» » Поквартальный расчет за нвос в году. Отчетность в рпн за нвос: кто и что должен сделать

Поквартальный расчет за нвос в году. Отчетность в рпн за нвос: кто и что должен сделать

В нашей стране на законодательном уровне установлена обязанность компенсировать вред, наносимый природе и экологии хозяйственной деятельностью. Такой компенсацией является плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Рассмотрим порядок ее уплаты.

Плата за НВОС в 2017 году

Не всякое воздействие на экологию признается вредным в целях исчисления соответствующего взноса в 2017 году. Обязанность уплаты этого взноса напрямую зависит от вида вредного воздействия.

Действующее в настоящее время законодательство требует компенсировать вред экологии в виде рассматриваемой платы в следующих случаях:

  • при загрязнении воздуха стационарными источниками;
  • при загрязнении вод путем сброса отходов и т.п.;
  • при хранении и удалении мусора.

Предусмотрен законодательством и перечень лиц, обязанных платить данный взнос.

Такая обязанность ложится на плечи организаций и частных коммерсантов, которые загрязняют экологию на территории нашей страны (за исключением обладателей объектов загрязнения последней по уровню вредности категории), а также региональных операторов, осуществляющих деятельность по вывозу мусора.

Для исчисления платы за НВОС в 2017 году плательщику нужно знать:

  • количество загрязняющих экологию отходов за конкретный период;
  • класс опасности таких отходов;
  • разрешенные нормативы выбросов;
  • лимиты на количество отходов.

Эта информация отражается плательщиком при обязательном декларировании в отношении платы за НВОС (декларирование за текущий год необходимо завершить до 13 марта 2018 года).

Расчет платы за НВОС в 2017 году

Для правильного исчисления платы плательщику следует умножить количество загрязняющих экологию отходов (отдельно по каждому виду) за конкретный период на соответствующую ставку с использованием установленных коэффициентов (см. Постановление Правительства от 13.09.2016 N 913). Затем необходимо сложить цифровые значения по каждому виду отходов.

Государство заинтересовано в применении хозяйствующими субъектами новых экологически чистых технологий на производстве. По этой причине им разработаны и введены коэффициенты, влияющие на размер платы, значения которых варьируются от ноля до ста.

Сумма платы может быть уменьшена на сумму расходов, которые плательщик понес, реализуя на своем производстве мероприятия по минимизации вредного влияния на экологию. Такие расходы должны быть подтверждены соответствующей документацией.

Внесение платы за НВОС

Плательщики обязаны вносить плату ежегодно по месту нахождения объекта, оказывающего негативное влияние на экологию.

По общему правилу уплату рассматриваемого взноса за 2017 год необходимо произвести не позднее 1 марта 2018 года.

Для субъектов, не подпадающих под критерии малого и среднего предпринимательства, установлены обязательные квартальные авансовые платежи (не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом).

Невыполнение указанных требований законодательства повлечет негативные последствия в виде начисления пени за каждый просроченный день. Исчисление пени прекратится лишь на дату погашения соответствующего долга.

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области доводит до Вашего сведения, что в 2016 году установлены согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. На основании чего платить:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст.16. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ). Закон №7-ФЗ устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

С 1 января 2016 года вступила в силу новая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ (ст.16.1 – 16.5).

2. Как платить:

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. С 01.01.2016г. ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду природопользователи не представляют.

Не позднее 10-го марта 2017 года лица, обязанные вносить плату, представляют в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. (В настоящее время форма декларации еще не утверждена, дополнительная информация будет размещена в общем доступе в сети Интернет на сайте Росприроднадзора).

С 01.01.2016 в соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом . Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 г. в срок до 1 марта 2017 г.

При внесении остальными плательщиками ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным бюджетным законодательством Российской Федерации кодам бюджетной классификации (далее - КБК).

При определении одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются суммы платы фактически уплаченные (не начисленные) за I - IV кварталы 2015 г.

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени.

По итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В течение 2017 г. авансовые платежи будут подлежать внесению от сумм платы, уплаченных за 2016 г. и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Наиболее актуальные ответы на вопросы, которые задают бухгалтера при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2016 год.

Рассчитали сумму платы по Декларации, она оказалась меньше чем сумма по квартальным расчетам, почему?

