» » Почему мы записались в «Бессмертный полк. Краткий курс истории

Почему мы записались в «Бессмертный полк. Краткий курс истории

Каждый год 9 Мая по улицам наших городов проходят ветераны Великой Отечественной войны.


С каждым годом их все меньше. Солдаты уходят навсегда. Пройдет десяток лет, и кого увидят наши дети на параде Победы?

И смогут ли они рассказать уже своим детям, листая семейный альбом, кто этот паренек в пилотке со звездочкой на пожелтевшей от времени фотографии? И что за подвиг он когда-то совершил...


Есть долг. Чести и памяти. В наших силах его отдать. Надо сделать так, что бы ушедшие навсегда солдаты вернулись 9 Мая к нам. Вернулись наши деды и прадеды. В каждый дом, в каждую семью. К нам и нашим детям. И это возможно.

9 мая 2012 в городе Томске, созданный по инициативе журналистов Томской медиа группы, «Бессмертный полк» в составе 6 тысяч горожан, неся почти 3 тысячи портретов солдат Великой Отечественной войны, прошел в праздничной колонне к Вечному огню.

9 мая 2013 в нашем городе впервые пройдет акция "Бессмертный полк". Десятки молодых людей с фотографиями своих прабабушек и прадедушек, участников Великой Отечественной войны пройдут к Вечному огню, отдать долг памяти и чести, тем, кто подарил нам тот яркий май и светлый День Победы.

Вот и я решила рассказать о своем "Бессмертном полке", в котором близкие и дорогие мне люди: мой дед - Баташов Иван Григорьевич, Исайченко Василий Нилович, Коваленко Иван Лаврентьевич, Усольцев Прокопий Семенович и многие, многие другие, с кем свела меня судьба, чьи рассказы о боевых буднях я писала вместе со своими детьми, собирая поисковый материал.

Это только начало. Каждый день, вплоть до 9 мая, на этой страничке будут появляться рассказы о воинах "Бессмертного полка".

И первый мой рассказ о Коваленко Иване Лаврентьевиче.

Коваленко Иван Лаврентьевич, родился 13 сентября 1921 года в деревне Чутовка Юргинского района Томской губернии.

Из рассказов Ивана Лаврентьевича:

"Служил я во Владивостоке, а с началом войны меня отправили под Москву на оборону на Волоколамском направлении. Приказ Сталина: «Ни шагу назад!» был для каждого бойца законом. Оборону Москвы держали намертво, а к декабрю 1941 года наши войска пошли в контрнаступление. Конная разведка, где я значился, всегда была на переднем крае боя.

Весной 1942 года нас перебросили под Харьков во Вторые Просянки. И здесь шли бои не на жизнь, а на смерть. В одном из таких сражений я и еще один боец потеряли связь со своей часть. Ушли в разведку, а когда вернулись, то нашей части не оказалось на месте.

Нашу часть перебросили на другую позицию. Кругом были немцы. Сдаваться в плен не хотелось. И мы, вдвоем в течение месяца, под боком у фашистов пробирались к своим. Радости не было предела, когда я и мой товарищ, разведчик, уже под Сталинградом присоединись к своим сослуживцам.

На всю жизнь остались в памяти бои под Великими Луками. Немцы сопротивлялись, день и ночь вели бомбежки. А своим солдатам, оказавшимся в окружении наших войск, сбрасывали продукты. Но нередко промахивались и пайки доставались советским бойцам"

Награжден двумя орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями Жукова, «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За оборону Москвы», «В память 850-летия Москвы», знаком «60 лет битвы за Москву».

29 августа 2012 года Ивана Лаврентьевича не стало.

Усольцев Прокопий Семенович

Родился 08.07.1926г. с. Алаево Юргинского района Томской губернии

Из рассказов Прокопия Семеновича:

"Когда война началась, все мужики на фронт ушли, мы за старших в селе остались. Когда мужики уходили, крик у сельсовета стоял, бабы в голос кричали, детишки им подвывали, а мы, пацаненки, в стайку сбились, руки в кулаки сжали да слезы глотали.

17-ти лет меня забрали в армию. Приехал военный, собрали нас, молодежь, у сельсовета. Матери черные стояли, у многих уже мужья и старшие сыновья погибли, вот и нас стали подгребать. Загрузили в телегу и в Юргу, на станцию, там военкомат был.

