» » Об охлаждении веры, или что значит теплохладный. Александр серков - извергну тебя из уст моих

Об охлаждении веры, или что значит теплохладный. Александр серков - извергну тебя из уст моих

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда четвертой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета - Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Церковь не читает за богослужением отрывки из Нового Завета, ни из Евангелия, ни из Апостола, кроме дней больших праздников.

Мы с вами остановились на третьей главе и читаем послания семи церквям провинции Асия. Мы уже прочитали шесть посланий, осталось последнее - для Лаодикийской церкви.

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

21. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

22. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

(Откр. 3, 14 - 22)

Церковь Лаодикии находилась в достаточно состоятельном, развитом городе и была в каком-то смысле даже богатой. У древних писателей мы находим, что в Лаодикии были самые надежные банки. Сейчас и у нас в России много различных банков, и в Римской империи они тоже существовали. Цицерон, например, советовал всем менять деньги именно в Лаодикии: там была серьезная, надежная банковская система. Также там производились качественные ткани и развивалась медицинская индустрия. Там было что-то вроде медицинского училища, где врачи учили лечить людей, производились фармакологические препараты, в первую очередь связанные с болезнями глаз. В данном послании Иоанн Богослов обыгрывает эти три серьезных направления жизни Лаодикии: финансы, текстиль и изготовление глазных мазей.

14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия

Так здесь называется Агнец Иисус Христос. Аминь - еврейское слово, которое означает «истинно так». Также оно переводилось как «Истинный», и с точки зрения Ветхого Завета, это было одно из имен Божиих.

15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Видимо, христиане Лаодикии пребывали в стабильности, достатке и не стремились к какому-то росту. Может быть, у них не было проблем борьбы с лжеучителями, языческим влиянием. Дух не обличает их в том, что они как-то изменили Христу. С другой стороны, у них не было и особого энтузиазма. Получалось, что они были «ни рыба ни мясо»; об ангеле говорится, что он ни холоден, ни горяч, а теплохладен. Мы с вами тоже часто употребляем это слово, говоря, что заметили в ком-то теплохладность. Обычно мы все замечаем в других людях, но можем иногда и в себе обнаружить, что сначала горим, а потом становимся теплохладными. Бывают люди крайностей - то холодные, то горячие, но здесь говорится о том, что плоха теплохладность христиан Лаодикии. Для Бога важно, чтобы христиане горели, стремились расти в христианстве, углублять его понимание и доносить эту веру до остальных. Соответственно, холодные - это те, кто, наверное, вообще христианами не являются, и поэтому у них естественным образом проявляется равнодушное отношение к христианству.

17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Христиане Лаодикии чувствовали себя людьми достаточно обеспеченными, у них была стабильная комфортная жизнь, но Дух говорит о том, что на самом деле истинное их положение плачевно: ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Здесь учитываются все три направления, которыми гордились лаодикийцы. Но Дух советует все это купить у Меня, то есть у Христа, у Агнца, именно на Него возлагать свое упование, в Нем видеть главное богатство и сокровище своей жизни, а вовсе не в золоте и финансах, которые хранятся в банках. Белую одежду нужно тоже приобрести именно у Агнца, то есть облечься в непорочность, чтобы не видна была срамота наготы твоей. Белая одежда - символ чистоты. Именно в одежде, которую даст Христос, содержится истинная чистота и отсутствие срамоты наготы, а вовсе не в тех красивых дорогих одеждах, которые производились в Лаодикии. И глазную мазь тоже нужно взять у Христа, Агнца, потому что только Христос открывает истинные духовные очи человека. Только тогда человек видит, а не когда мажет свои физические глаза глазной мазью, производимой в Лаодикии,.

Тем не менее обо всем этом обличении сказано, что Господь делает это не для того, чтобы сокрушить, уничтожить этих христиан и их церковь, но чтобы призвать их к покаянию и изменению.

