» » Государственный долг. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы Обслуживание внешнего государственного долга рф

Государственный долг. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы Обслуживание внешнего государственного долга рф

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА, процесс погашения задолженности страны внешним кредиторам, предусматривающий выплату основной суммы долга и процентов, начисляемых на неё.

Внешняя задолженность на определённую дату - это финансовые обязательства государства по отношению к иностранным кредиторам - странам или международным финансовым институтам, подлежащие погашению в установленные сроки. Внешняя задолженность возникает в результате привлечения займов из-за рубежа, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации прежним владельцам.

Внешняя задолженность классифицируется по ряду признаков:

по условиям кредитования (займы на коммерческих условиях, льготные кредиты);

по срокам платежа (краткосрочная внешняя задолженность - до 1 года, среднесрочная - 5-10 лет, долгосрочная - св. 10 лет);

по источникам кредитования (задолженность официальным или частным кредиторам).

В качестве наглядного примера обслуживания внешнего долга воспользуемся опытом развивающихся стран.

До конца 1960-х гг. развивающиеся страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в т.ч. безвозвратные субсидии в значительных размерах. Поэтому внешний долг этих стран рос относительно медленно и достиг в 1970 г. 64 млрд. долл. Однако в 1970-х и 1980-х гг. размер их иностранной задолженности начал стремительно увеличиваться, достигнув к началу 1990-х гг. 800 млрд. долл. В эти десятилетия многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов, а сроки погашения значительной части долга неоднократно переносились. В 1990-х гг. прирост внешнего долга стал снижаться, поскольку в этот период широко применялись различные методы частичного списания долгов и увеличились платежи по его погашению. В начале 1990-х гг. выплаты частным кредиторам составляли около 2/3 общей суммы платежей, официальным - 1/3

К числу крупнейших должников относятся не только страны, которые многократно пересматривали графики своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина), но и государства, как правило, соблюдающие взятые обязательства (Республика Корея, Таиланд, Малайзия) и имеющие высокую репутацию на мировом рынке ссудных капиталов.

Платёжеспособность страны зависит прежде всего от наличия ресурсов, т. е. от объёма её валового внутреннего продукта (ВВП) и состояния экспортной базы. Более исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой и устойчивым экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты используют ряд показателей для анализа платёжеспособности развивающихся стран. Внешний долг сопоставляется с размерами ВВП. В середине 1980-х гг., т.е. в период быстрого прироста иностранной задолженности, её величина приблизилась к 40% совокупного ВВП развивающихся стран.

График платежей по обслуживанию долга может быть равномерно растянут на длительный период. Но иногда платежи концентрируются на коротком отрезке времени. Поэтому ситуация в странах с одинаковыми показателями долг/ВВП может существенно различаться. В связи с этим рассчитывается ещё один показатель - платежи по обслуживанию долга/ВВП. Принято считать, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% ВВП и более, её внешняя задолженность начинает вызывать озабоченность.

Поскольку платежи по обслуживанию долга, как правило, производятся в конвертируемой валюте, необходимо учитывать экспортные возможности страны-должника. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты: а) отношение долга к экспорту, б) норма обслуживания долга (НОД) - отношение размера платежей по обслуживанию долга к экспорту. НОД считается главным показателем при анализе платёжеспособности. Существует мнение, что если НОД превышает 20%, возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. Однако некоторые страны выдерживали НОД в 35% и выше, а другие прекращали регулярные платежи при показателе в 15%. В среднем по развивающимся странам НОД в начале 1970-х гг. составлял примерно 10%, а в конце 1990-х гг.- 21%.

В связи с проблемой обслуживания внешнего долга очень важен анализ процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом (проценты/ВВП), так и с экспортом (проценты/экспорт). При отсрочке платежей обычно переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жёсткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях плавающей процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться.

