» » Красота и гармония. Красота души: цитаты и стихи великих людей В чем красота человеческой души

Красота и гармония. Красота души: цитаты и стихи великих людей В чем красота человеческой души

Что такое красота? О том, что скрывается под этим понятием, ведутся бесконечные споры с начала сотворения мира. Оскар Уайлд говорил, что у красоты столько значений, сколько и настроений у человека. Но это о видимом, о вершине прекрасного айсберга. А то, что скрывается под темной толщей воды - красота души человека. О ней ведется еще больше прений. Об этом мы и поговорим.

Суть мира

Существует мнение, что в наше время всё меньше говорят о духовности, о том, что такое истинная красота души, и всё больше обращают внимание на внешнее, на то, что можно увидеть, пощупать, купить или продать. Так ли это? Возможно, это правда. Но с другой стороны, суть мира не меняется. Всегда были и будут богатые и бедные, правда и ложь, искренность и лицемерие, любовь и ненависть, черное и белое. Всё есть. Суть не меняется, на свет появляются только новые средства. А значит, и разговор о том, что такое красота души, не теряет своей актуальности. И самое время вспомнить слова гениальных писателей, поэтов, великих философов, религиозных деятелей и многих других.

Где живёт душа?

У каждого человека есть душа. С этим утверждением трудно не согласиться. Никто и не пытается. Единственное, о чём до сих пор спорят - где она обитает, в какой части тела и продолжает ли жить после смерти телесной.

С одной стороны, с научной точки зрения, это очень интересные вопросы. А с другой - так ли это на самом деле важно, где? Она может быть и в солнечном сплетении, и в сердце, и в голове. Главное одно - она истинна, уникальна и неповторима, как рисунок на кончике пальца. Бразильский писатель Пауло Коэльо утверждает, что каждый из нас - это не тело, наделенное душой, а душа, часть которой видна и называется телом.

О том, что дух первичен, рассуждал и выдающийся ливанский прозаик и философ Джебран Халиль Джебран. Он писал, что красота души подобна невидимому корню, уходящему вглубь земли, но питающему цветок, дающему ему цвет и аромат.

Древнегреческие философы

Начиная с Аристотеля, многие философы утверждали, что красота - это двоякое понятие. Существует красота тела и красота души. Под первым понимают пропорциональность частей, привлекательность, грациозность. Всё тот же Аристотель говорил, что такую красоту понимает и ценит простой народ, который привык воспринимать и ощущать мир лишь пятью основными чувствами. Тот, кто восхищается такой красотой, «лишь малым отличается от животных», полагающихся только на свои инстинкты.

Иначе дело обстоит с внутренним миром человека. Там действуют иные законы, а значит, и всё, что случается среди его необъятных широт, улавливается иными чувствами. Платон утверждал, что красота души осязаема только людьми добродетельными, ибо прекрасное и дурное не могут сосуществовать, одно другое исключает.

Вторит ему и наш современник - Пауло Коэльо, который говорит, что если человек способен замечать прекрасное, то только потому, что он носит это внутри. Мир - зеркало, отражающее наше истинное.

Красота писателей и поэтов

О том, что красота и душа - это понятия идентичные, говорили не только древнегреческие философы. Об этом писали классики мировой литературы и продолжают обсуждать наши с вами современники. Приведем несколько примеров. Немецкий поэт и драматург XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг был убежден, что даже самое невзрачное тело преображается благодаря духовной красоте. И наоборот, нищета духа кладет на «самое великолепное сложение» какой-то особый, неподдающийся описанию отпечаток и вызывает непонятное отвращение.

Век спустя, русский поэт и прозаик В. Я. Брюсов говорил об этом же, но другими словами: «После смерти душа человека продолжает жить своей невидимой и ускользающей от нас жизнью. Но если кто-то из нас был поэтом, художником или архитектором, то после гибели тела красота его души живет и на небе, и на земле, запечатленная в форму слова, цвета или камня».

А русский философ И. А. Ильин пытался постигнуть еще одну тайну - что есть красота русской души. Он сравнивал её с русской песней, в которой необъяснимым образом сливаются воедино и «человеческое страдание, и глубочайшая молитва, и сладостная любовь, и великое утешение».