19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

20. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Великолепная фраза! Она хорошо запоминается, и потому ее часто цитируют священники и миряне. С одной стороны, Господь наказывает, но наказывает потому, что любит. Он никому ничего не навязывает, а просто стоит и тихонько стучит в дверь нашего сердца, чтобы встретиться с нами. Бог не вламывается в эту дверь, Он стучит и ждет, когда кто-то услышит и отворит, и тогда Христос зайдет и будет вечерять, то есть ужинать, общаться, в том числе через совместную трапезу. Это очень красивый образ и символ.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Откровение 3:14-22
Ключевой стих 3:15

«знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!»

Мы уже дошли до последней церкви из семи. Иисус пишет Лаодикийской церкви. В каком состоянии эта церковь находилась, и что Иисус сказал ей? Помолимся, чтобы каждый из нас услышал голос Иисуса Христа, открыл дверь и принял Его, чтобы мы могли вечерять с Ним и Он с нами. Аминь.

I. Быть либо холодным, либо горячим (14-17)

Взгляните на стих 14. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Иисус представил себя перед этой церковью как Аминь. Когда мы принимаем слово Бога сердцем и готовы повиноваться, мы говорим громко: «Аминь!» Иисус всегда исполняет слово Бога, говоря: «Аминь». Иисус свидетель Бога, Который верно и истинно исполняет слово Бога. И Он был из начала. Такой Иисус пишет Лаодикийской церкви.

Иисус упрекает Лаодикийскую церковь сильнее, чем кого-либо: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» . Иисус даже не может терпеть их, а хочет извергать их из Его уст. Почему Иисус так ненавидит их? Потому что они ни холодны, ни горячи. Быть горячим — это горячо реагирует на слово Евангелия и горит видением всемирной миссии, и активно служить делу Евангелия, а быть холодным это отказаться от слова и ненавидеть Иисуса. Иисус хочет, чтобы они были горячи, а если нет — холодны. Сестра Туи ещё духовно молода, но её вера горяча, она сразу реагирует на слово, кается в своих грехах, и каждое утро кушает духовный хлеб, и служит делу Бога, не зависимо от того кто-то смотрит или нет. Её служение благоприятно Богу. Бог очень любит такую горячую веру. Но вера Лаодикийской церкви была тёпла, а ни холодна, ни горяча. Они не реагировали на слово Иисуса. Даже когда они слушали проповедь, они не говорили «Аминь!» Они думали, что они любят Иисуса, потому что они не против Иисуса: «Я не враг Иисуса, и это, слава Богу». Это было духовное состояние Лаодикийской церкви.

Бог тоже считает так? Нет! Они ошибаются. Бог ненавидит тёплых верующих больше всего. Лучше не иметь веру, чем иметь такую веру. Холодный может покаяться в своих грехах, и становиться горячим. Тёплый никогда не меняется, даже 5 лет, 10 лет пройдут, он останется таким же. Он не реагирует чувствительно ни на слово Евангелия, ни на слово покаяния. То, что человек не реагирует, слушая проповедь, то, что не плачет на слово покаяния, и не танцует на слово благодати, это трагедия из трагедий. Такой тёплый верующий не нужен никому. Он не может служить ни Богу, ни миру. В духовном мире тёплый верующий всегда играет роль врага Господа. В 18-ом веке Чарльз Спэрджен обличал тёплых англичан через молитву: «Господь! Дай мне 12 горячих сердец. Поставь нас в любой угол Лондона. Мы, с доброй помощью Бога, будем строить царство радости в опустошённом месте. Но если Бог даст мне всех вас, которые отдают только половину своего сердца и не имеют решение веры, то, что я смогу делать? Вы будете только камнями преткновения, которые гасят огонь у других сердец. Пять тысяч тёплых верующих это пять тысяч препятствий. Лучше ничего нет, чем быть тёплым. Помилуй Господь!»

Почему они стали тёплыми? Через 17-й стих мы узнаём причину: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» . Во-первых, они не имели трудности ни материально, ни политически. Не было у них даже гонения. Но это дало им повод для падения. Они приняли этот покой и материальную стабильность как духовное богатство. Они были довольны тем, что они имели — есть дом, жена или муж, дети, и пока есть работа, машина, всё нормально. Они неправильно поняли, что если Бог благословляет их, то это всё, они уже богаты, и ни в чём не нуждаются. Они больше не любили слово Бога как раньше, больше не каялись перед словом, думая, что у них всё хорошо, и ни в чём не нуждаются. Их горячее сердце к всемирной миссии остыло, их огонь любви к одной душе уже потух. Они не пошли в мир, не стали врагами Евангелия. Они поставили одну ногу в мир, вторую ногу в церковь, и служили Богу пополам. Они думали, что это мудро. Но они не видели, насколько они несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги.

