» » Специфика социального туризма в россии. Социальный туризм Первые упоминания о социальном туризме появились

Специфика социального туризма в россии. Социальный туризм Первые упоминания о социальном туризме появились

Библиографический список

1. Биржаков, М.Б. Проблемы регионального планирования туризма. Туризм в малых городах / М.Б. Биржаков // Туристские фирмы. 1999. Вып. 19.

2. Богданов, Ю.Г. Методические вопросы системного анализа. Проблемы развития городского туризма / Ю.Г. Богданов, В.В. Калениченко, В.И. Никифоров // Туристские фирмы. 1999. Вып. 19.

3. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

4. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

5. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008.

6. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / под ред. Л.П. Воронковой. М., 2002.

7. Ушаков, Д.С. Страноведение / Д.С. Ушаков. М., Ростов н/Д, 2007.

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Истоки социального туризма восходят еще к деятельности Т. Кука, основавшего первую туристскую фирму, которая организовывала путешествия не только для богатых, но и для малообеспеченных классов общества. Важным этапом в развитии социального туризма стал рубеж XIX – XX вв., когда в наиболее развитых странах мира развернулось движение за народный туризм, под которым понималось участие в туризме представителей бедных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма, соответствующие их финансовым возможностям. Народный туризм стал отправной точкой в становлении современного социального туризма. В конце XIX – начале XX вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу. Социальный туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. Социальному туризму того времени нередко были присущи черты филантропической деятельности на принципах христианской морали.

Такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны. В познавательном плане участников социального туризма (в том числе рабочих) интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу. Что касается форм туристских услуг, то в основном это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны, что способствовало развитию некоммерческого международного туристского обмена.



В ХХ веке социальный туризм интенсивно развивался, например, во Франции. Наиболее распространенной формой его здесь является сельский туризм, в рамках которого люди среднего достатка проводят свои отпуска и уик-энды на природе или в провинции, снимая недорогой домик в деревне или на ферме. Развитие данной формы социального туризма привело к созданию мощной ассоциации «Деревни-семьи-отпуска», которая владеет 185 объектами отдыха по всей стране. В их числе – коттеджи сезонного типа, молодежные лагеря, кемпинги, домики в горах для больших семей. Ассоциация существует на взносы пайщиков, которые она пускает в оборот, используя доход для расширения базы социального туризма.

Другая французская организация – «Касса вкладов и сбережений», также существующая на средства вкладчиков, аккумулирует средства, пускает их в оборот, а затем на полученные средства прокладывает дороги, строит жилье, базы отдыха, на которых предоставляет участникам организации льготный отдых. Так как развитие туризма способствовало подъему целых регионов Западной Европы в области экономики, муниципальные власти всегда поддерживали организации, которые занимались строительством баз для социального туризма, – они предоставляли им и землю, и строительные материалы по льготным ценам. Для них это является выгодным вложением инвестиций, поскольку осваиваются новые непривлекательные территории, создается инфраструктура, что способствует устойчивому развитию территории. Помимо этого, правительства многих стран поощряют подобного рода деятельность турфирм через налогообложение и политику ценообразования, так как это способствует приобщению к различным видам туризма детей, молодежи, пожилых людей и малообеспеченных категорий населения.

Важной вехой в истории социального туризма стало принятие в 1980 году на Всемирной конференции в Маниле Декларации по мировому туризму, где говорилось, что современный туризм связан с социальной политикой, приведшей к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Также отмечалось, что более пристального к себе внимания требует молодежный туризм в связи с тем, что уровень доходов этой категории населения не создает благоприятных условий для путешествий и отдыха. Такое же внимание, согласно Декларации, должно уделяться и людям преклонного возраста, и людям с физическими недостатками.

В современной терминологии социальный туризм – это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные), субсидируемые из государственного бюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами, представителей «социально уязвимых» слоев общества (учащихся, безработных, низкооплачиваемых категорий работников и т.п.).

Социальный туризм был важной составной частью государственной социальной политики в СССР, где он осуществлялся профсоюзами и Центральным Комитетом Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ЦК ВЛКСМ). Двумя центральными организациями, занимавшимися социальным туризмом, были Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ.

