» » Храм с фресками андрея рублева. Андрей рублев и его школа

Храм с фресками андрея рублева. Андрей рублев и его школа

17 октября 1428 года умер прославленный русский живописец Андрей Рублев. В 1988 году он был канонизирован в лике преподобных Поместным собором Русской православной церкви. Мы решили вспомнить самые известные соборы, которые расписывал Андрей Рублев.

Благовещенский собор в Московском Кремле

Он расположен на Соборной площади Московского кремля. Это один из древнейших соборов в Москве . Он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, семьи. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал иконы для него в 1405 году. Здесь хранится одна из самых известных икон, которую большинство экспертов приписывают Андрею Рублеву «Благовещение». В православии праздник Благовещение отмечается 7 апреля. Икона посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом. Сюжет иконы «Благовещение» построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. В этой иконе нет скученности фигур, праздничность иконе придают золотистый фон и яркие красные пятна. Икона Андрея Рублева полна надежды, радости, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. Андрей Рублев в своей работе часто обращался к византийскому и греческому стилю расписывания икон. В «Благовещение» он взял только самое лучшее из этих стилей и создал свой неповторимый стиль, который потом и будут называть «русской иконописной школой».

Успенский собор во Владимире

Это один из немногих храмов, в котором сохранились фрески Андрея Рублева. Во Владимире Рублев работал вместе с иконописцем Даниилом, который потом стал его лучшим другом. Что именно было выполнено Рублевым и Даниилом, достоверно неизвестно. Андрей Рублев трудился в этом соборе в 1408 году. Ему принадлежит роспись северного и южного склона центрального нефа Успенского собора «Страшный суд», фрески на своде центрального нефа «Держащий свиток ангел», роспись зенита арки центрального нефа «Символы четырех царств», фрески «Апостолы с ангелами», также фрески апостолов Семена, Иоанна, Матфея и Луки. Одно время соборы Владимира и Москвы спорили о принадлежности иконы Андрея Рублева «Богоматерь Владимирская». Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Первым написал эту икону в 450-ом году Лука. Потом князь Юрий Долгорукий заказал себе копию этого изображения, а вот Андрей Рублев написал свою «Владимирскую Богоматерь» уже с первой копии. Это икона является одной из самых известных работ Андрея Рублева.

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в 1425-1427 годах. Когда-то хранившаяся здесь икона Андрея Рублева «Святой Живоначальной Троицы» привлекала тысячи паломников со всей России . Сейчас знаменитую «Троицу» можно посмотреть в Третьяковской галерее в Москве. В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе - символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда. Роспись Троицкого собора не сохранилась, так как в 1635 году из-за ветхости ее заменили на новую. Сохранившийся в храме комплекс принадлежит к рублевской эпохе. После завершения работ в Троицком соборе Андрей Рублев и Даниил возвратились в Москву в Андроников монастырь.


Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено , возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

1482 год

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 16.01.2018 14:36 Просмотров: 3040

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.
Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»
Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.
Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.
Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок. 1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.
Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.
Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в. много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.


«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.).

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека . С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Признание
пользователей

Первый раз я попала на остров «Свияжск» в 80-е годы.

Академия Наук, где работал муж, решила устроить для сотрудников уникальную для того времени экскурсию на заповедный остров, куда долгое время доступ был закрыт.

О древней истории острова, в Казани, где я в то время жила, казанцы, конечно же, были наслышаны, однако в то время уже прочно утвердилось мнение об этом месте, как месте скорби, ведь там находилась особая психиатрическая больница…

5

Руководством Академии был оплачен речной «Омик», договорились с экскурсоводом, который должен был показать приехавшим ученым, храмы двух монастырей, изрядно разрушенных и еще не полностью переданных Церкви. Никаких туристов в то время на острове еще не видывали, а слово паломник, кажется, вообще было под негласным запретом.

Остров находится в 30 километрах от Казани, на слиянии двух рек — Свияги и Щуки. По форме он представляет собою небольшое «блюдо», на котором, как-то очень щедро, уместилась великая история страны и народа.

2


Сейчас пристань прекрасно оборудована, ведь поток гостей не иссякает, есть даже причал для великих туристических лайнеров, а тогда мы тупо ткнулись в старый скрипучий причал и по шатким сходням вышли на узкую пыльную тропинку, влекомые встретившим нас экскурсоводом — молодой женщиной, рассказавшей нам тогда много-много интересного.

9


Это было время, когда страна медленно «просыпалась» от запретов, открывались новые горизонты, в том числе и в духовной жизни общества.

