» » Синедрион. Библейский энциклопедический словарь - синедрион Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках

Синедрион. Библейский энциклопедический словарь - синедрион Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках

СИНЕДРИО́Н (по-гречески синедрион - `собрание`, `совещание`; на иврите סַנְהֶדְרִין , санх едрин ), верховный орган политической, религиозной и юридической власти у евреев Эрец-Исраэль в период римского господства - до разрушения Храма , когда Синедрион находился в Иерусалиме , и позже, когда заседания Синедриона происходили в местах проживания его председателя (наси).

Границы компетенции Синедриона вызывали интерес историков еще в 19 в. в связи с явными противоречиями, которые обнаруживали греческие и раввинистические источники в вопросе о природе и функциях этого учреждения. Если в греческих источниках, а также у Иосифа Флавия и в Новом завете Синедрион изображается как политический и юридический совет, то в Мишне он фигурирует главным образом как законодательная инстанция в вопросах религии и в редких случаях - как суд, в частности, рассматривающий дела лжепророков или первосвященников .

В Великий Синедрион входил 71 член (о Малом и малых Синедрионах см. ниже); до разрушения Второго храма среди них были фарисеи , саддукеи и представители разных населенных пунктов Эрец-Исраэль. После разрушения Храма из состава Синедриона, по-видимому, были исключены саддукеи, а количество фарисеев увеличилось.

Первое исторически достоверное упоминание Синедриона встречается у Иосифа Флавия, который сообщает, что в 57 г. до н. э. римский полководец Габиний разделил страну на пять синедрий (Древ. 14:91), или синодов (Война 1:170). Большинство ученых сходится во мнении, что Иосиф имел в виду чисто политическое учреждение, ибо римляне не вмешивались в религиозную жизнь покоренных ими народов, преследуя единственную цель - предотвращение восстаний.

После прихода к власти Ирода I роль и функции Синедриона претерпели большие изменения. До того Синедрион участвовал в управлении государством, мог накладывать вето на решения царя (из династии Хасмонеев); сфера деятельности Синедриона распространялась на политические и общественные области. Ирод значительно сократил права Синедриона и, по сути дела, аннулировал его участие в управлении государством. Представители населения заседавшие ранее в Синедрионе, как правило, были связаны с династией Хасмонеев, предшественниками Ирода и его врагами. Ирод постепенно уничтожил или сместил всех этих представителей и вместо них назначил в Синедрион приближенных к нему людей из круга фарисеев, еще ранее противостоявших Хасмонеям. Фарисеи предпочитали Ирода Хасмонеям, так как по их мнению царь-нееврей не будет вмешиваться в религиозные законы евреев; с другой стороны, династия Хасмонеев отождествлялась, как правило, с саддукеями.

Поскольку подавляющее большинство населения Эрец-Исраэль почитало Синедрион и считало его своим высшим правящим органом, Ирод не решался просто ликвидировать его. Но он превратил Синедрион в инструмент своей личной власти и оставил в ведении Синедриона только религиозную сферу: высший религиозный суд (бет-дин элйон ) и толкование Писания. Однако со временем Ирод предпринял попытку лишить Синедрион и функций высшего религиозного суда, присвоив себе право решения судебных вопросов, связанных с уголовными и финансовыми сферами, но сохранить Синедрион, однако как форму, почти лишенную содержания. Римские власти не препятствовали Ироду лишать влияния местные правящие органы, такие, как Синедрион.

Как свидетельство изменений, произошедших в характере Синедриона с приходом Ирода к власти, следует упомянуть рассказ Иосифа Флавия о Гиркане II , который в качестве этнарха Иудеи председательствовал в Синедрионе во время процесса над Иродом, который был тогда стратегом Галилеи, обвиненным в политическом убийстве (Древ. 14:168–170). После прихода Ирода к власти Синедрион осудил Гиркана за заговорщицкую деятельность, направленную против Ирода (Древ. 15:173). Впрочем, имеются сведения, что Ирод обошелся без Синедриона (15:176), собрав у себя дома свой личный совет из людей, приближенных им к власти, который также назывался Синедрионом. Иосиф Флавий сообщает, что Синедрион, состоявший из высокопоставленных римских чиновников, был созван в Сирии по предложению Августа, чтобы осудить сыновей Ирода за деятельность, направленную против отца (Древ. 16:356 и далее).

В Мишне о Великом Синедрионе говорится как о собрании мудрецов, созывавшемся в Храме, в так называемой Палате тесаных камней, дважды в день (приблизительно в 7.30 утра и в 3.30 дня) и никогда не созываемом в ночное время, в субботу и праздники или в канун их. Это было собрание, «от которого закон исходил на весь Израиль» (Санх . 11:2; Тосеф., Санх . 7:1) и которое служило высшей инстанцией в вопросах Галахи ; нарушившему его постановления ученому (закен мамре ) выносился смертный приговор (Санх ., там же). Были очерчены пределы компетенции Синедриона: «Колено, лжепророк или первосвященник могут судиться только судом семидесяти одного; не могут посылать людей вести войну [которой можно избежать], кроме как по решению суда семидесяти одного; не могут ничего добавлять к городу [Иерусалиму] или дворам Храма, кроме как по решению суда семидесяти одного; не могут учреждать Синедрион для различных колен, кроме как по решению суда одного и семидесяти; не могут провозглашать ни одного города (ир х а-ниддахат ; ср. Втор. 13:13–19), кроме как по решению одного и семидесяти» (Санх . 1:5). Устанавливается, что испытание искупительной водой и обряд эгла ару фа (см. Искупление) могут совершаться только под надзором высшего бет-дина в Иерусалиме (Сота 9:1).

Мишна изображает Синедрион как учреждение, состоящее из ученых-фарисеев во главе с наси и ав бет-дин (глава суда), тогда как согласно греческим источникам, его обычно возглавляли первосвященник или царь.

