» » Какие журналы бывают для подростков. Подростковые журналы в россии

Какие журналы бывают для подростков. Подростковые журналы в россии
Печатные издания для подростков и молодежи существовали и в СССР - "Ровесник", "Смена", "Собеседник", "Студенческий меридиан", "Пионер", "Техника молодежи", "Юность", "Юный натуралист" и другие. Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы, по определению Сергея Верейкина, главного редактора журнала Cool, "сдулись" из-за того, что перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Выжили только "Ровесник" и "Собеседник", но и они, как говорят специалисты, "слишком постарели", для того чтобы считаться молодежной прессой. Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, "Круто").
Вместе с тем на рынок и сегодня продолжают выходить новые издания. В 2003 году появился журнал "Yes! Фабрика звезд" (сейчас он называется "Yes! Звезды"), в 2004 году - Teens, "Фабрика", Bravo.Posters. В мае 2005 года издательский дом "СПН-Медиа" совместно с телеканалом ТНТ начали издавать журнал "Реалити-шоу Дом 2". 100-тысячный тираж первого номера, по словам Дмитрия Найды, заместителя главного редактора "Реалити-шоу Дом 2", был продан в первый же день. Сейчас тираж журнала составляет уже 600 тыс. экземпляров.
Попадание изданий в сегмент подростковой и молодежной прессы обеспечивается в первую очередь их аудиторией: возраст читателей - 12-24 года, ядро - 14-17 лет. Лидерами на рынке молодежной прессы сегодня являются издания, которые появились в постсоветское время, в 90-е годы и в начале 2000-х. Так, по охвату аудитории (AIR) в рейтинг TNS Gallup Media по состоянию на апрель 2005 года попали 10 изданий (см. диаграмму). В этом материале мы рассматриваем журналы с охватом московской аудитории прессы больше 1% - это "Yes! Звезды", Yes!, "Молоток", "Хулиган", Oops!, Cool, Cool Girl, Elle Girl. К сегменту молодежных и околомолодежных журналов отчасти относятся музыкальные (Bravo.Posters, Rolling Stone) и компьютерные издания ("РС Игры", "Игромания" и т.д.). Но мы их не рассматриваем из-за более узкой направленности и охвата московской аудитории менее 1%.
Издатели отмечают, что рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. По их мнению, пик популярности этого сегмента еще впереди, ведь массовая культура потребления еще только формируется. В то же время, по данным Госкомстата, количество рождающихся в стране падает (в 1990 году родилось около 2 млн человек, а в 2003 году - меньше 1,5 млн) - соответственно снижается и численность потенциальных читателей изданий для подростков и молодежи. Маргарита Лучина, руководитель проекта NRS, TNS Gallup Media: "Вряд ли можно ожидать сильного увеличения аудитории молодежных журналов - численность этой группы снижается из года в год. Причина заключается в демографическом кризисе в России".
На популярности молодежных изданий может отразиться также бурное развитие интернета. Александр Ефремов, руководитель группы исследования аудитории прессы аналитического центра "Видео Интернешнл": "Электронные и new media через 3-4 года могут "отхватить" значительный кусок аудитории молодежной прессы. Почему? Молодежь наиболее активно осваивает интернет, и тенденция снижения интереса к печатным СМИ под воздействием интернета более заметна среди молодежи. Поэтому молодежные издания будут терять аудиторию более быстрыми темпами, чем остальные газеты и журналы".
По данным TNS Gallup AdFact, в ТОП-100 изданий по объему рекламных площадей в журналах за период январь - апрель 2005 года (Москва) входили три молодежных журнала - "Молоток" (56-е место), Cool (69-е место), и Elle Girl (88-е место).

