» » Аэрофлот. Описание, воздушный флот

Аэрофлот. Описание, воздушный флот

Впервые продемонстрировал «кобру» – сложнейшую фигуру высшего пилотажа. Это был не первый раз, когда самолеты Су поражали воображение иностранцев – всего на них установлено около 50 мировых рекордов. Сам конструктор, П.О.Сухой, на авиашоу присутствовать не мог – в 1975 году его не стало.

Но созданное им ОКБ останавливаться на достигнутом не намерено. Едва ли в мире есть образованный человек, не знающий фамилию Сухой, или хотя бы его детище – самолеты Су. Это в очередной раз доказывает, что Россия никогда не оскудеет гениями.

Бурная молодость

Родился Павел Осипович 10 (22) июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (теперь г. Глубокое Витебской области, Беларусь) в семье учителя начальных классов сельской школы. В многодетной семье помимо него воспитывалось ещё пятеро девочек.

Сельский учитель Осип Андреевич Сухой не подозревал, что его новорожденному сыну Павлу суждено прославить фамилию. Отец семейства радовался, что теперь имеет наследника и планировал как даст сыну образование.

Он делал всё возможное, чтобы его дети разносторонне развивались, именно поэтому в семье имелась огромная библиотека, благодаря которой Павел и его сёстры получали свои знания. Также они увлекались чтением, музыкой, игрой на скрипке и хоровым пением.

Именно благодаря тому,что Осип Андреевич уделял огромное значение образованию и развитию своих детей, его сын Павел в будущем станет известным на весь мир авиаконструктором.

После переезда семьи в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой, Павел поступил в местную мужскую гимназию (ныне это старый корпус БелГута), в которой учился с 1905-1914 гг. Именно здесь и проявились его отличные способности к таким наукам, как математика, физика, техника.

Ах, летчик отчаянный Уточкин…

Биография авиаконструктора, изобретателя Павла Сухого, насыщена событиями. Но решил его судьбу незначительный эпизод.

Еще гимназистом Павел, возвращаясь с ребятами после уроков домой, наблюдал полет знаменитого Сергея Уточкина на аэроплане, у ребят захватило дух от увиденного.

Произведенное этим зрелищем впечатление послужило основой для профессионального выбора. Окончив гимназию, в 1914 году упорному студенту посчастливилось стать вольнослушателем физико-математического факультета МГУ и посещать лекции “по механике полёта” самого Жуковского.


Затем в 1915 году Павел поступил в Московское Императорское Высшее Техническое Училище. В то время только там можно было приобщиться к авиации.

Поступить получилось со второй попытки, т.к. в 1914 году ему в поступлении было отказано из-за того, что были неправильно поданы документы в
Приёмную комиссию ИВТУ (вместо оригиналов были поданы копии).

На фронтах Первой мировой

Окончить училище не довелось – помешала Первая мировая война. Павел Осипович был призван на военную службу в российскую армию, сначала он прошёл обучение в школе прапорщиков, после чего был направлен на Западный фронт, где служил в артиллерии.

Начал он свою службу в чине прапорщика, а закончил в марте 1918 года, в звании штабс-капитана.


На тот момент он был начальником пулеметной команды полка и имел около 100 подчиненных. Военный опыт помог будущему конструктору научиться руководить. Навыки пригодились при организации конструкторского бюро.

Обретение себя

Быть офицером царской армии в революционной России было неудобно – относились к ним настороженно. Поэтому в 1918-1920 годах П.О.Сухой занимал скромную должность учителя математики в школе (в Лунинце, затем в Гомеле).

Но степень недоверия революционной власти к офицерам ныне склонны преувеличивать. Многие из них сумели приспособиться к новым условиям, и молодой штабс-капитан оказался в их числе.

В 1920 он восстановился в техническом училище, совмещая учебу с работой. Закончив в 1925 году учебу, он получил должность инженера-конструктора АГОС (отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства). Этот отдел стал основой КБ Туполева. Вскоре Павел Осипович возглавил отдельную группу.