Во-вторых, они стали гордыми. Они получили духовные благословения. У них появились пару агнцев, люди называли их хорошими верующими, лидерами. Они получили какое-то духовное знание, и начали считать себя самым великим лидером. На конец, они даже начали думать, что они не в чём не имеют нужду. Когда пастырь даёт слово назидания, они говорили: «У меня всё нормально, я живу верой, я не нуждаюсь в покаянии. Вы неправильно смотрите на меня, или не понимаете о вере. У меня всё хорошо». Их гордость, самоправедность и ложная уверенность мешают им горячо реагировать на слово Бога. Из-за гордости они не каются в своих грехах плачущим сердцем и не радуются милостью прошения. Они просто тёплы. Их ложь обманывает их самых, они не видят, насколько они несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги. Другие видят срамоту наготы их. Только сами они не видят свой стыд. Что им делать?

II. «Се, стою у двери и стучу» (18-22)

Господь сердечно просит, чтобы они оставили такую тёплую христианскую жизнь. Как это сделать? Взгляните на стих 18. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Во-первых, Иисус советует купить у Него золото огнём очищенное, и обогатиться. Золото огнём очищенное означает чистую веру, очищенную от всяких примесей. Почему вера становится тёплой? Потому что в ней имеется примесь. Они любили Иисуса и любили одновременно и мир. Доверяли свою жизнь Иисусу, но одновременно полагались на деньги, воспитывали своих детей верою, но одновременно делали как мирские люди делают. Такие примеси были в их вере, и автоматически остыл огонь любви к Иисусу, и стали тёплыми.

Такие примеси просто не исчезают. Иисус выводит примеси от нас через разные огненные испытания, через гонение, чрез трудность на работе, через проблему детей, через проблему мужа или жены, через проблему здоровья и даже через стихийное бедствие. Сейчас наши братья в Астане получают гонение от мусульманской власти. Им не дают проповедовать Евангелие и депортируют миссионеров. И Бог дал нам большую трудность через наводнение. Эти испытания не случайно приходят к нам. Бог очищает нашу веру через них. Это Его великая любовь к нам. Поэтому мы не должны жаловаться на Бога или пренебрегать эти испытания. Мы должны слушать голос Господа через эти события и очистить своё сердце через покаяние. Тогда наша вера становится чистой как очищенное золото. Когда вера чиста, она горяча как огонь.

Во-вторых, Иисус советует им купить белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была их срамота наготы. Белая одежда означает правда от веры, которую мы получаем через крест Иисуса. Наша самоправедность, наши добрые дела тряпка перед Богом. Мы должны приходить к Богу с покаянием, тогда кровь Иисуса очищает нас от всех грехов, и даёт нам белую одежду веры. Только одежда веры даёт нам предстоять перед Богом. Они любили получить признание от людей. Они сами считали, что они праведные. То есть, из признания людей и своей правды, они сами сшили свои одежды, у них было много одежд, но все они были такими тряпками, что вся их срамота наготы была видна. Им срочно надо купить одежду веры от Иисуса. Как это сделать? Они должны прийти к Иисусу с покаянием, тогда Иисус Своей святой кровью омоет их от всяких грехов, и одевает их в белых одеждах веры.

В-третьих, Иисус советует им глазною мазью помазать их глаза, чтобы видеть. Верующие в Лаодикийской церкви были духовно слепы. Их глаза были больными из-за гордости или искушения мира. Их взгляд на ценности был неправильным. Что происходит, когда человек не видит? Он принимает всё неправильно. Живёт в своём тёмном мире, часто получает рану, и из-за неправильного понимания, из-за обиды, их душа всегда темна. Духовно слепой не может служить Богу. Ему нужна глазная мазь. Глазная мазь это слово Бога. Когда его глаза исцеляются мазью слова Бога, он может правильно видеть себя и Бога, мир и историю, и всех других. Только тогда он становится горячим и может служить делу Евангелия горячим сердцем до прихода Иисуса.