ВИДЫ И ПОДВИДЫ
Подростковая и молодежная аудитория - очень специфический сегмент. С одной стороны, это одна из самых легко соблазняемых громкими брендами часть населения. С другой - по сравнению со взрослыми у них более низкая покупательная способность. К тому же если взрослые интересуются одними и теми же темами в 25, 35 и 45 лет, подростки меняют свои пристрастия гораздо чаще. И более категорично отстраивают себя от окружающих по возрасту и полу. Соответственно и журналы тоже вынуждены ориентироваться на эти группы аудитории.
Что касается возраста, то издатели и ресечеры выделяют две группы. Первая - подростки 12-16 лет (школьники средних и старших классов, верхняя граница - окончание школы). На эту аудиторию больше других ориентированы Cool и "Молоток". Вторая группа - молодежь 16-24 лет. В свою очередь, вторую группу тоже условно разделяют на студентов младших курсов (16-20 лет) и старших (20-24 года). Старшекурсники часто уже имеют самостоятельный доход, независимы в материальном плане от родителей. Это переходная аудитория от молодежных журналов к взрослым, и поэтому не очень многочисленная. Девушки с Elle Girl, как правило, переходят на женские журналы. А молодые люди - с "Хулигана" на мужские, автомобильные, компьютерные и др. К подсегменту подростковых журналов относятся Cool, Cool Girl, "Молоток", молодежных - Oops!, Elle Girl, Yes!, "Yes! Звезды", "Хулиган".
По полу прессу для подростков и молодежи издатели сегментируют таким образом. Универсальные журналы: "Молоток" и Cool; мальчиковые: "Хулиган"; для девочек-подростков: Cool Girl; для девочек постарше - Oops, Elle Girl, Yes!, и "Yes! Звезды"

МОЛОДЕЖНЫЙ КОНТЕНТ
Подростковые и молодежные журналы чаще всего выстраивают доверительные отношения с читателем (журнал - близкий друг). Илья Бурец, менеджер по маркетингу и PR Yes! и "Yes! Звезды": "Журнал может в чем-то заменять родителей, отвечать на вопросы, которые подросток стесняется задать окружающим его взрослым, например, уход за телом, секс. Независимо от того, что происходит в стране и мире, молодежный журнал всегда пишет больше о культурных событиях, знакомит читателя с новостями мира музыки, кино, тенденциями моды".
"Молодежь интересуется прежде всего музыкантами и актерами, - говорит Екатерина Миль, главный редактор журнала "Молоток". - "Второй эшелон" - спортсмены, модели, другие герои светских хроник. Нашим читателям любопытны любые подробности личной жизни звезд, а также истории их успеха. Не меньше подростков волнуют вопросы выживания в социуме (отношения с родителями и противоположным полом; милиция, армия, агрессия в школе, выбор будущей профессии). Девушки любят гороскопы, гадания и тесты. Таким образом, все молодежные журналы, представленные на российском рынке, однозначно можно назвать музыкальными или околомузыкальными, а остальной контент редакция определяет исходя из особенностей своей аудитории".
По словам Сергея Верейкина, главного редактора журнала Cool, молодежные издания отличает от другой прессы неакадемический стиль изложения и подачи материалов. Лексически для них характерен молодежный сленг ("отрываться", "тусовка", "вечерина") на грани литературного и разговорного языка. Авторы общаются со своими читателями на "ты", хотя и заверяют, что стараются не скатываться к панибратству.
Стандартные тематические блоки молодежных журналов:
- новости, слухи, сплетни и скандалы шоу-бизнеса;
- интервью с "молодежными" звездами - Бритни Спирс, Дима Билан, многочисленные фабриканты и т.д.;
- новые имена в музыке, новые стили и направления;
- молодежная мода: макияж, одежда;
- психология, любовные истории, взаимоотношение полов (секс и все, что с ним связано);
- профессиональная ориентация;
- проблема заработка и накопления денег;
- экстремальный спорт, путешествия;
- тесты, гороскопы, анекдоты, кроссворды.
Что касается оформления молодежных журналов, то их отличает обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов и других ярких, бросающихся в глаза элементов.

