» » Перечень льгот, пособий и услуг, которые может бесплатно получить беременная женщина. Психологическая помощь беременным Психотерапевтическая программа для беременных женщин

Перечень льгот, пособий и услуг, которые может бесплатно получить беременная женщина. Психологическая помощь беременным Психотерапевтическая программа для беременных женщин

Психологическая помощь беременным женщинам выступает неотъемлемой частью благополучного течения, как самой беременности, так и родоразрешения. Особенно много вопросов возникает у фемин, которые впервые вынашивают малыша. По-разному все женщины воспринимают беременность и готовятся осваивать для себя новую роль матери. Однако известно всем, что для беременной фемин важен хороший каждодневный психологический настрой и спокойствие.

Уникальность состояния при беременности очень сложно переоценить. Все фемин, прошедшие этот период, считают его совершенно непохожим, значительным по уровню переживаний, специфичным по гамме ощущений.

Одни женщины отмечают позитивные стороны этого жизненного периода, другие выделяют негативные ощущения, болезни, боли. Но однозначно, это всегда значимый и самый неповторимый период, который непохож на другие периоды. Специалисты бьют тревогу, отмечая, что эмоциональный стресс матери оказывает негативное влияние на протекание беременности и родоразрешение. Нередко у фемин отмечается нарушение плацентарного кровообращения, внутриутробная гипоксия, аномалии родовых сил и неблагоприятное течение родов.

Врачи выявили, что для будущих мам с эмоциональным стрессом характерен токсикоз в первой половине беременности, развитие гестозов, а в третьем триместре отмечается хроническая плацентарная недостаточность.

Были систематизированы психологические факторы, которые способствуют появлению при беременности эмоционального стресса. Среди них не последняя роль относится — склонности к беспокойству и .

Зачастую у фемин возникает вопрос: как избавиться от тревожащих, печальных дум, как совладать с собой и получать удовольствие от тех незначительных радостей, которые есть в жизни? Психологи утверждают, что плохие будущей мамы отрицательно отражаются на ее самочувствии и развитии детской нервной системы дитяти.

В период беременности настроение женщины отчасти определяет ее последующие отношения с малышом. А большинство проблем пубертатного периода закладываются именно в перинатальный период. Над этой информацией следует задуматься всем беременным фемин.

Поэтому актуальна психологическая помощь беременным женщинам, если возникают сложности с эмоциональным состоянием в период вынашивания. Однако зачастую прийти в хорошее настроение женщине в положении бывает порой непросто. Всему причиной выступают физические недомогания, перемены во внешности, переживания за здоровье крохи или страх предстоящих родов.

Близкие нередко тоже ведут себя разнообразно: некоторые очень опекают, надоедают будущей матери беспокойством о самочувствии или советами; остальные, напротив, не обращая внимания на состояние женщины, нагружают ее своими житейскими трудностями.

Бывают и трудные ситуации, когда фемин, узнав о беременности, начинает пребывать в сомнениях относительно того, сумеет ли она материально обеспечить малыша. Зачастую обнаруживаются проблемы с жильем и в отношениях с будущим отцом ребенка. Все это не способствует нормализации душевного равновесия у женщины и ей крайне необходима психологическая помощь. Беременным женщинам очень сложно одолеть неприятности, проблемы и поддерживать всегда положительный настрой. Ведь большая часть людей, которая окружает беременную в течение дня, может и нагрубить, и не уступить место в транспорте. Сотрудники нередко, пока не ушла фемин в декрет, не считают делать ей какие-либо поблажки, уступки или полностью освобождать от сложной работы. Будущие отцы также не всегда внимательны к своим женам, и считают, что жалеть жен нужно на последнем месяце беременности, а не в первом триместре, когда проявляются первые признаки токсикоза, идет гормональная перестройка организма, выражающаяся в виде общего недомогания.

Как же будущим мамочкам преодолевать все неприятности и поддерживать положительный настрой? Основой для при беременности выступает осознанное решение будущей мамочки иметь ребеночка. За этим решением стоит позитивное отношение к жизни и к себе. И действительно, если женщина решила родить малыша, значит, она любит этот мир, где ему скоро предстоит появиться. Безусловно, в жизни бывают неприятности, они происходят у всех, но в жизни происходит много и хорошего. На неприятности не нужно обращать внимания, лучше думать о предстоящем чудесном событии – появлении нового члена семьи.

