» » Какие летописи бывают. Что такое летопись? Древние русские летописи

Какие летописи бывают. Что такое летопись? Древние русские летописи

ежемесячный литературный, научный и политический журнал, Петроград, 1915-17. Основан М. Горьким, объединял литераторов и публицистов социалистической ориентации, выступавших против продолжения войны, национализма, шовинизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕТОПИСИ

на Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени "уступая первенство другому историографическому жанру - хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий. По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий. Чаще всего летописец ограничивался краткой информацией о случившемся, Например: “В лето 6751 (1143). Всеволод ожени сына своего Святослава Василковною, Полотскаго князя. То е же зимы иде Изяслав к строеви (дяде.- Я. Л.) своему Гюргю и не уладивъся с ним, иде к брату Смолиньску, и оттуда иде к другому брату своему Святополку Новугороду, тамо и зимова”. Но в ряде случаев летописец прибегал к литературной форме изложения, создавая сюжетное повествование о наиболее значительных событиях отечественной истории. Именно из Л. мы знаем в подробностях о походе, пленении и бегстве из плена князя Игоря Святославича, о трагедии битвы на Калке, о Куликовской битве, обстоятельствах захвата Москвы Тохтамышем, о феодальной войне XV в., кульминационным эпизодом которой явилось пленение и ослепление великого князя Василия II Васильевича и т. д. Даже в погодные записи летописцы зачастую включают обращения князей, их диалоги, широко используют в них литературные штампы: устойчивые речевые формулы, красочные эпитеты, риторические обороты и т. д. Л. не только основные источники по политической истории Руси, но и самые обширные памятники древнерусской светской литературы, а летописание-один из ведущих ее жанров. Русское летописание имеет длительную историю. При современном уровне знаний пока не удается установить, когда начали вести записи об исторических событиях, сменяя предшествующую форму исторических знаний - устные рассказы, предания и легенды. По мнению большинства ученых, последователей акад. А. А. Шахматова, Л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. XI в. Древнейшей из дошедших до нас Л. является Повесть временных лет. Уже этот летописный свод нач. XII в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. В Повесть временных лет вставлены тексты договоров с Византией, предания о возникновении Киево-Печерского монастыря, изложение священной истории в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя Владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. Подобный синкретический характер Л. сохранит и позднее в дальнейшем. Особый интерес представляют так называемые летописные повести - сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной истории. До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие - в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе - в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде - предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. Сводный характер Л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. Шахматовым. Если две или несколько Л. до определенного года совпадают между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. Шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас Л. XIV-XVII вв.: сводов XIV, XV и более ранних веков, вплоть до XI в. Конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в издающуюся уже полтораста лет серию - “Полное собрание русских летописей” (ПСРЛ). Летописным сводом содержащим изложение древнейшей истории Руси, является Повесть временных лет. Л. южнорусских княжеств XII-XIII вв. дошли до нас в составе Ипатьевской Л. (см. Летопись Ипатьевская). Летописные своды Ростова Великого, Владимира и Переяславля Суздальского конца XII- нач. XIII в. лучше всего сохранились в составе Лаврентьевской и Радзивиловской Л. (см. Летопись Лаврентьевская, Летопись Радзивиловская), а также Летописца Переяславля Суздальского. Летописный свод, связанный с митрополитом Киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в Троицкой Л., сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Ее текст был реконструирован М. Д. Приселковым (Троицкая летопись: Реконструкция текста - М.; Л., 1950). Около 1412 г. был создан летописный свод в Твери, отразивший дополненную переработку общерусского летописного свода конца XIV- нач. XV в., близкую к Троицкой Л. Он отразился в Симеоновской Л. (ПСРЛ.- Т. 18) и Рогожском летописце (ПСРЛ.- Т. 15.-Вып. 1). Другим источником Рогожского летописца был Тверской свод 1375 г., отразившийся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ.-Т. 15). Особый интерес представляет общерусский, так называемый Новгородско-Софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. XV в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на Калке, нашествии Батыя и отсутствовавшие в Троицкой Л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о Куликовской битве, повесть о нашествии Тохтамыша, “СЛОВО О ЖИТИИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО” и т. д. Свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в Москве, соединил общерусское летописание с новгородским. Свод дошел в Софийской I Л. (ПСРЛ.