» » Святой покровитель военных. Небесные покровители вооруженных сил и силовых ведомств

Святой покровитель военных. Небесные покровители вооруженных сил и силовых ведомств

Начиная с четвертого века, в христианской традиции появляется святой покровитель. Надеясь на благосклонность и защиту последнего, родители называли схожим именем ребенка. Впоследствии многие сферы жизни обзавелись таким святым покровительством.

Кто такой покровитель

Проще всего определяются личные святые покровители по дате рождения. Как это сделать, мы разберемся в конце статьи.

Интересно знать также то, что в процессе становления христианства изучались жития святых и профессии, схожие с их занятиями или способностями, получали их в покровители.

Так Левий Матвей, будучи при жизни сборщиком налогов, стал защитником работников финансовых ведомств. У Клары Асизской был дар видеть и слышать рождественскую мессу в храме, даже лежа больной в кровати. Поэтому ей отведена роль покровителя телевидения.

При случае взгляните на иконы, картинки. Ангел-хранитель, святой угодник, мученики обычно держат в руках атрибуты, показывающие их принадлежность к какому-то виду деятельности.

Покровители профессий

Вы будете поражены, когда узнаете, сколько святых покровительствует тем или иным видам деятельности. Основная масса из этих имен относится к католицизму, но есть немало и православных. Давайте разберемся подробнее.

Всем профессиям, которые связаны с передвижением на сухопутном транспорте, будь то велосипед, автомобиль или автобус, покровительствует пророк Илья. Он в Святом Писании изображается на огненной колеснице после того, как его взяли живым на небо.

Врачам покровительствуют и Гавриил, а также евангелист Лука. Все они так или иначе были связаны с лечением.

Даже домохозяйки имеют своих патронов. Ими считаются Марфа, ученица Иисуса Христа, и Анна, мать Марии, Богородицы.

Евангелист Марк покровительствует всем видам деятельности, связанным с животными. Зоологи, биологи, ветеринары и прочие специалисты могут просить у него помощи.

Будучи в христианской традиции посланником, помогает дипломатам, курьерам, послам, почтальонам и прочим деятелям, связанным с доставкой чего-либо или налаживанием отношений. В православии сюда относятся также работники СМИ.

Святой покровитель журналистов в католицизме - Франциск Сальский, а издателей, книготорговцев, писателей и композиторов - Иоанн Богослов.

Патроном моряков и певцов называют Андрея Первозванного. Недаром же его крест изображен на флаге Военно-морского флота Российской Федерации.

Архангел Михаил связывается с профессиями, которые касаются военного дела, закона, управления. Сюда относятся, собственно, солдаты, милиционеры и прочие работники силовых ведомств.

Вы будете смеяться, но Ватикан определил даже патрона пользователей интернета. Святой покровитель этого вида деятельности - Исидор из Севильи. При жизни он был энциклопедистом и после веры превыше всего ставил знания.

Покровители стран и городов

Святые покровители по имени населенного пункта не определяются. Но, исходя из разных христианских направлений, у каждого города и страны есть патрон. У некоторых даже несколько. Приставка к имени святого означает место его рождения, а не пункт, которому он благоволит.

Давайте разберемся подробнее. Поскольку миссионеры постарались определить защитников большинства населенных пунктов, то мы остановимся на самых известных и значимых городах и государствах.

Святой покровитель Беларуси - Ефросиния Полоцкая.

Россия имеет несколько патронов, если говорить о разных конфессиях. Православные считают покровителями Георгия Победоносца и Андрея Первозванного, католики - князя Владимира, Василия Великого и Иосифа Обручника.

Украине в православии покровительствует апостол Андрей, а в католицизме - Иосиф Полоцкий.

Соединенные Штаты Америки своей защитницей считают Богоматерь Непорочного Зачатия.

Франция полагается на помощь двух покровительниц. Это Анна, мать Марии Богородицы, и Жанна д’Арк.

Великобритания, по словам находится под покровительством архангела Михаила.

Мы перечислили лишь несколько стран из Америки, Западной Европы и ближнего зарубежья. Далее будут представлены патроны некоторых российских городов и регионов.

Иконы святых покровителей иногда отображают место, которому они благоволят. Но не всегда это можно определить по образам. Давайте посмотрим, кто защищает какой город в православной традиции.

Москве благоволит Георгий Победоносец, он даже изображен на гербе.

Санкт-Петербург защищают апостолы Петр и Павел, а также Александр Невский.

Последний также является покровителем Забайкалья, а апостолы Петр и Павел еще и всего Камчатского региона.

Данная тема очень обширна, объем же статьи позволяет коснуться ее лишь вкратце. Далее мы поговорим о святых помощниках в разных жизненных невзгодах.

Покровители больных и помощники в лечении

В христианстве присутствует не только покровитель умерших, но и защитники от разных недугов, а также святые, помогающие врачам в исцелении.

Давайте познакомимся с помощниками лекарей.

Итак, с алкоголизмом, как верят православные, помогают справиться мученик Бонифаций из Тарса и Иоанн Кронштадский. Католики по этому поводу обращаются к Урбану из Лангра.

Беременные женщины молятся великомученице Анастасии или Сильвие Римской, в зависимости от конфессии.

С болезнями ног поможет справиться Симеон Верхотурский, а при любых недугах, связанных с руками, верующие обращаются к иконе «Троеручица», на которой изображена Богородица.