Психологическая помощь беременным женщинам включает положительный настрой с помощью специальных психологических упражнений. Необходимо сесть удобно и сосредоточиться на крохе, который пребывает внутри. Следует представить, как ему хорошо и спокойно качаться в околоплодных водах. Представить, что кроха испытывает сейчас к матери любовь. Подумать о любви, которую будущая мама испытывает к малышу. Малютка чувствует каждый шаг матери, улавливает все оттенки настроения. Если практиковать такие мысли, то это поможет маме быстрее успокоиться, почувствовать себя увереннее, настроиться на позитив. Так положительный, психологический настрой передастся и крохе.

Если каждый раз вспоминать об ощущении защищенности, которое настигло при медитативном упражнении, то тогда вывести будущую мамочку из состояния равновесия или задеть обидным словом станет не так уж и просто.

Будущей мамочке в свою очередь следует стараться меньше тревожиться за ребенка, поскольку он хорошо защищен и для него нет угрозы. Необходимо чаще улыбаться, и жизнь также улыбнется будущей маме. Приятные мысли, улыбки, хорошее настроение притягивают добрых собеседников и счастливые события.

Следует помнить, что отличное средство для создания хорошего настроя — прогулка на свежем воздухе. Также замечательно поднимают настроение полюбившиеся фильмы и книги, тонкие ароматы, музыка.

А вот общение с неприятными индивидуумами следует исключить. Важно научиться уклоняться от такого общения, не вступать в , переносить встречи на следующий раз.

На работе не следует усердствовать, это не самое подходящее время для трудовых подвигов. Зачастую усталость способствует и нехорошему настроению.

Будущая мама, пересматривая взаимоотношения со значимыми для себя людьми, зачастую обнаруживает, что в новом для себя состоянии ей совсем не хочется видеться с одними людьми, а с другими почему-то хочется. Не следует себя заставлять поддерживать контакты, которые перестали успокаивать и радовать.

Возможно, что некоторые дружеские связи возобновятся позже, а в данный момент требуется прислушиваться к своей интуиции и установить для себя приемлемый режим общения. Фемин во время беременности становится ранимой, чуткой, иногда раздражительной, непредсказуемой, капризной. Близким следует спокойно принимать такие эмоциональные перепады и не включаться в выяснения отношений с будущей мамочкой.

Приемы снятия повышенной тревожности у беременных

Снизить тревожность беременным фемин может помочь акватренинг. Вода помогает не только физически, она обладает уникальным свойством влиять на психоэмоциональное состояние. Проведенные практические эксперименты доказали, что занятия в бассейне значительно улучшают психическое состояние будущих мамочек.

В последнее время открывается все больше центров, проводящих специальную гимнастику для беременных, однако на поздних сроках будущим мамочкам тяжело заниматься и альтернативой в этом случае выступают занятия в бассейне.

Упражнения в воде оказывают щадящее воздействие на позвоночник и суставы. Занятия в воде положительно влияют на кровообращение, мускулатуру, дыхание, психическое самочувствие будущей мамочки.

Женщине следует понимать, что в ее положении любая эмоциональная нестабильность передается крохе. Медики утверждают, что малыши, родившиеся у переживавших постоянно стрессы фемин, наделены повышенной нервной возбудимостью. Эти крохи плохо спят, зачастую плачут и капризничают. Поэтому, если женщина ощущает тревожность, подавленность, если ее беспокоят перепады настроения, то следует, как можно быстрее принимать защитные меры.

Психологическая помощь беременным женщинам будет предоставлена, если обратиться к наблюдающему беременность гинекологу. Только доктор посоветует, как избавиться от эмоциональной неустойчивости, учитывая на данный момент состояние женщины. При необходимости врачом будет назначено безопасное успокоительное средство.

Колобова Нателла Олеговна
Кандидат психологических наук
Ведущий учебных программ. Психолог-консультант

В современном обществе ценность рождения здорового ребенка очень высока. Раньше беременность и роды протекали под наблюдением мамушек-нянюшек, бабок-повитух и старшего поколения, а дети рождались дома.

Сейчас родовые связи не так крепки и часто женщина остается наедине с собой в этот переходный период.

