» » Презентация на тему "современные умк по английскому языку". Презентация на тему "современные умк по английскому языку" Компонентный состав умк по английскому языку

Презентация на тему "современные умк по английскому языку". Презентация на тему "современные умк по английскому языку" Компонентный состав умк по английскому языку

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Методика обучения иностранному языку »

По теме:

« »

Исполнитель:

Матыцына Татьяна Эдуардовна

ФИО

Москва 2016 год

Содержание

Введение

Сегодня различные издательства предлагают обширный перечень учебников. С одной стороны, хорошо, что есть выбор, с другой стороны, необходимо знать критерии, которыми должен руководствоваться учитель при выборе основного средства обучения.

К основным средствам обучения Е. Н. Соловова относит УМК, а не просто учебник. Автор отмечает, что состав современных отечественных и зарубежных учебников может незначительно варьироваться, «но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть », в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя.

И. Л. Бим считает, что при выборе УМК учитель должен учитывать особенности образовательного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которых обучает учитель, уровень профессионализма педагога.

Отобранный УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать как реалии страны изучаемого языка, так и реалии нашей страны ».

Е. Н. Соловова считает, что при выборе УМК должен соблюдаться принцип преемственности между школами в рамках города, района, области, чтобы ребенок не испытывал трудностей в изучении иностранного языка при переезде или переходе в другую школу. Поэтому выбор УМК «является прерогативой не только самого учителя, но и школы ».

1. Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК

1.1 Учебник в условиях вариативной системы образования

Определяя учебник как основное средство и компонент учебного процесса, Якушев М. В. отмечает: « В последние годы получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Под параллельными мы понимаем учебники, изданные в нашей стране разными коллективами авторов для определенной ступени (этапа, года) обучения ». Эти учебники, соответствуя, в основном, программе обучения, отличаются, по мнению автора, по содержанию и методическому построению (распределению материала, соотношению видов речевой деятельности (ВРД), системе упражнений и т.д.). К подобным учебникам можно отнести “ Spotlight ” ( Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.), “ Forward ” (Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд), “ English ” (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др.), “ Favourite ” (Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В.) и др.

Альтернативными учебниками автор называет аутентичные учебники, издаваемые в стране изучаемого языка. К ним можно отнести “English Vocabulary in Use" (Stuart Redman, Michael McCarthy), “Excellent” (Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Carolyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield), “New Chatterbox” (Strange D.), “English Together” (Diana Webster, Anne Worrall), “New Snapshot” (Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White), “Opportunities” (Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris) и др.

Анализируя альтернативные учебники, Якушев М. В. Отмечает, что «эти УМК преследуют иные цели, имеют специфическое содержание, реализуют другие методы обучения. Несмотря на то, что некоторые из них получили одобрение экспертного совета Минобразования России и, не отрицая их положительных свойств и широких возможностей эффективного применения в учебном процессе, следует все же указать на необходимость анализа и критической оценки аутентичных УИЯ, поскольку они не ориентированы на русскоязычных учащихся, не учитывают трудности в понимании ИЯ и культуры, особенности мировосприятия и менталитета ». Таким образом, они не полностью отвечают требованиям, предложенным российскими учеными к выбору УМК.

Многие ученые сходятся во мнении, что, несмотря на многочисленные достоинства, зарубежные учебники не могут заменить отечественные УМК по нескольким причинам:

    во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России;

    не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки;

    работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь;

    нет опоры на родной язык;

    мало страноведческой информации в контексте диалога культур;

    мало художественных текстов по проблемам молодежи;

    не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д.

1.2 Умения, необходимые учителю для выбора УМК

Якушев М. В. считает, что « знание учебников и учебно-методических комплексов, умения обоснованного выбора учебников и учебно-методических комплексов, используемых педагогом, однозначно признаются составляющей профессионально-методической подготовки », особенно в условиях альтернативной образовательной системы. Под умением анализировать учебные пособия автор подразумевает комплекс умений:

    выделение объектов изучения;

    выявление заложенной системы обучения;

    определение существенных признаков и свойств учебника, его достоинств и недостатков;

    особенности организации учебного материала;

    определение соответствия учебной программе, этапу обучения, уровню обученности;

    уяснение эффективности предлагаемого пути и возможных трудностей усвоения материала.

    умение ориентироваться в составе УМК и определять оптимальность использования средств обучения, место и значение каждого компонента;

    умение определить преемственность компонентов УМК на протяжении всего периода обучения;

    умение оценить пригодность учебника, исходя из внешних условий обучения (сетка часов, требования программы...);

    умение определить соответствие учебного материала контингенту учащихся (состав группы, этап обучения и уровень обученности, возрастные особенности…);

    умение определить заложенные в учебнике ведущие способы взаимодействия;

    умение установить, в какой мере учебник развивает самостоятельность и умение учиться, демонстрирует способы деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся;

    умение выявить принципы и рациональность методической организации и прогрессии материала; – умение критически оценить содержательную сторону текстов и учебный материал с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей (мотивация, учет потребностей, актуальность информации, культурологическая и ком- муникативная ценность, аутентичность...);

    умение определить дидактическую нагрузку иллюстративного материала, оценить, насколько оформление учебника облегчает усвоение материала и стимулирует и развивает обучающихся;

    умение определить соотношение ВРД и преемственность в развитии навыков и умений; – умение определить цель УИЯ и возможность ее достижения; – умение определить соответствие методической концепции авторов приоритетному направлению в методике и закономерностям обучения ИЯ;

    умение выявить степень программирования учебного процесса, действий учителя и учащихся, возможности педагогической импровизации; – умение выявить образовательную ценность учебника и методический замысел авторов, способы и ясность его представления для обучающихся;

    умение анализа методической структуры урока (параграфа), выявления его разделов и назначения каждого этапа;

    умение оценить способы представления и приемы работы над грамматикой;

    умение определить иерархию предлагаемых типов упражнений, оценить их соотношение и последовательность для развития коммуникативных способностей;

    умение адекватно выбрать объекты и параметры анализа в соответствии с его задачами, формулировать значимые критерии оценки учебного материала.