В принципе, покровителем всех больных в католицизме считается Мавр Гланфейский.
С глазами, говорят, помогает архангел Гавриил, а покровителем проблем, связанных со слухом, считается Франциск Салезский.

Иов Многострадальный в католицизме «ответственный» за излечение депрессии.

Как оказывается, покровитель умерших не один. Они делятся по возрастам. Патроны детской смертности - Ядвига Силезская или Матильда Саксонская, а безвременной кончины - архангел Михаил.

Если человеку сложно разобраться с характером боли или происхождением недуга, есть святые, которые помогают, как считается, с исцелением в общем. Это великомученик Пантелеймон в православии и Юлиана Никомидийская в католицизме.

Помощники в сложных ситуациях

Как говорит пословица, от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться. Давайте посмотрим, какие же святые помогают людям, которым встретились беды на жизненном пути.
В таких ситуациях не определяется покровитель по дате рождения, а ставится свечка тому, кто помогает в подобном несчастье.

Итак, считается, что помогает католикам найти новую работу Казтан Тиенский, а православным - Ксения из Петербурга.

Агнелл в католицизме, в православии - Борис и Невский, Нил Сорский и Богородица поддерживают и помогают оправиться пострадавшим в войне.

Попавшим в плен покровительствуют Петр из Афон и Симеон Богоприимец.
Если в душу закралась ностальгия и на сердце легла тоска по семье и близким, молятся Иоанну Кущнику.

От погибели на воде защищают Богородица (икона «Спасительница утопающих») и Иакинф из Кракова. Спасению в кораблекрушении покровительствует Юдок.

Святой покровитель детей - Сергий Радонежский. Ему молятся, если отпрыски отличаются неуспеваемостью в учебе.

Если чувствуете отчаяние, говорят, поможет поставленная свеча
Конечно, это вопрос веры, особенно в наш просвещенный век, но случаются такие ситуации, когда это остается единственным выходом. Как говорится, «нет атеистов в окопах».

Защита от стихийных бедствий

Природные катастрофы приходят внезапно, а мощь стихий пугает и восхищает.

Христианство считает, что некоторые святые помогают людям, защищают их от гнева природы и отводят разрушения в сторону.

Давайте узнаем, кому молятся в разных конфессиях в подобных ситуациях.

Во время землетрясения вряд ли будет время определить, кто ваши святые покровители по дате рождения. Поэтому святые отцы рекомендуют обращаться в этом случае к Григорию Чудотворцу.

Когда рядом извергается вулкан, следует побыстрее уехать подальше. Но впоследствии не помешает поставить свечку Агафии Сицилийской, чтобы такого не повторилось впредь.

В средние века при сильной буре молились Юдоку, Вальбургу, Урбану Лангрскому или Эразму Формийскому.

Чтобы избежать удара молнии, обращались к Вирту Римскому и Магнусу Фюссенскому.

Эрменгильд считается защитником при грозах, засухе и наводнениях.

Примечательно, что в основном покровители-спасители от разных бедствий есть в католицизме. Православные обращались к защитникам только в двух случаях. При сильных морозах - к юродивому Прокопию из Устюга, а во время пожара - к затворнику Никите Новгородскому или к иконе «Неопалимая купина». Видимо, остальные катаклизмы наш народ мало беспокоили.

Покровители учебных заведений

Часто название крупного учебного заведения, особенно в средневековье, венчало имя святого покровителя. По имени патрона судили о статусе школы или университета.
Отдельно всем школам в католицизме покровительствует Фома Аквинский, а вузам - Контардо Феррини.

И здесь больше отметились сторонники католической конфессии. Православные признают главным образом только то, что апостол Андрей является покровителем университета Патра в Греции.

В Западной же Европе многие вузы обзавелись святыми защитниками.

В Болонской академии искусств - Екатерина Болонская.

Покровительницей Кембриджа считают Эдельтруду, а в Оксфорде - Фредесвинду.

Для большего успеха считает своими покровителями четырех святых. Это Екатерина из Александрии, Николай из Мирликия, Урсула из Кельна и Карл Великий.

Таким образом, некоторые старейшие учебные заведения имеют патронов. Проблема в том, что, согласно канонам, они защищают сами университеты, а не помогают студентам в учебе. Так что на экзаменах все равно придется полагаться только на свой интеллект или дружественную шпаргалку.

Защитники правящих династий

Как обычно, здесь речь пойдет в основном о католической конфессии.

Видимо стремление стать всеобщей церковью и любовь к богатству и роскоши повлияли на то, что практически у каждого социального, природного и прочих явлений, а также различных сфер жизни, появились свои святые покровители. Ведь только в этом случае можно повлиять на десятину, подношения и дары храмам.
Итак, кто же из святых стал монаршим защитником?

Фердинанд Кастильский считается покровителем всех глав государств, независимо от региона или материка.

Далее идет некая специфическая особенность. Патроны есть у каждого правящего дома, в частности, французского, английского и немецкого. А также отдельно у людей, имеющих разные титулы, такие, как король, принцесса и прочие.

Итак, монархам покровительствуют Людовик, Эдуард Исповедник и Генрих Баварский соответственно.

Королям помогают выдержать возложенное на них бремя Эдгар Мирный и Дагоберт.

Королевам - Ядвига Польская, и Матильда Саксонская.

Императриц защищает Равноапостольная Елена.

Аделаида Бургундская благоволит принцессам, а графам покровительствует Карл Добрый.