Стихи о красоте души

О том что у красоты есть две обратные стороны, пишут и поэты. Одним из самых замечательных стихотворений на эту тему является произведение Эдуарда Асадова «Две красоты». Автор, серьезно и шутя одновременно, отмечает, что две красоты редко оказываются в одном месте. Как правило, одно другому мешает. Но люди зачастую этого не замечают и долго остаются «близоруки» к красоте душевной. И только тогда, когда её антипод «порядочно и крепко насолит», «смущаясь» начинают задумываться об истинном.

В конце стихотворения поэт приходит к одному выводу - к концу жизни две красоты всегда меняются. Одна старится, дряхлеет, поддаваясь безжалостному влиянию времени. А другая - красота души - остается прежней. Она не знает, что такое морщины, возраст и не умеет подсчитывать года. Всё что ей остается - ярко гореть и улыбаться.

Другие поэты о вечном

Сожалеет о бренности красоты земной прекрасный русский поэт Василий Капнист. Он с грустью замечает, что всему на земле дан один срок - мгновенье. Оно исчезает, а вместе с ним канут в бездну и прекрасная Аврора, и метеор, и красота. Но что же может победить смерть? Только дух. Его «сожрать» не в силах ни время, ни могила. И только в нем вечен цвет красы.

Воспевает вечную красоту любви, страдания и отречения и талантливый русский поэт-символист Константин Бальмонт. В своем стихотворении «Одна есть в мире красота» он пишет, что и боги Эллады, и голубое море, и водопады, и «тяжелые громады гор», каким бы красивыми ни были, не могут сравниться с красотой души Иисуса Христа, согласившегося на добровольные мучения ради человечества.

Выводы

Так, если на протяжении веков великие умы говорят об одном и том же - о вечности духа и бренности тела, то почему мы продолжаем эту бессмысленную гонку за блеском, великолепием и картинностью? Израильский каббалист Михаэль Лайтман утверждает, что душа рождается вновь и вновь лишь затем, чтобы пережить различные состояния, словно примеряя на себя различные одежды. И только перемеряв все и осознав, что погоня за славой, богатством, внешней красотой и вечной молодостью не несет ничего, кроме пустоты и разочарования, душа обращает свой взор на истинное, заглядывает внутрь себя и ищет ответы на все вопросы только у Бога.

Иными словами, ученый говорит, что культивирование красоты тела - есть не что иное, как необходимый этап развития. Ведь невозможно в школе из первого класса сразу перескочить в десятый и понять, что такое тригонометрия, если всё еще тренируешься писать красиво цифры и буквы в прописи. И, как говорил арабский философ Д. Х. Джебран, наступает момент, когда вы воспринимаете мир не как образ, который бы хотелось видеть, и не как песню, которую бы хотелось слышать, а как образ и песню, которые человек видит и слышит, даже если закрывает глаза и уши.

***
Душа, конечно, вещь интимная, но красоту души не скрыть.

***
Истиная красота человека, не в совершенстве его тела, а в красоте души, красоте дел его.

***
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

***
Красивой быть, не значит ей родиться, Ведь красоте мы можем научиться. Когда красив душевно человек, Какая внешность может с ней сравниться?

***
Моя душа всегда влюблена…

***
При правильном балансе Силы и Милосердия - видна Красота души человека…

***
Красота души людей, измеряется глубиной их чувств…

***
Если ты умна, то будешь и красива. Некрасивых нет. Кто-то красив как роза, кто-то как кактус.

***
Красота - явление временное… Душа! Вот что важно.

***
Красота души - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее…

***
Как же приятно, когда красота человека не заканчивается на его внешности.

***
Красоту мира видит лишь тот, кто смотрит на мир с любовью.

***
Счастье не приходит в вашу жизнь с фанфарами… Самые красивые вещи, те, что дают вам истинное счастье, приходят на цыпочках, тихо и ждут, когда вы их заметите

***
Красив тот, у кого добрая душа, и чистые мысли…

***
Красота - это когда неважно сколько человеку лет. Человек должен светиться изнутри. Молодость - очень временная привилегия.

