» » Поучение детям краткое содержание. Владимир Мономах – краткая биография

Поучение детям краткое содержание. Владимир Мономах – краткая биография

Владимир Всеволодович Мономах краткая биография для детей

Владимир Мономах кратко говоря это - талантливый военачальник, грамотный управленец, князь Смоленский, с 1078 года князь Черниговский, с 1113 года князь Киевский. Свою военную доблесть он начал проявлять при жизни отца, киевского князя Всеволода Святославовича. Активно и участвует в военных походах своего отца, как, например, в войне против чехов на стороне поляков. Успешно отбивает непрекращающиеся набеги половцев. Получает от отца княжеский стол Чернигова, и длительное время остается здесь. После смерти отца спокойно отнесся к водворению на Киевский престол своего брата Святополка Изяславича. Но, несмотря на добровольный отказ от Киева, Владимир продолжает борьбу за власть, отстоял контроль над Ростовом, Смоленском, а в 1102 году удержал за своим сыном Мстиславом Новгород.

В период правления Киевского князя Святополка Изяславича Владимир Мономах стремится к организации совместных военных походов против половцев(1103 год - битва на Сутени,1111год - сражение на Сальнице) . А в 1094 году, в результате военного вторжения князя Олега, осуществленного при поддержке половцев,
Владимир уступает Черниговское княжение Олегу Святославичу. После этого он был втянут в длительные междоусобные войны. В 1096 году ему удалось вернуть Чернигов, но столкновения продолжались. Итог этого длительного военного противостояния был обозначен на Любечском съезде (1097 год), здесь князья постановили закрепить за каждым из рода рюриковичей определенную вотчину, полученную по наследству отца. Так Владимир Мономах возвращает под свой контроль Смоленскую, Ростовскую волости, а также Переяславль Южный и Новгород.

После смерти Святополка в 1113 году киевские бояре пригласили Владимира на княжение. В период его правления Киевская Русь крепнет и активно развивается. Особое внимание Владимир Мономах уделяет развитию законодательной базы нового государства. При нем появляется свод законов «Русская правда», один из самых интересных документов этого свода - так называемый «устав Владимира Мономаха», или «устав о резах». Согласно данному уставу прибыли ростовщиков были значительно ограничены, а положение должников и «закупов» - было улучшено. Владимир Мономах в качестве Великого князя Киевского контролировал более половины русских земель, и грамотно расставляя своих сыновей посадскими в подконтрольных княжествах удерживал власть в целом.

В 1116 году Владимир поддерживает византийского самозванца Лжедиогена II, и отправляется в военный поход против Византии. Эта инициатива не принесла успеха и территориального увеличения Киевской Руси. А в 1123 году, заключив союзный брак между внучкой Мономаха и Византийского Императора, стороны установили мир.
В целом правление Владимира Мономаха кратко, можно считать грамотным и прогрессивным. Благодаря его политики и военным успехам, удавалось поддерживать сплоченность русских земель, а Киевская Русь крепла и развивалась.

Еще краткие биографии великих полководцев:

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.

Великорусский князь

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

«Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание, 6 класс

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие - «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами - слезами, покаянием и милостынею - может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного - Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость - страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, - это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого - как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Евангельские наставления

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был - богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер - достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы - хвалы Богу, нужно браться за дела.

Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент

В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода - точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.

В конце своего повествования он хочет надеяться, что дети его не осудят, так как он меньше всего хотел хвастаться перед ними своею удалью и смелостью. Больше всего он хотел прославлять Бога и милость Его, потому что Тот всегда был с ним - грешным, и оберегал от всяких напастей. Князь призывал не бояться смерти, потому что человек умрет тогда, когда будет на то воля Божья.

В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.

Шапка Мономаха

Изучая все, о чем хотел сказать князь своим потомкам, можно увидеть, каким был мудрым и поистине великим человеком Владимир Мономах. «Поучение» (краткое содержание представлено в статье) стало лучшим завещанием для нас и для современных людей, которые зачастую не понимают всех Евангельских ценностей, а это может привести к непоправимым последствиям.

Мономах умер в возрасте 74 лет, в 1125 году. Московские цари считали за большую честь называться его потомками. В Оружейной палате столичного музея до сих пор хранится шапка Владимира Мономаха и все царские атрибуты этого божьего помазанника (скипетр, бармы, держава).

Москва - Третий Рим

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим - Москва - Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

Многие сведения о жизни Киевской Руси мы черпаем из летописей, которые слагали монахи из Лавры. Также много интересного можно узнать из тех лет. Но со временем появились и светские труды, которые были посвящены жизни общества за пределами церкви. Первой такой работой принято считать «Поучение» Владимира Мономаха. Краткое содержание этого произведения можно выразить в нескольких словах. Князь описал в нем, каким должен быть настоящий правитель огромной страны, и обращался к своим детям, пытаясь оградить их от ошибок и соблазнов.

