» » Психология и педагогика. Личность, ее структура

Психология и педагогика. Личность, ее структура

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ 1

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия че­ловека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. <...>

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия вклю­чаются и психические явления - психические свойства и состояния лич­ности) 2 . Поэтому введение личности в психологию представляет собой не­обходимую предпосылку для объяснения психических явлений. <...>

Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный мо­мент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь фор­мировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, по­ложение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо пони­мать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно ис­торию человека, и, наконец, личную историю развития данного человека. В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнару­живаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
С. 240-250.

2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют
свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б.М.Тепловым приобретает в
этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.


262 Тема 3.

Включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являю­щиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обуслов­ленные распространением солнечных лучей и строением глаза, детермини­рованным этими лучами. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в строении зрительного прибора и его функциях, общими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие чер­ты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, на­пример, особенности фонематического слуха, обусловленные фонематиче­ским строем родного языка. Они различны не только у представителей различных народов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе развития одного народа. Так, в XII - XIII вв. произошли существенные из­менения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали самостоятельными фонемами появившиеся в это время соотносительные твердые и мягкие со­гласные и т.д. В соответствии с этим у русских людей стали формиро­ваться особенности фонематического слуха, которые сейчас для них харак­терны. Так формы чувствительности - в данном случае речевой слух - меняются в результате исторического развития. То же можно сказать и о музыкальном слухе.


Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей про­исходят с изменением общественной формации. Хотя существуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содержание мотивов, соотно­шение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изменения являются типически общими для лю­дей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим со­четается индивидуальная история развития личности, обусловленная соот­ношением специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и воспи­тания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенно­сти личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и еди­ничное.

Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном прелом­лении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личнос­ти - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свой­ства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общест­венно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 263

Другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его при­годным к исторически сложившимся формам общественно полезной дея­тельности). <...>

<...> Из представления о личности, заключенного в первоначаль­ном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной дея­тельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе ее свойствами, но и значительностью тех общест­венно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, от­деляющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительно­стью тех дел, которые человеку, ставшему исторической личностью, уда­лось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно са­ми по себе взятые его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исто­рической личностью и «простым» человеком исключительно за счет раз­личий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возможностей, открытых перед каждым человеком.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек всту­пает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляе­мой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобрета­ет деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реаль­ность, которая обозначается понятием личность, - это, в конце концов, ре­альный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального» 1 , ни как чисто духов­ного образования и никакой особой науки о так понимаемой «личности».

В качестве личности человек выступает как «единица» в системе об­щественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая катего­рия. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами - и при-

См. Stern W. Die Menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1923.


264 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Родными, а не только общественными, - является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психо­логия, потому что нет личности без психики, более того - без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; пси­хические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и про­цессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обуслов­лены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают по­ведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий 1 .

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, еди­ничных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть лич­ность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере лич­ность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, мак­симум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение име­ет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многопла­новость психического, протекание психических процессов на разных уров­нях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада чело­века сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строе­ния самой личности. В частности, вопрос о личности как психологиче­ском субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) - это субъект сознательной, «произвольной» дея­тельности. Ядро его составляют осознанные побуждения - мотивы соз­нательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако по­нятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами созна­тельной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосоз-

1 Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образование и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят, в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 265

Нанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я --как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокуп­ности тенденций, составляющих в целом психологический склад лично­сти. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на ос­нове которых им производится оценка своих и чужих поступков, опреде­ляемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности. <...>

Характер человека - это закрепленная в индивиде система генерали­зованных обобщенных побуждений. Обычно, рассматривая отношение мо­тивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов челове­ка от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением харак­тера и его отношения к мотивам - значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления ха­рактера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или моти­вов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколь­ко ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может со­вершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно высту­пают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколь­ко обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому во­просу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии харак­тера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается харак­тер. Побуждение, мотив - это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распростра­нившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отноше­нию к личности чертах. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного чело­века при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера че­ловека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его дея­тельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому


266 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Или иному поступку - это и есть личностная черта характера в ее гене­зисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисцип­лину, обособленную от психологии, - значит стать на ложный путь.

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало про­двинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой про­блеме - проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств поро­жденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспита­тельной работы по формированию характера. Исходное здесь - это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стерео-типизации». <...>

Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, опре­деляет и понимание путей ее психического развития.

В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочета­ется с его «спонтанейностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо не­посредственно из внешних воздействий 1 . Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

Когда исходят из наивного механистического представления, буд­то педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребен­ка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над фор­мированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мыш­ление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее нераз­работанность в нашей педагогике - одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принципиально правиль­ное решение проблемы детерминации психического развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое жизненное значение.

1 Поэтому нельзя, в частности, выводить развитие личности непосредственно из требований, которые к ней предъявляет общество, как этого хочет А.В.Веденов. Выводить развитие личности из требований, которые ей извне обществом предъявляются, - это значит отрицать внешне обусловленное саморазвитие личности, т.е. в конечном счете отрицать саму личность как субъект такого развития (см. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. 1).


А.Н.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 1

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):

  • самость
  • анима и анимус
  • персона.