***
Красота - это внешность, фото - искусство, а главное в жизни - доброе сердце, характер и чувства!

***
Подлинно красивая жизнь, начинается лишь с красоты души.

***
Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того чтобы их удержать, требуется красота души.

***
Самая красивая любовь, - это когда нежно обнимаются души!!!

***
Не красота решает, кого нам любить. Любовь решает, кого нам считать красивым.

***
Люди судят о красоте человека, глядя на его лицо, а Бог - глядя ему в душу.

***
Духовная красота способна затмить любые физические недостатки… Будь по-своему красив!!!

***
«Меня ничем не испортишь!» - заявила Красота. «Спорим!» - ухмыльнувшись, сказало Время.

***
- Ты такая классная! О такой девушки только мечтать можно! - Вот и мечтай…

***
По настоящему способна доброта украсить лица.

***
Красота - внутреннее свойство. Как только красота появляется, она начинает литься из твоего тела, из твоего ума - из всего, из чего ты состоишь. Если твоя внутренняя красота с тобой - красиво всё.

***
Каждая женщина красива по-своему… кто-то душой… другая телом… А если все вместе в одной собралось… то это вообще бриллиантовая особа!!!

***
Красивые люди часто теряют красоту - открыв свой рот.

***
Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось.

***
Не любите за красоту. У змеи шкура тоже красивая.

***
Истинная красота - это красота верности!

***
В юности мы все восхищались красотой))) И только потом, с годами, не раз наступив на грабли, поняли: внешняя красота - всего лишь оболочка, под которой может быть всё что угодно)))

***
Любовь в глазах ближних - отражение красоты их души, а не вашей.

***
Телесная красота непостоянна, внутренняя вечна!

***
Метлу отполировала. Тучи разогнала. Кошкам маникюр сделала. Бабочек выпустила. Тараканов напоила… Эээх! Разверни душа гармошку!

***
Мы - женщины! Мы - избранная раса! И сердце тает, И истекает нежностью душа. Мы - женщины. И нас на всё хватает: Дразнить. И покорять. И утешать.

***
Женская красота не пропадает с годами. Она остается нежностью и добром в каждой тонкой морщинке, она улыбается глазами, светится в улыбке, тает на устах.

***
Красив только тот, у кого красивое воспитание!!!

***
Когда мать Терезу спросили, как ей удается молодо выглядеть, несмотря на жизненные трудности, она ответила: «Нет лучшего косметолога, чем мир в душе».

***
Сердечность такой же дар, как красота и ум.

***
Живое не может быть уродливым.

***
Самые красивые люди - это те… Которые прошли сложные ситуации… Но до сих пор им удаётся сохранять улыбку на лице…

***
Истинная красота расцветает в сердце и отражается в глазах.

***
Можно быть красивой внешне, но главное быть красивой внутри. А если ты красив и внешне и внутренне, то это прекрасно.

***
Красота, идущая изнутри, самая притягательная и неотразимая… Она присуща немногим… Избранным…

***
Внешняя красота и внутренняя - понятия не всегда взаимоисключающие.

***
Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!!!

***
Улыбка - символ доброты, теплоты, и красоты!!!

***
Милые женщины!!! Любите себя такими, какие вы есть!!! Мужчин привлекает не ваша красота или худое тело, а ваша душа и внутреннее ее наполнение!

***
Красивая душа дана не всем, а только избранным.

***
Не надо восхищаться человеком которого любишь, надо его просто напросто любить.

***
Душа застыла… Но в ней отражается красивая мозаика из минувших мгновений жизни.

***
Как правило, внешность наиболее важна тем людям, которые сами не очень-то наполнены внутренне ни душевными качествами, ни осмысленностью бытия.

***
Красивый человек - радует глаз, интеллигентный человек - радует слух, мудрый человек - радует душу.

***
Не все, что дивно так снаружи, настолько прекрасно и внутри.

***
Не суди по внешности людей! По-моему, известно то ребёнку… Порою неземная красота скрывает подлую продажную душонку…

***
Если внешнее содержание отвратительно, внутреннего содержания никто не узнает. Человек с богатым внутренним содержанием не позволяет себе держать свою внешнюю оболочку в беспорядке.

***
Красота пройдёт, так что наращивайте личность, а не ресницы…

***
Я не верю в богатый внутренний мир запущенного человека, точно так же, как не верю, что существо с накладными прядями и раздутыми, как лепёшки, губами имеет развитый интеллект.