Попал я в Винницкую область. Бои там страшные шли. Бомбили постоянно, немец-то он аккуратный был: бомбил по расписанию. Вот вожмешься в эту землю и думаешь: чтобы только не попало.

А бомбы воют, этот вой в землю тебя так и вжимает. Молодые мы были, считай мне только восемнадцатый шел, и таких как я много было. Кто бесшабашный был, тот сразу же погибал, а те, кто поосторожней был, тот как-то приспосабливался.

Леса после бомбежек горели сильно, вместо воздуха - копоть да дым, а еще в атаку идти надо, приказ командира, а когда немец после бомбежки на тебя прет, а у тебя патронов раз, два и обчелся, вот тогда и дух некогда перевести.

Ходили в рукопашную, кто кого: или он тебя, или ты его, а убивать всегда страшно. Идешь в бой, а у самого только мысли, чтобы не ранило, не убило.

Позже я уже за баранку машины сел. Поколесил по дорогам. Наши тогда уже фашистов погнали, мы только за ними поспевали.

Порой едешь по дороге, где только бои кончились и волосы дыбом. Фашисты ведь никого не жалели, ни детей, ни женщин. Вот по такой дороге продвигаешься, а она вся трупами усыпана, вместо деревень - выжженная пустота.

Дороги войны - страшные дороги. Сидишь за баранкой, а рядом автомат, кто знает, откуда немец вынырнет.

Стали их гнать, они по лесам и побежали. А еще страшнее, когда по обочинам и немцы и наши вперемешку грудами лежат, приказ ведь был: не отступать, брать населенные пункты любой ценой, вот и шли на смерть.

Где руки, где ноги, а где просто голова, танки покореженные, машины сгоревшие, копоть, гарь. Это в песне поется, что пуля - дура. В жизни-то совсем другое. Сколько парней полегло от этой пули.

Константин Константинович Рокоссовский часто в нашей части останавливался. Мы в это время уже в Польше стояли.

Любили его солдаты за внимание и доброту. Не брезговал за стол сесть с нами, солдатами, отведать, чем нас кормят. Возмущался, если ему предлагали отдельный столик и отдельное питание, поэтому, когда он приезжал, дежурные уже знали, что сядет вместе с солдатами за стол и будет кушать вместе с ними.

Про дом разговаривали, про жизнь довоенную, о будущем спрашивал, мы-то ребята еще молодые были, только войну и видели, в мирной жизни и девушку-то многие поцеловать не успели. В те времена с этим строго было. Вот и мечтали, что домой вернемся, девушку хорошую найдем, семью создадим, детей нарожаем, мирно жить будем, и войны никогда не будет.

Рокоссовский был настоящий командир, не в пример нонешним. Подтянутый, пуговицы все застегнуты, и от нас такой же порядок в одежде требовал, мы тут же, ежели что не так, старались на глаза не попадаться, не любил он нерях. Некоторые начальники его не очень любили, справедливый был, за простого солдата - горой. Наши ждали его прихода. Тут же в столовой молодежь собиралась, про положение на фронте спрашивали, вопросы задавали про Москву, про то, как там дома, в России.

А еще примета была, ежели Рокоссовский приехал, значит ждать наступления. Сам лично все проверял, с молодыми разговаривал, особенно с теми, кто в пополнении прибыл, молодежь тогда всё необстрелянная шла, собирали их скопом, два-три месяца на обучение, и на фронт. Чего с такого возьмешь? Вот и поднимали боевой дух такими беседами.

Сейчас в армии нередки случаи дедовщины. А как было с этим в то время?

Дедовщины у нас не было, да и война шла. Это сейчас разгильдяйство пошло - никто ни за что не отвечает, и никто никому не подчиняется. А тогда командир на день раз десять остановит, проверит, все ли в порядке, как портянки у новобранцев намотаны, мы ведь за день километров шестьдесят могли намотать, а если дороги разбитые, то сутками из машины не вылазили. Да и мы друг другу помогали, кто добрым советом, а чаще помогали делом. У нас всегда с собой что-нибудь было - сухарь, кусочек сахара. Делились и этим. Бои порой сутками шли, а в распутицу да по размытым дорогам кухня могла и неделю не подойти. Да и патроны порой сутками не подвозили, вот и старались обстрелянные молодых вперед не пускать, хотя были такие, что вперед рвались.

