» » Патриарх о воспитании молодежи. Работа с молодежью должна быть системной, а не периодической, считает святейший патриарх кирилл

Патриарх о воспитании молодежи. Работа с молодежью должна быть системной, а не периодической, считает святейший патриарх кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» Святейший Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул важность созидания крепких семей и духовно-нравственного воспитания нации

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»

Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами, - сказал в начале речи патриарх. - Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей - все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что многие острые проблемы, в частности нравственное оскудение общества, «беспокоят не только православную совесть».

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - отметил владыка Кирилл. - У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта.

Патриарх обратил внимание не то, согласно мировому опыту, «лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово», - сказал патриарх Кирилл.

Кроме того, он отметил, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах.

Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация, - сказал владыка Кирилл. - Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках.

Патриарх подчеркнул, что именно культура оставалась носительницей христианского благовестия.

Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром, - отметил он. - И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Патриарх Московский и всея Руси заявил, что Церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания основ православной культуры.

В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела, - подчеркнул владыка Кирилл. - Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что РПЦ обязана «актуализировать духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела».

Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле, - сказал он. - С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской православной церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

В завершение своей речи патриарх Кирилл рассказал о важности возрождения российского народа:

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, - заключил он.

Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В нашей молодежи заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей в легкую добычу людей со злыми мыслями и намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви.

Дело в том, что нынешнее поколение учащихся не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, не помнят, как жил наш народ. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна и Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, разочарования, потери. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих в обществе.

Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать существующие задачи, для того, чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа. Молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает.

Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с опытом, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами. Верим, что по молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира». Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о семени. Господь объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге — это слово, которое бывает услышано, но диавол вырывает из сердца человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое было воспринято и произросло, но, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в сорняки, — это слово, которое заглушается повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое принесло плод.

Почва — это некая данность. Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — ученые называют это наследственностью. Но никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень.

Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает.

Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть землю, и никаких сорняков не будет. И в нашей душе могут произрасти те самые сорняки, которые заглушат не только Божие, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено.Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам. Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Эти мысли очень своевременны накануне учебного года. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Старайтесь личным примером сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и подлинную радость жизни не воспримет. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца и сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин. Верим, что Господь будет хранить наших детей. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Аминь.

Диакон Солодилов П. М.

Русская Православная Церковь.

Московский Патриархат.

Салехардская епархия,

приход храма Преображения Господня

в городе Муравленко

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи

Патриотическое воспитание молодого, подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и для Русской Православной Церкви, поскольку сегодня в обществе ощущается нехватка патриотического воспитания молодежи.

Однако, прежде чем, переходить к роли Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании молодежи, следует обратиться к смыслу понятия «патриот» (патриотизм) и раскрыть его. Само слово «патриотизм» появилось на лингвистической арене сравнительно недавно. Конечно, оно имеет греческие корни и в древности оно означало «соотечественник» (от греч. πατρις - отечество), но соотечественник для грека античного мира никогда не означало того же, что это значит сегодня. Соотечественник для грека это, прежде всего, свободный гражданин из того же полиса, что и он сам. Рабы или свободные граждане другого полиса уже не считались соотечественниками.

Как уже было сказано выше, слово патриотизм появляется сравнительно недавно на лингвистической арене. Приблизительно с 1720-х гг. оно появляется в английской политической риторике. На протяжении всего XVIII-го века контекст и значение термина постоянно меняется. Поскольку формирование и появление слова было связано с Английской буржуазной революцией, то оно приобрело оттенок борьбы с монархом, который наступает на свободные права граждан .

В дальнейшем этот термин (патриотизм как любовь к отечеству) был воспринята французскими мыслителями Эпохи Просвещения. Они стали воспринимать патриотизм в противовес тирании монархии, как некую добродетель просвещенного человека. Например, Монтескье в своей работе «Дух законов» писал, что патриотизм как любовь к отечеству есть любовь к равенству, но , - подчеркивал он - эта добродетель не христианская, а сугубо политическая. По его мнению, представители монархии руководствуются понятиями чести, а те, кто является представителями республик, руководствуются патриотизмом. Борьба за патриотизм во время Великой Французской революции использовалась в качестве метода политической борьбы.