Время не делает нас горячими. Нам надо иметь чистую веру подобную золоту, огнем очищенному, и каждый день одеваться в одежду веры убеленную кровью Иисуса Христа, исцелить свои глаза мазью слова Бога. Только тогда мы можем восстановить горячее сердце и с радостью служить Богу. Иисус просит, чтобы мы купили эти вещи у Него. Они есть только у Иисуса Христа. Купить, значит, что надо жертвовать что-то ради духовного восстановления.

Иисус обличает и наказывает их, потому что любить их. Стих 19 говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» . Поэтому, слушая эту проповедь, не надо отчаиваться, думая, что я бесполезный человек, а надо быть ревностным и покаяться.

Каково сердце Иисуса, Который сердечно призывает нас к покаянию? Взгляните на стих 20. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». В этом слове есть трогательная история. Иисус целыми днями стоял на улице и предлагал людям: «Покупайте у Меня золото, огнем очищенное, чтобы вам обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы вашей, и глазною мазью помажьте глаза ваши, чтобы видеть». Но никто не ответил, не купил. Солнце уже село, на улице темно, и никого нет. Иисус мог бы просто оставить их. То, что гордые погибают, это их проблема. Но Иисус помиловал гордых людей. Он забыл идти домой, Сам приходит в дом каждого из нас, чтобы продать золото, белую одежду и глазную мазь. Иисус стоит у двери и стучит: «Покупайте у меня золото, очищенное огнем и белую одежду, и глазную мазь».

Здесь мы видим, что деньги не нужны, чтобы купить эти вещи. Нам надо только открыть дверь. Иисус говорит: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» . Какая это великая благодать! Какое это милостивое приглашение! Какое это благодатное и чудесное общение между Иисусом и между грешниками! Иисус Царь Вселенной, Святой Сын Бога хочет войти в наше сердце и вечерять с нами. Иисус хочет, чтобы мы получили новую благодать и стали чистой радостной невестой Бога и новым горячим сердцем служили Богу. Он даёт обещание победителям: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» . Пусть Господь поможет нам, чтобы мы покаялись в тёплом сердце, и стали горячими и восстановили первую любовь свою. Слава Иисусу!

«Знаю дела твои; ты ни холоден, ни горяч. О если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16).

В зрослея как евангельские христиане, мы не проводили много времени в размышлении над книгой Откровение. Там было много странных вещей, которые казались невозможными для понимания, но в случаях, когда нас просили обратиться в наших Писаниях к Откровению, вы могли быть точно уверены, куда вы направлялись. 2 и 3 главы Откровения повествуют о посланиях Бога к ранним церквям. Несмотря на то, что там довольно много разных интересных моментов, когда кто-то хотел обличить собравшихся, он обычно обращался к посланию к Лаодикийской церкви. Краеугольным камнем всегда был цитируемый выше стих, заключающий в себе глубокий смысл – если вы все не с Богом, тогда у Него с вами проблемы.

Возрастая в дружеских отношениях с Богом, я осознал много областей, где я не правильно понимал Его суть и Его характер. В Библии такие стихи как этот играли огромную роль в моей борьбе с Богом, потому что это всегда представляло мне Его таким непреклонным и требовательным. Я имею в виду, если я вроде как следую за Тобой, то Ты всерьез собираешься извергнуть меня из Своих уст? Это уже не шуточки. Так что, я бы пытался приближаться к Нему, делая больше разных дел, но неизбежно закончил бы в том же состоянии любви и служения Богу, в котором я не слишком уж Ему и доверяю. Вера во всей этой истории — не такая уж привлекательная штука, мягко говоря.

Но когда я исследовал мысль о том, что дружба с Богом должна быть нашей основной целью в жизни, я начал смотреть на эти трудные для понимания стихи через призму дружбы, и неожиданно они больше не казались такими трудными. В действительности, они показали Бога с настоящими чувствами и реальной индивидуальностью. В некотором смысле это дало для меня твердую основу идее о том, что Бог ЕСТЬ любовь.