Якушев М. В. придает большое значение анализу учебника и его эффективного использования действиям, направленным "на сравнение и сопоставление содержания и структуры разных учебников, на доработку учебного материала ».

1.3 Принципы выбора УМК в соответствии с критериями анализа

Соловова Е. Н., говоря о достаточно большом количестве УМК, отмечает, что при выборе базового курса обучения основными принципами выбора УМК, можно назвать следующие:

    является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

    соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

    соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

    развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

    обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

    доступен ли данный курс учителю и ученикам .

Современный учебник, считают И. Л., Бим, О.В. Афанасьева и О.А. Радченко, «должен учитывать положительные тенденции в отечественной и зарубежной методике обучения ИЯ ». И. Л. Бим считает важными критериями выбора УМК с точки зрения функционального назначения, следующие характеристики инвариантной части УМК:

    соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

    целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

    ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

    мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

Критерии анализа, по мнению Якушева М. В., для адекватного выбора учебника и эффективной работы с предложенным в нем учебным материалом должны быть следующие:

    соответствие внешним условиям обучения (требованиям Госстандарта, учебному плану, сетке часов, тематике, возможности применения всех, включенных в УМК средств обучения, доступности цены учебника, реализации приоритетной педагогической концепции и т.д.), возможности полноценного использования данного УМК в обучении;

    соответствие учебника программным требованиям к целеполаганию - развитию коммуникативной компетенции учащихся и возможности реализации практической цели обучения в учебнике;

    соответствие предлагаемого учебного материала и способов его усвоения с внутренними условиями обучения (групповыми особенностями: возрастом, составом группы, этапом обучения и уровнем владения языком, интеллектуальным развитием учащихся, преобладающим типом усвоения в группе, развивающими возможностями учебника и т.д.) и его актуальность для учащихся.

    соответствие программным требованиям оформления учебника, его ценности с точки зрения мотивации обучаемых и подкрепления процесса усвоения.

    аутентичность текстов, упражнений, грамматики, прогрессии учебного материала, урока и оформления учебника с точки зрения методической ориентации авторов учебника.

    соответствие программным требованиям методов обучения иностранному языку и эффективность использования метода обучения, лежащего в основе учебника иностранного языка, в заданной аудитории.

    соответствие программным требованиям принципов методической организации материала и основ учебной прогрессии, степень их рациональности.

    соответствие программным требованиям структуры урока, последовательности этапов занятия и видов учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям системы упражнений, последовательности, типов и видов упражнений, их соотношение и разнообразие форм учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям языкового наполнения учебника с позиций их аутентичности, личностной и функциональной значимости, страноведческой и культурноспецифической направленности, разнообразия.

Заключение

Педагог современной школы должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к нему ФГОС нового поколения.

«Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно - методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно-методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения ».

Поэтому, очевидно педагог должен владеть критериями анализа предлагаемых рынком УМК. Сегодня из большого перечня практики выделяют следующие основные критерии анализа:

1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых.

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение.

Список литературы

    Методика оценки уровня квалификации педагогических работников:- М., 2010 178 с.

    Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка -

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. М. В. Якушев : Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка - ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2004

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с 167

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с. 168

    Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 13

Учебно-методический комплект «Французский язык.IV класс» для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением французского языка автора Э. М. Береговской создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный УМК включает: · учебник в 2 частях; · книгу для учителя; · рабочую тетрадь; · аудиоприложение. Особенности УМК · коммуникативно-когнитивный подход в изучении французского языка; · чёткая структура каждого урока; · творческие развивающие упражнения с опорой на аудио- и зрительный ряд; · развитие коммуникативно-игровых способностей учащихся с помощью занимательных текстов, стихов, песенок, считалочек; · формирование интереса к культуре Франции, её традициям и обычаям. УМК «Французский в перспективе» адресован учащимся, изучающим французский язык в качестве первого иностранного языка на углублённом уровне. Главная цель обучения французскому языку, нашедшая своё отражение в методической концепции курса «Французский в перспективе» – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, проявляющейся в их способности и готовности к межкультурному общению, а также развитие всех её компонентов: лингвистического, социолингвистического, дискурсивного, социокультурного, компенсаторного и социального, – достигается при работе с текстами различных жанров и стилей, а также с помощью тренировочных и творческих заданий и упражнений. Кроме того, учебно-методические комплекты данной линии осуществляют эстетическое воспитание, расширяют кругозор и разносторонне развивают личность учащегося. Среди основных принципов обучения выделяются: Общедидактические принципы: - наглядность (как визуальная, так и аудитивная); - доступность и посильность; - систематичность и поэтапность предъявления учебного материала; - сознательность и прочность усвоения; - творческая активность. Психологические принципы: - учёт возрастных особенностей учащихся; - учёт индивидуальных особенностей учащихся. Методические принципы: - коммуникативная направленность учебного процессана основе его ситуативной обусловленности; - учёт специфики родного языка; - преобладающая роль упражнений на всех этапахформирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности; - концентрическая организация учебного процесса. Книги отличаются современной методической концепцией, четкой организацией каждого урока, занимательными текстами, творческими, развивающими упражнениями, сов ременным красочным оформлением. Учебно-методические комплекты для начальной школы обеспечивают достижение развивающих и образовательных целей обучения на данном этапе, дают возможность развития коммуникативно-игровых способностей учащихся, являются основой для формирования интереса к культуре Франции, ее традициям и обычаям В данном УМК наблюдается регулярная повторяемость изучаемого языкового материала в варьируемых ситуациях, контекстах при использовании различных форм работы, включая игровую деятельность. Авторы придают большое значение последовательному, систематическому использованию игровых моментов в учебном процессе. Преимущества данного УМК: 1. Четкая структура содержания УМК и соответствие заданий разных компонентов друг другу. 2. Благодаря цветному изданию учебника и рабочей тетради наблюдается повышенный интерес к выполнению заданий у учеников; 3. Соответствие тем текстов, аудиозаписей и содержанию в целом интересам и возрастным психологическим потребностям учащихся данного возраста. Недостатки данного УМК: 1. Упражнения по текстам и грамматическим темам однотипны. 2. Недостаток информации по истории и страноведении стран изучаемого языка. 3. Отсутствие аутентичных текстов.