Активность личности - это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в различного рода деятельности. Основным источником активности являются потребности, которые по своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда связана с осознанием нужды в чем-то;

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;

Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, то есть непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Многое в своей жизни человек совершает под влиянием неосознанных мотивов, которые характеризуются влечениями и установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим. Направленность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Убеждения - важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, а, во-вторых, теснейшей

связью с миром чувств. Это - система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - эта образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ "Я" - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

Когнитивный компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

Эмоционально-оценочный компонент - переживание отношения к себе (самокритичность; самоуважение; себялюбие и т.д.);

Поведенческий (волевой) компонент - стремление быть понятым; завоевать симпатии; уважение, повысить свой статус и т. д.

Степени адекватности "Я-образа" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это - наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, - снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

Развитие личности, его процесс и результат;

Целенаправленное воспитание личности.

Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность

б) экстраверсия/интроверсия

в) экстрапунитивность/интропунитивность

г) психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты б) механическая память

в) ценностные ориентации г) музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием б) регрессией в) вытеснением г) подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в) К.К.Платонов г) А.С.Ковалев

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

а) индивида б)

6. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения б) мировоззрение в) установка г) интерес

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в) А.Акоффа г) Ж.Годфруа

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а)влиянием б) мировоззрение в) личностным смыслом г) потребностью

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка б) притязание в) мировоззрение г) личностный смысл

10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому б) социогенетическому

в) биогенетическому г) двухфакторному

12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б) личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Г.Олпорт г) З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт б) Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

а) Мотив б) потребность в) интерес г) склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г) когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность

в) мотивационная направленность г) средний рост

20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а)«Оно» б) «Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»

21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а)Психогенетический б) социогенетический

б) в) биогенетический г) двухфакторный

22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а)уровень притязаний б) локус контроля в) самооценка г) самоотношение

23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид б) личность в) субъект деятельности г) индивидуальность

24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии

в) в бихевиоризме г) в психоанализе

26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного б) экстравертированного

в) интропунитивного г) шизоидного

27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный б) интровертированный

в) экстравертированный г) экстрапунитивный

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г) вытеснением

Вопрос № 23 . Понятие личности в психологии. Структура личности.

Леонтьев Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.

Рубинштейн Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Ганзен Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

И.С. Кон : понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев Личность - субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский : Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К.К.Платонов : Личность - человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин : Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения:

1. личность есть некое неповторимое единство, некая целостность;

2. личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами.

Структура личности.

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1. отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. 3

В качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.

Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, ДА. Леонтьев, А.В. Петровский)

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

1.темперамента (структуры природных свойств),

3.способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

По А. Н. Леонтьеву, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Три уровня структурной организации личности (Леонтьев Д.А., 1993):

1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;

2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»;

3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

В.Н.Мясищев единство личности характеризует:

2. общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),

3. структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

К.К. Платонов "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Б.Г. Ананьев считал, что в структуру личности входят такие свойства:

1. определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

2. динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

3. статус и социальные функции-роли;

4. мотивация поведения и ценностные ориентации;

5. структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

Становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

Жизненный путь человека (история личности).

З.Фрейд выделяет три части в психической структуре личности: Ид, Эго и Суперэго.

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

К психическим свойствам личности относят наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность – мотивация, темперамент, способности, характер).

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов).

Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деятельности.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и разных форм поведения.

Воля – это сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Познавательные процессы – связаны с восприятием и переработкой информации (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благодаря им мы получаем сведения об окружающем мире и себе.

Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности:

1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе;

2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и

3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Джемс. Блочная стратегия к строению личности.

Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.

Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом.

Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки – резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я.

а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.

б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.

Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе – тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).

Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.

Рассмотрим этапы формирования личности . Личность, по Леонтьеву, рождается дважды: Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением.

Рассмотрим мнения некоторых психологов на движущие силы развития личности .

1.Божович: движущая сила развития – потребность во впечатлениях;

2.Лисина: движущая сила развития – потребность в общении;

3.Выготский: через развитие социальной позиции определяется развитие личности;

4. Асмолов: личность – динамическая, саморазвивающаяся система.

Существуют различные определения понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)

Личность , с од­ной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя опреде­ленных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:

  1. человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
  2. отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
  • наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическая структура Лазурского АФ. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность - это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует:

  • направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
  • общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
  • структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВИД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.

Направленность личности . Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт . Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов . Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства . Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.

Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.

  1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
  2. психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  3. психический облик личности решает 3 вопроса:
  • Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
  • Что может личность (способности)?
  • Что есть личность (характер)?

Структура личности Петровского А.В.:

  1. личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
  2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
  3. личность оказывает воздействие на других людей.

Структура личности Ядова В.А. - Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему). Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности). Важна регуляция социального поведения Личности:

  1. поведенческие акты, контакт индивида со средой;
  2. привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
  3. профессиональное поведение;
  4. целостность поведения в жизнедеятельности человека.

В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:

  1. Личность имеет свою структуру
  2. Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
  3. Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
  4. Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

Активность и направленность личности.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:

  • любая потребность имеет свой предмет;
  • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
  • потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

Направленность личности.

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:

  • Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
  • Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
  • Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
  • Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

  1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
  2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
  3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
  4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
  5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
  6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
  7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
  8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.