Военный конструктор

Среди других конструкторов самолетов Сухой известен в первую очередь военными разработками. Но специализация оправданна – группу изобретатель возглавил в 1930 году, а в то время страна имела основания опасаться войны.

Под крылом Туполева

Перед войной, работая в КБ Туполева, П.О.Сухой внес значительный вклад в создание самолётов И-4 и И-14. Работал он и над проектом АНТ-25, известным как РД (Рекорд дальности). Этот рекорд перелёта через Северный полюс Земли был, достигнут экипажами под руководством Чкалова и Громова.

Работал конструктор и над бомбардировщиком ДБ-2, на модификации которого, известным под именем «Родина» установили свой рекорд Гризодубова с командой.


В 1939 году группа была выделена в отдельную организацию, а с 1940 года отсчитывается официальная история КБ Сухого. Но ему довелось еще раз поработать под руководством Туполева. В послевоенные годы КБ расформировали после ряда неудач, и Павел Осипович в 1949-1953 годах работал главным конструктором в КБ Туполева.

Военные годы

На фронтах Великой Отечественной отличился один из первых образцов продукции нового КБ – бомбардировщик Су-2. Проект выиграл в жестком конкурсе, где в числе противников были самолеты «Иванов» заслуженных мастеров Поликарпова и Немана.

Предложения были равноценными, и госкомиссия предложила конструкторам изготовить опытные образцы своих самолетов. КБ Сухого сделала это первым и выиграло.


Никто не пожалел об этом. Хотя ряд проектов КБ (Су-1,Су-4, Су-6) были не слишком успешными, Су-2 оказался отличным ближним бомбардировщиком.
Не обошлось и без курьезов. В начале войны один Су-2 был сбит… А.С.Покрышкиным!

В сумятице первых военных месяцев пилот перепутал свой бомбардировщик с вражеским. Лишь через много лет Покрышкин признался в ошибке, услышав рассказ о происшествии из уст бывшего пилота Су, тогда уже маршала Пстыго.

Реактивная Эра

Возобновив в 1953 году работу, КБ больше не занималось винтовыми самолетами.

Начиналась эра реактивных двигателей, и конструктора заинтересовали и они, и машины, способные их должным образом использовать.

Самолетам П.О.Сухого на реактивной тяге удалось быстро завоевать первые позиции в мире.

Самолеты-многостаночники

Первым массовым реактивным самолетом Сухого стал истребитель Су-7. Далее конструкторское бюро чаще выпускало самолеты с комбинированным назначением:

  • Су-11 - истребитель-перехватчик;
  • Су-15 - истребитель-перехватчик;
  • Су-7Б - всепогодный истребитель-бомбардировщик;
  • Су-24 - фронтовой бомбардировщик;

В числе первых, боевые самолёты Сухого получили изменяемую геометрию крыла, что значительно повысило их летные качества.

Ударники неба

Во многих странах летчики называют самолеты марки Су лучшими в своем классе. Поэтому старые модели остаются на вооружении, и даже продолжается их выпуск.

Так, Су-24 впервые взлетел в 1970 году, а выпуск его планируется до 2020-го. Су-17 до сих пор состоит на вооружении 8 государств.


Способны нести 32 разных вида вооружений, причем некоторые одновременно. В бою они впервые побывали в 1980 году, но до сих пор «Грачи» производятся и состоят на вооружении в 17 странах мира.

День сегодняшний

Сегодня КБ – мощный концерн со многими отделениями и дочерними фирмами. Среди них – НКП «Штурмовики Сухого» и АО «Гражданские самолеты Сухого».


Последним ныне руководит Сидоров Константин Васильевич.

