» » Женщины в ираке одежда. Женщины ирака и адская диктатура американских марионеток

Женщины в ираке одежда. Женщины ирака и адская диктатура американских марионеток

Многие страны имеют религиозную одинаковую направленность, но для каждой из этих стран присущи некоторые отличительные черты, которые делают национальность по-своему уникальной. Некоторые виды ценностей для всех людей являются одинаковыми, и к одной из них относится семья.

Семья для любого человека в мире имеет такое значение, что человек может жить полноценной жизнью только со своей семьей. Это возможность всегда иметь рядом людей, в любую минуту готовых придти на помощь, поддержать в любом начинании и самое главное - это то, что рядом всегда находятся люди, которые окружают нас любовью и необыкновенным теплом.

К арабским странам можно отнести Ирак, в котором невероятно сильно проявляются семейные традиции и жизненные ценности, в которых на первом месте стоит благородство, честность и чистота души.

Правила мусульман говорят о том, что каждый человек должен всегда оставаться честным перед собой и перед другими, никогда не обманывать, потому что это самый страшный грех, почитать старшее поколение и заботиться о своей семье, детях и родителях.

Следует заметить, что иракцы строго следуют этим законам и правилам, и именно это позволяет им создавать крепкие, многочисленные семьи, в которых каждый член семьи чувствует поддержку всех остальных и уверен в том, что его никогда не оставят в беде.

С учетом того, что некоторые правила довольно строгие по отношению мужчин и женщин, иракцы совершенно иначе воспринимают некоторые из них и возможно они как раз воспринимают их правильно в отличие от других народов, у которых ислам является основной религией.

Женщина в Ираке должна почитать своего мужа, всегда ему подчиняться и слушаться. В этом смысле все женщины получают одинаковое воспитание, и в них с самого детства закладывается понятие о мужчине, как о властелине, которого нужно любить, уважать и ублажать соответственно. Однако на самом деле отношения между супругами совершенно иные.

Это не говорит о том, что женщины не уважают своих мужей. Совсем наоборот, женщина дарит всю свою любовь и ласку, на какую только способна и вместе с тем, огромное уважение к мужчине. Однако и мужчина отвечает женщине тем же, а не пренебрежительным отношением, как это положено в других странах. В иракских семьях можно сказать между супругами царит полное понимание и умиротворение.

Все обычаи, дошедшие с давних пор до сегодняшнего дня, проявляются в жизни каждого человека до конца его дней. Стоит обратить внимание на то, что ислам, так же как и другие религии, имеет свои нормы поведения и морали, которые должны соблюдать мусульмане. Все эти правила едины для всех и просматриваются в повседневной жизни, в обществе, в личной жизни каждого мусульманина, в семье.

Для мужчины и для женщины в Ираке существуют отдельные правила и нормы поведения. Если на первый взгляд может показаться, что для женщин установлено слишком много ограничений и запретов, то это неправильно, потому что мужчины также имеют довольно большой список обязательных правил и норм поведения, которые имеют очень большое значение в жизни мужчины.

Иракцы очень не любят шум, большие скопления народа и толпы людей, когда слишком громко разговаривают. Для них приемлем размеренный и более спокойный образ жизни. Показывать при людях свои чувства в Ираке также не принято и особенно показывать своим собеседникам чувство гнева или раздражения. Даже в семье недопустимы такие нормы поведения, поэтому в доме никогда не происходят серьезные конфликты.

Иракцы очень сдержанны, и они считают лучше воздержаться от криков и ссор, чем тратить свои силы и нервы на бесполезные перепалки. Все члены семьи должны понимать сами, когда необходимо остановиться и не продолжать начавшийся спор, для того чтобы не перейти границу.

Что касается женщин в Ираке, то для них есть свои нормы поведения и морали. Самое главное из всех – это то, что женщина всегда должно оставаться благодетельной и чистой. Она не может показаться в общественном месте с открытыми волосами и слишком в свободной одежде. Женщины в Ираке носят покрывало, которые оставляет не закрытыми только кисти рук и часть лица.

Общение с посторонними мужчинами запрещено и даже с мужчинами из своей семьи женщины могут общаться только по серьезным вопросам. Муж – это совсем другое дело, но и то с мужем можно общаться на равных только тогда, когда супруги остаются наедине. В обществе принято соблюдать все необходимые правила поведения.