Что касается РФ, то к концу 20 в. общий объём иностранной задолженности страны приблизился к 150 млрд. долл.: долг бывшего СССР составляет ок. 100 млрд. долл. и собственно российский долг - примерно 50 млрд. долл. Начиная с 2000 г. для погашения внешних долгов РФ нужно выплачивать 15-17 млрд. долл. в год. При устойчивом экономическом росте, стабильно развивающемся экспорте и "работающем" валютном контроле это трудная, но выполнимая задача. Если же экономика будет в ближайшей перспективе стагнировать, РФ придётся вести сложные переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, т. е. переносе сроков его выплаты, новых внешних займах и/или частичном списании долгов. Р. С. Гринберг.

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем. Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от СССР большой объем внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для обслуживания долга бывшего СССР. Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у Российского Правительства возникли после экономического кризиса 1998 г. В 1998 г. по внешнему долгу Российской Федерации было выплачено только 9,1 млрд. долл. из 14,6 млрд. долл.

Значительная часть долга страны подверглась реструктуризации. Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть "классических еврооблигаций", поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов. Тем не менее, выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям к нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены еврооблигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

Часть внешнего долга представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых приходится вести трудные переговоры. Есть положительные моменты: уже существует договор о переоценке долгов СССР перед ГДР (по новому соглашению эта сумма составляет 500 млн. евро, что в 12,5 раз меньше предыдущей, и будет погашена в течение трех лет), с Финляндией согласовано погашение долга товарными поставками, аналогичные переговоры ведутся с Италией. Долг в основном краткосрочный. Его погашение осуществляется из федерального бюджета. Имеются проблемы в отношениях со странами СНГ, долг которых по новым российским требованиям составляет около 6 млрд. долл. Это - резерв для зачетных операций, признания нулевого варианта в отношении требований и обязательств республик бывшего СССР. Например, через Парижский клуб удалось побудить Грузию к признанию нулевого варианта и к решению о выплате долгов России.

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г.

    Внутренний государственный долг

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

2) нерыночные долговые обязательства – это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

Некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;

Целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991–1994 гг.), включая задолженность по процентам;

Задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Рост внутреннего долга РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993–1998 гг. государственных бумаг для покрытия дефицита бюджета и принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу после распада СССР. На государственный долг списывалось также все текущее бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных задолженностей предприятиям АПК, текстильной, топливной промышленности и др.

В 1995 г. только за счет размещения государственных облигаций было профинансировано 60 % дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5-13 % ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.

Существенную долю составляют сегодня компенсации населению в связи с обесценением вкладов. Еще в 1991 г. в соответствии с Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценивания сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» была произведена первая компенсационная выплата по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 г. Она рассчитывалась как 40 %-я выплата на остаток вклада.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка, имевшим вклады на 1 января 1992 г.» в 1994 г. проводилась вторая компенсация обесценившихся сбережений граждан. При этом остатки вкладов по состоянию на 1 января 1992 г. были увеличены в 3 раза.

Начиная с 1996 г. Правительством РФ ежегодно разрабатывается порядок предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке по состоянию на 20 июня 1991 г. В 1996 г. выплата Сбербанком предварительной компенсации по гарантированным вкладам началась с категории граждан, родившихся в 1916 г. и ранее. Сегодня постепенно круг лиц, имеющих право на получение предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ, расширяется.

В 2006 г. предполагается осуществить выплату предварительной компенсации по вкладам (взносам) в размере до 1 тыс. руб. гражданам РФ по 1953 г. рождения включительно, инвалидам II группы по 1960 г. рождения включительно.

Гражданам РФ по 1940 г. рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан) предусматривается выплата компенсации в размере остатка вклада в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и взносов в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. Гражданам РФ по 1930 г. рождения включительно, помимо указанных компенсаций предусматривается также выплата повторной компенсации в размере остатка вкладов (взносов). В случае смерти владельца вкладов (взносов) предусматривается продолжить выплату компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. руб.

В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т. е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.