Святые покровители семьи правящих монархов Великобритании - Эдуард Исповедник и архангел Михаил, как защитник Англии.

Немецкой благоволил Максимилиан, а дофинам Франции - Петронилла.

Таким образом, многие правящие семьи имели не только своих духовников и советчиков из духовенства, но и святых покровителей.

Покровители животных

Скотоводство издавна было одним из важнейших занятий человека. Именно эта деятельность помогла перейти от случайного везения на охоте к запланированному пропитанию. Поэтому люди постоянно заботились о здоровье и производительности своих питомцев.

Здесь мы упомянем православных и католических покровителей животных.

Итак, начнем с птиц. Домашние утки, гуси и прочая летающая живность имеют защитника в лице великомученика Никиты у православных и Мартина из Тура в католицизме.

Голубям покровительствует Дэвид из Уэльса, а лебедям - Гуго Линкольский.

Всем рогатым животным покровительствует Гвидо из Андерлехта.

В православии патроном коз и овец считается Мамант из Кесарии, католики же не считают, что у коз может быть покровитель. Поэтому Георгий Победоносец по их традиции защищает только овец.

Как узнать своего святого покровителя

Сегодня большинство людей вновь начинает искать веру. Некоторые возвращаются к христианству. В этой религии принято праздновать День Ангела, то есть ту дату, когда чтят того или иного святого.

Самый простой способ определить имя святого покровителя - по имени ребенка. Во-первых, при крещении дается новое имя (если данное при рождении не относится к христианской традиции, или родители захотели дать второе), но может сохраниться и старое.

Как поступать? В основном определяются Даже если вы не помните имени, которым вас крестили (не сохранилось), найдите наиболее близкое из христианских. Если их несколько - выберите то, которое вам приятнее.

Итак, теперь открываем календарь и ищем, какой вам подходит покровитель по дате рождения. Это не точное число, когда вы родились, а наиболее близкий день, в который почитают святого с таким именем.

Например, День рождения вы празднуете 2 сентября, а ближайшая дата, когда упоминается покровитель с таким же именем, 11 декабря. Выходит, что у вас два торжества. В сентябре - День рождения, в декабре - День Ангела.

В такие дни традиционно принято дарить детям образки и картинки. Ангел-хранитель не обязательно должен быть там изображен, но лишним не будет.

Итак, мы с вами научились определять своего покровителя, а также узнали святых защитников в разных сферах жизни.

Святой великомученик Димитрий Солунский - один из самых почитаемых греческих и славянских святых - был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название - Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов. Составитель жития святого Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно тот основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного", а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой св. вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

Удивительно ли, что освобождение Греции от четырехсотлетнего турецкого ига совершилось в день памяти этого святого?

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни грозным светлым юношей, обходившим стены и внушавшим ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. Так, сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов .

С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В старинных русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя летопись: "Постави церковь на своем дворе св.Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи" ...

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира, увы, лишь в качестве музея...

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Успенского собора г.Владимира, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, на его месте был воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил ". Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

Князь Димитрий Донской был почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. (В этом году отмечалась Русской Православной Церковью 28 октября по н.с.) В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Как и по всей России, почитался великомученик Димитрий и в Санкт-Петербурге. Великолепный храм в византийском стиле во имя вмч.Димитрия Солунского был возведен в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте в 1865 году для греков, проживавших в столице. Здесь неукоснительно соблюдались древнегреческие церковные традиции. Церковь закрыли в 1938-м, но храм сохранился и в войну. Хотя фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, она чудом не взорвалась. После окончания Великой Отечественной войны авиабомбу благополучно извлекли. Храм простоял до начала 1960-х годов, когда началось его окончательное уничтожение. Церковь несколько раз безуспешно пытались взрывать, и в конце концов разобрали как "малохудожественную" для строительства на ее месте Большого концертного зала "Октябрьский"...

Другой Дмитриевской церкви, расположившейся в Коломягах, повезло больше. Этот красивый деревянный храм на окраине города не закрывался в советское время и действовал даже во время блокады Ленинграда. Ее настоятелем во время Великой Отечественной войны и блокады был протоиерей Иоанн Горемыкин, подвижник недавнего прошлого. Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в храм и совершал богослужение.

Прихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко отдавал свой паек голодающим. А когда батюшка совсем обессилел, его привозили в церковь на саночках, и он служил... Мы можем только догадываться, сколько слезных молитв было вознесено в те скорбные годы перед местночтимой иконой великомученика Димитрия о победе русского оружия...

Своему сыну Василию, работавшему главным инженером одного из военных заводов Ленинграда, протоиерей Иоанн сказал: "Как это так, все идут защищать Родину, а мой сын будет отсиживаться?" И В.Горемыкин пошел на фронт. Узнав об этом, командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А.Говоров приехал в коломяжскую церковь благодарить настоятеля за сына. Божьей милостью отец Иоанн прожил после блокады еще четырнадцать лет и был погребен у стены храма, который не оставил в самые трудные годы.

Дмитриевская церковь в Коломягах открыта и сегодня, а несколько лет назад в дар этой церкви из греческого храма св.Димитрия Солунского города Салоники была передана частица святых мощей почитаемого нашими народами великомученика.

