» » Нюансы применения вязальной проволоки. Вязка арматуры под ленточный фундамент: делаем прочный каркас Как вяжется арматура крючком

Нюансы применения вязальной проволоки. Вязка арматуры под ленточный фундамент: делаем прочный каркас Как вяжется арматура крючком

Бетон хорошо выдерживает изгибающие воздействия, но не может самостоятельно справится и изгибом. Для обеспечения несущей способности выполняют армирование фундамента своими руками. В большей степени это касается ленточных и плитных конструкций. В сваях и столбах металл укладывается больше из конструктивных соображений, чем реальной необходимости.

Правила армирования

Армирование ленточного фундамента и любого другого выполняется с учетом следующих правил:

  • для рабочей арматуры используют стержни класса не ниже А400;
  • не рекомендуется использовать для соединения стержней сварку, поскольку она ослабляет сечение;
  • в обязательном порядке связать металлический каркас из арматуры нужно на углах, сваривание здесь не допускается;
  • даже для хомутов не рекомендуется гладкая арматура;
  • необходимо строго соблюдать защитный слой бетона, равный 4 см, это защитит металл от коррозии (ржавчины);
  • при изготовлении каркасов стержни в продольном направлении соединяют с нахлестом, который принимается равным не менее 20 диаметров прутов и не менее 25 см;
  • при частом расположении металла, стоит контролировать крупность заполнителя в бетоне: он не должен застревать между стержнями.
Пример размещения армирующего каркаса
в ленточном фундаменте

Грамотно подготовленный арматурный каркас - это половина успеха. Именно он спасет фундамент в случае неравномерных деформаций, которые создают изгибающие нагрузки. Стоит более подробно рассмотреть вопрос на примере ленточного фундамента своими руками.

Какая арматура нужна для конструкции

Армирование ленточного фундамента предполагает наличие трех трупп стержней:

  • рабочие, которые укладываются вдоль ленты;
  • поперечные горизонтальные;
  • поперечные вертикальные.

Поперечная арматура под ленточный фундамент также называется хомутами. Ее основное предназначение - соединение рабочих прутов в единое целое. Армирование ленточного фундамента выполняется в строгом соответствии с нормативными документами. Какая арматура нужна для фундамента? Чтобы дать точный ответ выполняют сложные расчеты.

Чтобы не нанимать профессионалов, можно обойтись упрощенным вариантом. Технология армирования ленточного фундамента под небольшой дом позволяет назначать сечения конструктивно. Это вызвано тем, что лента воспринимает сравнительно небольшие нагрузки и работает преимущественно на сжатие.

Чтобы сделать армирующий каркас, используют конструктивные, то есть минимально допустимые, размеры сечений:

  • Для рабочего армирования - 0,1 % от площади сечения фундамента под дом. При этом если сторона ленты составляет 3 метра или менее, минимально допустимое значение принимается равным 10 мм. Если сторона здания имеет длину более 3 м, то диаметр рабочего армирования не может быть меньше 12 мм. использовать пруты сечением больше 40 мм не разрешается.
  • Горизонтальные хомуты не могут быть по диаметру меньше одной четверти рабочих. Из конструктивных соображений назначают размер 6 мм.
  • Диаметр вертикальной арматуры зависит от высоты ленты для фундамента дома. Для малозаглубленных, размеры которых составляют 80 см и менее подойдут пруты от 6 мм.

Правила армирования ленточного фундамента заглубленного типа предусматривают использование стержней от 8 мм и более.


Схема типовых сечений стержней арматуры

Если строится здание из кирпича, стоит укладывать арматуру с небольшим запасом. Такой вариант даст уверенность в надежности конструкции.

Вязка арматуры

Схема армирования ленточного фундамента предполагает соединения стержней методом связывания. Связанный каркас обладает большей прочностью по сравнению со сварным. Это вызвано тем, что повышается вероятность прожига металла. Но такое правило не касается элементов заводского изготовления. Вне строительной площадки есть возможность соединить детали без существенной потери прочности.


Места вязки арматуры

Разрешается для увеличения скорости работ армировать фундамент на прямолинейных участках способом сваривания. Но армировать углы можно только с использованием вязальной проволоки. Эти участки конструкции являются наиболее ответственными, поэтому торопиться не стоит.

Перед тем как вязать арматуру для ленточного фундамента нужно подготовить материалы и инструменты. Существует два способа, которыми выполняют связывание металла:

  • специальный крючок;
  • вязальная машина (пистолет).

Первый вариант доступен, но подойдет только для небольших объемов. Укладка арматуры в ленточный фундамент в этом случае займет много времени. Для соединения применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8-1,4 мм. Использование других материалов не допускается.

Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Чтобы построить свой дом, нужно проявить терпение и внимательность. Не стоит экономить время и деньги, поскольку это может вызвать неприятности при эксплуатации. С соединением прутов по длине проблем не должно возникнуть. В этом случае процесс достаточно прост, важно лишь соблюдать минимальную величину нахлеста.

Но как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента по углам? Существует два типа угловых соединений: между двумя перпендикулярными конструкциями и в месте примыкания одной стены к другой.

Оба варианта имеют несколько технологий выполнения работ. Для угловых стен используют следующие:

  1. Жесткое лапкой. Для выполнения работ на конце каждого стержня делают «лапку» под прямым углом. В этом случае прут напоминает собой кочергу. Длина лапки должна составлять не менее 35 диаметров, лучше назначать больше. Загнутую часть стержня присоединяют к соответствующему перпендикулярному участку. Таким образом получается, что внешние пруты каркаса одной стены соединены с внешними другой стены, а внутренние приваривают к внешним.
  2. С применением хомутов Г-образной формы. Принцип действий схож с предыдущим вариантом. Но в этом случае не изготавливают лапку, а берут г-образный элемент, сторона которого имеет длину не менее 50 диаметров рабочей арматуры. Одну сторону привязывают к каркасу одной стены, а вторую - к каркасу перпендикулярной. При этом внутренние стержни нужно соединить с внешними. Шаг хомутов должен составлять три четверти от высоты стены подвала.
  3. С применением хомутов П-образной формы. На угол нужно два элемента, длина сторон которых будет составлять 50 диаметров арматуры. Каждый их хомутов приваривается к двум параллельным прутам и к одному перпендикулярному пруту.


