» » Проявления качеств человека природа качеств. Оценивая других, мы оцениваем себя Левые - налево, правые - направо

Проявления качеств человека природа качеств. Оценивая других, мы оцениваем себя Левые - налево, правые - направо

Про эмоциональный интеллект говорят давно, так что для 60% руководителей уже очевидно, что ЭИ - очень важный показатель при выборе кандидатов на открытую должность.

Чтобы оставаться востребованным на изменчивом рынке труда и конкурировать с искусственным интеллектом, сотрудникам придется развивать навыки, непосильные компьютеру и ИИ.

Согласно докладу Всемирного экономического форума «The Future of Jobs», к 2020 году эмоциональный интеллект станет одним из самых востребованных качеств при устройстве на работу.

Что это такое

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение человека распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Другими словами, чем лучше развит ЭИ, тем более точно человек сможет истолковать ситуацию и будет меньше подвержен стрессу.

Довольно сложно одновременно воспринимать, использовать и понимать эмоции, а также управлять ими. Обычно у человека хорошо развиты 1-3 составляющих эмоционального интеллекта.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Пожалуй, самая простая для понимания - смешанная модель. Она состоит из 5 характеристик, объясняющих ЭИ.

  • Самопознание - изучение самого себя, своих психических и физических особенностей
  • Самоконтроль - способность управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей
  • Социальные навыки - способность успешно взаимодействовать с другими людьми
  • Эмпатия - способность определять чувства других людей
  • Мотивация - стимулы, побуждающие человека к действию

Признаки человека с низким эмоциональным интеллектом:

  • Склонны к обидам
  • Не умеют прощать
  • Не умеют сочувствовать и сострадать
  • Не умеют понимать эмоции и чувства как свои, так и чужие
  • Думают, что другие слишком чувствительны
  • Сосредоточены только на себе
  • Постоянно спорят
  • Плохо контролируют свои эмоции
  • Неспособны учиться на своих ошибках
  • Не умеют слушать и слышать

Мифы вокруг эмоционального интеллекта

Вокруг понятия «эмоциональный интеллект» накопилось уже немало мифов, теперь стало сложно разобраться, что же это такое и как его применять в жизни. Попробуем разобраться, где правда.

  1. ЭИ – это для манипуляции

Да, эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих, что дает возможность управления взаимоотношениями. Но не стоит путать это с манипулированием. Согласно определению, психологическая манипуляция - социальное и психологическое воздействие, стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. А развитый ЭИ – это ровно противоположное. Никакого сокрытия, обмана или манипуляции, более того, ЭИ позволяет понять, когда манипуляция направлена на тебя.

2. Человек с развитым эмоциональным интеллектом постоянно сдерживает эмоции

На самом деле, человек с развитым ЭИ может игнорировать бессмысленное эмоционирование окружающих и включать внутреннего наблюдателя при необходимости. Это помогает сохранять спокойствие, не вестись на эмоцию, а видеть суть, которая за этим скрывается. EQ помогает понять, что за любым неконструктивным действием на самом деле может стоять позитивное намерение.

3. Эмпатия наше все

Эмпатия – это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Но одного понимания, что происходит с другими, совсем не дает понимания об этом мире. Дюди с развитой эмпатией и другими недоразвитыми навыками EQ готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. Эмпатия без осознанности, без достаточно развитой стрессоусточивости и целеполагания может принести только вред, а не пользу.

Как оценить?

Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:

Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:

Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?

Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?

Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?

Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции. Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих.

Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.

  1. Кто вас вдохновляет? Почему?

Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.

  1. Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?

Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.

  1. Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?

Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию - важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.

  1. Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.

Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.

  1. Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.

Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании. Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным.

Тесты для измерения эмоционального интеллекта

Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.

  1. Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) - один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
  2. Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
  3. Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
  4. Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы - 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом - 20.

Как развивать

Эмоциональный интеллект это не только то, что надо искать в кандидатах. Развитый ЭИ также поможет рекрутерам добиться успеха. Поэтому рассмотрим подробнее, как его можно развить

Хорошая новость - в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развить в любой период своей жизни. Если вы испытываете неловкость или дискомфорт при общении с близкими и коллегами, то при определенных усилиях и желании, его можно преодолеть, занявшись развитием эмоционального интеллекта.