И в заключение еще один знак исторического преемства: вновь сооруженный на Малой Охте в Санкт-Петербурге Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда и являющийся памятником воинской истории России, своим архитектурным обликом и белокаменными стенами напоминает древний Дмитриевский собор во Владимире...
Подготовила М.Михайлова

ТРИ ВЕЛИКИХ ЗАСТУПНИКА

Три великих воина-заступника есть у земли Русской - Владимир Мономах, Александр Невский и Дмитрий Донской. Все они канонизированы православной церковью как святые преподобные. Попытаюсь в одной статье очень кратко рассказать о них всех. Их объединяют непревзойдённые героизм, патриотизм, стремление защитить своё Отечество, отдав свои жизни во имя Родины-Матушки. Все они являются примером для последующих поколений русских людей.

Святой Влади́мир Все́володович Монома́х

Влади́мир Все́володович Монома́х (1053—1125) - князь смоленский, черниговский переяславский, великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Чем памятен этот человек многие века на Руси, в России?

*В первую очередь - он прекрасно понимал, что разрозненным, враждующим в междоусобной борьбе княжествам Киевской Руси не выдержать натиска половецких орд, которые разоряли хозяйство, угоняли в плен жителей, нанося невосполнимый урон государству. И Владимир Мономах становится организатором антиполовецкого союза при Святополке.

*Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь, на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы.

*В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
*Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу.

***

Свое детство и юность князь Владимир Мономах провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов. 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.
После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством.
При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич и Всеволод Ольгович - черниговский князь были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского.
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага - половцев и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.
После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.

«Не в силе Бог, а в правде». Александр Невский.

Святой благоверный великий князь
Александр Ярославич Невский

Александр Невский, в схиме Алексий (1220-1263).
Память 30 августа, 23 ноября, 16 июля.
Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.
Святые мощи по указанию императора Петра I торжественно перенесли в Петербург и положили 30 августа 1724 года в соборе святой Троицы Александро-Невской лавры. С 1753 года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения святых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы.
Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.
Святой благоверный князь Александр Невский изображается на иконах в схиме и ризе преподобнической…

***

Чем заслужил великий воин Руси такого прославления православной церкви, что узнав о кончине его, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!»?
На этот вопрос последует много различных ответов, и все они могут быть правильными. Но суть их будет заключаться всего в трёх словах - «Заступник за Русь»!
В чём именно заключается его заступничество? Ответов много. Вот самые главные из них:

*Победа над шведами 15 июля 1240 года на Неве. Победа эта совпала с днём памяти князя Владимира Святого, крестителя Русской земли, что запечатлелось в памяти поколений.

* Победа над немецкими захватчиками на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Был положен конец посягательствам врагов, грозивших Руси с запада в то время, когда Русь боролась с татаро-монгольским нашествием в востока.

*Чтобы оберечь Родину от новых бед, Александр Невский едет в Орду и Каракорум и, скрепя сердце, выказывает смирение перед Ордой.

*Постоянное улаживание столкновений русских людей с татарскими сборщиками дани. Эти столкновения могли спровоцировать Орду на новые набеги на Русь.

*Уберёг князь от беды русичей во время переписи и обложения население сборами в пользу Орды. Скрепя сердце, заступник Руси уговорил народ не противиться, чем отвёл гораздо большую беду от Родины. Не было сил у Руси противостоять победителю до поры до времени.

*Отверг он предложение от папы римского принять католичество и вместе с ним титул короля. Остался верен православию. Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

*Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

*Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

*Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

*Князь церкви воздвиг, города отстроил.

*Вся жизнь Александра Ярославича была отдана служению Отечеству.

***

Князь Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, а с 1222 года жил в Городище под Великим Новгородом, где княжил его отец великий князь Ярослав Всеволодович.
В 1225 Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг», после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович. В 1228 вместе со старшим братом Фёдором были «ставлен» отцом в Новгороде, но по случаю волнений княжичи в том же году принуждены были уйти к отцу (по другим сведениям, в феврале 1229). В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих.
Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу.
В 1238 году к Новгородским землям подступили монгольские полчища. Молодому князю надо было решать проблему защиты земель с юга и востока. Александр укреплял город и пределы, и враг не вторгся.

Возникла и другая, более близкая и более серьёзная опасность. Она была со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 — разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских.
В 1240 году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.
С небольшою, сравнительно, дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Само сражение историки назвали Невская битва.
Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобождён, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.
5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных. Магистр ордена испугался похода Невского на Ригу и обратился за помощью к датскому королю. Но Александру нужно было покончить ещё с набегами Литвы. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам.
Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Александру дал Киев и Новгород (1249). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вече. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. Андрей, по своему характеру, не способен был к такой роли. В 1250 году князю Александру пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом: "Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся". Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.
В 1256 шведы попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарове, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы ещё более устрашить их, князь, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и повоевал поморье.
В 1258 князь Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).


«За родную землю!» Дмитрий Донской

Святой Благоверный Дмитрий Иванович Донской
великий князь Московский и Владимирский

(12 октября 1350 - 19 мая 1389)

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси.
Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов монастырь, Андроников монастырь), которые прикрывали подступы к центру Москвы.
Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования.
При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты - ранее, чем в других русских княжествах и землях.
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным временам эпохи истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одно за другим в громадных размерах.
Имя Дмитрия Донского за несколько веков стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Воинские подвиги Дмитрия Донского воспеты Сафонием Рязанцем в “Задонщине”, а также в “Сказании о Мамаевом побоище”.
В Москве поставлен памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.
С осени 2007 года на самой большой атомной подводной лодке в мире "Дмитрий Донской", внесенной в Книгу рекордов Гиннеса, открыта выставка музея-заповедника "Куликово поле".
Память святому Дмитрию Донскому празднуется 19 мая/1 июня.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий умер 19 мая в 1389 году. Погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых на Поместном соборе в 1988 году.