-Т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и Новгородской IV Л. (Т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено). Первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. XV в. Летописный свод 1472 г. отразился в Вологодско-Пермской Л. (ПСРЛ.-Т. 26) и Никаноровской Л. (ПСРЛ.- Т. 27). В основе его лежал Новгородско-Софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях). Более радикальная переработка предшествующего летописания была произведена великокняжескими сводчиками в конце 70-х гг. XV в.: Новгородско-Софийский свод был соединен со сводом, близким к Троицкой Л. (с цензурной обработкой материала обоих источников), и с др. памятниками. Великокняжеский московский летописный свод 1479 г., отразивший эту переработку, лег в основу всего официального летописания конца XV-XVI в. Он сохранился в не изданном пока списке XVIII в. (в Эрмитажном собрании в РНБ), а его более поздняя редакция, доведенная до 1492 г, издана в 25-м томе ПСРЛ Летописная компиляция, положенная в основу Московского свода 1479 г, отразилась и в первой части Ермолинской Л. (ПСРЛ.-Т 23), названной так Шахматовым в связи с тем, что в ней содержится подборка известий о деятельности архитектора В. Д. Ермолина в 1462-1472 гг. Вторая часть Л. содержит материал, независимый от великокняжеского летописания и восходящий, очевидно, к своду, составленному в Кирилло-Белозерском монастыре. Этот же свод отразился и в так называемых Сокращенных летописных сводах конца XV в. (ПСРЛ.-Т. 27). Ростовский архиепископский свод 80-х гг. XV в отразился в Типографской Л. (ПСРЛ.- Т. 24). В Софийской II (ПСРЛ.-Т 6) и Львовской (ПСРЛ.-Т. 20) Л. отразился свод 1518 г, в свою очередь, опиравшийся на некий летописный свод 80-х гг. XV в., составленный в неофициальных церковных кругах. В конце 20-х гг. XVI в. при московской митрополичьей кафедре была составлена летопись, охватывающая события 1437-1520 гг., названная по имени своего владельца Иоасафовской (текст ее опубликован в 1967 г. А А. Зиминым отдельным изданием). К тем же годам относится и составление первой редакции крупнейшей из русских летописей - Никоновской (см. Летопись Никоновская). Между 1542-1544 гг. была составлена другая обширная летопись - Воскресенская (ПСРЛ - Т. 7-8). Во 2-й пол. 50-х гг XVI в. первоначальная редакция Никоновской Л. была соединена с извлечениями из Воскресенской Л. и Летописца начала царства (летописи, излагавшей события 1533- 1552 гг., т е. начала великого княжения, а затем царствования Ивана Грозного). Наконец, в 1568-1576 гг. при Иване Грозном создается многотомная иллюстрированная Л.-так называемый Лицевой свод. Это были последние общерусские летописные своды, уступившие затем место иному виду историографического труда - хронографам (см Хронограф Русский). Л., ведшиеся в XVII-XVIII вв., представляли собой памятники не общерусского, а скорее местного провинциального летописания. Изд.: Полное собрание русских летописей.- СПб.; М, 1843; М., 1989.-Т. 1-38; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.- М.; Л., 1950; Псковские летописи.-М, Л., 1941-1955.-Вып. 1-2; Рассказы русских летописей XII-XIV вв./ Перевод и пояснения Т. Н. Михельсон.- М., 1968; 2-е изд.- М., 1973; Рассказы русских летописей XV-XVII веков / Перевод и пояснения Т. Н. Ми-хельсон - М., 1976, Севернорусский летописный свод 1472 года / Подг текста и комм Я С Лурье; Перевод В, В Колесова // ПЛДР: Вторая половина XV века.-М., 1982.-С. 410-443, 638- 655. Лит.: Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном.- СПб., 1856; Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.-М., Л., 1938, Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв.- Л, 1940; Л и-хачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.- М; Л., 1947; Дмитриева Р. П. Библиография русского летописания.- М.; Л., 1962; Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII века.- М.. 1969, Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI-XIII вв. // Истоки русской беллетристики.-С. 31-66, Лурье Я. С.; I) К изучению летописного жанра // ТОДРЛ.- 1972.- Т. 27.- С. 76-93; 2) Общерусские летописи XIV-XV вв.- Л., 1976; 3) Две истории Руси XV века. СПб., 1994; Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII века.-М., 1986. Статьи об отдельных летописях см.: Словарь книжников.-Вып. 1.-С. 234-251; Вып. 2, ч. 2.-С. 17-18, 20-69. См. также: Летописи Новгородские, Летописи Псковские, Летопись Ипатьевская, Летопись Лаврентьевская, Летопись Никоновская, Летопись Радзивиловская, Лицевой свод, Повесть временных лет. Я. С. Лурье

Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи - стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи - образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования - расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

    Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.

    Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.

Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп: погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

Первый тип повествования - погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой - летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования).

Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов: акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой - обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

5. Документирующий : констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

7. Отсылочный : фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

Сентября 2017

О русском летописании вкратце

Начало русского летописания

Неизвестно, когда именно началась традиция летописания на Руси. Учеными высказываются разные мнения. Чаще всего высказывается мнение, что начало летописания следует отнести ко времени правления Ярослава Мудрого. Другие ученые склонны полагать, что летописание зародилось уже в княжение Владимира Святого. Наконец, третьи ученые, как, например, академик Рыбаков, считают, что летописание зародилось еще до Крещения Руси князем Владимиром.

Хронология

До 1700 года в России было византийское летоисчисление – от сотворения мира. Согласно византийской традиции мир сотворен за 5508 лет до Рождества Христова. Следовательно, если в летописи указан, например, год 6496, то для перевода в наше летоисчисление следует вычесть из числа 6496 число 5508. Получается 988 год. При этом следует знать, что до 1700 года новый год в России начинался не 1 января, а 1 сентября. Еще ранее новый год начинался, в соответствии с римской традицией, в марте (не обязательно 1 марта). Вероятно переход на сентябрьский новый года связан с принятием новой пасхалии в 1492 году.

Согласно принятой в древности в Болгарии антиохийской традиции летоисчисления, от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5500 лет. Возможно, что иногда русские летописи приводят даты по этому летоисчислению.

Существовало в России и другое летоисчисление – от нала новой пасхалии, то есть от 1492 года от Рождества Христова. Если в источниках стоит дата 105 год, то это 1597 год по летоисчислению от Рождества Христова.

Пособиями по русской хронологии являются следующие книги:

1. Черепнин Л.В. Русская хронология. – М., 1944.

2. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. – М., 1963.

3. Цыб С.В. Древнерусское летоисчисление в «Повести временных лет». - Барнаул, 1995.

Терминология

Летопись – это историческое произведение с погодным изложением событий, охватывающее в своем изложении всю историю России, представленное рукописью (объем значителен – более 100 листов). Летописец – небольшое по объему (несколько десятков листов) летописное произведение, так же как и летопись охватывающее в своем изложении всю историю России. Летописец в какой-то степени является кратким конспектом недошедшей до нас летописи. Летописчик - очень небольшое по объему (до 10 листов) летописное произведение, посвященное или лицу, его составлявшему, или месту его составления, при этом погодность изложения сохраняется. Летописный фрагмент – часть любого летописного произведения (часто встречаются в древнерусских сборниках). Значение летописцев и летописных фрагментов для истории русского летописания значительно, так как они донесли до нас сведения о несохранившихся летописных произведениях. Сами древнерусские летописцы по разному называли свои произведения: в XI веке Летописцем (например, Летописец земли Русской), или Временником, позже повестью временных лет, Софийским временником, Хронографом, иногда летописи не имели никакого названия.

Повесть временных лет

«Повесть временных лет» (сокращенно ПВЛ) – древний общерусский летописный свод. Известны имена некоторых его составителей. Это монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец, игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. «Повесть временных лет» входит в состав Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской и некоторых других летописей. Начинается «Повесть» рассказом о сыновьях Ноя и их потомстве. Затем повествуется о происхождение славян. С 852 года рассказывается о событиях, имеющих дату. Завершается «Повесть временных лет» описанием событий 1110 года.

Авторство Нестора указано в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи, найденным Карамзиным среди рукописей купца Хлебникова. Список был составлен в середине XVI века. О том, что преподобный Нестор написал летопись, говорится в «Киево-Печерском патерике». Первым ученым версию о том, что Нестор составил ПВЛ, выдвинул Татищев в XVIII веке.

Ясно, что ПВЛ многосоставна. В начале XX века академик Шахматов так реконструировал происхождение «Повести временных лет»:

1. Древнейший свод, составленный при Киевской митрополичьей кафедре, созданной, по мнению Шахматова, в 1037 году. Затем свод был пополнен в 1073 году Киево-Печерским монахом Никоном.

2. Начальный свод, составленный в 1093 году Киево-Печерском игуменом Иоанном, использовавшим греческие источники и новгородские записи. Этот свод переработал Нестор Летописец. Он, по мнению Шахматова, дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и записями устных преданий. Так появилась «Повесть временных лет» в ее первой редакции. Шахматов датирует ее составление 1110-1112 годами.