Как считают М. Одесский, Д. Фельдман термин «патриот» и «патриотизм» не был обиходным в России до конца XVIII-го в. Через просветительскую литературу он входит в обиходную речь. Декабристы используют этот термин как часть своей революционной риторики и националистического дискурса. Однако, уже при императоре Николае Ι этот термин приравнивается к понятию верноподданичества. Концепция официального патриотизма вскоре стала вызывать неприязнь среди интеллигенции. Ко времени правления императора Александра III негативная окраска этого термина усиливается. Он приравнивается к негативной, ксенофобской риторике, к различного рода запретам свобод и прав, что сказалось на дальнейшей исторической ситуации .

В советский период этот термин приобретает социалистический окрас. Отчасти это было прямым заимствование идей французских просветителей. Патриот это, прежде всего, тот, кто любит социалистическое общество, стремится к его построению на земле. Однако, уже при И. В. Сталине термин вновь приобретает консервативные тона эпохи дореволюционной России. В советской журналистике 70-80-хх гг. термин приобрел этнонационалистическую окраску. На сегодняшний день, патриотизм воспринимается в контексте любви к своей родине, готовности к защите своего отечества от иностранного захватчика.

Следует сказать, что, хотя этот термин и связан с эпохой просвещения, а также имеет позднее происхождение, но для истории Русского государства и Русской Церкви суть его (о которой было сказано выше. Патриотизм как любовь к родине, как готовность к защите отечества от иностранного захватчика) всегда была актуальна и востребована, хотя для этого и использовались иные термины и выражения.

Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013-м г. следующее: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это - не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан… Забота о душах людей - главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем » .

Церковь, на протяжении всего своего исторического сосуществования с государством на Руси, всегда заботилась о патриотическом воспитании народа. Одним из ярчайших примеров подобной заботы об отечестве, о народе является прп. Сергий Радонежский, чье 700-летие праздновалось в этом году. Имя преподобного, его подвиг выходят далеко за пределы исторического времени, они как бы заглядывают в вечность, и открываются в истории для тех, кто приходит к раке с его мощами. Каков же этот подвиг, который так освятил имя преподобного? Подвиг прп. Сергия заключался в том, что он в годину опасности, нависшей над государством, выступил от лица Русской Церкви как активный помощник и духовный лидер в этой борьбе. Н. М. Карамзин так характеризует прп. Сергия в этот период: «сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие ». По мысли же выдающегося русского историка В. О. Ключевского, главное дело прп. Сергия «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление русского государства ». В восприятии Ключевского преподобный выступает как нравственный и духовный катализатор русского общества. Как заключает В. О. Ключевский, прп. Сергий принес народу особое настроение, «этим настроением народ жил целые века: оно помогало устроить ему свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок » .

Другой выдающийся русский историк, дедушка русской поэтессы серебряного века Марины Цветаевой Д. И. Иловайский (1832-1920) во втором томе своего многотомного исследования «История России» дает достаточно необычную характеристику преподобному Сергию. Описывая деятельность митр. Алексия, он сравнивает ее с деятельностью кардинала Ришелье на церковно-политическом поприще, а деятельность же прп. Сергия он сравнивает с деятельностью аббата Сугерия. Иловайский Д. И. так это описывает: «…патриотические заслуги Сергия Радонежского дают ему значение русского аббата Сугерия ». Аббат Сугерий (1081-1151), как известно, был значительной фигурой политического и религиозного характера во время правления Людовика VI. Он активно проповедовал укрепление и усиление власти Людовика, был горячим сторонником его политики. В этом смысле интересно его сравнение с преподобным Сергием. Иловайский как бы намекает на то, что фигура преподобного это не только и не столько фигура религиозного характера, но, прежде всего, фигура политическая, которая стала духовно-политическим основанием государства и народа в период Куликовской битвы .

Д. И. Иловайский продолжает в своей работе развивать государственнические и патриотические идеи Н. И. Карамзина. В частности, оценивая подвиг преподобного Сергия, он так ярко описывает его значение: «Преподобный Сергий, хотя и строгий, отрекшийся от мира подвижник, был, однако, пламенный русский патриот. Он горячо любил родину и никому не уступал в ревности к ее освобождению от постыдного ига » .