Начиная с 2016 года, плательщики платы за НВОС кроме малого и среднего предпринимательства обязаны вносить авансовые платежи в I – III кварталах. Размер авансового платежа равен одной четвертой от суммы платы за предыдущий год. При этом многие природопользователи для определения авансового платежа продолжали делать квартальные расчеты в соответствии с приказом №204.

В результате, когда начинают сравнивать суммы авансовых платежей с суммами, рассчитанными по годовой Декларации, почти у всех получается переплата, вплоть до того, что авансовый платеж за два квартала больше годового платежа. И это соответствует действительности, никакой ошибки в этом нет.

Дело в том, что 23.09.2016 вступили в силу Постановление Правительства РФ № 913 «О ставках платы за НВОС», которое отменило Постановление №344, и хотя ставки Постановления №913 соответствуют ставкам Постановления №344 (с учетом инфляции), но изменился порядок исчисления суммы платы. Так был отменен ряд повышающих коэффициентов таких, как коэффициент экологической значимости, коэффициент 2 (для курортных зон и крайнего севера), коэффициент 1,2 (НВОС в черте города). Кроме того Приказом МПР №3 был введен ряд стимулирующих понижающих коэффициентов. Все это приводит к значительному снижению суммы платы за НВОС.

Детальный анализ сложившейся ситуации в цифрах по данным реального проекта был проведен в статье «Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды: что изменилось?» (журнал Справочник эколога, №2, 2017 г.). Вот выводы, к которым приходят авторы данной статьи: «…размер платы за 2016 г. снизится для различных видов воздействия на компоненты окружающей среды примерно на 40–70 %, а за 2017 г. - на 30–70 % ».

Кто обязан сдавать Декларацию и платить за НВОС?

Декларацию сдают плательщики платы за НВОС. Если Ваша организация в соответствии с ФЗ №7-ФЗ не обязана вносить плату за НВОС, то и Декларацию о плате за НВОС сдавать не нужно.

И все-таки кто обязан вносить плату за НВОС ? На настоящий момент с уверенностью можно сказать, что плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I – III категорий, и что объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС. При этом хозяйствующие субъекты освобождаются от платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), плату за которые вносят региональные операторы по обращению с ТКО. Кроме того имеется возможность для ряда объектов размещения отходов (ОРО) получить Решение территориального органа

Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду, позволяющего уменьшить сумму платы по организации в целом.

Казалось бы, прошли процедуру регистрации объектов НВОС, получили категорию и далее все, как в ФЗ №7-ФЗ, но не все так просто. Росприроднадзор неоднократно разъяснял, что исчисления платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, т.е. с регистрацией объектов НВОС. Поэтому как поступать объектам, которым отказали в регистрации, как не оказывающим НВОС, пока не ясно. Ситуация усугубляется тем, что в 2016 году не было региональных операторов по обращению с ТКО. Федеральный закон от 28.12.2016 №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установил переходный период до 01.01.2019 по введению коммунальных услуг по обращению с ТКО и установления единого тарифа на территории субъектов РФ. Таким образом, до дня утверждения единого тарифа и подписания соглашений субъектов РФ с региональными операторами ТКО, плата за размещения ТКО осуществляется хозяйствующими субъектами, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Что же мы имеем в результате? С большой долей вероятности можно утверждать, что в 2017 году плату за НВОС за 2016 год должны вносить все хозяйствующие субъекты вне зависимости от регистрации объектов НВОС и присвоенным им категориям. Исключение могут составить небольшие офисы, у которых в договоре аренды явно прописано, что плату за вывоз мусора осуществляет арендодатель, который заключил договоры на вывоз мусора и является плательщиком платы за НВОС.

Форма Декларации и сдача в электронном виде на портал Росприроднадзора?

22 февраля 2017 года Приказ МПР от 09.01.2017 г. №3 «Об утверждении Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» был зарегистрирован в министерстве юстиции и опубликован, т.е. вступил в законную силу.

Плата за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта . Начиная с 2017 года, за несвоевременное и неполное внесение платы за НВОС начисляется пеня в размере 1/300 ключевой ставки Банка России .