YES! ЗВЕЗДЫ

Издается с октября 2003 года. Сначала журнал назывался "Yes! Фабрика звезд" и издавался совместно с Первым каналом. В редакции говорят, что это было обоюдное решение издательства и телевидения. Главными героями публикаций были и остаются сейчас участники одноименного ТВ-проекта.
В марте 2005 года журнал был переименован и сейчас выходит под названием "Yes! Звезды". По словам издателя, это связано с окончанием телепроекта в декабре 2004 года. Однако центральной темой каждого номера по-прежнему остается жизнь "фабрикантов", а также других молодых звезд российского и зарубежного шоу-бизнеса (им уделяется примерно равное внимание). Выпуск журнала в поддержку популярного ТВ-проекта оказался востребованным - его тираж за период с ноября 2003 года по ноябрь 2004 года увеличился более чем в семь раз - со 100 тыс. экземпляров до 747 тыс. Сейчас тираж уменьшился из-за окончания телепроекта.
Издательский дом: Independent Media
Издатель: Маргарита Тырина, редакционный директор Ирина Ильина, главный редактор Сергей Олещенко
Периодичность: ежемесячно (день выхода 17-19-го числа)
Объем: 84 полосы
Заявленный тираж: 450 тыс. экземпляров
Ядро аудитории*: в основном (78,3%) студентки 16-24 лет
Распространение: пока журнал можно купить только в рознице. 34,5% тиража продается в Москве, 58,1% - во всех российских регионах и 7,4% - в странах СНГ и Балтии. С января 2006 года журнал будет распространяться и по подписке
Основные рекламодатели в 2005 году**: Big-Bon, Clean & Clear, i-Free, Infon, L"Oreal, Mentos, Nikita, Samsung, Siemens, Smx-Com

YES!

Журнал начал выходить в России в сентябре 1998 года; это полностью российский продукт, придуманный Игорем Шеиным, который сейчас занимает должность главного редактора журнала Robb Report. В сентябре 2004 года Yes! полностью перешел на мини-формат (размер А5). По словам Маргариты Тыриной, издателя журнала, это более удобный формат. Она отмечает, что благодаря смене формата стало возможным увеличить тираж на 40% в течение 2004 года. Также сменился дизайн и контент журнала, появилось больше специальных проектов, например, в октябре 2004 года вышел сдвоенный номер, одна половина которого называлась Yes (для хороших девочек), а вторая - No (для плохих). Ноябрьский номер на 100% был посвящен мальчикам. Также регулярно к журналу прилагаются диски, карточки читателей и т.д. Издатели позиционируют Yes! как "твой первый глянцевый журнал".
Издательский дом: Independent Media
Издатель: Маргарита Тырина, редакционный директор Татьяна Геворкян, главный редактор Ирина Ильина
Периодичность: ежемесячно (день выхода: 1-е число)
Заявленный тираж: 160 тыс. экземпляров
Объем: 148 полос
Ядро аудитории: в основном девушки в возрасте 16-24 лет, учащиеся старших классов средних общеобразовательных учреждений и вузов (доход семьи - средний и выше среднего)
Распространение: 97,3% - розница (50,5% тиража продается в Москве, 42,6% - во всех регионах России, 4,3% - в странах СНГ и Балтии), 2,7% - подписка
Chanel Group, Jamilco, Johnson & Johnson, IFD, i-Free, L"Oreal, Mexx, Nike, Procter & Gamble, Samsung

МОЛОТОК

Выходит с 1999 года. Первые два года журнал выходил в формате А3, с 2002 года - в формате А4. По словам Екатерины Миль, главного редактора "Молотка", этот формат более удобен для чтения и работы с рекламодателями. С конца 2002 года в формате А3 выходит отдельное издание - журнал "Плакаты Молотка" (16-24 полосы). Центральный постер "Плакатов Молотка" представляет собой двусторонний плакат формата А1. С июня 2003 года выпускать журнал стал ИД "Молоток", 100-процентным владельцем которого остался ИД "Коммерсантъ". С ноября 2004 года "Молоток" увеличил количество полос с 48 до 56.
Журнал предназначен для мальчиков и девочек практически в равной степени. В "Молотке" много информации о шоу-бизнесе, интервью с молодыми российскими и зарубежными звездами (Макколей Калкин, Стас Пьеха). Рассматриваемые темы - отношения с родителями, в группе и т.д. Лексические особенности: в "Молотке" больше всего молодежного сленга.
Журнал выступает спонсором различных музыкальных мероприятий - фестивалей "Нашествие", "Чартова дюжина", "Бомба года", церемонии наград MTV RMA 2004, концертов Rasmus, Garbage, Rammstein, "Звери", Smash!!, tATu, панк-, дэнс-, рэп-фестивалей.
Издательский дом: "Молоток"
Главный редактор: Екатерина Миль
Периодичность:
Заявленный тираж: 215 тыс. экземпляров
Объем: 56 полос
Ядро аудитории: девушки (52%) и молодые люди (48%) 14-17 лет
Распространение: 97% - розница, 3% - подписка. В Москве распространяется 53% тиража, в Санкт-Петербурге - 7%, во всех регионах РФ - 40%
Основные рекламодатели в 2005 году: i-Free, Infon, Jippii, Libresse, L`Oreal, Nokia, Panasonic, МТС, "Связной", сеть магазинов "Ж"