Не забыть, как уже, кажется, в конце девяностых, побывав в Казани, в отпуске, зашла в храм Святой великомученицы Параскевы Пятницы, только что восстановленный.

— Только туфельки снимите, — предупредила свечница.

Я удивилась и, сняв туфли, подумала, что это татарские влияния, ведь при входе в мечеть обувь снимают.

— У нас тут полы, пока что, все равно, что могилка, — вновь объяснила свечница, когда я уже покидала храм. Батюшка из подпола, косточки убиенных, до сих пор достает, и сам ночами на саночках возит, хоронит…

Уже позднее я узнала, что когда-то, в богоборческие времена, прямо в этой церкви расстреливали…

Поэтому я не удивилась, когда увидела у входа в Свияжский музей — заповедник памятник «Жертвам политических репрессий».

3

Глубокие смыслы, которые, видимо, задумывал скульптор — заслуженный художник Узбекистана Махмуд Гасимов, легко читались … Хотя случается, что талантливый Художник может в момент творческого озарения сказать больше, нежели намеревался…

Решетка, за которую держится узник, неожиданно видится нам крестом, которым, может быть, и нас, прибывших на древний остров, тот, неведомый — из другого времени, благословляет.

А голубь, летящий на свободу — это, и символ Духа Святого, и символ вольности. Можно запереть в темнице тело, можно надругаться над земным человеком, но свободу воли — категория духа, без воли самого человека, у него никто не может взять в полон или отнять.

5


Тогда о таких памятниках и не мечталось, а вот свободный дух витал над островом, хотя при этом очень, почти физически, ощущалась боль.

Вспоминаю — когда мы взбирались вверх по тропинке, первое, что увидели — Церковь св. Равноапостольных Константина и Елены.

Сейчас церковь отреставрирована, она по-прежнему приходская, не монастырская.

Когда-то на этом месте стояла другая церковь, построенная еще при Иване Грозном в 1551 году.

Нынешняя церковь — постройка XVII века, хотя многое впоследствии достраивалось и перестраивалось в более поздние времена.

С 1939 годы церковь закрыли и организовали здесь музей, а в 1993 уже вновь передали церковь приходу и возобновили Богослужения. Среди святынь храма Свияжская икона Богоматери, икона св. Сергия Радонежского и образ св. Германа Казанского, который, к слову сказать, был первым настоятелем этой церкви.

11


Конечно, не случайно, на протяжении стольких веков на этом месте то цвела, то угасала, то вновь возобновлялась молитва — место ведь святое и очень красивое — с береговой террасы, такой простор на водную гладь открывается!

5

Конечно же, я сравнивала! Тридцать лет — огромный срок! Тогда на заброшенном, полу-голодном острове, который еще существовал за счет психиатрической больницы, была разруха.

Запомнились только фрагменты того потрясения и… в то же время восторга, которые я тогда испытала… Древнейшие фрески, иконы, струящаяся из другого, невидимого мира почти живо осязаемая молитва, и одновременно дикие крики, хохот больных людей, что раздавался в округе, уже вполне явственно! Огромная голова Ильича, круглая, как футбольный мяч, стояла в центре футбольного поля! И не какого-нибудь, а вполне оформленного, с двумя, воротами, как положено …

Ну, что ж! Очевидцы рассказывали, что на острове, в первые годы советской власти, вообще хотели установить памятник Иуде Искариоту! Комментарии, как говорится, излишни.

Еще… Еще человек ехал на велосипеде по дороге, которая уходила в водную гладь и провода тянулись дальше, над водой, отмечая путь, поэтому казалось, что он бесстрашно и дальше поедет прямо по волнам. Думаю, что тот человек тогда притормозил у водной кромки — я не досмотрела, но тот кадр почему-то врезался в память, как что-то важное из несомненного Театра-абсурда.

Сегодня пытливый турист непременно сфотографирует новый памятник «Жертвам», вздохнет и пойдет дальше. А я кожей помню, какая боль была растворена в воздухе того, прошлого, просыпающегося острова, но как свободно дышалось при этом! Не передать! Почему? Почему восторг и боль одновременно! Так бывает, когда прикасаешься к святости…

7


В этот июньский день тоже легко дышалось. Пахло скошенной, чуть привядшей травой и близкой водой. Солнце вдруг распалилось и смело целовало в незащищенное лицо. Хотелось спрятаться в прохладе каменных храмов, постоять в тени зелени, так как в музеях было душно.