Плата вносится раздельно по четырем компонентам окружающей среды: плата за выбросы, плата за выбросы ПНГ, плата за сбросы и плата за размещение отходов. Каждая по своему КБК (коду бюджетной классификации). При этом нужно учитывать, что если вносились авансовые платежи и, например, за отходы образовалась переплата, то ее нельзя автоматически зачесть в плате за выбросы, т.к. эти компоненты оплачиваются по разным КБК. Оплате подлежат исчисленные итоговые суммы платы для внесения за отчетный период (строки 151 – 154 Декларации), суммы платы для возврата и/или зачета (строки 161 – 164) не должны влиять на размер текущего платежа .

Приказ МПР №3 определяет форму самой Декларации, которая должна быть сдана не позднее 10 марта .

Декларацию можно сдавать на бумажном носителе или в форме электронного документа. Начиная с 01.01.2017 портал Росприроднадзора pnv-rpn.ru прекратил прием отчетности, он будет доступен только для просмотра ранее сданных отчетов в срок до 30.06.2017. Теперь для приема отчетности используется портал Госуслуг, расположенный по адресу lk.fsrpn.ru. Для отправки отчетности нужно иметь учетную запись на портале Госуслуг.

Не можем найти ставки платы по загрязняющим веществам

Новые ставки платы утверждены Постановлением №913, которое приводит ставки в соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2015 №1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области окружающей среды».

Имеющиеся в настоящее время разрешения на выбросы и сбросы выданы без учета Распоряжения №1316-р, которое значительно сокращает перечень загрязняющих веществ и, как следствие, ставки платы по ним. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ, по которым нет ставок платы, начиная с 2016 года платить не нужно, даже если эти загрязняющие вещества указаны в разрешительных документах.

Сложившаяся практика использовать ставки платы для загрязняющих веществ, обладающих схожими характеристиками, является неправомерной . Так в Письме Росприроднадзора от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения» было сказано, что «…таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества». Это и ранее применяемые администраторами платы за НВОС требования об оплате за загрязняющие вещества, отсутствующие в Постановлении №344, признаются судами незаконными. В качестве примера можно привести, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 31.01.2014 по делу № А75-2131/2013.

Где брать ПДВ и НДС по источникам выбросов и сбросов?

Новая форма годовой Декларации предусматривает расчеты по загрязняющим веществам в разрезе источников выбросов и выпусков сточных вод. Это существенно увеличивает объем работы по расчету платы. Кроме того понадобились ПДВ, ВСВ и НДС, ВСС загрязняющих веществ по каждому источнику и выпуску в отдельности. В разрешительной документации утверждаются данные по объекту в целом. Чтобы получить данные в разрезе источников и выпусков, нужно поднимать проектную документацию, а именно раздел нормирования.

Как рассчитать сброс на рельеф?

До сих пор спрашивают, как рассчитывается сброс на рельеф. Плата за, так называемую, ливневку была отменена еще в 2014 году (вернее она так и не была утверждена и ее применение было неправомерно). Сброс сточных вод регулируется правовыми актами, определяющими взаимоотношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), водоканалами. Методические указания В.И.Данилов – Данильян по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты сейчас не применяются. Оплату нужно производить только за сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты .

Где скачать новую форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год?

Как заполнить форму, пример заполнения

Расчет суммы, подлежащей внесению в бюджет

Расчет суммы, подлежащей внесению в бюджет, включает в себя показатели сумм платежа, в том числе по его видам, по каждому объекту, оказывающему НВОС. Данный лист декларации заполняется по каждому муниципальному образованию отдельно. При заполнении необходимо указать порядковый номер страницы.

Строка 010 указывается код соответствующего муниципального образования – ОКТМО согласно «ОК 033­2013».

Строка 020 – обобщающая. В ней указывается общая сумма платежей, без учета корректировки их размера. Показатель определяется как сумма платы по всем видам НВОС и включает в себя платежи, рассчитанные:

  • в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ),
  • нормативов допустимых сбросов (НДС),
  • лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, превышающий такие нормативы, лимиты, выбросы и сбросы (включая аварийные),
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и сверх указанных лимитов.

Плата по каждому виду НВОС определяется как сумма платы по каждому загрязняющему веществу, по которому установлена ставка.