  • Старайтесь анализировать свои эмоции и осознавать себя. Записывайте, что вы ощущаете, почему у вас возникло то или иное чувство и как вы себя ведёте в различных ситуациях (в состоянии покоя, наслаждения, радости, гнева и т.д.).
  • При возникновении отрицательных эмоций, ищите способ нейтрализовать их. Музыка, прогулка на свежем воздухе или чай с ромашкой - важно найти свое «лекарство» и обращаться к нему в случае чего.
  • Если спора и встречи с оппонентом не избежать, всегда старайтесь примерять на себя противоположную точку зрения, понимать, что он чувствует и озвучивать это. Интересуйте мнением других, только так можно развить эмпатию.
  • Во время общении будьте спокойны, старайтесь оставаться максимально открытым и не давите.
  • Не забывайте, что контролировать эмоции невозможно, но вы можете управлять реакцией на них. Старайтесь реагировать более сдержанно на раздражители, и всегда смотрите на причину их возникновения.

Как развивать эмоциональный интеллект внутри компании?

Уровень ЭИ внутри команды влияет на способность услышать друг-друга, нейтрализовать конфликты, ясно доносить свою точку зрения, мотивировать себя и коллег. В общем, эффективно работать. Чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта среди сотрудников компании:

  • Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя ценными

Если у сотрудника есть право голоса и возможность влиять на внутренние процессы компании, он чувствует себя важной и ценной частичкой компании и коллектива. Регулярно говорите с работниками о том, что они чувствуют по поводу каких-то изменений в компании. Сделайте так, чтобы они могли спокойно вам сообщить о том, что они расстроены, злы или напуганы. Не забывайте почаще благодарить коллег и напоминать о том, какой вклад в компанию они приносят.

  • Сделайте обратную связь регулярной и основанной на реальных фактах

Давать, также как и получать, позитивную и негативную обратную связь помогает работать над собой и становиться лучше. Но будьте открыты также принимать критику в свой адрес. Подвести сотрудника к оценке вашей деятельности можно с помощью вопроса: «Если ли бы ты был на моем месте, чтобы ты поменял?». Вы должны контролировать свою реакцию на все, что вы услышите в ответ. Если вам не понравилось услышанное, сперва проанализируйте, почему это вызывает у вас такую реакцию, и только потом отвечайте.

  • Сделайте тренинги по контролю эмоций доступными для всех сотрудников

Вспышки гнева, негодование и разочарование от работы часто являются результатом сдерживаемых ранее эмоций. Тренинги должны научить выражать свои эмоции словесно, спокойно решать сложные ситуации и предотвращать эмоциональные взрывы.

И в заключение

Ищите кандидатов, которые страстно любят то, что делают и сохраняют спокойствие, когда вокруг бушуют страсти. Способствуйте развитию и поощряйте рост ЭИ у уже существующих сотрудников. Не забывайте о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта поможет вам добиться успеха в роли рекрутера, потому что именно самосознание, эмпатия и хорошие коммуникативные навыки могут помочь вам укрепить отношения с кандидатами.

И помните, что не стоит опираться исключительно на этот показатель, в одной компании совершенно спокойно могут вместе работать люди с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта.

Самооценка

Материалы из «Рабочей тетради по профориентации», разработанной Центром Профориентации Молодежи г. Химки и предназначена для использования в рамках профориентационной работы, проводимой данным Центром в Химкинском районе с учащимися девятых классов средних школ, лицеев и гимназий. Основная часть материала также может быть использована для самостоятельного изучения.

Мы судим о себе по тому, чего мы способны

добиться; другие судят о нас по тому, чего мы добились.

Генри Лонгфелло

Самооценка – это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:

А) знание о себе (через общение с другими)

Б) отношение к самому себе

Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная свои предыдущие успехи и неудачи.

Чтобы сделать адекватным уровень своей самооценки, ты можешь обратиться к психологу, который поможет тебе разобраться в любой проблеме на индивидуальной консультации. А также будет полезным посетить тренинги (это очень интересные групповые занятия игровой формы, на которых ты получаешь не только нужные умения и заряд энергии, но и возможность приобрести новых друзей), направленные на повышение самооценки.

НАПРИМЕР:

Тренинг «Общаться?.. легко!» поможет приобрести навыки общения, умение устанавливать контакты с людьми, навыки самопрезентации.

Тренинг «Какой я?» (тренинг личного роста) - это изучение себя, саморазвитие.

Тренинг «Да…Да? – Да!» поможет приобрести уверенность в себе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Темперамент.