Среди его военных разработок:

  • СУ-27 - истребитель (на нем выступают сейчас «Русские витязи»);
  • (в основном идет на экспорт);

Последний военный самолет КБ Сухого – Пак Фа (Т-50), истребитель пятого поколения. А около года назад представители концерна заявили о начале работы над проектом шестого поколения…

Гражданское направление

В работе над гражданскими самолетами конструктор не участвовал. Направление появилось в КБ уже после его смерти. Но существуют и мирные самолеты марки Су:

  • Су-80ГП – грузопассажирский;
  • Су-38л – сельскохозяйственный.

У самолета Сухого Суперджет судьба складывается неоднозначно. В 2012 году во время показательного полета (Индонезия) он попал в аварию, погибли 45 человек.


Но выпуск его продолжен, машина используется во многих странах. Руководство акционерного общества АО ГСС не намерено от него отказываться. Сухой Суперджет отличается особым расположением мест в самолете.

В память о конструкторе

Родина ценила достижения изобретателя при жизни и после смерти. Ему вручили три ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Звезду Героя Социалистического Труда (дважды). Также он удостоен Государственной и Ленинской премий.

Ныне его имя носят:

  • улицы в Москве, Гомеле, Витебске;
  • школа города Глубокое (родина конструктора);
  • Гомельский государственный технический университет.


А еще во многих странах на постаментах стоят самолёты Су – памятники, как конструктору, так и тем, кто сумел использовать его достижения достойно.

Павел Осипович Сухой- это целая эпоха в создании истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, а также гражданских самолётов.

Но в памяти людей он остался не только как выдающийся основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, но и как благороднейший человек. Он всегда был точен, вежлив и ценил дисциплину.

Видео

ПАО Аэрофлот — крупнейшая Российская авиакомпания. Основана 17 марта 1923 года. Портом приписки является аэропорт «Шереметьево». Аэрофлот является национальным авиаперевозчиком, и для этого есть все основания.

Следует отметить, что компания обеспечивает как пассажирские, так и грузовые рейсы из Москвы в 51 страну мира. Осуществляются коммерческие посадки в 113 пунктах назначения, среди которых порядка 71 за пределами территории Российской Федерации.

В 2006 году «Аэрофлот» входит в группу авиаперевозчиков «Sky Team» и является главной компанией в «Группе Аэрофлот», в которую входят «Россия» , «Аврора» и «Победа» .

Официальный сайт авиакомпании – www.aeroflot.ru

Вы здесь: Авиакомпании / Авиакомпании России / Аэрофлот

Пассажирский флот «Аэрофлота»

По состоянию на 1 сентября 2019 года, флот авиакомпании насчитывает 250 самолетов. Это, без преувеличения, самый крупный авиапарк в России и СНГ. У Аэрофлота самый молодой парк в Европе. В него входят преимущественно самолеты: Airbus А320, Airbus А321, Boeing 737 и SSJ-100.

Средний возраст самолетов – 4.9 лет, что является отличным показателем среди аналогичных воздушных судов ряда других компаний. Самый старший — Аэробус A320-214 (бортовой номер VP-BDK) — 16 лет. Самый младший — Боинг 777-300(ER) (бортовой номер VQ-BFL) — 0.5 года.

С 2013 года начались активные поставки самолетов Boeing 777, предназначенных для использования на дальнемагистральных рейсах.

Согласно планам Аэрофлота, к 2020 году планируется расширение самолетного парка до 184 единиц, из которых 126 — самолеты Российского производства Sukhoi SuperJet-100.

Особой «отраслью» военной авиации являются ее бомбардировщики. Предназначение этих самолетов ясно из их названия: они используются, чтобы поражать наземные и наводные цели противника, используя для этого широкий ассортимент бомб и ракет. На сегодняшний день дальняя стратегическая бомбардировочная авиация представлена Ту-95МС и Ту-160, «дальняком» Ту-22М3, а также фронтовыми «бомберами». В роли последних выступают самолеты Су-34 и Су-24. Они выполняют тактические функции.

Насколько оправдано их существование?