Но они быстро погибали, в первых же боях. Трусов и предателей среди нас не было. В бой шли за Родину, тогда это было святое."

Награжден орденом Отечественной войны II степени в честь 40-летия Победы.

Баташов Иван Григорьевич


Баташов Иван Григоревич, родился 17.12.1918 г. в с. Васильево Ковернирнского района Горьковской области.

Бывший парторг 153-го гвардейского артиллерийского полка 73-й гв. СД, подполковник в отставке.

Баташов Иван Григорьевич - мой дед. Для меня он всегда был примером.

Из его воспоминаний: " 153-й (214-й) гвардейский Уразовский ордена Кутузова 3-й степени артиллерийский полк имеет славную боевую историю.

В районе станции Воропоново немцы оказывали сильное сопротивление нашим наступающим подразделениям не раз переходили в контратаки.

С наблюдательного пункта невозможно было обнаружить вражеские батареи в глубине немецкой обороны.

Тогда коммунист Васюнин вместе с радистом садится на один из наших танков, устремившихся на прорыв, и по рации корректирует огонь по вражеским батареям, что существенно помогло нашей пехоте продвигаться вперед и порваться на станцию. В этом бою Федор Васильевич погиб.


Мне запомнился мужественный образ парторга 3-го дивизиона Алексея Ивановича Юдина, добровольцем ушедшего на фронт.

Этот большой души человек не расставался с кисетом, всегда наполненным махоркой. Сам закурит и других угостит. Особенно он любил молодых бойцов, передавал им свой боевой опыт, а когда завязывался бой - вместе с расчетом в вел из орудий огонь по врагу.

Вспоминаю, как в начале октября 1943 года немцы в который раз попытались сбросить части полка в Днепр. Лавина до 50 танков, прорвавшись через порядки стрелковых подразделений, обрушила огонь на батареи нашего полка. Коммунисты и здесь показывали пример выдержки и стойкости.

Более пяти миллионов советских патриотов пополнили ряды Коммунистической партии в годы войны, В их числе более 430 – воины нашего полка. «Хочу идти в бой коммунистом!» - эти ставшие легендарными слова родились на полях кровопролитных сражений, когда решалась судьба нашей Родины.

Воробьев Евдокии Васильевич

30.07.1912 – 17.05.1988

Я прадеда не знала своего
Когда я появилась,
а он уже ушел...
На фотографию
я прадеда смотрю
И взгляд задумчивый
его ловлю.

Как будто хочет
он мне рассказать
Про то, как воевал он за меня.
На пиджаке у прадеда висят
Награды. В руки я могу их взять.

Вот — ордена, а вот - медаль,
Да не одна… И надпись я прочла,
И выбрала одну: «За отвагу!»,
данная ему,
За что он награду получил?

А вечером мне бабушка сказала
Она папу своего ведь лучше знала,
Что четырех детишек и жену,
Оставил он, собравшись на войну.

Что на войне попал он в окруженье,
Что ранен был и что ослеп в сраженье.
И в ночь осеннюю он делал переправу
По Висле ледяной со всем своим отрядом
И что шинель, покрывшаяся льдом
Сушилась на плечах солдатских днем.

И как бежал по полю, чтобы проверить:
Не заминировал ли враг песчаный берег.
Так вот за что награду получил!
Не только за отвагу медаль он получил,
Есть у него два ордена,
Медалей нам не счесть.

У каждой награды есть своя история,
И не одной не хвастал прадед мой родной
Я чту и горжусь прадедом своим,
Он героем стал для всей родни.