Переход к рыночной экономической системе, повлекший за собой тяжелейшие социальные последствия в 1990-е годы, привел к практической ликвидации социального туризма в России. Однако в последние годы в связи с экономическим ростом, увеличением доходов населения туристские услуги вновь становятся одними из наиболее востребованных. При этом все больше внимания сегодня начинают уделять социальному туризму, который объявлен приоритетным направлением развития туристской отрасли.

Статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Передвижение людей, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным сторонам, предприятиям и т. п. Развитая туристская индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В то же время в любом виде туризма можно выделить не только коммерческое начало, но и его социальную сторону, где главным объектом является человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе, в поддержании и восстановлении сил и здоровья, в развитии духовном и физическом. Увеличивается роль туризма в рациональном использовании свободного времени, организации отдыха. Важное значение имеет его познавательная и воспитательная функции.

Все это говорит о том, что туризм, как отрасль рыночной экономики, должен иметь социальную направленность. А рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным. В этом смысле туризм в целом можно назвать социальным туризмом.

Вместе с тем выделяется и социальный туризм в узком смысле слова как разновидность туризма.

В Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно из каких средств субсидируется социальный туристский продукт, и какие категории относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального Закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации».

Следует согласиться с определением, сформулированным специалистом в области туризма М.Б. Биржаковым и др.: «Социальный туризм - это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение социального туризма: Социальный туризм представляет собой разновидность туризма, охватывающую все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина.

Социальный туризм, как разновидность туризма, имеет свои особенности, характерные черты.

Главная особенность социального туризма - его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму.

Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

Выделяют данные группы в связи с социальным статусов и финансовым положением - недостаток собственных средств для организации отдыха.

Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях, т.е. развитию территорий и их устойчивому развитию.

Выделяют следующие группы туристов социального туризма (Таблица1)

Таблица 1 - группы туристов социального туризма

Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, выделяют следующие виды социального туризма: детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, экологический, культурно-познавательный.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск. Его главной целью всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать. Таким образом, в соответствии с Монреальской декларацией, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с ограниченными средствами или возможностями.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определение социально-туристской политики, создание надлежащей инфраструктуры, обеспечение систем поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовку кадров, информационную работу и т. д.

Отпуска и путешествия предоставляются также для повышения культурного уровня туриста через открытие новых мест; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности.

Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих взаимоотношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Следовательно, социальный туризм является средством социального единения.

социальный туризм лечебный кисловодск

В большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социальной культуры, политической и физической среды, способствует наращиванию экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристского рынка. На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ/ Р.Ю. Попова //Маркетинг и маркетинговые исследования в РФ. - 1998. - № 1. - С. 28.

Эта статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Передвижение людей, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным сторонам, предприятиям и т. п. Развитая туристская индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В то же время в любом виде туризма можно выделить не только коммерческое начало, но и его социальную сторону, где главным объектом является человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе, в поддержании и восстановлении сил и здоровья, в развитии духовном и физическом. Увеличивается роль туризма в рациональном использовании свободного времени, организации отдыха. Важное значение имеет его познавательная и воспитательная функции.

Все это говорит о том, что туризм, как отрасль рыночной экономики, должен иметь социальную направленность. А рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным. В этом смысле туризм в целом можно назвать социальным туризмом.

Вместе с тем выделяется и социальный туризм в узком смысле слова как разновидность туризма. Поскольку в литературе (в том числе в законодательстве) нет единого определения социального туризма, его категория требует исследования и уточнения. Можно выделить несколько определений.

Согласно выводам Декларации Всемирной Конференции по туризму в Маниле (1990 год) «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых». Туризм во многих странах перестал быть роскошью, достоянием лишь элитной, богатой прослойки населения, превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую образа их жизни. Квартальнов В.А. Иностранный туризм/ В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 1999. - 270 с.

