» » Семейная психотерапия. Основные направления и методы семейной психотерапии

Семейная психотерапия. Основные направления и методы семейной психотерапии

Недавно на нашем сайте мы писали о современной психотерапии, ее особенностях и тенденциях развития. Сегодня мы хотим рассказать Вам о том, что такое детская и семейная психотерапия. Чем они принципиально отличаются от индивидуальной или групповой психотерапии, какими методами пользуются, а также о том, какие проблемы они решают.

Психотерапия семьи

Понятие «психотерапия семьи» появилось только в начале 50-х годов ХХ века с легкой руки американских врачей Грегори Бейтсона, Джея Хейли, Дональда Джексона и Джона Уикленда. До этого времени работа с семьей противоречила всем принципам психотерапии, которая была построена на том, что самое важное — это личность, семья — это совокупность личностей, и прорабатывать необходимо только проблемы каждого из супругов по отдельности, только так можно разрешить семейные проблемы. Сегодня семейная системная психотерапия существует как отдельный подход в психотерапии, рассматривая семью как систему, работающую по особым законам и считая, что семья может как продуцировать конфликты, так и разрешать их.

Основные вопросы, которыми занимается семейная психотерапия:

    • трудности, с которыми сталкиваются люди в браке,
    • проблемы взаимоотношений между родителями и детьми,
    • трудности распределения родительских ролей,
  • проблемы личностного характера, которые возникли еще в детстве, и были переложены на поведение в собственной семье.

Понятно, что при системном подходе, сеанс психотерапии посещает вся семья. Параллельно с семейной психотерапией применяется личностный подход с консультациями каждого человека отдельно, при необходимости на сеансы приглашаются те члены семьи, которых ситуация непосредственно не касается, но взаимодействие с которыми так или иначе влияет на восприятие ситуации ее сторонами и т.п.

В общем виде лечение происходит примерно так: сперва терапевт определяет, какова психологическая обстановка в семье, установив контакт с ее членами. Необходимо также определить, как происходит распределение ролей внутри семьи. После проведенного наблюдения и анализа семейный психотерапевт формулирует исходный запрос и занимается непосредственной реконструкцией отношений внутри семьи, используя следующие методы семейной психотерапии:

    • вызов семейной структуре — для изменения иерархии отношений между домочадцами,
    • подписание психотерапевтического контракта с каждым членом семьи, в котором прописаны определенные обязательства, которые человек должен исполнять, иначе его ждет штрафная санкция,
    • указания семейного психотерапевта, когда врач дает конкретные руководства к действию для решения той или иной проблемы,
    • семейная психоаналитическая терапия, имеющая целью изменение личностей членов семьи таким образом, чтобы они могли правильно взаимодействовать между собой,
    • стратегическая семейная психотерапия, целью которой является решение насущной проблемы, а не устранение причин, по которым она возникла,
    • семейная поведенческая психотерапия,
    • супружеская психотерапия — для преодоления кризисов и конфликтов, а также для гармонизации отношений между супругами,
  • рационально-эмоциональный метод.

Завершающим этапом успешно проведенной терапии является «открепление» доктора от семьи, при этом в семье уже должны прижиться правильные установки и модели взаимодействия для достижения взаимопонимания и гармонии.

Детская психотерапия

Еще одно направление современной психотерапии — это детская психотерапия, объектом исследования и работы которой является ребенок. Наличие такого направления объясняется тем, что ребенок кардинально отличается от взрослого человека в плане психики, поведения, установок, жизненных ценностей — всего, что формирует личность человека. Поэтому психотерапия детей и подростков построена по совершенно другим законами, нежели терапия взрослых.

В каком возрасте ребенок может стать клиентом психотерапевта? Как показывает практика, за развитием ребенка, в том числе и психическим, пристально наблюдают с самого его рождения: педиатр, узкие специалисты и родители. При выявлении малейших отклонений в развитии, обязательно проводится коррекционная работа. Как правило, до 3-х лет родители и педиатр в силах сами справиться с существующей проблемой.

