» » Директивное поведение. Директивный и недирективный подходы в консультировании

Директивное поведение. Директивный и недирективный подходы в консультировании

Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений "психотерапевт-пациент" отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения.

При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений "врач-больной", при которой основное значение придается влиянию врача на пациента. Психотерапевт занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует внушение, моделирование, тренинг, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения.

При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения. Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов.

Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования. Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.

Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание.

Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации. При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и аутентичность. Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например:

"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах."
"ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели .

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации : Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты : Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".



Положение тела : Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица : Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Нравься Другим

Слова : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После".

"Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали."
"Классно гуляем! Но завтра я наверняка буду жалеть об этом."

Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...?

Жесты : Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой.

Положение тела : Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица : Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние.

Упорно Пытайся

Слова : Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова "пытаться ", "пробовать ".

пытаюсь объяснить тебе, что..."
попытаюсь сделать то, о чем мы договорились."

При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко ..., а также вопросительные междометия вроде ага? э?



Интонации : Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно.

Жесты : Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела : Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Выражение лица : Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Будь Сильным/Сильной

Слова : Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами".

"Ты заставляешь меня сердиться."
"Эта книга меня утомила."
"Мне пришла в голову мысль, что..."
"Его отношение вынудило меня дать отпор."
"Городская среда делает агрессивным."

Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

"Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…")
"Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду "Я должен...")
"В подобных ситуациях человек чувствует себя скованно."

Жесты : Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции.

Положение тела : Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица : Лицо бесстрастное и ничего не выражает.

Торопись

Слова : Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...

Жесты : Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы.

Положение тела : Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении.

Выражение лица : Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы

Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков . Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю.

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА

Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется первой в ответ на транзакционный стимул. Поэтому она получила название главной директивы .

У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или более.

*** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ

Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в посекундном отслеживании директивного поведения.

Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу. Затем просмотрите ее на медленной скорости или используя стоп-кадры. Сравните свои наблюдения с результатами первого посекундного отслеживания.

Понаблюдайте за разными личностями, которых часто можно увидеть на экране, например, телекомментаторами. У кого из них какая главная директива? Отличается ли главная директива вашего самого любимого комика от главной директивы самого нелюбимого политика?

Какая ваша главная директива, как вы считаете? Запишите ответ.

Теперь проведите объективную проверку. Попросите, чтобы за вами понаблюдал кто-нибудь, кто знаком с ключами директивного поведения, или запишите себя на видеомагнитофон и просмотрите запись. Оправдалось ли ваше первоначальное предположение насчет своей главной директивы?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет "клиентом", кто "терапевтом", а кто "наблюдателем". Клиент в течение трех минут рассказывает терапевту что-нибудь несложное. Терапевт слушает, как-то откликаясь на этот рассказ, и следит за временем. Наблюдатель, вооружившись ручкой и бумагой, отмечает директивы, обнаруженные в поведении клиента и терапевта. (Чтобы не усложнять задание, на первых порах наблюдатель может сосредотачиваться только на поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им симптомах директивного поведения. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.

Отмечайте признаки директивного поведения в повседневных взаимодействиях между людьми. Упражняйтесь в выявлении директив на работе, в магазине, в транспорте, во время случайных разговоров с друзьями. Не говорите людям, что ведете такие наблюдения , если не уверены, что это их интересует. ***

Известны пять директив˸

Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись.

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .

Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.

Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.

Будь Совершенным/Совершенной

Слова ˸ Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например˸

"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах." "ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."

Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры˸ так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, вне всяких сомнений, наверное, как мы видели .

Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например˸ "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".

Интонации ˸ Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты ˸ Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" 2015, 2017-2018.

ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА. Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений "психотерапевт-пациент" отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения.
При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений "врач-больной", при которой основное значение придается влиянию врача на пациента. Психотерапевт занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует внушение, моделирование, тренинг, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения.
При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения. Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов.
Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования. Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.
Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание.
Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации. При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и аутентичность. Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса.

Смотреть больше слов в «

директивное и недирективное поведение психотерапевта

Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента.

Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений «психотерапевт-пациент» отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения.

При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач-больной», при которой основное значение придается влиянию врача на пациента.

Занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача.

Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии.

Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией.

Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента.

Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует , моделирование, положительное для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения.

Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения. При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы.

Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения.

Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов. Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования.

Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.

Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной.

Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание. Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации.

При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и . Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса. .