У женщин в Ираке ограниченные возможности с общением, потому что даже со своими родителями они видятся довольно редко, потому что выходить из дома в одиночестве нельзя, а сами родители не имеют привычки приходить в дом мужа своей дочери.

Это не принято, если сам супруг дочери не приглашает их, что бывает вообще не часто. Иракцы чтят семейные узы, но молодые супруги все-таки предпочитают жить отдельно от своих родителей, для того чтобы иметь возможность больше времени проводить вдвоем.

Когда появляется ребенок в доме, неизбежно в нем будут находиться люди, поэтому хотя бы первое время совместного проживания для молодой семьи лучше будет жить в отдельном доме или квартире. Родители не против такого положения, и даже сами всегда помогают с тем, чтобы молодые смогли иметь отдельное жилье. Это может быть свадебным подарком, который делают родители с обеих сторон или же это подарок жениха и его родителей.

Молодые могут сами приобрести жилье до того, как решатся связать свою жизнь узами брака. Возможности есть разные, главное, чтобы молодожены имели возможность начать свою жизнь, а не жизнь с чужими советами и подсказками, которые не всегда могут быть верными.

Для каждого человека семья имеет свое особое значение, но все-таки понятие семьи для всех одно - это родные люди, которые никогда не оставят нас, и которые всегда будут давать нам огромное количество тепла и любви.

С каждым годом Ирак улучшает свои достопримечательные места, но они все равно еще не являются идеальными. Хотя эту страну мало кто посещает из-за не особо спокойного положения. Больше всего достопримечательностей расположено в Багдаде. Там же находится «Золотая мечеть», в которой захоронен Муса аль-Кадим.

В этой стране каждый турист будет ощущать себя хорошо, так иракские граждане очень гостеприимны и внимательны. Такое поведения может даже слегка шокировать иностранного гражданина. Мужчины этой страны обожают русских женщин и стремятся создать с ними семьи. Как правило, девушка хочет, чтобы о ней заботились. Таких мужчин трудно найти, но вот иракские парни являются этими желанными партнерами для создания семьи. Они смогут вас поддержать в любой ситуации и докажут искренность чувств.

Еще одно положительное качество иракца – это грамотная речь. Ради любимой женщины мужчина из Ирака способен на многое, чтобы сделать ее счастливой. О заботе здешних граждан не стоит говорить, ведь в первые же дни женщина сама это почувствует.

Еще несколько качеств, которым обладают местные молодые люди, - это воспитанность, честность, надежность, аккуратность, щедрость и благоразумие. Не все мужчины, как вы знаете, обладают такими чертами, поэтому та девушка, которая заключит брак со здешним гражданином, вероятнее всего, будет на седьмом небе от счастья.

Особенности семей Ирака

В Ираке, как и во многих арабских государствах, сильно проявляются семейные обычаи и

и жизненные ценности, в которых на первом месте стоит чистота души, благородство и честность.

По правилам мусульманского мира каждый должен оставаться честным перед другими и сами собой. Обманы в этой стране – страшнейший грех. В Ираке принято почитать старших и заботиться о детишках.

Из-за строгих правил по отношению к представителям обоих полов в этой стране многие здешние люди воспринимают все иначе, чем граждане других государств, у которых тоже ислам – это основная религия.

В этой стране девушка должна почитать своего супруга, слушать и подчиняться ему. В таком смысле все девочки получают одинаковое воспитание, еще с раннего детства им в голову закладывают понятие о мужчине, как владыке, которого необходимо уважать, любить и, конечно же, ублажать. Хотя в действительности отношения между мужем и женой совсем по-другому.

Это не значит, что женщины не уважают мужей. Тут все иначе, девушки дарят всю любовь и ласку, на которую способны, но проявляют также и огромнейшее уважение к своему супругу. Отметим, что мужчины отвечают тем же, не поступая с женщинами пренебрежительно, как это положено в иных подобных государствах. Можно сказать, что в здешних семьях царит умиротворение и понимание. Все эти правила одинаковы для всех людей, они хорошо просматриваются в личной и общественной жизни

В стране для женщин и мужчин существуют отдельные нормы поведения и правила. С первого взгляда может показаться, что для девушек ограничений и запретов слишком много, но это не так, у мужчин намного больше список обязательных правил, которые имеют огромнейшее значение в их жизни.

