» » Культура в предвоенное десятилетие. Наука и культура в межвоенное время

Культура в предвоенное десятилетие. Наука и культура в межвоенное время

Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)

Цели:

А) образовательные:

Изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;

Познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;

Охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.

Б) развивающие:

Развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.

В) воспитательные:

Способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;

Конспект лекций «Новейшая литература»;

Иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др .

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация - как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. - цветное кино.

В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XX в. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.

Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 - 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.

Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.

В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм . Все они представляли собой разновидности идеализма.

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях - в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.

Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, - наука неистинная, и в ней нет нужды.

Неотомизм - от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского - официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.

Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше . Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.

3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления - от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст , австриец Франц Кафка , ирландец Джеймс Джойс ; в изобразительном искусстве - испанский художник Сальвадор Дали , немецкий - Отто Дикс , бельгийский -- Франс Мазерель . В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский , француз Артюр Онегер , немец Карл Орф , поляк Кшиштоф Пендерецкий , австриец Арнольд Шенберг , венгр Бела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм .

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре - Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье ;

в скульптуре - Аристид Майоль ;

в кино - Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др .

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».

В массовый вид искусства превратилось кино . В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона , приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд , сентиментальные – с Мэри Пикфорд , ковбойские - с Томасом Инсом .

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.

5. Закрепление нового материала.

1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?

2) Назовите основные направления в философии?

3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?

4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?

6. Д/з и выставление отметок .


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

Единством верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Сторонники метода социалистического реализма утверждали необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим, содержанием. Так же деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма.

Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии.

В августе 1934 г. М.Горький в докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов- Союза писателей СССР.

«Лучшим, талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен ушедший из жизни в 1930 г. В.В. Маяковский. Статус «великого пролетарского писателя» прочно закрепился за М. Горьким.

Воспитание нового человека

По мыслям идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека.

Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала кл убная деятельность, в нее входили массовые зрелищные мероприятия(театральные и оперные постановки, концерты и т.п.).

Для школьников была организована сеть Домов пионеров.

Пионерская организация, комсомол, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству проводили массовую мобилизацию в ряды физкультурного и военно-спортивного движений. Молодежь сдавала нормы ГТО-всесоюзного спортивного комплекса « Готов к труду и обороне», который стал основой системы массового физического воспитания.

Искусство и государственное строительство

1934-1940 гг. в Москве был возведен Театр Красной Армии с двумя залами- амфитеатрами и огромным пространством фойе.

В.И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.

В кинематографе Советского Союза к середине 1930-х установилась система, достаточно близкая американской (некоторые элементы были даже позаимствованы непосредственно), с теми только различиями, что, во-первых, в организационном плане, вместо двух вертикально-интегрированных конкурирующих структур имела место единственная, с Иосифом Сталиным во главе. И во-вторых, в плане производственном, вместо сведения полномочий режиссера к минимуму имело место их чрезвычайное раздувание – мало где и когда власть режиссера была столь велика, как в СССР 1930-х. Но это обстоятельство не давало особой творческой свободы, поскольку все фильмы должны были подчиняться жестким требованиям «метода социалистического реализма», что приводило к однотипности произведений. При этом, в отличие от США, где несмотря на значительное сходство методов кинопроизводства, в конечном счете оно все же было ориентировано на зрительский интерес, в СССР основной задачей было воплощение определенных достаточно отвлеченных идеологам.

Во время съемок фильма АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. Сергей Эйзенштейн (в центре), Сергей Прокофьев (справа) и Эдуард Тиссе (слева) в костюмах 13 века

В итоге из всех советских фильмов 1930-х обращают на себя несомненное внимание три: Окраина (1933) Бориса Барнета, в которой лирическая атмосфера создавалась, в том числе, и с помощью оригинально использованных звуковых средств, немая картина Счастье (1935) Александра Медведкина, в первой половине которой сказовое повествование воссоздавалось с помощью лубочного по своей природе изображения (в одной сцене была даже применена обратная перспектива), и Александр Невский (1938) – первый звуковой фильм Эйзенштейна, который он имел возможность довести до конца, и где в кульминационном эпизоде ледового побоища проводились принципы «вертикального монтажа», т.е. организации изобразительного ряда в соответствии со структурой звукового.

Всемирной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство, которое олицетворяло сплав национальных традиций и достижений культуры социализма.

Постановки произведений отечественной классики и советских композиторов отличались особой парадностью. Предпочтение отдавалось исторической и историко-революционной тематике.

Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)

Цели:

А) образовательные:

Изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;

Познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;

Охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.

Б) развивающие:

Развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.

В) воспитательные:

Способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;

Конспект лекций «Новейшая литература»;

Иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др .

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация - как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. - цветное кино.

В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XXв. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.

Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 - 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.

Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.

В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм . Все они представляли собой разновидности идеализма.

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях - в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.

Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, - наука неистинная, и в ней нет нужды.

Неотомизм - от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского - официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.

Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше . Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.