СИНЕДРИОН (греч. synedrion – «собрание», «совещание»; древнеевр. «санхедрин»), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее . Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из трактатов в Мишне , касающийся главным образом судебных вопросов, называется Санхедрин .

Сообщения о характере и деятельности синедриона, встречающиеся в раввинистической литературе, расходятся с сообщениями у Иосифа Флавия и в Новом Завете. Это породило гипотезу, что в Иерусалиме одновременно действовали два высших судебных органа. Тот, что фигурирует у Флавия и в Новом Завете, являлся государственным судом, а другой, упоминаемый в раввинистической литературе как «санхедрин гедола» («Великий синедрион»), был чисто религиозным судом и состоял из 71 человека. Это отчасти подтверждается сообщением Флавия, что в 57 до н.э. римский наместник Сирии разделил Палестину на пять областей, в каждой из которых был учрежден свой синедрион, в чьей компетенции находились политические, уголовные и гражданские дела. Иерусалим, где уже был синедрион, стал местом пребывания одного из пяти судов.

В политической сфере синедриону предшествовал судебный орган, который назывался «герусия» (греч. «совет старейшин»). Герусия созывалась первосвященником или царем и заседала в одном из помещений Храма . При римском правлении еврейские суды лишились права выносить смертные приговоры.

В Талмуде происхождение синедриона традиционно возводится к Моисею , назначившему 70 старейшин, чтобы они помогли ему управлять народом. Исторически, однако, этот институт не может восходить к периоду ранее Второго храма. Поначалу советы, состоявшие из уважаемых людей, созывались для обсуждения важных вопросов, касавшихся религиозной жизни общины. В еврейской литературе члены этих советов называются «мужами Великого собрания». Отсюда произошел постоянно действовавший синедрион. Первоначально членами синедриона являлись известные священники (жрецы). Постепенно многих вытеснили ученые-фарисеи. Йоханан Гиркан (ум. 104 до н.э.), правитель Иудеи, изгнал фарисеев из синедриона и сформировал т.н. саддукейский синедрион. Впоследствии к власти вновь пришли фарисеи.

После разрушения иерусалимского Храма в 70 Великий синедрион был переведен в город Ямнию (Явне) и затем несколько раз менял свое местонахождение. Синедрион в Ямнии состоял из 71 члена, включая председателя. К претендентам на место в суде предъявлялся ряд требований, перечисленных в раввинистических источниках: ученость, скромность, мужество, обаяние и знание иностранных языков. Этот синедрион прекратил свое существование после 4 в. н.э.

9 февраля 1807 Наполеон Бонапарт созвал собрание, состоящее из 71 ученого, примерно две трети которых составляли раввины и треть – миряне. Это собрание получило название Французского синедриона. Его целью было определение статуса евреев как граждан страны. Когда синедрион выполнил свою задачу, он был распущен.

Смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делало смертный приговор довольно редким. Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме.

В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «наси », видимо, занимал первосвященник , затем мудрецы по списку:

  • Йоси бен Иоезер из Цереды
  • Иеуда бен Таббай
  • Шемайя
  • Гиллель , в дальнейшем все главы Синедриона - его потомки, за одним исключением
  • Шимон бен Гиллель (ум. ок. 30)
  • Раббан Гамлиэль I (ум. ок. 68)
  • Шимон бен Гамлиэль (ум. ок. 70)
  • Раббан Иоханан бен Заккай (не потомок Гиллеля)
  • Гамлиэль II из Явне , (ум. ок. 110) параллельно с р. Элазаром бен Азария
  • Восстание Бар-Кохбы , междувластие
  • Шимон бен Гамлиэль II (ум. ок. 165)
  • Иехуда I ха-Наси (ум. ок. 217) - кодификатор Мишны
  • Гамлиэль III (ум. ок. 225)
  • Иехуда II Насиа (ум. ок. 250)
  • Гамлиэль IV (ум. ок. 265)
  • Иехуда III ха-Наси (ум. ок. 330)
  • Гиллель Насиа (ум. ок. 365)
  • Гамлиэль V (ум. ок. 380)
  • Иехуда IV Насиа (ум. ок. 400)
  • Гамлиэль VI, (ум. ок. 425) прекращение деятельности Синедриона по приказу императора

По разрушении Иерусалима Синедрион был восстановлен раббаном Йохананом бен Заккай в Явне уже не судилищем, а школой или академией Закона с законодательными функциями. Известен, например, список постановлений Синедриона в городе Уша. Последний глава Синедриона, Гамалиэль VI, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в г. исчез последний след древнего Синедриона.

Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п. Влияние Синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны.

Синедрион и христианство

Синедрион в Новом Завете

По разрозненным немногочисленным талмудическом источникам создаётся биография Ешу, резко отличающаяся от евангельского. По Талмуду, он родился от внебрачной связи его матери с неким человеком по имени Пандира . Аналогичное утверждение содержится и в антихристианском сочинении «Правдивое слово» античного философа Цельса (см. Иисус бен Пантира). Ешу был учеником рабби Иеошуа бен Перахия (англ. Joshua ben Perachyah ), бежал вместе с ним в Египет , откуда он вывез приёмы колдовства. Талмуд осуждает Иеошуа бен Перахия, что он слишком сильно оттолкнул ученика после ссоры . Слово «Евангелие» Талмуд пишет через букву «айн», что не характерно для заимствованных слов, и видимо, переводит как «листы греха» (авон гилаён ) .

Суд над Ешу в Талмуде происходит перед судом Санхедрина, римляне не упомянуты, метод казни - побиение камнями за совращения на идолопоклонство вместе с пятью учениками . Единственные совпадающие с евангелическим рассказом детали: время Песаха и имя одного ученика: Маттай. По-видимому, по Талмуду годы жизни Ешу: от 89 год до нового летоисчисления и до 53 до н.л . В другом месте Талмуда сообщается, что Онкелос вызвал дух Ешу и выяснил, что тот наказывается унизительным образом в загробном мире за насмешки над словами Мудрецов .