Местные граждане не любят скопления народа, шум и толпы людей, а также когда громко разговаривают. Для них приемлем спокойный образ жизни. В стране не принято показывать чувства гнева и раздражения. Даже в семье такие нормы поведения недопустимы,

поэтому никогда в доме не происходят конфликты.

Иракцы сдержаны, они считают, что лучше воздерживаться от ссор и криков, дабы не тратить нервы на ненужные конфликты. Все члены семьи должны сами знать, когда нужно закончить спор, чтобы не перейти границу.

Если говорить о женщинах, то для них есть свои нормы морали и поведения. Основное – девушка всегда должна оставаться чистой и благодетельной. В общественных местах она не имеет права носить слишком свободную одежду и ходить с открытыми волосами. Тут девушки носят покрывала, которые закрывают все, кроме небольшой части лица и кистей рук.

Общение с представителями сильно пола запрещены. Исключение – разговоры с молодыми людьми из своей семьи на серьезные темы. С супругом разрешено общаться на равных, но только когда муж и жена остаются наедине. В обществе нужно соблюдать все правила поведения.

Женщины в этой стране с отцом и матерью общаются тоже редко. Одной девушек нельзя выходить из дома, у родителей нет привычки приходить в дом супруга дочери. В этой стране без приглашения не приходят. Если сам муж позвал родителей, то тогда они идут, но такое бывает очень редко. Местные жители, безусловно, чтят семейные отношения, но молодожены хотят отдельно пожить от родни, чтобы иметь возможность побольше побыть наедине.

После появления малыш, конечно же, в доме будет находиться много людей, поэтому новобрачные хотят хотя бы первое время пожить в отдельной квартире или доме. Родители не против такого постановления вопроса, поэтому они чем могут, тем и помогают молодым. Некоторые покупают жилье в качестве подарка только образовавшейся семье.

Еще до заключения брака молодые могут приобрести жилье. Очень важно, чтобы молодожены начали свою самостоятельную жизнь, без советов и подсказок близких родственников.

Обратив внимание на заголовок статьи, вы подумаете, что любовь и семья в Ираке - вещи, друг с другом не связанные. И будете правы: по большому счету, так и есть.

Много ли мы знаем об Ираке? Пожалуй, нет. Разве что имеем поверхностное представление о политической обстановке в этой стране. А чем живет народ, как устроено общество - об этом почти ничего неизвестно. Да и как-то СМИ не распространяются. Вот и поговорим об этом.

Общество Ирака - достаточно закрытое и слабо развитое. Оно состоит из кланов и живет преимущественно по их законам. Каждая семья существует сама по себе. Нет принятой у нас дружбы между семьями. Тесно связаны друг с другом только родственники. В обществе действует принцип «око за око, зуб за зуб»: клан не даст в обиду никого из своих.

Жена иракца в число родственников не входит, но муж стоит за ней горой, так как она его семья, и поэтому своя.

Одному в Ираке прожить не удастся: соседи обвинят в немыслимых грехах, будут опасаться и сторониться... Да и сам человек по своей природе не одиночка: он нуждается в семье. И надо сказать, в Ираке создается много семей. А вот какие эти семьи - читайте ниже.

Как создаются семьи в Ираке?

Все должно начинаться со знакомства. И тут многое зависит от местности: в крупных городах больше свободы, а в маленьких населенных пунктах нравы построже. Но в целом будущие молодожены могут познакомиться через родителей, друзей и знакомых, а также на работе, в университете. Они могут жить в соседних домах или вовсе не знать друг друга до свадьбы. На улице, как правило, не знакомятся. Такое, правда, бывает, но это резко осуждается. Это, как говорят, «плохой путь к браку».

Браки в Ираке по большей части, особенно в маленьких городах, заключаются не по любви, чаще даже не из симпатии, а обычно по рекомендации родственников и из определенного расчета, без учета чувств молодых, нередко вслепую. Часто женятся на родственницах. А любовь впоследствии может прийти, а может и нет.

Выбирает вторую половинку мужчина, либо его родственники. Девушка же ждет, пока ей кто-нибудь предложит выйти замуж. И тогда уже ответ за ней и за ее родней.

Когда мужчина заприметил девушку или это сделали его родные, начинается этап наведения справок. Мать потенциального жениха идет в гости в дом девушки, смотрит на избранницу и заводит разговор с ее матерью насчет помолвки. Если встреча прошла успешно, то мать девушки сообщает мужу и дочери о поступившем предложении. И с этого дня обе стороны занимаются обдумыванием этого варианта семьи.