Раньше на остров можно было добраться только водой — на то он и остров. Теперь насыпали дорогу-дамбу и соединили с «большой землей». Это, конечно, удобно, ведь на машине и я прикатила со своими друзьями, но вот зато ЮНЕСКО (так говорят), теперь отказалось вписать Свияжск в свой знаменитый Список Всемирного наследия: раз есть дорога — значит уже не остров, налицо элемент «поврежденности первоначальности» человеком.

5


Интересно, знают ли они, что островом Свияжск стал лишь в 1957 году после затопления низин водами Куйбышевского водохранилища… Ну, да мы в последнее время, уж привыкли к слишком пристрастному отношению «наших партнеров», к нам, к России. Что ж! Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» был создан в 2009 году указом правительства республики Татарстан. В него входит 37 культурных объектов регионального значения, а также более 33000 экспонатов, повествующих об истории и археологии, гражданской войне и репрессиях, происходивших на острове. И еще на Свияжском сегодня восстановлены и живут два древних монастыря.

Не скрою, я давно мечтала побывать на острове, но сомневалась, не станет ли туристический «новодел» диссонансом в моих воспоминаниях о той, прикоснувшейся к моему сердцу святости.

Сколько раз я сталкивалась с этой проблемой «улучшения».

Мы с мужем много ездили по монастырям. Спали на травяных тюфяках, под дырявыми крышами, видели, как юные девушки-послушницы и монахини ворочают великие камни, чистят колодцы в ледяной воде, ночуют зимой в нетопленом храме, где на стенах иней…

Да, все это было и называлось — восстановление обителей.

Потом я приезжала в те же монастыри, через много лет, и видела чистые дорожки, ухоженные территории, непременные киоски с продажами сувениров и святынек, но душа, порою, все же не находила той радости, которая посещала тогда, у начала.

Видимо с этим, почти риторическим вопросом, я, отстав от своих спутников, обратилась к двум монахом, что шли мне навстречу.

Не помню, какие слова я сказала, но мой крик души видимо выражался так: было больно и свято — теперь ухожено и красиво — но?

— У нас каждый день литургию служат, только братии мало — всего четверо, — и утешили, и посетовали мимолетные собеседники.

Не знаю — почему, но простые слова легли на сердце лаской, и я сразу же почувствовав, что приму сердцем этот новый остров, поспешила его осваивать и изучать.

Да, сегодня остров преобразился. Все удобства для комфортного пребывания туристов предусмотрены, дорожки вымощены, чистота и порядок.

11


На острове сосуществуют два монастыря: Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь (основан в 1555 году) и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, с сохранившейся Троицкой деревянной церковью 1550 года(!)

11


Но для того, чтобы восстановить историю, в том числе и монастырей, лучше всего вначале зайти в очень увлекательный Музей истории Свияжска. Вообще на острове открыты четыре музея. При входе в Заповедник можно купить единый билет во все четыре (так заявлено) музея и это, якобы, дешевле, нежели покупать билет в каждый музей в отдельности. Правда в прогулке по острову я обнаружила два музея — музей Истории и музей Гражданской войны. На мои вопросы, кто-то из сотрудников музея ответил, что сейчас, на самом деле, работают три музея, а четвертый еще не открыт… В проспекте, с прекрасной картой Свияжска, где обозначены все достопримечательности, я обнаружила еще и Музей археологии дерева, а также сочла за музей выставочный зал, размещенный в старой Водонапорной башне — хотелось все же досчитаться до четырех, но так ли это — не знаю!

4


Музей гражданской войны прошла мимоходом. Фотографировать там не разрешали — не поняла, почему? В музее Истории таких запретов не было… Остров один — начальники, кажется, тоже одни, а вот запреты разные. Стоит заметить, что карту Свияжска я приобрела накануне в Информационном центре, в Казани. На улице Кремлевской 15. Не уверена, что ее можно купить на самом острове — не видела.

Конечно же, музеи истории Свияжска — это отдельная тема и не хочется сейчас здесь долго и нудно пересказывать исторические сведения, которые не просто интересны — они потрясающе интересны!

Вот здесь на заборе у входа в музей плакаты «белых» и «красных», призывающие к борьбе в одно и то же время, к борьбе друг с другом…

3


Я знала, что на острове, на котором находилась одна из тюрем ГУЛАГА, были замучены более пяти тысяч человек. А у стены коммунаров были расстреляны красноармейцы. Просто по приказу Троцкого взяли и расстреляли каждого десятого солдата Красной армии в наказание за то, что не смогли выбить белые войска из Казани в 1918 году.

