» » Что обозначает собирай по ягодке наберешь кузовок. Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"? Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни

Что обозначает собирай по ягодке наберешь кузовок. Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"? Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст.Кущёвская Краснодарского края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: литературное чтение

по программе «Школа России» класс: 3

Тема:

Работа с пословицами и фразеологизмами.»

февраль, 2014 г.

Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Работа с пословицами и фразеологизмами».

Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Тема: «Знакомство с разделом. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Словарная работа Академия – высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Правила работы в группе 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5. Изберите секретаря и презентатора группы. 6.Хорошее настроение – успех в работе.

Работа по картине

Работа по картине

Восстановите цепь событий в рассказе: «И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

(то и пожнёшь) (не выловить и рыбку из пруда) (гуляй смело) (ни одного не поймаешь) (люби и саночки возить) (вылетит – не поймаешь) Что посеешь… Без труда… Сделал дело… За двумя зайцами погонишься… Любишь кататься… Слово не воробей… Игра «Кузовок» Продолжить пословицы:

Закончи предложения Сегодня на уроке я познакомился с… Мне показалось интересным … Меня удивило…

Предварительный просмотр:

№ п/п

Высказывание

Ответ ученика

Правильный ответ

Бабушкиного внука зовут Иван.

Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн.

Мастер поручил Мите выклеить столешницу.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…

Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час».

Тест «Согласен ли ты с … »

Поставь напротив высказывания «+», или «-» .

Страница 3

О пословицах «Собирай по ягодке и наберешь кузовок», «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок» - сказали только очень кратко, что нужно быть трудолюбивым и уметь трудиться. Дети не составили по сути рассказов, а раскрыли лишь значение пословиц. Не придумали никаких действий и поступков детей или людей в труде, чтобы обосновать эти пословицы, не сказали ничего и о важности труда в жизни людей.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, с целью определения значимости для родителей формирования у детей нравственных чувств.

Анкетирование родителей включало следующие вопросы:

Радуетесь ли вы помощи своего ребенка?

Помогают ли он вам в быту, на даче, в общих делах?

Ваши близкие или соседи радуются помощи вашего ребенка?

Какие чувства развивает умение помогать людям?

Имеет ли ваш ребенок друзей во дворе, среди детей ваших знакомых?

Заботятся ли дети друг о друге? И ваш ребенок лично?

Как давно читали ребенку сказки и рассказы о добре, дружбе, чуткости?

Помните ли пословицы и поговорки о добре, скромности, чуткости, дружбе, любви?

Какие элементы народной мудрости в них заложены, и какие возникают при этом чувства?

Как часто выезжаете с ребенком на природу, ходите в библиотеку и кружки по интересам?

Рассказываете ли ребенку о городе, крае, стране, окружающем мире?

Какие впечатления остаются у ребенка от прогулок у моря, в лесу, от поездок в другие города?

Посвящаете ли ребенка в то, какие праздники есть у нас на родине?

Разрешаете ли ребенку держать животных или птиц дома?

Какие, по вашему мнению, нравственные чувства развиваются при контакте со сверстниками-друзьями в играх, в увлечениях?

Какие чувства развиваются при заботе о домашних животных?

Какое значение имеет для вас совместный труд с ребенком?

И какие нравственные чувства рождает частое общение ребенка с книгой? Какие книги хотелось бы прочитать вместе с ребенком?

Есть ли у ребенка уже сейчас тяга посещать библиотеку?

Анализируя ответы, мы определили, что родители почти никогда не просят своих детей помогать им, что у детей нет постоянных обязанностей дома, мало кто заботится о животных, только несколько человек держат редких птиц и породистых собак. У родителей из-за большой загруженности работой - нет времени посещать с ребенком уголки природы, библиотеку, музеи, некоторые родители даже не знают, есть ли у ребенка прочные друзья, к которым он стремится. Большинство родителей, конечно же, очень заботятся о детях, покупая им книжки, игрушки, но мало кто старается заранее определить нравственную пользу от прочитанного. Редко рассказывают детям о родном городе, стране, праздниках, объясняя это нехваткой времени. И хотя некоторые родители уже позаботились о увлечениях сына или дочки, зато другие сказали: «Сам выберет увлечение, когда подрастет». Достаточная часть родителей ещё не задумывались о нравственных чувствах своих детей, считая, что их ребенок знаком с общими правилами поведения, а остальное сделают в процессе воспитании в детском саду. Некоторые родители говорили, «что их ребенок и так очень добрый и отзывчивый, а этого часто и не стоит делать».