За это время семья девушки старается разузнать максимум информации о семье мужчины, об их репутации. Они переживают за дочь и хотят, чтобы у нее наилучшим образом сложилась жизнь. Если семья девушки и сама невеста соглашаются, то они дают положительный ответ семье жениха.

Потом собираются мужчины (отец, брат) со стороны жениха, в том числе влиятельные люди, имеющие высокое положение в обществе. Они приходят в дом невесты, чтобы познакомиться с ее родственниками. Если все проходит на ура, то на этом помолвка завершается.

Затем сторона невесты и сторона жениха и сами молодые договариваются о махре и о дате свадьбы. Они женятся. Дальнейшая судьба будет зависеть от них самих и их отношений с родственниками.

Образ женщины в Ираке

Женщины в Ираке очень ориентированы на семью. Выйти замуж для них - это получить не только статус, но и материальную опору, возможность иметь детей, прожить спокойную от придирок общества жизнь.

С малых лет девочек в Ираке начинают воспитывать для будущей семейной жизни. Дочерей воспитывают матери, сыновей - отцы. Матери учат девочек заниматься домашними делами. Их готовят стать хозяйками, женами, матерями. Ведь если вышедшая замуж девушка не будет уметь стирать, убирать, готовить, это будет считаться плохим качеством. И в этом будут винить ее мать.

Все домашние дела полностью лежат на женщинах, даже если они еще и работают вне дома. Только очень состоятельные семьи могут позволить себе нанять помощницу по дому.

Мать также прививает дочери нормы поведения, воспитывает ее: говорит, с кем ей стоит общаться, а с кем нет, куда можно ходить, а куда нельзя. Поощряет занятия учебой. Отношения дочери с матерью в иракской семье более тесные, чем ее отношения с отцом.

Девушка в иракской семье - центр внимания. Но это не тот центр, куда обращена вся любовь и нежность. Она - честь семьи. Поэтому скорее она не центр, а мишень: с нее просто больше спрашивают, и даже одна ее ошибка стоит очень дорого.

Семья переживает за свою честь, поэтому бдит за дочерью. Вдруг кто-то тронет ее на улице и начнет приставать. Или того хуже. Это угрожает чести семьи. В худшем случае она будет растоптана. Этого опасаются все иракцы. Честь у них превыше всего.

По своей сути иракская женщина - слабое существо. Она не может решить сложные внедомашние вопросы, дать отпор недоброжелателям. Всеми проблемами занимается ее муж, позволяя ей чувствовать себя слабой.

Как ни парадоксально, при этом иракская женщина имеет характер воина: внутри дома она стремится к власти, к контролю над всеми внутрисемейными делами, а также над мужем. Видимо, этим она пытается отстоять свои права, которые периодически нарушаются тем же мужем и обществом в целом. Правда, чаще это у нее не получается, и каждая такая неудачная попытка усугубляет всю ситуацию и нередко приводит к разводу.

Надо сказать, что у иракской женщины нет каких-то особых интересов. У нее низкая культура, она мало читает. Но в этих бедах виновата не всецело сама женщина; ей общество не предоставило возможности развиваться: нет спортивных залов, кружков, клубов по интересам и т. п. К этому привели в том числе многочисленные войны и диктаторские режимы. Они подорвали психику людей, подкосили доверие друг к другу. И выживание стало более важной целью, чем самореализация.

Распределение ролей в семье

Глава иракской семьи - конечно, мужчина. Женщина - хранительница семейного очага, мать, хозяйка. Она на втором плане, и она не участвует в решении семейных проблем. Ее положение ниже положения мужчины. Она словно лишена права голоса: у нее есть свое мнение, но оно редко принимается во внимание.

Сфера деятельности мужчины - вне дома, женщины - внутри дома. Самая главная функция мужчины - заработать средства для обеспечения семьи: жены и детей. Им важно не только прокормить семью, одеть и обуть ее, но и получить материальную независимость от людей: построить свой дом, накопить средства, чтобы не пришлось когда-то брать деньги в долг, оставить достойное наследство детям. Для осуществления этой цели мужчины по возможности работают на двух работах: на одной до обеда, на второй - после. Домашними делами они не занимаются. Правда, могут иногда починить что-то в доме или поработать в саду.