3. В 1116 году игумен Выдубицкогь монастыря Сильвестр, оставивший в летописи указание на свое авторство, составил вторую редакцию ПВЛ.

4. Наконец, в 1118 году по поручению князя Мстислава Владимировича Новгородского была составлена третья редакция ПВЛ.

Гипотеза Шахматова об этапах создания ПВЛ поддерживается далеко не всеми учеными.

Лаврентьевская летопись

Лаврентьевская летопись написана в 1377 году писцом Лаврентием и другими писцами в Нижегородском Печерском монастыре. Лаврентий указал свое имя в колофоне, то есть на последней странице рукописи, содержащей данные о рукописи. Вероятно летопись создана под руководством святого Дионисия, основателя Нижегородского Печерского монастыря, впоследствии архиепископа Суздальского и митрополита Киевского. Он был другом преподобного Сергия Радонежского. До начала XVIII века летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира. Затем она находилась в частной коллекции. В 1792 году рукопись приобрел собиратель древностей граф Мусин-Пушкин, который впоследствии подарил ее императору Александру I. Царь передал летопись в Императорскую Публичную библиотеку в Петербурге.

Лаврентьевская летопись начинается «Повестью временных лет». Затем излагаются в основном южнорусские известия (1110-1161 гг.). Затем летопись содержит известия о событиях во Владимиро-Суздальской Руси (1164-1304 гг.). При описании событий XII века много внимания уделяется Владимирскому княжеству. В начале XIII века акцент смещается в сторону Ростовского княжества. В основе Лаврентьевской летописи предположительно лежит Владимирский летописный свод 1305 года. Лаврентьевская летопись сохранила «Поучение Владимира Мономаха», нигде более не встречающееся.

Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись – летописный свод, составленный в начале XV века. Называется по Костромскому Ипатьевскому монастырю, в котором некогда находилась. Летопись была открыта в 1809 году в библиотеке Академии наук Карамзиным. Впоследствии были обнаружены другие списки этой летописи. В основе Ипатьевской летописи лежит южно-русский летописный свод конца XIII века. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года, Киевский свод конца XII века, Галицко-Волынскую летопись, которая доводит повествование до 1292 года. Ипатьевская летопись содержит некоторые оригинальные сведения. Например, упоминает, что Рюрик первоначально сел княжить в Ладоге.

1-ая Новгородская летопись

Существует пять летописей, именуемых «Новгородскими». 1-ая Новгородская летопись – древнейшая из них. В нее входят краткая редакция «Русской Правды», часть летописного свода, предшествовавшего «Повести временных лет», местные новгородские известия. Существует Новгородская 1-ая летопись старшего извода, сохранившаяся в одном списке, и младшего извода, сохранившаяся в нескольких списках. Летопись старшего извода заканчивается описанием событий 1330-х годов. Летопись младшего извода доводит описания событий до 1447 года.

Летопись содержит некоторые местные новгородские известия, например, упоминает о пожаре в Софийском соборе Новгорода, и, напротив, опускает некоторые киевские и общерусские известия. Так, подробно рассказывая о победе Александра Ярославича в 1240 году над шведами при Неве, Новгородская 1-ая летопись старшего извода вовсе не упоминает о взятии Киева Батыем, которое произошло в том же году.

Новгородскому летописанию принадлежат также Софийская и др. летописи.

Радзивилловская летопись

Существуют два списка Радзивилловской летописи. Первым из них некогда владел польский вельможа Януш Радзивилл. Отсюда и ее название. Создан он был в XV веке. Этот список летописи называется еще Кенигсбергским списком, поскольку хранился затем в Кенигсберге. В 1711 году, по желанию Петра I, посетившего Кенигсберг, для него была сделана копия летописи. Во время Семилетней войны этот список был привезен в Петербург как трофей и оказался в Петербургской Академии наук. Уже в 1767 году летопись была опубликована в Петербурге. К сожалению, это издание отличается невысоким качеством и содержит дополнения из труда Татищева «История России с самых древнейших времен». Ныне Кенигсбергский список находится в библиотеке Академии наук в Петербурге. В 1989 году было, наконец, осуществлено полноценное научное издание Радзивилловской летописи в 38-ом томе «Полного собрания русских летописей».

Считается, что Радзивилловская летопись создана первоначально в XIII веке либо в Смоленске, либо на Волыни. Кенигсбергский список является копией этой древней летописи, которая включает в себя «Повесть временных лет» и продолжение ее, доведенное до 1206 года.