ХУЛИГАН

Журнал выходит с 2002 года. Его начали издавать люди из команды журнала "Хакер", который со временем стал нишевым компьютерным журналом (не для чайников), а "Хулиган" - более универсальным.
Для "Хулигана" лейтмотивом является тема молодежной культуры, здорового и позитивного бунтарства, свойственного молодым мужчинам в этом возрасте.
Издательский дом: "Гейм Ленд"
Главный редактор: Владимир Рыжков
Периодичность: ежемесячно (день выхода: 10-е число)
Заявленный тираж: 81,5 тыс. экземпляров
Объем: 112 полос
Ядро аудитории: молодые люди от 16 до 25 лет. Издатели дифференцируют свою аудиторию следующим образом: 40% мейнстрим ("правильные мальчики"), 25% - экстремалы, 15% - "ботаники", 15% - бунтари, 5% - стильные
Распространение: около 45% тиража распространяется в Москве, 7% в Санкт-Петербурге, остальное - в регионах (в основном в городах-миллионниках). 80% тиража - розница, остальное - подписка
Основные рекламодатели в 2005 году: Adidas, Iriver, Mars, Nike, Philips, Reebok, Siemens, Solomon, пиво "Сокол", "Спортмастер"

OOPS!

Издается в России с 2001 года. С июня 2005 года журнал перешел со скрепки на склейку. Также стала более плотной обложка. Чтобы увеличить процент более взрослой аудитории, незначительно изменился макет, например, журнал стал верстаться в стиле "взрослых" женских изданий. С мая 2005 года главным редактором журнала Oops! стала Елена Абашкина (раньше, в 2002-2003 годах, она была редактором журнала Мini).
Содержание журнала Oops! близко к содержанию женских журналов. Основные темы: мода, стиль, красота, лайф-стайл, фитнес, здоровый образ жизни молодых девушек.
Издательский дом: Burda
Издатель: Дина Ковешникова, главный редактор Елена Абашкина
Периодичность: ежемесячно (день выхода: третья суббота)
Заявленный тираж: 260 тыс. экземпляров
Объем: 108 полос
Ядро аудитории: студентки вузов и других учебных заведений в возрасте от 17 до 20 лет (доход семьи - выше среднего)
Распространение:
Основные рекламодатели в 2005 году: Bourjois, Cilag AG, Infon, Frito Lay, Jippii, L"Oreal, Nikita, Procter & Gamble, Pupa, Smx-Com

COOL

В России издается с 1997 года. В 2005 году журнал "потолстел" с 40 до 60 полос. Предназначен для самых младших представителей подростковой аудитории. Тематика - в основном музыка и шоу-бизнес.
Издательский дом: Burda
Издатель: Дина Ковешникова, главный редактор Сергей Верейкин
Периодичность: еженедельно (день выхода: понедельник)
Заявленный тираж: 220 тыс. экземпляров
Объем: 60 полос
Ядро аудитории: тинейджеры (мальчики и девочки примерно в равной степени) 12-19 лет
Распространение: в Москве и во всех регионах России, 95% - розница, 5% - подписка
Основные рекламодатели в 2005 году: Johnson & Johnson, iFree, Infon, Jippii, Finko, Frito Lay, L"Oreal, Nikita, "МегаФон", МТС