Обязанности мужчины - защита семьи от недоброжелателей, забота о здоровье жены и детей (например, походы с ними в больницу), покупка продуктов и разных товаров для дома. Отец следит за детьми, с кем они общаются, чем занимаются, воспитывает их, прививает им нормы этикета.

Положение ребенка в семье

Ребенок - не центр иракской семьи, как часто бывает в русских семьях. Его место в семье - место «одного из». Родители не стараются ответить на все капризы детей. Попросту они не уделяют столько внимания им, сколько привыкли уделять детям в России.

Хотя дети в Ираке часами пропадают на улице вместе с дворовой ребятней, так или иначе детьми занимаются. И первые несколько лет эта забота полностью лежит на женских плечах. Мать кормит их, удовлетворяет их нужды, ухаживает за ними. Когда ребенок достигает 3-5-летнего возраста, в процесс воспитания детей активно включается отец: если ребенок совершает ошибку, он начинает диктовать ему, как надо поступать впредь. При этом он ничего не объясняет, а только приказывает.

Мужчины в Ираке - жесткие отцы. И такие же мужья. Отношения отца и ребенка подобны отношениям господина и раба. Если ребенок не слушает отца, не делает, что он сказал, он считается плохо воспитанным. Уважение к отцу строится скорее на страхе, нежели на любви. И снова эта проблема - недостаток любви.

Дети в Ираке, как правило, не слушают мать, но защищают ее, заботятся о ней. Они любят ее больше, чем отца, так как она не занимается диктаторством. Более того, она чаще проявляет к ним нежность и жалость.

Есть такой много объясняющий диалог - он о том, как ребенок в иракской семье оценивает мать.

Ребенок спросил у отца:
- Что значит «мужчина»?
Отец ответил:
- Сильный человек, который берет ответственность за своих детей, заботится о своей семье. Он не успокоится, пока его домочадцы не почувствуют себя хорошо.
Ребенок сказал:
- Тогда я хочу стать мужчиной, как моя мать.

Счастливы ли иракские семьи?

Вряд ли. Скрепы брака - дети, уважение, но обычно не любовь. Количество разводов в иракском обществе возрастает.

Надо отметить, что развод в Ираке губителен прежде всего для женщины, так как она остается без защиты и становится никому не нужной: родителей к тому времени может уже не быть, а для сестер и братьев она как обуза, особенно если у нее есть дети. Сложность еще в том, что разведенных женщин в Ираке мало кто берет в жены. Помимо этого, от развода страдает ее репутация, так как во всем винят не бывшего мужа, а ее саму. Говорят: что-то в ней не так, раз развелась.

Но эти обстоятельства не мешают женщинам и мужчинам принимать решение о разводе. В этом есть как материальные, так и культурные причины. Во-первых, после падения режима Саддама Хусейна женщина стала зарабатывать большие деньги и получила материальную независимость, что дало ей возможность выйти из-под власти мужчины. Во-вторых, женщина осознала культурную разницу с мужем. Бывает, что культурная, образованная женщина выходит замуж за состоятельного, но невоспитанного человека, невежду. Эта разница между ними создает проблему. И женщина впоследствии понимает, что не может жить с этим человеком. Также бывает, что причиной развода становятся родственники, в том числе в случае, если брак заключен с иностранкой.

Создается впечатление, что семья в Ираке не имеет счастливого будущего. Трудно представить и понять, как можно жить с человеком, воспитывать с ним детей без любви. Это же не предприятие для производства детей, равнодушное, бесчувственное, работающее как механизм. Или, может, иракцы к этому привыкли? Вроде бы нет. По крайней мере, по ним не скажешь. Ведь многие иракцы стремятся найти жену за рубежом, хотят уехать, жалуются на беспорядок в своей стране. Значит, что-то их не устраивает.

С другой стороны, иракцам надо многое осознать, найти причины возникающих семейных проблем, устранить их. Хотя и разводов пока не так много в Ираке, но с появлением возможности у женщин быть независимыми от мужчин все может сильно измениться в ближайшие годы.

Думаю, все же разводы - результат внутренних социальных и политических проблем. И чтобы полностью решить их, в обществе Ирака должно смениться не одно поколение...

Текст: Дина Анохина

Но вскоре кто-то из них оказался в гареме, а кому-то пришлось воевать среди партизан…

…Беседуя со мной, 75-летняя Мария Стрелкова часто сбивается то на курдский, то на арабский язык. Рассказывая про свою жизнь, она то и дело повторяет «валла» (ух ты!) и «хамдулла» (слава Богу). Скрестив ноги, русская бабушка в чёрном платке сидит на полу в комнате, где из всей мебели - ковёр и подушки. Обычное жильё горцев Иракского Курдистана.

- Ох, тяжело же было, - грустно произносит она, глотая чай. - Приезжаю я сюда из СССР, а у моего мужа в Ираке уже есть жена: ты, мол, второй будешь. Обидно… включу ночью приёмник, слушаю Москву и рыдаю - хочу домой. Ну а потом война началась. Самолёты летят, города кругом горят - я через горы в Иран ушла: один ребёнок у меня за юбку держится, один на руках да один в животе. Иду и думаю: «Господи, за что же мне это всё?»

«По-русски болтать некому»

16 апреля 1959 года в иракском порту Басра причалил белый пароход: вместе со своими мужьями - бывшими партизанами, сторонниками курдского лидера Мустафы Барзани - в неведомую страну приплыли 128 советских девушек. Курды получили убежище в СССР ещё при Сталине и теперь возвращались домой по амнистии. С тех пор прошло ровно полвека, но около сорока курдских жён всё ещё проживают в Ираке. С помощью консульства РФ мне удалось разыскать двух женщин в горных деревнях к северу от Эрбиля. С 1959 года они почти не говорили по-русски.

- Сама-то я из Тамбова, а жили мы в Воронежской области, - рассказывает Светлана Ильинична, по мужу - Шейхумар. - С супругом моим познакомились, я ещё в школе училась. Многие наши бабы, приехав в Ирак, очумели - оказалось, что они будут вторые либо вообще третьи жёны. Поскандалили, посуду побили. Кто-то уплыл в Союз, другие остались. Куда ж денешься? На родине ничего нет - я лично и дом продала, и буфет, и комод. Мне повезло: когда любовь, булку хлеба на двоих ешь - и то весело.

Мария Александровна же от Ирака была в ужасе. Прибыв в Курдистан 25-летней девушкой, она увидела: народ строит дома из грязи, бедность такая, что спят на голом полу, а ночью в жилище заползают кобры. Сложнее всего нашим женщинам оказалось наладить общение с соседями. «Тут в каждой деревне свой язык, - жалуется Светлана Ильинична. - Одно село другое не понимает. Выйдешь постирать, просишь…о… уже по-русски забыла… аште, то есть таз. Покажешь жестом - курдовские люди смеются. А я их варенье научила варить, огурцы солить да борщ делать, бабы меня зауважали».

…Семейное счастье длилось недолго - в 1961 году в Курдистане началось восстание: власти обрушили на боевиков авиацию. Стоило заключить мир, как сразу новая война - с Ираном, с американцами: 30 лет (!) без передышки. Выйдя во двор, Мария Стрелкова показывает на пепелище.

Седьмой дом этот наш, - вздыхает она. - Шесть домов подряд построили, так каждый каратели сожгли.

Светлана Ильинична тоже имеет зуб на Саддама Хусейна: его солдаты унесли у неё советские облигации («приняли за доллары»), забрали патефон и все-все советские пластинки. «Сколько помню себя в молодости - постоянно куда-то бежим, спасаемся, с детьми от самолётов проклятых прячемся». В 1980 году Светлану Шейхумар вместе с мужем и детьми арестовала «за сепаратизм» иракская полиция: её посадили в концлагерь в Дивании. Посольство СССР в Багдаде на подобные «вольности» с советскими гражданами смотрело сквозь пальцы (неохота было ссориться с «дружественным режимом»). Светлане никто не помог. Через три года спецназ, войдя в лагерь, забрал всех мужчин в возрасте от 15 до 80 лет: солдаты увезли людей в грузовиках. Среди узников были муж и двое сыновей Светланы Ильиничны. Больше она их никогда не видела.

«Девочек приказали не убивать»

Скучаю я по своим мальчикам, - плачет женщина. - Я же их воспитывала, растила… Они ни жениться не успели, ни детей завести… На могилку мне сходить и то некуда.