3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления - от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст , австриец Франц Кафка , ирландец Джеймс Джойс ; в изобразительном искусстве - испанский художник Сальвадор Дали , немецкий - Отто Дикс , бельгийский - Франс Мазерель . В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский , француз Артюр Онегер , немец Карл Орф , поляк Кшиштоф Пендерецкий , австриец Арнольд Шенберг , венгр Бела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм .

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре - Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье ;

в скульптуре - Аристид Майоль ;

в кино - Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др .

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».

В массовый вид искусства превратилось кино . В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона , приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд , сентиментальные – с Мэри Пикфорд , ковбойские - с Томасом Инсом .

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.

5. Закрепление нового материала.

1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?

2) Назовите основные направления в философии?

3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?

4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?

6. Д/з и выставление отметок .

МОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1»

«Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»

Подготовила: учитель истории

пгт. Томаровка - 2010

Тема: «Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»

Цель урока: выявить объективную природу изменений в культурно-духовной сфере жизни советского общества в 1930-е гг.; показать место и роль культурной революции в модернизационных процессах предвоенного десятилетия.

Педагогические средства: рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися.

Вид деятельности учащихся : групповая; защита мультимедийных проектов по теме урока.

Уровень освоения материала учащимися:

Репродуктивный: - называть основные направления науки и культуры; - приводить примеры достижений российской науки и культуры изучаемого периода и их авторов.

Продуктивный: - определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров культурно-духовной деятельности.

Творческий: - участвовать в разработке и презентации проекта по теме.

План урока: 1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. 2. Вступительное слово учителя по теме урока. 3. Защита проектов учащимися по теме урока: - общая характеристика развития культуры и искусства СССР в предвоенное десятилетие; - развитие литературы; - развитие живописи; - кино, радио и телевидение; - архитектура и городское строительство ; - развитие науки и техники. 4. Закрепление изученного на уроке материала. 5. Задание на дом. 6. Рефлексия


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. Беседа с учащимися по вопросам п.19 учебника.

2. Вступительное слово учителя по теме урока.

К середине 1930-х годов в СССР сложилась политическая система, именуемая сталинизм, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г В 1939 г. на ХVIII съезде ВКП (б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма".

На рубеже х годов в стране начался новый этап модернизации, целью которой было обеспечить технологический прорыв во всех областях экономики в кратчайшие сроки. НЭП был свернут, утвердилась система жесткого административного управления всеми сферами жизни.

В обществе утверждались новые идеалы жизни и формирование «нового» человека, воспитанного в духе коммунистической идеологии- идеологии «страны победившего социализма».

Героями нового общества становятся летчики, полярники, пограничники, рабочие и колхозники.

Противоречивость эпохи наложила отпечаток и на социальную сферу: хотя большая часть народа жила в эти годы в условиях привычной бедности, сохранялось социальное неравенство, однако миллионы людей смогли получить образование, была ликвидирована безработица , наметился переход от аскетизма начала 1930-х годов к идеалам «советской зажиточной жизни».

Развитие советской культуры в предвоенное десятилетие имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов в различных областях.

3. Защита проектов учащимися по теме урока

4. Закрепление изученного на уроке материала – ответы на вопросы тестирования по изученному на уроке материалу.

5. Задание на дом.

6. Рефлексия

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

, наступ-ление фашизма , социальный эксперимент, предпри-нятый в СССР, рост национально-освободительного движения в странах третьего мира , формирование диктаторских режимов во многих государствах нало-жили отпечаток на развитие художественного твор-чества. Войны и преследования со стороны властей заставили сотни и тысячи писателей, скульпторов, артистов и учёных покинуть свои родные страны. Многие из них обосновались в США, Латинской Аме-рике, некоторые выбрали Советский Союз. Это вело к интернационализации искусства .

Период 1920-1930-х гг. стал временем складывания между-народного художественного пространства, взаимовлияние культур разных континентов становится реальным. При этом, конечно, в странах «третьего мира» в творчестве художников продолжали преобладать местные традиции. Антиколониальные и социальные мотивы также нашли своё отражение в искусстве зависимых и по-лусвободных стран.

Экзистенциа-лизм

Для общественной и философской мысли межвоен-ного периода характерной тенденцией стало сохране-ние и даже усиление внимания к человеку и его месту в непростой социальной действительности. В 1920- 1940-е гг. в Европе происходит расцвет экзистенциа-лизма — философии «существования» (от латинского слова «экзистенция»). Экзистенциалистами считают таких непохожих друг на друга по взглядам филосо-фов и писателей, как Хосе Ортега-и-Гассет (Испа-ния), Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер (Германия), Альбер Камю , Жан-Поль Сартр (Франция). Все они рассматривали человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу, а не слепо следовать божественному предназна-чению. Избрание судьбы предполагало свободу и от-ветственность личного выбора, и опасения по поводу результатов такого решения. Рождение экзистенциа-лизма отразило глубокие искания, в которых пребыва-ли представители духовной элиты западного общества . Материал с сайта