В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной Думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как «путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды». Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерацию»// Российская газета. - 1996. -3 дек.- С.7 Такая трактовка является неполной. И, несмотря на то, что в статье 8 Закона сделано уточнение о том, что «отдельным категориям российских туристов государство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера», все-таки здесь конкретно не определены категории туристов, как потенциальных участников социального туризма. Также не уточнено что относится к «льготам социального характера». Важно отметить недооценку значения социального туризма, который, при рассмотрении в Законе приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, стоит по значимости после внутреннего и въездного туризма. . http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В проекте Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно из каких средств субсидируется социальный туристский продукт, и какие категории относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального Закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации». http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Следует согласиться с определением, сформулированным М.Б. Биржаковым и др.: «Социальный туризм - это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку». Авторы этого определения выделяют основные категории лиц, участвующих в процессе социального туризма, к которым относятся люди с ограниченными средствами.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение социального туризма: Социальный туризм представляет собой разновидность туризма, охватывающую все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Социальный туризм, как разновидность туризма, имеет свои особенности, характерные черты.

1. Главная особенность социального туризма - его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму.

2. Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан - от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

3. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

4. Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач - не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

5. На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

6. Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях, т.е. развитию территорий и их устойчивому развитию.

7. Исторически социальный туризм в РФ реализовывался через санаторно-курортный комплекс и был неразрывно связан с рекреационной деятельностью людей, которая представляется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей. http://andrewefimov2.narod.ru/23.htm

Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, выделяют следующие виды социального туризма: детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, экологический, культурно-познавательный.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма, автореферат канд.дисс./ Л.В. Сергиенко. - М.: МГУ, 1999. - 10 с.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск. Учитывая, что это право признано далеко не везде, необходимо бороться за использование отдыха и туризма для удовлетворения человеческих потребностей на основе, уже заложенной социальным туризмом. Его главной целью всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать. Таким образом, в соответствии с Монреальской декларацией, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с ограниченными средствами или возможностями.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определение социально-туристской политики, создание надлежащей инфраструктуры, обеспечение систем поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовку кадров, информационную работу и т. д. Отпуска и путешествия предоставляются также для повышения культурного уровня туриста через открытие новых мест; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности. Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих взаимоотношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Следовательно, социальный туризм является средством социального единения. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В настоящее время единого определения понятия «социальный туризм» пока не существует. Социальный туризм - это тот вид туризма, который создает возможность использовать туризм максимальному большинству населения страны. Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Роль социального туризма в обществе - реализуется потребность практически всех категорий населения в отдыхе, восстановлении сил. Необходимо отметить значимость социального туризма, поскольку благодаря нему происходит восстановление общества в физическом и духовном смысле.

История путешествий и туризма.

1.история туризма как научная дисциплина. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме . Ее называют по разному: «турология », «турография », «туристика », «туризмоведение » и т.п. Но суть не в названии. Уже сам факт, что ученые ведут дискуссии по этому поводу, свидетельствует о том, что, во-первых, необходимость науки о туризме осознается всеми специалистами; во-вторых, к формированию этой науки ученые подходят комплексно.

Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен , как сфера культуры и человеческой деятельности.

Как отрасль хозяйства туризм является предметом исследования в экономических и управленческих науках, а также в маркетинге. Туризм как социальная сфера рассматривается в политологии, юриспруденции, социологии, социальной географии и других науках. Учитывая то, что туризм является частью бытовой культуры населения, полно и глубоко его изучить можно лишь с помощью дисциплин гуманитарного профиля.

Туризм как сфера культуры и человеческой деятельности привлекает внимание ученых, представляющих различные науки антропологического, культурологического, психологического и медицинского направлений. Туризм также служит предметом изучения в экологии, истории, регионоведении, а также теории и практики межкультурных коммуникаций.

Этот обширный комплекс наук о туризме заложен в основу системы подготовки будущих специалистов по социальному сервису и туризму. Важное место в этой системе занимает история туризма.

В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей.

История туризма и путешествий является частью истории культуры . Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.

Исходя из этого, основные цели истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:

Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследить динамику развития путешествий, их мотивы, задачи и социокультурные последствия;

Рассмотреть историю путешествий и туризма в связи с определенным типом культуры, определить особенности их мотивации;

Проследить изменения в географии путешествий и туризма в разные периоды истории;

На основании описания традиций гостеприимства народов мира, показать направления формирования системы гостеприимства

– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.

История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь.

Одной из важнейших задач истории туризма является составление, восстановление и воспроизводство единой цепи путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи . Для решения этой задачи следует опираться на знания истории, прикладной культурологии, географии, этнографии, социологии и права.

Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.

История туризма – это наука, изучающая историю развития путешествий, начиная от элементарного передвижения по местности первобытных племён и до высокоорганизованных туристских путешествий современности, а также причины их появления и развития в обществе.

Методы исследования в истории туризма:

1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке;

2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.;

3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;

4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.

2.Понятие о путешествиях и туризме.

Для того чтобы еще более четко выявить предмет данного курса следует сопоставить термины «туризм» и «путешествия». Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Но они же и отличаются друг от друга.

Путешествие может быть образом жизни и работы. Путешественниками являются как отдельные индивидуумы, так и группы лиц, объединённые едиными интересами и целью, целые экспедиции, в т.ч. и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысячи специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы, члены экипажей морских и воздушных судов и др. транспортных средств.

Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К таким народам относят, например, кочевые племена бедуинов, белунджи (Пакистан), цыган и др.

Многие люди путешествуют в поисках работы. Например, сезонные сельскохозяйственные рабочие ежегодно путешествуют из местности в местность с юга на север по мере сбора урожая.

Т.е., путешествие – термин, обозначающий любое перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие независимо от целей и средств передвижения, временных промежутков именуется путешественником.

Туризм – частный случай путешествий, который имеет чёткие ограничения, строго определённые характеристики. Соответственно, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, именуется туристом.

Термин «туризм» и «турист» появляется в литературе в конце XVIII века. Впервые он был применён, когда английская молодёжь с Британских островов отправилась на континент для получения образования. В 1811 году в одном из журналов понятием «туризм» были объяты все экскурсии или путешествия к достопримечательным местам как с познавательной целью ландшафтов и памятников, так и все миграции научного характера либо путешествия ради удовольствия. Начиная с конца XIX века понятия «туризм» и «турист» применяются почти на всех языках мира.

С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского слова tourisme, от tour, что означает - прогулка, путешествие или поездка, заканчивающаяся возвращением к месту начала путешествия.

Долгое время (до середины 19 века) путешествия несли в себе элемент риска для здоровья и даже для жизни человека. Часто путешественниками называли людей, которые вышли в путь не ради удовольствия, а с какой-то определённой целью, достижение которой было связано со значительными трудностями. В древнеанглийском языке глагол «травелл» (путешествовать) был синонимом глагола «трабл», который, в свою очередь произошёл от латинского слова «трепалим», означавшего трёхгранный инструмент для пыток. Т.е., совершать путешествие означало трудиться, переносить трудности. В увеселительную прогулку, поездку путешествия превращаются только с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, предприятий питания и размещения.

Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:

1) оздоровительная . Способствует восстановлению жизненных сил;

2) спортивная . Связана с достижением не каждому доступных результатов;

3) эстетическая . Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);

4) познавательная . С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;

5) социально-коммуникативная . Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;

6) эмоционально-психологическая . Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;

7) творческая . Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.

Изучение детского туризма - актуальная тема, так как данный вид туризма нуждается в практических разработках и рекомендациях для оптимизации процесса управления.

Многие российские ученые изучали проблемы управления туристским рынком с научной точки зрения (Н.Г.Можаева Можаева Н. Г. Рыбачек Г. В. Организация туристской индустрии и география туризма. - М.:ФОРУМ, 2014., М.В.Асташкина Асташкина М. В. Козырева О. Н. Кусков А. С. Санинская А. А. География туризма. - М.: Альфа-М,2015. С. 432). Главные вопросы, которые рассматриваются в данных исследованиях, касаются сферы туризма в целом. В работах проанализированы процессы, происходящие в туризме, описаны рычаги управления рынком, участники рынка. Но детский туризм данные авторы не изучали.

Непосредственно детский туризм был изучен в трудах следующих ученых: В.А.Волгунов Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Т. 3. № 4. 2009. С. 16-19., Г.С.Суховейко Суховейко Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха. Народное образование. № 2. 2014. С. 9-11., Константинов Ю.С. Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40. В указанных работах исследовались социальные и педагогические вопросы развития детского туризма.