Мария Александровна тоже потеряла мужа - замучили пытками в тюрьме. Детей не тронули: у неё было три дочери, а девочек Саддам приказал не убивать. Он стал для этих женщин главным врагом, и бабушки рады, что пережили иракского диктатора. Впрочем, Светлана считает, что «рано Хусейна повесили - боялись, что секреты раскроет», а Мария очень рада: «Сволочь этот Саддамка». В Курдистане мне рассказывали: одна русская женщина (родом из Казани) после убийства солдатами своих детей ушла в партизаны, воевала в горах. Говорят, она жива до сих пор - но связаться с ней не удалось.

…О том, что произошло с СССР за время их отсутствия, бабушки знают немного. «Коммунизма больше нет? - поинтересовалась у меня Мария Александровна. - Хорошо это или плохо?» «Кому как», - уклончиво ответил я. Светлана Ильинична - старушка продвинутая: у неё есть ТВ со спутниковыми каналами. В Россию женщины поехать не могут - родные умерли, связь потерялась. «Брат у меня был, Коля, - вздыхает Мария Стрелкова. - Когда началась война, он мне вызов прислал, а для этого в Багдад надо - куда я с детьми да под бомбами? Попросила написать ему - умерла твоя Маша, то есть я, схоронили её. Пущай уж лучше так, чем у нас обоих сердце кровью обливалось». Отец Светланы ей вообще не отвечал - она подозревает, что мачеха рвала письма.

…На стенах - выцветшие от старости фотографии: русские красавицы с косами, рядом - черноусые мужья. Мы говорим по-русски, но обе бабушки переспрашивают отдельные слова. «Забываешь язык-то, - извиняется Светлана Ильинична. - Поговорить не с кем. Мария в двух часах езды от меня живёт: на чём я к ней поеду? По ТВ талдычут что-то, а я половину не могу понять». Ей вторит Стрелкова: «Ох, как хорошо с вами пообщаться… у меня только дочка по-русски знает немножко, а я привыкла к курдскому, даже думаю на нём». Советское гражданство после краха СССР бабушки потеряли, а российского не имеют - требовалось в 1991 году попасть в Багдад, но тогда весь Ирак был сплошной зоной боевых действий.

- Ты, сынок, как увидишь президента Медведева, - строго говорит Светлана Ильинична, - так ему сразу и скажи - батюшка наш, нас тут полсотни русских женщин, старенькие мы уже, просим гражданство России. Что нам жить-то осталось? Хочется с русским паспортом в руках помереть.

…Я выхожу за ворота: надо успеть в Эрбиль до сумерек. Меня провожает внучка Марии Александровны, черноволосая девушка с васильковыми глазами. Совсем как у её сибирской бабушки…

Автор благодарит генерального консула РФ в Эрбиле Вагифа Гараева и атташе консульства Руслана Гучетля за помощь и содействие.

Фотограф Кэролин Коул делает репортаж о последних днях американских войск на территории Ирака. Вот что она пишет: «Когда я последний раз была в Ираке летом 2004 года, страна катилась вниз по спирали насилия и конфликта. Американские войска сражались с боевиками за контроль над городом Ан-Наджаф, и все говорило о том, что дальше будет только хуже. Вернувшись для репортажа о выходе американских войск из Ирака, я не только получила возможность увидеть окончание очередной главы в военной истории США, но и пообщаться с иракцами, пострадавшими за эти долгих семь лет конфликта. Здесь по-прежнему нет воды и электричества, и жара становится невыносимой. Одно спасение – искупаться в реке Тигр. Теперь в некоторых районах иностранцы могут появляться без страха за свою жизнь, однако другие районы практически полностью спрятаны за бетонными баррикадами, за которыми ничего не поменялось. На каждом перекрестке полиция и солдаты останавливают транспорт, открывая багажники и проверяя пассажиров. Они используют зеркала на длинных ручках, чтобы тщательно осмотреть автомобили снизу. Фотографам лучше не демонстрировать свои камеры. Один иракский полицейский, потребовав просмотреть все мои фотографии, настойчиво напомнил: «Тут вам не Америка».

12. Толстые бетонные стены обрамляют большинство улиц в Багдаде, придавая городу унылый "пустой" вид. Они уже давно стали частью пейзажа, и их часто используют для расклейки политических плакатов и рекламы. (Carolyn Cole)

18. Юная паломница прикасается к двери храма Имам Али, где летом 2004 года происходили жестокие конфликты между войсками США и армией Махди. Сейчас Ан-Наджаф – один из самых процветающих городов Ирака, куда каждый день стекаются тысячи иракских и иранских паломников. (Carolyn Cole)