» » Проповедь на память святителя николая чудотворца. Проповедь архим

Проповедь на память святителя николая чудотворца. Проповедь архим

/ 19.12.2014

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю с днем памяти великого угодника Божия, святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца!

Во всех уголках мира не только православные христиане, но и последователи иных конфессий чувствуют на себе благодатную помощь этого угодника Божия. Святитель Николай является покровителем и путешествующих, и в море плавающих, и торгующих, и просто всех страждущих – всех обремененных заботами, житейскими скорбями, тех людей, которые терпят бедствия в море житейских страстей. Этому святому дана от Господа сугубая благодать приходить на помощь тем людям, которые находятся в крайних затруднениях и нуждах. Приходить, чтобы являть им милость Божию, чтобы через эту помощь люди задумывались и о Подателе этой помощи – о Господе нашем Иисусе Христе. Господь избрал святителя Николая Своим помощником, благодатным «орудием», через которое Господь подает помощь всем бедствующим и страждущим.

Сегодня в городе Бари, где находятся мощи святителя Николая, совершается великое торжество. И мы очень рады, что в этом торжестве принимает участие делегация Казанской духовной семинарии во главе с протоиереем Николаем Тимофеевым. Мы с нетерпением ждем возвращения наших посланцев, чтобы услышать рассказ об этом праздновании. О том, как в день памяти святителя Николая они молились у его цельбоносных мощей.

Однако, чтобы испытать для себя благодатную помощь святителя Николая, вовсе не обязательно предпринимать столь дальнее путешествие, ибо на Русской земле находится много храмов, посвященных святителю Николаю. В том числе мы вспоминаем, что и во граде Казани один из центральных храмов, где находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, храм святителя Николая Тульского в Богородицком монастыре также освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Ныне, правда, он находится в запустении, но мы не оставляем надежд и упования на то, что по милости Божией молитвами святителя Николая он будет воссоздан и в нем снова будет совершаться как молитва перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так и молитва великому угоднику Божию.

Я верю, что многие православные христиане имеют опыт благодатной помощи, явленной им по молитвам святителя Николая Чудотворца. Именно поэтому сегодняшний праздник столь широко празднуется по лицу всей Земли, но особенно это празднование совершается в России. Многие верующие нашей Церкви, убеждены в том, что Николай Чудотворец – это русский святой. И хотя это не соответствует действительности, по духу он русский святой. Он наш в том смысле, что к России, к людям, живущим в нашей стране, святитель всегда был особенно милостив. Известно множество чудес и чудотворений, совершившихся по молитвам этого угодника в нашей стране.

В стольном граде Москва около трети храмов освящено в честь этого угодника Божия. Немало их и во граде Казани, и во многих других местах. Известно, что незадолго перед революцией велись переговоры, чтобы мощи святителя и чудотворца Николая были переданы в Россию. Наш последний русский государь также носил имя этого великого святого. К сожалению, революционные планы помешали этим планам воплотиться, однако, мы не оставляем надежды, что когда-нибудь этим планам будет суждено сбыться, и святитель Николай будет пребывать здесь и духовно, и телесно. Но об этом знает один Господь.

Еще раз сердечно поздравляю с днем памяти святителя Николая Чудотворца!

Все ближе и ближе чувствуется дыхание великого праздника Рождества Христова. Уже преполовился Рождественский пост. Мы должны усугубить наши молитвенные труды, поста и посильного подвига благочестия, милосердия, чтобы достойным образом приготовиться к празднику Рождества Христова. Не случайно Святая Православная Церковь празднует день памяти святителя Николая именно в эти дни, поскольку, взирая на образ этого великого угодника Божия, мы и сами должны учиться быть такими милосердными как он: приходить на помощь к нашим близким, оказывать им то содействие, то внимание, которое в наших силах. И помнить, что если мы будем оказывать милосердие нашим ближним, то и сами мы не останемся безответными на Страшном Судищи Христовом.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с праздником - памятью святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

Святитель Николай - великий чудотворец и подвижник. Для каждого верующего сердца это святой, к которому обращаются с особой любовью, теплотой и благоговением, а главное - с надеждой.

Мы воспринимаем святителя Николая как отца и человека, который особо близок нам и всегда может понять и помочь. Житие нам рассказывает о том, что святитель Николай, от юности посвятив себя служению Богу, людям и Церкви Христовой, старался всегда поддержать и утешить малодушного, помочь страждущему, несчастному и обездоленному человеку. Одним словом, он всегда старался поступать так, как говорит нам об этом Священное Писание «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними » (Мф. 7, 12).