Сумма по строке 020 стр. 020 = стр. 021 + стр. 022 + стр. 023 + стр. 024

По строкам 021, 022, 023 и 024 указываются составляющие суммы платы по видам НВОС, значения которых принимаются равными величине показателя соответствующей строки:

  • стр. 021 = стр. 040
  • стр. 022 = стр. 060
  • стр. 023 = стр. 080
  • стр. 024 = стр. 100

По строке 031 указываются ОКТМО стационарных источников, указанные в Разделе 1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».

В строке 040 отражается сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, рассчитанная по каждому стационарному источнику, без корректировки ее размера.

Сумма по строке 040 в таблице определяется в следующем порядке: стр. 040 = стр. 041 + стр. 042 + стр. 043 .

Показатель строки 040 = итог по столбцу 17 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».

Показатели строк 041, 042 и 043 являются расшифровывающими к сумме, отражаемой по строке 040 . Все данные для их заполнения содержатся в Разделе 1.

В строке 041 отражается сумма платы за выбросы в пределах ПДВ, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 14 Раздела 1, строка «Итого по стационарным источникам».

В строке 042 отражается сумма платы за выбросы в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ (ВСВ), сумма должна соответствовать итогу по столбцу 15 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

В строке 043 отражается сумма платы за выбросы сверх лимита на выбросы, сумма должна соответствовать итогу по столбцу 16 Раздела 1 строка «Итого по стационарным источникам».

Аналогично заполняются и другие строки Расчета. Каждый показатель должен соответствовать итоговым суммам расчетов по соответствующему Разделу.

В строках с 060 по 063 отражаются суммы платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и/или рассеивании попутного нефтяного газа, рассчитанные по всем стационарным источникам (факельным установкам, установкам рассеивания).

Данные для заполнения содержатся в Разделе 1.1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих в веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при не превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания» и Разделе 1.2. «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих в веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания».

стр. 060 = стр. 061 + стр. 062 + стр. 063 .

Сумма по строке 060 = итог по столбцу №17 Раздела 1.1 + итог по столбцу №12 Раздела 1.2.

Сумма по строке 061 = итог по столбцу №14 Раздела 1.1.

Сумма по строке 062 = итог по столбцу №15 Раздела 1.1.

Сумма по строке 063 = итог по столбцу №16 Раздела 1.1 + итог по столбцу №8 Раздела 1.2.

В строках 080, 081, 082, 083 отражаются суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, рассчитанные для каждого выпуска. Данные для заполнения содержатся в Разделе 2 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты».

стр. 080 = стр. 081 + стр. 082 + стр. 083.

Сумма по строке 080 = итог по столбцу №18 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 081 = итог по столбцу №15 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 082 = итог по столбцу №16 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

Сумма по строке 083 = итог по столбцу №17 Раздела 2 строка «Итого по всем выпускам».

По строкам 100, 101, 102 указывается вся сумма платы за размещение отходов. Данные для заполнения содержатся в Разделе 3 «Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления» и Разделе 3.1 «Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов».

стр. 100 = стр. 101 + стр. 102.

Сумма по строке 100 = итог по столбцу №25 Раздела 3 + итог по столбцу №8 Раздела 3.1.

Сумма по строке 101 = итог по столбцу №23 Раздела 3.

Сумма по строке 102 = итог по столбцу №24 Раздела 3.

В строках 110, 111, 112, 113, 114 указываются суммы средств на выполнение природоохранных мероприятий (величина корректировки размера платы, планируемая к зачету) в составе планов снижения выбросов, планов снижения сбросов и/или на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, которая принимается к зачету при корректировке размеров платы.

стр. 110 = стр. 111 + стр. 112 + стр. 113 + стр. 114 .

По строке 111 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа).

Сумма определяется по данным документов и расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения выбросов.

По строке 112 указывается сумма средств на реализацию проектов, обеспечивающих снижение сжигания на факельных установках и рассеивания попутного нефтяного газа, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение мероприятий, которые включены в проект по полезному использованию попутного нефтяного газа.

По строке 113 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения сбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за сбросы конкретных загрязняющих веществ.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения сбросов.

По строке 114 указывается сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий в составе плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, которая принимается к зачету при корректировке платы за размещение отходов конкретного класса опасности.

Сумма определяется по данным документов/расчетов, подтверждающих фактическое освоение средств на выполнение природоохранных мероприятий, которые включены в планы снижения выбросов и сбросов.