Небольшая подборка высказываний крупных русских историков о деле прп. Сергия Радонежского лишь подтверждает те слова, которые были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013 г. Действительно, Русская Православная Церковь на протяжении всей истории имела попечение о воспитании патриотических народных чувств, ощущений, имела заботу о том, чтобы отечество было сохранено от различных опасностей и треволнений. В этом плане, Церковь оказывала и продолжает оказывать большое влияние на воспитание в народе любви к отечеству .

Сегодня, как уже об этом говорилось в начале доклада, тема патриотического воспитания как никогда актуальна. Особенно актуальна тематика патриотического воспитания молодежи. Естественно, что проблема отцов и детей это вечная проблема, но для нашего государства в постперестроечную эпоху она стала весьма важной, центральной. Государство столкнулось с проблемой «потерянного поколения», когда молодые люди родившееся в эпоху перестройки, стали большими темпами отдаляться от старшего поколения. Как говорит в своем выступлении иг. Иоанн (Ермаков): «Как отмечают специалисты, поколению, родившемуся в 80-е годы двадцатого века, свойственно чувство тревоги, потерянности, ощущение нереализованности своих возможностей. Самоутверждались эти молодые люди, как правило, самыми доступными для них способами. Если украсть может не каждый, то найти алкоголь, табак и наркотики оказались способны многие… В результате возникла пропасть на мировоззренческой почве, разделяющая старшие поколения и тех, кого мы называем подрастающим поколением » .

В виду этого, необходимо сказать, что сегодня как никогда востребована патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в деле воспитания молодого, подрастающего поколения. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человек нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути. Этим маяком может стать учение Христа, которое преобразовывает жизнь человека. Выше уже было показано, как подвиг отшельника, прп. Сергия стал для Руси и русского народа светом, ориентиром, цивилизационным кодом, который сформировал и продолжает формировать многие поколения людей. Представляется важным, чтобы современное молодое поколение знакомилось с подобными историческими и церковными деятелями как прп. Сергий Радонежский, св. Александр Невский, сщмч. Ермоген Московский, св. Патриарх Тихон (Белавин) и т.д. Знакомство с их жизнью, подвигами, служением позволит сформировать в молодом человеке любовь к своей родине, отечеству, к своему народу, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа.

Как известно, Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, поэтому, будем надеяться, что это позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.

Список литературы

1. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с. - С. 489.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. - 1020 с. - С. 347.

3. Иловайский Д. И. История России. Т. 2. М.: типография утв. товарищества И. Н. Кушнерев и Ко., 1896. - 495 с. - С. 98.

4. Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени. [сайт]. URL: http://royallib.ru/book/panofskiy_ervin/abbat_syuger_i_abbatstvo_sen_deni.html (дата обращение 18.02.14)

5. Иоанн (Ермаков), иг. Возрождение русской патриотической идеи и патриотическое воспитание молодежи как важнейшая задача Церкви и Государства. URL: http://www.podvorie-sokolniki.ru/index.php/materialy/ (дата обращения 18.10.14)

6. Кирилл (Гундяев), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/66950.htm (дата обращения 18.10.14)

7. Бурыгин Д. Пустые слова: краткая история термина «патриот». URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8291-patriot (дата обращения 18.10.14)

8. Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика власти. М., 2012. 263 с.

18 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялось закрытие V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в этом соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования Олимпиады пройден огромный путь. Количество участников Олимпиады и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 000 - пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, - и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.

Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем - это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент - стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди…

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня это программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им Отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова, который вкладывает свои материальные средства, чтобы поддержать эту Олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью. Также Валентине Афанасьевне Сигаёвой и благотворительному фонду «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и, наконец, самих участников Олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.

24 января 2018 года состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Превосходительства! Всечестные отцы! Братья и сестры, участники Международных Рождественских образовательных чтений!

Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума.

Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня.

Но вначале хотел бы сказать несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия.

Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями».

Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное - вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них.

Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалению, и в нашей стране миллионы верующих - православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев - вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Декларация, подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека.