Обзор УМК.

Лесная Е. Н., учитель английского языка, МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова.

Хорошая книга - лучший советчик и друг человека. А учебник по английскому - лучший друг того, кто решил изучать язык международного общения. Как же выбрать себе «товарища» среди нескольких десятков пособий. Выбор учебника - один из важнейших факторов, от которого будет зависеть эффективность изучения английского языка. Учебник должен быть построен методически правильно, оснащен интересными и полезными материалами, качественными закрепляющими упражнениями. Скучное пособие может отбить всякую охоту заниматься изучение языка. Сегодня на рынке представлен широчайший выбор учебников, как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому так сложно подобрать такое пособие, которое окажется наиболее подходящим. Разнообразие и доступность книг для изучения языков упростило задачу, но и одновременно усложнило выбор.

Проанализировав представленные разными издательствами на нашем рынке пособия для изучения английского языка в младшей и средней школе, я остановилась на издательстве Макмиллан, поскольку здесь имеется самый широкий выбор УМК. Каждый учебник разделен на несколько уровней, что позволяет выбрать тот, который соответствует уровню знаний детей. Темы и задания в учебниках подобраны с учетом интересов различных возрастных групп. Яркие, современные и увлекательные, они являются неотъемлемыми помощниками учителя в обучении и мотивировании. Все учебники построены таким образом, чтобы развивать все языковые навыки учащихся: письменная речь, чтение, восприятие на слух и разговорная речь.

Все курсы включают подробные книги для учителей, которые содержат поурочные планы, дополнительные здания и копируемый раздаточный материал для работы на уроке. Форма подачи материала в этих пособиях - учебник с изложением материала от простого к сложному. Представленные учебники можно использовать как для основных, так и для дополнительных занятий.

Начнем с Brilliant Russian Edition . Новое издание учебно-методического комплекта Brilliant , предназначенное для учащихся 2-4 классов, разработано специально для общеобразовательных учреждений РФ и соответствует Государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку . Основные характеристики УМК: - интегрированный подход к обучению языковым навыкам и речевым умениям; - знакомство учащихся с реалиями и бытом разных стран (« Мир вокруг нас »); - формирование у учащихся навыков самостоятельного чтения («Читаем с удовольствием!»); - формирование у учащихся навыков оценки своих успехов в изучении языка («Мой языковой портфель»); - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.

УМК Way Ahead - шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно- ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.
Опыт использования УМК в российских школах показывает, что материал учебника позволяет учителю успешно выполнить все требования стандарта начального общего образования по английскому языку.

Macmillan Next Move - семиуровневый курс английского языка для учащихся 1-7 классов. В основе обучения английскому языку лежат диалоги, характерные для реальных жизненных ситуаций, интересные статьи о разных странах, красочные иллюстрации.
Комплект для учащегося включает в себя Книгу для учащегося, Рабочую тетрадь и DVD-ROM с видеоматериалом и дополнительными тренировочными заданиями. Учительский комплект состоит из Книги для учителя, DVD-ROM для работы в классе на интерактивной доске, кода к интернет-ресурсу Teacher Website с дополнительным методическим и дидактическим материалом. Дополнительно предлагается аудиодиск для работы в классе.

Так же представлены другие УМК для развития дополнительных аспектов языка.

Если к основному курсу нужно подключить более углубленное изучение грамматики, то можно взять Macmillan Primary Grammar - трехуровневый курс практической грамматики английского языка для начальной школы.
Основные характеристики пособия:
. соответствие требованиям Государственного стандарта начального и основного общего образования;
. четкая структура уроков;
. Книга для учителя представлена на русском языке;
. интегрированный подход к формированию языковых (грамматических, лексических, фонетических) навыков и развитию речевых умений;
. упражнения на формирование правильного произношения;
. объяснение грамматических явлений на русском языке;
. использование игровых элементов при закреплении изучаемого грамматического материала.

На начальном этапе изучения языка важную роль играет изучение правил чтения. Для этого можно рекомендовать н аглядное пособие «Английский язык. Правила чтения», которое состоит из шести цветных плакатов, иллюстрирующих основные правила чтения:
. гласных букв в открытых и закрытых слогах;
. гласных перед ‘r’;
. сочетаний гласных букв;
. сочетаний согласных букв.
Основные характеристики:
. правила чтения даются на примере слов и предложений;
. данное пособие может быть использовано с любым УМК по английскому языку для начальной школы.

Для успешной сдачи экзаменов в старшей школе и в будущем для сдачи международных экзаменов нужны навыки, знания и опыт сдачи экзаменов в целом. Поэтому эти навыки мы можем формировать уже в младшей школе.

The Cambridge ESOL Young Learners English Tests - первый опыт сдачи экзаменов для младших школьников, и очень важно, чтобы он был положительным. Для этого авторы включили в сборники тестов яркие иллюстрации, а в Книге для учителя разместили методические рекомендации, как сделать подготовку к экзаменам Starters, Movers и Flyers интересной.