2. Удлинение сроков заимствования. В настоящее время планируется отказаться от краткосрочных (до 1 года) заимствований и перейти на обслуживание ценных бумаг, носящих средне– и долгосрочный характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг будет сокращаться до 6,5 % годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться – до 8,5 – 10,5 %. Предполагается, что в 2006 г. на средне– и долгосрочные заимствования будет приходиться около 96 % от запланированного объема заимствований.

3. Повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга «активных инвесторов». Для этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг – государственных сберегательных облигаций – ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-то четко выраженных границ, которые можно считать критическими. В большей степени это касается внешнего долга. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны, определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопится его погашать.

    Государственные финансы: понятие и функции

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества.

Функции государственных финансов: -перераспределительная (перераспределение национального дохода между населением, предприятиями и государством; производственной и непроизводственной сферами экономики; между отраслями материального производства; между регионами страны; между социальными группами и прочее); -воспроизводственная (предусматривает участие государства в воспроизводстве трудовых, естественно природных, материальных, финансовых и иных ресурсов, в развитии науки, социальной и производственной инфраструктуре, стимулировании развития экономики и прочее); -регулирующая; -стимулирующая (сводится к тому, чтобы заинтересовать всех субъектов, связанных с формированием и расходованием гьсударственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно технического прогресса и повышении конкурентноспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке); -плановая (реализуется в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней, а так же через вне бюджетные фонды); -контрольная; -социальная (гос.финансы направляются на решение социальных проблем (обеспечение занятостинаселения, содержание нетрудоспособных, сокращение соц.неравенства)).

    Государственный бюджет: сущность и значение

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансов. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:

Финансовое планирование и прогнозирование;

Финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;

Управление финансами;

Финансовые рычаги, стимулы и санкции;

Финансовый контроль;

Финансовое законодательство.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность экономических отношений, складывающихся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода _(частично- и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории . Эта категория, являясь частью финансов характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей относятся следующие:

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рас-сматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план .

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

    Дефицит и профицит государственного бюджета и источники его покрытия

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

    Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.

    Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

    Профицит бюджета - превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики . Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

    выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция );

    выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

    финансирование и кредитование других государств (внешний долг ).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

    реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

    реструктуризация государственного внешнего долга;

    усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

    сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

    упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД ,

    ДБ - доходы госбюджета;

    К - кредиты и займы;

    РБ - расходы госбюджета;

    ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета .

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП . В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

    кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

* Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

* Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Размер ежегодных поступлений чистой выручки от реализации государственных заимствований является абсолютным показателем и характеризует масштабы мобилизации ресурсов для финансирования дефицита бюджета.

где П – поступления по системе государственных заимствований

Р – расходы по системе государственного долга

Исходя из этой величины, эффективность управления государственным долгом (Э) можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (П–Р)/Р · 100%.

В мировой практике используются следующие показатели и индикаторы гос. долга.

1) отношение гос. долга в ВВП (в %) - этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.

2)отношение внешнего долга к ВВП (в %)

3) Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту. Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, чем ниже этот показатель в пределах 100%-ной экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10–20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500%.

4) отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в %).

5) отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (в %) , показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства.

6) средний срок обращения государственных долговых обязательств

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Величина ежегодной нетто-задолженности, которая показывает изменение совокупного государственного долга за один год, представляет особый интерес при оценке экономико-финансовых восприятий правительства. Для сравнения состояния нетто-задолженности в различных странах и за разный период времени рассчитывается доля кредитного финансирования как процентное соотношение нетто-задолженности к величине совокупных расходов или к ВВП.

Общая величина долга государства представляет собой сумму всех нетто-задолженностей в прошлом.

В мировой практике используются следующие показатели и индикаторы.