Большинство христиан смотрят на это предостережение Лаодикии и видят только один результат, который порадует Бога. Либо становиться горячим с Ним, либо Он расстроится. Но мы пропустили другой выбор, предлагаемый Богом, потому что это кажется таким противоречащим Богу, действительно требовать такого от нас. Но вот оно, абсолютно очевидное. «Я бы предпочел, чтоб ты был горячим или холодным, но только не теплым» . Зачем Богу говорить такие вещи? Согласно моей логике, если бы я выбирал очередность для человеческих сердец по отношению к служению Богу, это было бы так: горячее это самое лучшее, теплое тоже неплохо (потому что ты хоть что-то делаешь), а холодное это самое плохое. Но в Божьем царстве, горячее это самое лучшее, холодное тоже неплохо, а теплое – отвратительно. И что теперь? Какой смысл во всем этом?

Как по мне, это всё сводится к дружбе. Когда Иисус говорит нам в Евангелии от Иоанна 15:15, что Он больше не называет нас рабами, но друзьями, Он говорит о настоящей, истинной дружбе. И краеугольный камень для самой лучшей дружбы это не любовь, но честность. В конце концов, мы все знаем людей, которых очень любим, но абсолютно им не доверяем. Но люди, которым вы доверяете больше всего, и люди, с которыми вы можете быть абсолютно откровенными, обычно самые лучшие друзья в мире.

Очевидно, Бог хочет, чтоб мы доверяли Ему и следовали за Ним со всем, что имеем – чтобы быть «горячими». Но я думаю, причина, по которой Он говорит, что неплохо быть и «холодными» в том, что тогда, по крайней мере, мы будем откровенны с Ним. Он может работать с откровенностью. Мои лучшие моменты с Богом наступали тогда, когда я становился безжалостно откровенным и говорил Ему, как я в Нем разочарован, как сильно я борюсь с идеей о том, что Он всегда хороший, и как я просто не имею духовной силы или желания быть «горячим». Тогда Он просто принимал эти моменты чистой правды и начинал работать над тем, чтобы вернуть меня обратно к Себе.

Когда вы читаете Псалмы, написанные человеком «по сердцу Бога», вы видите образ человека иногда горячего, иногда холодного, доверяющего и напуганного, уважаемого и находящегося на краю, готового сдаться. «Где Ты? Почему Ты медлишь? Хочешь ли Ты, чтоб я умер?» Сокрушенное сердце Давида было открыто для Бога, и через этого горячего и холодного человека Бог установил Свое царство навечно.

Так что же с этими теплыми христианами, так сильно беспокоящими Бога? Почему ни горячее, ни холодное не делают Его несчастным? Думаю, это достаточно просто. Когда мы теплые, мы не думаем, что с нами что-то не так, и мы вполне довольны нашим положением, спасибо Тебе за это. Бог это Бог жатвы, но Он может собирать только там, где есть рост. Если вы теплые, роста не существует, так как вы считаете, что вы полностью выросли. Вы двоедушные личности, одной ногой повернутые к Богу, а другой – к себе. Но более всего, вы просто не честны о своем настоящем состоянии. И единственная вещь, которую Бог не может терпеть, это отсутствие честности, потому что обман вбивает клин в дружеские отношения.

Подписывайтесь:

Бог применяет столь серьезные слова, потому что Он говорит о самом важном для Него – о вас. Ему нравится ваш пыл, и Он может справиться в вашей болью, но ваше теплое сердце делает вас просто знакомыми, но не друзьями. Всегда было модно считать Лаодикийскую церковь такой, что наиболее соответствует американской церкви. И секрет для преодоления этого не в том, чтобы взяться за дело и сильнее стараться. Единственный способ излечить болезнь теплого состояния христианства – честность перед Богом. Вы не горячи и не холодны. Если вы не видите себя в одном из этих состояний, болезнь крепко сидит в вас. К счастью, есть противоядие, способное творить чудеса. И это противоядие начинает своё действие с простой, откровенной молитвы.

«Дорогой Боже, помоги мне.»

Сегодня среди Адвентизма распространяется странный комментарий на Библейский текст:

«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:16).