***
Самая красивая улыбка, - это улыбка души!!!

***
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.

***
Красивая внешность есть у многих, а красивая душа не у каждого!

***
И в душу я свою врата закрыла. Кому - то меня просто не понять… Мне часто говорят, что я красива… Мне б красоту на счастье обменять…

***
Есть люди, похожие на окна… Их красота открывается благодаря свету, идущему изнутри…

***
Телесная красота женщины не производит на меня никакого эффекта; разве только, если она сопровождается красотой души, тогда она производит эффект, и эффект весьма необыкновенный.

***
Красота не имеет границ, а красота души - пространства!!!

***
Каждая женщина, как цветы, прекрасна по-своему. И чем красивее у человека душа, тем проще ему будет разглядеть прелесть в самом невзрачном, на первый взгляд, цветке.

Статусы о красоте души и про красоту души

Что важнее внутренняя или внешняя красота? Ответ на этот вопрос кажется простым, но все же рассмотрим проблему детальнее.

Произведение «Что такое красота души?»

В современном мире все реже можно встретить действительно красивого человека. Да-да, красивого. Не накрашенного и приодетого, а истинно хорошого до глубины души.

Правду говорят, что человеческие сердца такие же неодинаковы, как и лицо. Поэтому, как правило, внешность обманчива. И в чем же проявляется красота человека? Я считаю, что прежде всего в доброте. Мы раскрываем самые красивые черты, когда вежливо относимся к людям, когда умеем поддержать не только словом, но и делом. Настоящий дар — чувствовать других душой.

Духовная красота делает человека более привлекательным и снаружи. Такие личности притягивают, с ними хочется общаться все больше. Я, например, имею много знакомых, которые хорошо одеваются, имеют отличный вкус. А внутри у них пустота. Большинство излучают подлость, нечестность, «звездную болезнь».

Красота нас окружает везде: маленькая тучка в небе, капля росы на цветке, зайчик в поле. Частью этого всего есть и человек как самое совершенное из всех творений. Красота дарит радость, поднимает до небес.

PAGE \* MERGEFORMAT 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

Красота души человека

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель: Разработал:

Профессор студент гр. Д-113

Быстрова А.Н. ___________Курчанов К.Е.

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

Введение

Что такое красота человека? Казалось бы, все очень просто, но тем не менее понятие о красоте, о красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет, так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим.

Так, например, у каждой национальности существует свой определенный эталон красоты, кроме того, в любой стране есть такое понятие как «модельная внешность», хотя в реальной жизни длинноногие красавицы нравятся далеко не всем.

Также красота человека с точки зрения врача, художника, писателя, спортсмена и т. д. безусловно будет отличаться. Найти истину в столь непростом вопросе невозможно, но можно рассмотреть так называемые виды красоты человека, которые составляют единое целое, и которые являются критериями ее оценки.

Однако творческих людей – поэтов, художников и писателей, всегда намного больше привлекала именно внутренняя красота, красота души человека и именно это они пытались раз за разом отразить в своих произведениях.

Постижение красоты доступно лишь человеку. Она раскрывает гармонию в создании мира.

Красота может проявляться во внешнем, сотворенном Богом мире и в его звуках. Назовем это условно земной красотой.

Особой формой красоты является внутренняя красота души человеческой. Ниже только о последней и будет идти речь.

1. Понятие о красоте человека

Врожденная красота (красота от природы) - это те черты внешности, которые присутствуют у человека с момента его рождения, развиваются в период взросления и сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя, в последнее время все популярнее становится пластическая хирургия, с помощью которой можно изменить форму носа, губ и прочих частей тела. Лично я считаю, что за исключением очень редких случаев, не стоит «идти против природы», тем более, что все хирургические вмешательства едва ли положительно скажутся на дальнейшем здоровье организма человека.

«Внешняя оболочка» или красота искусственная - это, прежде всего использование человеком одежды, обуви, различных аксессуаров, косметики. Без одежды и обуви люди не могут обойтись, это - жизненная необходимость, в то время как применение косметики - личное дело каждого.