Все эти источники относятся к Агаде и не имеют догматического характера.

Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках

В новое время некоторые еврейские историки, как Давид Флюссер и Hyam Maccoby (Хиам Маккоби), пытались произвести реконструкцию событий ближе к Евангелиям. Они отмечали тенденцию евангелистов доказать, что Ешу отверг еврейский закон, в то время как по самим деяниям, этого практически не видно. Флюссер объяснил почти все нарушения Галахи у евангельского Иисуса, как мнимые нарушения. Другая тенденция евангелистов - оправдывать римлян и осуждать евреев, объясняется упомянутыми историками политическими соображениями - стремлением получить легитимацию христианства у римских властей.

Подробное исследование процесса над Иисусом проделал известный израильский юрист Haim Cohen (Хаим Коэн , был министром юстиции и членом Верховного суда). Отметив всевозможные нарушения процессуальных норм в суде, как он описан в Евангелиях (самооговор, отсутствие свидетелей, ночное время и др.), он пришёл к выводу, что Санхедрин оправдал Иисуса. Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни. Хаим Коэн отвергает как неосновательную и апологетическую версию, что Синедрион того времени был в руках саддукеев , что, согласно свидетельству Талмуда и Иосифа Флавия имело место в определённые исторические периоды.

Попытки восстановления Синедриона

В XVI веке рабби Jacob Berab (рав Яаков Берав) сделал неудачную попытку восстановления раввинской ординации (Смиха) и Синедриона в Цфате .

Осенью 2004 года группа раввинов объявила в израильском городе Тверии , где был распущен исторический Синедрион, о восстановлении этого органа в составе 72 человек. Бо́льшая часть членов нового Синедриона анонимна, однако его председатель и ещё 7 членов несколько раз делали публичные заявления. Этот Синедрион, однако, не признаётся ни правительством Израиля, ни большинством иудейских общин в мире. Среди приверженцев традиционного иудаизма сам факт его существования малоизвестен.

Напишите отзыв о статье "Синедрион"

Примечания

  1. // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2-4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова . - М . : ГИНС, 1940. - Т. 4: С - Ящурный. - Стб. 185.
  2. Наиболее известен «Синедрион эллинов» - верховный орган власти Эллинского союза , образовавшегося в 224 году до н. э. . В исключительную компетенцию синедриона входило объявление войны и заключение мира.
  3. Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5
  4. Мишна Макот 1:11
  5. По образцу собрание, собранного Моисеем в книге Чисел 11:16
  6. Мишна Санхедрин
  7. Маймонид , Мишне Тора , Законы о Синедрионе
  8. Мишна Мидот 2:8
  9. По стиху из Второзакония 17:8
  10. Мф . XXVI, 3; Иоан . XVIII , 24
  11. Вавилонский Талмуд, Санхедрин 36А
  12. Трактат Шабат 15А
  13. Трактат Авода Зара 38Б
  14. Тосфот к Санхедрин 14Б
  15. Тракта Рош Ашана 31А, там же одиночное мнение, что только 6
  16. Иерусалимской Талмуд, Берахот, глава 2, 16Б
  17. Вавилонский Талмуд, Эрувин 53А
  18. Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
  19. Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107Б
  20. Вавилонский Талмуд, Сота, 47A
  21. Вавилонский Талмуд,Шабат 116Б
  22. Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43А
  23. Вавилонский Талмуд, Гитин, 57А
  24. Хаим Коэн . Иисус - суд и распятие. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр, 1997. С. 374.
  25. Вавилонский Талмуд Санхедрин 52Б
  26. «Иудейские древности», XIII, 10
  27. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Отрывок, характеризующий Синедрион

– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

: ЭСБЕ


Синедрион великий, סנהדרין גדולה ‎ (по-гречески συνέδριον ). В древнейших еврейских источниках, как Мишна и Талмуд , а также y Иосифа и в Евангелии довольно часто встречается упоминание о высшем коллегиальном учреждении в Иерусалиме, с судебными и политическими функциями. Это учреждение в еврейских источниках носит название סנהדרין ‎ (Sanhédrin или Synedrin), между тем как y Иосифа и y евангелистов оно называется συνέδριον . Греческое слово συνέδριον имеет разнообразное значение: под это понятие подходит всякое собрание высших должностных лиц для административных целей; особенно часто встречается это слово по отношению к городским магистратам. Диодор (XVI, 41) называл С. союзный совет финикийских городов, имевший заседания в Триполи. Этим разнообразным значением, которое имеет греческое слово С., объясняется, что в различных источниках по истории еврейского синедриона в Иерусалиме нет единства мнения относительно его состава и компетенции. По Мишне и Талмуду, С. издавал как юридические, так и религиозно-обрядовые нормы путем интерпретаций Св. Писания или в виде самостоятельных постановлений. Это было высшее судебное и политическое учреждение. У Иосифа впервые упоминается о С. в связи с покорением Палестины Помпеем и с теми изменениями, которые произвел Габиний в политической жизни страны («Иудейская война», I, 8, 5; «Древн.», ХIV, 9, 3-5). Мнение, что именно в то время (прибл. в 55 г. до Р. Хр.) был учрежден синедрион, неоднократно высказывалось многими протестантскими теологами, но ими же было отвергнуто как несостоятельное. Трудно объяснить, почему Иосиф упоминает о С. лишь с этого времени, но несомненно, что С. существовал и ранее. Неверно также предположение, что греческое название этого института ведет свое происхождение от Габиния, так как в действительности оно гораздо старше. Скорее надо думать, что греческое название проникло в еврейский язык благодаря влиянию эллинизации, способствовавшей введению в Иудее «городских С.». Еврейское слово סנהדרין ‎ не есть перевод с греческого συνέδρίον , но происходит от σύνεδροι (синедрионисты) с еврейским окончанием множественного числа (ср. греко-еврейское слово פרהדרין ‎). Синедрионистами назывались сначала члены Высокого Совета. Впоследствии Высший Суд, бывший в то же время и высшим политическим учреждением, назывался С. В таком смысле это слово встречается в Таргуме Ионатана. Так, библейское выражение מושב זקנים ‎ (Совет Старейшин; Пс., 107, 32) передается через סנהדרין דחכמיא ‎ (Совет мудрейших). С течением времени, когда это слово стало все чаще применяться для обозначения политических и судебных учреждений, оно приняло в новоеврейском языке значение женского рода единственного числа (ср. Мишны Санг., I, 6 и IV, 3; Мид., V, 4). - Мнение протестантских исследователей, что Талмуд, ссылаясь на Чис., II, 16, относит возникновение еврейского С. ко времени Моисея, безусловно неправильно (Шюрер, Ист., II, стр. 238). Из того, что Мишна (Санг., I, 6), ссылаясь на вышеуказанный текст Библии, определяет число членов С. в 70, вовсе не следует, что по мнению Мишны С. ведет свое начало от Моисея. Одно лишь несомненно, что со времен Эзры и Нехемии в Иерусалиме существовало известного рода народное представительство. По различным данным можно заключить, что это представительство носило аристократический характер. В нем участвовали знатные фамилии (священники, левиты и другие еврейские семьи), принимавшие деятельное участие в восстановлении еврейского государства в Иудее и в управлении им наряду с господствовавшей тогда верховной властью (Нехемия, 10, 1-28). Представители патрицианских семейств назывались родоначальниками (ראשי האבות ‎), или знатными (הורים ‎; ib., 2, 16 = буквально свободные, т. е. от налогов), или начальниками (סגנים ‎; Нехем., ibid.). Число членов этого собрания народных представителей было 85. Но это число колебалось. Весьма поэтому возможно, что с течением времени было установлено число 71. За это говорит не только талмудическая традиция, которая не могла не соответствовать действительности; это число встречается также y Аристея, согласно которому Тора была переведена для Птолемея Филадельфа 72 старцами из Иерусалима. Число 71 легко превратилось здесь в 72 для того, чтобы возможно было выбрать по 6 членов из каждого колена Израиля, хотя во время Птолемея они давно прекратили свое существование. Во всяком случае, на существование в Иерусалиме в греческую эпоху Высокого Совета имеется ясное указание y Иосифа Флавия в его сообщении, что Антиох Великий освободил членов Совета от разных налогов («Древн.», ХII, 3, 3). Иосиф называет Совет того времени γερουσία , т. е. Совет старейшин, во главе которого, несомненно, стоял первосвященник. Если Гекатей (ок. 300 л. до Р. Хр.) при описании Иудейской конституции (Диодор, XL, 3) говорит исключительно о власти первосвященника и о священниках как о должностных лицах государства, то это можно объяснить скудностью сведений, которые имелись y языческого писателя о еврейских делах. В действительности первосвященник был главой народа, а Высший Совет состоял из священнослужителей левитов и др. членов аристократических еврейских семейств. To, что Иосиф называет греческим термином герусия, есть не что иное, как учреждение, названное в талмудич. источниках «Мужами Вел. Собора» (ср. cоотв. статью). В книге Юдифь, которая, по всей вероятности, возникла в эпоху расцвета Хасмонеев, также говорится о какой-то герусии, заседавшей в Иерусалиме (IV, 8; XI, 14; XV, 8). Такой Совет существовал во время Иуды Маккавея (II Маккав., IV, 44). К нему царь Антиох Епифан обратился с посланием (ib., XI, 27). О герусии, несомненно, говорится также в первой книге Маккавеев, где она, соответственно духу еврейского языка, обозначается как собрание Старейших народа (VII, 33). Преемник Иуды, Ионатан, в своем известном послании в Спарту говорит от имени герусии, священства и всего народа (XII, 6). Во время Хасмонея Симона сирийский царь Деметр обратился с посланием к предводителям евреев и к Старейшинам Иерусалима (ib., ХIII, 36). В народном собрании, в котором на Симона было возложено наследственное звание первосвященника и князя Иудейского, были представлены прежде всего священство и старейшины народа (ib., ХIV, 28). В то время, подобно тому, как в эпоху Эзры и Нехемии, возникло нечто вроде возрождения евр. языка, и в иудейских источниках (на монетах) появляется новое еврейское название «cheber ha-Jehudim» חבר היהודים ‎ для обозначения Иерусалимской герусии. Это еврейское название сената знакомо нам также из финикийских надписей. На мишнаитском языке городской магистрат называется Хебер-Ир - חבּר עיר ‎ (М. Бер., IV, 7). Позже, в эпоху Хасмонейской династии, стремившейся к упрочению своей монархической власти, герусия если не совсем прекратила свое существование, то, во всяком случае, много потеряла в своем значении. Это явствует из того, что позднейшие хасмонейские монеты чеканились уже не от имени верховной власти и еврейского сената, а лишь от имени первой. С течением времени должны были произойти перемены в составе Совета. Если прежде участие в управлении принимали исключительно патриции, то в последующее время - еще в дохасмонеевскую эпоху - в состав герусии проникают также ученые элементы из других слоев народа. Во время Бен-Сиры книжники играют уже большую роль (38, 24-39, 11). В эпоху господства Хасмонеев изменения в составе Совета продолжаются, принимая, по-видимому, все большие размеры. Демократы-фарисеи добились участия в Совете в царствование царицы Александры, благосклонно