А.В.Белов Белов А.В., Косых А.Н. Методологический подходы к определению экономической эффективности детского отдыха и оздоровления (на примере Омского региона) Омский научный вестник. № 7, 2006. С. 211-213., Ю.С.Константинов Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40., В.В. Волгунов Волгунов В.А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей/ В.А.Волгунов// Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№2(21).- С. 86-88., Е.Н. Сорочинская Сорочинская Е.Н. Региональные аспекты детского отдыха. Народное образование. № 2. 2014. С. 143- 146. раскрывали аспект проблем детского туризма с экономической точки зрения. Весомый вклад в изучение детского отдыха внесла работа Е.В.Маслаковой. В данной работе была разработана классификация видов детского туризма, рассмотрены и проанализированы продукты, предлагаемые на рынке, уточнена терминология Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л.

Вопросы государственного регулирования детского туризма нашли свое отражение в работах А.М.Ветитнева, Е.В.Оргиной Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Региональные особенности организации отдыха и оздоровления детей в новых нормативно-правовых и экономических условиях. Сервис plus. №1. 2012. С. 20-29.

Зарубежные ученые рассматривали место детского отдыха среди исследований в сфере туризма, изучали влияние социально-экономических факторов на школьные путешествия, а также семейный отдых с детьми.

Детский отдых играет огромную роль для государства в силу того, что воспитание культурного, образованного и здорового поколения - один из главных приоритетов России. Это означает, что изучение всех вопросов развития детского туризма является необходимым. Государству необходимо увеличивать финансирование данного вида туризма, ученым - разрабатывать новые подходы к управлению данной сферой Левитская А.А. Государственная политика в сфере отдыха и оздоровления учащихся. Народное образование. № 3. 2012. С. 11-14..

Для более подробного изучения и рассмотрения детского туризма, в первую очередь, нужно изучить его зарождение в качестве отдельного вида путешествий, рассмотреть терминологию, касающуюся данного вида туризма.

На более ранних исторических периодах воспитание и развитие ребенка были обязанностями церкви, а не родителей. Первые упоминания о зарождении детского отдыха появились в эпоху Возрождения. В отношениях между странами Европы произошли кардинальные изменения, которые повлекли за собой создание культурных и научных центров, деятельность которых не попадала под контроль церкви Константинов Ю.С., Константинова Ю.В. Значение детско-юношеского туризма в развитии межнациональных отношений. Воспитание школьников. № 1.2012. С. 36-40..

В Италии была открыта одна из первых специальных школ. Дети разных социальных статусов проходили в ней обучение. Впоследствии сюда стали приезжать из Германии, Франции, Греции. Данная школа называлась "Домом радости". Главными приоритетами школы были сохранение личности, нравственное и умственное воспитание. Здесь обучали античному наследию, давали энциклопедические знания. Следовательно, мы можем сделать вывод, что в эпоху Возрождения начался процесс развития личности ребенка с детского возраста. (таб. 1)

Эпоха Возрождения была первым этапом в развитии детского туризма. Стали возникать такие виды отдыха, как однодневные и многодневные походы с образовательными целями.

После крушения феодализма и промышленной революции, наступил второй этап. Во время него культурные походы стали организовывать учителя. Во время третьего этапа в детском туризме появились загородные лагеря. Создателем детских лагерей был пастор из Швейцарии Бион. В 1873 году ему удалось выкупить загородное поместье на деньги, которые собирались путем пожертвований в течение трех лет. Данное поместье вмещало семьдесят человек; здесь Бион и основал первый лагерь Там же..

Особенностью четвертого этапа была массовость и общественная значимость, так как стали развиваться спортивные лагеря, рассчитанные на тысячи человек, создаваемые для воспитания защитников страны. Инициатором создания таких лагерей стала Великобритания в 1988 году в Швейцарии на международном конгрессе по организации детского отдыха.

Помимо спортивных лагерей стали создаваться патриотические лагеря, прививавшие любовь к Родине с ранних лет. Впервые были созданы они так же в Великобритании.

Таблица 1

Этапы развития детских туристских услуг Составлено автором по: Зоричева Н.М.Управление развитием сферы услуг детского отдыха: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб, 2014. - 18-19 с.