По строкам 120, 121, 122, 123, 124 указываются сумма платы с учетом корректировки ее размера на величину фактических затрат на выполнение природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов и сбросов и/или на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.

стр. 120 = стр. 121 + стр. 122 + стр. 123 + стр. 124 .

По строке 121 указывается сумма платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа), снижение негативного воздействия которых на окружающую среду осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе планов снижения выбросов и сбросов.

Строка 121 = итог по столбцу 17 Раздела 1, строка «Всего по всем стационарным источникам по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы».

По строке 122 указывается сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках (рассеивании) попутного нефтяного газа, снижение негативного воздействия которых на окружающую среду связано с уменьшением сжигания попутного нефтяного газа за счет реализации мероприятий соответствующих проектов.

Строка 122 = строка 022 - сумма платы за выбросы при отсутствии средств измерений*

*Соответствующих требованиям, устанавливаемым Министерством энергетики РФ, измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и/или рассеянного попутного нефтяного газа.

По строке 123 указывается сумма платы за сбросы конкретных загрязняющих веществ, снижение негативного воздействия которых на окружающую среду осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе планов снижения сбросов.

Строка 123 = итог по столбцу №18 Раздела 2 по строке «Всего по всем выпускам по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы».

По строке 124 указывается сумма платы за размещение конкретных видов (классов опасности) отходов, снижение негативного воздействия на окружающую среду которых осуществляется за счет выполнения природоохранных мероприятий в составе плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Строка 124 = сумме данных по соответствующим строкам для конкретных видов (классов опасности) отходов столбца 25 таблиц Раздела 3 или суммированием данных по соответствующим строкам для конкретных видов (классов опасности) отходов столбца 25 по строке «Всего, в том числе» для Раздела 3 в целом.

По строке 130 указывается сумма платы, подлежащей уплате в бюджетную систему, по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 130 = стр. 131 + стр. 132 + стр. 133 + стр. 134

стр. 130 = стр. 020 – стр. 110 при стр. 120≥ стр. 110

стр. 130 = стр. 020 – стр. 120 при стр. 120 ≤ стр. 110

По строке 131 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 131 = стр. 040 – стр. 111 при стр. 121≥ стр. 111

стр. 131 = стр. 040 – стр. 121 при стр. 121 ≤ стр. 111

По строке 132 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 132 = стр. 060 – стр. 112 при стр. 122 ≥ стр. 112

стр. 132 = стр. 060 – Раздел 1.2 (ИТОГО по столбцу 8 – ИТОГО по столбцу 12).

По строке 133 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 133 = стр. 080 – стр. 113 при стр. 123 ≥ при стр. 113

стр. 133 = стр. 080 – стр. 123 при стр. 123 ≤ стр. 113

По строке 134 указывается подлежащая внесению в бюджетную систему сумма платы за размещение отходов.

стр. 134 = стр. 100 – стр. 114 при стр. 124 ≥ стр. 114

стр. 134 = стр. 100 – стр. 124 при стр. 124 ≤ стр. 114

По строке 140 указывается сумма авансовых квартальных платежей, внесенных в отчетном периоде в бюджетную систему, по всем видам негативного воздействия на окружающую среду и по каждому кварталу в отдельности.

стр. 140 = стр. 141 + стр. 142 + стр. 143 + стр. 144

По строке 141 указывается сумма квартальных авансов за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

Строка 141 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанными в платежных поручениях об их перечислении.

По строке 142 указывается сумма квартальных авансов за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и/или рассеивании попутного нефтяного газа.

Строка 142 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанными в платежных поручениях.

По строке 143 указывается сумма квартальных авансов за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Строка 143

По строке 144 указывается сумма квартальных авансов за размещение отходов.

Строка 144 = сумма значений по строкам «1 квартал», «2 квартал», «3 квартал», которые принимаются в соответствии с суммами авансов, указанных в платежных поручениях.

По строке 150 указывается сумма квартальных авансов по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 150 = стр. 151 + стр. 152 + стр. 153 + стр. 154

стр. 150 = стр. 130 – стр. 140 при стр. 130 ≥ стр. 140

По строке 151 указывается итоговая сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 151 = стр. 131 стр. 141 при стр. 131 ≥ стр. 141

По строке 152 указывается итоговая сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 152 = стр. 132 стр. 142 при стр. 132 ≥ стр. 142

По строке 153 указывается итоговая сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 153 = стр. 133 стр.143 при стр. 133 ≥ стр. 143

По строке 154 указывается итоговая сумма платы за размещение отходов.