Автор стихотворения - Ирина Ивченко, правнучка Воробьева Евдокима Васильевича

​Лиза ТАРАНОВА, 8‑й «Б» класс:
Мы скучаем по ним

Яна МАРТЫНЕНКО, 8‑й «Б» класс:
Прадедушка оставил нам мемуары о том страшном времени

Война… Какое страшное слово! Когда я слышу его, мурашки пробегают по моему телу, и становится невыносимо грустно. О войне я узнала не только от родителей и учителей, но и из мемуаров, которые написал и оставил после себя мой прадедушка Леонид Александрович Яйцев. Он получил повестку о призыве в Красную армию в 18 лет, пройдя специальное обучение, стал связистом. В дальнейшем он дослужился до командира взвода, был ранен и не один раз награжден медалями «За боевые заслуги» и орденом Красного Знамени.
В своих мемуарах он описал тяжелые военные годы и послевоенное время. Мы бережно храним эти записи и благодаря им знаем, как труден был путь к Победе.
В прошлом году с его фотографией я принимала участие в акции «Бессмертный полк». Идя по улицам Москвы, держа в руках портрет своего прадедушки, я чувствовала гордость и патриотизм, но в то же время непереносимую горечь осознания того ужасного времени. Сколько себя помню, в нашей семье была традиция: каждый год 9 Мая дети, внуки и правнуки прадедушки встречались на его маленькой даче под Подольском. Мы накрывали большой круглый стол, жарили шашлыки, пели военные песни и слушали воспоминания нашего любимого ветерана об ужасах войны, о боевых товарищах, о близкой гибели и чуде спасения. Когда я слушала его рассказы, в моей душе рождались чувства жалости, сострадания к людям, пережившим войну, и чувство бесконечной гордости за наших бесстрашных воинов.
Сейчас, когда прадедушки уже несколько лет нет с нами, мы продолжаем в День Великой Победы встречаться на его старенькой даче, поддерживая семейную традицию. Мы, как и прежде, собираемся за столом, включаем видео… И вот он уже вместе с нами поет свою любимую песню: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…»

Для нашей семьи день 9 Мая - важная дата. Оба моих прадедушки были участниками войны, смогли вернуться с фронта и помогали нашей стране восстанавливаться. В этом году я вместе с родителями приму участие в акции «Бессмертный полк», мы так сможем почтить их память. Многие мои друзья тоже в ней будут участвовать. В нашей школе ученики всех классов вместе с учителями подготовили Стену памяти. Каждый день, проходя мимо нее, мы думали о тех, кого никогда не видели, но так благодарны им за их подвиг и все то, что они смогли сделать для нас.
О прадедушках мне рассказали мама и папа. Оказалось, что оба они были связаны с железной дорогой.
Андрей Ефимович Куксов (1913‑1993) участвовал в боях в составе 1290‑го стрелкового полка 133‑й стрелковой дивизии на Центральном фронте в должности помощника командира. 15 августа 1942 года в боях за деревню Матренино в Смоленской области был тяжело ранен осколком мины в правый глаз и правую ногу, глаз был удален. Позже прадедушка работал в тылу, в вагоноремонтном депо на станции Великие Луки, восстанавливал технику, привезенную с фронта, и исправленную отправлял обратно на фронт. Был удостоен ордена Отечественной войны 1‑й степени, ордена Славы 3‑й степени, награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Мой прадедушка Александр Сергеевич Воронов (1915‑1994) прошел от Барановичей до Москвы и обратно - до Кенигсберга - в составе 14‑го отдельного путевого железнодорожного батальона. И каждый день войны делал свое главное дело - заграждал для врага железнодорожные узлы и линии. Потом возрождал их к жизни для наступления войск Красной армии. Сразу после войны работал в трудных условиях на строительстве обходной ветки вокруг озера Байкал. Мой прадедушка удостоен 20 государственных наград! А еще он написал книгу «На фронтовых магистралях».
Я очень горжусь своими прадедами и, если бы они могли меня услышать, сказала бы им спасибо за то, какой огромной ценой они однажды спасли весь мир, и за то, что мы есть на свете!