Слухи, рассказы знакомых о неудачном опыте вызывают страх, тревогу и в этот момент женщине, паре особенно нужна поддержка знающего и квалифицированного человека.

Поэтому так сейчас популярны курсы для беременных и по подготовке к родам, где их учат, как правильно проживать этот период и готовиться к родам.

Рассказывают, как влияет беременность и роды на будущее ребенка и семьи в целом.

Особенно актуально психологическое сопровождение беременных, если у женщины или пары беременность первая, тогда им может понадобиться и поддержка в решении вопросов взаимоотношений, в понимании изменений в эмоциональном и гормональном фоне женщины, умении переживать психологические страхи и физиологические трудности (токсикоз, патологии) разных этапов.

На курсе Вы узнаете:

1.Возможности психологического консультирования при беременности:

  • работа со страхами, тревогами беременных;
  • поиск ресурса для оптимального проживания беременности;
  • работа с семейными взаимоотношениями и отношениями в паре в период беременности;

2.Психологические, физиологические и медицинские аспекты беременности и патологий на разных стадиях.

Курс ориентирован на формирование практических навыков работы. После прохождения курса Вы можете консультировать беременных.

Отличия курса:

Ведут 2 специалиста врач и психолог, мужчина и женщина – широкое, полное и цельное освещение вопроса.

Итегративный подход. В программе: гештальтерапия, анатомия и физиология, когнетивные техники, интегральное нейропрограммирование, арт-терапия, психоанализ и психосоматика.

Для кого?

  • психологи и перинатальные психологи,
  • врачи, акушер-гинекологи,
  • педиатры студенты психологических и медицинских институтов,
  • готовящиеся стать родителями и просто любознательные.

Структура курса:

1. Теоретические основы перинатальной психологии

1.1 Интегративная модель перинатальной психологии и медицины. Структура, цели, задачи.

1.2.История перинатальной психологии. Истоки, персоналии

1.3 Задачи перинатального психолога

2. Физиология беременности

2.1. Нормальная и нарушенная беременность.

2.2. Медицинский аспект – обязательные и необязательные процедуры.

2.3. Диета, гигиена, режим.

3. Психология беременности.

3.1. Доминанта беременности. Физиологическая и психологическая компоненты.

3.2. Стили проживания беременности

3.3. Пара на этапе беременности. Мужская и женская психология беременности.

3.4. Перинатальные потери

4. Внутриутробное развитие ребенка.

4.1. Возможности общения с плодом. Пренатальная педагогика. Метод Томатиса. Гаптономия.

4.2. Внутриутробное развитие ребенка.

5. Психологическая работа во время беременности

5.1. возможности психологического консультирования при беременности. Индивидуальное и семейное.

5.2. Телесная терапия во время беременности.

5.3. Арт-терапия с беременными

5.4. Страхи, волнения, опасения беременных. Возможности терапевтической работы.

Аттестационная работа -тест

Стоимость: 9700 руб. (максимальный срок обучения 6 месяцев)

Приобрести курс >>>

Как записаться на дистанционный курс

Формы проверки знаний

После прохождения программы – тест на проверку знаний. При успешном прохождении тестов программа считается усвоенной, и выдаются документы о повышении квалификации.

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений

После прохождения курса Вы получите:

Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа при наличии у Вас базового среднего и/или высшего образования.

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования

В настоящий момент проблемы, связанные с беременностью, родами и ранним развитием ребенка, в подавляющем большинстве случаев локализуются и разрешаются на территории медицинских учреждений. Для многих женщин это традиционное место, куда они обращаются за помощью, откуда они ее ждут и готовы принять. Однако существует целый ряд проблем, с которыми сталкивается женщина в этот период, в разрешении которых требуется и психологическая помощь. Таким образом, комплексная медико-психологическая помощь может быть реализована достаточно эффективно именно в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения.

В целях разработки принципов, методов и схем работы психолога в перинатальном центре перед нами стояли следующие задачи:

Провести проблемный анализ запроса на психологическую помощь у беременных женщин, находящихся в стационаре;

Определить ее направления, специфику и апробировать методы работы по ее оказанию;

Выявить необходимые условия для ее организации на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук (НЦ АГиП РАМН), где автор работает в качестве психолога с февраля 2003 г.