относившейся к ним (Иосиф, ib., ХIII, 16, 5). Влиятельным членом Совета был в то время знаменитый законоучитель Симон бен-Шетах (см.). Высокий Совет, в существовании которого со времен Эзры и Нехемии нельзя сомневаться, пользовался политическими прерогативами, а так как политическая жизнь иудейского народа была тесно связана с религиозной, то деятельность его была всеобъемлющей. Естественно, что ученые мужи получили доступ в Совет. Очень трудно установить, были ли присущи этому Высшему Совету также и судебные функции. Необходимо помнить, что в старину судебные функции не были так строго обособлены, как в современном государстве. Высший народный Совет мог заниматься также мелкими и докучливыми судебн. делами, приговаривать сограждан к изгнанию или даже к смертной казни, в особенности в политических процессах. У евреев дело осложнялось еще тем, что законодательство, по крайней мере в теории, было ограничено, Совет не мог быть законодательным учреждением. Он только применял и интерпретировал Божественные законы, записанные в Торе. Надо полагать, что в Иерусалиме и провинциях существовали суды, задача которых состояла в разборе гражданских споров и наблюдении над религиозной жизнью, т. е. они преследовали и наказывали за нарушение религиозных постановлений. К последней категории дел относятся преступления против жизни и собственности, нарушение чистоты семейной жизни и т. д. Так как Тора была единственным источником права, в котором, однако, не предвидены все возможные в жизни случаи, то допустимо, что многое осуществлялось в зависимости от интерпретации Высокого Совета. Вот почему мы очень рано узнаем о разногласиях саддукейских и фарисейских членов Совета. Достоверно известно, но до сих пор не вполне выяснено начало и содержание этих бурных конфликтов, так как мы черпаем сведения по этому вопросу из талмудич. литературы, которая, естественно, проникнута фарисейским духом. Талмудическая традиция, с которой согласно также историческое сообщение Иосифа (ib., XIII, 10, 5), передает о переходе первосвященника Иоханана Гиркана к концу его правления (110 до Р. Х.) из фарисейской в саддукейскую партию, которая таким образом получает перевес в С. (талмудич. традиция употребляет уже этот термин для того времени). После того как фарисеи в царствование Александры (69-79 до Р. Х.) снова получили власть и влияние в С., дебаты там касались важнейших юридических и религиозных законодательных вопросов, которые решались согласно интерпретациям Св. Писания. Саддукейское уложение о наказаниях ספר גזירתא ‎, составленное согласно саддукейской интерпретации, было отменено фарисеями. Чтобы закрепить в памяти это важное событие, день, когда это произошло, был отмечен в календаре как полупраздник (Мегиллат Таанит IV, 4). В талмудической традиции далее сообщается, что фарисейским членам С. удалось устранить из Совета своих саддукейских коллег. Это следует понимать в том смысле, что саддукейские члены отныне воздерживались от дебатов, так как они постоянно оставались в меньшинстве и не имели никакого влияния на решение С. Эти факты, имевшие место отчасти в последние годы царствования Янная, но главным образом во время царств. Саломеи-Александры, вполне соответствуют политическим и религиозным отношениям того времени. Хотя Иосиф ничего не упоминает об этих внутренних трениях в самом С., тем не менее, соответствующие сообщения Талмуда не теряют своей достоверности. Иосиф, очевидно, не считал нужным сообщать своим языческим читателям такие вещи, которые могли быть недоступны их пониманию. В его изложении эти контроверзы имели бы чисто политическое значение. Талмудические традиции о горячих дебатах в С. по вопросу об условиях наказуемости лжесвидетелей можно поэтому безусловно отнести к историческим фактам (Маккот, 5б; Тосефта Сангед., VI, 6). Это такой важный вопрос, который не меньше занимал бы и современное законодательное учреждение и, несомненно, вызвал бы оживленные дебаты при разрешении его. Точно так же вполне соответствует положению вещей той эпохи, что фарисейское большинство в С. стремилось установить прочные интерпретационные правила, или так назыв. «миддот». Фарисейское большинство не удовлетворялось простым решением вопроса в каждом отдельном случае, оно хотело установить твердые правила для развития еврейского права вообще. Наряду с всесильным Симоном бен-Шетах в талмуд. традиции упоминается также о Иуде бен-Таббай как о лидере фарисейского большинства в С. По какому принципу комплектовался тогда состав С., точных указаний нет. В древнейшее время, когда Высокое Собрание служило исключительно интересам патрициев, места в С. предоставлялись, вероятно, главам известных аристократических семейств по наследству. Но после Хасмонейских войн положение изменилось. Этот переворот, способствовавший устранению древней династии первосвященников, мог быть причиной серьезных изменений в составе членов С. Источники, однако, ничего не говорят по этому поводу. В позднейшее время к участию в С. призывались: священники, исполнявшие служебные функции в храме, члены магистрата, провинциальные судьи и т. п. Когда впоследствии зелоты задумали учредить новый С., который осудил бы ненавистного им Захария бен-Баруха, они призвали 70 должностных лиц, дабы придать новому С. законную форму (Иос., «Иуд. война», V, 5, 4). Придерживаясь этой легальной формы, они, тем не менее, не могли создать такой С., который бы слепо исполнял их требования (ib.). В более спокойное время назначение членов С., как сообщает одна талмуд. традиция, производилось посредством кооптации самим С. (Мишна, Санг., IV, 4), при чем вновь избранные члены С. должны были быть посвящены в сан (ср. Ординация , Евр. Энц., XII, 125-29). Члены назначались пожизненно. Зато в неспокойное время в составе членов С. были произведены насильственные перемены. Так, несомненно, было во время борьбы партий в царствование Янная и царицы Александры, когда большинство в С. принадлежало то саддукеям, то фарисеям. Так поступил Ирод, умертвив 45 виднейших членов С. (Иосиф, «Древн.», XV, I, 2). Если в другом месте (ib., XIV, 9, 4) мы находим, что Ирод при вступлении на престол умертвил всех членов С., кроме одного Шаммая, то этим, однако, еще не доказано, что С. состоял только из 46 членов. По всей вероятности, Иосиф хотел только этим сказать, что при вступлении на престол Ирод умертвил всех примкнувших к партии Антигона. Во всяком случае, когда С. был вновь восстановлен, в члены его могли попасть только лица, которые угодны были всесильному тогда властелину. Число 70 для членов С. В. (а с председателем - 71) для позднейшего времени засвидетельствовано не только Мишной (Санг., I, 5, 6), но и другими источниками. У Иосифа («Иуд. война», IV, 5, 4) буквально сказано: «Для того чтобы образовать законом установленный С., зелоты призвали 70 человек». Точно так же сообщает Иосиф (ib., II, 20, 5), что, когда он получил наместничество в Галилее, он призвал 70 человек, на коих возложил обязанность управления провинцией, иными словами, он учредил С. В. Ссылка Мишны (Санг., I, 6) в объяснение этого числа на Числ., 11, 16 кажется вполне правдоподобной. Весьма возможно, что до хасмонейской эпохи герусия состояла из 85 членов аристократических семейств и являла собой привилегированное представительное учреждение. Когда же оно впоследствии превратилось в политическое учреждение, долженствовавшее также заниматься развитием права и следить за точным исполнением религиозных отправлений, число членов определялось по образцу того собрания, которое установил Моисей, избрав его, по повелению Божию, из всех израильтян.