Лечение психотерапией показано детям старше 3-х лет в случаях, если:

    • ребенок неадекватно или странно себя ведет (проявляет агрессию, пассивен или наоборот неусидчив, не умеет и/или не хочет общаться с окружающими),
    • у ребенка наблюдаются выраженные отличия в умениях и навыках по сравнению с другими детьми,
  • ребенок страдает энурезом, энкопрезом, тиками, детскими страхами, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания или минимальными мозговыми дисфункциями, нервной анорексией и булимией.

В таких случаях обязательно следует обратиться за помощью к специалисту, который должен будет изучить историю болезни ребенка и по необходимости направить его к узким специалистам для уточнения диагноза и выбора методов лечения.

Затем психолог должен побеседовать с родителями и ребенком по очереди для того, чтобы выяснить, как именно все они понимают проблему. В процессе психолог оценивает настрой взрослых и ребенка на лечение, выбирая те или иные методы терапии.

В самом начале работы с ребенком врач оговаривает с ним, что все их беседы конфиденциальны, и родители никогда не узнают о тех моментах, которые ребенок предпочитает скрыть. Параллельно с этим терапевт проводит работу и с родителями.

Понятное дело, что методы психотерапии детей будут отличаться от применяемых во взрослой практике. Основная причина этого — незрелость детской психики и совершенно другое восприятие ситуации на фоне отсутствия мотивации к изменениям (практически во всех случаях), а также неспособности ребенка к вербализации проблемы. Все методы детской психотерапии построены на том, чтобы маленькому пациенту стало интересно.

Основными методами психотерапии детей являются:

    • игровая психотерапия, позволяющая ребенку применять «недозволенные» ему чувства в социально приемлемой форме,
    • тестирование в виде загадок или рисунков (в случае детских страхов),
    • сочинение историй и сказок с описанием проблемы в виде аллегорий, после чего терапевт вместе с ребенком переписывает сказку таким образом, чтобы выбрать наилучший вариант решения проблемы вместе с главным героем (собственно ребенком),
    • прямое или косвенное внушение, когда ребенку прямо говорят, что то или иное поведение недопустимо,
    • рациональный диалог с подростком,
  • психофармакологическое лечение.

Помните, что чем раньше Вы придете за помощью, тем лучшим будет прогноз для Вашей семьи и Вашего ребенка. В таких ситуациях время играет против Вас. Так что не затягивайте.

Реферат по курсу Семейная психотерапия

“Семейная психотерапия”

Семейная психотерапия

1. Школа Пало Алто

2. Семейная психоаналитическая психотерапия

3. Семейная системная психотерапия

4. Стратегическая семейная психотерапия

5. Семейная поведенческая психотерапия

6. Другие направления

Супружеская психотерапия

Семейное консультирование

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Список литературы


Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

1) семеный диагноз, диагностический этап;

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

1) Эффективное использование молчания;

2) Умение слушать;

3) Обучение с помощью вопросов;

4) Повторение;

5) Суммирование, резюмирование;

6) Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;

8) Проигрывание ролей;

9) Создание “живых скульптур”;

10) Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или илных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-ых годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта – то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

1. Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

· изменить поведение членов семьи;

· найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;

· изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;

· осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ых годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

1. Определение и прояснение отношений.

2. “Невовлечение в треугольник” (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений);

3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

4. Занятие “Я-позиции”.

2. Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Среди других видов психотерапевтического воздействия семейной психотерапии отведено значительное место. Она является особым видом взаимодействия одного или нескольких психотерапевтов с членами семьи, или с одним из членов. Семейная психотерапия имеет направленность на устранение расстройств поведенческого и эмоционального типа, обеспечивает коррекцию межличностных отношений. В данном случае, для психотерапевта в качестве пациента предстает не человек, который стал причиной обращения к врачу, а непосредственно вся семья, то есть, ее члены.

Cемейная психотерапия является особым направлением, необходимым для эффективного оказания психологической помощи. В процессе такой психотерапии внимание уделяется развитию личности, находящейся в семейном окружении, также принимается во внимание взаимодействие со всеми членами, входящими в семейную систему. Эти особенности отличают семейную психотерапию от обычного индивидуального воздействия, в котором специалист ставит своей целью лишь односторонние интервенции, и его задача – изучить личность пациента, помочь ему адаптироваться в социуме.