Катя БАРКОВА, 6‑й «Б» класс:
Не хочу нарушать традицию

Александр ФИЛИППОВ, 6‑й «Б» класс:
Чувствую себя частичкой истории страны

Участники акции «Бессмертный полк» несут портреты своих родственников, принимавших участие в защите нашей Родины во время Великой Отечественной войны. И тем самым они вспоминают Великую Победу советского народа над фашизмом и одновременно отдают дань уважения своим близким людям, которые внесли свой героический вклад в установление мира на земле. Это позволяет мне, ученику 6‑го «Б» класса Александру Филиппову, чувствовать себя частичкой истории нашей страны.
Когда я участвовал в акции «Бессмертный полк», мои друзья с портретами своих близких шли со мной в одной шеренге, потому что их родные тоже были участниками этих исторических событий.
В Бессмертном полку я пойду с портретом своего прадедушки Валерия Сергеевича Ушакова. Он начал свой фронтовой путь в 1‑й гвардейской армии, которая находилась в составе Юго-Восточного фронта, в августе 1942 года ее передали Сталинградскому фронту. Армия участвовала в оборонительном сражении на северо-западных подступах к Сталинграду и внесла большой вклад в оборону города. В 1944 году мой прадедушка В.С.Ушаков был назначен помощником начальника бронетанкового управления 3‑го Украинского фронта, который освобождал юг Украины, значительную часть Молдавии, войска продвинулись до Днестра, захватив плацдармы на его правом берегу. Военную службу прадед закончил в 1946 году в звании гвардии капитана. Он награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», а позднее - юбилейными медалями и орденом Отечественной войны 2‑й степени. После окончания войны прадедушка вернулся на прежнюю работу в Госбанк, там же проработал всю свою трудовую жизнь.
Историю прадедушки я узнал от его сына, моего дедушки: у нас в семье хранятся награды прадеда, его военные документы и фотографии. Сегодня я говорю спасибо всем, кто подарил нам счастье жить в свободной стране, всем воинам и защитникам, которые выстояли в этом смертельном испытании. Если бы мог, рассказал им, как интересно жить в ХХI веке - мире современных технологий и Интернета.

Александр ПЕРВОВ, 6‑й «Б» класс:
Помню и горжусь тобой, дед

В День Победы по традиции я и моя семья соберемся у наших родственников и будем вспоминать самые яркие эпизоды военного времени.
Я обязательно буду принимать участие в акции «Бессмертный полк», потому что считаю своим долгом почтить память людей, отдавших свою жизнь за наше мирное существование на планете. Мои друзья с уважением относятся к моему участию в такой акции и сами будут принимать в ней участие. В Бессмертном полку я пойду с портретом своего дедушки Ивана Алексеевича Первова, лейтенанта, командира разведывательной роты артиллерийского полка, входившего в состав 1‑го Белорусского фронта.
В семье моей прабабушки все трое сыновей воевали и вернулись живыми с фронта. Один в мирное время стал военным врачом, другой - полковником войск связи, а мой дедушка работал инженером-строителем. Историю моих родственников я узнал от своего отца и, конечно, от дедушки. Он ушел из жизни два года назад, но я с ним, а он со мной через эти воспоминания, письма с фронта, рассказы о войне! Я сожалею, что не родился чуть раньше и не провел больше времени с командиром Иваном Алексеевичем Первовым. Я помню и горжусь тобою, дед!

Анастасия САВКОВА, 8‑й «Б» класс:
Мы не должны забывать героев

В этом году я впервые принимаю участие в акции «Бессмертный полк». Я считаю, что это очень важно - помнить о тех, кто обеспечил нам светлое будущее, кто боролся за интересы страны. Я пойду с портретом Алексея Васильевича Чикунова, отца моей прабабушки. Я узнала историю своего прапрадедушки, когда летом была у бабушки и прабабушки. Прабабушка часто рассказывала мне и моей сестре фронтовые истории своего отца, о том, как они переживали за него, как долго доходили письма, и это казалось вечностью, и о том, как радостно, со слезами на глазах они встречали фронтовиков.
Алексей Васильевич Чикунов воевал на Украинском фронте. Он был обычным рядовым солдатом. Был схвачен в плен, где пробыл около четырех месяцев. Его спасли товарищи. После освобождения дошел до Берлина и вернулся домой, в родной Ленинград. Прабабушка рассказывала, как они с сестрой бежали навстречу отцу со слезами радости на глазах. После военного времени он продолжил преподавать математику в школе. И умер в 1957 году. Если бы сейчас я могла написать ему письмо, то рассказала бы о многом. В первую очередь о том, кто чего достиг в нашей семье, а также о нынешней ситуации в мире. О том, как мы уже забываем те страшные события Великой Отечественной войны, и сейчас снова накаляется обстановка в мире: угрозы ядерного взрыва, холодная война, бомбежка в Сирии. Все это очень страшно. Мы не должны забывать этой страшной войны и должны помнить наших праотцов и благодарить их за мирное небо над головой.

