» » Что такое принцип метод якорь в психологии. Практика НЛП

Что такое принцип метод якорь в психологии. Практика НЛП

Александр Любимов


Про якоря вы скорее всего уже слышали. Даже если вы ничего и не знаете об НЛП. Но под другим названием - условные рефлексы. Помните: собаки Павлова, звенит звонок - течёт слюна… Проходили на уроках биологии. Вот якоря они и есть - условные рефлексы, связь стимула и состояния.
И якоря очень хороши для того, чтобы запускать нужное состояние в нужный момент. Раз - и человек спокоен, или наоборот, бодр. Правда якорь работает как кнопка дверного звонка:

звонок звенит пока нажимаешь на кнопку.

То есть человек находится в нужном состоянии, пока «включён» стимул.

Как ставят якоря

Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние - и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок.
Итак, для установки якоря нужно две вещи: пик состояния и оригинальность стимула . С пиком более-менее понятно - состояние достигло максимума и тут мы устанавливаем якорь. При этом важно, чтобы человек ещё из этого пика не вышел, стимул должен быть «внутри» состоянии, чтобы мозг решил, что они связаны. Например, человек радуется, а вы в этот момент стучите пальцем несколько секунд, пока он радоваться не перестал. Потом при точно таком же стуке пальца человек опять будет радоваться.
А вот сам стимул должен быть несколько необычен в данной ситуации - слегка необычная поза, тон голоса, стук, прикосновение, положение в пространстве. Это совсем не означает, что вы должны изобразить нечто невообразимое, можно просто чуть понизить голос - но при этом удерживать эту высоту голоса на одном уровне. Или наклонить голову и не дёргать ею, пока устанавливаете якорь. При этом подразумевается, что обычно вы именно этим тоном голоса не говорите и голову именно в этом положении не держите. Это, собственно, и есть «оригинальность стимула».
Что ещё нужно - точность воспроизведения якоря. То есть вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно : точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Но нет, результат будет хуже (если вообще будет).

Итак, правила использования якорей:

1. Установка на пике состояния.
2. Оригинальность стимула.
3. Точность воспроизведения.

И несколько вещей, которые стоит знать о якорях.
Якоря имеют время жизни : если якорь не закреплять, то он проживёт от часа до нескольких дней. Для закрепления якоря нужно повторить всю процедуру якорения 3-5 раз. После закрепления якорь как раз превращается в условный рефлекс.
Якоря можно уничтожать : якорь - это не навсегда, их можно убрать, например коллапсом якорей.
Якоря могут образовываться естественным путём : типичный пример - запах елки и мандарин (Новый год), школьный звонок.
Якоря можно разделить по сенсорном каналу , через который "срабатывает" стимул:
Визуальный - характерный жест, фотография, одежда.
Аудиальный - имя, песня, тон голоса.
Кинестетический - вкус воды "Колокольчик", место в пространстве, прикосновение.
Каждый тип якорей (ВАК) имеет свои преимущества и недостатки. Тактильные якоря (К ) самые надёжные, но не всегда есть возможность дотронуться до человека и не все это позволяют делать. В якорь установить проще, но человек может отвернуться или закрыть глаза.

Якоря - это очень древний способ научения, выработки «правильной» реакции. Якоря не контролируются сознанием - они возникли гораздо раньше, чем эта молодая и наглая вещь. Так что это древний, мощный и немного туповатый способ познания мира. Но зато очень надежный - работает всегда и не ломается.

Ставим якорь: по шагам

0. Определите состояние:
Определите состояние, которое вы хотите использовать.
1. Вызов состояния.
Получите доступ к состоянию: например, вспомните ситуацию в которой это состояние было. Усильте до максимума.
2. Калибровка и установка якоря.
Если вы получили доступ к нужному состоянию и вы действительно уверены, что это то что нужно - вы калибруете, то есть запоминаете невербальные признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что якорь надо ставить на пике состояния.
3. Разбивка состояния.
Отвлекитесь: посмотрите за окно, сложите 128 и 339, подвигайте компьютерной мышкой.
4. Проверка якоря.
Воспроизведите стимул. Если состояние воспроизводится - якорь установлен. Только учтите, что в большинстве случаев, интенсивность состояния вызванное при помощи якорей несколько слабее интенсивность в момент установки якоря. Так что и внешние признаки, и внутренние ощущения будут не такими сильными.
5. Использование якоря.
Запустите якорь в нужный момент - когда вам необходимо больше уверенности (если вы ставили якорь на уверенность) или нужно успокоить человека (если вы ему ставили якорь на спокойствие).