2


Когда ходишь по острову, прошлое не просто «прислоняется воспоминаниями», оно кричит, перебивая потоки времени какими-то удивительными всплесками. Может быть места мало — всего 65 гектар — территория острова, а судьбинушка совсем живая и так хорошо сохранилась, как вот это бревно с зарубками… это надо же!

Известно, что Иван Грозный не один раз ходил на Казань и каждый раз терпел поражения, еще не доходя до волжской столицы — войско, утомленное длительным переходом, каждый раз оказывалось недееспособным.

Тогда было принято удивительное решение — рядом с Угличем из сосновых пород срубили целую крепость и сплавили по Волге. Новый город — Свияжск построили всего за четыре недели!

12


Так на одном из бревен Троицкой церкви сохранились эти зарубки — указывающие, как собрать-построить новый храм.

6

Такие же зарубки были и на других бревнах, которые почти по мановению волшебной палочки, должны были превратиться в крепостные стены, башни, терема…

Свияжск — город-тайна. Здесь даже в церквях имеются такие уникальные Образы, что и специалисты, и духовенство продолжает вести полемику по поводу их каноничности…

Вот эти образы я и хотела освежить в памяти! Ведь сейчас они уже отреставрированы!

К сожалению, Успенский храм был закрыт, а мне так хотелось увидеть знаменитые, уникальные фрески!

Например фреска: «Шествие праведных в рай». Есть предположение, что на ней изображен не только Митрополит Макарий, но и сам молодой Иван Грозный! Если это так, то это единственное, дошедшее до нас живописное изображение царя!

А еще удивительное изображение святого Христофора, с головой лошади. Почему лошади?

Обычно святого изображали с головой собаки. По преданию, он был очень красив и упорно молился о том, чтобы Господь отнял у него внешнюю привлекательность, которая соблазняла многих женщин. В результате Господь внял его мольбам и его лицо из прекрасного стало безобразным, похожим скорее на морду собаки… Впоследствии, святой принял мученическую кончину, исповедуя Христа, за что и был причислен к лику Святых, и случилось это в 250 году от Рождества Христова.

6

Проникнуть в храм и показать фрески, мне мог помочь только один человек — знакомый реставратор — блестящий художник, скромный и очень хороший человек — ему-то я и позвонила… Договорились, что я еще раз перезвоню — нужно было дождаться, когда проснется его маленький внук и он освободится для встречи.

Конечно, очень уместно, вначале посетить Музей Истории Свияжска, а уж потом гулять по острову — мы так и сделали!

О замечательном музее непременно нужно рассказать особо — там столько интересного, что и уходить не хочется!

Начинается все с археологических изысканий древностей — кстати, детям разрешается «покопаться в песке» и они к великой радости, непременно что-то находят! Можно поработать с интерактивной картой и увидеть продвижение войск Ивана Грозного, окунуться в историю тех кровавых битв! Можно познакомится с более поздней историей — узнать о жизни уездного года Свияжска с XVII по XX века, а уж потом пройти по улицам поселения и увидеть отреставрированные купеческие особняки! Конечно, здесь активно идет строительство и новых коттеджей. Хотя строятся они, видимо по согласованию с какими-то установленными нормами — все из красного кирпича, отношение к ним местных художников неоднозначное. Мне же, воспоминающей те прошлые разрушающиеся деревянные «халабуды», все же эти дома людей состоятельных, кажутся лучшим решением в возрождении острова.

Зашла и в грузинскую лавку. От друзей знала, что предыдущий настоятель монастыря был грузин, и поэтому на острове оказалось много и грузин, и грузинского. В той лавке я что-то спросила, но сфотографировать хозяина не осмелилась. Можете себе представить колоритного большого человека, чье лицо буквально спрятано в шикарной, порядком взлохмаченной черной шевелюре, которая вместе с огромной бородой составляет лохматый круг вокруг добрых черных глаз… Нет. Это не рассказать!

Моя подруга из Иерусалима рассказала, что в ее последнее посещение острова, они с друзьями-художниками, как раз и употребили это замечательное грузинское вино — прямо из Грузии доставленное, и расположившись на травке, очень хорошо провели время…

Я все же остановилась на медовухе — купила бутыль, разлила своим спутникам и сама выпила два стакана, получив большое удовольствие.

И всем сердцем хотелось пожелать этому новому Тамерлану Чингизовичу счастья на этой большой планете, судьба которой иногда, как в капле воды, может отразиться и на небольшом, круглом, как блюдо, кусочке заповедной земли…

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так в многообразных источниках указывается разная дата рождения. Скорее всего, он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике).
Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.

Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В

1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, все работы в Третьяковской галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен.

Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре, на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник.

С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.