Алеша МИРОШНИК, 1‑й «Б» класс:
Они были тогда младше, чем мой старший брат сейчас!

Мне мама рассказала историю про Соню и Федю. Это ее бабушка и дедушка, родители моего дедушки. Но я их никогда не видел, только на фотографии. Соня окончила школу в 1941 году. У них прошел выпускной бал, и сразу началась война. Ее семью эвакуировали в Ташкент, там Соня записалась добровольцем на фронт. Ей было тогда меньше лет, чем моему старшему брату сейчас! Там же, в Ташкенте, служил в армии Федор Мохов. Оттуда его забрали на фронт. Соня и Федя попали в один батальон, в радиотехнические войска. Вместе прошли всю войну и даже поженились на фронте. В конце 1945 года у них родился сын - мой дедушка. После войны Федор Мохов продолжил служить на Дальнем Востоке.
Когда в школе объявили о начале акции «Стена памяти», я решил обязательно в ней поучаствовать. И теперь увидеть фотографию Сони и Феди и прочитать их историю могут все ученики моей школы! А еще Соня и Федя прошли по Красной площади в Бессмертном полку три года назад! Их фотографию тогда несли наши родственники - тетя Оля и ее сын Тимур. Мы с мамой и братом очень этому радовались.
Если бы я мог написать им письмо, я бы спросил, как они воевали, им было сложно, страшно?

Максим ВОРОБЬЕВ, 5‑й «Б» класс:
Я тоже пойду с портретом

9 Мая я буду принимать участие в акции «Бессмертный полк». Почему буду принимать участие? Потому что горжусь своим прадедом, участником ВОВ, хочу и могу об этом рассказать жителям моего района. Многие из моих друзей будут участвовать вместе со мной в этой акции, так как их родные тоже воевали за мир и возможность жить для нас. Я гордо пойду с портретом моего прадедушки И.А.Воробьева.
О нем я знаю немного: Иван Андреевич Воробьев родился в 1908 году в деревне Медведевка Калининской области. Служил пехотинцем, пока не подорвался на противотанковой мине. Его отправили в госпиталь на лечение. После выздоровления прадедушка остался работать в госпитале. Умер в 1974 году. И если бы я мог отправить ему весточку в то далекое, но незабываемое время, я бы сказал: «Держись! Скоро конец, и вы победите!»

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк » проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк », проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк » направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк ».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта: воспитанников воспитание

Задачи проекта:

Формировать нравственно -патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты :

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

· Информирование родителей о предстоящем проекте.

· Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

· Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.

· Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»

· Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».

· Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»

· Привлечение родителей к участию в проекте.

· Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.

· Презентация «Военная техника».

· Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

· Презентация «Наш бессмертный полк»

· Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности :

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

2016г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк» проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк» направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта:

Задачи проекта:

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты:

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

  • Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.
  • Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»
  • Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».
  • Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.
  • Презентация «Военная техника».
  • Оформление стенгазеты «9 Мая».
  • Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

  • Патриотический праздник «9 мая – день Победы»
  • Стенгазета «9 мая»
  • Презентация «Наш бессмертный полк»
  • Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности:

Стенгазета «9 мая», презентация «Наш бессмертный полк», презентация «Боевая техника ВОв».

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

4. Занятие по изобразительной деятельности «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.


Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Вечный огонь. Евгений Агранович

С Днем Победы!

День победы...Этот день - символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ решимости, воли русского народа, символ достоинства России.

Нынешний юбилей для нас - это, прежде всего, повод задуматься: а как мы распорядились Великой Победой наших отцов, дедов и прадедов? И главное - сохранили ли мы тот победный дух, который помог выстоять нашему народу в жесточайшей схватке с сильнейшим врагом того времени: западной цивилизацией, объединённой под знамёнами немецкого нацизма.

Одно из главных предназначений этого Праздника - объединять. Объединять всех нас памятью тех страшных лет, объединять чувством гордости за наших героических предков.