***

Не забывается, да и не может забыться имя Великого Героя русского, всю жизнь радеющего за Святую Русь! Из поколения в поколение передаётся слава о нём. Его героизм является ярчайшим примером для всех людей русских. Гордостью являются его подвиги на поле бранном. Стремление объединить княжества русские, страдающие под игом восточных завоевателей, не оставляло его до самой смерти. На протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах. Когда же после нашествия Тохтамыша столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Дмитрий Донской, ради спасения Руси от новых набегов, отдал Орде своего сына Василия, а также пообещал постоянно платить дань. «Жизнь - Подвиг», так характеризуется его явление в истории России.

***

Дмитрий Иванович Донской родился 12 октября 1350 году. Он из рода князей, образовавших единое княжество. Потомок Рюриков, рода первых русских князей, с которых началось новое государственное образование. Сын великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, внук благоверного князя Даниила Московского и правнук благоверного князя Александра Невского, потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого.
Детство Дмитрия Донского проходило совсем в недетских заботах.
В девятилетнем возрасте Дмитрий становится на княжеский престол. В управление ему достаются московские земли. И в это же время у него появляются недоброжелатели, но за малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве, отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее Отечество. Они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. За то, что их всех приютила Москва, способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них Отечества.

Много раз князь Дмитрий вынужден был ездить в Золотую Орду.
В десятилетнем возрасте Дмитрия повезли Московские бояре к хану Хидырему за ярлыком на княжение. Таким образом Москва в это время приобретает первенствующее значение среди других земель и городов на Руси; прежде её возвышающей. И десятилетний малолетний князь Димитрий делается старейшим, именно потому, что стал Московским князем. И как в это время среди русских князей шла междоусобная война, так и в Орде произошёл перелом, многие рвались к управлению на ханское место.
Одиннадцатилетний Дмитрий отправился в Орду. Поначалу ярлык на княжение был выхлопотан боярами у хана Мюрида, который на тот момент был сильнее своего соперника Абдула, но уже в 1362 году ярлык получили от имени Абдула. Обоим ханам не понравилась политика Великого князя, он утратил милость ханов, а ярлык отдан Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Но Дмитрий Иванович Донской вскоре пошёл на него с войском и выгнал из города Владимира.

Дмитрий проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей (1363 г.), дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество (21 ноября 1368 г. битва на р. Тростна близ Москвы). К Москве были окончательно присоединены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Дмитрий заставил повиноваться себе и Новгород Великий.
При Дмитрии Ивановиче Донском в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве.
В 1376 году его войска победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича.


Но самая тяжёлая, самая кровавая битва произошла на Куликовом поле.
Уезжая на битву, князь заехал за благословением к Сергию Радонежскому, духовному отцу Руси.
То, что свою роль удерживающего святой благоверный князь Димитрий Донской понимал ясно, свидетельствует «Слово» о его житии. «Постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское перед погаными» - просил святой Димитрий Пресвятую Богородицу в молитве перед битвой на Куликовом поле. К Матери Божией на Руси отношение испокон веку было особенно трепетным и ласковым - не зря называли Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Пусть тяжела русская судьба, полон скорбей и тесен путь служения «святорусского» - верность своему долгу не остаётся без небесного воздаяния.
Надежная защитница юго-восточных рубежей - чудотворный Образ Пресвятой Богородицы Донская прибыл вместе с донскими казаками в русский стан на помощь великому князю и всему воинству, для победы и одоления врага. В день битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против татарской рати.

« По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели - ангели святыи...
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица».

Перед битвой ему говорили:
- Тебе подобает стоять особо от битвы и смотреть на сражающихся, а потом честить и жаловать оставшихся в живых и творить память по убиенным. Если же тебя, государя, лишимся, то уподобимся стаду овец без пастыря; придут волки и распугают нас.
- Братия моя милая, - отвечал Димитрий, добрые ваши речи и похвалы достойные. Но если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду вместе с вами.

Когда битва была окончена, казаки поднесли в дар Димитрию Донскому икону Пресвятой Богородицы. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икону назвали Донской.
Восемь дней после того оставались русские на Куликовом поле, отпевали, предавали погребению своих братьев. Одних князей пало пятнадцать человек. Убиты были и многие знатные бояре.

Русское воинство люди того времени понимали не иначе, как святую доблестную рать. Девять лет ещё, до 1389 года, защищал князь Димитрий землю Русскую от татарских набегов. И хотя татарское иго ещё не было сброшено, русские люди уже знали: не так страшны татары.

***

Три великих воина-заступника Руси. Три великих воина. Три политика. Три великих сердца - это только самое яркое созвездие, хранимое в памяти народа русского. А сколько их - Заступников Родины - не счесть. Не припомнить. Но они были, есть и будут. И нельзя забывать в своих молитвах всех именитых и безымянных Героев, благодаря которым стоит Русь-Россия!

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. 12, 7-9). Св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем во время вражеских нападений и духовной брани.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига.

В 1126 г. половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, Великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын – князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом».

Через сто лет, в 1225 г., Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных – князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев.