Все большую значимость имеет работа Межрелигиозного совета России, где мы регулярно встречаемся и обсуждаем волнующие нас вопросы. Межрелигиозное сотрудничество исполнено духа добрососедства, взаимного уважения и мира, который на протяжении веков царит между традиционными религиями нашей страны. Современное секулярное общество бросает все новые и новые вызовы верующим, независимо от их религиозной принадлежности. В лице религиозных лидеров России мы видим надежных союзников в борьбе с этими вызовами, а также с безнравственностью и псевдорелигиозным экстремизмом.

При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявления общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом - сталкиваться с безразличием, а в третьем - отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание.

Вместе с тем очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни.

Конечно, мы несовершенны, но мы должны стремиться к совершенству и учиться любви у нашего Спасителя, у святых. Пример подвига, который дают нам жития новомучеников и исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают Царственные страстотерпцы, 100-летие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души.

На ум приходят проникновенные и очень трогательные строки из письма великой княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»1.

Иногда спрашивают, за что канонизировали Царскую семью. Именно за это! Достаточно поставить себя на место людей, приговоренных к смерти, - которые пребывали на вершине власти, а потом были не только лишены всяких прав, но и сделались предметом издевательств. Но и в этом состоянии крайнего уничижения они прощали врагам и молились за них, а значит, явили подлинную нравственность, которая была максимально выражена в подвиге страстотерпчества.

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, засвидетельствовавших верность Спасителю своей кровью, своими страданиями, стал духовной основой возрождения церковной жизни в наших странах в конце XX века. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил в лике святых более 1200 новомучеников и исповедников. Ныне число прославленных новомучеников и исповедников приблизилось уже к двум тысячам. На регулярной основе в рамках работы Синодальной комиссии по канонизации святых, епархиальных комиссий и других церковных структур ведется исследование жизни и подвига страдальцев за веру. Строятся храмы, посвященные святым ХХ века. В минувшем году совершено освящение храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке. Важно, однако, не только вносить имена подвижников в церковный месяцеслов и воздвигать храмы в их честь, но и научиться так чтить их память, чтобы их подвиг стояния в вере, верности Христу стал образцом жизни для нашего народа, чтобы изучение житий новомучеников и исповедников было важной составляющей нравственного воспитания подрастающего поколения.

Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения - все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции.

Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека - это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти.

Особо хотел бы сказать о возможности преподавания православной культуры в школах, о повышении качества образования в православных общеобразовательных учреждениях, о развитии сети православных дошкольных образовательных учреждений.

Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования. Мы многократно говорили об этом, встречая понимание и поддержку в самых широких слоях нашего общества. Задача воспитания новых поколений, знающих и разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности, уже принята в Стратегии развития воспитания, утвержденной Распоряжением Правительства в 2015 году.

Особого внимания требует и развитие системы непрерывного православного образования. Сегодня часть православных образовательных организаций испытывает серьезные затруднения, которые в конечном счете сводятся к материально-техническому обеспечению, а также в не меньшей, а порой и в большей степени - к отсутствию должного внимания к их проблемам со стороны ответственных епархиальных структур. Нужно постоянно следить за ситуацией и реагировать на призывы о помощи соответствующим образом.

Поэтому я хотел бы обратиться к нашим владыкам и сказать, что забота о православном образовании - это не 25-й, а приоритетный пункт в вашей повестке дня. Невозможно говорить о благополучном будущем нашего народа и нашей страны, если мы, имея возможность развивать церковную систему образования, не поддерживаем ее на том уровне, какой необходим в наше время. Православные школы ни в коем случае не должны превращаться в школы для неудачников, для тех, кто не может учиться в другом месте, с пониженным уровнем материального и технического обеспечения. Я настаиваю на том, чтобы православные школы стали примерными во всех отношениях. Если мы беремся за осуществление этих программ, то должны это делать так, чтобы давать пример другим.

Вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе возникли, конечно, не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе2. Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов святителя.

Важно также, чтобы вопросы православного образования находили адекватное отражение как в церковных, так и в светских педагогических СМИ.

Большое значение имеет катехизическая деятельность Церкви. Необходимо стремиться к тому, чтобы такая работа проводилась не только посредством кратких бесед перед таинством Крещения, но и в рамках приходской образовательной работы с детьми, молодежью и взрослыми, особенно с теми, кто готовится стать папами и мамами. Необходимо, чтобы на площадках наших приходов действительно существовала система постоянного катехизического образования. За несколько часов общения со священником крестные родители, конечно, что-то усвоят, но это не будет глубокими знаниями и может не повлиять на стиль воспитания детей.