Большинство людей выбирают одежду, соответствующую модным тенденциям определенного сезона, но гораздо важнее подобрать одежду, которая подходит именно Вам. Одежда, как ничто другое, способна подчеркнуть достоинства или наоборот скрыть недостатки фигуры, кроме того, каждому человеку идут определенные цвета, которые способны заметно преобразить внешний вид. Так что, одежда, подобранная со вкусом под индивидуальные особенности, пусть даже и не по последним веяниям моды (здесь важен здравый смысл, так как платье из бабушкиного сундука, как бы оно ни было к лицу, в наши дни будет смотреться неуместно), всегда выигрывает у ультрамодной коллекции одежды, которая не способна подчеркнуть красоты.

Что касается косметики, то на ней мне бы не хотелось заострять особо внимание, так как все прекрасно знают, что при существующем многообразии косметических средств можно довольно легко подкорректировать некоторые изъяны внешности, сделать их более незаметными, а также выделить или преобразить те черты, которыми можно гордиться.

«Внутренний мир человека» или красота духовная - это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность - это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения.

Красота есть характеристика высшего качественного состояния бытия, высшего достижения существования, а не раздельная сторона существования. Можно сказать, что красота не есть лишь категория эстетическая, но есть и категория метафизическая. Если что-нибудь воспринимается человеком целостно, то именно красота. Мы говорим: прекрасная душа, прекрасная жизнь, прекрасный поступок и т. д. Это не есть лишь эстетическая оценка, это целостная оценка.

Все гармоническое в жизни есть красота. Во всяком соответствии есть элемент красоты. Красота есть конечная цель мировой и человеческой жизни. Добро есть средство, есть путь, и оно возникло в противоположении злу (познание добра и зла).

Красота лежит по ту сторону познания добра и зла. Добро же по ту сторону различения добра и зла, когда зло уже забыто, и есть красота. В красоте не может быть нравственного уродства, свойственного злу. Красота зла есть иллюзия и обман.

Преображение мира есть явление красоты. И всякая красота в мире есть или воспоминание о рае, или пророчество о мире преображенном. Переживание всякого гармоничного состояния есть переживание красоты. Красота есть предельный идеал, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость.

Нужно очень различать красоту и красивость. Красивость есть обманная красота. Красивость относится лишь к миру феноменальному, в красоте же есть начало нуменальное. Но в красоте есть своя диалектика, и лучше всего о ней говорит Достоевский. Он думал, что красота спасет мир. Но он же говорит: "Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Как понять это? Ведь про красоту можно сказать, что она есть перерыв в борьбе и как бы приобщение к миру божественному. Но красота творится и раскрывается в мире затемненном, охваченном страстной борьбой. И в душах людей она может быть вовлечена в столкновение противоположных начал.

В трагедии может быть величайшая красота. Сам Достоевский - трагический писатель. Трагедия есть столкновение противоположных начал, она не изображает гармонической жизни. Но учение Аристотеля о катарсисе говорит о переживании красоты через трагедию. Трагическая красота глубже других се форм, в ней есть божественный свет.

Внешне гармоническая красота может быть обманной и лживой, прикрывающей уродство.

2. Моральные и духовные проблемы в произведении «Фома Гордеев»

В «Фоме Гордееве» Горький на первый план выдвигает проблему морали. Он ставит перед собой задачу показать, как подлинно человеческое начало вступает в противоречие с лицемерной, лживой, а часто и откровенно циничной моралью капиталистов. В романе показана группа «хозяев», представляющих разные социально-психологические типы русского купечества. Среди них есть и представители старых, патриархальных первонакопителей и тех, кто, почувствовав свою экономическую силу, рвется к политической власти.

К купцам первого типа относится крупный лесоторговец и пароходчик Ананий Шуров, прообразом которого, как свидетельствует автор, был нижегородский купец Гордей Чернов, отличавшийся необузданным самодурством и жестокостью.

К богатству Шуров шел через целую цепь преступлений. Он разбогател на том, что с помощью беглого каторжника делал фальшивые деньги, затем убил его и труп сжег вместе с банькой, где каторжник прятался от людей. Через преступления пришли к богатству Луп Резников, Кононов, Зубов, Робустов и другие купцы, изображенные или упомянутые в романе. «Среди этих людей,— пишет Горький,— нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного».

Эти люди ради денег готовы пойти на любое преступление — в этом суть капитализма, его «фамильная черта». Так показаны капиталисты не только Горьким.