Из ответов видно, что дети в связи с этим не стремятся помогать родителям в работе, мало знают о художественной литературе, описываемой воспитание нравственных чувств, о возможных увлечениях, о городе, родине, имеют мало друзей, не проявляют особой заботы и чуткости к домашним животным, не стараются часто помогать другим детям и людям.

Больше половины родителей не знает, какие нравственные чувства и как надо было бы их сформировать к старшему дошкольному возрасту. Не все родители осознают, что для формирования таких чувств, как доброта, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине, необходимо создавать в семье самые благоприятные условия.

На основе содержания ответов бесед и анализа наблюдений за детьми экспериментальной группы на занятии «Труд в библиотеке», за самостоятельной игровой деятельностью детей, а также за выполнением заданий-упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлению рассказа по пословицам, несущим нравственный смысл, мы выделили показатели уровня сформированности нравственных чувств дошкольников, выступающие в нашем исследовании критериями оценки сформированности нравственных чувств старших дошкольников:

Показатели нравственного поведения ребенка:

проявляет ли доброту и чуткость к детям и людям,

заботится ли о товарищах, о младших детях,

помогает ли взрослым,

радуется успехам друзей,

проявляет ли участие к людям старшего поколения,

дорожит ли доверием окружающих,

вежлив ли с окружающими людьми,

проявляет ли жалость, сострадание к животным,

не хвастается ли своими умениями и успехами,

может ли договориться о совместной деятельности, взаимопомощи,

Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?

    Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.

    Собирай по ягодке - будет кузовок,

    Засучи повыше белый рукавок.

    Осторожно надо положить на дно

    Присмотреться к следующей и сорвать еще,

    Коли делать нечего и в лесу светло

    Собирай неспешливо - будет все твое.

    А другие люди пусть себе спешат.

    Пусть горстями хапают, мельтешат

    Пусть бегут усталые из лесу потом,

    Чтоб продать на трассе, да за городом.

    Пусть получат денежек и опять

    Собирают спешно все подряд.

    Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.

    Пусть потратят денюжки на конфетный рай.

    Ты же тихим вечером, варенье положи

    Внуку про лесные встречи расскажи.

    Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,

    Ароматом сочным в лес опять манят,

    Собирать по ягодке полный кузовок,

    Сок Земли родимой мудрым людям впрок.

    На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.

    Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.

    Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.

    Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.

    Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.

    Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!

    Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.

    Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .

    Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.

    Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.

    Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.

    Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.

Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел вы разить любовь к народной культуре?

"Глаза страшатся, а руки делают" - смысл этой пословицы в том, что не нужно бояться работы, которая кажется трудной, долгой или невыполнимой.

Нужно ее делать, хотя бы не спеша.

Именно тогда «запустится процесс» и работа может даже стать в удовольствие.

Ведь, дело само по себе не сделается.

"Собирай по ягодке - наберешь кузовок" - смысл этой пословицы в том, что даже мелкой и медленной работой можно добиться большого результата.

Многие дела требуют кропотливого и неторопливого отношения.

Нужно иметь терпение, только тогда ты добьешься желаемой цели.

Я согласен, что Шергин с помощью пословиц выражал любовь к народному творчеству.

Ведь они – основа народной мудрости.

Долгие века люди закладывали в пословицы свои философские взгляды.

С их помощью можно отобразить всю красоту народной речи, моральные взгляды нации, изысканность языка.

Таким образом, Шергин подчеркнул, что народная культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запиши вашу беседу.

Ты знаешь, что значит "Комар носа не подточит"?

Да. Я именно так вчера убралась в квартире.

Мама меня похвалила.

А я не знаю.

Просто случайно услышал это выражение, и стало интересно, что оно значит.

Расскажи мне, пожалуйста.

Это значит идеально выполнить задание, какую-то работу.

Вот, например, вчера мама попросила убраться в квартире.

Я сделала все: сложила вещи, протерла везде пыль, подмела и вымыла полы.

Когда мама вернулась с работы, то сказала, что я молодец, квартира аж «блестит».

Теперь я понял. Интересно откуда пошло это выражение.

Я думаю, что оно пошло из наблюдений за миром животных, насекомых.