Основанием семейной терапии являются изменения, происходящие во всей семейной системе, в то время, как индивидуальная терапия направлена на работу с конкретными проблемами определенного человека. Оказывая ему помощь, психотерапевт не имеет права изменить условия, в которых тот находится, и может повлиять на них лишь частично. Часто происходит так, что причины, заставляющие человека обратиться к психологу, имеют истоки в семье. Поэтому, вновь оказавшись после психологической помощи в прежнем социальном окружении, пациент оказывается под влиянием близких людей, поведение которых не меняется, оно остается таким же, как было до посещения психотерапевта.

Человек, который побывал на психотерапевтическом сеансе, изменяется, он начинает оказывать сопротивление тем мыслям и действиям, которые по отношению к нему проявляют его близкие, члены семьи. Если сама по себе семья является «нездоровой», то имеющиеся окружение может тормозить происходящие с пациентом положительные изменения. В некоторых случаях влияние семьи сводит на нет результат, достигнутый проведенной терапией, а также может усилить страдания пациента, который обратился за помощью к психотерапевту.

Системная семейная терапия ориентирована на работу, которая должна проводиться со всеми членами данной семьи, даже в том случае, если присутствуют не все ее члены. Благодаря такому подходу достигается максимальная продуктивность и эффективность в экономическом плане. В процессе семейной терапии семья раскрывает существующие механизмы организации и формирования семейной системы, становятся понятными взаимодействия, существующие между всеми членами этой семьи. На основании этого семейный психотерапевт обеспечивает выявление деструктивных сторон взаимодействий, помогает членам семьи их осознать. Таким образом, вся семья получает своеобразный толчок, который способствует ее самоорганизации и самовосстановлению.

В семье просыпаются созидательные силы, активируется так называемый внутренний ресурс, который позволяет всей семейной системе начать гармоничное и конструктивное существование. Следует отметить, что самоорганизация семьи, ее самоизменение представляет собой достаточно устойчивое образование. В дальнейшем, это является гарантией того, что семья, каждый ее член не вернется к прежним проблемам. Профессиональная деятельность семейного психотерапевта предназначена для оказания помощи в уменьшении интенсивности различных патогенных механизмов и факторов, препятствующих нормальному функционированию семьи.

Назвать точную длительность семейной психотерапии невозможно, так как этот процесс абсолютно индивидуален, и зависит от множества факторов. В некоторых случаях людям достаточно нескольких недель, а иногда для восстановления гармоничной атмосферы в семье требуется несколько лет. Имеет огромное значение тяжесть психических расстройств, присутствующих у главного нарушителя спокойствия. Также следует принимать во внимание выраженность межличностных семейных отношений. К тому же, у каждого члена семьи должны быть мотивации к созданию изменений. Чтобы выявить саму проблему, и построить правильную психотерапевтическую гипотезу, специалисту понадобится от трех сессий, иногда до шести. Продолжительность каждой два часа.

Как дальше развиваются события? Взаимодействие психотерапевта и членов семьи всегда зависит от достаточности полученной врачом информации. В том числе, необходимо создание действенных рекомендаций, которые помогут восстановить функциональное состояние семейной системы. Только в этом случае семья способна взять на себя дальнейшую работу по адаптации и самовосстановлению. В некоторых случаях семья не готова справляться без посторонней помощи, и тогда члены семьи принимают решение продолжать работать с психотерапевтом. Первые занятия начинаются с проведения двух сеансов в неделю. Далее, когда происходит раскрытие дезадаптивных механизмов, и выявляются деструктивные элементы, встречи с психотерапевтом могут быть реже.

Семейная психотерапия – это специфическое направление психотерапии, которое сфокусировано на коррекции межличностных взаимоотношений. Основная ее цель охватывает ликвидацию эмоциональных нарушений в семье. Говоря другими словами, это психотерапевтическая помощь в семье и через семью. Объектом семейной терапии может быть не только «разлаженная» семья, но и семейные отношения, находящиеся в кризисной ситуации. Существенным является поиск ресурсов семейных отношений, способностей и побудительных причин для трансформации и акцентирование внимания на разрешении актуальных ситуаций и насущных проблем.