стр. 154 = стр. 134 стр.144 при стр. 134 ≥ стр. 144

По строке 160 указывается итоговая за отчетный период сумма платы для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода по всем видам негативного воздействия на окружающую среду.

стр. 160 = стр. 161 + стр. 162 + стр. 163 + стр. 164

Проверка значения показателя строки 160 проводится в следующем порядке:

стр. 160 = стр. 140 – стр. 130 при стр. 140 ≥ стр. 130

По строке 161 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами.

стр. 161 = стр. 141 стр.131 при стр. 141 ≥ стр. 131

По строке 162 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

стр. 162 = стр. 142 стр.132 при стр. 142 ≥ стр. 132

По строке 163 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

стр. 163 = стр. 143 стр.133 при стр. 143 ≥ стр. 133

По строке 164 указывается итоговая за отчетный период для возврата из бюджета или зачета в счет последующего отчетного периода сумма платы за размещение отходов.

стр. 164 = стр. 144 стр.134 при стр. 144 ≥ стр. 134

Раздел 1 «Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»

При заполнении Раздела 1 указывается:

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В столбце 1 по строкам указывается порядковый номер строки.

В столбце 2 по строкам указывается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой при выбросе в атмосферный воздух, в привязке к каждому стационарному источнику.

В столбце 2 по строке «Стационарный источник ___» указывается наименование или номер и ОКТМО стационарного источника.

В столбце 2 во всех остальных строках указывается наименование конкретного загрязняющего вещества.

В столбце 3 указывается ПДВ или НДВ загрязняющего вещества в соответствии с разрешительными документами.

В столбце 4 по строкам указываются лимиты на выбросы загрязняющих веществ, установленные в разрешительных документах.

В столбце 5 по строкам указывается фактический выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух всего за отчетный период.

Столбец 5 = сумме столбцов 6, 7 и 8 по строке.

В столбце 6 по строкам указывается фактический выброс загрязняющего вещества за отчетный период, равный или менее установленных ПДВ либо НДВ.

Значение столбца 6 не может превышать значение столбца 3.

В столбце 7 по строкам указывается фактический выброс загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленных лимитов на выбросы загрязняющих веществ, определяемый как разница между выбросами, равными или менее лимитов на выбросы загрязняющих веществ, и выбросами, равными ПДВ или НДВ.

Значение столбца 7 не может превышать разницы между столбцом 4 и столбцом 3.

В столбце 8 по строкам указывается фактический сверхлимитный выброс загрязняющего вещества за отчетный период (выброс сверх установленных лимитов на выбросы загрязняющих веществ либо при их отсутствии – выброс сверх установленного ПДВ, определяемый как разница между фактическими выбросами и выбросами, равными лимитам на выбросы загрязняющих веществ в случае отсутствия лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разница между фактическими выбросами и выбросами, равными ПДВ).

В столбце 9 по строкам указывается ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух, принимаемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

В столбце 10 по строкам указывается коэффициент Кнд, равный 1, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах ПДВ или НДВ.

В столбце 11 по строкам указывается коэффициент Квр, равный 5 или 25 соответственно с 1 января 2016 г. и 1 января 2020 г., применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ.

В столбце 12 по строкам указывается коэффициент Кср, равный 25 с 1 января 2016 г. за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В столбце 13 по строкам указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами*.

Во всех остальных случаях в строках столбца 13 указывается коэффициент, равный 1.

*Это означает, что установление особой охраны территорий и объектов законами субъекта РФ или нормативными правовыми актами муниципального образования не является основанием применения коэффициента 2 при расчете платы за НВОС.

Информацию о федеральных законах, устанавливающих объекты, находящиеся под особой охраной, можно найти в письме Росприроднадзора от 16.12.2016 N ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2».

В столбце 14 по каждой строке указывается сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах значений показателя по столбцу 6, не превышающий ПДВ или НДВ загрязняющего вещества.