Святитель Николай прославляется нашей Церковью от востока до запада, от севера и до юга. Нет не одного храма, где мы не встретили бы его иконы. И в Русской Церкви, и в православных храмах на Востоке или на Западе - везде его память чтят с особой любовью и благоговением.

Святитель Николай - это образ пастырства и наставничества. Я бы даже сказал больше. Святитель Николай для архиереев и духовенства является главным примером, а день его кончины и поминовения можно было бы назвать праздником духовенства. Ведь в своей жизни каждый духовник и священник должен стараться подражать жизни святителя и, прежде всего, брать пример с Пастыреначальника - Христа. Евангелие, которое мы с вами слышали, как раз повествует о пастырстве.

Главное качество священника - это любовь к своим чадам. Любовь к тем людям, которые вверяют пастырю свои души и сердца. Мы слышим притчу, которую Господь обращает к своим апостолам. Он говорит, что тот, кто входит в ограду извне, не через вход, а как бы перелезает через ограду, тот есть «лжепастырь». Настоящий пастырь входит в ограду перед овцами, наставляет их, и овцы слышат его глас. Господь говорит о себе, как о Пастыреначальнике, о том, кто может наставить и помочь, кто может спасти от опасности. Недаром Церковь благословляет читать этот евангельский отрывок на память святителей, в том числе и святителя Николая.

Тропарь святителю Николаю говорит: «Правило веры и образ кротости» - то есть он для всех людей должен быть примером для подражания. «Воздержания учителя» - тот, у кого мы должны учиться таким добродетелям, как смирение и терпение. «Яви тя стаду твоему» - действительно каждый священник и пастырь должен подавать пример своей жизни для своей паствы. Любой родитель если хочет, чтобы его дети выросли достойными людьми, должен собственным поведением подавать пример добродетели, учить ребенка тому, как поступать и чего в жизни делать нельзя. И горе тому родителю, который учит одному, а в собственной жизни поступает совсем иначе.

«Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Только человек, который сам смиряется и может потерпеть своего ближнего, сможет и другого научить смирению, достичь высот духовной жизни. Настоящее богатство может собрать только тот человек, который сможет потерпеть некоторые лишения, который в своей жизни будет стараться помнить об аскезе, о воздержании.

Совершая память святителя Николая, дорогие братья и сестры, мы молимся и просим поддержать и укрепить нас. Мы обращаемся к нему, как к истинному отцу и пастырю, но и мы сами - и миряне, и духовенство - всегда должны помнить, что и в нашей жизни, есть некая ответственность, некое послушание, выполнять которые мы должны искренне, самоотверженно, тем самым подавать пример ближним нашим. Мы не должны лукавить, таить каких-то обид, нам нужно быть искренними и открытыми людьми, только так можно исправить зло, изменить мир.

В этот день я хотел бы сердечно поздравить духовенство нашей епархии, а также всех кто здесь присутствует и совершает с нами соборную службу. Поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, и пожелать молитв святителя Николая. Пожелать вам, чтобы святитель был примером для вас, чтобы вы всегда в нем находили истинного пастыря. И по мере ваших сил и возможностей старались подражать ему.

Храни вас всех Господь дорогие братья и сестры, помощи Божьей! Пусть Господь, по молитвам святителя Николая, даст нам и радость, и утешение, и все, что нам необходимо в нашей повседневной жизни. Храни вас всех Господь!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
18 декабря 2015

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным, высокоторжественным днем - днем памяти Святителя и Чудотворца Христова Николая!

И в нашем святом храме предстоим мы перед древним образом Святителя. Просим его помощи, просим его защиты, ибо Николай в переводе с древнегреческого языка - «защитник людей». И мы как к защитнику, как к покровителю небесному прибегаем к нему в сегодняшний день - день светлой его кончины.

Казалось бы - траур в день смерти. Наоборот - это торжество перехода из земной жизни в вечную жизнь. При своей жизни Святитель Николай был доступен малому кругу людей, знавших его и прибегавших к нему, и получавших помощь его. После своей кончины он стал всемирным заступником, помогающим всем людям во все дни их жизни.