Различие между 4 (проверка) 5 (использование якоря) пунктами заключается только в том, что при проверке вы воспроизводите якорь "просто так" и следите, срабатывает ли стимул или нет. При использовании вы включаете якорь для доступа к нужному состоянию в данный конкретный момент.

Например, как устанавливать якорь самому себе. Давайте поставим якорь на состояние радости (хотя можно выбрать и удовольствие, и злость, и спокойствие на ваш вкус).
1. Вызовите состояния: вспомнить ситуацию, в которой у него было относительно сильное чувство радости и постарайтесь усилить его до максимума.
2. Установите якоря: на пике состояния сожмите правую руку в кулак.

Понятно, что можно использовать любой другой удобный стимул: прикоснуться указательным пальцем к большому, потереть мочку уха, постучать пальцем по столу. Когда ставите якорь себе, обычно более удобно использовать именно кинестетические (телесные) якоря.

3. Отвлекитесь: посмотрите за окно, извлеките кубический корень из 18456.
4. Проверьте якорь: сожмите кулак правой руки с той же силой. Если чувствуете радость (не обязательно столь же сильную, как при установке якоря) - якорь установлен.
Всё довольно просто, не правда ли?

Якоря как способ внесения ресурса

Якоря в НЛП чаще всего используются для внесения ресурсов в ситуацию (6-й шаг в схеме изменения). Такой вот быстрый и простой способ добавить в нужную ситуацию счастье, удовольствие и уверенность в себе. Только для вас - несколько небольших техник.

Доступ к состоянию

Якоря достаточно удобно использовать для доступа к ресурсному состоянию в нужный момент. Например, в каких-то ситуациях вам могут потребоваться: спокойствие, бодрость, расслабление, сосредоточенность.
Установите на каждое из состояний якорь, прижимая пальцы левой руки к левой ладони: мизинец - спокойствие, безымянный - бодрость, средний - расслабление, указательный - сосредоточенность. Теперь в ситуации, где вам требуется доступ к спокойствию, вам достаточно зажать мизинец.

Понятно, что вы подбираете состояния, которые нужны именно вам, а не обязательно спокойствие и бодрость. Точно так же якорем не обязательно должно быть прижимание пальца к ладони - это может быть что угодно другое, что вы можете удерживать достаточно долго, но не отвлекаясь на него. Например, якорем может быть представление зелёного треугольника, но пока вы будете думать об этом зелёном треугольнике, скорее всего вы не будете достаточно внимательны во время разговора.

Убираем неприятные воспоминания

В прошлом могут быть неприятные ситуации, которые регулярно всплывают в памяти, напоминая о сделанных ошибках. Большинство этих воспоминаний особой пользы не приносят, но добавляют неприятных переживаний, так что их можно «стереть» - убрать оценку. А вспоминаем мы обычно только то, что связано с сильной эмоцией. Правда, предлагаемым способом можно работать с ситуациями малой и средней важности и/или не слишком интенсивным переживанием.
1. Ситуация.
Выберите ситуацию, к которой хотите изменить отношение.
2. Ресурс.
Определите, какое ресурсное состояние вам нужно для переоценки этой ситуации: счастье, радость, спокойствие, уверенность и т.д.
3. Якорь на ресурс.
Установите якорь, который легко можно воспроизвести. Например, сжав руку в кулак или сжав указательный и большой пальцы.
4. Внесение ресурса.
Воспроизведите якорь и, удерживая его, «прокрутите» в голове ситуацию с начала до конца.
5. Проверка работоспособности.
Изменилось ли ваше восприятие ситуации в желательную сторону? Достаточно ли это изменение? Если нет - вернитесь на второй шаг и выберите ещё ресурс.
6. Экологическая проверка.
Не повредит ли вам новое отношение к этой ситуации? Если да - вернитесь на шаг второй шаг и добавьте необходимые ресурсы.
7. Привязка к будущему.
Понаблюдайте за собой в будущем в трёх-четырёх ситуациях, в которых раньше могло бы всплыть это неприятное воспоминания. Как вы теперь себя ведёте?