ст. 14 = ст. 6 х ст. 9 х ст. 10 х ст. 13

В столбце 15 по каждой строке указывается сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах значений показателя по столбцу 7, осуществленный в пределах между ПДВ или НДВ загрязняющего вещества и лимитами на выбросы загрязняющих веществ.

ст. 15 = ст. 7 х ст. 9 х ст. 11 х ст. 13

В столбце 16 по каждой строке указывается сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах, превышающих лимиты на выбросы загрязняющих веществ либо при его отсутствии ПДВ или НДВ загрязняющего вещества.

ст. 16 = ст. 8 х ст. 9 х ст. 12 х ст. 13

В столбце 17 по каждой строке указывается сумма платы, исчисленная в пределах соответствующих нормативов и при их превышении согласно законодательству РФ в области охраны окружающей среды.

ст. 17 = ст. 14 + ст. 15 + ст. 16

По строке «Итого по стационарным источникам» в конце таблицы Раздела 1 указывается в целом по объекту негативного воздействия на окружающую среду (всем стационарным источникам) сумма значений показателя платы, в том числе за выбросы конкретного загрязняющего вещества, по строкам столбцов 14, 15, 16, 17.

Посмотрите, кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году, в какие сроки и по каким реквизитам, а также проверьте форму декларации для сдачи ее в Росприроднадзор.

Кто перечисляет плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году перечисляют все организации (в том числе иностранные) и ИП, которые используют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно законодательству выделяется три вида негативного воздействия:

  • Выбросы в атмосферу стационарными объектами;
  • Сброс загрязняющих веществ в водные обьекты;
  • Размещение отходов производства и потребления

Важно! Организации и ИП не должны платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году за автомобили, т.к. это передвижные объекты, а не стационарные (Письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413).

Для постановки на учет в качестве плательщика необходимо подать заявку. Посмотрите пример заполнения первой части заявки ниже. После примера Вы можете скачать полный образец заполненной заявки.

Подробную инструкцию по заполнению декларации посмотрите в отдельной статье "Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (НВОС)".

Скачать заявку на постановку на учет объекта НВОС в 2017 году >>>

Нужно ли офисам платить экологические платежи?

Перечислять плату за негативное воздействие нао кружающую среду за офисы не нужно. Об этом сообщил Росприроднадзора в письме от 29.09.16 № АА-03-04-32/20054.
Плату за НВОС перечисляют только компании, у которых деятельность связана с негативным воздействием на окружающую среду. Исключение - компании, которые работают на объектах IV категории. Это объекты с минимальным негативным воздействием.

Год назад Правительство РФ определило критерии, по которым компании можно разделить на разные категории (постановление от 28.09.15 № 1029). Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, объекты II категории - умеренное, объекты III - незначительное и IV - минимальное воздействие. Однако до сих пор было неясно, к какой категории относятся компании, которые размещаются в офисах.

Росприроднадзор уточнил, что, если на объекте нет источника выбросов в атмосферу и сбросов загрязняющих веществ в сточные воды, объект относится к IV категории. В частности, это офисные помещения, детские сады, школы и др.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 год

должна быть перечислена не позднее 1 марта 2017 года. Это будет платеж за 2016 год. Однако в течение 2017 года плательщики обязаны перечислять авансовые квартальные платежи в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Важно! Малые и средние организации и ИП платят за негативное воздействие раз в год не позднее 1 марта без авансовых платежей.

Посмотрите в таблице сроки авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году, сроки.

Внимание! За 2016 год плательщики должны перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в срок не позднее 1 марта 2017 года .

Как отчитаться по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Скачать бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду Вы можете на официальном сайте Минприроды по ссылке http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=342019 или в начале статьи.

Предоставить декларацию в Росприроднадзор необходимо в следующие сроки:

  • За 2016 год - не позднее 10 марта 2017 года;
  • За 2017 год - не позднее 12 марта 2018 года (10-11 марта 2018 года - выходные дни)

Реквизиты для платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Посмотрите КБК для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:

  • выбросы загрязняющих веществ в воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в стоки;
  • деятельность по размещению отходов.

Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.

Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.

При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)

Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.

Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • дополнительный коэффициент 2;
  • стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Вес загрязняющего вещества х Ставка

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:

Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5

Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду

Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:

  • Заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду

Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.