Предпосылки развития

Результат

Эпоха Возрождения XV-XVII века

Создание культурных и научных центров;

Выход их из-под контроля церкви

Образование

Создание специальной школы в Италии;

Ориентация на развитие личности ребенка

XVII- середина XIXвека

Промышленная революция, крах феодализма

Образование

Учителя организовывали однодневные экскурсии для учеников

Воспитание младшего поколения;

Развитие форм детского отдыха

Воспитание;

Образование

Создание детских загородных лагерей

Конец XIX века

Воспитание защитников страны;

Массовость и общественная значимость

Патриотическое воспитание;

Физическое воспитание

Создание детских спортивных и патриотических лагерей

В России можно выделить свои этапы развития детского туризма, но тем не менее, они связаны с мировыми предпосылками. Толчком к развитию туризма стал указ Петра I, который он издал в 1718 году. В нем говорилось о вознаграждении за любые находки, связанные с краеведением. В связи с этим зародились краеведческие походы Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Первый и второй этапы развития детского отдыха в России похожи по целям на первоначальные этапы развития детских услуг в Европе. Первые походы и экскурсии были образовательными.

В 18 веке появилось бесплатное образование, вследствие этого государством стали выделяться деньги на содержание школ. С целью изучения природы и окружающего мира организовывались экскурсии и походы. Следовательно, мы можем сказать, что появление бесплатного образования внесло в процесс обучения культурно-познавательные мотивы, которые являются элементами современного детского туризма.

Оздоровление и окультуривание были главными мотивами детского туризма на третьем этапе развития. В России начали организовывать походы в горы, которые являлись не только познавательными, но и спортивно-оздоровительными. В 1910 году в Пятигорске появилась ученическая гостиница, предлагающая бесплатное проживание и питание, а также снаряжение для походов. Можно сделать вывод, что развитие отдыха для детей тесно связано с политикой государства и его поддержкой Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Но не только признаком прогресса было формирование детских услуг. В начале 19 века в России произошло несколько негативных событий, среди которых Первая мировая война, Гражданская война. Вследствие этого болезни, неурожай и голод, которые отрицательно сказывались на подрастающем поколении. Появилась необходимость в лечении детей в южных регионах. Так были созданы многие детские лагеря, среди которых знаменитый "Артек", существующий и функционирующий и в наше время Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 136 с..

На последующем этапе в 40-60 гг. 20 века развивалась соответствующая инфраструктура для детского туризма: открывались музеи, основывались туристические базы, создавались клубы для детей-туристов.

Таким образом, автор может сделать вывод, зарождение детского туризма в России произошло в 18 веке. На сегодняшний день в данном виде туризма произошло много изменений. Рассмотрим терминологию, используемую в данной сфере.

В Конвенции "О правах ребенка" (1989 г.) дается определение понятия "ребенок". Ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к этому ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В пункте 1 ст.54 Семейного Кодекса Российской Федерации дано следующее определение: "Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Тут же обозначены права ребенка: "Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства" Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2015 года) . Всестороннее развитие предполагает наличие условий для отдыха и оздоровления детей, для культурно-познавательного воспитания. В связи с этим, рассмотрим несколько определений понятия "детский туризм".

На двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление №24-12 от 4 декабря 2004 года) был принят модельный закон "О детском и юношеском туризме". Определение из данного закона гласит: "Детский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются: поход, путешествие, экскурсия" Модельный закон о детском и юношеском туризме (Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-12 на 24-ом пленарном заседании 174 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

В научной работе Е.А.Маслаковой детскому туризму дается следующее определение: "вид туризма, потребителями которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и другими целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника" Маслакова Е.А. Классификация видов детского туризма // Актуальные проблемы управления-2009. 14-я Всероссийская научно-практическая конференция. М.: ГУУ, 2009. - 0,2 п.л..

А.М. Ветитнев дает аналогичное понятие определению детского туризма, что и Е.А.Маслаковой: "Это вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие за пределы мест постоянного проживания с целью отдыха, лечения, оздоровления, образования и другими целями в сопровождении специально выделенных лиц или родителей" Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 136 с..

Сопровождать детей в поездке может быть гражданин, у которого есть необходимые навыки для организации детского отдыха, для руководства группой несовершеннолетних детей. Лицо, ответственное за детей в поездке, должно пройти специальную подготовку, а также получить от родителей доверенность на сопровождение детей Федеральный закон от 24 июля 1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»..