COOL GIRL

Издается в России с 1997 года. В 2005 году произошел перезапуск журнала - он стал более гламурным, ориентированным на моду, красоту и стиль. Увеличилась плотность обложки, изменились макет и верстка. Периодичность выхода снизилась с двух раз в месяц до одного, увеличился объем номера (с 48 до 76 полос) и цена (в розницу до 23 рублей). Появились необходимые элементы и атрибутика глянцевого журнала.
В связи с перезапуском прежний главный редактор Oops! и Cool Girl Елена Лосевская стала главным редактором только журнала Cool Girl.
Значительная часть "нового" Cool Girl посвящена отношениям с противоположным полом. Однако издатели не выносят на обложку журнала слово "секс" (как это делают более "взрослые" издания), считая, что обсуждать эту тему нужно, как это сделали бы родители подростков - осторожно и деликатно.
Издательский дом: Burda
Издатель: Дина Ковешникова, главный редактор Елена Лосевская
Периодичность: ежемесячно (день выхода: четвертая суббота)
Заявленный тираж: 220 тыс. экземпляров
Объем: 76 полос
Ядро аудитории: преимущественно девушки, ученицы старших классов 12-16 лет
Распространение: в Москве и во всех регионах России, 95% - розница, 5% - подписка
Основные рекламодатели в 2005 году: Boots Healthcare, Cilag AG, iFree, Infon, Finko, Glaxo Wellcome, L"Oreal, Nikita, "МегаФон", МТС

ELLE GIRL

Издается в России с апреля 2003 года. Первые международные издания Elle Girl были одновременно запущены в США и Великобритании в сентябре 2001 года. На сегодняшний момент журнал выходит также в США, Великобритании, Канаде (во франкоязычной провинции Квебек), Германии, Франции и др. На момент появления журнала в России тираж Elle Girl составлял 80 тыс. экземпляров.
На протяжении последних двух лет объем журнала не менялся, а дизайн и контент, по словам Ксении Кесоян, бренд-менеджера журнала Elle Girl, развивался вместе с читателями. В числе главных тем: кино, спорт, музыка, частная жизнь и личные отношения. Особое внимание уделяется моде и стилю.
Отличительная черта журнала Elle Girl - коммуникация с аудиторией акциями event-marketing. Для большинства читателей Elle Girl конкурсы "Собери чемодан для поездки в Милан" (2003 год), "Звездный билет" (2004 год) и "Я Lowe New York" (2005 год) уже стали своеобразным брендом внутри бренда.
Издательский дом: АФС
Главный редактор: Ольга Зарецкая
Периодичность: ежемесячно (день выхода: 18-20-е число)
Объем: 132 полосы
Заявленный тираж: 140 тыс. экземпляров
Ядро аудитории: преимущественно девушки 16-19 лет
Распространение: Москва - 55,3%, регионы - 44,7%. По подписке распространяется 3,81% тиража, в рознице - 96,19%
Основные рекламодатели в 2005 году: Avon, Bourjois, Boots Healthcare (Clearasil), Estee Lauder, L"Oreal Group, Procter&Gamble, "Дикая Орхидея", "Единая Европа", "Сити-обувь".

Oops! был моим любимым журналом в 12-16 лет. Я пробовала читать и Yes, и Elle, и Cool Girl, и Лизу, и даже Cosmopolitan, но только в этом журнале мне была по-настоящему интересна почти каждая страница.

Именно для девочек-подростков и создан Oops! - в рубрике "Звезды" пишут про Джастина Бибера, Селену Гомес, Тейлор Свифт, героев "Сумерек" и прочих кумиров тинейджеров. Все статьи, тесты и гороскопы рассчитаны на школьниц или студенток, потому что в них говорится про отношения с родителями и парнями, оценки, контрольные и выбор профессии. Здесь нет никаких советов по ведению быта, правильному уходу за одеждой и прочему домохозяйству. Раньше даже рецептов не было. В разделе "Мода" именно молодежная мода, а в разделе с макияжем и прическами - веселенькие молодежные мейки. Кстати, раньше в Oops! рекламировали одежду и косметику с довольно демократичными ценами, это в последнее время стали появляться какие-то дороговатые по студенческим меркам вещи.