Как правильно армировать ленточный фундамент на тупых углах. Для этого внешний стержень изгибают до нужной градусной величины и прикрепляют к нему дополнительный в качестве усиления. Внутренние элементы привязываются к внешнему.


Схема правильного и неправильного армирования тупых углов

Чтобы уложить арматуру в местах примыкания одной стены к другой, пользуются примерно теми же методами, что и в предыдущем случае:

  • нахлест;
  • Г-образные хомуты;
  • П-образные хомуты.

Величина нахлестов и соединений принимается равной 50 диаметрам. При выполнении работ стоит помнить наиболее распространенные ошибки:

  • связывание под прямым углом;
  • отсутствие связи между внешними и внутренними элементами;
  • продольные пруты соединяют вязкой перекрестий.

Не стоит повторять эти ошибки при строительстве собственного дома.

Использование вязального крючка

Перед тем как армировать ленточный фундамент, стоит узнать, как пользоваться рабочим инструментом. Специальный пистолет редко используют для частного домостроения, польку такое оборудование требует дополнительных затрат. Вкладываться в инструмент выгодно только для выполнения заказов, а не при возведении одного дома.

По этой причине наиболее распространенным инструментом для вязки в частном домостроении стал крючок. Пользоваться им будет проще, если заранее подготовить специальные шаблоны. Такая деталь работает как верстак и существенно облегчает работу. Дело пойдет быстрее. Чтобы изготовить шаблон требуются деревянные бруски, ширина который составляет около 30-50 см, а длина не может быть больше 3 м, поскольку такой верстак неудобно использовать.


Самый распространенный способ вязки – крючком

В деревянном приспособлении нужно просверлить пазы и отверстия, которые повторят очертания стержней в каркасе. В такие отверстия заранее раскладывают куски вязальной проволоки длиной по 20 см, а после этого фиксируют пруты армирования.

Для того чтобы понять технологию вязки, можно рассмотреть примеры. При строительстве потребуется два варианта: для перекрестий (когда элементы расположены перпендикулярно друг другу) и для соединений внахлест. В ленточном фундаменте чаще нужна вторая технология, при возведении плитной конструкции наиболее актуальной будет первая.


Чтобы соединить уложенный каркас в единое целое при соединении внахлест, крючком следует пользоваться в таком порядке:

  1. соединения выполняют в нескольких местах по длине стыка, месторасположение проволоки назначают так, чтобы она находилась в углубленной части профиля арматуры;
  2. проволоку складывают пополам и укладывают под местом соединения;
  3. с помощью крючка поддевают петлю;
  4. свободный конец подводят к инструменту и накладывают на него с небольшим перегибом;
  5. начинают вращать крючок, закручивая проволоку;
  6. осторожно вынимают инструмент.

На одно соединение внахлест процедуру повторяют 3-5 раз. Соединить элементы за один раз, как это делается при перекрестном примыкании, недостаточно. Вязка арматуры под ленточный фундамент в этом случае будет ненадежной, поскольку фиксация в одной точке не предотвращает сдвиг элементов.

Грамотное соединение каркаса позволит гарантировать надежность, прочность и долговечность опорной части здания.

Арматуру в каркасы лучше варить или вязать?

При проведении бетонных работ возникает вопрос – Арматуру в каркасы лучше сваривать или связывать проволокой?

Чтобы дать ответ, необходимо определить, с какой позиции мы станем определять преимущества.

Если сравнивать временные затраты, то сваривание электросваркой немного быстрее, особенно если происходит сварка однотипных каркасов на стенде.

Если рассматривать с позиции денежных затрат, то оба способа по затратам примерно одинаковы. При сварочных работах увеличиваются затраты на материалы и зарплату исполнителю с более высокой квалификацией. Но это все перечеркивается увеличением сроков, выполняемой работы или привлечением большего числа людей.

Но есть случаи, когда сварка арматурных каркасов и сеток запрещена по технологии и возможно только связывание арматуры вязальной проволокой. Это относится к особо ответственным сооружениям. Раньше к таким сооружениям относились бомбоубежища. Представители заказчика, выдвигавшие такие требования, объясняли это тем, что при сварке, идет утончение диаметра арматуры, а значит и несущей способности сооружения.

И еще один неприятный момент, сопутствующий сварке – это необходимость удаления окалины в местах свариваемой арматуры. Требование это объясняется плохим контактом бетона с арматурой, покрытой окалиной. Особенно при соединении арматурных прутьев по длине, где требуется сварной шов определенной длины.

В настоящее время арматуру в каркасах чаще связывают чем сваривают.

Новое объяснение – бетон испытывает напряжения, при которых сварка лопается. Крепление проволокой воспринимает эти напряжения без последствий. Возможно это очередные фантазии, но это действительность и с ней приходится мириться. То есть арматуру вязать, а не варить.

Инструменты для вязания арматуры.

Люди любят все усложнять и с инструментом для вязания арматуры тоже. Крепить простым крючком – скучно. Он стал приобретать причудливые формы, появляются приспособления, где ручка вращается вокруг стержня. Дальше пошла механизация процесса – вязка с помощью шуруповерта и вершина изобретательности пистолет для вязки арматуры.