Работа проводилась в отделении патологии, отделении невынашивания беременности и в послеродовом отделении НЦ АГиП РАМН.

Приоритетными направлениями деятельности психолога являлись следующие направления:

Психологическое просвещение;

Психопрофилактика и психологическое консультирование женщин в период ожидания ребенка и его раннего детства;

Осуществление эмоциональной поддержки беременных женщин, формирование у них готовности к материнству;

Оказание психологической помощи по проблемам нарушения репродуктивного здоровья в форме индивидуальных консультаций, групповой работы и индивидуальных психотерапевтических встреч.

Поводом обращения к психологу служило как направление лечащего врача, так и, в подавляющем большинстве случаев, запрос самой женщины, сформулированный ею самостоятельно при регулярном обходе психологом палат с информацией о возможности получения психологической помощи. Кроме того, запрос на индивидуальную консультацию часто выявлялся и формулировался женщинами во время групповых занятий.

Следует отметить, что при проведении анкетирования среди беременных женщин на вопрос «Хотели бы Вы получить психологическую помощь, консультацию психотерапевта?» ответ «Да» выбирали большее количество женщин, чем реально обратившихся за консультацией к психологу в стационаре. Возможно, это объясняется условиями пребывания в стационаре: срок пребывания в стационаре достаточно ограничен и время, затрачиваемое на процедуры, обследования и осмотр специалистами, часто занимает весь день. Тем важнее, с нашей точки зрения, обеспечить преемственность специалистов-психологов и предоставить женщине возможность получения психологической помощи в рамках других медицинских учреждений, где она будет в дальнейшем наблюдаться (например, в женской консультации). Однако даже сам факт наличия психолога в штате стационара и потенциальная возможность обращения к нему за психологической помощью оценивался женщинами как фактор, оказывающий им поддержку, демонстрирующий заботу об их психологическом состоянии.

Специфика контингента беременных женщин в любом стационаре характеризуется, как правило, выраженным нарушением физиологически протекающей беременности. В НЦ АГиП РАМН, как в ведущем медицинском учреждении России, многие из женщин имеют еще более осложненную картину эктрагенитальной или акушерско-гинекологической патологии, страдают привычным невынашиванием беременности. Среди них встречаются женщины из различных регионов, они оторваны от близких и часто имеют опыт, когда врачи отказываются от ведения столь сложной беременности. Кроме того, в центре наблюдается относительно большой процент женщин после экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и суррогатных матерей. Все эти факторы могут сами по себе служить источниками психологических проблем.

Организационные трудности , возникшие в процессе работы, были связаны с тем, что у психолога нет своего отдельного кабинета для проведения индивидуальных консультаций и помещения для групповой работы, приспособленного для этих целей. Поэтому соблюдение атмосферы психологической защищенности при организации беседы было сложно организовать и поддерживать.

Психологическая работа проводилась как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Групповая работа

Психопрофилактические групповые занятия с женщинами, лежащими в отделении патологии и в отделении невынашивания беременности, на тему «Психологическая подготовка к родам и материнству» проводились еженедельно в помещении столовой в течение тихого часа, т.к. в другое время женщины, как правило, находятся на процедурах. Перед началом каждого занятия психолог совершал обход отделений и приглашал желающих принять участие в занятиях. Рекомендации некоторых врачей настаивать с помощью уговоров и запугиваний на обязательном посещении беременными занятий были отклонены Поскольку большинство женщин пребывают в стационаре не более двух недель, то присутствие их на занятиях было, как правило, однократным В связи с этим на каждом занятии ставилась цель выявить актуальный запрос среди присутствующих женщин и ответить именно на него с учетом специфики групповой работы. В зависимости от каждой конкретной собравшейся группы, степени подготовленности женщин к психологической работе и групповой атмосферы занятия проходили в различных формах: от лекций-бесед до некоторого аналога психотерапевтической «группы встреч».

При этом возникали следующие организационные сложности :

Женщина проявляла активное желание прийти на занятие, но находилась либо на постельном режиме (в таких случаях приходилось проводить индивидуальные беседы в палате), либо ей нельзя было находиться в положении сидя (в таких случаях использовалась единственная кушетка в помещении столовой);

Дискомфорт, возникающий у женщин в связи с сидением в неудобных креслах;

В рамках одного занятия (1,5 часа) иногда не было возможности ответить на все возникающие у женщин вопросы, в таком случае приходилось назначать дополнительное групповое занятие на следующий день.