Важно понимать, что в современной боевой авиации отличить штурмовик от бомбардировщика или даже многоцелевого истребителя бывает очень непросто, так как они очень схожи меж собой как по облику, так и по спектру задач, которые могут ими выполняться. Но это впечатление ошибочно: в частности, те же самолеты Су-34, хоть и сильно похожи на истребители, в воздушном бою являются чрезвычайно уязвимыми.

Форма им придается лишь для обеспечения высокой аэродинамической эффективности и экономии топлива, что при их большой дальности полета и высокой бомбовой нагрузке - чрезвычайно важное условие. Вместе с тем некоторые современные истребители (например, отечественный Т-50 или «американец» Ф-35) вполне могут быть использованы в качестве бомбардировщиков. Но специализированные «бомберы» все же лучше подходят для исполнения этой роли, так как обладают большим радиусом действия и могут нести на себе большое количество мощных бомб и/или ракет.

Современное положение дел

Заметим, что у блока НАТО специализированных бомбардировщиков, коими являются самолеты Су-34, не осталось в принципе, так как их место заняли универсальные самолеты. Например, последний специализированный Lockheed F-117 был порезан на металл еще в 2008 году. Роль тактических бомбометателей в радиусе прифронтовой полосы отныне возложена на F-15E и F-16, на флоте для этих задач используется F/A-18, он же «Хорнет».

На этом фоне наша страна стоит особняком, имея сразу два специализированных бомбардировщика: Су-24 и Су-34. Сегодня мы поговорим о наиболее современной модификации. Причем модель самолета Су-34 уникальна, так как сочетает в себе черты штурмовика и бомбардировщика. В отличие от американцев, которые хотели сделать «вундерваффе» в лице Ф-22, наши инженеры пошли по пути наибольшей целесообразности, в результате чего новая машина эффективно выполняет все свои задачи.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Сегодня на этот самолет возлагают большие надежды, так как он должен обеспечивать основную мощь ударной авиации страны. Бортовое оснащение машины таково, что она может использовать всю существующую отечественную номенклатуру оружия класса «воздух — поверхность». Изначально самолеты Су-34 создавались для замены старых Су-24М. В настоящее время производство этой техники является одним из приоритетных направлений всей оборонной промышленности, на эти цели выделяются немалые средства. И поспорить с таким утверждением весьма сложно.

Если во время приведения к миру грузин наша армия имела в распоряжении всего два таких самолета, то, по состоянию на середину 2015 года, их в войсках насчитывалось 69 единиц. На майском было замечено 14 таких машин. Есть информация, что всего этих самолетов у нашей страны должно быть не меньше 150-200 штук.

Начало разработки

Увы, но даже легендарный самолет Су-34 не является чисто российским изобретением. Его проектирование было начато еще 19 июня 1986 года. Прототип впервые полетел 13 апреля 1990 года. Следует заметить, что советские инженеры не стали разрабатывать новую машину с «чистого листа», воспользовавшись наработками по Су-27. Создавался этот самолет специально для замены уже успевшего значительно устареть Су-24.

«Новичок» предназначался для работы в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях, по наземным и наводным (по ситуации) целям. Особенностью новой машины являлось то, что летчики могли намного увереннее противодействовать нападению вражеских самолетов. Конечно, до штурмовика военный самолет Су-34 не дотягивает, но и беззащитной «уткой» не является.

Долгий путь к дебюту

Главным конструктором был назначен Роллан Мартиросов. Как мы и говорили, прототип полетел еще в 1990 году, но вот дальнейший путь машины к принятию на вооружение непростительно затянулся.

Так, основные этапы Государственных ходовых испытаний закончились только в конце 2010 года. И только в 2014 году военный самолет Су-34 был официально принят на вооружение. Что интересно, в серию бомбардировщик пошел… уже с 2006 года! Выпуском занимался холдинг «Сухой» в лице Новосибирского авиационного завода имени прославленного летчика Чкалова. В рамках двух контрактов, заключенных в 2008 и 2012 годах, предполагается поставка 124 самолетов. Начиная с прошлого года, Министерство обороны сообщало, что производство уже вышло на уровень 14-20 самолетов в год. Так, уже в 2014 году было поставлено 18 машин, когда как план предусматривал 16 единиц.