Инструменты для вязания арматуры

Все приспособления задуманы с одной целью – повысить скорость.

Но насколько производительность возрастает в действительности? Возьмем для сравнения пистолет для вязки арматуры:

Рабочие характеристики пистолета для связывания арматуры.

Согласно технической информации, скорость вязки пистолетом примерно узел в секунду. Если судить о работе пистолета по видео ниже, то на одно завязывание уходит около 1.5-3 сек.

Примерно тоже время затрачивают на эту работу и при помощи простых плоскогубцев (следующий видеоролик). Возможно, даже, скорость затягивания узлов плоскогубцами выше.


Скручивание вязальной проволоки с помощью шуруповерта не намного увеличивает скорость. Даже специальный крючок, который обламывает лишние концы проволоки, не ускоряет процесс. (подробнее на видео в конце статьи)

Крючок для вязания арматуры шуруповертом.

Вязка каркасов.

Какое общее свойство и недостаток у всех этих приспособлений (кроме некоторых способов вязания арматуры с помощью плоскогубцев).

Стягивание двух арматур происходит путем скручивания “накрест” двух концов вязальной проволоки, что не дает плотного соединения. Повторное завязывание не улучшает крепеж.

Для плоских сеток это не имеет значения, как и для каркасов, которые готовятся на месте, в готовую опалубку. Арматура останется в проектном положении при укладке бетона, даже при слабой затяжке.

Но если происходит отдельно предварительная заготовка каркасов для фундамента или балок, то при переноске они складываются.

Простая диагональная вязка не дает плотного соединения. Даже повторное завязывание “крест на крест” на гарантирует, что пространственный каркас при транспортировке и установке не сложится или не рассыплется.

Пистолет, также, не прочно стягивает две пересекающиеся арматуры.

Помимо общепринятой схемы соединения двух пересекающихся арматур, существует особый способ. По этой схеме две арматуры стягиваются вязальной проволокой с двух сторон одновременно. Понять это можно по фото и видео (плейлист с видеороликом в конце статьи).

Навык вязания такого соединения возникает после многократного повторения:

Особая схема связывания проволоки.

Еще одна схема соединения двух пространственных каркасов в объемный:

Двойное затягивание вязальной проволоки в узле.

Понятно, что таким способом можно крепить только простым вязальным крючком. Или крючком с полу механической подачей проволоки.

На сайте, где показано это приспособление и демонстрируются особые формы стягивания вязальной проволоки. (http://yaner8.comunidades.net/)

Крючок для вязки арматуры.

Самым простым инструментом для вязки арматуры остается крючок. Если необходимость связать арматуру застает врасплох, то это можно сделать при помощи кусачек или плоскогубцев. Но лучше всего, для этого, использовать крючки. Изготовить самому крючок просто. Это может старый малярный валик, старая отвертка или, как в нашем случае, расшивка для наружных швов кирпичной кладки.

крючок из старого малярного валика.

Не вижу смысла делать форму крючка “покрученной”, какие есть в продаже. Достаточно, чтобы была удобная ручка и загнутый, конусообразный конец. Последнее важно. Конус упрощает вытаскивание крючка из уже затянутого узла.

Все механические приспособления для вязки арматуры опираются на принятую изначально неверную методу.

Достаточно сделать пол оборота крючком и происходит прочное затягивание узла. Нет нужды делать по несколько кругов шуруповертом или другой механизированной затяжкой. Для этого нужны правильные навыки. Понять их суть можно, просмотрев видеоролик.

В одном из комментариев под видео я получил такое сообщение:


Проволока “Казачка”

Как можно понять по фотографии, эта проволока предназначена для вязки специальным инструментом. Сама проволока представляет готовые заготовки для вязания арматуры. Не трудно догадаться, что расходы на такой способ крепления арматуры возрастают, как минимум, в два раза. Только по затратам на проволоку.

Но не это главное в видеоролике. Если внимательно смотреть момент закручивания проволоки, то видно как одна (подвижная) часть закручивается вокруг второй (неподвижной).

Это дает плавную, но сильную затяжку и предохраняет от порыва. Порыв возникает если скручивать оба витка (плоскогубцами и т.д.) одновременно. И возникает он в месте появления первого витка.

Узел затягиваемой проволоки.

Такой способ затягивания проволоки возможен только при сгибании проволоки пополам. И использовать его можно везде, где необходим хомут – закрепить резиновый шланг на трубе и т.д.

Или закрепить жерди на ограждении:


Если простое решение работает, зачем усложнять.

С проволокой самое простое решение:

Ниже сборник видеороликов по теме статьи:

Расходы на устройство фундамента будущего строения - самая дорогая часть бюджета стройки. Здесь нужна основательность во всём - ведь от качества фундамента зависит прочность всего дома. Армирование делает основу строения практически неуязвимой от межсезонных движений грунта и поэтому используется почти повсюду.

В этой статье рассказывается о способах крепления арматуры при устройстве каркаса на фундамент, о предпочтительности вязки арматуры перед сварным методом. Описано, как вязать арматуру для фундамента с использованием специального крючка. Даны необходимые советы и рекомендации начинающим монолитчикам, касающиеся этой стадии работ.

Вязание или сварка

Перед заливкой бетона, внутри опалубки, собирается каркас из арматуры . Методы крепления стержней бывают различными:

  1. пластиковые хомуты;
  2. сварка;
  3. стягивание вязальной проволокой.

Скрепление арматуры при помощи пластиковых хомутов вызывает, мягко говоря, скепсис у бывалых специалистов. Недоверие к пластику, обуславливает его применение, в ряде случаев, при заливке сплошных горизонтальных поверхностей и вкупе с использованием стеклопластиковой арматуры.

