составе Великого княжества Литовского, здесь развивались сельское хозяйство, различные промыслы.

В кон. XVI в. началась бурная колонизация Восточной Украины, в т. ч. Левобережья, Средней Полтавщины, земель между Днепром и Южным Бугом, Северщины. Хотя некоторые польские историки Утверждают, что заселяли эти пространства преимущественно мазуры, факты свидетельствуют о противоположном - Восточную Украину колонизировали крестьяне с Волыни, Галичины, Холмщины и Подолья. Вслед за земледельцами приезжали магнаты и тысячи их наймитов, которые захватывали самыми богатыми в мире черноземы. Образовывались огромные латифундии, фактически независимые от польской короны. Эти господа имели наемное войско, репрессивный административный аппарат. До сер. XVII в. на просторах левого и правого берегов Днепра они внедрили крепостничество Не менее жестокое, чем на западноукраинских землях. Массовое заселение этих территорий обусловлено льготами, "слободами" новоприбывшим на 20 и более лет. Угнетения народных масс, то есть увеличение отработочной ренты, возросло в XVI - нач. XVII в. в связи со спросом в Западной Европе на украинский хлеб. Образовалась жестокая фильваркова система, которая доказала барщину до 6 дней в неделю. Внедрение барщины свободный народ встретил враждебно. Поддержан запорожцами, он готовился к решающей борьбе с врагом.

Нелегко жилось в Польском государстве и украинском мещанству. Несмотря на предоставление городам пункты, из него пользовались почти исключительно поляки и немцы, тогда как самоуправление украинских мещан было значительно ограничено. В XV-XVII вв. их вытеснили к отдельным кварталов, запрещали покупать или строить дома в центре города, принадлежать к ремесленных цехов. Украинцы не могли быть избраны или назначены бургомистрами, осуществлять христианские процессии, даже звонить на похоронах. Между украинскими и польскими ремесленниками шла затяжная борьба, не раз перерастала в кровавые драки. Украинцы добивались равноправного участия в ремесленных цехах.

Итак, с образованием Речи Посполитой и переходом украинских земель под власть Польши их положение значительно ухудшается: усиливаются экономические притеснения, ограничивается политическая жизнь, упадок национальные традиции и культура.