Очень близок к Кенигсбергскому списку Московско-академический список, обнаруженный в библиотеке Московской Духовной Академии. . До 1206 года Московско-Академическая летопись почти совпадает с Радзивилловской. Раньше считалось, что она является копией с Радзивилловской летописи. Впоследствии было установлено, что обе летописи являются копиями с одного протографа. Московско-академическая летопись имеет еще две части. Текст, охватывающий 1206-1238 годы, совпадает с Софийской 1-ой летописью старшей редакции. Третья часть Московско-академической летописи, доведенная до 1419 года, отражает известия о Ростове Великом и Ростовском княжестве. В настоящее время Московско-академическая летопись хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке, в фонде Московской Духовной Академии.

Главная ценность Радзивилловской летописи – многочисленные миниатюры. В Кенигсбергском списке их 617. Считается, что миниатюры скопированы в оба списка с общего протографа. Судя по особенностям исполнения, оригиналы некоторые из миниатюр, копии которых имеются в списках Радзивилловской летописи, были созданы давно, некоторые даже в XI веке.

Никоновская летопись

Никоновская летопись составлена при митрополите Московском Данииле (1522-1539). Название получила по имени патриарха Никона, которому принадлежала. Летопись излагает всю русскую историю и интересна различными дополнениями. Например, летопись рассказывает о Вадиме Храбром, восставшем против Рюрика. Говорится о первом митрополите Киевском Михаиле. Новая редакция летописи составлена около 1637 года и завершается «Повестью о житии Федора Ивановича», повествующей о жизни царя Феодора I, почившего в 1598 году, и «Новым летописцем», рассказывающим о событиях Смутного времени и царствования Михаила Федоровича Романова.

«Сказание о князьях Владимирских»

«Сказание» появилось в начале XVI века. Составитель «Сказания» неизвестен. Предположительно им мог быть Дмитрий Герасимов – дипломат, богослов и переводчик, сотрудник святителя Геннадия Новгородского и преподобного Максима Грека.

В «Сказании» излагается легенда о происхождении Рюрика из потомства легендарного брата римского императора Августа по имени Прус. Есть гипотеза, что эта легенда создана писателем XV века Пахомием Сербом. Дальнейшее развитие идеи о происхождении Рюрика и, соответственно, его потомства из рода Августа связывают с венчанием Иоанном III на великое княжение в 1498 году своего внука Дмитрия, которого он провозгласил своим наследником. В чине венчания Дмитрия-внука находят мотивы, близкие к «Сказанию о князьях Владимирских». Затем легенда была изложена писателем митрополитом Спиридоном в его «Послании». Этот Спиридон не был признан в качестве Киевского митрополита, оказался в Московской Руси, также не был признан и умер между 1503-1505 годами в Ферапонтовом монастыре на Белом озере, приняв схиму с именем Савва. «Послание» Спиридона стало основным материалом для составителя «Сказания о князьях Владимирских». В послании Спиридона-Саввы излагается также легенда о шапке Мономаха, будто бы принадлежавшей Византийскому императору Константину Мономаху и присланной византийским императором его внуку Владимиру Мономаху.

На основании «Сказания» было составлено предисловие к чину царского венчания Иоанн IV. Активно использовалось «Сказание» русской дипломатией, до XVII века, включительно.

Следует сказать, что подобные легенды бытовали и в других странах. Например, поляки утверждали, что Юлий Цезарь выдал свою сестру Юлию замуж за древнего польского князя Лешко и дал за нее в качестве приданного земли будущей Баварии. Юлия основала два города, в том числе знаменитый Волин, который, якобы, первоначально именовался Юлин. Плодом этого брака был Помпилиуш, от которого произошли следующие поколения польских князей. Эта легенда отражена уже в польской «Великой хронике», созданной в XV-XVI вв. Литовцы считали предком своих князей некоего знатного римлянина, родственника императора Нерона. Это легенда возникла примерно на полстолетия раньше, чем московская. Возможно, что появление русской легенды о происхождении Рюрика от брата императора Августа стало реакцией на подобные генеалогические притязания соседей.

«Степенная книга царского родословия»

Инициатором создания «Степенной книги» является святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Непосредственным составителем был его ученик протопоп Андрей, который являлся духовником Иоанна Грозного. Овдовев, протопоп Андрей принял монашество с именем Афанасий. После кончины святителя Макария он был избран митрополитом Московским и всея Руси. Митрополичий престол Афанасий занимал в 1564-1566 гг., став свидетелем учреждения царем опричнины. Скончался на покое. «Степенная книга» составлена была им между 1560 и 1563 гг.