Основные характеристики:
. каждая из трех книг предлагает четыре полных теста соответствующего уровня;
. красочные иллюстрации на страницах тестов, превращающие монотонную тренировку в увлекательное занятие;
. материал тестов, написанный опытными преподавателями, методистами, экзаменаторами;
. в разделе Speaking picture представлены пошаговые инструкции по выполнению устной части экзамена;
. доступная для скачивания здесь Книга для учителя к каждому уровню, разъясняющая процедуру экзамена и содержащая дополнительные задания.

Некоторые представленные ранее УМК являются многоуровневыми и могут быть использованы для изучения языка и в средней школе. К ним можно еще добавить следующие пособия.

Hot Spot - курс английского языка, рассчитанный на учащихся от 10 лет и старше (5-9 классы) . УМК Hot Spot в максимальной степени учитывает особенности психологии подростков и их возрастные интересы, а познавательные тексты и рассказы, современный дизайн и прекрасные фотоиллюстрации способствуют повышению их мотивации к изучению английского языка.
Основные характеристики:
. разделы Check Your English в конце каждого урока способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
. каждый раздел Extra special включает проектное задание;
. в Рабочую тетрадь включен «Дневник успеваемости», в котором ученик может фиксировать и оценивать результаты своей работы.

Motivate! - новый четырёхуровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет с разным уровнем языковой и культурологической подготовки.
Основные характеристики
. разнообразные виды упражнений, направленные на развитие коммуникативной компетенции;
. тщательная работа над развитием продуктивных умений и навыков - говорения и письменной речи;
. уникальная по своему наполнению Рабочая тетрадь, включающая в себя дополнительные упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков, развитие продуктивных видов речи, социокультурной компетенции и универсальных учебных действий.

Для расширения знаний по грамматике и практического их использования можно порекомендовать УМК Grammar Goals - новый шестиуровневый курс грамматики английского языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Великолепные иллюстрации, простые и понятные объяснения грамматических явлений, интересные примеры, отобранные с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, разнообразные упражнения превращают изучение грамматики в увлекательное занятие! Задания в каждом разделе представлены тремя уровнями сложности Bronze, Silver и Gold, что не только повышает мотивацию учащихся, но и способствует развитию таких универсальных учебных действий, как планирование, рефлексия, самоконтроль и самооценка.

Первые три уровня Grammar Goals могут служить эффективным дополнительным пособием по грамматике к любому учебному курс для начальной школы, уровни 4-6 могут быть использованы в качестве дополнительного пособия в 5-7 классах.
Основные характеристики
. тщательно выстроенная система упражнений идеально подходит для работы в группах с разноуровневой подготовкой учащихся;
. задания экзаменационного характера позволяют использовать пособие как начальный этап подготовки к итоговой аттестации в школе или к международным экзаменам уровней Starter-B1;
. формат заданий способствует развитию критического мышления и метапредметных умений и навыков;
. особое внимание уделяется развитию умений в письменной речи, а именно умений писать электронное сообщение, рассказ, письмо личного характера, составлять описание и т. п.;
. CD-ROM к каждому учебнику содержит 50 дополнительных интерактивных упражнений; в СD-ROM к учебникам уровней 1-4 включён словарь в картинках .

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства. А выбор УМК зависит от целевой аудитории, уровня владения языком, стиля преподавания, от поставленных целей и предполагаемых результатов.

Какое бы учебное пособие мы не выбрали, всегда стоить помнить, что преподавание - это творческий процесс и уроки по любому УМК можно сделать интересными, познавательными и занимательными.

Толокнова Галина Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУСОШ № 6
Населённый пункт: г.Балей Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения.
Дата публикации: 29.01.2017
Раздел: среднее образование

УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых

параметров ФГОС нового поколения.