В начале 1237 г. войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, продвигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив свое намерение взять богатый торговый город Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил – святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском патерике, где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от его деда Мартина, бывшего татарского баскака. Бог защитил Новгород явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела на стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород».

8 сентября 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва или, как ее назвал русский народ, «Мамаево побоище». В этот решающий для русской истории день само Воинство Небесное сражалось на стороне ратей Великого князя Димитрия Ивановича. «Видели верные,– повествует летопись, – Ангелов, помогающих христианам, и святых мучеников полки, и воина великого Христова Георгия, и славного Димитрия, и великих князей русских святых Бориса и Глеба, с ними же был и воевода полка Небесных Сил великий Архистратиг Михаил. Видели поганые тресолнечныя полки и пламенные их стрелы, летящие на них, и падали от страха Божия и от оружия христианского. Вознес Бог десницу Великого князя Димитрия Ивановича на победу».

Осенью 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой обители польско-литовскими войсками святой Архистратиг Михаил явил свою помощь защитникам монастыря. Подробное описание посещения Архангелом Лавры дано в «Сказании Авраамия Палицы на об осаде Троице-Сергиева монастыря».

Так, когда в день его памяти (8 ноября) во время вечерни ядро попало в икону Троицкого собора, то на той же вечерне архимандриту явился Архангел Михаил, с лицом сияющим, со скипетром в руках и пригрозил врагам: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение».

Защитники обители разом воодушевились, когда с Божией помощью удалось уничтожить страшную пищаль противника, а затем во время боевой вылазки малого отряда захватить множество оружия, побив и взяв в плен изрядное число поляков. Эту победу отряд смельчаков сумел одержать только благодаря вмешательству и поддержке свыше, поскольку противник превосходил осажденных в монастыре по численности в несколько раз.

Многие люди видели с монастырских стен помогавшего троицким защитникам чудесного воина. Лицо его блистало как солнце, а конь под ним был как молния. Это возмездие Божие свершилось 9 ноября.

Русские люди возводили множество храмов во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, посягавшими на наши земли, которые нам приходилось непрестанно защищать следуя заветам предков, «чтобы не перестала память родителей наших и наша свеча бы не угасла».

Главный собор Архистратига Михаила в Кремле (изначально построен в 1333 г., в современном виде – в 1508 г.) с конца XVII в. стал великокняжеской усыпальницей. Здесь и поныне покоятся останки Великих князей, Царей династии Рюриковичей и Дома Романовых.

Георгий Победоносец – покровитель русской военной мощи

Святой Георгий († 303) – родом из Каппадокии (Малая Азия), поступил на службу в римское войско, во время гонений на христиан объявил себя христианином, обличал императора Диоклетиана в нечестии и после великих мучений был обезглавлен, не дожив до 30 лет. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, он прославился чудесами заступничества.

Одно из них – убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута.

Память великомученику празднуется 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря в день освящения храма в честь св. вмч. Георгия в Киеве († 1051).

Святой великомученик Георгий Победоносец почитался на Святой Руси с самого начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих созидателей русского государства и русской военной мощи.

Сын св. равноапостольного кн. Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. Князь заповедал во всей Руси ежегодно отмечать день освящения этой церкви Киевским митрополитом Иларионом 26 ноября 1051 г. как праздник св. вмч. Георгия. И народ исполнял завет мудрого князя, любовно назвав праздник «Юрьев день» или «осенний Егорий».

Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Вел. князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февраля), сложивший голову в битве на реке Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в народных былинах. Первым Вел. князем Московским в период собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского, внук св. Александра Невского.

Образ св. Георгия Победоносца – всадника, поражающего змия, – стал гербом Москвы и включен в Российский герб.

В 1769 г. для русских офицеров и низших чинов был учрежден знаменитый Военный орден святого Георгия Победоносца, ставший самой почетной боевой наградой – он давался не за чин или родовитость, а только за конкретные подвиги в военное время. Статус определял исключительность этой награды: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием».

Кавалерами ордена могли стать только исключительно храбрые воины. Это единственный российский орден, который было положено носить не снимая: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается».

Орден за почти 150-летнюю историю давался крайне редко. Так, знаками первой степени было награждено всего 25 человек, среди них А.В. Суворов (за Рымник, 1789 г.), Г.А. Потемкин-Таврический (за Очаков, 1788 г.), М.И. Кутузов-Смоленский (за победу в войне 1812 г.). Последнее награждение первой степенью было в 1878 году, их удостоились Великие князья – Михаил Николаевич (командующий Кавказской армией) и Николай Николаевич-старший (верховный главнокомандующий) за победу над Турцией.

Полными кавалерами ордена святого Георгия (четырех степеней) стали М.И. Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский и И.И. Дибич-Забалканский.

Единственной женщиной, награжденной орденом святого Георгия, стала сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова, удостоенная знаком четвертой степени посмертно, в Первую мировую войну.

До первой мировой войны фамилии всех Георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве.

Со временем был установлен праздник кавалеров ордена св. Георгия, и «Юрьев день осенний» – 26 ноября (9 декабря) – стал одним из самых почитаемых праздников у русских военных. В этот день в Зимнем Дворце устраивался торжественный прием. На молебен и к царскому завтраку приглашались все находившиеся в Петербурге кавалеры ордена. Во Дворце проходила процессия из ветеранов севастопольской кампании, турецких войн, кавказских и туркестанских походов – история России в лицах, свидетели боевой ее славы. В конце процессии шел Государь со свитой...