Святитель Николай!.. Воистину говорит о нем Святое Слово: «В память вечную будет праведник». И сколько ни будет существовать земля и Святая Православная Церковь - люди из года в год, изо дня в день будут прибегать к его помощи и чтить Святителя Христова Николая. Особый день - четверг каждой недели - посвящен его памяти. Он единственный из угодни- ков Божиих, кого так светло и торжественно Церковь чтит, и каждый четверток мы обязаны читать акафист, то есть особое хвалебное песнопение, составленное в древности: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче».

Только что читали краткое житие Святителя Николая, его чудную смиренную жизнь. Правило веры, образ кротости был он для всех, образ духовной жизни, скромности, молчаливости и особенно милосердия. Ко всем милостивый был Святитель. И богатых, и бедных - всех награждал, всех утешал. И попавших в беду, особенно мореплавателей. В бедах тяжких, когда вокруг беснуется морская стихия и помощи неоткуда ожидать, просят на коленях перед образом, который на каждом корабле был в древности:

«Святителю Николае, помоги!» И сколько раз видели, как огненный старец идет по водам легкой походкой, протягивает руку помощи - и стихия успокаивается, море умиротворяется. Люди спасены.

Сколько чудес совершал Святитель Николай! Только что читали, как у отца было три дочери, которые в тяжкую беду нищеты попали. Надо было их замуж выдавать, но не было за что приобрести приданое. И вынужден был отец пойти на самый страшный, роковой шаг - отдать дочерей своих в публичный дом для поругания, чтобы они хоть своим телом могли заработать себе на пропитание и на дальнейшую жизнь.

И дошел слух этот до Святителя Николая. И тайно, ночью, как говорится в житии, «в узельце злато положил на окошко». Спокойно приобрел приданое этот человек и первую дочь выдал замуж. Во второй раз задумался, не зная, кто руководит этими благодеяниями. Святитель и второй дочери помог. Когда второй помог - человек этот не спал, думал: «Кто же благодетельствует?» И ночью вдруг легкие шаги слышатся - это старец Святитель Николай, епископ Мирликийский, подходит и тайно кладет мешочек со златом, чтобы и третью дочь девицу отец спокойно определил на замужескую, долгую христианскую жизнь. Пал отец перед ногами его. Святитель Николай очень смутился. Он всегда старался исполнить евангельский завет:

«Твори добрые дела так, чтобы правая рука не знала, что делает левая», чтобы никто не знал о его милостыне, что он творит добрые дела. Не так, как мы - лицемеры, еще не успеешь что-то сделать, уже полсела знает: я ж пойду, навещу больную, я ж пойду да окажу милостыню, я куплю то-то, дам тому-то... А из этих «я» абсолютно ничего у нас не получается. Тайно всегда творить все добрые дела учит Спаситель, и эту тайну глубокую хранил Святитель Николай в жизни своей.

Сколько спасал он людей от невинной смерти! Оклеветанных вельмож спас Святитель Николай. Когда уже вынесен был смертный приговор, палач уже занес меч над головами этих несчастных людей, чтобы казнить их, вдруг в этот момент является огненный старец, хватает руку палача с мечом и отводит этот меч от несчастных людей, невинно оклеветанных. И в этот час появляется вестник, который привез помилование этим несчастным людям. Ибо ночью явился Святитель Николай царю и объяснил ему, как он не прав, что послушал клевету человеческую и невинных людей определил на смертную казнь. Царь ужаснулся и немедленно послал вестника, дабы этих невинных людей освободить от уз темничных и от смертной казни.

Сколько милосердия творил Святитель Христов Николай при жизни своей, а по смерти еще больше стал творить - уже всему миру! В одно мгновение ока он являлся и на суше, и на водах в беду попавшим. И особенно он простому люду благодетельствовал, крестьянскому труду святому, кормильцам благодетельствовал. Почему и простой люд особенно чтил, чтит и будет чтить Святителя Христова Николая. С любовью люди в каждом доме хранят образок Святителя. Перед этим образом всегда просят его помощи, изливают свои скорби. И каждый из нас может вспомнить из жизни своей, что когда мы с любовью обращались к Святителю Николаю, прося его помощи, чувствовали особое утешение, помощь, поддержку нам всем, грешным. Когда мы молимся, мы можем опытно испытать это чувство в жизни своей. Казалось бы, неоткуда ждать помощи нам, но приходит время, и Святитель Николай обязательно подает мир, умиротворение и помощь, пребывая с нами.