Важно, чтобы современный человек, соприкасающийся с Евангелием, осознал и почувствовал притягательную силу Слова Божия, явив свидетельство о фундаментальном значении Богом определенных нравственных основ человеческой жизни.

Так, великий русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский с сожалением отмечал, что одной из причин нравственного падения общества в начале ХХ века являлось господствовавшее в то время искаженное понимание культуры и цивилизованности: «Это культура… исключительно материального человеческого быта при очень последовательном, систематическом игнорировании христианского понимания культуры и прогресса как великого нравственного труда личности над собою. (…) Всякий человек, как бы прекрасно и "культурно" ни был он обставлен в материальном отношении, неизбежно духовно одичает, снова и снова возвратится в свой первобытно-дикий образ, насколько не будет с ним Христа»3.

Культура есть область приложения духовных и интеллектуальных сил человечества, вобравшая в себя многовековой опыт творческого, созидательного преображения окружающего мира. Цель этого преображения – подлинная гармония бытия, ориентирами на пути достижения которой являются идеалы любви, добра и красоты. Для христиан эти идеалы заданы Евангелием. И именно этими идеалами проникнута тысячелетняя культура нашего народа.

Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора и в прошлом, и особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли. Музыкальное, литературное, художественное произведение способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Призываю всех, чьим жизненным призванием является сфера культуры, помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом и историей.

За три десятилетия, минувшие с начала масштабного возрождения церковной жизни в странах исторической Руси, многое было сделано в области развития миссии, образования, молодежной и социальной работы, взаимодействия с казачеством. На наших глазах был возрожден и сейчас активно развивается институт военного духовенства, теперь уже ставший неотъемлемой частью системы подготовки и воспитания личного состава армии и флота. Духовное просвещение и нравственное воспитание военнослужащих, а также сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений, сотрудников МЧС, устроение храмов и молитвенных комнат в местах нахождения отбывающих наказание, а также в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для военной и гражданской службы, - все это не просто плод успешных миссионерских усилий Церкви, но насущная необходимость нашего времени. Утверждение нравственных ценностей как основания жизни и деятельности людей во всех сферах их бытия - это ответ на общую заботу о благополучном будущем наших народов.

Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но мы можем и должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов.

Особое место занимает молодежное добровольческое движение. И это не только тот труд волонтеров, который на виду у всех, - ярким примером служит помощь добровольцев в дни принесения в Россию мощей святителя Николая Чудотворца, - но и малозаметный труд по уходу за стариками и тяжело больными людьми, помощь детям в детских домах и приютах, участие в помощи бездомным, проведении экологических акций и многое другое.

Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли. Только через следование этому нравственному закону, к которому порой приходится понуждать себя, исполняется воля Божия, укрепляется единство народа, и вы возрастаете в совершенно особой атмосфере подвига. Добровольчество - это маленький подвиг, но за маленьким подвигом может вырасти способность совершать великие дела и великие подвиги, то есть становиться сильной личностью.

До недавнего времени, на фоне экономических и социальных трудностей казалось, что мы можем потерять для Церкви поколение молодых людей. Поэтому были приложены серьезные усилия для развития церковной миссии среди молодежи, и уже сегодня мы ощущаем первые результаты: молодежь приходит к православной вере и старается принимать деятельное участие в жизни Церкви.

Памятуя заповедь Божию «идите и научите» (Мф. 28:16), мы должны сами идти со словами о Христе Спасителе туда, где сегодня особенно присутствует молодежь: в учебные заведения, спортивные организации, молодежные клубы, в социальные сети. Очень важно, чтобы каждый юноша и каждая девушка чувствовал себя в Церкви не гостями, а подлинными делателями.

Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота - подчеркиваю, не внешний лоск и глянец, а настоящая красота - это внутреннее состояние человека. Подлинная красота - это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Потому что, следуя Божественным заповедям, человек приближается к идеальному совершенству, реализует свое истинное богоподобие, как писал о том выдающийся наш мыслитель Владимир Соловьев4.Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность.

Желаю организаторам и участникам Рождественских чтений плодотворной работы и интересных дискуссий.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Благодарю за внимание.