С подчинением Иудеи римлянам начинается новая эпоха в истории синедриона. Хотя положение евреев с тех пор значительно ухудшилось, но именно благодаря устранению монархической власти значение С., несомненно, увеличилось. Одно сообщение y Иосифа («Иуд. война», I, 8, 5 и «Древн.», XIV, 5, 4) привело к ложному толкованию, что как раз в это время (57-55 до Р. Хр.) значение С. было умалено благодаря вмешательству римского полководца Габиния . Согласно Иосифу, Габиний возвел Хасмонея Гиркана в первосвященники, лишив его при том монархической власти, которой прежде пользовались хасмонейские князья. Страна была разделена на пять С.: («Иуд. война», I, 8, 5; они там называются «Синодами», но в «Древн.» ХIV, 5, 4 он их называет синедриями); Иерусалим, Гадара, Иерихон, Сепфорис и Хамат. Имел ли Иосиф в виду, говоря о синодах и синедриях, то Высокое Собрание, которое существовало со времен Эзры и Нехемии, не выяснено. Толкование некоторых исследователей, что речь идет о пяти фискальных округах для взимания налогов с завоеванной страны, кажется весьма вероятным. Но если даже тут речь идет о настоящих С., то разве только о провинциальных, упоминаемых также в Мишне. Эти провинциальные С., так назыв. «Коленовые синедрии» סנהדריות לשבּטים ‎ (Санг., I, 5), которые, по всей вероятности, были образованы по тому образцу, который описывается в Мишне, всецело зависели от решений центрального С. К тому же периоду римского владычества надо, очевидно, отнести точное определение компетенции центрального иерусалимского С. и отличие его от провинциальных синедрионов. С. В. состоял из 71 члена. В круг его компетенции входил суд над первосвященником или над совращенным в язычество городом и лжепророком. Только с согласия этого синедриона могла быть объявлена война. Требовалось его согласие и на расширение территории Иерусалима (ib.). Отсюда можно вывести заключение, что именно во время римского владычества С. олицетворял собою народовластие, что еще подтверждается заключительной фразой y Иосифа («Древн.», XIV, 5, 4). По другой традиции (Санг., 86б), С. В. в Иерусалиме, заседавший в храме в каменной зале (לשכת הגזית ‎), служил также высшей инстанцией для санкционирования всех решений малых С. в Иерусалиме и провинциальных городах. Отсюда вытекает, что С. служил высшей инстанцией для интерпретации закона. Что этот синедрион не был упразднен Габинием, можно заключить и из того, что синедрион, по дальнейшему сообщению Иосифа (ib., XIV, 9, 3-5), должен был судить за превышение власти молодого Ирода, который позволил себе казнить людей без суда в Галилее, следовательно, в пределах действий Сепфорисского С. Это был настоящий политический процесс, который вполне правильно был внесен на рассмотрение С. В. в Иерусалиме. Выше мы видели, что Ирод казнил 45 членов С. - понятно, что под влиянием этих действий Ирода политический престиж С. сильно упал. Синедрион остался лишь центром духовной и религиозной жизни не только евреев в Палестине, но и всей диаспоры. В религиозные дела евреев, очевидно, ни римское правительство, ни Ирод не смели вмешиваться. В эту эпоху, должно быть, С. и вылился в ту форму, которая нам представляется на основании талмудических источников. С., потеряв свое политическое значение, принял форму высшего религиозного учреждения, компетенции которого подлежало также разрешать споры частного права. Правильная интерпретация Торы была делом ученых членов С. в Иерусалиме (Сангед., ib.). После смерти Ирода евреи, которые были недовольны деспотическим правлением сына его, Архелая, добились того, что Иудея причислена была к Сирии как римская провинция (6-37 по Р. Хр.). В эти 30 лет С., видимо, пользовался известными политическими правами, так как римская власть вынуждена была предоставить евреям некоторую автономию. Точно так же во время царствования мягкого Агриппы I (33-44 гг. по Р. Хр.) С., по-видимому, удалось удержать за собою эти права. После смерти Агриппы I Иудея вновь превратилась в непосредственную римскую провинцию, в каковом положении она остается вплоть до катастрофы 70 года. Рядом с политическим и административным господством римских наместников С., очевидно, были предоставлены некоторые права. Следует полагать, что С. служил представителем еврейского народа перед Римской империей и наместником. Когда в 66 г. хр. эры разразилось восстание евреев, С. исполнял функции высшего государственного учреждения, которое руководило войной против римлян и защищало политические интересы страны до тех пор, пока зелоты не упразднили его насильственно. Во главе военного С. стоял деятельный первосвященник Анан II и уступавший ему в энергии первосвященник Иошуа бен-Гамала, оба павшие жертвами народного гнева. Еще до гибели Иерусалима С. в Ямнии сделался центром религиозной жизни всего еврейства. С. в Ямнии, которым первое время руководил Рабби Иоханан бен-Заккаи (не приняв даже звания президента), а затем патриархи из дома Гиллеля, был лишен всякого политического значения; он даже перестал служить высшей судебной инстанцией. С. превратился в специальную Академию, в которой регулировалась духовная и религиозная жизнь евреев в Палестине и диаспоре. Восстание Бар-Кохбы (132-35) оказало свое губительное влияние на существование С., он был вынужден перекочевывать с места на место, а впоследствии окончательно потерял свое значение. - Мы видим, что С. часто менял как свою внешнюю форму, так и свое внутреннее содержание. Противоречия между талм. и др. источниками (Иосиф и Евангелие) относительно формы и функций С. не так уж запутаны, чтобы нужно было (как это делают протестантские теологи) отнести все талмудические сообщения к области легендарного. He следует упускать из виду, что все эти противоречивые сообщения относятся к различным эпохам, а посему каждое такое сообщение нужно рассматривать как определение С. соответствующего периода. Трудноразрешимым является только вопрос о конструкции С. В талмудических источниках мы находим список президентов (נשיאים ‎) и вице-президентов (аб-бет-дин - אב״ד ‎) С., начиная с Иосе бен-Иоэзера, жившего в эпоху Хасмонейских войн, до Гиллеля (Хагига, II, 2). Приблизительно с 165 г. до Р. Хр. или, по крайней мере, с восстановления порядка