При выборе профессии необходимо учитывать особенности своего темперамента.Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека (степень уравновешенности, эмоциональной подвижности), от которых зависят реакции человека на других людей и различные социальные обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента:

    Холерик. Имеет сильную неуравновешенную нервную систему. инициативен, энергичен, активен. Работе отдает слишком много сил, поэтому быстро выдыхается. Ему подходит цикличная деятельность, переодически требующая большого напряжения, но чередующаяся с более спокойной работой. Холерики не теряются в критических ситуациях (профессия авиадиспетчера, водителя и др.). Холерик не может выполнять монотонную работу.

    Сангвиник. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Быстро усваивает информацию, легко переключается с одной работы на другую. Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, легко сходятся с другими людьми, очень общительны, уравновешены, готовы всё время действовать, что-то организовывать, поэтому им больше подходит работа с другими людьми. Они неэффективны там, где надо долго делать однообразную работу.

    Флегматик. Характеризуется упорством и старательностью, малоразговорчив, в работе и общении спокойны. Флегматик с трудом переключается с одной деятельности на другую, долго раскачивается перед работой, не любит разнообразие, хорошо приспособлен к монотонной работе. Флегматик нетороплив, но может достичь хороших результатов благодаря своей настойчивости и хорошей организации труда.

    Меланхолик. Имеет слабую, неуравновешенную и малоподвижную нервную систему. Отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, тревожностью, высокой самокритичностью, Меланхолики более осторожны в работе, любят работать индивидуально, не спеша, легко поддаются стрессам, им трудно сосредоточиться на работе при наличии помех, в критических ситуациях теряются. Работа, требующая большого напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями, меланхоликам противопоказана. Меланхолик будет эффективно выполнять работу, связанную с информацией и людьми в ситуации, требующей тонкого и глубокого анализа. Деятельность, требующая постоянного общения с людьми (продажи, лекции, переговоры, публичные выступления), для меланхолика затруднительна в силу его индивидуальных особенностей.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип может иметь свои недостатки и достоинства.

В темпераменте человека есть еще такие свойства, как экстраверсия (направленность человека на внешний мир, на конкретные явления, предметы, на людей), интроверсия (направленность на свой внутренний мир, абстрактные идеи) и амбоверсия (Амбоверт - человек, наделенный прекрасными чертами характера: лояльный, верный, честный, рассудительный, добрый, с развитым чувством долга. Общительный, но не болтливый. Делает все возможное для других. Его преданность велика, вплоть до полного самоотречения. Лишен зависти и жадности. Таких людей высоко ценят, и это правильно - они великодушны и бескорыстны. Они не любят сборищ и толпы. В меру целеустремленны и достаточно настойчивы: знают, чего хотят от жизни. Амбоверты, как и другие типы, интеллектуальны, обладают тягой к знаниям).

Слишком высокая степень экстраверсии больше всего способствует достижению успеха в сфере «человек-человек». А интроверсии –.в сфере «человек-знаковая система, «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-техника», но в основном в тех специальностях профессий, где нужно работать индивидуально. Пройдя тест Г.Айзенка, ты узнаешь, какой у тебя тип темперамента, и кто ты – экстраверт или интроверт. Нужно знать, что темперамент в чистом виде проявляется очень редко, в основном присутствуют смешанные типы.

Рассмотри карикатуры, нарисованные датским художником Х.Бидструпом и попытайся определить типы темперамента героев.

Error: Reference source not found

Определить свой тип темперамента ты можешь с помощью опросника Г. Айзенка (подростковый вариант).

Определение типа темперамента с помощью опросника Г. Айзенка.(подростковый вариант).

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4.Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.Ты веселый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Многое ли раздражает тебя?

14.Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16.Тебе можно доверять любую тайну?

17.Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18.Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19.Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22.Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23.Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружиться голова?

30.Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32.Ты любишь иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34.Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35.Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36.Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39.Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40.Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41.Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42.Если тебе случиться попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43.Ты любишь шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45.Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48.Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49.Тебя считают веселым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52.Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54.Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56.Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Бланк ответов

Да – «+», нет – «–».

Обработка результатов.

Отвечая на вопросы, ты получил(а) баллы по шкалам: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Посчитай количество баллов, совпадающих с ключом Если количество баллов по шкале лжи превышает 5 баллов, то ты был неоткровенен в своих ответах и результаты теста не соответствуют реальности. Отложив полученную сумму баллов по шкале Х (интроверсия-экстраверсия) и сумму по шкале У (стабильность), определи, в каком квадрате ты оказался. Шкала имеет деления от 0 до 24 баллов. Начало шкалы – 0 баллов, а середина шкалы равна 12 баллам.