Иностранные ученые трактуют определение детского туризма схоже с определением молодежного туризма. Одно из них звучит так: "Детский туризм, в широком смысле данного определения, направлен на удовлетворение потребностей группы потребителей в возрасте от трех до тринадцати лет" Hanan H Balkhy. Travelling with children. International Journal of Antimicrobial Agents, Volume 21, Issue 2, February 2003, Pages 193-199..

С термином "детский туризм" тесно связано понятие "детского туристского продукта". Е.А.Маслакова в своей диссертационной работе дает следующее понятие термину "детский туристский продукт": "совокупность определенного количества и качества товаров и услуг, а также знаний и умений персонала организаций, обслуживающих детей, необходимых для удовлетворения их познавательных или рекреационных потребностей в том или ином туристском регионе" Маслакова Е.А. Государственное регулирование детского туризма в России // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 19. - 0,5 п.л..

Сфера детского туризма предлагает большое количество услуг: поездки на мероприятия образовательного, спортивного и культурного характера; экскурсионное обслуживание по познавательны маршрутам; оздоровительные услуги и т.д.

Деятельность туроператоров, которые оказывают туристские услуги для детей, должна контролироваться государством. Данные туроператоры должны быть внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Туристские услуги для детей должны оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существует большое количество классификаций видов детского туризма по определенным признакам. Рассмотрим одну из них. (рис.1)

Рисунок 1. Классификация видов детского туризма

Рассмотрим подробнее каждый из видов классификации.

Классификация видов туризма по территориальному признаку подразумевает разделение на внутренний, въездной и выездной туризм. Внутренний туризм - путешествия в пределах границ государства лиц, постоянно в нем проживающих. В сфере детских услуг это могут быть школьные экскурсии, отдых в детских лагерях, поездки на спортивные соревнования, фестивали, конкурсы. Въездной туризм подразумевает прием иностранных туристов из-за границы. При данном виде туризма туристы отправляются путешествовать по другим странам, выезжая за пределы своего государства, в котором они проживают. Применительно к сфере детского туризма, примером могут быть культурно-познавательные туры, международные школьные обмены, выезды в международные лагеря Гарифуллина Р.С. Приоритетные направления развития детского и молодежного туризма в России // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 137-140.

По целям детский туризм может быть культурно-познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, экскурсионный, экологический, этнографический и т.д.

По продолжительности детские туры могут длиться как один день, так и несколько. Сезонность оказывает огромное влияние на продолжительность туров. Так, большое количество поездок совершается во время школьных каникул. Но в то же время детские путешествия могут находится вне данной сезонности и не зависеть от школьных каникул.

Существуют различные способы организации туров в детском туризме это - групповые, индивидуальные и с родителями. Так же виды детского отдыха можно классифицировать в соответствии с видами транспорта, используемого во время тура: водный, автомобильный, железнодорожный, авиационный, немоторизированный. В детском культурном туризме, который сейчас активно развивается в Санкт-Петербурге, реализуется комплексный подход к воспитанию юных путешественников. В основу такого комплексного подхода положена неразрывность образовательного и воспитательного процессов, духовного развития. В литературе практически не рассматривается детский культурный туризм как отдельный объект исследования. Вследствие этого автор дает определение детскому культурному туризму исходя из двух понятий: детский туризм и культурный туризм. Определение детского отдыха уже давалось ранее. Необходимо раскрыть понятие культурный туризм.

М.Д. Сущинская дает следующее определение данному виду туризма: "Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей" Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие // СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 128 с. .

Таким образом, проанализировав два понятия, автор может предложить следующее определение: "Детский культурный туризм - это перемещение детей в возрасте до 17 лет за пределы постоянного места жительства с целью посещения культурных достопримечательностей, участия в культурных событиях, посещения музеев, галерей, театров, концертных площадок и других мест, связанных с получением новой информации культурно-познавательного характера. Путешествие может совершаться в составе группы, возглавляемой ответственным лицом, или при сопровождении родителей".