Всего с февраля 2003 г. по январь 2004 г. было проведено 27 групповых занятий, на каждом из которых присутствовало от 4 до 15 человек.

Темы, пользующиеся наибольшей популярностью у женщин во время групповых занятий (по степени интереса):

1) физиология и психология родов;

2) психологические установки успешного течения родов;

3) способы взаимодействия с болью и страхом;

4) переживание выбора между видами родоразрешения (естественные роды и кесарево сечение) и видами анестезии;

5) способы взаимодействия с ребенком во время беременности и родов;

6) особенности переживания предстоящего кесарева сечения и особенности детей, рожденных этим путем;

7) техники дыхания в родах;

8) особенности взаимодействия со старшим ребенком при появлении младшего;

9) профилактика послеродовой депрессии;

10) взаимодействие с мужем во время беременности и при уходе за ребенком;

11) особенности послеродового периода;

12) информация о режиме и местопребывании родильниц и новорожденных в стационаре;

На начальных этапах работы было предпринято несколько попыток провести групповые занятия в послеродовом отделении на тему «Психологические особенности и потребности новорожденного и способы взаимодействия с ним». Однако в связи с тем, что женщинам не всегда легко сидеть и передвигаться после родов, а также вследствие того, что их дети находятся в различном состоянии (например, в отделении патологии или в реанимации), т.е. переживания мам принципиально отличаются, было принято решение проводить индивидуальные беседы по запросам в палатах. В настоящее время еженедельно психологом осуществляется обход палат послеродового отделения, при котором выявляются индивидуальные запросы женщин, в рамках которых проводится психологическое консультирование непосредственно в палате.

Индивидуальная работа

Приоритетной задачей каждой психологической консультации было оказание эмоциональной поддержки женщине, т.к. основным поводом обращения была эмоциональная нестабильность. Острота переживания и степень ее влияния на соматические ощущения в каждом случае была индивидуальна.

Почти за год работы было проведено 123 индивидуальных консультации. Местом проведения консультаций была палата, коридор, столовая, или кабинет поликлинического отделения, т.е. условия, к сожалению, не приспособленные для подобного рода работы.

Психологическая работа проводилась в жанре психологического консультирования, базирующегося на экзистенциально-гуманистическом подходе. Как правило, в подавляющем большинстве случаев, предоставление женщине возможности эмоционального выплеска и отреагирования приводило к субъективному ощущению некоторого облегчения. Использование эмпатии, вапидизация переживаний женщины, разделение ее чувств, предоставление возможности выговориться, быть услышанной, разъяснение и информирование приводили к снижению остроты переживаний. На следующем этапе работы проводился поиск внутренних опор, раскрытие и актуализация ее собственных ресурсов, формирование доверия к себе самой, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией.

В большинстве случаев выявлялась необходимость долговременной психотерапевтической работы, и происходило формирование мотивации на обращение за психологической помощью в дальнейшем.

Критерием эффективности работы психолога служила субъективная оценка женщиной ее эмоционального состояния в сторону его улучшения и снижение внутреннего напряжения. Оценить отсроченный эффект каждой консультации в рамках данной работы не представляется возможным.

Виды запросов, выявленных в процессе индивидуальных консультаций

1. Общая проблематика, связанная с беременностью:

Переживание кардинального изменения всей жизни, личностный кризис («вся жизнь моя так изменилась, а я к этому не была готова»);

Ощущение собственной неполноценности как беременной женщины («они все тут вокруг общаются со своим животом, а я этого не чувствую»);

Страх невынашивания, потери беременности, усиливающийся на фоне непережитой потери предыдущей беременности («тогда у меня тоже на 20-й неделе были такие же ощущения»);

Навязчивые кошмарные сновидения и «страшные истории», рассказываемые окружающими;

Страх потери беременности на фоне идеи «сверхценности ребенка» («если у меня не будет ребенка, то зачем тогда жить»);

Страх перед будущим в ситуации угрозы прерывания беременности («я не знаю, как я все это вынесу»);

Переживание неопределенности причины потери прошлой беременности, самообвинение и деструктивные фантазии («почему врачи не могут сказать, отчего это произошло?»);