Далеко не каждый человек может прочитать произведение в оригинале. Для тех, кто хочет узнать больше об истории восточных славян и их мировоззрении, имеется изложение краткое содержания «Поучения». Владимира Мономаха считают идеальным древнерусским князем-христианином, миротворцем. Именно он созвал всех правителей удельных княжеств Руси на Любеческий съезд, на котором призвал целовать крест и обещать прекратить братоубийственные войны. Совершив этот исторический обряд, не многие следовали своей клятве. Раздоры продолжались, и к самому киевскому владыке приходили послы с просьбой присоединиться к походу на Смоленск. Как и полагается благородному князю, Владимир отказался, напомнив, что давал обещание на кресте. А потом, огорченный таким вероломством, он взялся писать свое послание детям.

Изложение

Как написал сам князь, свое «Поучение» он составил, предвкушая скорую смерть. В нем он пытался раскрыть своим потомкам истину, о которой они забыли. В первую очередь Владимир напоминал им об обязанностях настоящего христианина: посещать церковь, молиться каждую минуту о милости Господа. Внук правил златоверхим Киевом в Он видел, что его страна гибнет от рук самих правителей, которые не могут поделить власть. Поэтому Владимир завещал им жить в мире и согласии. Победить дьявола, писал он, можно тремя добродетелями: слезами, покаянием и милостынею. Он сам искренне верил в то, что писал, и сам всегда был именно таким князем.

«Поучение» Владимира Мономаха - краткое описание самоотверженного правителя, который заботится о своем народе. Он одинаково справедливо и милосердно относится к населению, не делает разницы между людьми. Владимир пишет, что князь не должен полагаться на помощников, а всегда во всем разбираться сам. Мономах - первый гуманист на территории Руси, поскольку был против смертной казни, завещал гостеприимно встречать всех иностранцев.

Лишь суть передает изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха. Но оно не может выразить тот живой язык, ласковый голос князя. Если же все люди будут следовать указаниям древнерусского мудреца, то мир станет лучше, добрее, светлее. Поэтому всем стоит изучить это послание из прошлого. Но если у вас совсем нет времени на освоение его целиком, то прочтите хотя бы изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха. В нем все равно содержится суть, то зерно истины, которое пытался донести до нас великий киевский князь.

Владимир Мономах родился в семье Анны (дочери византийского императора) и князя Всеволода Ярославича двадцать шестого мая 1052 года. Уже с 1067 года он правит Смоленском, а в 1078 году садиться княжить в Чернигове. В период с 1113 по 1125 год данный князь занимает киевский престол. Этот человек вошёл в историю Киевской Руси не только как талантливый политик, но и писатель, военачальник.

Во время своего княжение Владимир стремится поддерживать мирные отношения и избегать усобиц, которые то и дело возникали между русскими князьями. Однако, сам Мономах оказался вовлечён в 1077 году в кровавую усобицу. Именно в тот год князь выступает против половцев, согласно приказу князя Изяслава и после победы он стал князем черниговским, соорудив мощный замок в Любече из которого был вынужден уйти без сражения, когда к нему подошёл с половцами Олег Святославич.

Правя Смоленском Владимир всегда помогал в борьбе с врагами соседям и был организатором съездов князей в Витичеве и Любече.

После смерти отца Мономах отказывается от киевского княжества в пользу Святополка Изяславича, который приходился ему двоюродным братом. Также он часто помогает ему в борьбе против врагов и после кончины Святополка в 1113 году всё-таки становится великим киевским князем. Ему удалось не только подавить смуту, но и разобраться в причинах её формирующих. Для предотвращения новой волны он способствует урегулированию долгового права, что отражалось в Уставе Владимира Мономаха. Данный Устав отменял холопство за долги, а также устанавливал точные взимаемые проценты, что значительно улучшало положение наёмников и должников.

Мономах заключал с половцами мир около двадцати раз, участвовал в 1116 году в войне против Византии и активно использовал народное ополчение для организации военных походов.

Период правления Владимира Мономаха историки считают периодом политического и экономического усиления Руси. В это время развивалась литература и культура. На закате своих лет он создал поучительное произведение «Поучение Мономаха детям».

Обращаясь в нём к читателям, Мономах призывает иметь страх в сердце божий и творить добро, а также описывает множество практических советов (к примеру, не полагаться в войне на своих воевод, поддерживать строгий порядок и пр.).

Скончался Мономах девятнадцатого мая 1125 года.

Доклад о князе Владимире, которого еще называли Красное Солнышко может быть представлен учениками 4 или 5 класса. Сообщение о князе Владимире лучше пересказать своими словами.

Владимир Мономах: доклад

Владимир I Святославич - князь новгородский, великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси. Он правил государством практически сорок лет.

Родился Владимир более тысячи лет назад, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели - в 948 году. У него было два старших брата - Ярополк и Олег. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег — Древлянской землей, а Ярополк — Киевом. У каждого брата было свое княжество, и их интересы не пересекались. Но так было недолго.

В 972 году отец Владимира погиб, и в 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» - варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Подчинив половецкие земли, он захватил Киев, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его.

С 980 года князь Владимир стал единоличным правителем Киева.

Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г. совершил поход на город Херсонес. После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство.

После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком».