» » Авансовые платежи за нвос в году. Исчисления и взимания платы за негативное воздействие

Авансовые платежи за нвос в году. Исчисления и взимания платы за негативное воздействие

Компании обязаны рассчитывать и вносить в 2019 году плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расскажем о методике и законе, регулирующем расчет платы, в какие сроки перечисляют платежи за вред. А также что будет, если не отчитаться.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог (не регулируется НК РФ), но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Данная плата призвана стимулировать юрлица и ИП минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Расскажем, кто должен рассчитывать и перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Важно

Компании, у которых бизнес наносит вред окружающей среде, будут платить за экологию по правилам НК. Минфин введет в кодекс главы по экологическому налогу и утилизационному сбору. С величиной ставок Минфин уже определился. Ставки ранжируются от 10 коп. до 13,4 млрд рублей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году: кто обязан вносить

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным - арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.17 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Новый порядок действует с 17 марта 2017 года.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят те компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно 4 категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 т. в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты 4 категории, платить нужно за все.

Компании, которые обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.4 , ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), подают декларацию (см. бланк и образец декларации о плате за негативное воздействие 2019).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 (о ставках платы). Данным постановлением утверждено, что ставки платы в 2019 году будут действовать те же, что и в 2018 году.

Постановлением № 758 введены:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых отходов, которые относятся к IV классу опасности. Ставки утверждены до 2025 года;
  • коэффициент 1,04, который надо применять к ставкам 2018 года (дополнительно к иным коэффициентам);
  • ставка платы за НВОС при складировании и размещении твердых отходов - 663,2 руб/т.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

  1. воздух,
  2. вода;
  3. твердые отходы.

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2019 год - данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду - берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 758) в рублях из расчета за 1 тонну.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассчитывать плату за негативное воздействие необходимо один раз в год. Ежеквартальные расчеты для квартальных авансов не нужны. Плату считают единожды и вносят 1/4 суммы ежеквартально - 3 авансовых платежа и один по итогам года. Единожды в год имеют право платить субъекты малого и среднего предпринимательства.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду = Вес загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента = Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке х 5

Компании, работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.16 № ОД-06-01-31/25520 "О дополнительном коэффициенте 2").

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных ОАО "Тепломаш":

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • предприятие находится в особой природной зоне (Кавказские МинВоды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5 х 1,04) + (0,437 х 138,8 х 1,04) + (0,125 х 1,6 х 1,04) + (0,050 х 108 х 1,04) + (0,278 х 5472968,7 х 1,04) = 1 582 436,47 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1 521 523,52 х 2 =3 164 872,94 руб.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2018 год надо до 10 марта 2019 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2018 год - до 1 марта 2019 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ. Самим законом не предусмотрен перенос срока, если последний день выпадает на выходной или праздничный день, поэтому можно руководствоваться ст. 193 ГК и платить 11 марта. Однако, безопаснее сдать декларацию в срок до 07 марта - в последний рабочий день перед праздниками.

Средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019

Плата за негативное воздействие - это не налоговый сбор, поэтому правила переноса сроков с календарных праздничных и выходных дней здесь не применяют. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа начислят пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Если компания в срок не заплатит, ее могут оштрафовать на 50-100 тыс. рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

За несдачу декларации о плате за грязь штраф составляет от 100 до 250 тыс. рублей (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, работу организации могут приостановить на срок до 90 суток.

Если у компании нет нормативов образования отходов, паспортов на отходы, то контролеры также привлекают к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Даже если отходы - это офисный мусор: бумага и картон (постановление Верховного суда от 12.01.18 № 16-АД17-6).

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Переплату за негативное воздействие на окружающую среду Можно вернуть или зачесть. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в письме от 15.03.17 № АС-06-02-36/5194. Для этого надо подать в Росприроднадзор пакет документов:

  • заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • подтверждающие документы.
  • если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты - предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ ""Необоснованное обогащение" - в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Основная причина, по которой возникает переплата, - это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится на рассмотрении. Поправки позволят минимизировать переплату.

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.

Кто должен платить

Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:

  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Кто не должен платить

Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:

  • на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
  • на которых нет выброса радиоактивных веществ;
  • не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.

Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:

  • За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
  • За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
  • За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ ). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.

Куда сдавать декларацию

Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.

Срок подачи декларации

Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.

Способ представления декларации

Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.

Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.

При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.

Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.

При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.

Ответственность за непредставление декларации

Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):

  • 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
  • 20 000 – 80 000 рублей – для организации.

Срок уплаты

Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.

Пример расчета авансового платежа

Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:

За 1 квартал – 32 500 рублей

За 2 квартал – 32 500 рублей

За 3 квартал – 32 500 рублей

При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:

145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?

Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.

Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?

Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.

Платежная база для исчисления расчета платы за НВОС определяется плательщиком самостоятельно по каждому виду негативного воздействия как масса:
* выбросов загрязняющих веществ (далее — ЗВ),
* сбросов ЗВ,
* размещенных отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются:
* массы выбросов ЗВ, сбросов ЗВ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов либо технологическим нормативов, устанавливаемых к применению с 01.01.2019 г.;
* массы выбросов ЗВ, сбросов ЗВ в пределах временно разрешенных или согласованных выбросов/сбросов, превышающих указанные нормативы;
* массы выбросов/сбросов ЗВ, превышающие указанные выше нормативы;
* лимиты на размещение отходов и их превышение.
Исходными данными для платежной базы служат данные производственного экологического контроля по каждому стационарному источнику, который использовался в отчетный период, в отношении выброса, сброса каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень ЗВ, для которых установлены ставки платы, а также в отношении каждого класса опасности отходов, размещенных в отчетном периоде на собственных объектах размещения и переданных для размещения.
Организации, относящиеся к субъектам малого или среднего бизнеса, обязаны вносить плату и определять платежную базу для массы отходов производства и потребления в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов(далее — Отчетность).

Порядок расчета платы за НВОС

Плата за НВОС исчисляется путем умножения фактической величины платежной базы по каждому ЗВ, по классу опасности отходов на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов и суммированием полученных величин по виду загрязнения и объекту в целом.
Плата исчисляется в нескольких вариантах:
* плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов ЗВ, нормативов допустимых сбросов ЗВ либо в соответствии с отчетностью о выбросах, сбросах ЗВ для объектов III категории;
* плата при размещении отходов в пределах (равных или менее) лимитов на размещении отходов, в соответствии с Отчетностью, представляемой субъектами малого и среднего бизнеса;
* плата в пределах (равных или менее) временно разрешенных выбросов/сбросов ЗВ, превышающих нормативы допустимых выбросов/сбросов;
* плата при размещении отходов с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в Отчетности;
* плата при превышении выбросов/сбросов ЗВ, установленных в разрешениях на выброс в атмосферный воздух, сброс ЗВ в водные объекты.
* плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов/сбросов ЗВ для объектов I категории, а также при превышении выбросов/сбросов ЗВ, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории.
Размеры ставок платы за НВОС определены на период с 2016 по 2018 гг. (включительно) Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
Согласно п. 4 Постановления №913 ставки платы за НВОС и дополнительный коэффициент к ним, установленный п. 2 Постановления №913, применяются при исчислении платы за НВОС с 01.01.2016 г.
Дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Сроки сдачи
С 1 января 2016 года исчисляется и вносится 1 раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным — для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Остальные плательщики исчисляют расчет платы ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и перечисляют квартальные авансовые платежи, кроме четвертого квартала, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Корректировка размеров платы за НВОС

В соответствии со статьей 16.3 Закона №7-ФЗ при исчислении платы за НВОС лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку ее размера с учетом средств, направленных на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенных лицами, обязанными вносить плату, раздельно в отношении каждого вещества, включенного в перечень ЗВ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных ч. 4 статьи
17 Закона №7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного газа.
Сохраняет свое действие постановление Правительства РФ от 17.04.2013 г. №347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентам таких организаций природоохранных мероприятий.
Плата подлежит пересчету и внесению в бюджет в случаях, если после реализации не достигаются показатели эффективности выполнения планов (программ) природоохранных мероприятий и не предоставляются декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также не подтверждается соответствующими документами осуществление затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия.
Перечисление платежей
Коды бюджетной квалификации РФ:
* 048 1 12 01010 01 6000 120 — плата за выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками;
* 048 1 12 01030 01 6000 120 — плата за сбросы ЗВ в водные объекты;
* 048 1 12 01040 01 6000 120 — плата за размещение отходов производства и потребления.

Наши специалисты знают об оформлении, согласовании экологической отчетности и внесении платежей за НВОС в мельчайших деталях. Позвоните нам, чтобы решить все проблемы экологической направленности.

Вы можете в любой момент проконсультироваться у наших проектировщиков и экспертов по интересующим Вас вопросам. Просто позвоните нам по телефону:
+7 977 886 06 87 — МОСКВА
+7 812 988 31 68 — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«ВИТРУВИЙ» – ВАШ ВНЕШТАТНЫЙ ЭКОЛОГ

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2017 года N 255

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее соответственно - плата, контроль за исчислением платы).

2. Плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

3. Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (далее - постановление N 1148).

4. Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

5. Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов не взимается.

7. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" .

8. Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913 , постановление N 758 , ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148 , и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2018 года

9. Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ ;

б) в отношении каждого класса опасности отходов.

10. При определении платежной базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
.

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта , выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" настоящего пункта ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

11. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11_1. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255)

11_2. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил , а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил .

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил .
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255)

12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил .
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

13. Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил , а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил .

14. При определении платежной базы лицами, обязанными вносить плату в соответствии с абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил , не учитываются объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, использованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов.

15. При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.

16. Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы , установленные постановлением N 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

17. Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетностью о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие, III категории или сбросов загрязняющих веществ () рассчитывается по формуле:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

где:

- платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб.м);

- ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в соответствии с постановлением N 913

- дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, равный 1;

n - количество загрязняющих веществ.

18. Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства согласно законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами (), рассчитывается по формуле:

где:

- платежная база за размещение отходов j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем размещенных отходов в количестве, равном или менее установленных лимитов на размещение отходов, тонна (куб.м);

- ставка платы за размещение отходов j-го класса опасности в соответствии с постановлением N 913 , постановлением N 758 , рублей/тонна (рублей/куб.м);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 758 , применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

- коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 1;

- стимулирующий коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности, принимаемый в соответствии с пунктом 6 статьи 16_3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ;

m - количество классов опасности отходов.

19. Плата в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов, технологические нормативы (), рассчитывается по формуле:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

где:

- платежная база за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве, равном либо менее временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, и массой или объемом выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов), технологических нормативов, тонна (куб.м);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ, равный 5.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 в абзац пятый пункта 19 будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

20. Плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами (), рассчитывается по формуле:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

где:

- платежная база за размещение отходов j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом размещенных отходов и массой или объемом установленных лимитов на их размещение, тонна (куб.м);

- коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 5.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .
____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 в абзац пятый пункта 20 будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

21. Плата при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, а также в случаях, указанных в пункте 11_2 настоящих Правил (), рассчитывается по формуле:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

где:

- платежная база за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом выбросов или сбросов загрязняющих веществ в количестве, превышающем установленные в соответствующих разрешениях выбросы или сбросы загрязняющих веществ, и массой или объемом временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов либо при их отсутствии нормативно допустимых выбросов или сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб.м);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, равный 25.
____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 пункт 21 будет изложен в новой редакции.
____________________________________________________________________

22. При исчислении платы за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 20 настоящих Правил , в которой вместо коэффициентов и применяется коэффициент - за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 0.
____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 настоящие Правила будут дополнены пунктом 22_1.
____________________________________________________________________

23. В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, установленными статьей 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" , исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, подлежит перерасчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил , по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил , и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
____________________________________________________________________
С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 пункт 23 будет изложен в новой редакции.
____________________________________________________________________

24. При исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил .

25. Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (каждому загрязняющему веществу либо классу опасности отходов производства и потребления, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

26. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

27. При корректировке размеров платы не учитываются затраты, не указанные в пункте 26 настоящих Правил , в том числе затраты на капитальный ремонт.

28. Затраты, указанные в пункте 26 настоящих Правил и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

29. При корректировке размеров платы расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:

а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 .

в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;

г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

30. В случае если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в декларации о плате.

31. Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

32. Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

33. Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 настоящих Правил .

Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

34. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой суммы платы, уплаченной за предыдущий год.

При внесении квартальных авансовых платежей представление администратору платы декларации о плате не требуется.

35. Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

36. Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.

37. Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" .

38. Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.

Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.

39. При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.

40. В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

41. В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил , лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

42. В случае, указанном в пункте 40 настоящих Правил , администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил . В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов.

Копии документов, затребованные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, могут быть направлены администратору платы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" .

43. Отсутствие в декларации о плате, представляемой лицом, обязанным вносить плату, осуществившем в отчетном периоде корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информации, указанной в пункте 30 настоящих Правил , а также непредставление (представление не в полном объеме) таким лицом копий документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил , в срок, установленный в пункте 42 настоящих Правил , является основанием для выставления администратором платы лицу, обязанному вносить плату, требования о ее доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

44. При проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.

Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

45. В акте проведения контроля за исчислением платы указываются:

а) дата составления акта проведения контроля за исчислением платы;

б) полное и сокращенное наименование юридического лица (обособленного подразделения) либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес местонахождения или места жительства;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего проведение контроля за исчислением платы, его должность, наименование администратора платы;

г) дата представления декларации о плате и иных документов;

д) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проведения контроля за исчислением платы;

е) период, за который проведен контроль за исчислением платы;

ж) наименование видов платы, в отношении которых проводился контроль за исчислением платы;

з) сведения о мероприятиях контроля, осуществленных при проведении контроля за исчислением платы;

и) документально подтвержденные факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий) между сведениями, представленными в использованных в ходе проведения контроля документах;

к) выводы и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.

46. В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.

47. При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил , администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.

48. В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.

Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.

Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

49. В случае если при проведении проверки декларации о плате, мероприятий по проверке своевременности внесения платы выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного пунктом 35 настоящих Правил , не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года, администратор платы направляет указанному лицу требование о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также пеней, начисляемых в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил .

Лицо, обязанное вносить плату, вправе представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения требования, указанного в абзаце первом настоящего пункта. По истечении указанного срока администратор платы в соответствии с законодательством Российской Федерации начинает процедуру взыскания платы и пеней в судебном порядке.

50. Получение администратором платы информации о внесении лицом, обязанным вносить плату, платы, квартальных авансовых платежей обеспечивается в рамках исполнения соответствующих соглашений о взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства.

51. Формы, форматы, порядок заполнения и представления документов на бумажном носителе или в форме электронного документа, применяемых при проведении и оформлении результатов контроля за исчислением платы, организации взаимодействия лица, обязанного вносить плату, и администратора платы утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

52. В случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяют предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

53. В случае если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке.

Изменения, которые вносятся в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2017 года N 255

1. В пункте 10 :

а) подпункт "а" дополнить словами "либо технологических нормативов";

б) в подпункте "б"

в) в подпункте "в" слова "лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы)" заменить словами "выбросы и сбросы (включая аварийные)".

2. Дополнить пунктами 11_1 и 11_2 следующего содержания:

"11_1. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

11_2. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.".

3. Пункт 12 после слов "и лимитов на их размещение," дополнить словами "технологических нормативов, комплексных экологических разрешений,";

4. Абзац первый пункта 17 после слов "загрязняющих веществ" дополнить словами "либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетностью о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие, III категории".

5. В пункте 19 :

а) в абзаце первом:

слова "лимитов на выбросы и сбросы" заменить словами "временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов";

после слов "допустимых выбросов или сбросов" дополнить словами ", технологические нормативы";

б) в абзаце четвертом:

слова "лимитов на выбросы и сбросы" заменить словами "временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов";

после слов "допустимых выбросов (сбросов)," дополнить словами "технологических нормативов,";

в) в абзаце пятом:

слова "лимитов на выбросы и сбросы на период реализации плана снижения выбросов и сбросов" заменить словами "временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ";


6. В пункте 20 :

абзац первый после слов "их размещение" дополнить словами "либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду";

в абзаце пятом:

после слов "их размещение" дополнить словами "либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду";

цифру "5" заменить цифрами "25".

7. В пункте 21 :

в абзаце первом слова "разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" заменить словами "комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, а также в случаях, указанных в пункте 11_2 настоящих Правил";

в абзаце четвертом слова "лимитов на выбросы и сбросы" заменить словами "временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов".

8. Пункт 21

"21. Плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, а также при превышении выбросов или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории (), рассчитывается по формуле:

где:

- платежная база по выбросу или сбросу соответствующего i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ при превышении их количества, установленного комплексным разрешением для объектов I категории либо указанного в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, и массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, определенных указанными документами, тонна (куб.м);

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу, равный 100.".

9. Дополнить пунктом 22_1 следующего содержания:

"22_1. При исчислении платы за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах, равных технологическим нормативам или менее технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 17 настоящих Правил, в которой вместо коэффициента применяется коэффициент - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, равный 0.".

10. Пункт 23 изложить в следующей редакции:

"23. В случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.".

11. Пункт 25 изложить в следующей редакции:

"25. Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (каждому загрязняющему веществу либо классу опасности отходов производства и потребления, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления.".
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст.726).

2. Пункт 23 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1428 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.190).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 463 "О признании утратившим силу абзаца первого пункта 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2678).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 192 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 11, ст.1309).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации", 2013, N 16, ст.1974).

6. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст.2489).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1273 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст.100).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году рассчитывается по новым правилам. В прошлом году кардинально изменился порядок внесения и правила расчета платы, утвердили новый порядок заполнения и форму декларации о плате за НВОС.

В каком порядке представляется декларация о плате за НВОС в 2018 году

В Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 года № 3 утверждена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и правила ее заполнения. По этой форме отчитайтесь за «негатив» за 2017 год уже в 2018 году.

Декларацию представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа на официальных сайтах службы. Если нет электронной подписи - на бумажном носителе в срок не позднее 10-го марта года, который следует за отчетным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: кто должен платить

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году регламентируется самым главным документом по охране окружающей среды – Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ. Рассмотрим согласно законодательству, кто платит за НВОС в 2018 году, в предлагаемой таблице.

Плательщики платы за НВОС, сроки уплаты и представления декларации

Плательщики платы за НВОС

Объект платежа

Обязанности плательщиков платы за НВОС за отчетный 2017 год

Все юридические лица и ИП, за исключением юридических лиц и ИП, которые осуществляют хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при ведении которыми хозяйственной деятельности образовались отходы

Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие их размещение

(согласно п. 1, ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ)

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3) хранение и захоронение (размещение) отходов производства и потребления

(согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7)

Внесение платы за НВС с учетом корректировки ее размера производится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3, ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7)

Декларация о плате за НВОС представляется не позже 10-го марта года, следующего после отчетного периода

(п. 5, ст. 16.4 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7)

Организации, кроме субъектов среднего и малого предпринимательства, обязаны вносить авансовые квартальные платежи (за IV квартал не надо) не позже 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, оплаченной за прошлый год

(п. 3, ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7, в редакции 11.08.2017 г.)

Варианты расчета авансовых платежей в законопроекте на 2018 год

Министерством природы РФ подготовлен проект по внесению изменений в пункт 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, где определяется новый порядок авансовых платежей. Согласно этому проекту, предполагаемая дата введения изменений – 1 января 2018 года.

Новый законопроект подготовлен исходя из правоприменительной практики внесения авансовых платежей за НВОС. В нем предусматривается возможность для плательщиков авансовых платежей за НВОС рассчитывать размер аванса одним из трех предлагаемых способов:

  1. в размере ¼ части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий отчетный год – действующий ныне вариант расчета;
  1. в размере ¼ части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из:
  • установленного норматива для допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  • временно согласованных нормативов выбросов;
  • временно согласованных нормативов сбросов и лимитов на размещение отходов;
  1. в размере равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное в прошедшем квартале негативное воздействие на окружающую среду на основе данных производственного экологического контроля.

Перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году осуществляется в прежние сроки. Плательщик самостоятельно должен выбрать вариант расчета. Полагается, что таким образом минимизируются случаи переплаты у организации авансовых платежей.

В проекте предполагается, что выбранный способ определения размера авансовых платежей должен будет указываться в декларации. Пока же никаких изменений в форме декларации о плате за НВОС 2018 года не произведено. Предлагаем образец заполнения декларации о плате за НВОС за 2017 год.