«Степенная книга» - попытка систематически изложить русскую историю от крестителя Руси святого князя Владимира Святославича до Иоанна Грозного. Книга разделена на 17 степеней. В ней проводится монархическая идея, утверждается богоустановленность царской власти. Рюрик объявляется потомком римского императора Августа. Жизнеописания князей носят житийный характер, прославляются их подвиги и благочестие. Также приводятся житийные повествования о русских митрополитах.

Сохранилось несколько редакций «Степенной книги» и довольно много списков. Впервые «Степенная книга» была издана в 1775 году академиком Миллером. В 1908-1913 году была издана в составе «Полного собрания русских летописей» (том 21, части 1-2). Еще одно издание было осуществлено в XXI веке.

«Степенная книга» пользовалась популярностью среди немногих читателей, которым была она доступна. Пользовались ей и историки: Татищев, Байер, Карамзин и др.

«Лицевой летописный свод»

Это самый значительный по объему летописный свод, созданный на Руси. Лицевой означает – «в лицах», то есть иллюстрированный, содержащий изображения героев летописей. Свод был создан в царствование Иоанна Грозного, приблизительно в 1568-1576 гг. Состоит он из десяти томов, написанных на бумаге. Количество иллюстраций превышает 16 тысяч. Излагаются события мировой истории от сотворения мира, в том числе история Рима и Византии, и особенно подробно события русской истории. Вероятно, «Лицевой летописный свод» сохранился не полностью, так как отсутствует «Повесть временных лет» и не освещена часть царствования Иоанна Грозного.

Каждый из томов «Лицевого летописного свода» существует в единственном экземпляре. Тома 1, 9 и 10 хранятся в Государственном историческом музее. Тома 2, 6 и 7 находятся Библиотеке Российской Академии наук. Тома 3, 4, 5 и 8 пребывают в Российской национальной библиотеке. Факсимильное издание «Лицевого летописного свода» впервые было осуществлено в 2008 году издательством «Актеон» тиражом 50 экземпляров.

Повесть временных лет - Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Текст "Повести временных лет" охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. Это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112 г. Нестором - предположительно автором двух известных агиографических произведений - Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего Повести временных лет. Повести временных лет предшествовал свод, который предложили назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099 гг. Он-то и лег в основу Новгородской I летописи. Дальнейшее изучение Начального свода, однако, показало, что и он имел в своей основе какое-то произведение летописного характера. Из этого можно сделать вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Наиболее вероятным в этом промежутке считается 1037 г., под которым в Повести помещена похвала князю Ярославу Владимировичу. Это гипотетическое летописное произведение исследователь предложил назвать Древнейшим сводом. Повествование в нем еще не было разбито на годы и было сюжетным. Годовые даты в него внес Киево-Печерский монах Никои Великий в 70-х годах XI в. летопись повествование древнерусский

Внутренняя структура: «Повести временных лет» состоит из недатированного "введения" и годовых статей разного объема, содержания и происхождения. Эти статьи могут иметь характер:

  • 1) кратких фактографических заметок о том или ином событии;
  • 2) самостоятельной новеллы;
  • 3) части единого повествования, разнесенного по разным годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки;
  • 4) "годовых" статей сложного состава.

Львовская летопись - летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560. Названа по имени издателя Н.А. Львова, выпустившего её в 1792. В основе летописи лежит свод, сходный со 2-и Софийской летописью (в части с кон. XIV в. до 1318) и Ермолинской летописью. В Львовской летописи имеются некоторые оригинальные ростово-суздальские известия) происхождение которых может быть связано с одной из ростовских редакций общерусских митрополичьих сводов.

Лицевой летописный свод - летописный свод 2-й пол. XVI в. Создание свода длилось с перерывами более 3 десятилетий. Его можно разделить на 3 части: 3 тома хронографа, содержащего изложение всемирной истории от сотворения мира до Х века, летописание «лет старых» (1114-1533) и летописание «лет новых» (1533-1567). В разное время созданием свода руководили выдающиеся государственные деятели (члены Избранной рады, митрополит Макарий, окольничий А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, дьяк И.М. Висковатый и др.). В 1570 работы над сводом были прекращены.