Да, сейчас наступило непростое время, когда за стремлением к личному благополучию, мы порой идем по головам. До объединения ли? Порой наши дети не знают ничего о том, какой ценой досталась эта возможность просто жить. Для подрастающего поколения эти годы ещё дальше, тем сложнее, наверное, понять и прочувствовать… С каждым годом всё меньше становится ветеранов Великой Отечественной войны, неумолимо редеют их ряды в Победном строю. Ещё пять-десять, пятнадцать лет, кого увидят у Вечного огня наши дети и внуки?

Настанет день, и последний солдат Великой Отечественной войны уйдёт в вечность. Кого мы будем обнимать, дарить цветы, благодарить? Кого будут помнить наши дети? Чтобы никогда не прерывалась живая связь времён, чтобы никогда не ушла память о павших бойцах, мы понесём их портреты победным строем. Пусть все видят и все помнят! Ведь мы - их дети, и мы - наследники Великой Победы!

Уже сегодня мы наблюдаем по всему миру стремление принизить роль советского солдата, нашей страны в этой войне. Могу сказать больше - фашизм процветает там, где есть забвение. Как бы не старались либералы разного толка и госдеповские господа, наш народ, нашу страну НИКОГДА не превратить в скопление Иванов, не помнящих родства.

Наш святой долг - не дать низвести это Великое до обыденного.
Парад Бессмертного полка, показал фантастическое единение нашей страны, нашего народа. Мы все шли в этом строю как одна семья!

Время не остановить. Каждый новый день отдаляет нас от великой даты - Дня Победы 1945 года. В руках каждого идущего в Бессмертном полку - судьба родного человека, судьба целой страны в те, уже такие далёкие для нас военные годы. Если не поддерживать связь поколений, время сотрёт в памяти даты, подробности, факты героического подвига наших отцов и дедов. Пройдя в День Победы в колонне «Бессмертного полка», мы тем самым сохраняем в каждой семье память о солдатах Великой Отечественной войны.

У каждого из нас есть потери в той войне, потому что не было семьи в такой большой и могучей стране, в которую не пришла бы похоронка... Так или иначе, но Великая Отечественная - это наша война. Все, кто не вернулся с поля боя, кто пережил ее, кто пришел домой живым, кто сейчас приходит на парады - все они наши отцы и деды. Они завоевали для нас жизнь. Они нам ее подарили.

Оба моих деда не вернулись с полей сражений. Не довелось им пройти победным маршем по Красной площади в 1945 году. Когда я шла в строю Бессмертного полка по Красной площади, я чувствовала, как рядом со мной идут мои деды. Я знаю, что они видели, что мы снова в строю. Пока мы помним, наши близкие живы, они с нами. Мы не только продляем жизнь тех, кого с нами уже нет, но и не позволяем забыть подвиг всего нашего народа. Уйду я, в строй встанут их правнуки … и чтобы никогда не прерывалась живая связь времён, чтобы никогда не ушла память о павших бойцах, мы понесём их портреты победным строем. Вот так просто и скупо это звучит.
В этот день мы отдаем свой долг тем людям, благодаря которым сейчас живем, так давайте отдадим его весь, а не по крупицам, не по крохам, без экономии. Это наш священный гражданский долг перед теми, кто дал нам жизнь сегодня и надежду на будущее!

Я склоняю голову перед вами, наши деды! Я выражаю искреннее почтение всем Ветеранам и участникам Великой Отечественной, всем тем, кто прошел через ужас тех лет и выстоял. Я низко кланяюсь тем, кто не дожил до Победы. Вечная им память... С Днем Победы!