Сварка значительно удорожает и замедляет процесс изготовления арматурного каркаса для фундамента. Требования к качеству сварных швов здесь высокие и выполнять их должен хороший специалист. А хороший специалист берёт хорошие деньги за свою работу. Тем более передвигаться со сварочным аппаратом и проваривать каркас внутри крайне неудобно, а значит медленно. К тому же учитывая новые исследования, в которых выяснилось, что сварка лопается при напряжении бетона, целесообразность процесса сваривания арматуры для фундамента ставится под большой вопрос.

Стягивание арматуры вязальной проволокой - оптимальный вариант при устройстве каркаса для фундамента. Проволока, в этом случае, отвечает всем необходимым требованиям: вязать её быстро и удобно, стыковые соединения получаются крепкими (каркас стоит устойчиво и не расшатывается), хорошее сопротивление на разрыв и растяжение.

А если все требования выполняются - нет необходимости искать другое решение. Учитывая это, большая часть монолитных работ по устройству фундамента производится методом связывания каркаса проволокой.

Процесс вязки арматуры крючком для фундамента - занятие крайне муторное и нудное. И чего только не придумывают, чтобы ускорить или облегчить его:

  • модернизируют крючок для вязки;
  • механизируют процесс при помощи шуруповёрта;
  • применяют специальный пистолет для вязки проволоки.

Модернизация крючка состоит в том, что ему придают различные, порой даже причудливые, формы. Ручка у этого крючка может вращаться вокруг рабочей его части. Это, кстати, не лишено смысла - опытные мастера не пользуются покупными крючками, а изготавливают его самостоятельно - «под себя».

Механизация при помощи шуруповёрта , следующая: болгаркой от крючка отрезают его рабочую часть, зажимают её в патроне шуруповёрта и с его помощью закручивают проволоку.

Вершина мысли - пистолет для вязки. Проволока в нём движется по изогнутой канавке, на 2-3 оборота охватывает стык прутьев и скручивается специальной цангой. После окончания процесса пистолет сам отрезает проволоку. Степень натяжения узла регулируется, вязка занимает 1-2 секунды на стык.

Вроде бы всё хорошо, удобно и быстро, но стоимость такого пистолета крайне высока. Его нерентабельно приобретать для однократного устройства фундамента частного дома. А если учесть перерасход вязальной проволоки и невозможность при помощи пистолета совершить стягивание в некоторых частях внутри каркаса, то его использование становится не таким уж заманчивым.

Использование различных методов для вязки арматурного каркаса фундамента имеет свои плюсы и минусы. Оптимальный способ для конкретного работника выбирается экспериментальным путём . Скорость вязки во всех случаях примерно одинакова. В любом случае умение вязать крючком остаётся самым востребованным навыком у специалистов.

Важно! В специализированных бригадах высокий спрос на работников, умеющих быстро и качественно вязать арматурные каркасы для фундаментов. Материал, изложенный в этой статье, и видео помогут освоить азы вязания для начинающих монолитчиков и приобрести навыки этой востребованной профессии.

Вариантов для вязки арматуры на фундамент существует множество, кому какой удобнее, рассмотрим несколько из них:

Способ первый: отрезок проволоки сгибаем пополам; отступаем треть длины от петли и снова сгибаем; охватываем стык арматуры, таким образом, чтобы петля была с одной стороны стыка, а два свободных конца с другой; вставляем крючок в петлю, второй рукой придерживаем и слегка натягиваем концы проволоки. Проворачивая крючок зацепляем им свободные концы и закручиваем их вместе с петлёй на 3-5 оборотов , лишнее отрезаем или загибаем.

Способ второй: сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык арматуры снизу; захватываем петлю крючком; оставшиеся свободные концы вставляем в крючок и загибаем; закручиваем всё вместе до плотного соединения прутьев.

Способ третий (самый распространённый): сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык стержней по диагонали; в петлю вставляем крючок и натягиваем, второй конец так же как и во втором случае, загибаем на изгибе крючка; теперь крючок натягиваем и одновременно прокручиваем по часовой стрелке.

Третий вариант при вязке арматурного каркаса на фундамент является самым предпочтительным: более крепкое и аккуратное соединение , меньшая утомляемость при работе, да и скорость, при достижении определённого навыка, побыстрее. Рассмотрим процесс вязания каркаса поподробнее с показом видео.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Вязальную проволоку можно приобрести в магазине или сжечь ненужную автомобильную покрышку (в процессе сгорания, проволока, предназначенная для армирования резины, обжигается и приобретает, необходимую для вязания, мягкость и податливость). Проволоку режем отрезками по 30 см.

Арматура для устройства каркаса (как правило, сечением 10-16 мм) сначала режется на отрезки определённой длины. Потом связываются отдельные элементы каркаса . При связывании перпендикулярных узлов используется метод вязки крест-накрест по диагонали. При необходимости связать арматуру параллельно (удлинить каркас) делается нахлёст минимум 25 см, количество узлов на этом стыке должно быть не менее трёх.

Стараемся большую часть этих работ выполнять вне опалубки, на ровном свободном месте. Внутри опалубки производится только связывание отдельных элементов каркаса - его удлинение и угловое соединение.

Важно! При стягивании стыка стержней арматуры - постарайтесь найти среднее значение натяга. Недотягивать и перетягивать арматуру не рекомендуется. Недотянешь - каркас получится хлипким и может «сложиться», перетянешь - лопнет узел во время скручивания или транспортировки.

Вот, в принципе, и всё. Эта работа особой сложности не представляет, скорость и качество вязания нарабатываются практическим путём . Если остались какие-нибудь вопросы по этапам процесса - посмотрите видео.