На Руси нашей святой всегда чтили память Святителя Николая. Так, первый Киевский князь Аскольд был крещен в память Святителя, и на его могиле была выстроена церковь в древнем граде Киеве в честь Святителя Николая. До сего дня Аскольдова могила украшается этой церковью. Безбожники, к сожалению, разрушили храм, осквернили его. А сейчас осквернений еще больше - автокефалисты беснуются в храме Святителя Николая, древнейшем храме земли нашей Русской.

Во всех городах освящались храмы в честь Святителя Николая - и при больницах, и на торгах, и в селах, и на распутьях дорог. Любил русский народ Святителя, любит, и будет любить. Даже иноверные, и те почитают Святителя Николая, Христова Чудотворца.

И Богом спасаемый Санкт-Петербург украшает величественный морской кафедральный Никольский собор, ибо Святитель Николай является покровителем мореплавания. В Одессе, в порту, сейчас выстроена часовня в его память. Москва-град многочисленными храмами Никольскими украшается. И в сегодняшний день во многих храмах Москвы - столицы нашего Отечества - празднуется престольный праздник. В монастырях также освящались храмы в память этого великого святого.

И в нашем селе, в Никольском, сподобил Господь храму воздвигнуту быть, который также освящен в честь Святителя Николая. И село названо в его честь - Никольским. В наше время, к сожалению, поругано это имя словом «Мыкильскэ». «Мыкиламы» нас поробылы глупые политики нашего времени. А для нас есть Николай, Никольское - доброе, хорошее слово. Спаси, Господи, благодетелей наших - воздвигли эту красоту, поруганную, разрушенную, украсили этот храм святой. И он уже не «ужасом» смотрит на нас, а как величавый богатырь земли Русской - храм памяти Святителя Христова Николая. Сколько чудес на Руси совершал Святитель Христов Николай! В Киеве, на Подоле, стоит сейчас тоже поруганный автокефалистами храм Святителя, «Прытыскач» называется. Воры забрались ночью в церковь, чтобы ограбить. Все ценное собрали себе в мешок и по веревке через окно начали выбираться. Над окном висел небольшой образок Святителя Николая. И вдруг грохот… - гром небесный грянул! Небольшая икона, висевшая над окном, оборвалась и притиснула, прижала воров… И держал их до утра этот образочек небольшой. Злодеи не могли пошевелиться от ужаса. Утром пришли священнослужители, видят необыкновенное: окно разбито, веревка висит, и лежат с мешками церковного добра мужики, прижатые небольшим образком Святителя Николая. И покаялись эти воры перед всем народом, как хотели они злое дело сотворить храму сему. И весь Киев, вся округа узнала о чуде, и люди поклонялись этому образу. А храм Святителя Николая стал называться «Мыкола-прытыскач» - значит притиснул, прижал воров и избавил храм от разорения.

В том же Киеве, на Подоле, находится другой храм Святителя Николая - «Никола Мокрый» - в память о чуде, которое совершил он. Родители с ребеночком плыли в лодочке через реку Днепр. Заигрался ребеночек, и родители не заметили, как он из лодки упал в воду и мгновенно утонул, камнем пошел на дно Днепра. Горе неописуемое! Родители в отчаянии плакали, молились, ждали на берегу - может, выплывет дитя их. Не дождались.

Ночь. Софийский собор. Сторож позакрывал все окна, все двери позакрывал ключами, амбарными замками и ушел на отдых. Ночью вдруг слышит плач ребенка в соборе. Откуда ребенок? Открыли со служителями дверь, обошли весь собор - никого нет. А ребенок плачет. Услышали - на хорах плачет, туда поднялись. Смотрят - у иконы Святителя Николая лежит ребеночек маленький, в совершенно мокреньких пеленочках. Поражены были - откуда этот ребенок плачущий? Закрывали - никого не было. Взяли его, обогрели, перепеленали, по всему городу утром объявили: «Чей ребенок остался в Софийском соборе? В мокреньких пеленочках лежал». Родители также услышали: «Дитя, мальчик какой-то, говорят, пойдем, посмотрим». И родители как увидели, сразу узнали утонувшего своего ребеночка, в пеленочках лежащего. Это Святитель Николай совершил чудо - вынул мальчика из воды и спас его от погибели. И в память этого чуда и назвали образ Святителя Николая, под которым лежало дитя, «Никола Мокрый». Эта икона также прославилась многими чудесами.