В современной России орден святого Георгия Победоносца возрожден в государственной наградной системе, однако награждение им не производилось ни разу.

В Москве частицы мощей св. вмч. Георгия находятся в храмах, посвященных св. Георгию – на Соловецком подворье (Садовническая ул., 6, м. «Новокузнецкая»), в Старых Лучниках (Лубянский пр., 9, м. «Лубянка», «Китай-город»), на Поклонной горе (площ. Победы, 36, м. «Кутузовская»), а также в храме сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской армии, 12а, м. «Рижская», далее авт. 84, трол. 18, 42 до ост. «Кинотеатр "Гавана"».

Святой Феодор Стратилат был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее на побережье Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники принимали веру Христову. Ликиний, правящий в этой области, начал принуждать Феодора поклониться идолам, а когда святой категорически отказался это сделать, то его стали пытать, затем распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и исцелил. Найдя св. Феодора здоровым, слуги Ликиния уверовали во Христа. Уверовали и многие язычники, так как в это время больные исцелялись, бесы из людей изгонялись; даже кто только прикасался к одежде святого, становился здоровым. Узнав об этом, правитель приказал обезглавить мученика. Это свершилось 8 (21) февраля 319 г. А 8 (21) июня тело великомученика было с ве ликим торжеством перенесено в Евхаиды, где совершались бесчисленные чудеса и исцеления болящих, во славу Христа.

Святой Феодор Тирон, то есть воин-новобранец, во время гонений на христиан при нечестивом царе Максимиане принял Христову веру и сжег один языческий храм, за что после «великих» мучений был сожжен на костре около 306 г. Память его празднуется 17 февраля (2 марта).

В первую субботу Великого поста совершается память св. вмч. Феодора в связи с чудом, которое произошло в царствование Юлиана Отступника. Однажды этот нечестивый правитель замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. Он повелел константинопольскому градоначальнику ежедневно в течение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые на рынках, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Господь послал святого мученика Феодора к архиепископу Евдоксию, чтобы сообщить ему о коварстве царя и посоветовать тем, кто не имеет запасов продуктов, приготовить коливо – кушанье из зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, смоченных водой и медом, – и тем избавиться от затруднений. С тех пор Церковь постановила в первую субботу Великого поста освящать коливо в память чуда и прославляет святого Феодора Тирона.

Святой Иоанн Воин († IV в.) служил в войске императора Юлиана Отступника и был послан преследовать христиан. Однако вместо этого он предупреждал верующих о грозящем аресте и освобождал заключенных, оказывал помощь не только гонимым христианам, но всем нуждающимся, упражнялся в посте и молитве, посещал больных и утешал скорбящих. Претерпев немалые страдания, скончался в старости и благочестии. Память ему празднуется 30 июля (12 августа).

Молитва св. мученику Иоанну Воину

О, мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех, и скорый заступник православных христиан в бедах и напастях их, по данной благодати от Бога! Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему на враги победу даруй, да смирятся противящийся нам и вразумятся, и Бога ис тиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же, грешнии, да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.

Святой Андрей Стратилат, тайно исповедовавший христианство, прославился в царствование Максимиана своей храбростью, одержал чудесную победу над персами и тем обратил ко Христу 2593 своих воинов, приняв с ними Святое Крещение в Кили кийском Тарсе. Когда правитель узнал о вере воина Андрея, его схватили и привели на суд, где святой дерзновенно исповедал Христа, за что и был подвергнут тяжким страданиям. Страх перед народом, любящим св. Андрея, заставил мучителя освободить его и дружину, с которой св. Андрей отправился в Армению. В одном из ущелий Таврских гор они были застигнуты преследователями и умерщвлены (284–305). На месте мученической кончины святых страдальцев появился источник, вода которого имела целебную силу. Память святых мучеников – 19 августа/1 сентября.

Святой великомученик Димитрий Солунский был правителем Фессалонийской области. Еще в отроческие годы став добрым христианином, Димитрий посвятил себя проповеди Слова Божия среди язычников и искоренению идолопоклонства. Около 306 г., приняв «великие» мучения за Христа, он был умерщвлен. Обретенные мощи святого стали источать миро, помазание которым исцеляло множество людей. Память его – 26 октября (8 ноября).

Адмирал Феодор Ушаков

4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля.

Федор Федорович Ушаков (1745–1817) – выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил адмирал Ушаков провел 40 кампаний,– в их числе сражение у о-ва Тендры, у мыса Калиакрия, взятие крепости Корфу, – в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Он был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

«Жизнь – Родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова.

В 1810 году знаменитый флотоводец переезжает в деревню Алексеевка неподалеку от Санаксарского монастыря, где ведет углубленную духовную жизнь, сопровождающуюся широкой благотворительной деятельностью и помощью обездоленным. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

С началом Отечественной войны 1812 года Ф.Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устраивает госпиталь, жертвует средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

Адмирал Ф. Ушаков скончался 2 (15 октября) 1817 года. По его желанию погребение состоялось в Санаксарском монастыре «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора». Память о великом русском флотоводце, истинном христианине всегда сохранялась в обители.
Александр Невский - самый популярный и любимый российский святой. Еще со школы мы знаем, что он прославился победами над шведами и рыцарями Тевтонского ордена (битва на Чудском озере). Во все времена, даже в годы советской власти, Александра Невского почитали как защитника земли русской. А для москвичей имя святого благоверного князя имеет особый смысл. Когда Александр Невский расширил границы российских земель, он завещал Москву любимому младшему сыну Даниилу. И впервые в истории нашего государства Москва стала столицей при святом благоверном князе Данииле (Александровиче) Московском.