Хасмонеями высокое звание президента и вице-президента носили знаменитые законоучители. Из талмудической традиции (Пес., 66а; Иер., VI, 1, 33а; М. Хаг., II, 2) мы знаем, что Гиллель был избран президентом, а вице-президентом был сперва ессей Менахем, а затем Шаммай. Однако другие источники находятся в резком противоречии с талмудической традицией. Из сообщений Иосифа и евангелистов вытекает, что президентами С. были первосвященники не только во времена Хасмонеев, но и в дохасмонейскую эпоху. Спорным может быть вопрос о председателе только относительно эпохи Иродов (37 до Р. Хр. - 66 по Р. Хр.) или даже начиная с правления Габиния (57 до Р. Хр.). Можно предположить, что Ироды, не желая допускать первосвященников к политической власти, ограничивали их деятельность функцией священнослужителей, предоставляя место председателя С. кому-либо из выдающихся законоучителей. Надо думать, что Гиллель, который, по одной талмудической традиции (Шабб., 15а), стал председателем С. в 30 г. до Р. Хр., был именно призван Иродом. Когда Иудея была присоединена как римская провинция к Сирии, а также в царствование Агриппы I, согласно изложению Иосифа и евангелистов, главами С. были опять первосвященники. Это была также политическая должность, ибо в отсутствие римского куратора президент С. заведовал политическими делами страны, санкционировал смертные приговоры, которые в обыкновенное время могли быть утверждаемы лишь римским прокуратором (Иосиф, «Древн.», XX, 9, 1). Безусловно неправильно утверждение Греца относительно патриарха Симона бен-Гамлиила I, который будто бы был президентом «военного С.» (66-70 до Р. Хр.), а также, что иудейские монеты с надписью «Симон царь Израиля» чеканились от имени этого знаменитого законоучителя. По сообщению Иосифа, руководителями военного С. до свержения его зелотами были первосвященник Анан II и Иошуа бен-Гамала, в особенности первый. Симон бен-Гамлиил был лишь влиятельным членом этого С. (ср. Иосиф, «Жизнь», 38, 70, где ясно выражено, что Симон бен-Гамлиил не мог самостоятельно действовать против Иосифа, но имел сильное влияние на Анана и на Иошуу бен-Гамала). Сообщение талмудическ. источников о том, что законоучители из дома Гиллеля сохранили за собой должность президентов, относится к периоду роспуска С. в Иерусалиме. Вообще, в талмудической традиции говорится о господстве фарисеев в иерусалимском С., в то время как Иосиф и евангелисты утверждают, что саддукеи были представлены многими членами и иногда составляли большинство. Первосвященники часто были из лагеря саддукеев. Это твердо установлено со времени Анана II, который опирался на саддукейское большинство в С. («Иудейск. древн.», XX, 2, 1). Во всяком случае, те места в Талмуде, которые рисуют С. как состоявший всегда из фарисеев, надо отнести к более поздним источникам. Согласно Мишне (Санг., VII, 2), еще до последнего времени существовал саддукейский С. Равным образом опровергается этой же Мишной (ib.), сообщение Талмуда, что за 40 лет до разрушения храма С. лишился права произносить смертные приговоры (Шабб., 15а). Из евр. исследователей Нахман Крохмаль был первый, обративший внимание на указанное противоречие, и с тех пор вопрос о том, каким источникам давать больше веры, всегда служил предметом спора между исследователями. С другой стороны, неоднократно пытались устранить противоречия. Иельский выдвинул гипотезу, что в синедрионе существовал юридический отдел, который занимался изучением источников права и интерпретацией, приспособляя библейское право к условиям времени. В этом отделе, в президиуме, находились выдающиеся законоучители, в то время как во главе политического С. стояли первосвященники. По мнению Иельского, в талмудических источниках трактуется лишь о юридическом отделе, имевшем исключительное значение для евреев. Л. Каценельсон высказал другую гипотезу. Он находит в талмудических источниках указание на высшее судебное установление в зале y входа на храмовую гору. Этот суд, решавший в качестве апелляционной инстанции все споры и заведовавший, между прочим, и календарным делом и вопросами текущей религиозной практики, должен был благодаря своей деятельности интерпретировать Св. Писание, и следовательно, членами его могли быть только ученые мужи. Президентами и вице-президентами этого учреждения были знаменитые законоучители, о которых говорится в талмудических источниках. О том, что судебные учреждения в Иерусалиме и провинциях назывались С., явствует из многих мест Мишны. Суд, разбиравший штрафные процессы и состоявший из 23 членов, называется постоянно малым С. В Евангелии (Мат., 10, X, 17; ср. V, 22) говорится: «Остерегайтесь людей, могущих предать вас С., ибо вы будете наказаны» и т. д. Немыслимо, чтобы тут была речь о Великом (политическом) С.: несомненно, здесь говорится об обыкновенном суде. Разумеется, в Евангелии говорится, что главой судебного учреждения, судившего Иисуса Христа, Павла и проч., был первосвященник. В этих случаях, согласно изложенному в Новом Завете, дело шло о больших процессах, имевших политическое значение, а согласно Мишне, подобные процессы должны были быть отнесены к компетенции высшего суда. Однако не все противоречия могут быть разрешены этой гипотезой. Бюхлер, очевидно, незнакомый с работой Каценельсона, снова выдвинул этот вопрос и подверг его дальнейшей разработке. Пo существу Бюхлер и Каценельсон сходятся. Но им обоим не удалось устранить своими гипотезами многие затруднения. Теория Исаака Галеви есть не что иное, как видоизменение гипотез Иельского и Каценельсона. Он находит, что политический С. В. прекратил свое существование еще при Габинии, заменившем его пятью малыми синедриями, а С., так часто упоминаемый в талмудическ. источниках, был только высшей школой, главная задача которой состояла в исследовании Торы и развитии иудаизма. Среди знаменитых законоучителей С. В. господствовало раньше полнейшее равенство, так что в нем даже не было президиума. Только с возникновением эллинизации в Иудее и в целях борьбы с этим движением, члены С. сплотились в более прочную организацию. С тех пор, как и указано в Мишне (Хагига, II, 2), президенту С. присвоен был титул «наси», а вице-президенту титул «аб-бет-дин».