К сожалению, существует ряд проблем, являющихся сдерживающим фактором развития детского культурного отдыха. В частности, тот факт, что на данный момент эта отрасль является в большей степени источником дохода, нежели приоритетным направлением культурного развития и воспитания детей. Детские путешествия не доступны всем слоям населения, слабо развита инфраструктура, недостаточная информированность потребителей о предлагаемых услугах в детском туризме.

Таким образом, на основании проведенного анализа разных классификаций, автор решил выдвинуть более подробную классификацию детского культурного туризма, которая выделяет его подвиды по способу получения культурных знаний.

Таблица 2

Подвиды детского культурного туризма по способу получения информации Составлено автором по: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Moshnjaga/ - дата доступа 10.05.2015

Название подвида

Посещение культурных достопримечательностей

Кросс-культурные обмены

Участие в культурных проектах

Получение информации

Экскурсионное обслуживание гидов; информационные плакаты в местах расположения культурных достопримечательностей; внешний обзор экспонатов

Общение с представителями других культур; проживание в другом государстве

Участие в проектах, позволяющих окунуться в историю и почувствовать себя участником определенных прошедших событий

Степень вовлеченности

Активное участие/ роль слушателя

Активное участие

Активное участие

Культурный базис

Материальная культура

Нематериальная культура

Материальная + нематериальная культура

Форма существования

Стационарные культурные объекты

Культурное событие

Культурное событие + возможно наличие стационарных объектов

Безопасность

Безопасно для детей (если посещение культурной достопримечательности требует физической подготовки, то все должно быть предусмотрено)

Безопасно для детей (если обмен происходит с экзотическими странами, необходимо наличие прививок и т.д.)

Безопасно для детей (реквизит, используемый в проектах, должен соответствовать технике безопасности)

Дети-туристы имеют возможность получать познавательную информацию по разным каналам и в разной форме. Огромной популярностью пользуется такой способ получения информации, как посещение культурных достопримечательностей (музеев, библиотек, архитектурных памятников и т.д.). В большинстве случаев при посещении данных мест, информацию можно получить от гида либо прочитав ее самостоятельно.

Турист получает знания, участвуя в разного рода событийных проектах, которые так же относятся к культурному туризму. Например, реконструкции битв Великой Отечественной войны - проект, в котором может поучаствовать каждый посетитель и узнать больше об истории своей страны. Еще один пример - знаменитый музей под открытым небом в Австралии под названием "Sovereign Hill". В этом музее представители подрастающего поколения могут узнать историю в интерактивном режиме, познакомиться с живыми экспонатами. Войдя в ворота музея, которые работают как машина времени, туристы оказываются в прошлом. В вышеуказанных проектах используется технология обучения "edutainment", в основе которой лежат образование (education) и развлечение (entertainment) Боголюбова С.А., Зоричева Н.М. Приоритетные направления диверсификации услуг детского отдыха в России. Интернет-журнал Науковедение. №1(14),2013. С. 72..

Еще одним, третьим способом получения информации в детском культурном туризме является кросс-культурный обмен. Главным примером такого обмена являются поездки детей в другие страны с образовательными, познавательными целями, позволяющими детям-туристам познакомиться и изучить особенности культуры и быта того или иного народа, государства, его традиции, исторический и современный уклад жизни Можаева Н. Г. Рыбачек Г. В. Организация туристской индустрии и география туризма. - М.:ФОРУМ, 2014..

Например, в России с 1992 года существует Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд развития Международных Образовательных программ "Интеркультура" (AFS России) -- некоммерческая неправительственная организация. МБОФ "Интеркультура" является продолжателем, начатого Государственным комитетом СССР по науке и образованию, сотрудничества с международной организацией AFS Intercultural Programs (AFS IP) и является членом этой организации. Данная организация осуществляет многонациональные международные культурно-образовательные обмены школьников старших классов. Главная цель организации - межкультурное обучение и глобальное образование, дающее молодым людям знания необходимые для жизни и эффективной работы в любой точке земного шара, способствующее развитию личности, воспитанию толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям. Школьники 15-18 лет выезжают в одну из AFS стран на 11 месяцев, семестр или триместр. Участники проживают в принимающей семье на правах члена семьи и учатся в местной государственной школе. Основная программа наиболее полно соответствует AFS миссии, дает возможность молодым людям приобрести жизненный опыт, узнать мир и свое место в нем, выучить иностранный язык.