«Извергну» - объясняют, значит, изрыгну, изблюю. Да, от таких и подобных им толкований действительно стошнит.

Обосновывают такое толкование тем, что на языке оригинала, мол, такая концепция как раз и заложена.

Не хочу ничего сказать в отношении оригинала, может это место и можно так перевести, возможно, там даже есть какой-либо альтернативный вариант перевода. Если бы я знал древнегреческий, я бы этот вариант, конечно, отверг бы. Слишком грубое сравнение. И навряд ли Иоанн и Христос, давший ему концепцию этой вести, имели в виду именно это.

Для того чтобы разобраться в этом выражении, чтобы познать, о чем этот текст говорит, давайте обратимся в самую суть, в самое сердце этой мысли.

О чем здесь говорится?

К кому обращены эти слова?

Читаем:

«Ангелу Лаодикийской церкви напиши» (Откр.3:14).

Кто этот Ангел Лаодикийской церкви, которого Свидетель Верный и Истинный извергнет из уст Своих, если он не покается?

Давайте подходить ко всему здраво. В первую очередь это ангел, руководитель церкви города Лаодикии в Малой Азии.

Давайте сначала посмотрим, что происходило там, в Лаодикийской церкви, и только
потом определим, какое значение это имеет на наши дни.

Город был основан где-то около 250 г. до Р. Х. Царем Антиохом Сирийским и был назван в честь его жены Лаодикии. Расположен он был в долине реки Ликус.

Выражение: «Ни холоден, ни горяч» - было особенным образом понятно для верующих Лаодикии.

В окрестностях этого города был водопад, в который впадали горячие источники, текущие в Иераполь. Протекая через долину Ликус к Лаодикии, примерно на расстоянии около десяти километров эти горячие источники заметно охлаждались и, достигая окрестностей Лаодикии, становились теплыми... Таким образом, эта редкая географическая особенность была известна всем и как нельзя лучше характеризовала духовное состояние верующих лаодикийской церкви.

Да, такую теплую воду если выпить, к тому же есть предположения, что вода та содержала какие-то щелочи, то действительно стошнит.

Но это все было в окрестности города Лаодикии, где была повсеместная первоапостольская церковь. И в прямом отношении к этой церкви, возможно и оправдан такой перевод о тошноте того кто выпил эту тошнотворную теплую воду.

Но ведь значение этого описания не останавливается на поместной церкви в Лаодикии. Семь церквей трансформируются в семь периодов времени, в которые жили христиане, это семь христианских периодов. И мы сегодня живем в период лаодикийской церкви. Заметьте, это временное пространство, это промежуток времени, а не какая-то определенная конфессия. Это все христиане, живущие в период с 1844 года. Почему с 1844 года? Да, потому что в названии заложено значение. «Лаодикия» - означает «суд над народом» или же «народ суда». Последнее определение более подходящее.

А кто же тогда Ангел церкви?

Давайте проанализируем, кого избирали на руководящий пост в первоапостольской церкви:

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим.3:2-5).

Вы заметили, кого избирали на руководящий пост? Он должен быть образцом для всей церкви. Он должен был быть тем, на которого все будут равняться (но прежде он сам, конечно, должен был равняться на Христа). Он тот, который будет учить членов церкви, наставлять их в Слове Божьем, вести их к духовному совершенству.

Вот таково значение ангела повсеместной церкви в Малой Азии.

Но если значение церкви мы трансформируем, и церковь у нас становится временным отрезком, в котором живут христиане, то кем тогда является ангел церкви, ангел всей христианской церкви этого временного промежутка? Вот здесь-то как раз это место и занимает Богом учрежденная церковь.

Подобно тому, как в повсеместной церкви избирался самый лучший из всех членов, который должен был учить всю церковь, так и сегодня Адвентисты седьмого дня имеют самое чистое Библейское учение. И задача церкви - нести это учение всему миру и в том числе всей христианской церкви (см.Откр.14:6-12), к которой и должен прозвучать призыв: «Выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4).

Вот теперь мы уже поближе подошли к тому моменту, где надо увидеть, что означают слова Свидетеля верного и истинного: «Извергну тебя из уст Моих».