Неготовность принять необходимость пребывания в стационаре во время беременности («меня обманули, беременность - это больница, страх и боль, а не благостное умиротворение»);

Неоправданные ожидания от беременности («я думала, буду ходить по музеям, а не лежать пластом с тошнотой все дни»);

Переживание необходимости оказывать поддержку отцу ребенка, вместо получения ее от него («лучше бы он и не приходил, мне приходится его самого успокаивать»);

Обида на мужа, на мужчин вообще; страх охлаждения и измен («мы тут мучаемся, а они там развлекаются»);

Переживание принятия нежеланной беременности («я сама не хотела, это для мужа»).

2. Проблематика, связанная непосредственно с родами:

Пребывание в состоянии пугающей неопределенности, напряженного ожидания родов («ну когда же я, наконец, рожу», «сейчас я в большом напряжении, а потом будет пустота»);

Страх боли, родов, стремление их отсрочить («буду терпеть до последнего»);

Беспокойство по поводу желания продлить беременность накануне родов («я еще не успела почувствовать себя беременной», «мне так нравится быть беременной»);

Трудность переключения установки на сохранение беременности («удержание в себе ребенка») на установку «расставания с беременностью» в родах;

Переживания, связанные с необходимостью выбора и принятия на себя ответственности и решения: выбор способа родоразрешения, вида анестезии, «опасных» процедур в том случае, когда врач предоставляет решение самой женщине («лучше бы мне врач сказал, как надо», «кто мне может дать гарантии, как будет лучше?»);

Опасения последствий кесарева сечения и анестезии для ребенка и для себя;

Страх операции, хирургического вмешательства («я не переживу, если меня разрежут»);

Страх наркоза как растворения, потери себя.

3. Дородовая проблематика, связанная с ребенком:

Страх за психосоматическое благополучие ребенка, за будущее-выявление у него врожденных патологий («а он дауном у меня не будет?»);

Страх за ребенка при родах («а если с ним что-то случится при родах?»);

Переживания по поводу уже выявленной врожденной патологии у ребенка, страх за него при родах и предстоящих ему операциях;

Необходимость принятия решения о сохранении ребенка или прерывании беременности при врожденной патологии ребенка;

Переживание прерывания беременности в связи с наличием у ребенка врожденной патологии, несовместимой с жизнью;

Тревожность в случае ожидания двойни («как же можно справиться сразу с двумя?»).

4. Проблематика, специфическая для послеродового отделения:

Эмоциональная неустойчивость, слезливость и страх послеродовой депрессии («я никогда раньше не позволяла себе плакать, может, у меня крыша едет?»);

Эмоциональное отреагирование процесса родов («я не ожидала, что это так будет»);

Переживания, связанные со срочным кесаревым сечением («все же было хорошо, готовилась к естественным родам, а тут - кесарево, как я скажу маме»);

Переживания, связанные с неизвестностью, неопределенностью, отсутствием полной информации о состоянии ребенка вследствие невозможности получения оперативных сведений о нем («никто не приходит и не говорит, как там мой малыш»);

Переживания, связанные с врожденными соматическими проблемами у ребенка, пребыванием ребенка в отделении реанимации («я боюсь туда к нему ходить, потому что буду плакать»);

Переживания, связанные с внезапным переводом ребенка в отделение патологии и прекращением в связи с этим грудного вскармливания («все же было хорошо, почему его забрали?»);

Переживания, связанные с неизвестностью по поводу организации пребывания ребенка в отделении патологии и выписывания мамы («как же я выпишусь без него?»);

Трудности налаживания грудного вскармливания («он не хочет брать грудь, у меня не получается»);

Переживания материнской некомпетентности («я плохая мать, я не понимаю, почему он все время плачет, когда приносят»);

Фрустрация и эмоциональное напряжение вследствие резкого изменения отношения медицинского персонала при переходе из отделений патологии и невынашивания беременности в послеродовое отделение («там нас опекали и заботились, а здесь мы уже никому не нужны»).

Дальнейшей актуальной задачей является разработка краткосрочных программ оказания психологической помощи, организация условий для проведения такого рода работы, налаживание и корректировка форм взаимодействия с медицинским персоналом с целью поддержания у женщин психосоматического здоровья и формирования готовности к материнству.