Умение вязать арматуру поможет сэкономить при самостоятельном устройстве фундамента. А если процесс обучения пойдёт совсем хорошо и появятся определённые навыки, то вопрос о временном или постоянном трудоустройстве можно снимать с повестки дня. Ведь специалисту, который умеет качественно и быстро вязать арматуру, будет рада любая бригада монолитчиков.

От качества и правильности обустройства армирующего каркаса во многом зависят показатели прочности, надежности и долговечности фундаментной опорной конструкции. Армирующий пояс можно рассматривать в качестве своего рода скелета, способствующего существенному повышению устойчивости основания к поступающим нагрузкам.

Армирующий пояс
Устройство армирующего каркаса

Готовясь к предстоящей заливке фундамента, нужно, во-первых, разобраться, какую арматуру целесообразно и оптимально включать в состав подобной конструкции, во-вторых, какими способами может обеспечиваться соединение отдельных элементов в единый каркас.



С информацией в отношении перечисленных моментов и важных сопутствующих нюансов вам предлагается ознакомиться далее.


Стеклопластиковый каркас

Диаметр

При выборе арматуры для фундамента в первую очередь уделяют внимание диаметру прутьев. Зависимость проста: чем толще арматура, тем более серьезные нагрузки она способна выдерживать. При определении оптимального диаметра учитываются, прежде всего, характеристики грунта (главный момент – пучинистость) и предполагаемый вес готовой постройки с учетом массы ее внутреннего обустройства и жильцов/посетителей.

Диаметр арматуры, масса, суммарная площадь поперечного сечения


Так должно быть в идеале и по правилам. Наряду с этим, многие частные застройщики отказываются от составления проектной документации и выполнения сопутствующих обширных расчетов, придерживаясь усредненных и общепринятых значений. В случае со строительством относительно небольших построек, к примеру, таких как баня, подобный подход является допустимым.


Класс

Вторым важным показателем является класс арматуры. Для частного фундамента подойдет материал класса А-3.

Арматура рифленая а3 марка стали А500С, ГОСТ 5781-82

Арматура этой группы очень удобна в работе (легко гнется без применения специальных инструментов), прочна и надежна. Реже используются прутья класса А-2 (их можно гнуть на 180 градусов, А-3 – на 90 градусов).

Материал

Не менее важным показателем является материал изготовления арматуры. Ранее в отношении этого момента не возникало никаких вопросов – прутья изготавливались из прочной стали, альтернатив не было.

Однако строительный рынок неустанно развивается и расширяется. Одним из подтверждений этому стало появление в продаже стеклопластиковой арматуры.

Прутья этой группы характеризуются улучшенными эксплуатационными и практическими характеристиками. Среди главных преимуществ стеклопластиковой арматуры нужно отметить нижеперечисленные моменты:

  • высокие показатели надежности, прочности и долговечности;
  • сравнительно невысокую стоимость;
  • малый вес.

Использование стеклопластиковой арматуры позволяет сэкономить в среднем до 30-40% на покупке и транспортировке материала для обустройства армирующего каркаса по сравнению с более традиционными стальными элементами.

Малый вес стеклопластиковой арматуры делает возможной ее транспортировку в простом легковом автомобиле. Арматура не имеет ограничений по длине. Для нарезки прутьев применяется обыкновенная болгарка.

Важно! Перед резкой стеклопластиковой арматуры обязательно наденьте защитный комбинезон, перчатки, очки и респиратор.

В продаже доступна стеклопластиковая арматура различных диаметров, предполагающая применение разных вариантов вязки. Преимущественно для продольного армирования используются 8-миллиметровые стержни, для поперечного – 6-миллиметровые.

Скрепление стеклопластиковой арматуры чаще всего выполняется 2 способами:

  • с помощью вязальной проволоки;
  • при помощи пластиковых хомутов.

Порядок реализации обоих методов остается идентичным для стальной и стеклопластиковой арматуры и будет рассмотрен в соответствующих разделах.

Цены на стеклопластиковую арматуру

стеклопластиковая арматура

Проволока, хомут, фиксатор: особенности существующих крепежей

Скрепление арматурных прутков в единый каркас может выполняться с применением проволоки, хомутов и специальных фиксаторов. О них в таблице.

Таблица. Материалы для скрепления арматуры

Материал для скрепления Описание
Наиболее традиционный, бюджетный и привычный (в особенности для строителей «старой школы») материал для вязки арматуры. Изготавливается из отожженной стали.

Продается преимущественно «оптом», т.е. в упаковках (удобнее, т.к. материал уже нарезан на куски подходящей длины) либо специальных катушках. Вес упаковки и длина отрезков проволоки могут меняться в зависимости от производителя. Наиболее удобными считаются 5-килограммовые пачки, заполненные 40-сантиметровыми отрезками проволоки. В одной такой упаковке обычно содержится от 1000 до 1500 кусков проволоки.

По принципу использования мало чем отличается от вязальной проволоки – те же способы, аналогичные инструменты. Характеризуется большим удобством использования (проще сгибать и закручивать). Стоит немного дороже, чем проволока. Имеет увеличенный диаметр (в среднем 4 мм против 1,2 мм у проволоки). Для обеспечения надежного соединения арматурных прутков, достаточно использовать 20-сантиметровый хомут на одну точку пересечения.
Наиболее современный вариант соединения арматурных прутков. Фиксаторы изготавливаются из пластика. Лучше всего проявляют себя в комплексе со стеклопластиковой арматурой. Преимущества перед стальной арматурой и вязальной проволокой очевидны. Чтобы полностью их уяснить, нужно обратить внимание всего лишь на 1 недостаток стальной арматуры – она подвержена коррозии. Ржавчина способна на порядок увеличить диаметр металлического прутка. Его прочность, при этом, меняется не в лучшую сторону.