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

В своей предыдущей статье я рассказывал об одной из методик НЛП, а именно о якорях и их установке для самого себя. В этой статье я хотел бы продолжить эту интересную и несомненно, очень полезную тему и рассказать об установке якоря другим людям, этот процесс в НЛП называется якорением. Еще раз напомню, что такое якорь и как это работает: якорь – это любой внешний стимул, раздражитель, то, что предшествует условному рефлексу, например это визуальный образ, слуховой, обонятельный или кинестетический, все что оказывает влияние на наши органы чувств. Якорь вызывает реакцию человека, эта реакция является определенным внутренним состоянием человека, например внешний стимул вызывает у человека чувство страха, или же просто привлекает его внимание, например звонок в колокольчик или стук молотка о стол, как это происходит в суде, обращает на его производящего внимание аудитории. Якоря можно устанавливать и контролировать тем самым свое внутреннее состояние, то есть вызывая необходимый вам ресурс, чувство удовлетворение, концентрацию внимания, различные эмоциональные состояния, такие как обиду, злость, чувство радости и так далее и тому подобное.

Но якоря как вы сами понимаете можно устанавливать не только себе, но и другим людям, и обращаться с их помощью к чужим ресурсам, вызывая к примеру у человека чувство стыда, жалости или доверия к вам. Если использовать этот прием исключительно в собственных целях, добиваясь поставленного результата отвечающего исключительно вашим интересам, то это можно назвать манипуляцией поведением других людей, о чем я вам сейчас и расскажу более подробно. Отчасти установка якоря напоминает гипноз, в какой-то степени им и являясь, только в менее откровенной форме, все-таки не настолько вы зомбируете человека, чтобы он выполнял беспрекословно все ваши желания. Хотя те люди, которые прекрасно научились устанавливать якоря и обладают сильным внушением, способны вводить людей в гипнотическое состояние, я много раз был свидетелем таких сеансов, очень надо сказать впечатляющих. Но про гипноз я расскажу вам как-нибудь в другой раз, пока же вернемся к установке якорей, тоже весьма увлекательному процессу, способному влиять на людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Прежде всего необходимо выделить ту группу людей, на которых проще всего поставить якорь – это люди с развитым правым полушарием мозга. Такие люди думают не структуированно, они больше полагаются на органы чувств и ощущения, действуя интуитивно, не анализируя и не переосмысливая поступаемую к ним информацию. Но это вовсе не означает что эти люди не склонны думать, и потому далеко не на всех можно установить якорь, то есть с некоторыми людьми это сложнее проделать. Решив поставить человеку якорь, необходимо выяснить какой из органов восприятия для него является основным, установка якоря через этот орган, будет наиболее действенным. То есть вам надо определить какой тип человека перед вами: визуал – лучше воспринимает информацию с помощью зрения, аудиал – лучшим способом воспринимать информацию для них является слуховой канал, кинестетик – человек который преимущественно чувствует, нежели видит, слышит или думает, или такой тип людей как дискреты – то есть люди воспринимающие информацию по большей части с помощью логического мышления, осмысления поступаемой к ним информации, с помощью цифр, фактов, различных знаков и логических доводов.

Конечно не обязательно только аналогичный их каналу восприятия якорь будет работать, установка других якорей тоже даст результат, но то, что этим людям ближе, сработает лучше всего. Хотя кинестетический способ установки якоря считается наиболее действенным, все-таки ощущения закладывают в память информацию лучше всего, в большинстве случаев. Теперь собственно о процессе установки якоря, который сводится к созданию для человека определенной обстановки, в которой он чувствует себя максимально комфортно. Якорение может происходить любым образом, вы можете вести непринужденную беседу о прошлом человека, возвращаясь в которое он переживает положительные эмоции, носящие умиротворяющий характер. То есть вам любым образом необходимо создать для другого человека самую что не на есть благоприятную обстановку, в которой он чувствует себя максимально комфортно, спокойно, непринужденно.