Благодаря проискам Габиния Синедрион был упразднен, и с тех пор он уже официально больше не был восстановлен, но продолжал существовать в еврействе как чисто духовное учреждение. Отныне С., во главе которого стояли сперва Гиллель, а потом его потомки, продолжал свое существование, не пользуясь никаким официальным авторитетом. Указание Мишны (Сота, IX, 11) об упразднении С. Галеви связывает с мероприятиями Габиния (между тем как на самом деле это относится к более позднему периоду, а именно к послеадриановскому, что с очевидностью явствует из контекста). Гипотеза Галеви основана на неверном переводе того места у Иосифа, где говорится об учреждении пяти синедрий Габинием, и не выдерживает критики; Д. Гоффман основательно опровергает эту гипотезу, которая не только не сглаживает имеющиеся там противоречия, но еще нагромождает новые. С тем большей натяжкой можно согласиться с мнением протестантских теологов, к которому присоединились впоследствии некоторые еврейские ученые, отрицательно относившиеся к талмудическим источникам. Предположение, что талмудические источники имели в виду ямнинский С. с его порядками, когда они говорят о иерусалимском С., не может быть допустимо во всех тех местах, где прямо говорится о председательстве известных ученых законоучителей, где, напр., упоминается о Гиллеле как о «наси» С. Единственно с чем можно согласиться, это то, что, когда говорится в Талмуде о внутренней конструкции С., как, напр., о присутствии президента, вице-президента и постоянного референта (חכם ‎), речь идет о С. в Ямнии. Во всем остальном можно согласиться с гипотезами Иельского и Каценельсона. - Ср.: Frankel, Darke ha-Mischna; Weiss, Dor, I; Halevy, Dorot ha-Rischonim, I, Франкфурт-на-М., 1906; Каценельсон, «Восход», 1898; Winer, R. W. B., II, 551-54; Saalschutz, Das mos. Recht, 2-е изд., I, 49 и сл.; II, 593 и сл.; id., Archeol. d. Hebr., II, 249 и сл., 271 и сл., 429-58; Levy, Monatsschr., 1855, 266-74, 301-7, 339-58; Herzfeld, Gesch., II, 380-96; Geiger, Urschrift, 114 и сл.; Leyser, Herzogs RE., XV, 315-25; Langen, Das jüd. S. в Theol. Quartalschr., 1862, 411-63; Grätz, Gesch., III; Ewald., Gesch., 3-е изд., IV-VI; Kuenen, Over de sammenstelling van het S., нем. перев. Budde, 1894, 49-81); Derenbourg, Histoire de la Pal., pp. 83-94, 465-68; Ginsburg, Kitto в Cyclop. of Bibl. Lit.; Wellhausen, Die Phar. u. die Sad., pp. 26-43; id., Israel, u. jüd. Gesch.; Holtzmann в Schenkels Bibellexikon, V, 446-51; Hoffmann, der oberste Gerichtshof; id., Die Praesidentur in S., в Magazin f. d. Wissensch. des Judent., 1878, 94-99; id. Bemerk. z. Gesch., des S. в Jahrb. d. jüd. lit. Gesellsch., V, 215-44; Jelsky, Die innere Einrichtung des grossen S., Бреславль, 1904; Bacher, Hasting Dictionary of the Bible, IV, 397-402; Büchler, Das Syn. in Jerusalem, Вена, 1902; Schürer, Gesch. des jüd. Volk., 4-е изд., II, 237-67.