Коррозия приводит к появлению пор в бетоне. В поры проникает вода. Зимой вода расширяется и увеличивает размеры трещин.

Фиксаторы же не ржавеют, да и соединять с их помощью арматуру гораздо проще, удобнее, и быстрее, нежели проволокой. В продаже доступно несколько разновидностей крепежей, позволяющих обеспечивать соединение арматурных прутков в различных пространственных направлениях, обустраивать «подставки» (как на изображении) и решать прочие задачи, связанные с армированием.

Ввиду того, что рассматриваемое руководство посвящено именно вязке арматуры, порядок соединения прутьев специальными фиксаторами рассматриваться не будет – сей процесс не является вязкой в традиционном понимании и в целом интуитивно понятен.

Проволоке же и хомутам следует уделить большее внимание.

Во-первых, проволока.






Для изготовления таковой, как отмечалось, применяются низкоуглеродистые марки стали. Отожженный материал относительно легко гнется и отлично справляется с возлагаемыми на него задачами. В продаже доступна неоцинкованная вязальная проволока (имеет черный цвет) и ее оцинкованный аналог (белая).

Многие мастера считают покупку оцинкованной вязальной проволоки для обустройства фундамента излишеством и нецелесообразной тратой денежных средств, аргументируя свою позицию тем, что армирующий каркас после заливки бетона становится недоступным для воздуха, следовательно, ржаветь ничего не будет. Наряду с этим, исключать возникновение коррозии, как отмечалось ранее, нельзя.

  • если решено использовать стальную арматуру, можете вязать как оцинкованной, так и неоцинкованной проволокой – если коррозия доберется до армирующего каркаса, ей будет все равно, что «есть», хоть арматуру, хоть проволоку, и избежать ухудшения качественных характеристик фундамента при таких обстоятельствах не удастся;
  • если решено использовать стеклопластиковую арматуру, лучше осуществлять вязку оцинкованной проволокой – благодаря этому будет минимизирован риск возникновения коррозии и обеспечен более длительный срок службы опорной конструкции.

Что касается диаметра, наиболее оптимальным в отношении удобства использования и надежности является 1,2-1,4-миллиметровый вариант. «Единичка» слаба для фундамента, на работу с «двойкой» будут уходить лишние усилия.

Во-вторых, хомуты.

Это, как отмечалось, осовремененный и улучшенный вариант вязальной проволоки. Изготавливаются они из пластика, а не из стали, поэтому при использовании таких крепежей вероятность возникновения коррозии внутри опорной конструкции исключается. Наряду с этим, именно из-за материала изготовления пластиковых хомутов у многих застройщиков возникает ряд вполне обоснованных вопросов в отношении крепежей этой группы.

  1. Смогут ли хомуты выдержать нагрузки, создаваемые внутри фундамента? Смогут.
  2. Не разорвется ли крепеж со временем, нарушив равномерность распределения нагрузок и в целом ухудшив качество фундамента? Не разорвется.
  3. Действительно ли пластиковый хомут надежен? Действительно, но нужно правильно подойти к вопросу его выбора.

Полезный совет! Для вязки арматуры лучше всего походят пластиковые хомуты с использованием стальной проволоки в качестве сердечника. Стоят подобные фиксаторы дороже, чем стальная проволока, зато удобства в работе им не занимать.

Важное примечание! Пластиковые хомуты нельзя использовать для вязки арматуры при проведении работ по обустройству фундамента в зимнее время – на холоде материал изготовления фиксаторов практически мгновенно становится хрупким. Исключение – специальные фиксаторы из полиамида.

Цены на проволоку вязальную

проволока вязальная

Во-первых, запомните главное правило: арматура не соединяется с помощью сварки, а именно связывается.

Связывание арматуры – схема

Суть в следующем: контакт металла с электродом способствует уменьшению прочности первого настолько, что даже нагрузки, происходящие при минимально возможной усадке фундамента, способны привести к катастрофическим последствиям, последовательность которых обычно следующая:

  • места соединения арматуры разрушаются;
  • армирующий каркас распадается;
  • бетонная конструкция начинает трескаться.

Чем это грозит возведенной на фундаменте конструкции, в комментариях не нуждается. В качестве исключения можно рассматривать лишь специальные арматурные прутки, технология изготовления которых по ГОСТу изначально предполагает возможность последующего сваривания.

Во-вторых, вертикальные опорные стержни, устанавливаемые в качестве опор для горизонтально ориентированных прутков, нельзя просто забивать в землю. Правильно делать так: нижний армирующий ряд укладывается на специальные пластиковые фиксаторы (т.н. «подстаканники», демонстрировались ранее), а верхняя часть вертикальных прутьев связывается с верхним рядом каркаса. Подобное размещение исключит контакт прутьев с внешней средой.

В-третьих, верхний горизонтальный ряд каркаса должен обвязываться изнутри – так сложнее, но правильнее. Нередко неосведомленные застройщики допускают ошибку, оставляя верхний ряд каркаса незафиксированным. Если бетон будет заливаться вручную, ничего страшного в подобных условиях не случится. При заливке же специальным бетононасосом смесь подается под давлением. Создаваемое давление будет приводить к раздвиганию арматуры в стороны, в результате чего проволока может лопнуть.

В-четвертых, при выполнении армирования нужно уделять особое внимание углам конструкции, т.к. именно они являются самым слабым местом фундамента. В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются. Перехлесты, при этом, прячутся в стене. Важно, чтобы соседние арматурные прутки не перехлестывались в одной точке. Принцип продемонстрирован на изображении.

Правильным считается армирование, по результатам которого получается жесткий пространственный каркас, выдерживающий вес человека без видимых изменений структуры.

