ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ 1
Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. <...>
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности) 2 . Поэтому введение личности в психологию представляет собой необходимую предпосылку для объяснения психических явлений. <...>
Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь формировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, положение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.
Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо понимать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно историю человека, и, наконец, личную историю развития данного человека. В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнаруживаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека
1 Рубинштейн С.Л.
Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
С. 240-250.
2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют
свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б.М.Тепловым приобретает в
этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.
262 Тема 3.
Включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являющиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей и строением глаза, детерминированным этими лучами. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в строении зрительного прибора и его функциях, общими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие черты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, например, особенности фонематического слуха, обусловленные фонематическим строем родного языка. Они различны не только у представителей различных народов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе развития одного народа. Так, в XII - XIII вв. произошли существенные изменения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали самостоятельными фонемами появившиеся в это время соотносительные твердые и мягкие согласные и т.д. В соответствии с этим у русских людей стали формироваться особенности фонематического слуха, которые сейчас для них характерны. Так формы чувствительности - в данном случае речевой слух - меняются в результате исторического развития. То же можно сказать и о музыкальном слухе.
Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей происходят с изменением общественной формации. Хотя существуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содержание мотивов, соотношение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изменения являются типически общими для людей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим сочетается индивидуальная история развития личности, обусловленная соотношением специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и воспитания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенности личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное.
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к
Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 263
Другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности). <...>
<...> Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе ее свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью тех дел, которые человеку, ставшему исторической личностью, удалось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно сами по себе взятые его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исторической личностью и «простым» человеком исключительно за счет различий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возможностей, открытых перед каждым человеком.
Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, - это, в конце концов, реальный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального» 1 , ни как чисто духовного образования и никакой особой науки о так понимаемой «личности».
В качестве личности человек выступает как «единица» в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами - и при-
См. Stern W. Die Menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1923.
264 Тема 3. Человек как субъект деятельности
Родными, а не только общественными, - является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того - без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловлены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий 1 .
Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.
Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многоплановость психического, протекание психических процессов на разных уровнях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада человека сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций.
Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) - это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения - мотивы сознательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосоз-
1 Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образование и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят, в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.
Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 265
Нанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я --как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности. <...>
Характер человека - это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Обычно, рассматривая отношение мотивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов человека от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением характера и его отношения к мотивам - значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления характера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или мотивов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколько ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно выступают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив - это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.
Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому
266 Тема 3. Человек как субъект деятельности
Или иному поступку - это и есть личностная черта характера в ее генезисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисциплину, обособленную от психологии, - значит стать на ложный путь.
Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме - проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь - это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стерео-типизации». <...>
Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, определяет и понимание путей ее психического развития.
В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается с его «спонтанейностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий 1 . Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.
Когда исходят из наивного механистического представления, будто педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребенка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над формированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мышление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее неразработанность в нашей педагогике - одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принципиально правильное решение проблемы детерминации психического развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое жизненное значение.
1 Поэтому нельзя, в частности, выводить развитие личности непосредственно из требований, которые к ней предъявляет общество, как этого хочет А.В.Веденов. Выводить развитие личности из требований, которые ей извне обществом предъявляются, - это значит отрицать внешне обусловленное саморазвитие личности, т.е. в конечном счете отрицать саму личность как субъект такого развития (см. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. № 1).
А.Н.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 1
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
- Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
- Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
- Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
- Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
- статус и социальные функции-роли;
- мотивация поведения и ценностные ориентации;
- структура и динамика отношений.
В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):
- самость
- анима и анимус
- персона.
Активность личности - это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в различного рода деятельности. Основным источником активности являются потребности, которые по своему происхождению делятся на естественные и культурные.
Потребности характеризуются следующими признаками:
Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда связана с осознанием нужды в чем-то;
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
Потребность обладает способностью воспроизводиться.
Потребности выражаются в мотивах, то есть непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Многое в своей жизни человек совершает под влиянием неосознанных мотивов, которые характеризуются влечениями и установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).
Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим. Направленность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.
Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с деятельностью и поведением.
Убеждения - важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, а, во-вторых, теснейшей
связью с миром чувств. Это - система устойчивых принципов.
Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - эта образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.
Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».
Образ "Я" - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:
Когнитивный компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;
Эмоционально-оценочный компонент - переживание отношения к себе (самокритичность; самоуважение; себялюбие и т.д.);
Поведенческий (волевой) компонент - стремление быть понятым; завоевать симпатии; уважение, повысить свой статус и т. д.
Степени адекватности "Я-образа" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это - наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, - снижается.
Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.
Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:
Развитие личности, его процесс и результат;
Целенаправленное воспитание личности.
Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность
1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
а) подвижность/уравновешенность
б) экстраверсия/интроверсия
в) экстрапунитивность/интропунитивность
г) психотизм/депрессия
2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:
а) инстинкты б) механическая память
в) ценностные ориентации г) музыкальный слух
3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
а) отрицанием б) регрессией в) вытеснением г) подавлением
4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в) К.К.Платонов г) А.С.Ковалев
5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:
а) индивида б)
6. Высший регулятор поведения – это:
а) убеждения б) мировоззрение в) установка г) интерес
7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в) А.Акоффа г) Ж.Годфруа
8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
а)влиянием б) мировоззрение в) личностным смыслом г) потребностью
9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
а) установка б) притязание в) мировоззрение г) личностный смысл
10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:
а) темперамент б) характер в) способности г) направленность
11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
а) психогенетическому б) социогенетическому
в) биогенетическому г) двухфакторному
12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:
а) темперамент б) характер в) способности г) направленность
13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
а) индивида б) личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности
14. Суть проекции заключается:
а) в приписывании другим людям собственных чувств
б) в ориентации поведения на доступную цель
в) в отрицании реальных фактов
г) в выборе поведения, противоположного подавленному
15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Г.Олпорт г) З.Фрейд
16. Основоположником теории черт является:
а) Г. Олпорт б) Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин
17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:
а) Мотив б) потребность в) интерес г) склонность
18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г) когнитивистов
19. Человека как индивида характеризует:
а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность
в) мотивационная направленность г) средний рост
20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
а)«Оно» б) «Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»
21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
а)Психогенетический б) социогенетический
б) в) биогенетический г) двухфакторный
22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
а)уровень притязаний б) локус контроля в) самооценка г) самоотношение
23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:
а) индивид б) личность в) субъект деятельности г) индивидуальность
24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:
25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии
в) в бихевиоризме г) в психоанализе
26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
а) интровертированного б) экстравертированного
в) интропунитивного г) шизоидного
27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
а) интропунитивный б) интровертированный
в) экстравертированный г) экстрапунитивный
28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г) вытеснением
Вопрос № 23 . Понятие личности в психологии. Структура личности.
Леонтьев Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Рубинштейн Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Ганзен Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
И.С. Кон : понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г. Ананьев Личность - субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский : Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К.Платонов : Личность - человек как носитель сознания.
Б.Д. Парыгин : Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения:
1. личность есть некое неповторимое единство, некая целостность;
2. личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами.
Структура личности.
Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:
1. отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.
2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. 3
В качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.
Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, ДА. Леонтьев, А.В. Петровский)
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
1.темперамента (структуры природных свойств),
3.способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
По А. Н. Леонтьеву, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Три уровня структурной организации личности (Леонтьев Д.А., 1993):
1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;
2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»;
3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.
В.Н.Мясищев единство личности характеризует:
2. общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
3. структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
К.К. Платонов "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Б.Г. Ананьев считал, что в структуру личности входят такие свойства:
1. определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
2. динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
3. статус и социальные функции-роли;
4. мотивация поведения и ценностные ориентации;
5. структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
Становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
Жизненный путь человека (история личности).
З.Фрейд выделяет три части в психической структуре личности: Ид, Эго и Суперэго.
Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире.
Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
К психическим свойствам личности относят наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность – мотивация, темперамент, способности, характер).
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов).
Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деятельности.
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и разных форм поведения.
Воля – это сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Познавательные процессы – связаны с восприятием и переработкой информации (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благодаря им мы получаем сведения об окружающем мире и себе.
Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности:
1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе;
2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и
3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.
Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.
Джемс. Блочная стратегия к строению личности.
Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.
Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом.
Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки – резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я.
а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.
б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.
Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе – тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).
Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.
Рассмотрим этапы формирования личности . Личность, по Леонтьеву, рождается дважды: Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.
Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением.
Рассмотрим мнения некоторых психологов на движущие силы развития личности .
1.Божович: движущая сила развития – потребность во впечатлениях;
2.Лисина: движущая сила развития – потребность в общении;
3.Выготский: через развитие социальной позиции определяется развитие личности;
4. Асмолов: личность – динамическая, саморазвивающаяся система.
Существуют различные определения понятия «личность».
1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».
2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность , с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).
Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:
- человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
- отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
- активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
- наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
- направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическая структура Лазурского АФ. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность - это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует:
- направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
- общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
- структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВИД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.
Направленность личности . Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт . Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Индивидуальные особенности психических процессов . Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства . Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.
Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.
- психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
- психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
- психический облик личности решает 3 вопроса:
- Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
- Что может личность (способности)?
- Что есть личность (характер)?
Структура личности Петровского А.В.:
- личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
- личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
- личность оказывает воздействие на других людей.
Структура личности Ядова В.А. - Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему). Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности). Важна регуляция социального поведения Личности:
- поведенческие акты, контакт индивида со средой;
- привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
- профессиональное поведение;
- целостность поведения в жизнедеятельности человека.
В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:
- Личность имеет свою структуру
- Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
- Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
- Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.
Активность и направленность личности.
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.
Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
- любая потребность имеет свой предмет;
- всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
- потребность обладает способностью воспроизводиться.
Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.
Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
Направленность личности.
Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:
- Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
- Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
- Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
- Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
- Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
- Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
- Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
- Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
- Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
- Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
- Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
- Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.