государственный долг

в %

внешний долг

в %

валовой внутренний продукт (ВВП)

внешний долг

в %

экспорт товаров и услуг

стоимость обслуживания внешнего долга

в %

экспорт товаров и услуг

процентные платежи

в %

экспорт товаров и услуг

процентные платежи по внешнему долгу

в %

валовой внутренний продукт (ВВП)

средний срок обращения государственных
долговых обязательств

в %

средняя ставка процентов по государственным
долговым обязательствам

в %

процентные платежи

в %

совокупный долг

Наиболее употребляемыми из приведенных индексов являются первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма долга с годовым объемом ВВП, внешний долг с годовой экспортной выручкой, а также то, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке обслуживания внешнего долга. Остальные показатели по разным причинам, в частности вследствие отсутствия соответствующих статистических данных, применяются реже.

В некоторых странах, как уже отмечалось ранее, используются дополнительные индексы, увязывающие внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным бюджетом (бюджетным дефицитом).

Наиболее распространенным является отношение долга к ВВП (1). Этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.

Если наблюдаются отрицательные или даже нулевые темпы прироста ВВП, государство вынуждено перераспределять денежные ресурсы в пользу государственного бюджета посредством государственных займов. При этом если увеличение госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП, происходит изменение структур портфеля частных инвесторов в пользу государственных долговыхобязательств, что неизбежно оборачивается снижением относительных объемов производственного капитала в экономике в целом.

Предельное значение показателя не выше 80%. Хотя некоторые считают критической меткой 50%. Превышение страной этой величины – показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующей о непосильной долговой нагрузке.

Американские ученые попытались рассчитать оптимальный уровень безрискового долга США и последствия отклонения от этого уровня для благополучия американцев. Получилось, что оптимальный уровень равен средней за послевоенный период доле долга в ВВП, т.е. 66%, а значит, последствия отклонения от него – нулевые. Поэтому «опасения насчет высокой доли долга в экономике США и, возможно, других стран необоснованны» (Рао Аягари и Эллен Макгреттен).

Некоторые страны все-таки устанавливают ориентиры для доли долга в ВВП, и когда эта доля достигает ориентира, характер фискальных решений меняется. Например, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия пытаются определять достижение «разумной» долговой нагрузки как национальную цель. Новая Зеландия, в частности, использовала такую цель для обоснования ограничения расходов и достижения устойчивого профицита. Правительство пообещало, что как только цель будет достигнута, налоги сократятся. Цель была достигнута, и налоги снизились.

В среднем за 1980–99 гг. доля долга в ВВП стран большой семерки составила около 64% (табл. 4.1).

В Маастрихтском договоре записано, что долг стран-участниц Европейского союза (ЕС) не должен превышать 60% ВВП У Аягари и Макгреттен оптимальная долговая нагрузка для послевоенных США равна 66%. Возможно, за этой цифрой (60+) стоит что-то рациональное. С ней считаются даже в далеком от ЕС Израиле. В отличие от стран, подписавших Маастрихтский договор, Израиль не имеет формального ориентира для доли долга в ВВП. Однако с 1990 г. в правительственных бюджетных публикациях ставится задача снижения этой доли. Результатом такой политики явилось снижение доли долга в ВВП Израиля со 128% в 1990 г. до 107% в 1997 г. и затем слегка подросла

Однако США и особенно Канада годами несли куда большую оптимальной (64%) долговую нагрузку и никогда не давали кредиторам повода усомниться в своей платежеспособности. Видимо, лучше говорить о наличии у каждого правительства собственного представления об оптимальном долге.

Таблица 4.1

Отношения государственного долга разных стран к их ВВП

в %

Германия

К середине 1996 г. Россия имела почти полуторократный запас до порогового значения по данному коэффициенту. После августа 1998 г. ВВП России в долларовом исчислении составил около 200 млрд дол., и, следовательно, данный показатель приблизился к 149%. В настоящее время этот показатель существенно снизился. В 2002 году он составлял 42%, в 2003 составит 36%, по прогнозам на 2004 27,7%.