Лаврентьевска летопись - пергаментная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305. Текст начинается с «Повести временных лет» и доведён до начала XIV в. В рукописи отсутствуют известия за 898-922, 1263-1283 и 1288-1294. Свод 1305 представлял собой великокняжеский владимирский свод, составленный в период, когда великим князем владимирским был тверской князь. Михаил Ярославич. В основе его лежал свод 1281, дополненный с 1282 летописными известиями. Рукопись была написана монахом Лаврентием в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода или во Владимирском Рождественском монастыре.

Летописец Переяславля-Суздальского - летописный памятник, сохранившийся в одной рукописи XV в. под названием «Летописец русских царей». Начало Летописца (до 907 года) имеется ещё в одном списке XV в. Но собственно Летописец Переяславля-Суздальского охватывает события 1138-1214. Летопись была составлена в 1216-1219 и является одной из древнейших из числа дошедших до наших дней. В основу Летописца положен Владимирский летописный свод начала XIII века, близкий Радзивилловской летописи. Этот свод был переработан в Переславле-Залесском с привлечением местных и некоторых других известий.

Летопись Авраамки - общерусский летописный свод; составлен в Смоленске в конце XV в. Название своё получил по имени писца Авраамки, переписавшего (1495) по повелению смоленского епископа Иосифа Солтана большой сборник, в составе которого была и эта летопись. Непосредственным источником Летописи Авраамки послужил Псковский свод, объединявший известия различных летописей (Новгородский 4-й, Новгородский 5-й и др.). В Летописи Авраамки наиболее интересны статьи 1446 -1469 и юридические статьи (в их числе - Русская Правда), соединённые с Летописью Авраамки.

Летопись Нестора - написанная во 2-й половине XI - начале XII вв. монахом Киевского пещерного (печерского) монастыря Нестором хроника, исполненная патриотической идей русского единения. Считается ценным историческим памятником средневековой Руси.

Летопись – древнерусское сочинение по отечественной истории, состоящее из погодных известий. Например: "В лето 6680. Преставися благоверный князь Глеб Кыевьскыи" ("В 1172 году. Скончался благоверный князь Глеб Киевский"). Известия могут быть краткими и пространными, включая в свой состав жития, повести и сказания.

Летописец – термин, имеющий два значения: 1) автор летописи (например, Нестор-летописец); 2) небольшая по объему или по тематическому охвату летопись (например, Владимирский летописец). Летописцами часто называют памятники местного или монастырского летописания.

Летописный свод – реконструируемый исследователями этап в истории летописания, для которого характерно создание новой летописи путем соединения ("сведения") нескольких предшествующих летописей. Сводами также называют общерусские летописи XVII в., компилятивный характер которых несомненен.

Древнейшие русские летописи не сохранились в своем первозданном виде. Они дошли в более поздних переработках, и главная задача при их изучении состоит в том, чтобы на основании поздних летописей (XIII– XVII вв.) реконструировать ранние (XI–XII вв.).

Почти все русские летописи в своей начальной части содержат единый текст, в котором повествуется о Сотворении мира и далее – о русской истории с древнейших времен (с расселения славян на восточно-европейской долине) до начала XII в., а именно до 1110 г. Дальнейший текст у разных летописей расходится. Из этого следует, что в основе летописной традиции лежит некая единая для всех летопись, доведенная до начала XII в.

В начале текста большинство летописей имеют заголовок, начинающийся словами "Се Повесть временных лет...". В некоторых летописях, например Ипатьевской и Радзивилловской, указан и автор – монах Киево- Печерского монастыря (см., например, чтение Радзивилловской летописи: "Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго..."). В Киево-Печерском патерике среди монахов XI в. упоминается "Нестор, иже паписа летописец", а в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи имя Нестора фигурирует уже в заголовке: "Повесть временных лет черноризца Нестера Феодосьева монастыря Печерьскаго...".

Справка

Хлебниковский список был создан в XVI в. в Киеве, где хорошо знали текст Киево-Печерского патерика. В самом же древнем списке Ипатьевской летописи, Ипатьевском, имя Нестора отсутствует. Не исключено, что его вписали в текст Хлебниковского списка при создании рукописи, руководствуясь указанием Киево-Печерского патерика. Так или иначе, уже историки XVIII в. считали Нестора автором древнейшей русской летописи. В XIX в. исследователи стали более осторожны в своих суждениях о древнейшей русской летописи. Они писали уже не о летописи Нестора, а об общем тексте русских летописей и называли его "Повестью временных лет", которая со временем стала хрестоматийным памятником древнерусской литературы.