Введение
. В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны, учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования. Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний . Более 10 лет назад перед нами, учителями английского языка Балейского района встала задача- какой же учебник нам заказывать для дальнейшей работы? Учебником Кузовлева В.П. особо не восхищались, там перенасыщенность, мало текстов для чтения, не систематизирован грамматический блок. Учебник Клементьевой, Шэннон был интересный, насыщенный, но там не было нормального словаря в конце учебника, мало текстов для чтения. Грамматика хорошо систематизирована, много практических упражнений, но много диалогов, причем больших. После прохождения курсов повышения квалификации несколькими учителями на заседании РМО учителей английского языка, по рекомендации свыше мы стали работать по УМК Биболетовой М.З. 3
Глава 1.
1.1
Чем же нужно руководствоваться сейчас? какой методический комплект выбрать? Смотрим на содержание. Содержание современного учебника определяется следующими принципами: − научности; − целостности картины мира; − культуросообразности; − непрерывного общего развития каждого ребенка; − наглядности - интерактивности
1.2
. При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие: − является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты; − соответствует ли данный курс требованиям ФГОС; − соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям; − развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности; − обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление; − доступен ли данный курс учителю и ученикам. К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно- методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся. Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику. 4
Глава 2.
2.1
. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник: 1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК); 2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника); 3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности) УМК Биболетовой М.З. рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание курса соответствует требованиям федерального компонента нового государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Целью УМК “Enjoy English” является комплексное решение задач, стоящих при изучении английского языка, а главное, формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативные умения учащихся формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из речевых потребностей и возможностей.
2.2.
Учебники для начальной школы состоят из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке по иностранному языку, предусмотренной стандартом (2 часа в неделю). Учебный материал структурирован по учебным четвертям. В конце каждой четверти предусмотрено выполнение учащимися проверочных работ, которые позволяют оценить коммуникативные умения второклассников - четвероклассников в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой и речевой материал ими усвоен. Поэтому на заседании РМО учителей английского языка школ нашего города было принято решение использовать именно этот УМК Биболетовой М.З. при обучении английскому языку, начиная со второго класса. 5
Учебные пособия “Enjoy English” помогают воспитывать и развивать учащихся: задания сформулированы таким образом, что они позволяют давать определенные моральные установки и нравственные нормы. Курс “Enjoy English” дает детям основные ценностные ориентиры. Воспитывает ответственных учащихся, которых беспокоят судьбы общества, которые ответственно подходят к своим поступкам, воспринимают основные базовые ценности, любят семью и уважают семейные ценности. При обучении диалогической речи много заданий на составление диалогов этикетного характера, обсуждение ситуаций, требующих морального выбора.
2.3
. Возьмем УМК «Enjoy English» для 2 класса. Он позволяет успешно реализовать основную цель обучения английскому языку: формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а именно: способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определённых федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку. Весь УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, аудио и видеокассеты, книгу для учителя. Учебники помогают создать прекрасные естественные условия для овладения языком через разнообразный сюжетный материал. Ролевые игры, познавательные, лингвистические упражнения, забавные рифмовки, задорные песни позволяют школьникам решать сложные коммуникативные задачи, усвоить учебный материал на доступном уровне. Он дает достаточно возможностей для формирования самостоятельной учебной деятельности детей: учитывая возраст учащихся и их небольшой лексический запас, все формулировки заданий даны на русском языке. Сами задания содержат очень подробные и четкие речевые опоры, необходимые для их выполнения; упражнения на обучение чтению сопровождаются аудиоприложением; задания в рабочей тетради имеют образцы выполнения. В приложении учебника имеется английский алфавит, грамматический справочник, таблица транслитерации и англо-русский словарь, в котором приведены слова и их транскрипция, помогающая детям вспомнить звуковой образ слова. Учебник оказывает достаточную помощь ученику в самостоятельной учебной работе, ребенок может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил уроки. Технология формирования у детей техники чтения в УМК“Enjoy English-2” учитывает школьный опыт учеников в изучении родного языка, возрастные особенности второклассников, дает осознанные овладения техническими навыками чтения, опирается на родной язык, ориентирована на развитие способности к общению. 6
При обучении технике чтения используется подход “от буквы к звуку”, который считается не очень эффективным. Но знакомство с буквами происходит на протяжении всего устного периода – первого полугодия, где на каждом уроке дети знакомятся с одной буквой английского алфавита, запоминают её название и звуки, которые она может обозначать. При знакомстве с буквой я обязательно пишу транскрипционный знак, проговариваем этот звук и сразу же вспоминаем знакомые слова, где встречается этот звук и буква. Поэтому ко второму полугодию, когда начинается этап обучения чтению, дети знают весь алфавит и все английские звуки, а это им позволяет без труда запоминать правила чтения и читать слова, предложения, тексты. Учебник “Enjoy English” обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной устной речи. В этом курсе обучение грамматике происходит с опорой на сознание путём грамматического моделирования, а моделирование в возрасте 8 лет психологи считают наиболее естественной формой обучения обобщённым действиям. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры. В процессе обучения удается реализовать три функции модели: обобщающую – модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением. Планирующая функция модели предполагает, что дети самостоятельно конструируют фразы и высказывания с опорой на модель; контролирующая функция- это учитель обращает внимание ученика на модель, если тот допустил ошибку, и тогда он может самостоятельно найти и устранить свою ошибку. Также учебник содержит правила английского языка, которые представляет умный Мистер Рул, и грамматический справочник. Большое внимание уделяется формированию орфографических навыков и творческой письменной речи. Для формирования орфографических навыков используется цветовая сигнализация: гласная буква в открытом слоге – красный цвет, гласная в закрытом слове – зелёный, согласная – синий, не читающаяся буква – черный, сочетания гласных – оранжевый. Для формирования и развития творческой письменной речи подобраны разнообразные упражнения: вставить в слова пропущенные буквы; записать слова с определёнными звуками; составить слова из букв, буквосочетаний; решить кроссворды, выписать из текста слова, словосочетания и предложения; заполнить таблицу по образцу. Более сложные задания, но интересные 7
направлены на развитие творчества: подписать картинки, ответить письменно на вопросы к тексту, закончить предложения, пользуясь рисунком; описать персонаж учебника; написать письмо от имени сказочного героя; нарисовать своего питомца и написать рассказ о нем и т.д. Очень интересны для второклассников предложенные в УМК темы и ситуации для общения. Учебник для второго класса имеет сюжетное построение, в соответствии с которым дети являются актёрами детского театра, что позволяет им многократно проигрывать типичные ситуации общения, такие как “Знакомство”, “Проведение свободного времени с семьёй”, “Покупки в магазине” и т.д. Детские потребности в иноязычном общении удовлетворяются сполна. В УМК “Enjoy English” удачно реализуется принцип доступности, учитываются возрастные возможности детей. Есть упражнения для индивидуальной работы, для диалогической речи, парной и групповой работы. Особое внимание уделено проектной деятельности. Перед каждым проектом даётся подробное пояснение на русском языке. И что важно, есть много упражнений повышенной сложности для сильных, способных учеников. “Enjoy English” Биболетовой М.З. развивает большой интерес к овладению английским языком. Каждый урок – это небольшое приключение, конкурс, экскурсия или праздник, поэтому детям очень нравится этот учебник. Ролевые игры, познавательные, лингвистические упражнения, забавные рифмовки, задорные песни позволяют школьникам решать сложные коммуникативные задачи, усвоить учебный материал на доступном уровне. Они любят уроки английского языка и ждут их, и уроки проходят живо, интересно, с большим удовольствием.
2.4.
Так представлена линейка учебников издательства «Титул»: Учебники "Enjoy English" для 5 - 9 классов - это:  интересное содержание и современные технологии  соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу  возможность научиться общаться с людьми, говорящими на английском языке в устной и письменной форме (в частности, через Интернет), представлять культуру своей страны  увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык 8
 занимательные ролевые игры, развивающие и творческие задания, краткосрочные и долгосрочные проекты, сценарии внеклассных мероприятий  дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями  обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке  оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка овладению языком  современные формы контроля в формате единого государственного экзамена
2.5
. Создание новой редакции УМК для 5 и 6 класса обусловлено процессом модернизации содержания школьного образования. В них последовательно реализуются наиболее прогрессивные идеи в области педагогики и методики обучения иностранным языкам - личностно- ориентированный, компетентностный, деятельный и коммуникативно- когнитивный подходы к обучению. Соответственно, прослеживается использование в образовательном процессе новых педтехнологий, таких как метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповая работа и другие, способствующих достижению трех групп образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных. Они все обозначены в федеральном государственном образовательном стандарте, примерной программе и Рабочей \Авторской программе для 5-9 классов. В новой редакции УМК  соблюдены сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, направленность на развитие коммуникативных и когнитивных способностей ученика.  сохранен сюжетно-тематический подход к отбору содержания учебника  сохранены рубрики “Word focus”, ”Grammar Focus”, ”Pronunciation focus”, “Look and learn” и добавлена рубрика “Be polite”.  учебник имеет четыре больших раздела соответственно учебным четвертям. Учебная деятельность предусматривает сочетания различных видов работ - индивидуальной, парной, групповой форм, а также регулярные проектные задания.  Существенно увеличено количество разножанровых текстов для чтения и аудирования, разработаны разнообразные задания к ним.  Разработана система контроля и самоконтроля (Test yourself, Progress check ,Key vocabulary)  Добавлен справочный материал (Cultural guide),позволяющий усилить социокультурную направленность процесса обучения иностранному языку
 Использованы современные эффективные технологии обучения (электронные учебные материалы) 9 Содержание учебника полностью соответствует требованиям ФГОС для 6 класса и строится на следующих концептуальных методических положениях: 1. Личностно-ориентированный подход ставится во главу угла в обучении. Он воздействует на все компоненты системы образования: цели и содержание обучения, приемы/ технологии обучения и на весь учебно- воспитательный процесс. Такой подход способствует созданию благоприятной для школьника образовательной среды, ориентированный как на общие возрастные, так и на индивидуальные особенности школьника. 2. Деятельностный характер обучения направлен на выражение своей личностной позиции по поводу обсуждаемых проблем, в том числе на формирование критического мышления у школьников. Реализуется это через разные формы взаимодействия школьников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные). 3.Обучение имеет приоритетной целью коммуникативную, т.е. к концу класса ученик должен достигнуть уровня коммуникативной компетенции- допорогового уровня владения английским языком (уровень А2 согласно общеевропейской шкале). Курс построен на коммуникативно-ценном материале (тексты, ситуации общения, темы, ролевой репертуар). 4. Сбалансированное и взаимосвязанное обучение письменным и устным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого общения, разным стратегиям чтения и аудирования. Эта позиция базируется на научно – обоснованных данных о том, что наиболее прочное и гибкое владение речевым материалом достигается про взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности: в процессе чтения расширяется кругозор школьников, обогащается словарный запас на английском языке, который затем используется в продуктивных видах речи (говорении и письменной речи). 6. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом с учетом того, как этот материал будет использоваться потом учащимися – продуктивно или рецептивно. 7.Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения, как важнейший принцип для обеспечения реального общения. Этот принцип учитывается при отборе текстов для чтения и аудирования; ситуаций общения и ролей при проигрывании; при отборе иллюстраций и аудиоматериалов. Учебники содержат богатый текстовый материал разных жанров и стилей. 8.Социокультурная направленность. Данный принцип тесно связан с предыдущим. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, включая иллюстративные, которые дают школьникам возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом,
10 культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. 9. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языка, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. 10.Использование эффективных современных педагогических технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, сделать его более увлекательным и продуктивным: обучение в сотрудничестве, метод проектов, речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, индивидуальные и групповые проекты. 11.Привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов соответствующего иллюстративного, аудио - и мультимедийного учебного материала, интерактивных обучающих программ и в ряде случаев Интернета. 12. Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне, с тем, чтобы учащиеся, имеющие выраженный интерес и потребности в овладении английским языком на более высоком уровне, могли удовлетворить свои познавательные потребности через следующие инструменты 1) выполнение заданий в Рабочей тетради в полном объеме, т.к. УМК содержит избыточное количество учебного материала (около 20%), позволяющего учителю проявлять вариативность в планировании учебного процесса. 2) выполнение проектных заданий, как групповых, так и индивидуальных с использованием ресурсов Интернета и других источников информации. 3)работа с обучающими компьютерными программами (ОКП), позволяющими работать школьнику в индивидуальном режиме, выполняя многочисленные дополнительные упражнения. Дифференциация заданий учебника, рабочей тетради, ОКП по характеру и степени трудности позволяют учителю учитывать различие речевых потребностей и регулировать индивидуальную учебную нагрузку. После нескольких лет работы по УМК для 8 класса хочу сказать, что учебник полностью отвечает всем критериям при выборе данного курса. Курс строится по коммуникативно-тематическому принципу, согласно которому совмещаются наиболее типичные задачи, решаемые учащимися данного возраста и наиболее близкие им сферы действительности. В учебнике четыре темы, которые включают многочисленные подтемы. 11
Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, рассчитан на обычную среднюю школу, в которой обучаются ученики с разными способностями, и для любого уровня есть дополнительные задания. Авторы используют коммуникативно-когнитивный подход к обучению. Ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах: работают над проектами, выполняют индивидуальные разноуровневые задания, пишут небольшие сочинения, привлекая местный материал, например, по теме «Я - лучший миру друг». Ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы. Задания на аудирование разнообразны и интересны. Тексты начитаны носителями английского языка и содержат различные звуковые эффекты, позволяющие создать атмосферу восприятия звучащего текста в реальных условиях. Есть задание на распознавание цифр и дат, отрицательные предложения. Задание «Заполни таблицу» имеет несколько вариантов. При формировании навыков аудирования большое внимание авторы уделяют самоконтролю. Тексты для чтения и упражнения определяют направление обсуждения той или иной темы, возможные механизмы решения вырабатываются совместно с учителем и учениками. В учебнике много разнообразных заданий на развитие просмотрового чтения: найди в тексте информацию (описание погоды, увлечения и т.д.), найдя значение слова из контекста, дополни недостающую информацию. Широко представлены упражнения с полным пониманием содержания: найди соответствие картинкам (иллюстрациям), ответь на вопросы, исправь логические или грамматические ошибки, составь таблицу, напиши краткое содержание. В учебнике представлены как репродуктивные упражнения, так и продуктивные и творческие. У учащихся развивается умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации о погоде и климате Британии и России, об особенностях исследования космоса, о природных бедствиях в разных странах. Учебник развивает у учащихся общие и специальные учебные умения, знакомит с доступными способами и приемами самостоятельного изучения английского языка, в том числе с использованием новых информационных технологий. У учащихся развивается понимание важности изучения английского языка в современном мире и потребность пользования им как средством познания, общения, самореализации и социальной адаптации; воспитываются качества гражданина, патриота, гордость за свою страну на материале темы “Космос”, «Окружающая среда» и др. Учащиеся учатся пользоваться дополнительными источниками информации по теме “Экологические проблемы” из различных источников: энциклопедий, газетных статей и т.д., осуществляют информационную переработку иноязычных текстов, учатся рассказывать о программе телепередач и Британском телевидении на основе аутентичного текста. 12
Немаловажную роль играет социокультурный компонент учебника. Благодаря сюжету у детей возникает чувство сопричастности современного человека историческим корням мировой культуры. Сюжет позволяет познакомиться с историческим прошлым, бытом, реалиями, культурой современной Британии. Широко и разнообразно представлен страноведческий материал. Он не дублирует информацию из других учебников и, что немаловажно, способствует развитию логического мышления, языковой догадки и воображения. Учащиеся расширяют свои знания о культуре и традициях Англии при просмотре видеофильмов и видеофрагментов, при чтении аутентичных текстов и адаптированных художественных текстов. Учащиеся приобщаются к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка (Англии и США), знакомятся с традиционными праздниками и узнают о знаменитых людях этих стран, знакомятся с жизнью молодежи там и с проблемами молодых. В учебнике представлены интересные рубрики, страноведческий справочник, грамматический справочник, англо-русский словарь. Учебник насыщен интересным литературным материалом страны изучаемого языка. При обучении иностранному языку немаловажную роль играют проекты на уроке. Они позволяют обобщить уже изученный материал, проявить творчество, воспользоваться дополнительной литературой или информацией из Интернета. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы ее решить, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, над которыми им еще предстоит работать. При работе над проектом английский язык выступает как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом. Проекты могут быть долгосрочными, краткосрочными, индивидуальными и групповыми. По теме «Экология» обычно мы делаем проект о нашем поселке, который не так давно являлся загрязненным радиацией. Почему? Вот это учащимся и предстояло выяснить. Мы вместе ходили в Центральную районную больницу, на метеостанцию, в администрацию города, разговаривали с бывшими шахтерами. Собранные сведения обрабатывались, дети работали с русско-английскими словарями, составляли небольшие статьи, все оформляли в один проект. Интересен для детей проект «Почему Интернет?» Здесь они готовят в основном индивидуальные проекты. Проектная методика – один из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка. 13 Заключение
В заключении делаем краткое обобщение рассмотренного материала и акцент делаем на том, что авторы УМК «Enjoy English» М.З.Биболетова, Н.Н Трубанева, Е.Е.Бабушис поставили своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке в пределах, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, а также Примерными программами основного общего образования. Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке, развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно, осознание ими явлений действительности, происходящих в разных странах, через знания о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка; осознание роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов; понимание важности изучения иностранного языка как средства достижения взаимопонимания между людьми. А мы, учителя, являемся проводниками, помощниками учеников в достижении этой цели, используя учебно- методический комплект Биболетовой М.З. как эффективное средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения.