Откуда извергну? Из желудка? Да нет, из уст.

Это в древности люди выпив теплую воду, и она естественно не на губах у них была, а проходила через гортань, далее проходя пищевод, попадала в желудок. В желудке эта теплая щелочная вода производила реакцию, и организм человека так устроен Богом, что он пытается исторгнуть все то, что организм не приемлет. Начинаются рвотные конвульсии в желудке, и человек изрыгает все его содержимое.

В значении того символа на наше время, - что означает наше теплое состояние? Неудовлетворительность нашей духовности.

В Малой Азии в окрестностях Лаодикии кто пил теплую воду? Все люди и члены церкви тоже, ну, если, конечно, не было под рукой другой воды.

А в значении с Лаодикией на наше время мы – это ангел церкви, АСД Лаодикийского периода, это мы являемся той теплой водой; ведь о нас же говорится, что «ты ни холоден, ни горяч». И что ли Свидетель верный нас выпил, согласно этому толкованию, что Он готов теперь нас изрыгнуть?! Нет. Но кого-то такое толкование устраивает, а может, они просто не задумывались над этим вопросом более глубоко, как-то поверхностно отнеслись к нему?!

Вот толкование этих слов: «Извергну тебя из уст Моих».

Самое первое, что хочу сказать и заострить внимание на том, что как раз-то на устах тошнота не возбуждается. Она происходит либо в желудке, либо сразу в гортани, но только не на устах.

Чем занимается Христос в небесном святилище с 1844 года? Он ходатайствует на суде. Сегодня идет суд над мертвыми. И как только представляются дела какого-либо человека на суд, и если тот человек ушел в могилу в полном раскаянии перед Богом за свои грехи, тогда он на устах Христа-Адвоката; Небесный Защитник ходатайствует за него.

В любви Своей Бог, видя наше теплое состояние, наше самодовольство, нашу наготу, пока еще не пришел час суда над живыми, - все, что может - предлагает нам. Он предлагает нам и золото огнем очищенное и глазную мазь, чтобы мы увидели свое состояние. Наказывает нас, наконец, в любви Своей, чтобы остановить нас на наших путях. Его цель, чтобы одеть нас в Свои одежды праведности. Ибо вот-вот настанет час, когда нам надо будет предстать перед судом. Если мы примем все Его дары, - Он оденет нас в одежды Своей праведности, и только тогда на суде мы будем у него на устах. Он будет взывать: « Да, он - грешник, но он оставил грех, он сожалел о нем; Моя кровь омыла его, да будет он со Мной во всю вечность».

А если мы не внемлем призыву Свидетеля Верного, не примем Его дары, то останемся в своей праведности, хотя и говорим много о праведности Христа сегодня. В вопросе пересмотра нашей жизни каждый должен начинать с самого себя, и если мы этого не сделаем, - Небесный Адвокат извергнет нас из уст Своих, Он просто не будет за нас ходатайствовать.

Если мы действительно что-то хотим, то как правило добиваемся этого. Что же тормозит нас в духовной жизни? Почему хотим худеть и худеем, а хотим молиться и не молимся? Размышляют иерей Филипп Ильяшенко, финансист Константин Каракацанис и жена священника Анна Васильева.
Омовение ног. Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в.

«НС» продолжает свой опрос "Как починить волю? ":

Иерей Филипп Ильяшенко (Москва):
— То, что вы описываете, Спаситель в Евангелии называл фарисейством и лицемерием и последовательно обличал. В Апокалипсисе «Сидящий на троне» обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви говорит: «О если бы Ты был холоден или горяч, но Ты не холоден и не горяч...» — известные московские духовники связывают эти слова с тем, о чем вы говорите и называют это явление теплохладностью. Полагаю, что самый верный путь описан в заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим». Речь идет, таким образом, не о воле (у христианина нет слова не могу, есть — не хочу! — а это совсем другая область), а о сердце! Если я кого-то люблю, то едва ли захочу его расстраивать, напротив, поспешу использовать всякую возможность его порадовать — выполняя его просьбы, исполняя угодное ему!