Универсальные цели различных технологий семейной психотерапии следует представить таким образом: трансформации в семье набора представлений об актуальной проблеме, изменение позиций членов семьи на суть проблемы, создание альтернативных вариаций решения проблем посредством прямого или непрямого вмешательства, понижение эмоциональной вовлеченности в симптоматическое поведение члена семьи, исправление разнообразных форм иерархической неадекватности, улучшение стиля семейных коммуникаций, открытие семейных секретов и т.д.

Системная семейная психотерапия

Семейная психотерапия и Эйдемиллер внес свое определение в данное понятие. По его мнению, семейная психотерапия представляет собой единую систему психотерапевтического воздействия на целую семью в качестве живой открытой системы для оптимизации и большей эффективности ее функционирования. Данное определение отображает системный подход к психотерапии семьи. Системный подход к практикам семейной психотерапии является сегодня среди других психотерапевтических направлений одним из самых юных. Данный подход зародился после окончания Второй мировой войны. Развивался он в тесном контакте с кибернетикой. Именно в этом заключается его существенное различие с другими психотерапевтическими подходами. При таком подходе объектом воздействия является не индивид, а семья и целостная семейная система.

Данное психотерапевтическое направление рассматривает системные взаимосвязи и межличностные взаимоотношения в коллективе в качестве базиса для диагностики и терапии межличностных конфликтов и расстройств психики.

Конструктивизм и единая теория систем считаются концептуальным фундаментом системного подхода. С развитием индивидуальных психотерапевтических практик зарождение и дальнейшее формирование системной семейной терапии не связано.

Семейная система находится в устойчивом взаимообмене с окружающим миром, иными словами она является открытой системой, а также самоорганизующейся. Другими словами поведение системы разумно, а генератор трансформаций системы размещен внутри нее самой. Отсюда следует, что поведение субъектов, образующих семью, обусловлено воздействием их потребностей и мотивов. По отношению к элементу, входящему в систему, такая система является первичной. Именно поэтому целесообразной считается работа не с одним элементом семьи, а со всей ее системой.

Семейной системой называют некоторую группу индивидов, связанную единым местом проживания, ведением совместного хозяйства, а самое главное – взаимоотношениями. Довольно часто то, что случается в семье не имеет зависимости от намерений, целей и желаний субъектов, входящих в такую семейную систему, так как семейная жизнь регулируется и управляется свойствами системы. Системная семейная психотерапевтическая теория утверждает, что замыслы и действия индивидов вторичны и повинуются законам и нормам функционирования семейной системы. Этот принцип носит название – принцип тотальности системы.

В практике системной психотерапии семья представляет собой целостную систему, стремящуюся к сбережению и дальнейшему развитию установившихся связей. В процессе своего существования все семьи преодолевают закономерные кризисы, например, рождение ребенка. Именно в периоды кризисных ситуаций семьи показывают себя неспособными решать проблемы, которые возникают перед ними в процессе их развития, прежними методами. Поэтому перед ними встает острая необходимость усложнить собственные адаптивные реакции.

В семейной системной психотерапии можно выделить основные шаги: объединение терапевта с семьёй, приобщение его к структуре ролей, предъявляемой семьей, формулировка психотерапевтического требования, восстановление семейных отношений, окончание психотерапии и отсоединение.

Среди крупнейших приверженцев системного подхода к психотерапии семьи можно выделить К. Маданес, С. Минухин и др. Сегодня системный подход является одним из наиболее экономически выгодных, перспективных и терапевтически результативных направлений семейной терапии.

Системный подход к психотерапии семьи базируется на трех стержневых принципах: циркулярности, нейтральности и гипотетичности. Принцип циркулярности основывается на применении циркулярной логики. Психотерапевту необходимо научиться видеть круговую связь событий. В основе принципа нейтральности лежит нейтральная позиция, занимаемая психотерапевтом для эффективного воздействия, и одинаковое сопереживание каждому члену семьи. Принцип гипотетичности заключается в проверке гипотезы о сути семейных проблем, представленной психотерапевтом. Согласно такой гипотезе должна выстраиваться стратегия взаимодействия психотерапевта.

В наше время одним из наиболее популярных и распространенных направлений стала системная семейная психотерапия Варга. В своих трудах Варга выделяет структуру семьи, ее стадии формирования, демонстрирует все на примерах российской семьи. Так как при системном подходе к психотерапии семейных отношений следует учитывать особенности менталитета граждан разных стран.