АНАЛИЗ УМК ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Параметры анализа:

О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык: Учебник для 11 класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей – М.: Просвещение, 2008

- Структура УМК (компонентный состав УМК: учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь и пр.);

1. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык: Учебник для 11 класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей – М.: Просвещение, 2008

2. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык: Книга для учителя к учебнику для 11 класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.– М.: Просвещение, 2009

3. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику для 11 класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей – М.: Просвещение, 2009

4.О.А.Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В.Языкова. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Школа с углублённым изучением английского языка. – М.; «Просвещение», 2010

5. CD к учебнику английского языка.

Стержнем процесса обучения английскому языку в рамках данного УМК является коммуникативность, которая реализуется через построение процесса обучения как модели реальной межкультурной коммуникации на основе принципов речевой направленности во всех видах речевой деятельности.

Данный УМК отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и ориентирован на основные характеристики современного учебника иностранного языка. Он также ориентирован на обязательный минимум содержания, очерченный в образовательном стандарте основного общего образования по ин.языку. Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках тематики. Тематика знакомых учебных ситуаций варьируется, расширяется, углубляется и на каждом новом этапе учащиеся знакомятся с неизвестными им ранее учебными ситуациями. УМК предусматривает учет личностных (жизненный опыт, склонности, интересы, мировоззрение, статус личности в коллективе), индивидуальных (уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, типа нервной деятельности) и субъектных особенностей учащихся.