Следующий рассматриваемый нами показатель – отношение внешнего долга к ВВП (2). В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000–2001 г., а также грамотной политике правительства В. Путина, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. Значение показателя (2) для России можно увидеть в табл. 4.2

Таблица 4.2

Отношение внешнего долга РФ к ВВП

в %

Значение

Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель отношение внешнего долга к экспорту (3). Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. Он позволяет судить, насколько страна в состоянии покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, чем ниже этот показатель в пределах 100%-ной экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. Считается, что те страны, у которых отношение внешнего долга к экспорту ниже 10–20%, не имеют трудностей с погашением внешней задолженности. У традиционно проблемных должников он может превышать 500% (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Отношение внешнего долга разных стран к объему их экспорта
в 2000 г

в %

Внешний долг к экспорту

Бразилия

Аргентина

Венесуэла

Индонезия

Считается нормальным превышение суммой долга размеров экспорта, но не более чем в 2 раза. При таком или ниже значении этого показателя выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних заимствований, а рост долговой не будет представлять серьезную угрозу для национальной экономики.

По этому показателю Россия находится практически на уровне США (150–200%). Отношение внешнего долга Российской Федерации к экспорту начиная с 1998 года превышает 150%, а в 1999 году достигает рекордного, за период 1994 – 2000 г. значения – 177%.

Однако данный показатель еще не превысил критической отметки, а резкое увеличение 1998 и 1999 гг. связано с финансовым кризисом 1998 г. Уже в 2000 г. наблюдалось значительное уменьшение значения рассматриваемого показателя до 137%. Эта тенденция сохраняется до сегодняшнего дня. В 2001 и в 2002 гг. отношения внешнего долга к стоимостному объему экспорта составил 107,3% и 112,3% соответственно.

Однако ряд обстоятельств опровергают мнение о «нормальном» значении данного показателя долговой зависимости страны. Прежде всего, негативной оценки в плане поиска источников погашения внешней задолженности вызывает структура российского экспорта, в которой доминируют два товара – газ и нефть, цены на которые подвержены резким колебаниям. Кроме того, экспортный потенциал страны уже невозможно наращивать за счет энергоресурсов. Если в 1995–1996 гг. расширение их экспорта в дальнее зарубежье поддерживалось в основном за счет свертывания поставок в страны СНГ, в настоящее время этот источник практически исчерпан. Аналогично отсутствует возможность масштабного расширения экспорта энергоносителей за счет их отвлечения из внутреннего потребления без дальнейшего сокращения отечественного производства. Россия также постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при продвижении ее в труднодоступные регионы, так и в связи с износом промышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены

Для оценки долговой зависимости большое значение имеет также показатели расходов на обслуживание внешнего долга (4,5,6). В настоящее время самые высокие показатели по обслуживанию внешнего долга у Мексики – 21 млрд дол. в год. Второе место занимает Бразилия – 20 млрд дол. Россия находится на восьмом месте. В 2004 г. расходы на обслуживание внешнего долга должны составить около 8 млрд дол.

В процентном отношении показатель (4) не должен превышать 20–25%. Наихудшее положение по данному показателю у таких стран, как Венгрия (55%), Алжир (50%), Мексика (45%) и Бразилия (40%).

Россия до недавнего времени имела относительно небольшой показатель, близкий к пороговому. В 1995 г. этот показатель составлял всего 6,5%, что во многом было обусловлено достигнутыми договоренностями России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов о реструктуризации советских долгов. Однако к 2000 г. этот показатель существенно вырос и составил 27% и теперь остается на этом уровне. Это связано с тем, что начался период оплаты внешнего долга. Россия вступила в него с внешним долгом, намного превышающим долг, который привел к банкротству Советский Союз. В соответствии с графиком погашения и обслуживания внешнего долга РФ в 1999–2007 гг. значительно увеличивается нагрузка на бюджет и отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту, также как следующий показатель, могут превысить критические отметки.