Искренне ваша, Елена Есина

Порошкин Александр Иванович. Дедушка по линиии маминой мамы
Родился 25 август а1922
Уроженец Коми АССР, Усть-Куломского района, село Ручь.
На момент начала войны моему прадедушке было 17 лет. Призван в ряды Красной Армии 24 октября 1941 года (через 1 месяц после того как исполнилось 18 лет) Троицко-Печорским военкоматом и отправлен в город Вологду.
Из Вологды в г. Череповец Вологодской области в Лепельское пехотное училище, где занимался учебой.
После окончания училища в звании лейтенанта направлен на Волховский фронт ст. Паша Ленинградской области в 7 отдельную армию 114 стрелковую дивизию 536 стрелковый полк 3-го батальона.
Был назначен командиром взвода (в 18 лет!)станковых пулеметчиков в Синявино.
Там держали оборону враги. Они хотели в конце апреля 1942 года начать наступление и полностью окружить Ладожское озеро и отрезать дорогу жизни для Ленинграда.
Штаб 7-ой отдельной Армии опередил наступление противника. Враз был отброшен.
Шли ожесточенные бои, в которых был и мой прадед. Подразделение деда (к сожалению я не знаю сколько было в этом подразделении человек) попало в окружение. Кругом топкое болото. Враг не давал возможности поднять голову. Стреляли со всех сторон. Был апрель месяц. Хотя днем было тепло, но ночью болото замерзало. И вот они (солдаты, в том числе и мой прадед) лежали в этом болоте. И днем и ночью! Без еды, вез воды!!! Действовали «кукушки».
Как-то рано утром на рассвете мом прадед обнаружил «кукушку» по выстрелам. Там шел пар. Оказывается немцы подвесили вокруг болота громкоговорители. В одном месте стреляют, а кругом слышно. Голову не дает поднять.
Мой прадед прицелился из винтовки и одним выстрелом снял кукушку. После этого установили связь со своими, пришла помощь. Но в живых осталось всего 36 человек!!! Более 20 дней!!! подразделение было в окружении. Апрель! И все дистрофики. Всех (в том числе и моего прадеда) отправили в госпиталь.
После госпиталя мой прадед возвратился в 536 стрелковый полк и там он узнал, что он награжден (к сожалению нам неизвестно что это за награда).
536 стрелковый полк стоял в обороне и солдаты изучали тактику ведения боя финнов и готовились к предстоящим боям чтобы освобождать оккупированные территории. Ходили в разведку, доставали «языка» и передавали командованию ценные сведения о противнике. Уничтожали живую силу и технику врага.
В Армии мой прадед стал коммунистом.
На всю жизнь в его памяти осталось формирование реки Свирь. Враг был отброшен. Наши захватили г. Лодейное поле, Олонец, Питкяранте, Сальмы.
После освобождения нашей территории и заключения перемирия с Финляндией, которая вышла из войны, наши войска сдали оборону укрепленному району и возвратились назад в г. Лодейное Поле.
Вскоре после этого моего прадеда взяли в штаб (ему было в районе 20 лет!!!) 536 стрелкового полка по строевой части, там моему прадеду присвоили звание капитана.
После часть Александра Ивановича отправили на Мурманское направление освобождать Советское Заморье. Условия войны здесь были еще суровые. Открытое снежное пространство, жгучие морозы.
Немцы заняли все возвышенные места и построили оборону. Вся нейтральная местность простреливалась. Негде поднять голову. Наши отрабатывали тактику боя в горной местности и продвигались к передовой.
После артподготовки продвинулись к окопам противника, но оборону по всей линии фронта не смогли занять. Был дан приказ к вечеру снова начать наступление.
Прорвали оборону и продвинулись вперед, заняли Пестамо. С моря помогла морская пехота.
Потом отправили на Никель. Расположились, заняли оборону. И вдруг с тыла на наши войска идут немцы черной тучей. Мой прадед лег за пулемет и давай строчить. Выпустил одну ленту, затем начал вторую и вдруг как будто кто-то ударил прикладом в затылок. Александр Иванович был ранен в голову. Снайперская пуля попала через прицельное окно в целик пулемета и рикошетом разорвалась. Это было 24 октября 1944 года (совпадение. 24 октября, но 1941 года мой прадед был призван в ряды Красной Армии).
Подобрали его санитары. Был он без сознания. И отправили в медсанбат.
Только когда пришел в сознание, ему сделали операцию. Оказывается, при нем не было ни документов, ни знаков различия. Единственное что сохранилось – парт билет. А потом были госпитали: Пестамо, Мурманск, Петрозаводск, Улан-Удэ. Больничная кровать. Прикован к постели почти полгода.
Возвращался мой прадед домой инвалидом войны II-ой группы (было ему 22 года…). А дома на него была уже вторая похоронка. Взял мой прадед ее и отнес в военкомат.
Память о войне – осколки в его голове не давали прадеду покоя до последних дней его жизни. Умер прадед в октябре 1990 года
Скрыть