Сверь свои результаты с оценочной таблицей для этой шкалы. Например, если по шкале интроверсии-экстраверсии у тебя получилось 5 баллов, а в оценочной таблице указано, что от 1 до 7 – значительная интроверсия, то это значит, что ты ярко выраженный интроверт.

Ключ.

1.Экстраверсия-интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2,5,7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов.

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии – интроверсии.

Оценочная таблица для шкалы эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

очень высокая

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

ТЕСТ «МЫСЛИТЕЛЬ – СОБЕСЕДНИК – ПРАКТИК»

Отметь один или несколько вариантов из трех предложенных. Подсчитай количество отмеченных вариантов в каждом столбце, запиши число в строку «результат». Найди наибольшее.

Источник информации

Ощущения черпает внутри себя

Ощущения черпает в общении

Ощущения черпает в практических действиях

Способ решения возникающих задач

Необходимые сведения ищет в письменных источниках

Сведения добывает в общении с другими людьми

Предпочитает организовывать «мыслителей» и «собеседников»

Особенности мышления

Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций

Отсутствие строгой логики, опора на мнение других людей

Строгая логика с ориентацией на мнение других

Особенности принятия решений

Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль

Легко меняется в пользу благополучия группы

Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным

Эмоциональная потребность

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Динамичность эмоциональных переживаний

Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций

Эмоциональная ровность и предсказуемость

Средняя степень ровности и предсказуемости

Проявление переживаний

Скрытность чувств

Эмоциональная выразительность и открытость

Эмоциональная несдержанность

Ходьба

Угловатая, неуклюжая, вялая

Плавная походка

Энергичная, уверенная походка

Поза

Угловатая, напряженная

Расслабленная поза

Уверенная осанка

Жестикуляция

Отсутствует либо угловатая

Богатая, разнообразная

Решительные манеры

Мимика

Слабая и бледная мимика (сильный самоконтроль)

Соответствующая внутренним переживаниям

Выразительная артистичная мимика

Речь

Замедленная, слабой выразительности (тихий голос)

Легкая, мягкая манера

результат

МЫСЛИТЕЛЬ

СОБЕСЕДНИК

ПРАКТИК

Методика «За и против – 1» (РС версия)

Выявляет предпочтительные группы профессий, а также побуждает к размышлению над проблемой самоопределения.

Она создана и предложена к реализации д.п.н. Н.С.Пряжниковым. Опросник состоит из трех частей: активизирующие опросники «За и против-1», «За и против-2», «За и против-3».

Результат:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Методика «За и против – 2» (РС версия)

Ориентировочно выявляет наиболее развитые качества и способности, а также побуждает к размышлению ценностно-смыслового плана о будущем профессиональном выборе.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Методика «За и против – 3» (РС версия)

Ориентировочно выявляет профессиональные ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях.

Результат: __________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Обобщение результатов методик

«За и против»

Запиши свои результаты в сводную таблицу.

Методика «Будь готов!» это способность вести себя

  • Книга ирвинга гофмана “представление себя другим в повседневной жизни” и социологическая традиция

    Книга

    Поступков; и, во-вторых, способность оценивать собственные действия, во­ображая, как... склонны связывать свое самолюбие, личную самооценку , свое эго, в основном... торгах с богатыми клиентами - это способность вести себя сти­хийно-естественно, что для...

  • Это обособившаяся от природы но тесно с ней связанная часть мира которая включает в себя способы взаимодействия людей и

    Документ

    ... самооценки и пр. 7.Самосознание – определение че­ловеком себя как личности, способной ... в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию - суженное воспроизводство... Гражданская дееспособность - это способность своими действиями осуществлять...

  • Что есть гадание

    Книга

    ... этой карте свойственны определенное фарисейство, типичный "весовской" снобизм, завышенная самооценка ... оценивать произошедшее и происходящее. Так, ставя себе ... выявить у себя способность к кожному зрению и научиться этой способностью пользоваться. ...

  • 1 урок. Самооценка и уровень притязаний

    Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

    Программа «Психология и выбор профессии» поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия».

    На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий и упражнений. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие нашей работы – конфиденциальность. Еще одно важное условие – искренность при ответе на вопросы. Если вы даете заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся вашего поведения в различных ситуациях, то результаты тестов будут недостоверны.

    В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов вы получаете оценку «отлично», за четыре – «хорошо» и так далее. Одни задания вы будете выполнять на уроке, другие – дома.

    • Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики. Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

    Задание №1. «Кто Я?»

    В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

    Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то - новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом - подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.

    Самопрезентация - это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации - создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.

    Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете то место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я - человек, ученик» и т.д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.

    Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши друзья».

    Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Обратите внимание, сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?

    Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы - своих увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.

    В каком времени стоят глаголы в ваших ответах - в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи.

    Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту…, Когда выучусь …, Когда женюсь …, Когда куплю машину …, когда построю дом …» и так далее до бесконечности. Планирование - дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе?

    Не переживай Будущее - оно еще не родилось.
    Похорони прошлое - оно умерло.
    Живи Настоящим!
    Только в нем душа трудится вместе с Богом!

    Генри Лонгфелло

    Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.

    Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.

    Самооценка - это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.

    Задание №2. «Какой Я?»

    1 2 3 4 5

    УМ


    6 7 8 9 10

    1 2 3 4 5

    ДОБРОТА


    6 7 8 9 10

    1 2 3 4 5

    КРАСОТА


    6 7 8 9 10

    Задание №3. «Самый-самый».

    Каждый учащийся получает листок, на котором он должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях «самый умный», «самый добрый» и «самый красивый». Учитель собирает листочки и зачитывает имена. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

    • О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые, спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
    • Однако слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
    • Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

    Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

    САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

    Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

    Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

    Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность . Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

    Есть только два способа повысить самооценку:

    1) добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

    2) снизить уровень притязания.

    Достичь одновременно и того, и другого удается только великим людям.

    • Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой - и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
    • Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он. готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Д.Карнеги, Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М.,1993).

    Если ваша цель – жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

    Что вы вкладываете в понятие «успех»?

    Задание №4. «Успех – это …»

    В течение 3 минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

    Итак, вы познакомились с важнейшими понятиями психологии – «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний».

    Самостоятельно ответьте на вопросы задания № 4, отметив тот вариант, который вы считаете верным.

    Задание №5.

    Вопросы на понимание темы урока.

    1. Способность оценивать себя называется:

    а) самодеятельность, б) самооценка , в) самопрезентация, в) самовосприятие.

    2. На самооценку в первую очередь влияет:

    а) уровень притязаний , б) привлекательность; в) трудолюбие, г) здоровье.

    3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

    a) конгруэнтность, б) конфиденциальность , в) толерантность, г) лояльность.

    4. «Формулу счастья» вывел:

    а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс , г) Гиппократ.

    5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

    a) искренность , б) критичность, в) общительность, г) независимость.

    А.способность к продолжению рода 1. социальная

    Б. способность приспосабливаться
    к условиям природной среды 2. биологическая

    В. способность накапливать знания
    и трудовые навыки

    Г. способность видеть цель своих действий

    Д. способность оценивать себя и других

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А 15. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

    2. выдвижение и обоснование гипотез

    3. фиксация обобщений в виде законов

    4. получение количественных данных об изучаемом объекте

    5. разработка научных теорий

    6. объяснение существующих взаимосвязей

    А. 16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Общество - это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

    Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А 17

    Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий

    обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура

    античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п.

    Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге

    взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально

    существующая культура, созданная в определённом ареале…

    Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты


    и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

    , .

    (Д.А. Лалетин)

    Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

    А 18. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Для её описания использован метод теоретического объяснения.

    2. Она сложна для самостоятельного изучения.

    3. Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

    4. Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

    5. Её открытие произошло на основе полученного опыта.

    6. Она изложена специальным языком математики.

    А 19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

    А 20. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
    К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

    В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

    В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

    И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

    (В. Лавриненко)

    Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

    Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

    В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

    А 21. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

    1. «золотой век» человечества остался в прошлом

    2. история «движется по кругу»

    3. менее совершенные формации сменяются более совершенными

    4. общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

    А 22. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

    1. вера в существование сверхъестественных сил

    2. теоретическое обоснование законов развития природы и общества

    3. художественное выражение отношения к миру

    4. предложение законченной мировоззренческой системы

    А 23. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

    1. социальные 3. материальные

    2. биологические 4. эстетические

    А 24. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

    А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта

    Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    А 25 . Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

    Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или традиций, образ

    характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

    Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

    Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

    Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

    А 26. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

    1. особенности строения тела человека

    2. ценностные ориентации

    3. навыки поведения

    4. знания и умения

    А 27. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

    1. выявление сущности общественных и природных явлений

    2. отражение реальности в образах и символах

    3. выражение субъективного отношения к миру

    4. опора на идею сверхъестественного вмешательства

    А 28. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)

    1. увеличение военных расходов

    2. международные программы поддержки развивающихся стран

    3. сокращение расходов на ликвидацию неграмотности

    4. борьба с международным терроризмом