Константин Каракацанис, финансовый директор крупной компании (Москва):
— Мне кажется, основная проблема несоответствия чтения и практики в том, что подлинное наше желание, к сожалению, "бери от жизни все!" И дальше мы его пытаемся обуздать, или уговорить, или победить. И себя, любимого, жалко к тому же. Поэтому у нас и не получается победить волю умом. Но как только (часто после потрясений) мы собираемся и действительно что-то хотим, мы всего или почти всего добиваемся. Это и в обычной жизни заметно. Ну, например, худеть у многих получается же, в конце концов.

Очень часто мы слышим с амвона тезис о том, что человек, как ни работай над собой, все одно — существо падшее, и фактически никакого продвижения в сторону Царства Божьего не может осуществить. И без помощи Божьей ничего не выйдет. А вывод из этого утверждения может быть сделан (и часто делается) такой: не выходит — значит пока нет помощи. Нет помощи — значит недостоин. А, следовательно, и напрягаться не надо, потому как бесполезно. Человек просто плывет по течению, опять оправдывая свою лень.

Книжное знание всегда несколько иллюзорно, это модель, а не натура. Как геометрия, где отрезок и плоскость не имеют толщины. Но в реальности мы понимаем, что это такие допущения, для простоты изложения главных принципов, и переносим это отношение к учебнику на духовные книги. То есть в принципе мы все принимаем, но что это надо делать прямо сейчас, не доходит до ума и сердца. То, что прочитанное необходимо понять буквально, тоже не доходит.
Вывод я могу предложить один — не соглашаться с ленью, с нелюбопытством, а понуждать себя к действию, ежедневному или ежечастному — кто как может...

Анна Васильева, жена священника (Архангельск):
— Этот вопрос мне кажется несколько отвлеченным от жизни. Что могу сказать о себе — когда были первые годы жизни в Церкви, то вопросы о «духовной жизни» присутствовали. Потом с возрастом получилось, что вся духовная жизнь сводится к самому малому, но которое очень трудно выполнить. Самое элементарное — не обижаться и других не обижать, не делать другим плохого, не кричать на детей, помогать тем, кому хуже. Вот минимум, который так по-детски выглядит, и очень сложен. Поэтому лично у меня не стоит сейчас вопросов о какой-то духовной жизни, мне бы выполнить как-нибудь этот минимум.

Насчет застревания и хождения по кругу — не знаю, мне кажется, что наш путь к Богу — это не стремление к каким-то «вершинам духовной жизни» (что это такое, я толком и не понимаю), а преодоление тех постоянных трудностей, что каждый день встречаются на нашем пути. То есть наш путь к Богу, получается, не столько молитва и чтение святых отцов, сколько — просто терпеть все неприятности, скорби, не роптать на Бога. А застревание — жизнь все время приносит какие-то проблемы, сюрпризы. Сегодня они одни, завтра другие, решать их приходится по-разному. То есть застревание, конечно, есть, существует, но как-то о нем не думаешь особенно, житейская суета особо не дает возможности размышлять.

Как починить свою волю — я не знаю. Наверное, в некоторых случаях надо лечиться. Вижу, что в моем окружении много людей, страдающих депрессией. Пока никому из них, насколько я могу видеть со стороны, не удалось самим свою волю починить. Одной подруге помогли антидепрессанты и работа с психотерапевтом — это заняло не один месяц, но результат принесло, воля действительно окрепла.

Есть еще такой момент, не знаю, насколько он уместен. Это мое личное наблюдение. У меня есть подруга, которая 20 лет ходила в церковь и жила церковной жизнью, серьезный неповерхностный человек. Ее тоже беспокоило это «топтание на месте». Она хотела настоящей глубокой христианской жизни. И так получилось, что она нашла ее в одной общине, которую принято критиковать и называть сектантской. Я тоже познакомилась с несколькими людьми из этой общины. Мне показалось, что они все максималисты, старающиеся жить по-максиму по-христиански. Они постоянно что-то изучают, Священное писание, историю Церкви. То есть у них как-то получается так жить, что Христос и Евангелие у них на первом месте. Может быть, их опыт церковной жизни может быть и нам полезен, интересно, как это у них получается.