Отличия от прародителя

Как мы и говорили, предшественником бомбардировщика стал Су-27. К слову говоря, по числу заимствований, которые брались именно у него, данный самолет - безусловный лидер. Так, даже в конструкции легендарного Су-47 «Беркут» были использованы наработки по Су-27. Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, у «донора» практически без изменений взяли консольные части крыльев, позаимствовали также хвостовое оперение. Впрочем, форма фюзеляжа была значительно изменена во имя улучшения аэродинамических качеств. Но родство все равно видно невооруженным взглядом.

Нос у новой машины значительно удлинили, так как туда не влезала специальная антенна БРЛС. Носовой обтекатель приобрел более сплющенную и закругленную форму. Внутри этой детали также расположена отдельная антенна РЛС. Подфюзеляжных гребней российский самолет Су-34 не имеет.

Кабина и условия работы пилотов

Кабина двухместная, полностью герметичная. Впервые в самолетах этого класса (во всем мире, кстати) она выполнена в виде полностью титановой капсулы с толщиной стенок 17 мм. Остекление ее, по примеру опыта вертолета Ми-24, также бронировано. Во многом такой подход был обусловлен распространившимися ПЗРК, ракеты которых рассчитаны именно на поражение пилотов. Воздух в кабине пилотов отапливается или кондиционируется по ситуации. Впервые была применена схема посадки экипажа «плечом к плечу». Это упрощает взаимодействие между летчиками, снижает утомляемость при выполнении сложных маневров.

Слева располагается летчик, справа - штурман. В отличие от прочих тактических бомбардировщиков, самолет Су-34 (фото которого есть в статье) обладает настолько просторной кабиной, что в ней можно легко вставать и даже ходить. Если перелет длительный, летчики по очереди могут спать в проходе. Есть также микроволновка для разогрева пайка и санузел. Заходят в кабину летчики со стороны кормы, при помощи откидного трапа.

Боевые возможности машины

Считается, что самолет относится к классу 4+. Бортовой компьютер имеет ряд совершенно новых программ, которые позволяют значительно повысить боевую живучесть машины, обеспечивая ее высокую маневренность. Это даст возможность штурману и самому пилоту больше внимания уделять самому бомбометанию.

Самолет отличается великолепными аэродинамическими характеристиками, обладает вместительными баками для топлива, может дозаправляться в воздухе. Наличие высокоэффективных двигателей с высокой экономичностью, а также возможность монтажа дополнительных баков позволяют совершать предельно длительные перелеты. Опыт показывает, что Су-34 может находиться в воздухе не менее 10 часов.

На пилотов нагрузка при этом не превышает стандартную, так как во время полета они могут отдохнуть. Важным отличием этой модели от своего предшественника является полная открытость радиоэлектронного оборудования, а также модульное его исполнение. Благодаря этому, любой компонент бортовой электроники можно заменить на новый, более эффективный аналог. Вообще, эта черта характерна именно для продукции «Сухого», благодаря чему машины этой марки заняли доминирующее положение в ВВС РФ.

Ударные возможности и самозащита

Самолет отличается прицельными приспособлениями высокой разрешающей способности, системой обмена данными с сухопутными подразделениями войск, самолетами и надводными кораблями. Использование этого оборудования позволяет лучше взаимодействовать с различными родами войск и повышать эффективность боевого использования. Как мы и говорили, машина отличается способностью к применению всех современных «умных» бомб и ракет, в том числе использующих многоканальные системы наведения.

Радиолокационное противодействие и системы постановки активных помех - вот еще одна «изюминка», которой отличается самолет Су-34 (характеристики его мы разбираем). Это оборудование резко увеличивает шансы боевой машины на выживание в условиях маневренного боя. С учетом бронированной кабины, жизнь летчиков защищена по высшему разряду. Сегодня специалисты продолжают работы в области улучшения боевых характеристик этого замечательного самолета, делая упор на расширении разнообразия тех средств поражения, которые могут использовать пилоты для поражения врага.

Практическое применение

Этот бомбардировщик уже дважды применялся в ходе реальных боевых действий. Первый эпизод датируется 2008 годом. Два этих самолета с успехом применялись нашей авиацией, подавляя выявленные точки грузинской ПРО. Чтобы помешать вражеским расчетам наводиться на ударную авиацию, легендарный самолет Су-34 также использовался для постановки активных помех. Кроме того, по грузинским «Букам» и С-125 проводились направленные удары специальными ракетами. Основной победой в той войне специалисты признают полное уничтожение вражеской РЛС 36Д6-М, которая была расположена под Гори. Это также заслуга описываемой нами машины.

Основные ТТХ

Напоследок опишем основные технические характеристики рассмотренного нами самолета:

  • Полный размах крыла, метров - 14,7.
  • Общая площадь крыла, м² - 62.
  • Общая длина планера, метров - 22.
  • Максимальная высота фюзеляжа, метров - 5,93.
  • Максимальная взлетная масса, кг - 44 360.
  • Двигатели - 2 ТРДДФ АЛ-31Ф.
  • Максимальная скорость самолета Су-34, км/ч - 1900 км/ч (М=1,6М).
  • Максимальная дальность полета, км - 4500.
  • Высотный потолок, км - 17.
  • Радиус боевого применения, км - 1100.
  • Экипаж - два пилота.

Чем самолет Су-34 (фото его вы видите выше) вооружен? Для ближнего боя может использоваться 30-мм пушка ГШ-301. Стандартный ее боезапас - 180 снарядов. Максимальный вес боезапаса может составлять сразу восемь тонн. Ракеты и бомбы могут крепиться на 12 пилонах. Для противодействия со стороны противника используется комплекс РЭБ «Хибины».

Вот такой он, самолет Су-34, характеристики которого рассмотрены нами в этой статье.

Су-27 – это советский (российский) многоцелевой истребитель четвертого поколения, созданный в ОКБ Сухого в 70-х годах прошлого столетия. Основная задача этой машины – завоевание господства в воздухе.

Прототип Су-27 впервые поднялся в воздух в 1977 году, а в 1984 году серийные истребители начали поступать в войска. Официально эксплуатация Су-27 началась в 1985 году, она продолжается и в наши дни. Более того, на основе этой замечательной машины разработана целая линейка модификаций. Всего существует более десяти разновидностей этого истребителя.

Сегодня самолет Су-27 — это один из основных истребителей российских ВВС , кроме того, эта машина эта машина стоит на вооружении военно-воздушных сил стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Анголы и других стран.

Истребитель Су-27 – одна из наиболее удачных машин, созданных конструкторами ОКБ Сухого, и один из лучших истребителей четвертого поколения в мире. А еще можно сказать, что это просто очень красивый самолет, завораживающий своим изяществом и особой грацией. Авиаконструкторы говорят, что только красивый самолет хорошо летает, и истребитель Су-27 – наглядное подтверждение этого правила.

Также следует отметить, что эта машина обладает великолепными летно-техническими характеристиками: на счету Су-27 несколько мировых рекордов.

История крылатой машины

В начале 60-х годов появилось новое поколение истребителей, имевших в своей компоновке ряд сходных признаков, что определяло весьма близкие характеристики этих машин. Они имели максимальную скорость примерно в два раза превышающую звуковую, потолок – 18-20 км, оснащались довольно совершенными бортовыми РЛС и мощным ракетным вооружением.

В то время считалось, что боевые реактивные самолеты все больше будут походить на скоростные многоразовые ракеты, боестолкновения в воздухе будут проходить на средних и дальних дистанциях, а воздушные свалки времен прошедшей войны окончательно канули в Лету. Эти истребители имели крыло с тонким профилем и высокой удельной нагрузкой, что давало ощутимые преимущества на сверхзвуке, однако значительно снижало маневренность и увеличивало взлетную и посадочную скорость. Основной упор делался на использование ракетного вооружения.

Американцы очень быстро поняли ошибочность данной тенденции, их опыт использования авиации во Вьетнамской войне показал, что ближний маневренный бой рано списывать со счетов. «Фантомы» имели определенное преимущество на средних и дальних дистанциях, но гарантировано проигрывали более манёвренным истребителям МиГ-21 в ближнем бою.

Примерно с середины 60-х годов на Западе началась гонка к созданию истребителя четвертого поколения. Лидером в ней были американцы. Новый истребитель должен был заменить надежные, но устаревшие «Фантомы». В 1966 году было принято решение о развертывании в США программы FX (Fighter Experimental).

Первые чертежи новой машины появились в 1969 году, в будущем она получила наименование F-15 «Игл». В 1974 году в войска стали поступать первые серийные самолеты F-15A и F-15B.

За ходом американских разработок внимательно следили в Советском Союзе. Информация, поступавшая по разным каналам, тщательно анализировалась. Работа над советским истребителем четвертого поколения началась еще в 1969 году — но она велась в инициативном порядке. Только в 1971 году последовал соответствующий приказ о начале государственной программы разработки нового истребителя, который должен был стать советским ответом американскому F-15.

Был объявлен конкурс, участие в котором приняли ведущие авиационные КБ Советского Союза. Любопытно, что генеральный конструктор Сухой изначально не планировал заниматься новой машиной, потому что его ОКБ и так было перегружено работой: в то время испытывались первые предсерийные образцы Су-24 , шла разработка ракетоносца Т-4 , штурмовика Су-25 , разрабатывались новые модификации Су-17 и Су-15 .

Кроме того, Павел Осипович считал, что существующий уровень развития отечественной радиоэлектроники не позволяет создать истребитель с требуемыми характеристиками. При этом следует отметить, что именно конструкторы ОКБ Сухого первыми в инициативном порядке начали работать над обликом нового истребителя.

Первый вариант нового самолета был создан в КБ Сухого еще в 1970 году. Это был истребитель с интегральной компоновкой, крылом умеренной стреловидности и выраженными корневыми наплывами. Самолет изначально проектировался как статически неустойчивый, его устойчивость в полете должна была обеспечиваться ЭДСУ.

В 1971 году военные сформулировали требования к новому истребителю. Они не стали оригинальничать: просто взяли основные характеристики F-15 и добавили к ним по 10%. Машина должна была обладать высокой маневренностью, скоростью, иметь мощное вооружение и большую дальность полета, иметь совершенный комплекс БРЭО.

В 1972 году состоялись два технических совета, на которых ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна представили свои наработки по новой машине. По их результатам ОКБ Яковлева выбыло из конкурса. В то же время микояновцы предложили разрабатывать не один, а сразу два истребителя: легкий и тяжелый — но при этом максимально унифицировать их оборудование. Это должно было ускорить производство и удешевить серийные машины.

В это же время в США была принята аналогичная концепция: в качестве легкого истребителя выступал F-16 , а тяжелого – F-15. Поэтому и в СССР решили поступить так же.

Эскизное проектирование истребителя было завершено в 1975 году, прототип машины получил обозначение Т-10, его первый полет состоялся в мае 1977 года.

До 1979 года было построено несколько предсерийных самолетов. Летные испытания и отработка оборудования показали, что летно-технические характеристики Т-10 значительно уступают ТТХ своего потенциального противника – американского истребителя F-15. Кроме того, было много проблем с радиоэлектронным оборудованием нового самолета, нормально не работала его РЛС. Т-10 не соответствовал техническому заданию. Создатели самолета столкнулись с нелегкой дилеммой: либо попытаться «довести» существующий самолет и начать его серийное производство, либо полностью переделать машину. При этом решение нужно было найти в максимально сжатые сроки. Конструкторы остановились на втором варианте.

В кратчайшее время был создан практически новый самолет, он получил обозначение Т-10С, и уже в апреле 1981 года он поднялся в небо. Эта машина имела крыло трапециевидной формы со скругленными корневыми наплывами и другим расположением двигателей. Было изменено также расположение носовой стойки шасси и тормозных щитков, проведены другие доработки.

Серийное производство нового самолета началось в 1981 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, хотя государственные испытания машины официально завершились только в 1985 году. Официально на вооружение этот самолет был принят в 1990 году, после окончательной доработки и устранения всех дефектов, выявленных в ходе эксплуатации.

Устройство Су-27

Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.

Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла — 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.

Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.

Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.

В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.

Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.

Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.

Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.

Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.

В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: система инерциальной курсовертикали ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, система навигации «Радикал», самолетный ответчик СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, пилотажные приборы и радиовысотомер.

Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.

На самолете установлен комплекс РЛПК-27 «Меч», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления оружием. Цели типа «истребитель» могут обнаруживаться в передней полусфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно вести до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, которая состоит из лазерного дальномера и теплопеленгатора.

Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 150 снарядов), а также различным ракетным вооружением. Пушка установлена в правом наплыве крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. Ракетное вооружение самолета включает в себя ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс. кг.

Применение Су-27

Су-27 начали поступать в строевые части в 1984 году, на Западе об этом самолете заговорили в 1987 году после инцидента, который едва не закончился трагедией. Су-27 ВВС СССР столкнулся с норвежским патрульным самолетом «Орион» над Баренцевым морем. Оба самолета получили незначительные повреждения и смогли вернуться на базы.

До распада Советского Союза большая часть Су-27 находилась на вооружении войск ПВО. Долгое время эта машина считалась одной из самых маневренных в мире, истребитель регулярно демонстрировался на различных авиасалонах и шоу. Фигуры высшего пилотажа (например, всемирно известная «Кобра Пугачева»), которые может исполнять Су-27, неизменно приводят зрителей в восторг и изумление.

После распада СССР Су-27 стал одним из основных истребителей российских ВВС. Сегодня в составе военно-воздушных сил РФ примерно 400 подобных машин. На базе Су-27 создано множество модификаций, последние из которых намного совершеннее базовой модели. Истребитель Су-27СМ относится уже к поколению 4++.

В отличие от своего американского аналога F-15, истребитель Су-27 практически не применялся в реальных боевых действиях.

Один Су-27 ВВС РФ был сбит зенитной ракетой в ходе грузино-абхазского конфликта в 1993 году.

Су-27 ВВС Эфиопии использовались во время эфиопо-эритрейского конфликта, где они записали на свой счет три МиГ-29 противника.

Российские Су-27 участвовали в российско-грузинском конфликте 2008 года.

Истребителю Су-27 так и не удалось сойтись в настоящем воздушном бою со своим основным конкурентом — F-15. Однако между этими самолетами неоднократно проводились учебные поединки. В ближнем бою Су-27 имеет значительное преимущество: российская машина более маневренна и отличает высокой тяговооруженностью. А вот авионика у «американца» лучше, поэтому на дальних дистанциях шансы F-15 выглядят предпочтительней.

Во время учений «Коуп Индия 2004» в учебных поединках участвовали американские F-15 и Су-27 ВВС Индии. Американцы проиграли более двух третьих боев. Индийские пилоты старались приблизиться к противнику на максимально близкое расстояние, на дистанцию пушечного залпа.

Характеристики

Длина, м 21,935
Высота, м 5,932
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
максимальная 9400
Двигатель 2 ТРДД АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Макс. скорость, км/ч: 2500
Практический потолок, м 18500
Практическая дальность, км 3680
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них