Следующим важным показателем оценки тяжести внешней задолженности является отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП (6) , показывающее, какая часть ВВП направляется на погашение внешних долговых обязательств государства. Пороговое значение по данному показателю составляет 5%. Для РФ фактически в период с 1994–2001 гг. показатель отношения платежей по обслуживанию внешнего долга к стоимостному объему ВВП не превышал опасной границы, составляя в среднем 2,33% в год. В 2002 году значение показателя 2,5%, в 2003 – 2,3%.

Таблица 4.4

Государственный долг на душу населения некоторых стран
(данные 1999 года)

в долларах США

Значение

Германия

Показатели (7, 8, 9) позволяют сделать заключение о структуре государственного долга.

Важен также показатель «величина внешнего долга на душу населения». Данный показатель более точно отражает степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности. Этот показатель в России почти в 12 раз ниже соответствующего показателя Швеции и более чем в 3 раза – США (табл. 4.4).

Ведущие западные аналитики (Е. Domar ) при изучении вопроса о величине госдолга делают следующие выводы

1. Вопрос о границах государственной задолженности (а также ее воздействии на экономику) целесообразно рассматривать не на основании абсолютных данных (таких как объем совокупного долга, величина бюджетного дефицита и т.п.), как обособленную категорию, а, по возможности, во взаимосвязи с другими макроэкономическими показателями состояния народного хозяйства. Таким образом, имеет смысл говорить о государственной задолженности как об «относительной проблеме», т.е. о проблеме, острота и методы решения которой во многом зависят от состояния других индикаторов экономического развития страны.

2. Даже постоянно увеличивающаяся абсолютная величина государственной задолженности не обязательно обременяет собой будущую бюджетно-налоговую политику из-за возможного повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием государственного долга. Налоговая квота, необходимая для финансирования этих расходов, несмотря на абсолютный рост совокупной государственной задолженности, может оставаться постоянной или даже снижаться. Главной стратегической величиной в случае фиксированной ставки процента и доли задолженности в валовом продукте является уровень экономического роста.

3. При неизменном объеме валового национального продукта (что соответствует нулевому росту экономики) налоговая квота, необходимая для финансирования процентных платежей по государственному долгу, достигает 100%, причем данный предел достигается за достаточно значительный промежуток времени. В случае постоянных положительных темпов экономического роста граничное значение отношения процентных платежей по государственным долговым обязательствам к ВНП будет соответство вать уровню вновь образующейся задолженности в валовом национальном продукте.

4. Если уровень процентных ставок значительно выше темпов роста национального продукта или в случае его снижения (что является весьма характерным для стран с трансформируемой экономикой, но в долгосрочной перспективе все же трудно представить), расходы по обслуживанию государственного долга превышают объем новых правительственных займов. Даже предполагая, что все полученные государством кредиты будут направлены на выплату процентов по старым долгам, государство все равно будет вынуждено использовать в этом случае для обслуживания своего долга дополнительные средства из госбюджета.

Обобщая, можно сказать, что проведенный анализ рассматривает проблему границ государственной задолженности в значительной степени как проблему экономического роста. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством займов для финансирования своих расходов. В случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении госдолгом (особенно это касается государственных займов на рынке капитала) и проблема определения и установления границ государственной задолженности приобретает свою актуальность.

В заключение хочется привести еще несколько фактов, иллюстрирующих эту мысль. Внешний долг США в 2003 году был уже в 52 раза больше внешнего долга РФ. Однако поскольку бюджет США в 33 раза больше Российского (только расходы США на оборону в 15 раз больше всего бюджета РФ), а золотовалютный запас составляет 57% мирового (1 место в мире), это никак не отражается на положении США как дебитора (табл.4.5).

Таблица 4.5

Список стран, имеющих самый большой внешний долг

(в порядке убывания)

Бразилия

Австралия

Южная Корея

Индонезия

Аргентина

Формально по некоторым показателям уровень государственной задолженности России не превышает критических значений. Но приведенные пороговые значения являются таковыми для стран с высокоразвитой рыночной экономикой. Когда они находились на том же уровне развития (по производству ВВП на душу населения), что и современная Россия, государственная задолженность в них была значительно ниже. Место РФ относительно данного показателя (ВВП на душу населения) по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 1999 год можно определить из табл. 4.6.