Варга утверждает, что сама системная семейная психотерапия выстраивается на обратной связи. Другими словами любой поступок ведет к ответной реакции, которая, в свой черед, образует следующую реакцию.

Цели семейной психотерапии

Семейная психотерапия являет собой особый подход психотерапии, целью которого выступает коррекция межличностных взаимоотношений и устранение нарушений в эмоциональной сфере семьи, которые более проявлены у кого-либо из участников семейных отношений.

Семейная терапия может длиться от нескольких сеансов и до 2-3 лет. Длительность ее определяется тяжестью психических нарушений у так называемого “носителя симптома”, мотивами членов семьи к достижению результата (выраженного психотерапевтического эффекта), выраженностью в семье межличностных конфликтов. Вначале терапия может проводиться не чаще чем 2 встречи в неделю. Через некоторое количество времени и свершении изменений в эмоциональной сфере семьи встречи можно проводить 2 раза в месяц, потом – 1 сеанс в 3 недели.

Семейная психотерапия и Эйдемиллер выделял четыре основных этапа: постановка диагноза (диагностический этап), устранение семейного конфликта, восстановительный и поддерживающий этапы.

Минимальная задача семейной психотерапии предполагает облегчение существующих симптомов, в дальнейшем не возникновение новых симптомов у членов семьи, разрешение представленных проблем. При этом ключевой задачей терапии является достижение понимания членами семейных отношений того, что убежденность в успехе – это не пассивное состояние, а целый комплекс инициативных действий, постоянный поиск потенциальных возможностей, методов помощи индивиду с расстройством. Каждый участник семейной психотерапии должен осознавать и принимать ответственность за успех в лечении на себя. Общепризнанной целью семейной психотерапии считается помощь семье в решении характерных задач жизненного цикла. Кроме коррекции взаимоотношений семейная психотерапия также преследует и другие цели, например, повышение результативности межличностных коммуникаций, трансформацию личности участников терапии таким манером, чтобы они научились взаимодействовать как психически здоровые цельные личности, основываясь на актуальной реальности, а не на неосознаваемых отношениях прошлого.

В целом, среди основных стратегических задач в семейной психотерапии можно выделить:

— улучшение микроклимата семьи;

— появление ощущения у участников семейных отношений того, что их потребности и интересы уважают другие;

— преодоление членами семьи точки зрения, связанной с приписыванием возникновения проблем в семье кому-то одному;

— вырабатывание более толерантного отношения к лидеру, который проявляется в какой-либо ситуации;

— формирование способности к сопереживанию и взаимопониманию;

— развитие способности принимать имеющиеся отличия во взглядах;

— улучшение навыков совместного и самостоятельного решения проблем;

— высвобождение одного или нескольких участников семейных отношений от так называемой роли «козла отпущения»;

— формирование способности к самоанализу;

— укрепление независимости;

— достижение равновесия между устремленностью участников семейных отношений к сплоченности с одной стороны и независимости – с другой.

Методы семейной психотерапии

В ходе работы с семейной группой психотерапевт может применять самые различные методы, которые подразделяются на оригинальные и перенятые из общей психотерапии. Семейную психоаналитическую, системную, стратегическую, поведенческую терапию и некоторые другие методики относят к оригинальным методам.

Выбор методов в семейной психотерапии имеет прямо пропорциональную зависимость от этапов такой терапии. Так как выделение этапов помогает структурировать непосредственно процесс семейной терапии, аргументирует порядок использования различных психотерапевтических приемов, методов и способов в зависимости от мотивации и объёма диагностической информации.

Так, например, на первом этапе (диагностический) происходит постановка диагноза в процессе приобщения психотерапевта к семейному коллективу, который выдвигает и проверяет гипотезы.