Комары же маленькие и могут пролезть в любую щель, то есть найти изъян.

А в надежно защищенное помещение комар не залезет.

Я понял. Если «комар носа е подточит», значит выполненная работа не имеет недостатков.

Совершенно верно.

А. Платонов Цветок на земле

Почему Афоне стало "скучно жить на свете"? Запиши свои мысли.

Афоне стало скучно жить, потому что он чувствовал себя одиноким. Его папа служил Родине, мама целыми днями работала, а дедушка все время проводил на печке.

Афоне было тоскливо и грустно из-за того, что ему не с кем было пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

Какие вопросы по содержанию произведения Платонова "Цветок на земле" ты бы задал своим друзьям?

1) Кто главный герой произведения?

2) Как Афоня относился к дедушке?

3) Почему дедушка Тит все время лежит на печке?

4) Как на Тита повлияла остановка часов?

5) Чем занялись дедушка с внуком?

6) Что увидели на прогулке Тит с Афоней?

7) Что дедушка рассказал о цветке?

8) Как Афоня относился к цветам?

А. Платонов Еще мама

Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил? Запиши.

Я считаю, что основной мыслью рассказа является жажда к знаниям, которая проявляется, когда начинаешь что-то изучать.

Еще в рассказе поднята тема огромной любви и привязанности к матери.

Н. Носов

Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список

Я нашел в библиотеке несколько сборников Носова.

В сборник «Фантазеры» вошли следующие рассказы:

4. Бенгальские огни

5. Тук-тук-тук

6. Огородники

7. Приключения Толи Клюквина

8. Про Гену

11. Находчивость

12. Наш каток

18. Ступеньки

22. Автомобиль

23. Заплатка

24. Шурик у дедушки

25. И я помогаю

В книгу «Ступеньки» Николая Носова вошли произведения:

3. Замазка

4. Ступеньки

5. Заплатка

Еще я нашел в библиотеке книги , . Это повести Н. Носова.

Н. Носов Телефон

Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог. Разыграйте его в лицах.

Я по-разному общаюсь по телефону с друзьями.

Иногда мы делимся впечатлениями от прошедшего дня, иногда обсуждаем домашнее задание либо делаем его вместе, иногда планируем встречу либо поход куда-то.

Это могут быть, как длинные разговоры, так и совсем короткие.

Алло, привет!

Ты уже сделал домашнее задание по литературному чтению?

Вот как раз делаю.

На каком ты сейчас задании?

Пока читаю «Листопадничек»

Я уже прочитал. Сижу, думаю, как продолжить историю зайчонка.

Получается?

Не совсем. Фантазии не хватает.

А ты представь себя на его месте.

Я так всегда делаю в подобных заданиях.

Ставлю себя на место героя и думаю, как бы я поступил дальше.

Тем более в учебнике есть иллюстрации.

Это еще больше облегчает задачу.

Знаешь, ты прав. Я только представил и уже появились идеи. Спасибо.

Не за что. Обращайся. Потом сравним наши рассказы.

Давай, пока. Буду работать.

В. Драгунский. Друг детства

Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни.

В дальнейшей жизни пригодится мысль о том, что дружба – большая ценность.

Не все умеют дружить и не все могут найти настоящего друга.

Поэтому если посчастливилось найти его, то надо заботится о нем, ценить и любить.

Это мы поняли из рассказа «Друг детства».

А прощать друзей, не держать обиду учит рассказ «Синий кинжал».

Потому что поступки героев являются нелепыми, забавными и невозможно удержаться от улыбок и смеха.

  • Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого . Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают . Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет . Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок . Делая понемногу, выполнишь всю работу.

  • Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запишите вашу беседу.

Как ты понимаешь выражение "комар носа не подточит"?
- Работа настолько идеальна, что в ней нельзя найти ни малейшего изъяна.

Подбери синоним к пословице.
- Безукоризненный, идеальный, безупречный, образцовый, совершенный, неуязвимый.

Ты знаешь, откуда пошло это выражение ?
- В старину одной из самых уважаемых профессий была профессия столяра и плотника. В то время на Руси и строения были из дерева, и мебель, и часть инструмента. В общем, изделия из дерева были везде. И самыми умелыми мастерами считались те, кто мог подогнать детали друг к другу так, что не оставалось зазора, щели.