А морских сколько храмов! На каждом корабле походная церковь была, в которой мужественные моряки молили Николая Угодника спасти их от бед, спасти их от искушений в мореплавании тяжком. На каждом корабле была икона Святителя судовая, так называемая «корабельная». Многим людям помо- гал Святитель Христов Николай.

Особое чудо совершается до сего дня от мощей Святителя. Когда Миры Ликийские были поруганы, разорен был город, мощи его перевезли на запад, в город Бари. Когда переносили мощи, тогда единая Церковь была, не было Церкви католической, была единая христианская православная Церковь. Мы в мае торжественно празднуем это святое событие - перенесение мощей.

Особое благодатное действо даровал Господь мощам Святителя Христова Николая - миро истекает. Кости Святителя, лежащие в саркофаге, постоянно покрыты как бы росой. Роса эта из костей по капелькам стекает на дно ковчега - гробницы. В дне гробницы особое отверстие, серебром обложенное, под этим отверстием находится серебряный сосуд, куда денно и нощно стекает святое миро. Миро это потом разводится особой водой освященной, и по всему миру раздается эта великая «манна», как называют на западе миро от мощей Святителя Николая. И люди, помазующиеся и пьющие это святое миро, получают от Угодника Божия благодатное утешение, благодатную помощь в жизни своей земной.

Раз в году вынимают сосуд с миром. И в этом году, по милости Божией, наш владыка Иларион как раз был участником этого волнующего события, когда митрополит Смоленский Кирилл, перекрестясь, благоговейно опустился на колени и дрожащей рукой достал сосуд, полный мира святого, которое источили мощи Святителя Николая. Это было великое торжество святой веры! Люди ликовали, пели, молились, благодарили, что Святитель Николай и в этом году, по милости Божией, полный сосуд мира даровал от святых своих мощей.

Частица этого мира во флакончике привезена святителем Иларионом и в наш храм святой. И сегодня на часах помазывали всех молящихся перед древ- ним образом Святителя Николая этим святым миром, по милости Божией. Кто не помазывался, опоздал - лежебоки такие есть? Ну, значит, подойдете к иконе Святителя Николая, помажем, всех освятим в этот день. И Божья благодать, и помощь Святителя Николая да сопутствуют нам всем, грешным, в нашей земной жизни!

Господь благословил храм наш величественным древним образом Святителя Николая. Он - «северных писем». Этот образ, придет время, если доживем до Пасхи Христовой, после Пасхи, весной, пронесем через весь Донбасс крестным ходом. По благословению Владыки нашего уже готовим этот крестный ход. Чтобы во всех крупных городах этот древний образ побывал и потом будет пребывать он во Святых Горах, в Святогорском монастыре, будет украшать восстанавливаемый Успенский собор Святогорского монастыря. Он должен побывать в Мариуполе, в Волновахе, Донецке, Макеевке, Харцизске, Горловке, Артемовске, Славянске - все крупные города посетит этот образ Святителя Николая. И от Славянска торжественно крестным ходом образ понесут во Святые Горы, как раз к празднику весеннего Святителя Николая в мае. И там вся братия его встретит, и будет празднество престольного дня Святых Гор по милости Божией.

И дай, Господи, чтобы образом сим Святитель Николай освятил землю нашу Донецкую, всех людей, живущих в ней, чтобы мир и тишина, защита и помощь Святителя Христова сопутствовали нам всем в жизненном нашем крестоношении. Чтобы помощь Угодника Божия сопутствовала семьям нашим, друзьям и врагам. Чтобы никого не обошел помощью своей Святитель великий, Чудотворец Николай.

На Руси святой в честь и память Святителя Николая называли царей и великих князей. Так, царь Николай I и убиенный царь-мученик Николай II носили это святое имя. Многие митрополиты, святители, архиепископы, епископы, священники и многие миряне при Святом Крещении назывались именем Святителя Николая. И дай, Господи, чтобы Божье благословение и помощь этого великого Ангела Хранителя сопровождали тех, кто крещен в честь этого угодника Божия, в их дальнейшей земной жизни. Аминь.

Слава Богу, Господь помог и сегодня соборно совершить святую службу Божию, и вам помог Господь молиться в нашем святом храме Божием.