Цены на пластиковый фиксатор для арматуры

фиксатор для арматуры пластиковый

Для вязки арматуры можно использовать самые разнообразные приспособления – от плоскогубцев до специальных автоматических пистолетов.

Применение плоскогубцев и кусачек с предварительно затупленными зубцами – самый примитивный вариант. Его единственным преимуществом является отсутствие необходимости покупки дополнительных приспособлений, однако закручивать проволоку подобными подручными средствами долго, неудобно и утомительно. Поэтому мы воздержимся от их рассмотрения.

Если вы ограничены в бюджете, сделайте хотя бы элементарный самодельный крючок для вязки. Для этого вам не понадобится ничего кроме гвоздя диаметром 4-5 мм, заготовки для ручки или старой ненужной отвертки/шила и молотка.

Для изготовления крючка сделайте следующее:

  • подготовьте ручку. Можете использовать любую подходящую деревянную заготовку (в древесину удобнее и проще вбивать гвоздь), к примеру, от отслужившего свое домашнего инструмента. Ручка может быть выполнена и из других материалов, главное, чтобы вам было удобно ее использовать;
  • вбейте гвоздь в ручку, оставив свободными 3-4 см;
  • отрежьте шляпку гвоздя, к примеру, с помощью кусачек или другого подходящего приспособления;
  • загните гвоздь в крючок. Делается это следующим образом: вы кладете гвоздь на подходящую подставку, к примеру, кирпич, и постепенно с помощью молотка придаете заготовке форму крючка для вязания.

Порядок изготовления крючка из отвертки/шила сводится к выполнению последнего этапа вышеприведенного руководства. На выходе вы должны получить приспособление, имеющее примерно следующий вид.

Вязка обычным крючком

Подготовив самодельный крючок или купив готовый инструмент в хозяйственном магазине, приступайте к выполнению работы. Для начала тщательно потренируйтесь на сторонних кусках арматуры, пока досконально не уясните принцип действий. Заключается он в следующем:

  • кусок вязальной проволоки длиной не менее 200 мм складывается пополам;
  • полученная заготовка оборачивается по диагонали в точке выполнения соединения;
  • крючок продевается в созданную петлю;
  • свободные концы вязальной проволоки аккуратно протягиваются через петлю. На этом этапе также помогает крючок;
  • не доставая рабочий инструмент, его поворачивают по направлению часовой стрелки до получения надежного соединения. Обычно хватает нескольких (до 3-4) витков. Перекручивать проволоку слишком сильно не стоит – оборвется. Лишние части концов проволоки загните. Если концы получились слишком длинными, можете отрезать их кусачками или другим подходящим инструментом.

Схематически процесс представлен на следующем изображении.

Для лучшего понимания технологии, ознакомьтесь с поэтапными иллюстрациями.

Существует несколько других вариантов вязки арматуры крючком, но приведенный выше способ является самым надежным, рекомендуется придерживаться именно его.

Также неплохо проявляет себя способ, в соответствии с которым исполнитель должен последовательно выполнить нижеперечисленные манипуляции:

  • сложить отрезок проволоки вдвое, как в предыдущем случае;
  • завести сложенную проволоку под арматуру в месте соединения;
  • захватить петлю вязальным крючком;
  • перегнуть через крючок оставшийся свободным «хвост»;
  • закрутить полученную петлю.

Порядок выполнения работы в соответствии с этим способом продемонстрирован на следующих иллюстрациях.

Видео – Вязка арматуры крючком

Вязка полуавтоматическим крючком

Полуавтоматический, он же реверсивный и винтовой крючок является усовершенствованной и более удобной в использовании версией вышерассмотренного приспособления.

Длина (как правило, она составляет 32 см) и в целом особенности конструкции реверсивного крючка позволяют обеспечивать качественную скрутку проволоки с одного затягивания. Мягкая ручка из резины делает работу с инструментом еще более удобной и безопасной, исключая вероятность возникновения мозолей на руках.

Порядок использования такого крючка следующий:

  • исполнитель обводит арматурные прутки проволокой в месте соединения (порядок действий такой же, как и в случае использования обыкновенного крючка, вся необходимая информация приводилась выше);
  • крючок вставляется в петлю;
  • исполнитель тянет ручку инструмента на себя.

На этом все. В результате таких нехитрых действий приспособление, работающее подобно «юле», быстро затягивает проволоку, обеспечивая получение плотного, надежного и аккуратного узла. Трудоемкость и затраты времени на выполнение работы сокращаются в разы.

Инструмент подходит как для профессионального, так и для частного использования. В каком-либо специальном техническом обслуживании реверсивный крючок не нуждается – достаточно лишь периодически смазывать рабочие элементы маслом.

Принцип работы винтового вязального крючка детально продемонстрирован в следующей видеозаписи.

Видео – Вязка полуавтоматическим крючком

Ручная вязка крючком – довольно затяжное и трудоемкое мероприятие. И хотя полуавтоматический крючок, рассмотренный в предыдущем разделе, позволяет существенно облегчить и ускорить выполнение армирующих работ, доступна прекрасная возможность сделать все гораздо быстрее и с еще меньшими усилиями. В этом поможет дрель-шуруповерт.

Все, что вам нужно сделать, – это изготовить крючок (в качестве заготовки подойдет обыкновенный гвоздь диаметром 0,5 см, с принципом изготовления крючка вы уже ознакомились в одном из предыдущих разделов) и зафиксировать его в патроне шуруповерта так, как устанавливаются обыкновенные сверла (подробно последовательность замены рабочего инструмента следует уточнить в инструкции конкретно к вашему шуруповерту, т.к. для разных моделей инструментов эти моменты могут несколько различаться).