Да, луки бывают разные, бывают вполне приличные, а бывают и такие, которые больше неформалам подойдут. Ну так это, что называется, на любой вкус =)

И даже сейчас, когда мне хочется немного поностальгировать, я могу почитать этот журнал (правда, теперь не в бумажном, а в электронном виде). Конечно, прежней эйфории я от него не испытываю, большинство страниц быстренько пролистываю, но кое-что остается интересным до сих пор.

Oops! меняется, и каких-то разделов в нем уже нет. Помню, мне очень нравилась юмористическая рубрика "Тяжелый случай", в которой девушки рассказывали о том, в какие казусные ситуации они попадали.






В те времена (а может, и сейчас, рынок современных молодежных журналов я плохо знаю) Oops! отличало от остальных то, что в нем было много психологических тестов и статей. А тесты я очень любила =) Да, пусть это прописные истины, но мне-подростку очень нравилось и казалось, что все верно и по делу написано. Не помню, чтобы журнал давал какие-то "вредные" советы. Вот, например, одна из статей. Вроде ничего вредного, обычные советики:


А то, что про секс пишут, - так как будто современному ребенку больше неоткуда узнать про секс, как из этого журнала. Мы же не в СССР, где секса не было. Ранние беременности провоцирует не статья в журнале (она как раз подскажет, как этой беременности избежать), а сексуальная непросвещенность и отсутствие мозгов.

Для того, чтобы осмыслить современное состояние рынка журналов для подростков, мы просмотрели каталог «Пресса России» за текущий, 2012 год (рубрика «Детские и молодежные издания») и выявили в нем 71 издание (представлены в приложении), рассчитанных подростковую аудиторию. Их тираж колеблется от 998 экз. (православный литературно-художественный журнал «Кораблик») до 250 000 экз. (молодежный журнал «Все звезды»). Примечательно, что региональные издания православной и литературно-художественной направленности имеют тираж значительно ниже, чем популярные молодежные развлекательные журналы, посвященные звездам шоу-бизнеса.

Исследователь А. Базанов объясняет значительное превышение тиражей подростковой досуговой прессы высокой прибыльностью изданий подобного типа. По его мнению, их популярность среди подростков объясняется тем, что «подобные сугубо коммерческие журналы сориентированы, прежде всего, на развлечение молодежи». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 - № 3 С. 172

Целевое назначение современной детской и юношеской журнальной периодики во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. Сегодня ее выпуском периодики занимаются государственные и общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, коммерческие организации, редакционные коллективы газет и журналов.

Издательствами «Юный техник», «Ровесник», «Эгмонт Россия», РИЦ «Кассея», «Росчерк» в каталоге представлены по три журнала, издательством «Комикс» - четыре. Это факт говорит о наметившейся сегодня тенденция к концентрации нескольких изданий в рамках одной издательской структуры.

Также нами было отмечено, что сегодня большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам: младшим школьникам и младшим подросткам (альманах «Клепа», журналы «Свирель», «GEOлёнок», «Миша» и др.), младшим подросткам и старшеклассникам (журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Маруся», «Джульетта» и др.), старшеклассникам и молодежи («Наша молодежь», «Студенческий меридиан», «ELLE Girl», «Oops!», «Yes!»).

Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В каталоге «Пресса России» наибольшее количество журналов рассчитано на младших подростков (11- 14 лет) - 44, для старших подростков - (15-17 лет) журналов в два раза меньше - 22. Вместе с тем можно выделить 6 журналов, рассчитанных на довольно широкую детско-юношескую аудиторию. Их 6: научно-популярный журнал об окружающем мире для детей и подростков «Детская энциклопедия АиФ», журнал комиксов «Команда супергероев (MARVEL)», компьютерный журнал для начинающих «Компьютер - Mouse», литературно-художественный журнал экологической направленности «Лазурь», ежемесячное приложение к журналу "Юный техник" «Левша», научно-популярное техническое издание «Мир техники для детей».

По своему целевому назначению мы выделили 10 типов журналов.

1) Досуговый (развлекательный) общей направленности

На сегодняшний день это самый популярный тип журнала, ориентированный в основном на подростков от 10 до 17 лет. О себе эти журналы заявляют как о журналах, освещающих проблемы и события, интересные и актуальные для подростков.

Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики схожи со взрослой бульварной прессой: кино, музыка, мода, новости шоу-бизнеса, информация о личной жизни «звезд», секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Журнал «Bravo International» выходит под лозунгом «BRAVO - с нами ты в теме!» и позиционирует себя как журнал, отвечающий на вопросы, «которые ты не можешь задать родителям».« Bravo International», июль 2012, №7. В таких журналах часто используется молодежный сленг. К такому типу можно отнести журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Ровесник».

Универсальные досуговые издания - фактически единственные подобного типа журналы, включающие в свою аудиторию мальчиков-подростков. Журнальной периодики, ориентированной исключительно на воспитание юноши, практически нет.

Большая часть досуговой подростковой прессы ориентирована на аудиторию девочек-подростков. Это - журналы для девочек «Bravo international for GiRL!», «Girl», «Все звёзды», «Маруся», «Джульетта», «Девчонки» и др. Эти журналы часто культивируют образ «стильной девчонки», уделяют большое внимание девичьим интересам, стилю жизни: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, построить отношения с любимым, а также «звездным» новостям, психологическим тестам, гороскопам. Часто «девчачьи журналы» ведут активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы - ответы), пытаются оказать психологическую помощь. В журнале «Маруся» много рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы «Маруся», сентябрь 2012, №9.. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и отношениях («Мне 15», «Ромео и Джульетта»). Эти журналы пользуются большой популярностью у девочек-подростков. «Мне 15», июнь 2012

Ориентированы на подростковую аудиторию и популярны среди старших подростков молодежные женские глянцевые русифицированные версии западных изданий, журналы нового типа - «lifestyle» («стиль жизни»).

Зарубежные глянцевые издания легко смогли завоевать интерес российских потребителей, так как не было конкурентов среди отечественных изданий. Е. В. Шабалина успех глянцевых журналов объясняет тем, что их созданием и распространением занимаются издательские медиа-холдинги, выпускающие глянцевые журналы в России: «Yes!» издает Independent Media, «Oops!» - Burda, «Elle Girl» - Hachette Filipacchi Shkulev. Шабалина, Е.В. «Глянцевые» журналы: манипуляция чтением [Текст] / Е.В. Шабалина, М.В. Шабалина // Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант: материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т.Д. Рубанова. - Челябинск, 2007.

Издатели глянцевых журналов видят своей целью формирование и поддержание у читателя представлений о модном образе жизни. К таким журналам «о моде и стиле для девушек», формирующим образ девушки, для которой первостепенное значение имеет модная внешность и позиционирующим себя как «твой первый глянцевый журнал», можно отнести журналы «Oops», «Yes!», «Elle Girl».

В таких журналах отражены типичные женские интересы: личная жизнь, здоровый образ жизни, стиль, макияж (как образец - внешность и стиль западных звезд), работа, учеба, развлечения, психологические аспекты жизни современной «идеальной» женщины. Много места в таких журналах уделено дорогостоящей рекламе брэндовой одежды и косметики, статьям о звездах шоу-бизнеса и fation-индустрии.

2) Научно-популярный журнал

К этому типу мы отнесли издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор («Детская энциклопедия АиФ» журналы «А почему?», «Левша» «GEOлёнок», «Юный натуралист», «Юный техник», «Эскиз»). Также к научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний - в нашем случае это журнал для изучающих английский язык "SPEAK OUT".

3) Литературно-художественный журнал

К этому типу мы отнесли художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», журнал «Сибирячок», имеющие экологическую направленность, «Свирель», альманах для семейного чтения «Доброе слово» и др.).

В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю.

4) Информационно-публицистический журнал (для старших подростков)

Цель информационно-публицистических изданий состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, освещать социально-экономические проблемы молодежи, влиять на сознательный выбор средств их решения. В рассматриваемом нами каталоге таких изданий представлено неоправданно мало - всего 2 - «Наша молодежь» и «Студенческий меридиан».

5) Детский познавательно-развлекательный журнал (детская доусговая пресса)

В основном детские познавательно-развлекатльные журналы ориентированы как на младших школьников, так и на младших подростков. К этому типу мы отнесли журналы «Апельсинка» (Челябинская область), «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа», «Мурзилка», «Сказочный мир» и др.