Таблица 4.6

Результаты сравнения уровней жизни
наиболее развитых стран мира в 1999 году

ВВП на душу населения
дол. США

Место страны
по уровню жизни

Люксембург

Продолжение табл. 4.6

Норвегия

Швейцария

Исландия

Нидерланды

Ирландия

Австралия

Германия

Финляндия

Великобритания

Новая Зеландия

Португалия

Словения

Окончание табл. 4.6

Словакия

Хорватия

Болгария

Македония

Россия

Учитывая негативную структуру российского экспорта, а также увеличение платежей по выплате и обслуживанию внешнего долга, можно говорить о том, что фактически объем внешних долговых обязательств России является критическим и представляет, по мнению ведущего экономиста Кудряшовой И.В., реальную угрозу ее национальной экономической безопасности.

Представляет собой государственную задолженность перед иностранными кредиторами. Она возникает вследствие активного участия правительства страны в различных сферах деятельности и необходимости привлечения дополнительных средств для полноценного финансирования экономических и производственных проектов. Сегодня возможность иностранных займов является мощным инструментом, используя который правительство может стимулировать общий экономический спрос.

Однако обслуживание внешнего долга становится проблематичным, когда денежные суммы, которые были предназначены для этих целей, превышают доходность государственных источников. В этом случае продолжать обслуживать внешний невозможно, так же как и рефинансировать его на внешнем и внутреннем рынке. Создается ситуация, когда правительство вынуждено приостановить выполнение своих финансовых обязательств относительно выплат денежных средств иностранным кредиторам, тем самым объявляя по внешнему долгу. Последствиями таких решений являются:

Обесценивание национальной валюты;
падение фондовых индексов;
увеличение долгового бремени страны и ее зависимости от других государств-кредиторов;
понижение заработных плат по стране в целом;
ослабление позиций во внешних экономических отношениях;
повышение уровня бедности среди населения страны.

Главные причины увеличения внешнего долга

Причинами роста внешнего государственного долга до неимоверно огромных сумм являются:

Высокие коэффициенты первичного бюджетного дефицита – именно этот фактор обуславливает собой необходимость займов на внешних рынках; вероятность долгового кризиса в этом случае возрастает, если решение проблем на внутреннем финансовом рынке откладывается правительством на неопределенное время;
Высокие процентные ставки по обслуживанию долга – они, как правило, повышаются, когда по мнению иностранных кредиторов величина внешнего долга возрастает до опасных отметок. Тогда правительство задействует все большее количество бюджетных средств для выплаты долгов или же рефинансирует их, занимая еще большие денежные суммы.
Рост валютного курса – отрицательно влияет на возможность обслуживания внешнего государственного долга за счет его увеличения при пересчете средств в национальную валюту.
Проблемы на внутреннем кредитном рынке, которые появляются в результате возрастания процентной ставки на внутреннем рынке и сокращения объема внутреннего долга. В этом случае правительство заимствует дополнительные средства на внешнем рынке, а часть внутреннего долга переводится во внешний долг.

Кроме правительства государства внешний дефолт нежелателен и для кредиторов, так как может стать причиной их фактического банкротства. Поэтому были созданы специальные международные кредиторские организации, участники которых призваны решать возникающие проблемы с обслуживанием внешнего долга в разных странах. Основным способом разрешения долгового кризиса государства является списание инвесторами части долга и структуризация экономических реформ в стране-должнике. Таким образом, обслуживание внешнего долга на уровне правительства предполагает создание баланса между макроэкономическим развитием страны и укреплением ее национальной безопасности.