Россия действительно «смутилась». Даже в купеческой среде появились люди, которые почувствовали фальшь собственнического мира. Именно таков главный герой романа молодой купец Фома Гордеев, «выламывающийся» из своего класса. Впрочем, Горький и Якова Маякина считал центральным персонажем, и для этого есть основания: Маякин и Фома — два полюса в романе, два центра, в них в наибольшей мере воплощена борьба двух тенденций, двух моралей — морали капиталиста и морали человека, стремящегося к здоровому жизненному началу. Маякин даже как бы заслоняет собой Фому. В то же время, как заметил Горький в письме к Чехову (август, 1899), Фома «загородил» Маякина от цензуры.

Не ограничиваясь изображением буржуазного класса и людей, поднимающих бунт внутри этого класса, Горький пытается найти те силы, которые могли бы повести осознанную борьбу за изменение жизни. И хотя писатель и сам еще ясно не представлял эти силы, взоры его все чаще обращались в сторону людей труда, в сторону рабочего класса. Образы рабочих в «Фоме Гордееве» не занимают много места, однако они играют в нем важную роль.

2. Радость и красота жизни в произведении «Собор Парижской богоматери»

В центре романа — собор Парижской богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор построен руками сотен безымянных мастеров, религиозный остов в нем теряется за буйной народной фантазией. Описание собора становится проводом для вдохновенной поэмы в прозе о французском национальном зодчестве.

Гюго восхищается своеобразием «дивных произведений искусства средневековья», далеких от подражания античной архитектуре, и горячо встает на их защиту от варварских разрушений и искажений позднейших времен.

В творениях национального зодчества не только выразился вкус и талант народа; готические церкви, по определению, писателя,— это «каменные книги средневековья», по их скульптурам и барельефам неграмотный люд читал священное писание. Церкви) станут не нужны, когда распространится просвещение, печатная книга победит религиозное сознание—»Вот это убьет то», как гласит название одной из глав романа.

Собор дает приют народным героям Гюго, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора живой и борющийся народ.

Вместе с тем собор—символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей.

Недаром во мраке собора, под его сводами, сливаясь с причудливыми мраморными химерами, оглушенный гулов колоколов, в одиночестве живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противоположность ему прелестный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения, которая шла на смену средневековью.

Плясунья Эсмеральда живет среди парижской толпы, которая считает ее своей сестрой, она полностью погружена в народную жизнь и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

При всей пестроте и живописности картин народной жизни в «Соборе Парижской богоматери» Гюго не идеализировал средневековье, как делали многие писатели романтизма, он правдиво показал темные стороны феодального прошлого.

Вместе с тем его книга глубоко поэтична, полна горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, ее искусству, в котором, по убеждению писателя, живет свободолюбивый дух французского народа.

Можно смело сказать, что ни одно из монументальных архитектурных сооружений средневековья не известно так широко во всем мире, как собор Парижской богоматери, прославленный романом Гюго. В истории французской культуры древний памятник народного зодчества и замечательное литературное произведение первой трети XIX века как бы слились в единое целое.

Под сводами собора навсегда поселились тени прекрасной цыганки Эсмеральды, в лохмотьях, усеянных блестками, с ее неразлучной ученой козочкой Джали, и несчастного глухого урода Квазимодо. Герои Гюго так жизненны и ярки, что сами просятся на палитру художника, на сцену; на сюжет «Собора Парижской богоматери» ставятся драматические спектакли, балеты, снимаются кинофильмы. Созданная воображением Виктора Гюго трагическая история, разыгравшаяся в далеком прошлом, до сих пор волнует человеческие сердца, потому что настоящее искусство не стареет.

Заключение

Настоящая красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу.

Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников.

И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Никто, ничто не устоит перед загадочно-великолепным притяжением красоты. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок.

Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать.

Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

Красота – необязательно и не только совершенство. Красота – это то, что трогает душу.

Список литературы

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский государственный гуманитарный университет. – 1999.
  2. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы. / Под ред. Л.Д.Громовой, А.С.Курилова.- М, 2001.
  3. История русской литературы Х1-Х1Х в. В 2-х частях / Под ред. Л.Д.Громовой, А.С.Курилова.- М., 2000.
  4. История русской литературы. В 4-х т., Л., 1980-1984.