На этапе устранения семейного конфликта в процессе односторонних сеансов психотерапевта с семейной группой происходит обнаружение истоков конфликта и устранение его через эмоциональную ответную реакцию каждого члена семьи, который вовлечён в конфликтную ситуацию, вследствие установления соответственного контакта с психотерапевтом, помогающим участникам научиться разговаривать на языке, понятном всем. При этом он становится посредником и транслирует в скоординированном объёме данные о конфликте, идущие от одного члена группы к другому. Неречевой компонент таких данных может быть транслирован психотерапевтом во время сеанса семейной психотерапии. С такой целью употребляется приём под названием «робот-манипулятор», который заключается в том, что психотерапевт переводит противоречивое высказывание участника встречи на язык жестов, соотнося выразительность жеста с эмоциональной чувствительностью, терпимостью и толерантностью участников. На этом этапе терапии ведущими методами психотерапии становятся: недирективная психотерапия, которая нацелена на вербализацию бессознательных взаимоотношений личностей, а также специфические специально разработанные методы влияния членов семейной группы друг на друга.

На этапе реконструкции (восстановительном этапе) семейных отношений реализуется коллективное обсуждение насущных семейных проблемных ситуаций, проводится поведенческий ролевой тренинг и обучение нормам и правилам конструктивного спора (диалога).

Поддерживающий этап терапии заключается в закреплении ранее приобретённых на предшествующих этапах навыков , конструктивного общения и расширенного спектра ролевых поведенческих реакций в обычных условиях семьи. Также на данном этапе проводится консультирование и корректировка приобретённых навыков коммуникационного взаимодействия применительно к жизненным ситуациям.

Современная семейная психология и психотерапия располагает следующими приемами:

— суммированием и резюмированием;

— эффективным использованием молчания;

— обучением при помощи вопросов;

— умением слушать;

— анализом видеозаписи;

— повторением;

— уточнением (прояснением) и отражением ;

— проигрыванием различных ролей;

— конфронтацией, то есть предъявлением супругам неосознаваемых установок или стереотипов поведения для их последующего осознания и проработки;

— созданием “живых скульптур”.

Групповая семейная психотерапия

Семейная психология и психотерапия, в основном, рассчитана не более чем на 7 супружеских пар. Пары нужно подбирать приблизительно одной возрастной категории и с одинаковым уровнем образованности.

Основные принципы групповой психотерапии сходны с процессом терапии отдельной семейной пары, но существуют и отличия. При групповых сеансах важным моментом считается возможность обучения на модели взаимоотношений других, что значительно обогащает методики, так как имеется возможность разыгрывания ситуаций при помощи распределения ролей между участниками процесса. Групповая терапия позволяет не только поведать об обстоятельствах сложившейся ситуации, но и продемонстрировать альтернативные шаблоны поведения.

Групповая супружеская психотерапия способствует более эффективному освоению различных видов коммуникаций, например, научиться корректно, мягко высказывать своему партнеру не очень приятные вещи. Кроме этого, она предоставляет возможность грамотной оценки результатов конструктивных ссор.

Перед началом групповой терапии обычно проводится пара раздельных сеансов с мужчинами и женщинами, т.е. группа делится на две подгруппы. В группах, где будут присутствовать оба партнера, существует риск приумножения защитных реакций. Динамически целенаправленная работа группы семейных пар предполагает обстановку коммуникативной безопасности, преодоления знакомых ограничений, устоявшихся мнений. Типичное раскрытие клиента будет наблюдаться только после того, как супруг(а) начнет оправдываться. Люди, в основном стремятся попасть на сеансы именно групповой психотерапии именно из-за желания скрыть о себе информацию и до конца не раскрываться. Довольно часто наблюдаются неблагоприятные последствия сеансов терапии, когда супруги приходят домой и продолжают ссору. Выработанные выводы после психотерапевтических сеансов могут стать причиной эскалации супружеского конфликта. Именно поэтому большинство терапевтов считает целесообразным в ходе проведения сеансов руководствоваться не столько динамической психотерапией, сколько инструктивным разбором вопросов, которые касаются жизни партнеров (быт, досуг, воспитание детей и т.п.). Также популярностью пользуются бихевиористические методики, ориентированные на формирование навыков положительных коммуникаций и умение разрешать конфликты.

Обычно работа в группе ведется двумя терапевтами. Группа помогает изобретать модели и обстоятельства, которые могут применять супруги, а пары сравнивают собственное поведение. На сеансах проигрываются с последующим комментированием различные формы коммуникаций и приемы разрешения проблем, формируются и сравниваются брачные соглашения между супругами, контролируется их выполнение.