Пережили мы Никольские морозы крепкие. Не позамерзал никто? Все живы? Не поумирали от мороза и холода? Но уже потеплело, и Святитель Николай даже чудо сотворил. Газ отключали, а теперь уже и дали сегодня ночью. Так что уже, бабы, будем повеселей жить, греться и борщ варить будем повкуснее. Немножко мы поприуныли, носы повесили свои, но Святитель Николай порадовал: включили нам газ, будем газовать. Во славу Божию.

Сегодня пост послабляется, рыбу кушаем и по сто граммов винца пьем во славу Божию, ради великого праздника. Только детям-то не положено. Мужикам нужно выпить, а бабам? А что же! Мы ж такие же живые, как и мужики, так, бабы? Во славу Божию пейте, но не упивайтесь. Никогда церковь не осуждает, когда сто граммов винца выпьем - доброго, вкусного, сладенького, виноградом пахнущего. Но не какой-то вонючей водки и самогона вонючего. Сохрани, Господь, от этого. Завтра праздник святителя Амвросия, епископа Медиоланского и день ангела преподобного Амвросия Оптинского чудотворца. И преподобного Нила Столобенского чудотворца, в Тверской губернии его знаменитый монастырь. День кончины будет преподобного. Он никогда спать не ложился. Так, полусидя- полустоя передремлет старец, на колья оперевшись подмышками, и так великий подвиг и несет в жизни своей. Многие видели фигурки вырезанные: старец полусидящий, в схиму одетый. Это преподобный Нил Столобенский. Завтра его праздник.

Постепенно Церковь приближает нас к празднику Рождества Христова. Уже рождественские песнопения слышатся, уже ближе и ближе идем мы к окончанию поста Рождественского навстречу празднику Рождества Христова. И дай, Господи, Николин день мирно провести и уже готовиться всем сердцем и душой к празднику Рождества Христова по милости Божией.

Сейчас самый короткий день и самая длинная ночь. На будущей неделе будет память святителя Спиридона Тримифунтского - Спиридоньев день, от которого ночь пойдет на убыль, а день - на прибавление. Солнце повернется на лето, а зима - на мороз. Будем ждать уже рождественских морозов. Никольские обожгли нас, мы поняли, какие мы беспомощные. Дай, Господи, готовиться теперь рождественские морозы перенести нам во славу Божию. И поменьше мерзнуть, и поменьше ныть, что холодно. Ну и что ж, что холодно? Мне холодно было, двое штанов надел - и тепло стало. На то и зимняя одежда нам всем дается, чтобы потеплей одеваться и не простывать, во славу Божию.

Радостная весть для нашей Донецкой епархии - возобновлено издание газеты «Донбасс православный». Первый номер вышел по милости Божией. Еще не привезли в наш храм, но в воскресенье, может быть, привезем. Чтобы все читали слово Божие в нашем Донбассе православном. На две епархии единая газета будет выходить. Следующий номер - к Рождеству, и так постепенно ко всем великим праздникам будет выходить номер газеты православной, которую с любовью сами должны читать и другим людям давать.

Прежняя православная газета «Дети вселенной», когда редактора убрали, мерзость стала писать, в руки брать ее теперь грех. Кто подписался на нее - вычеркнуть, убрать подписку. Там сейчас диавола восхваляют. Вчера виновникам этого звонил, говорят:

«Нам нужны деньги». Деньги зарабатывают - порнографию печатают, а кому служат эти люди? Бесу, а не Богу. Сейчас так хамски стали издавать: Божия Матерь и какой-то лотос языческий. Эту газету в руки теперь брать нельзя. Кончилась там православная жизнь. Теперь мы имеем свою православную газету церковную - «Донбасс православный». Пока будем распространять ее через приходы, а там, даст Бог, подписку объявим в будущем году по милости Божией.

Помогай, Господи, мирно уже готовиться к празднику Рождества Христова. Дай, Господи, чтобы светлая была душа, чтобы светлые чувства были в этот праздник, чтобы этого нытья, уныния, озлобленности, гордости - чтобы ничего этого не было. Чтобы действительно мы с чистым сердцем и ликующей душой могли встретить родившегося Христа Спасителя и услышать: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

Слава Богу за все в жизни нашей земной, и особенно благодарим Господа, что помог преодолеть вам все искушения, соблазны века сего и прийти ко храму святому сему в сегодняшний день празднования памяти Святителя Николая. Да будет Святитель Николай помощником, покровителем и защитником всех нас в жизни нашей земной! Аминь.

19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.

Память Церкви - ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память - она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.

Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно - весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой - теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха - а успех является целью жизни многих людей - лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.

Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, - но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни - правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место - Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение - христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте - тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием - еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?

Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, - защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.

Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру - ту самую, единственную, святую, чистую - одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.

Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере - в этом дивном источнике Божественной мудрости - видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.

В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам - к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах - с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.«Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим, – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера епископ Патарский, – счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих».

Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям.

Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его св. Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая.

Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

Но чтят его не только христиане, а даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям в постигающих их бедах и напастях. Кто жил в свое время на берегах Черного моря, наверное, не раз видел икону святителя Николая на турецких «фелюгах», ибо и у турок-мусульман велика была вера, что св. Николай особенно помогает плавающим по морю и спасает от потопления во время бури. Можно было видеть икону св. Николая и в примитивных жилищах наших инородцев, остававшихся еще язычниками, которые называли св. Николая «добрым стариком» и верили в его чудесную помощь при болезнях и разных несчастиях, когда обычными человеческими средствами уже ничего нельзя было сделать.

Не говорим уже о том, что на наших морских судах, как и у наших братьев по вере, непременно была икона св. Николая, всегда считавшегося особенным покровителем мореплавателей.

3амечателен в Киеве образ св. Николая, именуемый «Мокрым». В лодке по Днепру плыл, спеша на праздник свв. мучеников Бориса и Глеба – это было еще в конце XI столетия – один богатый киевлянин с своей женой и младенцем-сыном. Мать задремала и уронила в реку младенца, который сразу же утонул. Убитые горем родители стали слезно призывать на помощь св. Николая. И вот младенца, всего мокрого от воды, нашли в храме лежащим на полу пред иконой св. Николая. Можно представить себе неописуемую радость родителей, когда они узнали в этом младенце своего утопшего сына. С того времени и образ этот, помещенный в приделе Киево-Софийского собора, стал называться образом Николая Мокрого.

Огромное количество храмов и обителей иноческих у нас на родине было посвящено святителю Христову Николаю, и много было св. икон его, прославившихся чудотворениями. А имя Николая было одним из самых любимых у нашего православного русского народа.

Увы! В последнее время перестали чтить должным образом великого святителя Христова Николая мыслящие себя передовыми людьми люди Запада, на что мы невольно обратили внимание еще в Западной Европе, а затем и здесь в Америке; из светлой памяти величайшего угодника Божия они сделали себе недостойную потеху. Устраивают в ночь под праздник его так называемые «веселые николаевские вечера» с танцами и кощунственными забавами, представляя на них славного святителя в каком-то смехотворном виде рядом с духом зла, помещают в окнах магазинов, в газетах и журналах изображения и объявления, оскорбляющие религиозное чувство почитателей великого святого; забавляются именем его в неуместных шутках и даже детей своих приучили легкомысленно и несерьезно относиться к памяти великого святителя, изображая его в виде смешного бравого краснощекого деда с седой бородой, который колокольчиком и разными шутками-прибаутками зазывает в магазин покупателей праздничных подарков.

Недостойно все это!

Стыд и позор для современного человечества, что оно, высокоумствуя и громко крича о своих «культурных достижениях» не умеет достойно чтить таких несоизмеримых с пошлой современностью великанов духа, каким был святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращает в шутку и потеху.

Совсем иное отношение к великому Христову святителю, если мы не подражаем Западу, у нас, христиан православных. Для нас сегодняшний праздник никоим образом не может служить поводом для каких-то забав, развлечений и потехи, хотя бы уже потому, что сам святитель Николай от юности еще был глубоко чужд всяких мирских забав и увеселений, а потому даже как-то совсем нелепо с его именем связывать забавы и увеселения. Святое имя его, будучи ярким светочем христианской добродетели, лишь об одном напоминает, одно нам внушает: благоговейно и трепетно преклоняться пред его священной памятью и ревностно подражать ему в его святой жизни и христианской добродетели.

Нашему богоотступническому времени святитель Николай дает еще один важный урок: не быть безучастно-равнодушными, когда в нашем присутствии нечестивцы и безбожники хулят святую веру и Церковь, поносят Святейшее Имя Христово и глумятся вообще над святыней. Святитель Николай, будучи на первом Вселенском соборе, не мог выдержать богохульства еретика – Ария, унижавшего Божественное достоинство Сына Божия, и в порыве огненной ревности ударил его по щеке. Это вызвало большое смущение среди участников собора, и они хотели за такой поступок лишить святителя его сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю св. Евангелие, а Матерь Божия возлагала на плечи архиерейский омофор. Тогда они поняли, что поступок святителя был вызван не необузданной гневливостью, неприличной для архиерея Божия, а только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Которого уничижал нечестивый Арий, и оправдали его, а Арий был всем собором осужден, как еретик.