Перед Александром Невским преклонялись все российские цари. Особенно почитал святого Иоанн Васильевич Грозный, а Михаил Романов даже венчался на царствие с посохом Александра Невского. Петр I и вовсе объявил Невского своим личным небесным покровителем и приказал перевезти его мощи в Петербург*.

Но именно в Московском Кремле был освящен первый храм во имя Александра Невского, стоявший возле колокольни Ивана Великого. К сожалению, от храма остался только иконостас - его перенесли в собор Покрова Богородицы на рву (Красная площадь, дом 2). Это, пожалуй, лучшее сейчас место в столице, где можно обращаться к святому покровителю воинов. А в начале ХХ века у нас было около двадцати церквей и часовен, посвященных Александру Невскому**.

Покровители моряков:

Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, - и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

Вооруженных сил, военных:

Святой Великомученик Георгий Победоносец, которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

Преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

Ракетчиков и артиллеристов:

Святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.

Мы заканчиваем цикл публикаций о святых покровителях в делах и карьере. Сегодня - рассказ о заступниках воинов, сотрудников силовых структур. В трудный час обратитесь с молитвой к своему святому, и он обязательно поможет.

Покровитель воиновВеликомученик Георгий Победоносец

Святой Георгий был римским военачальником и принял мученическую смерть в 303 году во время гонений на христиан. На Руси его с давних пор почитают как покровителя воинов. С ХIV века святой в виде всадника, поражающего копьем змия, украшает Герб Москвы и Государства Российского. С именем святого воина связаны многие победы русского оружия.

Покровитель Внутренних войск МВДСвятой равноапостольный великий князь Владимир

Главная заслуга Владимира - кpещение Руси в 998 году с повелением «сокрушить идолы и храмы идольские». При нем произошло становление русского воинства - появились первые регулярные дружины. Oни стали силой, способствовавшей централизации власти, созданию единого государства со столицей в Киеве .

Покровитель ВДВ и Космических войскСвятой Илия (Илья) Пророк

Пророк Илия жил почти за тысячу лет до Рождества Христова. Господь воздвиг его в народе израильском, потому что народ этот бы помрачен язычеством, уклонился от истинной веры. Молитва Илии - «Господи! Яви людям, что Ты - Истинный Бог» - была услышана. И спал огонь с неба, и все попалил. И тогда уверовавшие сказали: «Действительно, Истинный Бог - Илиин», т. е. Тот, Которого Илия проповедует. До сих пор повторяется свидетельство Илии Пророка. В Иерусалиме на Гроб Господень сходит Огонь в Великую Субботу перед Пасхой. И на небо Илия взошел на огненной колеснице.

Покровитель воевавших в ЧечнеСвятой мученик Евгений

Евгений служил в Чечне пограничником, попал в плен. Бандиты предлагали ему жизнь в обмен на отречение от православия. Он отказался. Живому, находящемуся в сознании, ему отрезали голову.

Св. мученик Евгений пока является мест ночтимым святым, но тропарь и канон на него уже составлены и написана икона. Ее можно увидеть в храме Св. Николая в Пыжах возле ст. м. «Третьяковская».

Покровительница православного воинства в походахПресвятая Владычица Богородица

Чудотворные иконы Матери Божией неизменно сопровождали войска. На иконы Богородицы можно молиться и с просьбой об избавлении от вражеских нашествий.

Покровитель воинства и милицииСвятой благоверный князь Димитрий Донской

Родился Димитрий в 1350 году и воспитывался в любви к Богу. Димитрий укрепил Москву, объединил русские земли и освобождал Русь от монголо-татарского ига.

Покровитель воинства и казачестваНиколай Чудотворец

При рождении дали ему имя Николай, что значит победитель народов. И он по благословению Божьему воистину явился победителем злобы на благо всему миру.

Николай Чудотворец стал творить чудеса еще прежде чем начал питаться молоком матери. Еще в купели крещения он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице. Святой Николай всю свою жизнь до самой кончины был постником и творил чудеса.

Святые покровители воинства

Мамы солдат-срочников и сами солдаты могут молиться также своему тезоименитому (т. е. соименному с вами) святому, выбирая имя, ближайшее по дате ПОСЛЕ вашего дня рождения:

прп. Илия Муромский, чудотворец Печерский - 1 январясв. Феодор Стратилат - 21 февралясв. Феодор Тирон - 2 марта40 св. Севастийских мучеников - 22 мартасв. мч. Георгий Победоносец - 6 маясв. блг. кн. Димитрий Донской - 1 июнясв. прав. Иоанн Русский - 9 июнясв. Феодор Стратилат - 21 июнясв. мч. Иоанн Воин - 12 августасв. Андрей Стратилат - 1 сентябряпрп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя - празднование совершается в лике собора Московских святых (в неделю перед 8 сентября)св. блгв. кн. Александр Невский - 12 сентябрясв. прав. Феодор Ушаков - 15 октябряархангел Михаил - 8 ноябрясв. вмч. Димитрий Солунский - 8 ноябрясв. блгв. кн. Александр Невский - 6 декабрясв. мч. Меркурий Смоленский - 7 декабрясв. мч. Георгий Победоносец - 9 декабряап. Андрей Первозванный - 13 декабря