Выглядеть такая конструкция будет следующим образом.

Дальнейший порядок действий не имеет отличий от технологии вязки арматуры крючком: вы все так же складываете проволоку вдвое, заводите ее под арматуру, захватываете петлю крючком, но закручиваете уже не вручную, а с помощью шуруповерта, прилагая минимальные усилия.

При закручивании проволоки инструмент практически не испытывает нагрузки, поэтому для вязки можно использовать даже самую бюджетную дрель-шуруповерт с минимальной мощностью. Лучше, чтобы модель была оснащена регулятором оборотов вращения. Перед работой выставьте его на минимум.

Видео – Вязка арматуры шуруповертом

Пистолет делает вязку арматуры максимально быстрой, простой и удобной – самые совершенные модели таких пистолетов способны создавать соединение менее чем за секунду. Каких-либо подготовительных мероприятий не требуется: проволока намотана на катушку пистолета, пользователь попросту подносит инструмент к месту соединения и нажимает соответствующую кнопку. Информацию в отношении специальных опций и функций уточняйте в инструкции к конкретному инструменту.

Выглядит это следующим образом.

Нарезать проволоку перед работой не нужно: инструмент все сделает самостоятельно. Это является большим преимуществом – отходы в виде обрезков вязальной проволоки отсутствуют, благодаря чему величина нецелесообразных затрат и рабочих издержек существенно уменьшается.

Пистолет удобен в работе – его можно держать одной рукой, второй, при этом, придерживая арматурный каркас, что исключает необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в виде помощников.

Автоматический пистолет, в отличие от ручных инструментов, позволяет рассчитывать на постоянное высокое качество вязки. По умолчанию во всех моделях присутствуют функции регулирования длины отрезков и силы затягивания.

Марка пистолета Вес Размер арматуры Цена
1,4 кг D19хD18 48 780 руб.
1,5 кг D20хD22 60 920 руб.
2,25 кг - 52 000 руб.
2,4кг от 20 до 35 мм 165 000 руб.

Среди недостатков автоматического пистолета для вязки арматуры можно выделить следующие моменты:

  • высокую стоимость инструмента и комплектующих (катушек с проволокой);
  • необходимость предварительного обучения работе с пистолетом (в целом ничего сложного, но дополнительное время все равно тратится. На практике оно с лихвой компенсируется экономией временных затрат на скрутку проволоки);
  • невозможность использования пистолета в труднодоступных местах. Даже располагая столь серьезным помощником, вы все равно не сможете полностью отказаться от применения ручных инструментов для вязки. К примеру, пистолетом не получится связать прутки в углах армирующего каркаса. Помимо этого, лишь крючок вы сможете просунуть между хлыстами для подвязывания 2-го слоя упрочняющего каркаса.

Видео – Вязка арматуры пистолетом

Несколько слов о хомутах

Для вязки арматурных прутков, как отмечалось, можно использовать специальные хомуты. Выглядят они так.

Таким образом, один конец хомута свободный, а на втором располагается фиксатор.

Порядок использования хомута следующий:

  • изделие заводится под арматурные стержни в месте пересечения;
  • свободный конец затягивается в отверстие фиксатора до упора;
  • положение крепежа фиксируется, за счет чего обеспечивается соединение арматуры.

В продаже доступно достаточно много разновидностей хомутов. В комплексе с арматурой наилучшим образом проявляют себя изделия, изготовленные из полиамида 6.6. Такие хомуты нормально себя «чувствуют» в температурном диапазоне -40-+85 градусов, не лопаясь, не трескаясь и не растекаясь. Хороший хомут должен быть эластичным. Проверить этот параметр можно следующим образом: возьмите изделие и согните его пополам. Если в месте сгиба появилась трещина, откажитесь от использования такого хомута.

В продаже доступны специальные пистолеты, позволяющие сделать процесс обустройства хомутов более простым и быстрым.

Цены на кабельные стяжки (хомуты)

кабельные стяжки

Видео – Вязка арматуры хомутами

К числу аналогичных крепежей можно отнести металлические скрепки (коннекторы) для соединения арматурных прутков в единый каркас. Один конец такой сетки оснащен крючком, другой – петлей. Диаметр стальной скрепки составляет в среднем 2-4 мм. В месте связки арматуры происходит зацепление крючка и петли за нижний стальной стержень. Средняя часть фиксатора прижимает верхний прут к нижележащему.

Вязка арматуры скрепкой
Скрепки для вязки арматуры

Удачной работы!

Видео – Вязка арматуры для фундамента своими руками











Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.


Подготовленный арматурный каркас

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента - бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности - в удачном сочетании качеств:

    Несложен по конструктивному исполнению.

    Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).

    Не нуждается в применении спецтехники.


Ленточный фундамент в опалубке

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

    Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.

    Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).


Ошибки проектирования обязательно станут заметными

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые - на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

    Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.

    Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.


Расчет шага хомутов при армировании угла

    На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.

    Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.

    Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта и проектирования фундамента . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

    Материалу изготовления. Стальная арматура - классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.


Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками

    Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

    Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.

    Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).

    Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.

    Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.


Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом

    Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.

Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

    Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток - цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.


Профессиональный инструмент - пистолет для вязки арматуры

    Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки - эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).

    Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента на видео:


Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

    Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.

    Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

    Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

    Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном - 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.

    Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.

    Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

О том, как правильно вязать арматуру крючком на видео:


Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

    Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)

    Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.


Схема армирования ленточного фундамента

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

    От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).

    Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.

    Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.

    Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.

    Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

О тонкостях армирования на видео:


Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.


Армирование углов требует соблюдения технологии

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

    Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.

    Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.

    Монтируется верхний горизонтальный пояс . Его задача - сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.

    Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.

    Готовится опалубка под фундамент.


Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

    Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).

    Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.

    Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.