- Цель и функции компонентов УМК;

Данный УМК нацелен на:

    Реализацию информативной функции общения (выражение личного отношения к содержанию высказывания, умение запросить информацию)

    Реализацию регулятивной функции общения (побудить, посоветовать, попросить, договориться)

    Реализацию этикетной функции общения (проявление интереса к собеседнику, начать, продолжить разговор, поздравить, поблагодарить, ответить на поздравление)

    Реализацию эмоционально-оценочной функции общения (выразить мнение, чувства, эмоции, оценку).

- Взаимосвязь всех компонентов УМК и их роль в реализации целей и задач обучения;

Все компоненты УМК взаимозависимы и дополняют друг друга. Рабочие тетради органически связаны с учебником. В них включены задания для развития всех видов речевой деятельности, тесты, проектные задания. Отличительной особенностью данного УМК является то, что рабочие тетради предназначены не только для работы дома. Задания р.т. выполняются в классе под руководством учителя, для чего в тематическом планировании предусмотрены специальные часы. Немаловажную роль также выполняют кассеты (диски), которые входят в комплект к учебнику и раб. тетрадям и органически связаны с ними.

- Принципы обучения, реализуемые в УМК;

Предусмотрен дифференцированный подход к обучению различным аспектам языка, что определяет специфику используемых учителем типов и видов упражнений в зависимости от трудностей языкового материала (фонетического, лексического, грамматического), подлежащего усвоению.

    Принцип индивидуализации предусматривает учет личностных (жизненный опыт, склонности, интересы, мировоззрение, статус личности в коллективе), индивидуальных (уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, типа нервной деятельности) и субъектных особенностей учащихся.

    Принцип изучения языка идет в тесной связи с изучением культуры народа, говорящего на этом языке. Оно сочетает в себе элементы лингвистики (изучение языковых единиц) с элементами страноведения (изучение реалий культуры страны через обозначающие их слова). Объектом лингвострановедения являются фоновые знания и лексика с ярко выраженной национально-культурной семантикой (безэквивалентная, фоновая).

- Использование наглядности в обучающих целях;

Красочный и яркий дизайн УМК способствует реализации след. обучающих целей:

    Систематизация и обобщение грамматических явлений за счет грамотно составленных таблиц и схем.

    Закрепление новых ЛЕ путем работы с сериями красочных картинок.

    Развитие навыков монологической и диалогической речи при создании речевых ситуаций по картинкам.

    Формирование интереса к культурному наследию зарубежных стран.

    Расширение кругозора по данной теме.

- Средства поддержания и развития положительных мотивов учения;

В данный УМК включены проектные задания, предусматривается подготовка докладов и презентаций, которые подпитывают интерес учащихся к предмету. Также комплект предполагает широкое использование аудиоматериалов по темам, что, также, идет только в плюс.

- Обеспечение повторяемости, систематизации изученного ранее материала;

Авторами сформулировано положение о неспешном усвоении учебного материала. Объем предлагаемого материала подается в соответствии учета возможностей уч-ся, порциями. Материал тщательно отрабатывается и повторяется с помощью разнообразных тренировочных упражнений.

Обучение чтению, письму, аудированию и говорения соответствует программным требованиям. Присутствие принципа интеграции в работе по развитию речевых умений предполагает комплексное развитие различных видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письменной речи, т.к. в процессе их становления происходит взаимовлияние.

Доля заданий для самостоятельной работы достаточно велика. Количество заданий для самостоятельной работы рабочая тетрадь и учебник предлагают в примерно равном соотношении. Аудиозаписи предназначены как для работы на уроках, так и дома.

- Вклад УМК в воспитание толерантности, культуры общения в ситуациях «диалога культур»;

УМК дает возможность учащимся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев.

Затрагиваются вопросы культуры, а именно: усвоение кросс-культурных знаний, т.е. знаний о культуре, обычаях, традициях стран изучаемого языка в сравнении с родной страной и воспитание через это уважения к своей Родине.

- Использование родного языка в УМК;

Минимально. Помимо собственно небольшого словарика в конце учебника, родной язык используется в основном в сносках (сложные для произнесения имена и фамилии, географ. названия, имена собственные, которые нужно запомнить и т.п.) и для снятия трудностей. Это еще в большей степени способствует углублению в англоязычную среду, что считаю плюсом данного УМК.*

- Дизайн УМК;

УМК красочно и ярко оформлен – портреты, рисунки, схемы, таблицы, яркие шрифты, сноски, пояснения – все эти компоненты способствуют лучшему усвоению материала, расширению кругозора учащихся в рамках темы (например, портреты композиторов в теме «Музыка» сразу дают представление о человеке, схемы и таблицы классифицируют и систематизируют правила грамматики и новые ЛЕ).

- Преимущества и недостатки УМК (c Вашей точки зрения)

В книгу учителя включено планирование изу­чаемого материала по четвертям. В нем указаны предлагаемые учебные ситуации, последовательность введения новых явлений языка, объем языкового материала, а также распределение резерв­ных уроков и уроков контроля внутри каждой четверти. Планирование очень подробное и охватывает все виды деятельности.

Красочный яркий дизайн оформления *+ (см. пункт «Использование родного языка в УМК» выше)

Считаю, что количество творческих заданий и заданий на закрепление лексики в учебнике не соответствует количеству тематических часов, отведенных на прохождение тем в старших классах (10-11) для школы с углубленным изучением английского языка, когда у классов старшей ступени обучения по 6 уроков иностранного языка в неделю – их недостаточно. Аналогично и с рабочей тетрадью, но в меньшей степени.