Следует иметь в виду, что в реальности "Повесть временных лет" – это исследовательская реконструкция; под этим названием имеют в виду начальный текст большинства русских летописей до начала XII в., который в самостоятельном виде до нас не дошел.

Уже в составе так называемой "Повести временных лет" имеется несколько разноречивых указаний на время работы летописца, а также отдельные несогласованности. Очевидно, что этому этапу начала XII в. предшествовали другие летописи. Разобраться в этой запутанной ситуации удалось только замечательному филологу рубежа XIX–XX в. Алексею Александровичу Шахматову (1864–1920).

А. А. Шахматов высказал гипотезу, что Нестор является автором не "Повести временных лет", а более ранних летописных текстов. Такие тексты он предлагал называть сводами, поскольку летописец сводил в единый текст материалы предшествующих сводов и извлечения из других источников. Понятие летописного свода сегодня является ключевым в реконструкции этапов древнерусского летописания.

Ученые выделяют следующие летописные своды, предшествовавшие "Повести временных лет": 1) Древнейший свод (гипотетическая дата создания – около 1037 г.); 2) Свод 1073 г.; 3) Начальный свод (до 1093 г.); 4) "Повесть временных лет" редакции до 1113 г. (возможно, связана с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора): 5) "Повесть временных лет" редакции 1116 г. (связана с именем игумена Михайловского Выдубицкого монастыря Сильвестра): 6) "Повесть временных лет" редакции 1118 г. (также связана с Выдубицким монастырем).

Летописание XII в. представлено тремя традициями: новгородской, владимиро-суздальской и киевской. Первая восстанавливается по Новгородской I летописи (старшего и младшего изводов), вторая – по летописям Лаврентьевской, Радзивилловской и Летописцу Переяславля Суздальского, третья – по Ипатьевской летописи с привлечением владимиро-суздальского летописания.

Новгородское летописание представлено несколькими сводами, первый из которых (1132) исследователи считают княжеским, а остальные – созданными при новгородском архиепископе. По предположению А. А. Гиппиуса, каждый архиепископ инициировал создание своего летописца, в котором описывалось время его святительства. Расположенные последовательно один за другим, владычные летописцы образуют текст новгородской летописи. Одним из первых владычных летописцев исследователи считают доместика Антонисва монастыря Кирика, перу которого принадлежит хронологический трактат "Учение им же ведати человеку числа всех лет". В летописной статье 1136 г., описывающей мятеж новгородцев против князя Всеволода-Гавриила, приводятся хронологические выкладки, аналогичные тем, которые читаются в трактате Кирика.

Один из этапов новгородского летописания приходится на 1180-е гг. Известно и имя летописца. В статье 1188 г. подробно описана кончина священника церкви святого Иакова Германа Вояты, причем указано, что он служил в этой церкви 45 лет. Действительно, за 45 лет до этого известия, в статье 1144 г. читается известие от первого лица, в котором летописец пишет о том, что архиепископ поставил его в попы.

Владимиро-суздальское летописание известно в нескольких сводах второй половины XII в., из которых наиболее вероятными представляются два. Первый этап владимирского летописания доводил свое изложение до 1177 г. Эта летопись была составлена на основе записей, которые велись с 1158 г. при Андрее Боголюбском, но были объединены в единый свод уже при Всеволоде III. Последние известия этой летописи – пространный рассказ о трагической гибели Андрея Боголюбского, повествование о борьбе его младших братьев Михалки и Всеволода с племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами за владимирское княжение, поражении и ослеплении последних. Второй владимирский свод датируют 1193 г., поскольку после этого года обрывается череда датированных погодных известий. Исследователи полагают, что записи за конец XII в. относятся уже к своду начала XIII в.

Киевское летописание представлено Ипатьевской летописью, которая испытала влияние северо-восточного летописания. Тем не менее исследователям удается вычленить в Ипатьевской летописи по меньшей мере два свода. Первый – киевский свод, составленный в княжение Рюрика Ростиславича. Он завершается на событиях 1200 г., последнее из которых – торжественная речь игумена киевского Выдубицкого монастыря Моисея с благодарственными словами в адрес князя, построившего каменную ограду в Выдубицком монастыре. В Моисее видят автора свода 1200 г., который поставил цель возвеличить своего князя. Второй свод, безошибочно определяющийся в Ипатьевской летописи, относится к галицко-волынскому летописанию конца XIII в.

Древнейшие русские летописные своды являются ценным, а дня многих сюжетов и единственным историческим источником по истории Древней Руси.