Музыка, запахи, визуальное окружение, ваши слова, поведение и конечно же прикосновения, в том числе и со стороны того человека, у которого вы ставите якорь. То есть все гениально просто, определенные действия с вашей стороны, закладывают в память человеку эту благоприятную обстановку, вы можете коснуться определенным образом руки человека, сказать приятные слова, попросить например сделать что-то непринужденное, чтобы это осталось в памяти как сопутствующее ситуации действие. Впоследствии при воспроизведении некоторых моментов из этой ситуации, вызовут у человека воспоминания о ней, о вас и приведут его в то состояние, в каком человек находился, когда у него устанавливали якорь. То есть если вы хотели запомниться как положительная личность, то связанные с ситуацией которую вы создали ассоциации, напомнят человеку о вас, и естественно это будет приятное воспоминание.

Касательно установки якоря посредством воспоминания, о котором я упомянул, то здесь смысл сводится в вызове у человека определенных эмоций с помощью воспоминаний, как это происходит во время гипноза, и связывание этой ситуации с собой. То есть вы просите вспомнить человека приятные моменты его жизни, а когда он находится на пике эмоциональных переживаний, производите какое-нибудь действие, например прикосновение и произносите приятные слова, то есть, те позитивные воспоминания, в которых находится человек, допускают и ваши присутствие, тем самым можно например добиться доверия к себе со стороны этого человека и многого другого. Подобным образом можно установить и якорь вызывающий чувство страха, связывая определенные действия с негативным для человека чувством, простой пример замах на человека рукой, которое может вызвать у него чувство страха или другой ответной реакции, в случае если его часто били. Скажем если вы хотите поставить якорь у ребенка с целью чтобы он не лез в розетку, то должны любым удобным для вас способом вызвать в нем страх каждый раз, когда он приближается к розетке, например эмоционально объяснить ему как это страшно, чем больше эмоций, тем лучше, или просто вдарить ему по рукам.

Это информация для подсознания, которая выдает рефлекторную реакцию, человек боится не того что есть в данный момент, а того, что было когда-то, а существующая ситуация просто вызывает у него это чувство. Думаю смысл вам понятен, поскольку ситуаций в каждом конкретном случае может быть очень много, как я уже упоминал ранее в первой своей статье по якорям, тема это достаточно глубокая, но изучать ее интересно и полезно. Еще хочется вам рассказать про установку якоря посредством непрямого воздействия на человека, то есть создания о себе определенного мифа, в виде положительного или отрицательного образа, в зависимости от того, что вам нужно. Этим занимаются люди, которые создают положительный образ в глазах общественности, например для какой-нибудь поп звезды, или политического деятеля, то есть для человека искусственно создаются ассоциации с ним связанные. Например, политический деятель на фоне детей, семьи, на фоне рабочих с ним общающихся и тому подобные фокусы, создают впечатление у людей о таком человеке как о ком-то своем из их мира.

Таким образом, устанавливается якорь позитивного отношения одних людей к другим, без прямого воздействия, а косвенным образом.

Я вообще вам так скажу, вызов у человека определенных воспоминаний и создание тем самым у него определенного внутреннего состояния, уже устанавливает у него якорь на вас, как на человека положительного или отрицательного. Это будет так называемое первое впечатление, которое вы можете создать у человека с помощью разговора с ним на определенную тему. Вы можете сделать его, это впечатление, таким, каким пожелаете, если подойдете к этому вопросу со всей серьезностью, контролируя каждое свое слово. Если вы заставите человека вспомнить – самые ужасные моменты в его жизни, то он их неизбежно свяжет с вами. А если вы будете помогать ему вспоминать и думать о хорошем, то те приятные ощущения, которые он испытает, также будут связаны с вами. Вот почему некоторые грамотные продавцы стараются вызвать у человека как можно больше приятных ассоциаций во время общения, чтобы он не только купил у них нужный им товар или услугу, но и привязался к ним – к продавцам, к магазину, к компании. Вот это установка якоря, которая часто используется многими людьми.

Кстати, психологам такой прием использовать сложно, так как во время работы с людьми им часто приходится затрагивать крайне неприятные для человека моменты, что, конечно, не прибавляет популярности специалисту, но зато помогает людям справиться со своей проблемой. Поэтому, если психолог, с которым вы работаете, раздражает вас или вынуждает вас страдать, поднимая в вашей памяти крайне неприятные для вас пласты информации, то знайте – он работает, и можно со всей уверенностью заявить, что это хороший психолог.