Этот факт очень не нравится либеральным ученым нашего времени, проповедующим какую-то сверх-христианскую, «экуменическую любовь» ко всем еретикам и отступникам, и они оспаривают самое участие св. Николая в Первом Вселенском Соборе, но св. Церковь признала этот факт действительным и запечатлела его в богослужении и иконописи.

Все жалуются в наше время на тяжелую жизнь, моральный и материальный кризис, но не принимают никаких решительных мер к тому, чтобы жизнь человеческая переменилась к лучшему.

А что же делать?

Путь один – это путь подражания величайшему угоднику Божию святителю Христову Николаю, как в жизни частной, так и в жизни общественной и государственной.

Меньше крикливых, а зачастую лицемерных и лживых слов о гуманности, человечности, справедливости, всеобщей сытости и довольстве, которые так обильно и безответственно расточают многие вожди и деятели, тщащиеся быть руководителями народной жизни, – меньше речей, а больше дела, того самого, настоящего, подлинного дела, не мнимой слащаво-сентиментальной, а настоящей христианской любви и благочестия, которыми так прославился и к которому всех нас зовет самою жизнью своею святитель Николай.

Если мы действительно хотим блага и лично себе и всему человечеству, этот всенародный и общепризнанный святой должен быть идеалом нашей жизни.

О, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о верою и любовью чущих приснорадостную и всепразднственную память твою! Аминь.

Источник: Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. - К 25-летию служения в Америке в Св. Троицком монастыре. - Слова и речи. Том III. 1969-1973 гг. - Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского, 1975. - С. 456-460.

Слово на день праздника святителя Николая. О смирении

Каждый раз, когда св. Церковь празднует память святителя, то за литургией в евангельском чтении она предлагает нашему вниманию заповеди Христа о блаженствах. И вот на что мне хотелось бы ныне, в день памяти святителя Николая Чудотворца, обратить внимание ваше, возлюбленные во Христе братия и сестры: почему в начале сих заповедей Господь ублажает нищету духовную, т. е. смирение?Ответ на этот вопрос содержится в словах тропаря в честь св. Николая Угодника: «Смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая». Из этих слов явствует, что вся высота нравственной христианской жизни и все богатство благодати Св. Духа приобретаются смирением. Оно есть основа всего нашего спасения. Отсюда понятно, почему Господь положил в основу всех Своих заповедей блаженства заповедь о смирении.

Без смирения нельзя плакать о грехах, ибо как гордый будет плакать о грехах своих, когда он не сознает в себе этих грехов, себя всегда оправдывая, а других обвиняя? Без смирения нельзя быть кротким, ибо гордый не прощает обид. Без смирения нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчет и жаждет только того, чтобы все считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Без смирения нельзя быть милостивым, ибо гордые жестокосерды. Без смирения нельзя иметь чистого сердца, ибо гордыня есть вместилище всякого нечестия и пороков. Без смирения нельзя быть и миротворцем: гордость не только не содействует миру, но она есть источник злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Без смирения нельзя взять на себя подвиг быть гонимым за правду Христову, а тем более нельзя переносить поношение, изгнание и всякую клевету ради Христа, ибо гордый может быть гонимым и терпеть все несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.

Таким образом, без смирения нельзя ступить и шага для совершения истинно христианского доброго дела, которое, будучи основанным на смирении, им сопровождается и отличается, как самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидетельствовал в Своей нагорной проповеди не только тем, что поставил на первом месте заповедь о смирении, но и теми словами Своими, в которых заповедал нам совершать тайно милостыню, молитву и пост и так творить добрые дела, чтобы левая рука наша не знала, чтó делает правая (Матф. 6, 3). Вот почему св. угодники Божии, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрые дела от взора других. Некогда св. Пимена Великого спросили, какая добродетель самая высшая. Он сказал: «та, которая совершается тайно».

Памятуя учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потщимся и мы, возлюбленные, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами.

Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: «Смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу об укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т. е. приобрести истинное, совершенное смирение.

Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемаго Церковыо святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своихь заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: «Тако да просветится, свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Аминь.