Некоторые психотерапевты используют жесткие организационные границы – в ходе встреч супружеские пары обучаются четкому формулированию собственных переживаний, акцентированию основных пожеланий и конкретизации требований относительно трансформаций в поведении партнера.

Техники семейной психотерапии

Техники семейной психотерапии – это специфические приемы и предписания, через которые осуществляется видоизменение семейной системы для улучшения эффективности ее функционирования.

Сегодня в трудах современных психотерапевтов можно встретить различные виды классификаций техник, которые применяются в семейной терапии. Целевое предназначение техник является наиболее распространенным параметром для создания классификации. Н. Фредман и Р. Шерман выделили следующие группы техник: социометрические, поведенческие и парадоксальные техники, техника структурного вмешательства, техники, базирующиеся на использовании воображения. Некоторые ведущие психотерапевты предлагают дополнить приведенную классификацию еще од­ним набором техник, которые основаны на организации беседы.

Социометрические техники являют собой сегодня наиболее доступный метод исследования и реставрации дисфункциональной структуры семьи в процессе ее психотерапии. При помощи техник этой группы можно получить актуальную информацию о жизнедеятельности семьи на четырех уровнях. Социометрические техники позволяют ослабить сопротивление семьи трансформированию и воздействию, которое оказывается на функциони­рование семьи в ходе терапии.

Поведенческие техники в теоретическом аспекте восходят к периоду триумфального главенствования бихевиоризма и основываются на выработке положительных коммуникаций и умений разрешать проблемы. При данном подходе перед терапевтом не стоит задача проникнуть в корень конфликта. Ему необходимо изменить существующие поведенческие стереотипы, поэтому поведенческая техника заключается в детальном анализе поведения.

Парадоксальные методы сегодня занимают позицию одного из наиважнейших направлений в семейной терапии. Их популярность обусловлена краткосрочностью самой техники, в ходе которой модификации возникают как будто сами собой.

Системное и структурное направления психотерапии утверждают, что терапия не будет успешной без вмешательства психотерапевта. Техника структурного вмешательства ориентирована одновременно на трансформацию структуры и на идентификацию проблемной ситуации или конфликта. Она базируется на усилиях терапевта, направленных на присоединение (приобщение) к семье. Таким образом, терапевт и семейная группа сплачиваются для создания терапевтической системы. Отсюда следует, что техника начинается с приобщения к системе семьи с целью стать «внутрисистемным» ускорителем терапевтических модификаций. Семья достигнет успеха только при условии того, что терапевту удалось проникнуть в систему оптимальным в каждом определенном случае методом.

К технике, базирующейся на использовании воображения, относится , ассоциативные эксперименты и т.д.

1. Семейная психотерапия

2. Развитие семейной психотерапии

    • Школа Пало Алто
    • Семейная психоаналитическая психотерапия

4. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

8. Список литературы

Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  • семейный диагноз, диагностический этап;
  • ликвидация семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений

учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

  • Эффективное использование молчания;
  • Умение слушать;
  • Обучение с помощью вопросов;
  • Повторение;
  • Суммирование, резюмирование;
  • Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  • Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  • Проигрывание ролей;
  • Создание “живых скульптур”;
  • Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-х годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта - то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом - один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-х годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

Определение и прояснение отношений.

Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”.

Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия

Крупнейшие представители этого направления - Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  • Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  • Формулирование психотерапевтического запроса.
  • Реконструкция семейных отношений.
  • Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления - Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья - это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая психотерапия

Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Наиболее популярны следующие техники работы:

  • формирование (shaping ) - достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;
  • жетонная система - использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;
  • контрактная система - включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • прерывание (timeout ) - наказание в виде изоляции.

Семейная поведенческая психотерапия - это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker ) и Огаст Напир (August Napier ). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Супружеская психотерапия

Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

Управление взаимным положительным поведением супругов;

Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы - заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

Уважение к личной жизни партнёра;

Подвижность в исполнении семейных ролей;

Равноправие;

Аутентичность - знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

Открытое партнёрство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Семейное консультирование

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

“Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

Работать одному или пригласить ко-терапевта?

Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

Где работать с семьёй - в кабинете или по месту её жительства?

Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи?

Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

С каких проблем начать, с частных или семейных?

Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Список использованной литературы:
    1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.
    2. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.
    3. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.
    4. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.
    5. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.