Таким вот образом, друзья, устанавливаются якоря или как это еще называется, происходит якорение. Конечно далеко не все примеры, которые могут создать у вас полную картину о якорении мы рассмотрели, но как и касательно всего остального, к этому вопросу мы тоже будем возвращаться, рассматривая конкретные ситуации и различные способы управления поведением человека, психологию ведь изучаем в конце концов.

В последующих статьях мы обязательно затронем вопрос снятия якоря, способы распознать применяемую подобным образом манипуляцию в отношении вас, а также возможность ей противостоять. Главное, помните, что все необъяснимое, случайное, неожиданное, непонятное и необычное, происходит в жизни тех людей, которые многого не осознают из того, что с ними происходит. А там где нет осознания, работает внушение. В бессознательной жизни есть только один приятный момент – это приятная неожиданность, хотя неприятных неожиданностей, как правило, больше. А вот в жизни человека понимающего и осознающего, приятных моментов всегда больше, поскольку он сам их себе создает.

"Якоря карьеры" Шейна - это ориентации и интересы определенного человека, побуждающие его к конкретной профессиональной деятельности. По мнению профессора менеджмента Эдгара Шейна, такие якоря есть у каждого из людей, проживающих на нашей планете.

Описание методики

"Якоря карьеры" Шейна могут возникать в начальные годы вашей карьеры и оставаться с вами на протяжении долгих лет. Эдгар Шейн выделил всего восемь ориентаций, к которым стремится все человечество. В число этих ориентаций входят:

  • предпринимательство;
  • профессиональная компетентность;
  • менеджмент;
  • независимость (или по-другому автор называет ее автономией);
  • стабильность рабочего места;
  • стабильность места проживания;
  • объединение (интеграция) стилей жизни человека;
  • служение;
  • вызов.

У каждого человека есть несколько ярко выраженных якорей.

Методика "Якоря карьеры" Шейна применяется для того, чтобы определить, какие из профессиональных ориентаций и ценностей более выражены у того или иного сотрудника. Ориентация определяется по шкалам-якорям.

Шкалы методики

Что же обозначает каждая из шкал-якорей? Это ключевой момент в методике "Якоря карьеры" Шейна:

  • Якорь компетентности в профессии (или профессиональной компетенции) рассказывает о том, насколько сильно сотрудник желает того, чтобы окружающие по достоинству оценили и признали его таланты. Чаще всего такие сотрудники подбирают для себя такие должности, будучи в которых они могут реализовать такую возможность.
  • Якорь менеджмента. Те, кто обладает данным ярко выраженным якорем, любят власть и хотят управлять людьми. Главное желание этих людей - управлять чем-либо, ради этого они готовы даже нести ответственность за других людей, направлять их действия в нужное русло. Для них важен итоговый результат работы.
  • Якорь независимости (автономии). Нужно иметь в виду то, что люди, у которых преобладает данный якорь из всех перечисленных якорей карьеры Шейна, постоянно стремятся к свободе, они желают быть освобожденными ото всяких правил и на дух не переносят дисциплину. Такие люди всегда стремятся жить только по своим правилам.
  • Якорь стабильности рабочего места (стабильности работы). Для таких работников главное - иметь надежный и стабильный заработок на протяжении достаточно долгого времени. Такие сотрудники совсем не любят перемены и не понимают, какой может быть смысл в проектах, которые рассчитаны на короткие сроки, и просто не берутся за их осуществление. В отличие от людей с якорем менеджмента, те сотрудники, у которых более "развит" якорь стабильности рабочего места, редко готовы согласиться на то, чтобы на них возложили тяжелую ношу ответственности.
  • Якорь стабильности места проживания. Сотрудники с таким якорем более склонны оставаться на одном месте довольно длительное количество времени, иначе говоря - они не желают покидать свой дом, родной город. Ради этого они готовы игнорировать все возможные командировки и даже повышения в других городах.
  • Якорь служения. Подобный якорь отвечает за рвение и желание сотрудника быть полезным окружающим его людям. У таких людей всегда благие намерения и они хотят видеть хороший результат своей работы. Работники с этим якорем не смогут (и, соответственно, не будут) работать в организациях, чьи цели и намерения враждебные. Особенно яркое выражение наблюдается у врачей или же ветеринаров.
  • Якорь вызова. Человек с развитым якорем вызова привык делать то, что, по мнению многих, просто невозможно, тем самым бросая вызов окружающим. Сам процесс борьбы за что-либо и какое-то соперничество - это двигатель всей их деятельности. Без этого потока постоянных "вызовов" себе и окружающим сотруднику просто становится скучно, а потому может снизиться любая его активность.
  • Якорь объединения (интеграции) стилей жизни - желание иметь одновременно все. Семья, карьера, саморазвитие - для таких людей важно все. Пожертвовать чем-то одним ради другого они просто не могут.
  • Якорь предпринимательства. Человек с развитым якорем предпринимательства имеет потребность создавать что-либо и реализовывать все свои идеи.

Опросник "Якоря карьеры" Шейна

Выявить, какие якоря наиболее развиты у того или иного человека, возможно с помощью определенного теста. Это такой опросник, который содержит в себе сорок один вопрос. На каждый из вопросов работник должен дать ответ по шкале от одного до десяти:

1 - то, о чем говорится в вопросе, меня абсолютно не интересует. 10 - тема, затронутая в вопросе, исключительно важна для меня. Результатом теста является среднее арифметическое число от суммы всех баллов, которые получил тестируемый по всем из восьми якорей.

Где проводятся такие тесты и для чего

Тесты "Якоря карьеры" Шейна обычно применяют для того, чтобы определить уровень профессиональной мотивации. Применяют ее На сегодняшний день такой тест может пройти любой желающий, даже не выходя из дома, - в сети Интернет. Но при получении результата интернет-теста стоить помнить и о том, что ваши результаты проверяли не специалисты, а лишь система, поэтому итоги таких тестов не стоит воспринимать слишком серьезно. Если же это имеет для вас слишком большую значимость, то стоит обратиться к престижному психологу, дабы получить верный и точный результат вашего тестирования.

Как посчитать баллы

Суммируются баллы по каждому из восьми якорей (соответствие якорей и номера вопросов их баллов будут представлены ниже в ключе к тесту). Нужно суммировать баллы по каждому из восьми рядов и разделить их на количество вопросов, связанных с ними (везде пять, кроме "стабильностей").

Ключ к тесту

  • Якорь компетентности в профессии: один, девять, семнадцать, двадцать пять, тридцать три.
  • Якорь менеджмента: два, десять, восемнадцать, двадцать шесть, тридцать четыре.
  • Якорь независимости (автономии): три, одиннадцать, девятнадцать, двадцать семь, тридцать пять.
  • Якорь стабильности места работы: четыре, двенадцать, тридцать шесть.
  • Якорь стабильности места проживания: двадцать, двадцать восемь, сорок один.
  • Якорь служения: пять, тринадцать, двадцать один, двадцать девять, тридцать семь.
  • Якорь вызова: шесть, четырнадцать, двадцать два, тридцать, тридцать восемь.
  • Якорь объединения стилей жизни: семь, пятнадцать, двадцать три, тридцать один, тридцать девять.
  • Якорь предпринимательства: восемь, шестнадцать, двадцать четыре, тридцать два, сорок.

Методика разработана Эдгаром Штейном и адаптирована В. А. Чикер и В. Э. Винокуровой (Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПб., 2000. - Сс. 207-210; 268-270).

Лучшей карьерой с точки зрения руководства организации явля­ется индивидуальная карьера, осуществляемая как самоуправление. Карьерная установка - это постоянный и устойчивый элемент струк­туры личности, и поэтому она может быть измерена при помощи оп­ределенного инструментария.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации («якорей»).

1. Профессиональная компетентность . Эта установка связа­на с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами сво­его дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять дру­гими в пределах своей компетентности, но управление не пред­ставляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой кате­гории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетент­ных решений.

2Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только ана­литических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3.Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных пра­вил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4.Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его «срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

    Служение . Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в об­ласти охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

    Вызов . Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контакт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориента­цией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.

    Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.

    Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.