Для детской досуговой периодики характерны публикации произведений русских, советских и зарубежных классиков. Печатаются малые литературные жанры, т.е. стихи, рассказы, юморески, повести

Большинство детских изданий занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Всегда используются игровые элементы, даются развивающее-обучающие задания (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.).

Чтобы привлечь детей и удержать их внимание во время прочтения, используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все познавательно-развлекательные журналы многоцветны и красочны.

6) Специализированный журнал

К такому условному типу журналов мы отнесли издания, посвященные определенной тематике, вызывающей интерес у узкого круга читателей. В нашем случае - для младших подростков - журналы, посвященные прикладному творчеству: журналы «Мастерилка», «Коллекция идей», «Девчонки - мальчишки. Школа ремесел» и приложение к нему «Радость творчества» и др.; - журнал, посвященный изобразительному искусству (для профессионально занимающихся детей) «Юный художник»,

Для старших подростков - журнал, посвящены борьбе с наркотиками «Нарконет».

7) Журнал комиксов

Традиционно этот тип изданий популярен у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков, однако сами журналы заявляют своей аудиторией возраст до 12 лет, т.е. включают и младших подростков. А журнал «Команда супергероев (MARVEL)» ориентируется на младших и старших подростков.

В комиксах предусмотрено деление по гендерному признаку

В нашем случае - для девочек - «Totally Spies / Девочки-Супершпионки»,

для мальчиков «Приключения Скуби-Ду», «Команда супергероев (MARVEL)», но так же часто встречаются и универсальные, без деления на половую принадлежность, такие, как «Комиксы журнала "Развлекательный каламбур".

8) Компьютерный журнал

К журналам о компьютерах и компьютерных играх мы относим «Игроманию», «Страну игр», «Хакер», «Компьютер - Mouse» и др.

9) Православные журналы

По чуткому замечанию исследователя А. Базанова, большинство православных детских журналов «добрые, милые». Издаются православные журналы «энтузиастами, пытающимися в меру своих сил и возможностей поддержать народ в столь критические времена». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 - № 3 С. 169

К этому типу изданий мы отнесли «Кораблик», «Православная радуга» (г. Самара), «Наследник», «Саша и Даша».

10) Кроссворды. Сканворды

Этот тип изданий ориентирован на младших подростков. В каталоге представлены два журнала этого типа: «Золотая антилопа», «Кроссвордленд».

Таким образом, по целевому назначения современные подростковые журналы можно поделить на 10 типов.

Количество журналов в каждом типе следующее:

Досуговые издания - 17 (из них - 7 журналов универсальные, 6 - для девочек-подростков и 4 - глянцевые издания для девушек);

Научно-популярные издания - 12 (из них: 10 - для младших подростков, 2 - для старших подростков);

Литературно-художественные издания - 11 (их них: 8 - для младших подростков, 3 - для старших подростков);

Детские познавательно-развлекательные журналы - 6;

Журналы комиксов - 6 (из них: для девочек - 2, для мальчиков - 2, универсальных также 2 журнала);

Специализированные журналы - 6 (из них - 4 посвященных прикладному творчеству, 1 - технике изобразительного искусства, 1 - пропагандирующий борьбу с наркотиками, журнал «Нарконет»);

Компьютерные журналы - 5 (из них: 1 - для младших подростков, 4 - для старших подростков);

Православные журналы - 4 (из них: 3 ориентированы на младших подростков, 1 - на старших подростков);

Кроссворды - 2 (для младших подростков);

Иформационно-публицистические журналы - 2 (для старших подростков).

К сожалению, уже при типологическом анализе журналов мы можем прийти к неутешительному выводу: современная российская подростковая пресса несоизмеримо больше представлена развлекательными (досуговыми) журналами, уводящими формирующуюся личность от жизненных реалий, приучает подростка к облегченной информации, которая не требует размышлений. Серьезные, информационно-публицистические издания по количеству предлагаемых на рынке стали в один ряд с кроссвордами. Современный рынок журналов для детей постоянно растет, появляются все новые издания, усиливается конкурентная борьба.