Инструменты, регламентирующие обслуживание внешнего долга. Как они работают


В современной экономической системе используются три инструмента институционального механизма:

1. Формальные правила, которые регламентируют осуществление расчетных выплат по займам;
2. Неформальные ограничения и практики, влияющие на то, как экономические агенты в лице государства, определенных организаций и предприятий воспринимают формальные правила;
3. Механизмы принуждающего характера, при помощи которых производится уплата суммы долга.

Эффективность применения первого инструмента – формальных правил – повышается за счет четкого определения долговой политики государства посредством соответствующих законов, а также его фактической способностью уплаты внешних долгов. Однако на практике обслуживание внешнего долга зависит не только от экономической специфики вышеперечисленных инструментов институционального механизма, но и от транзакционных издержек. Именно транзакционные определяются количеством заключенных договоров на предоставление денежных ресурсов извне. Однако наибольшую значимость в управлении институционным механизмом внешнего долга имеет законодательная база государства – как правило, это бюджетное законодательство, основной целью которого является регулирование процессов иностранного кредитования и .

Если внешний долг государства возрастает до чрезмерных отметок, то последствием такого явления может стать потеря кредитоспособности предприятий. В этом случае задействуется институциональный инструмент в виде государственной поддержки и обеспечения кредитоспособности заявленных экономических агентов. Такой подход позволяет не только сформировать и использовать функциональный бюджет, но и наладить связь между экономическими агентами, различными платежными системами и принципами управления внешней задолженностью.

Посредством третьего институционального инструмента – механизмов, принуждающих к выплате долгов – кредиторами устанавливаются правила и обязанности долгового плательщика в лице правительства. Сюда включены как правовые нормы, регламентирующие применение различных мер по минимизации рисков в процессе управления внешним долгом, так и институциональные инструменты, обеспечивающие воспроизводство институтов внешнего долга и кредитоспособности задействованных экономических агентов.

Обслуживание внешнего долга должно быть организовано с учетом вероятности воздействия нескольких факторов: политических стратегий по управлению внешними займами, обязательств по уплате долга в государственном и частном секторе и экономических потрясений, вероятность проявления которых также не следует исключать. Основным же условием обеспечения макроэкономического равновесия в определенном государстве является финансирование дефицита внутреннего бюджета. Кроме того, такой подход позволит организовать полноценное управление государственными институтами внешнего долга, тем самым существенно уменьшить стоимость транзакционных издержек в процессе осуществления финансовых сделок, повысить эффективность в формировании бюджета и поднять позиции государства в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Ключевыми показателями эффективности как бюджетной, так и финансовой политики являются именно объем и структура внешнего государственного долга. Они выражаются посредством взаимообусловленных факторов – уровнем финансовых резервов государства, темпом роста ВВП, объемами инвестирования реальных экономических проектов. Поэтому для реализации эффективного обслуживания внешнего долга важно:

Рассмотрение экономического содержания и теоретических аспектов управления внешними займами;
проведение своевременных исследовательских мероприятий в отношении состояния, причин, структуры и динамики роста внешнего долга в отдельных государствах;
анализ кредиторских задолженностей государства зарубежным финансовым организациям, так же как и задолженностей по ценным бумагам и коммерческим поставкам;
исследование внешних кредиторских факторов, уровня их влияния на общую динамику ВВП, а также взаимосвязи между зарегистрированными займами и имплементацией в государственную экономику модернизирующих решений;
разработка методологий и рекомендаций относительно управления и обслуживания внешнего долга в условиях настоящих изменений в государственной экономике.

Таким образом, для обеспечения необходимых условий качественного перераспределения полученных от инвесторов капиталов между разными субъектами рынка необходим рост капитализации банков. В противном случае недостаток собственных денежных средств вынуждает государственные предприятия прибегать к дешевым и долговременным зарубежным займам, как правило, для расширения производства и закупки нового оборудования. В целях минимизации риска огромных финансовых растрат и потери собственности важно, чтобы государство обслуживало внешние долги согласно установленным долговым стратегиям.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш